Москва. Церковь Трех Святителей на Кулишках. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу. Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века " в садех " была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских. В XVI веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы. В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами. На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

http://sobory.ru/article/?object=03875

Нижний Новгород. Церковь Трех Святителей. Церковь Трех Святителей (Трехсвятительская) - Петра, Алексия и Ионы на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря Карта и ближайшие объекты Церковь Трех святителей на пересечении ул. Славянской и Короленко была построена в русско-византийском стиле в 1860 году и реконструирована в 2004 году. Храм во имя святителей Московских находится на территории подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Нижнем Новгороде, которое открылось в 1997 году. Район Крестовоздвиженской площади (современная площадь Лядова) и улицы Полевой (современная улица Горького) начал активно застраиваться с середины XIX столетия. Жители вновь застроенной части города стали настойчиво требовать от духовных властей возведения в этом районе храма, ибо ближайшей оставалась одна Покровская церковь, куда из-за глубоких оврагов и бурных проток в весенне-осеннее время добраться было непросто. Желание прихожан поддержал епископ Иеремия (1851-1857), в свою очередь обратившийся к военному губернатору Ф.В. Анненкову с просьбой об определении места строительства для нового храма. Церковь решили строить на пересечении Канатной и Немецкой улиц. Епископ же Иеремия определил посвящение будущего храма с тем, «чтобы местность сия и храм на ней Господень были посвящены имени празднуемых здесь Первопрестольников Российских, хранителей апостольских преданий, православия наставников и заступников любезнейшаго Отечества нашего Петра, Алексия и Ионы». Архитектором церкви стал Н.И. Ужумедский-Грицевич, в апреле 1859 года состоялась закладка фундаментов храма. На следующий год каменная церковь была полностью построена: внутри здания пол был выстлан белым камнем, поставлены три резных иконостаса, своды расписаны фресками, а стены затянуты холстами с написанными на них ликами святых. Семь колоколов на колокольне церкви Московских святителей радовали жителей Нижнего Новгорода своим звоном. К исходу 1860 года в Синод сообщалось, что каменная Трехсвятская церковь в Нижнем Новгороде возведена «во всех частях прочно, стройно и чисто».

http://sobory.ru/article/?object=01818

Симферополь. Церковь Трех Святителей. Церковь Трех Святителей при Таврической духовной семинарии Карта и ближайшие объекты В 1859 году Таврическая епархия стала самостоятельной. Для подготовки священников в Симферополе открыли сначала Духовное мужское епархиальное училище, потом семинарию. Это было в 1873 году, когда сто пятьдесят семинаристов начали готовиться к тому, чтобы стать священниками. Первоначально церковь Трёх Святителей находилась на втором этаже семинарии. Когда количество учеников увеличилось, она стала тесной, и было решено построить рядом более просторный храм, который, и был заложен в 1900 году. Возведение шло быстрыми темпами. И уже через два года в храме начались богослужения. Украшением храма стал иконостас, выполненный из дуба мастерами из Санкт-Петербурга. Наверное, то, что и сейчас в интерьере церкви много дерева, не случайность. Богослужения в храме совершались до 1924 года, затем там располагался областной архив, а позже – хранилище библиотеки им. И. Франко. В 1989 году началась реставрация церкви, и вскоре она вновь стала действующей. В 1996 году Высокопреосвященнейший Митрополит Лазарь освятил кресты, которые были установлены на куполах при помощи вертолёта. По материалам сайта http://www.palomnik.crimea.ua В 1901 г. началось строительство новой семинарской церкви, а через два года в нововозведенном храме Трех Святителей - Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова - покровителей христианского образования, состоялось первое богослужение. В годы советской власти в храме размещались архив и книгохранилище. Ныне храм открыт для прихожан. http://www.palomnik.crimea.ua Рождение храма Трёх Святителей промыслительно связано с основанием в Симферополе Таврической духовной семинарии. Первым ходатаем перед Святейшим Синодом об открытии семинарии был епископ Алексий (Ржаницин). Но из-за отсутствия денежных средств идея не воплотилась. Сменивший на Крымской кафедре владыку Алексия архиепископ Гурий (Карпов), ныне причисленный к лику святых, предоставил необходимые материалы в Священный Синод, который после их рассмотрения определил: «Открытие Таврической семинарии произвести постепенно в течение 6 лет, начиная со второй половины 1870 года». 30 мая 1869 года императором Александром II было подписано разрешение на открытие в Крыму Таврической духовной семинарии. Здание семинарии торжественно заложили 11 апреля 1871 года. Здание сооружалось по проекту губернского архитектора К.Н. Еремеева и инженера В.А. Грачёва. Строительством руководил подрядчик Н.А. Масяхин, купец I гильдии г. Севастополя, известный построением храмов, гимназии, детского приюта.

http://sobory.ru/article/?object=08804

Юргинское. Церковь Троицы Живоначальной и Трех Святителей. Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей , Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1897. Архитектор:Б. Цинке Адрес: Россия, Тюменская область, Юргинский район, с. Юргинское, ул. Ленина, 71 Координаты: 56.818169, 67.394257 Проезд:автобусом с автовокзала г. Тюмени, маршрут 751, 798 до с. Юргинское или поездом от ст. Тюмень до ст. Омутинское, далее маршрутное такси до с. Юргинское. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая деревянная церковь в селе Юргинское была построена в 1800 году «тщанием прихожан», как указывается в «Ведомостях о церкви Святыи Живоначальные Троицы Ялуторовского уезда Юргинского села за 1852 год». В 1852 году в селе Юрга вновь была перестроена, поставлена на каменный фундамент и освящена деревянная двухпрестольная церковь во имя Святой Троицы и Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В начале XX века деревянный храм был разобран, перевезен и вновь поставлен в деревне Володино, где после революции полностью разрушен. В 1897 году архитектором Б. Цинке был разработан проект каменной двухэтажной церкви. К 1904 году силами и усердием прихожан и купца 1-ой гильдии А. Кузнецова была выстроена и освящена каменная церковь, как и прежняя, во имя Святой Троицы и Трех Святителей. Старые люди рассказывали, что на строительство церкви собирали яйца со всех деревень, а кирпичи с кирпичного завода на телеги не грузили – передавали из рук в руки. Строительством храма в то время руководил зодчий Зорин, уроженец деревни Хмелевка. Еще юношей он ушел в европейскую часть России, чтобы обучиться мастерству строительства храмов. На 1904 год в приход Свято-Троицкой церкви входили деревни Палецкая, Колычева, Володино, Ахмыцкая, Заворуева, Хмелевка, Боровый Выселок. Прихожан насчитывалось около 6000 человек. Штат Свято-Троицкой церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух псаломщиков. По документам удалось восстановить имена священнослужителей и служителей церкви. В скобках указываются даты документов, в которых о них упоминается.

http://sobory.ru/article/?object=25194

Три английских святителя Святитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский Православным характерно представлять все человеческие достижения в троичности, другими словами – изображать жизнь человека через видение Святой и Животворящей Троицы. Вслед за святым апостолом Павлом, святой Дионисий Ареопагит говорил о девяти ангельских чинах (три на три); 30 января мы празднуем день трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Русской Церкви был праздник трех российских святителей – митрополитов Московских Петра, Алексия и Ионы. Этот праздник (5 октября) недавно дополнился еще тремя именами святителей (три на два), и их, таким образом, стало шесть: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген и Тихон . 23 марта православные португальцы празднуют тоже день трех святителей Португалии: святого Петра, митрополита Бражского (Брага – это своего рода португальский Кентербери), святого Генса, епископа Лиссабона, и святого Манция, епископа Эворы. Английская Церковь тоже может иметь праздник в честь трех своих святителей. Святой Дунстан Кентерберийский, святой Этельвольд Винчестерский и святой Освальд Вустерский вместе привели Англию в X веке к церковному, политическому и культурному расцвету. Каковы же были эти три святителя, и за какие подвиги удостоились святости? Святитель Дунстан Святитель Дунстан родился в 909 году в местечке Балтонсборо недалеко от Гластонбери в благородной семье. Его отца звали Хеорстан, а мать носила имя Кинефрита. У святого Дунстана был и брат, по имени Вулфрик. Все члены этой семьи были преданными и благочестивыми христианами, соблюдали все праздники и посты в старинном монастыре Гластонбери. Согласно преданию, перед рождением святого Дунстана было небесное знамение. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы родители святого Дунстана были в храме Гластонбери. Внезапно все свечи в храме погасли, а та, которую держала его мать, зажглась сама по себе, так что Кинефрита от нее смогла зажечь и все другие свечи. Уже в детстве святителю Дунстану являлись видения. В одном из них ему предстал некий почтенный старец в сверкающем белом стихаре и указал на новый монастырь в Гластонбери с великолепной церковью и такими же прекрасными кельями. Святой Дунстан много времени посвящал чтению, еще он играл на арфе, что было признаком культуры у англичан того времени. Дядя святого Дунстана Ательм был епископом города Уэллс. Когда в 923 году святитель Плегмунд, архиепископ Кентерберийский, преставился ко Господу, Ательм стал его преемником.

http://pravoslavie.ru/29240.html

Одноушево. Церковь Трех Святителей Московских. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Трехсвятительская с. Одноушево каменная, с каменной колокольней. Холодная церковь построена в 1775 г., а теплый придел пристроен к ней в 1872 г. на средства прихожан и пожертвования. Вокруг церкви каменная ограда, внутри коей кладбище. Престолов 3: в холодной а) во имя трех святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы, в теплой б) правый во имя святит. Николая Мирликийского, в) левый в честь Благовещения Богородицы. Селение Одноушево, состоящее в приходе сей церкви, есть родина Святителя Московского Ионы. Расстояние от Костромы 210 в., от Солигалича 10 в. Ближайшие церкви: Троицкая Богородицкого Феодоровского монастыря в 9 в., Сретенская в Зашугомье в 12 в., Троицкая Зашугомья в 15 в. и Христорождественская с. Великова в 20 в. http://www.old-churches.ru/so_010.htm Село Одноушево имело и второе название: Вершки. Оно было центром старинной вотчины московских митрополитов, а потом патриархов. В жизнеописании московского митрополита Ионы, который родился в Одноушеве, село упоминается в 1461 г., в год смерти Ионы. Хорошо известна роль святителя Ионы в создании централизованного русского государства. Во время междоусобной войны Москвы с Галичем в середине XV века Иона был посредником и сторонником объединения русских княжеств. В 1527 г. московский великий князь Василий Иванович дал московскому митрополиту жалованную грамоту на владение Соли-Галицкой варницей и пустошами у Одноушева. В 1628 г. в сельце Одноушеве построили деревянную церковь во имя Трех Святителей, а в 1775 г. на ее месте построили каменную Трехсвятскую церковь. Жизнь одноушевской вотчины контролировалась конторой русского патриарха, особенно следившего за нравственностью своих крепостных и служивых. В 1704 г. в челобитной на имя Петра I церковный староста села Одноушева писал: «...поп церкви Фадеев взял церковные ключи, ризы, утварь и детей своих держит причетниками, а он поп Фадеев двоеженец и взят был в Солигалич в губную избу и высидел шесть недель». Неизвестно, какое решение принял царь по этому челобитью. В XVIII веке Одноушево было центром Вершковской волости.

http://sobory.ru/article/?object=39062

Александровка. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1863. Год утраты:1936 (сгорела) Адрес: Россия, Ростовская область, Азовский район, с. Александровка, ул. Советская Координаты: 46.787984, 38.996809 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 1-я церковь была построена на общественные средства крестьян и освящена в 1821 г. во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 2-я церковь построена вместо старого ветхого храма в 1863 г. на общественные средства и освящена в честь Преображения Господня. Деревянная. Однопрестольная. Благодаря проведению в 1902 г. XII Археологического съезда в Харькове сохранилось описание Преображенского храма: «Церковь деревянная, имеет вид креста, срублена из соснового леса. Двери для входа устроены с трех сторон: с запада, севера и юга. С этих же сторон устроены притворы крытые, имея каждый растворчатые двери, в половину стен вставлены окна, с западной стороны имеется паперть в несколько ступеней с трех сторон. Церковь внутри также устроена крестообразно, своды в виде круговой дуги без опоры на столбах, стены срублены в замок. На 12 столбах укреплены хоры, которые устроены с трех сторон: запада, севера и юга. Пол из сосновых досок. Алтарь не разделяется стенами, очень широкий, но короткий, престол деревянный, обложен со всех сторон медной с выбивной посеребренной работой. По всем углам устроены разные вызолоченные колонки… Иконостас нового устройства с вызолоченными резными колонками, из соснового дерева, выкрашен краской, в некоторых местах украшен липового дерева вызолоченной резьбой, с позолоченными карнизами, 5 ярусов. Колокольня соединена с церковью одновременно с постройкой.

http://sobory.ru/article/?object=54386

Ленинградская. Церковь Трех Святителей. Трехсвятительский храма, Уманская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:2008. Адрес: Краснодарский край, ст-ца Ленинградская, пер. Базарный д. 1. Координаты: 46.325554, 39.382599 Проезд:в 180 км на север от центра края – г. Краснодар и в 120 км на юг от г. Ростов-на-Дону. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Более ста лет прошло с тех пор, как в станице Уманской в 1906 году перед Великим Постом был освящен один из красивейших храмов Кубани – во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Кроме главного престола было в нем еще два придела: правый – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, и левый, посвященный Святителю Николаю, с престольным праздником 9 мая по церковному календарю (22 мая н.ст). Храм красовался всего 30 лет, но остался навеки в памяти народа, который целое столетие до этого на Уманской земле вынашивал идею этого храма и готовился к его рождению. Первые записи его метрических книг приходятся на 12 февраля 1906 года (по церковному календарю). Мало построить храм, как говорили, «в бревнах», нужно, чтобы он был «в ребрах». Окончание строительства храма пришлось на тревожные для России дни. Молитвенная поддержка казаками Государя и России пришлась на месяцы самого сильного всплеска массовых выступлений. Набрала силу смута первой буржуазно-демократической революции 1905-1907 года. Милостью Божьей по молитвам верующего народа это все на некоторое время несколько утихомирилось. Но оскудение веры дало о себе знать. Революционный вихрь через десять лет будет сметать на своем пути все, что могло напоминать о Святой Руси… Основной удар был направлен на Православную Церковь. Тысячи мучеников омыли своей святой кровью человеческие грехи. 1929-1933 годы были символ полета человеческой души к Богу, утешения, радости и скорби. Возник вопрос о ее ликвидации. По станице провели подписку всего населения (теперь уже не строго коренного, а пришлого) о необходимости разрушить церковь. А потом пригласили отряд рабочих для этой цели.

http://sobory.ru/article/?object=28938

30. Неделя о блудном сыне. Глас 2-й. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита. Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Трех святителей (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей... в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную»). Служба сщмч. Ипполита может петься «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и святителей, глас 4-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коликих благ...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителей – 3. На литии стихира храма и стихиры Триоди, глас 2-й: «Блуднаго глас...», и глас 8-й: «Иждих блудно...» (см. на хвалитех) . «Слава» – святителей, глас 6-й: «Святители Христовы...», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – святителей, глас тот же: «Днесь души земнородных...», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Отеческаго дара...» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь святителей, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» . Величание святителей и избранный псалом . «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален святителей, глас 5-й: «Яко царское украшение...» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Светильницы пресветлии...» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 3-й: «Столп был еси Церкве...» (см. по 2-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Во цветнице писаний...» (см. по 2-м стихословии); седален святителей по полиелее, глас тот же: «Премудрии учителие...». «Слава» – ин седален святителей по полиелее, глас тот же: «Празднует днесь Церковь...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Предстательнице необоримая...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...» .

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-12/

Пенза. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Является архитектурным памятником г. Пензы. Вокруг Храма раньше находилось кладбище. Располагается на площади Куйбышева. Как следует из клировых ведомостей Введенской церкви, каменная церковь построена в 1767 г. стараниями коллежского регистратора Гаврилы Назаровича Клеменова, освящена в 1768 г. «Церковь во имя Введения в храм Пресвятыя Богородицы с приделами: 1-й во имя Архангела Михаила, а 2-й во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста… двоештатная, каменная… сосуды серебряные и позолочены двое, а третий простой, без позолоты. Дароносица серебряная позолошена, книги церковного круга все имеются, ризница хорошая. Трапеза с 2-мя приделами и колокольня…». Придел во имя Архангела Михаила располагается справа, во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – слева. Церковь была построена в Пешей Слободе в 1767 году. Располагалась она на площади между Верхней Пешей (Куйбышева) и Средней Пешей (Богданова) улицами. До того здесь стояли две ветхие деревянные церкви – кладбищенская во имя Архангела Михаила, первое упоминание относится к 1677 году, и располагавшаяся рядом с ней Введенская. Приделы: в честь Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и во имя Архистратига Михаила. Известно, что в 1680 году Архангельская церковь была разорена ногайцами во время их набега на Пензу, но вскоре её вновь отстроили. К 1721 году она обветшала. И вместо неё солдатам Пешей слободы было велено построить новую. Когда же появилась деревянная Введенская церковь неизвестно. Но так как первой по времени являлась Архангельская церковь, именно это название и прижилось в народе. Поэтому после постройки каменной Введенской церкви её чаще называли не по главному престолу, а по придельному – Архангельской. В 1831-1832 годах приделы каменной Введенской церкви были распространены и заново освящены, а 1851 году была увеличена в длину её трапезная за счет примыкавших к колокольне помещений сторожки и кладовой.

http://sobory.ru/article/?object=23270

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010