По писцовым книгам 1628 г.: «церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском на погосте, по окладу дани 14 алтын, по наказу гривна». По переписным книгам 1646 г. Московского уезда: «к селу Хотуни село Ивановское, на речке Сосенке, у церкви во дворе поп Ерофей Иванов, во дворе просвирница Афимьица, во дворе пономарь Афонко Иванов, да крестьян 14 дворов и двор бобыльский». По писцовым книгам 1675 – 77 гг.: «дворцовое село Ивановское, к селу припущено в пашню пустошь, что была деревня Острюково, а в селе церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи с трапезою и с папертью деревянная, клетцки, на паперть три всхода; церковь, паперть и всходы крыты тесом, в церковь три двери. В церкви царские двери, сень и столбцы, по правую сторону царских дверей образ Всемилостивого Спаса, образ Рождества Иоанна Предтечи, образ св. пророка Илии с житием; по левую сторону царских дверей: образ Пресвятой Богородицы Казанской «с праздники» в киоте, оклад серебряный басемный, золочен, венец и цата серебряны, золочены; перед местными образами 4 свечи поставные деревянные писаны красками, подсвечник писан сусальным золотом и серебром. В тябле деисусов и праздников 23 иконы, пред ними паникадило медное о 14 шанданах. Хоругов, на ней писан образ Нерукотворенного Спаса, на другой стороне – Распятие Господне… Перед церковью на паперти колокольница, рубленная в замок, крыта тесом, на ней 4 колокола весу пуд с семь. Церковь и образы, и всякая утварь строение мирских людей. У церкви во дворе поп Иван Ерофеев, с ним живет его сын поп Ферапонт, пономарь Ивашко Андреев, просвирница Дарьица; усадебной церковной земли за речкою Сосенкою ½ десятины, да за овражком ¼ десятины; пашни паханые церковные земли 15 четвертей в поле, сена меж пол и позаполью 70 копен». В 1678 г. на церковь Рождества Иоанна Предтечи положено дани 2 руб. 16 алтын 5 денег, заезда гривна. По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа 1680 г. в селе Ивановском, на погосте, у церкви поп Ферапонт Иванов; церковной земли 20 десятин в поле, сенных покосов и леса нет. В 1703 г. в приходе церкви Иоанна Предтечи находилось 273 двора, церковной земли 15 четвертей в поле, сенных покосов 70 копен.

http://sobory.ru/article/?object=03329

К уникальному торжеству архимандрит Антонин (Капустин) написал богослужебные песнопения. Тропарь: Дево Безневестная и Мати Всечистая приемше от Архангела Благовещения со тщанием востекла еси в Горняя и целовавши южику Твою всечестную Елисавет Мати Господа от сея наречена была еси и возвеличила возвеличившаго Тя Господа. Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего. Кондак: Воистину блаженна еси Святая Дева Мария и всякия блага превосходящая яко из Тебе возсия Солнце Правды — Христос Бог наш. Корреспонденты ПРАВМИРа приглашают читателей прогуляться по одному из красивейших уголков Святой Земли. Горненский пейзаж Собор Всех святых в земле Российской просиявших. Строительство началось в 1911 году, но было приостановлено из-за начала Первой мировой войны. Возобновлена только в 2003 году. В 2007 собор был освящен малым чином, а 27 ноября 2012 Святейший Патриарх Кирилл во время официального визита в Иерусалимский Патриархат совершил великое освящение собора Мозаика «Целование» на фасаде собора Одна из маковок собора Интерьер собора Вид с колокольни собора Интерьер Казанской церкви Иконостас Казанской церкви Чтимая икона Благовещения Пресвятой Богородицы висит над Царскими вратами, под образом Тайной Вечери. Иногда ее спускают вниз для поклонения Чудотворная Казанская икона Богородицы, спасшая монастырь в 18… году от эпидемии холеры. Оставшиеся в живых сестры собрались в храме и начали по очереди читать акафист Пресвятой Богородице. После того, как акафист был прочитан в двенадцатый раз, икона видимым образом поднялась по воздуху и обошла обитель. После этого эпидемия прекратилась. Обычай читать двенадцать акафистов вошел в устав монастыря Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи Благовещение о Рождестве Иоанна Предтечи — мозаика при входе в храм Рождества Иоанна Предтечи Зачатие Иоанна Предтечи — мозаика, там же Бегство святой праведной Елисаветы с младенцем Иоанном — мозаика, там же Пещерная церковь Интерьер храма Рождества Иоанна Предтечи Крест на храме Рождества Иоанна Предтечи

http://pravmir.ru/gornyaya-serdce-russko...

Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1694 г., является непревзойденным образцом, вершиной народной деревянной архитектуры. В этом произведении с наибольшей полнотой воплотились лучшие традиции русских плотников, крестьянский образец красоты, рожденный в повседневном труде, в постоянной связи с полем, лесом, рекой, родной избой. Здесь соседствуют величие и простота, сила и изящество. Церковь Рождества Иоанна Предтечи является самым интересным образцом деревянных ярусных церквей типа «четверик на четверике». Еще в 1887 году писалось, что «по части русского зодчества наружность церкви представляет редкость и интерес». Такой тип храма некогда был распространен. Так, известно существование подобной церкви в середине XVII века в Ниловой Столобенской пустыни. По метрике, составленной священником Ширковской церкви С. Ильинским к вопроснику, предложенному Императорской Археологической комиссией Академии художеств в 80-х годах XIX века, на основании клировых ведомостей, не дошедших до нас, церковь датируется 1694 годом. За время своего существования деревянная ц. Рождества Иоанна Предтечи подверглась неоднократным ремонтам и дополнениям. В 30-40-х годах XIX века с западной стороны по цептральной оси церкви была пристроена колокольня (не сохранилась). В конце XIX столетия в результате «благолепных поновлений» пластичность деревянных венцов была скрыта под унылой тесовой обшивкой, а трепетные переливы осинового лемеха на куполе сменились металлическим свечением жестяного покрытия. Вот что об этом записано на доске, установленной в храме: «1876 года мая 13 дня... обшился сей Святый Храм при местном притче: Иерей Глеб Соколов, Диакон Михаил Соловьев, Дьячек Дмитрий Постников и пономарь Федор Голубев.» В 1903 году церковь была впервые обмерена академиком архитектуры В.А. Щуко и архитекторами Л.Л. Шретером и Н.Е. Лансере. К 60-м годам ХХ столетия с запустением всего Ширкова погоста деревянная ц. Рождества Иоанна Предтечи пришла в аварийное состояние. Прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Существовавшее вокруг церкви кладбище было закрыто. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. В 1960 году она детально обследована доктором архитектуры А.В. Ополовниковым. Под его же руководством был разработан проект реставрации и восстановления первоначального облика памятника архитектуры. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской.

http://sobory.ru/article/?object=07387

В 1991 году храм передали общине верующих. Силами прихожан был проведён капитальный ремонт, собраны иконы, расписан главный алтарь, освящённый во имя главы Иоанна Предтечи. Редкий дар храму преподнесла замечательная чеховская художница Наталья Николаевна Гольдина, оформив боковые приделы инкрустацией по дереву в технике маркетри. Заново, с точным соблюдением пропорций и стиля 19 века, возведён из руин, утраченный после пожара усадебный дом, в котором прежде размещался дом пионеров, а теперь находится Воскресная школа. Единственная непоруганная святыня, сохранившаяся с момента основания усадьбы – святые родники, бьющие из-под храма. На средства прихожан-благотворителей рядом с родниками построена часовня с купальней. http://www.predtechahram.ru/church/history На левом берегу реки Лопасни в границах современного города Чехова находится историческая усадьба Садки с церковью Иоанна Предтечи. Храм был построен в XVIII веке владельцами усадьбы в память о невинно осужденном и казненном родственнике – архитекторе П. М. Еропкине. В реконструированном барском доме сегодня расположена воскресная школа, а на берегу усадебного пруда находится святой источник, деревянная часовня и купальня. Единственной полностью сохранившейся постройкой усадьбы Садки является церковь Иоанна Предтечи, возведенная в 1771 году на средства тогдашней владелицы имения из рода Еропкиных. Основателем усадьбы был в середине XVII века серпуховской воевода Андрей Еропкин. При последних владельцах Еропкиных в XIX веке в трапезной церкви были устроены приделы в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя Архангела Михаила. В те же годы была надстроена дополнительным ярусом старая колокольня. В Садках на Лопасне родился самый известный представитель рода – архитектор Петр Михайлович Еропкин. Считается, что в память о его трагической судьбе и была построена сохранившаяся до нашего времени церковь. Главный престол храма освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Об этом событии повествуется в Евангелиях от Марка и Матфея. Царь Ирод заключил в темницу почитаемого в народе пророка Иоанна за то, что тот безбоязненно обличал его за незаконный брак с женой брата Иродиадой. Царица возненавидела пророка, и стала искать повод погубить его. Однажды на пиру дочь Иродиады угодила Ироду танцем, и тот поклялся ей исполнить любое желание. По совету Иродиады дочь попросила царя велеть отсечь голову пророку Иоанну и принести на блюде.

http://sobory.ru/article/?object=00765

Информация размещена перед входом в храм В 1665 году на средства толчковцев был сооружен теплый каменный Вознесенский храм с приделом Казанской Богоматери. 15 августа 1671 года ростовский митрополит Иона Сысоевич благословенной грамотой разрешил построить и освятить холодный храм в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: первый-во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, второй-во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. К концу XIX века возникла необходимость в срочном капитальном ремонте храма. С 1902г. проводились необходимые работы: замена фундамента подрядчиками Дудоровым и Кузминым. Был вынут по частям из-под всего храма весь прежний фундамент, состоящий из больших камней-булыжника и заменен новым, снаружи кирпичным на цементе, а внутри бетонным. В 1904 году исправлены и вызолочены все пятнадцать глав на храме. Работы производил крестьянин И.А. Краснов за 15 тыс.руб. В 1904 году начата и в 1905 году окончена промывка и реставрация стенописи. Работы производил крестьянин слободы Мстеры Владимирской губ. М.И. Дикарев за 7 тыс.руб., он же чистил и реставрировал иконы всего иконостаса и во всем храме за 3270 руб. В 1905 году чугунный пол заменен новым, плиточным из обожженной глины, и на всех трех входах в храм с улицы устроены гранитные площадки. Всего на ремонт церкви из средств Государственного казначейства благодаря поддержке министра финансов С.Ю. Витте было выделено 64 тысячи рублей. Большая часть средств была израсходована на исправление фундамента. 24 августа 1906 года состоялось освящение обновленной церкви. Теплая Вознесенская церковь снесена в начале 1950-х годов.  Т.А. Рутман " Храмы и святыни Ярославля " , 2-е издание, 2008 г. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове созидалась на средства прихода - " мирским строением " , её великолепие свидетельствует о зажиточности обывателей Толчковской слободы и красноречиво говорит об их благочестии. Обратясь к истории, мы узнаём, что на рубеже XV-XVI веков на правом берегу реки Которосль сложилась одна из самых знаменитых ярославских слобод - Толчковская. Её жители занимались выделыванием кожи, и на многие вёрсты кругом не было им равных в этом ремесле. " Толчковской " же слободу назвали из-за того, что для дубления кожи использовалась толчёная кора деревьев. В древности, как гласит предание, берег Которосли служил местом языческих игрищ, приурочиваемых к самой короткой ночи в году. Постепенная христианизация сместила это празднование к кануну Рождества Иоанна Предтечи. Проверенным способом прекратить " бесование " было строительство храма на месте языческих " торжеств " . И храм построили - во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Скорее всего, изначально он был посвящён Рождеству Крестителя и лишь впоследствии его престольным праздником стало Усекновение главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00214

Сайт: www. Московская Епархия. Истринское Благочиние В четырех километрах от города Дедовска на Волоколамском шоссе стоит изящная церковь в стиле аннинского барокко. Церковь была построена в 1741 г. в усадьбе Федора Абрамовича Лопухина – племянника первой жены царя Петра I Евдокии Федоровны. Церковь Иоанна Предтечи при сдержанном внешнем декоре обладает необычной композицией: алтарь и притвор храма имеют одинаковые пропорции и симметрично расположены относительно центральной части. Алтарную часть венчает небольшая квадратная башня. В 1830 г. такая же башня над притвором была заменена трехъярусной колокольней. Изначально Садки было «сельцом», то есть населенным пунктом без церкви, но с двором помещика. В 1622-1623 гг. здесь было поместье дьяка Никифора Спиридонова. В 1644 и 1648 гг. его сын Матвей продал поочередно две половины сельца князю Алексею Михайловичу Львову, и в течение двадцати лет Садки оставались во владении представителей этой княжеской семьи. С 1669 г. Садки были проданы Богдану Матвеевичу Хитрово, а после кончины хозяина в 1693 г. сельцо перешло племяннице его вдовы Аграфене Степановне Урусовой. При ней в Садках была построена первая деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Вероятно, посвящение храма было выбрано в честь небесного покровителя супруга княгини – стольника Ивана Никитича Урусова. В документах поместного приказа отмечено, что 23 февраля 1699 г. княгиня Урусова обращалась к государю с прошением: «В подмосковной своей вотчине, в Горетове стану, в сельце Садках, по обещанию своему, построила она церковь Божию во имя Рождества Иоанна Предтечи, а преж сего в том сельце Садках церкви Божии не бывало». Первый Иоанновский храм в селе Садки простоял чуть меньше полувека, и в 1741 г. был заменен сохранившимся до настоящего времени каменным зданием в стиле барокко. О том, как выглядел прежний деревянный храм, говорится в кратком описании из отказной книги Петра Андреевича Толстого 1719 года: «В селе Садах церковь Рождества Иоанна Предтечи деревянная, шатровая, крыта тесом, расписана в кирпич красками, при той церкви колокольня шатровая, брущатая, крыта тесом, на колокольне четыре колокола, в том числе один разбит».

http://sobory.ru/article/?object=02039

http://stupinoblag.ru/blagochinie/church/11/ Каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи построена 1829-1833 гг. вместо сгоревшей деревянной на средства графа В.Г.Орлова. Предполагаемый автор проекта - Д.И.Жилярди. Хороший образец столичного ампира. Чуть позднее была построена колокольня. В 1860 г. в трапезной устроены приделы Николая Чудотворца и Илии Пророка. В 1930-х храм был закрыт, в 1960-х заброшен. С 1994 г. церковь была возвращена верующим и возрождается. " С северной стороны у алтаря находится могила.Венчавший надгробие крест давно похищен, а на гранях сохранились надписи " Здесь погребен кучер Великого князя Сергея Александровича - Андрей Алексеевич Рудинкин. Крестьянин Московской губернии Серпуховского уезда Хатунской волости, деревни Сумароковой. Умер от ран, полученной им от бомбы, убившей Великого князя Сергея Александровича в Московском Кремле 4 февраля 1905 г. Памятник сей поставлен Великой княгиней Елизаветой Федоровной Августейшей супругой в Бозе почившего Великого князя Сергея Александровича " . Андрей Рудинкин, физически очень сильный, скончался от множественых осколочных ранений через 10 дней после покушения. Его вдова с 6-ю сиротами уехала в деревню мужа, его тело похоронила у приходской церкви. Женщину не бросили в беде, ей была назначена пенсия, определено место жительства во Вдовьем доме на Кудринской площади в Москве, детям помогли получить образование. В наше время могила обнесена деревянным забором, установлен надмогильный крест " . Протоиерей Олег Пенэжко. " Храмы Ступинского района Московской области " б.г. , с.23-24. Церковь Рождества Иоанна Предтечи по адресу: Ступинский район, с.Ивановское, является объектом культурного наследия регионального значения (ранее памятником истории и культуры местного значения). (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Современный адрес: с/п Семеновское, с.Ивановское, ул.Парковая, 8. Кирилл Аминов, 28 апреля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановском на погосте.

http://sobory.ru/article/?object=03329

Местные образа сплошь закрыты новыми металлическими ризами. Перед иконостасом устроена солея на одну ступень. Средняя часть церкви имеет в длину и ширину 7,6 метра, в высоту 5,32 метра. По средине средней части стоят 2 столба для поддержки матиц. Трапезная от средней части храма отделяется капитальной стеной, по средине которой имеются филенчатые двери. Длина трапезной 8,7 м, ширина 9,5 м, высота 4,5 м. В трапезной над дверями помещается „Вседержитель " , по сторонам пророки и апостолы, все остальное пространство увешано мелкими иконами, между которыми имеются очень древние. Трапезная от притвора также отделяется капитальной стеной. В притворе на стене, справа от входа, помещается резной деревянный крест, расцвеченный масляной краской. Крест этот также относится к XVII в. Отапливается церковь кирпичной печью, находящейся в трапезной, слева у входа. Летом 1927 года в церкви выкрашен пол, снаружи окрашено здание церкви, колокольни, крыши, купола и вся ограда: цвет окраски восстановлен прежни. Колокольня построена одновременно с церковью. После повреждения англо-французами 6 июля 1855 г. была исправлена в 1865 г. Бревна разбитые неприятельскими ядрами, были заменены новыми, затем обшита тесом и окрашена охрой. В 1894 году вместе с церковью перекрашена белилами, шатер мумией, глава медянкой, а крест желтым кроном. Первоначально помещалась в 19 саж. от церкви к западу, а нынешняя в 8 саж. Высота окна - 23 м. Устроена восьмигранником, верх шатровый, шатер имеет вид конуса. Имеет 5 колоколов: первый ев. — 15 пуд. имеет надпись вязью - „лил сей колокол Иван Христофоров и дьякон выготровский к церкви Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакшское село 1785 года " , второй весом 6 пудов 1873 г., третий 5. Церковь Рождества Иоанна Предтечи простояла на протяжении всей советской эпохи. Но была сильно повреждена пожаром в конце 1980-х гг., а после снесена за ветхостью. До создания православной общины оставалось около года. Долгое время церковь Рождества Иоанна Предтечи была в здании кандалакшского заповедника.

http://sobory.ru/article/?object=05120

Советские власти подобные строения на дух не выносили, поэтому в 1930-е годы прошлого века всё было закрыто, церковь снесена, на её территории построены корпуса психбольницы (закрытой в 1997 году). Только колокольня и осталась. Двенадцать лет назад здесь зарегистрирован приход, ныне имеющий статус патриаршего подворья. Официальный сайт администрации г. Протвино Погост Иванова Гора находится в юго-западном конце деревни Глубоково, на высоком левом берегу реки Нары, в 11 км к северу от райцентра и 83 км к югу от Москвы. Первый деревянный храм на погосте был построен не позже XVI в. В 1917 г. погост находился в Васильевской волости Серпуховского уезда Московской губернии. Каменный храм Рождества Иоанна Предтечи, построенный в 1770 г. с двумя приделами: Успения Божией Матери и свт. Николая Мирликийского и со своей одновременно построенной колокольней, разобран в 1936 году. Ныне существующая отдельно стоящая надвратная колокольня с церквью мч. Диомида (во втором ярусе) и двумя фланкирующими её часовнями построена в 1895-1899 гг. Название храма планировали освятить в честь небесного покровителя строителя колокольни Д. М. Хутарёва, владельца ближайшей к храму суконной фабрики в деревне Городёнки (с 1922 г. пос. Пролетарский), но храм к 1917 г. освятить не успели. В 2004 году временно, на период реставрационных работ в храме-колокольне, в левом крыле бывшей богадельни, построенной в 1914 г., была освящена церковь Рождества Иоанна Предтечи. В 70 м к западу от колокольни, на склоне к реке Наре, находится источник прп. Сергия Радонежского, почитаемый местным населением с давних времён. В 2000-х гг. здесь восстановили купальню. Сюда от колокольни ведёт лестница. В 300 м к юго-востоку от колокольни, на мысу левого берега реки Нары и правого берега реки Городёнки, на высоте 7-12 м от уровня реки находится городище раннего железного века (см. Археологическая карта России., Московская область., часть 4, М., 1997 г., 2404). Храм Рождества святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна погоста Иванова гора

http://sobory.ru/article/?object=08653

Из истории строительства деревянной церкви, именуемой Ржевской иконы Божьей Матери: Прошение чинов, обывателей и прихожан города Ржева о повелении созеждать на посаде церковной земли церковь во имя ржевския Богородицы. Декабря дня 1715 года. «Державный Царь Государь милостивейший. Во Ржеве на посаде, Иоанна Предтечи земля исстари лежит в пустее, а у нас нижеименованных рабов Твоих обещание, чтоб на той церковной земле построить древяную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Чудотворного Ея образа ржевския, да в приделы Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенского. Всемилостивый государь, просим Вашего Величества, да повелит Ваше Державство на оной Иоанна Предтечи церковной земле нам рабом Твоим по обещанию нашему сождить оную церковь во имя Пресвятой Богородицы ржевския, да в приделах Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенскогои на тое церковь лес готовить и строить. От Вашего Величества нижайшее рабы Твои града Ржева Володимировы разных чинов обыватели и тоя церкви прихожане и вкладчики. Декабря 3 дня 1715 году Ржевы-Володимировы ландрат Лука Челищев, князь Юрий Путятин руку приложил, подрядчик Никита Путятин, именитого человека Григория Дмитр. Строганова приказчик его Григорий Ярилов, ржевский посадский человек Иван Поганкин, ржевский посадский человек Василий Лучников по прошению посад. челов. Сергея Денисова, вкладчик ржев. посад. челов. Авраам Поганкин, ржев. приказной избы подьячий Леон Ваулин, Иван Ваулин, подьячий Григорий Вараксин, подьячий Иван Храмцовский, земской бурмистр Артемий Долгополов, бурмистр Клим Орлов, именитого человека Григ. Дмитр. Строганова человек Иван Бунин. Резолюция: Выписать 1715, декабря 16» (Церковная летопись, 1629 год. РГАДА). В 1717 году по Указу патриаршего Местоблюстителя митрополита Стефана Егорского, «в устье» Волги, как значится в летописи, был построен деревянный храм иконы Ржевския Богоматери. Слово «Оковецкой» здесь не обозначено. И далее, в составленном тексте Д.С. Чураковым, следует: «По благословению митрополита Игнатия Сарского и Подонского в 1719 году был освящен придел во имя преподобного Нила Столбенского, а два других престола в честь ржевския иконы Богоматери и РожДества Иоанна Предтечи продолжали быть не освященными».

http://sobory.ru/article/?object=03001

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010