Мы как народ и как Церковь не претендуем ни на какие политические объединения, которые являются значимыми опять-таки для людей, отмеряющих время короткими промежутками. Но мы никому не дадим попрать благоговейную память, а значит и сознание народа, связанного тысячелетней единой духовной историей, единством нашей Церкви. И в эти тяжелые времена междоусобной брани на востоке Украине мы возносим молитву о примирении людей, о том, чтобы Господь исцелил язвы, исцелил болезни, укрепил в духовном единстве наш народ, сохранил его свободным, независимым от чужеземных влияний, способным устроять свое будущее на основе того духовного фундамента, который был положен святым равноапостольным князем Владимиром, который взращивался митрополитами Киевскими, Киевскими и Владимирскими, Киевскими и Московскими, Московскими и всея Руси митрополитами и Патриархами. Кому же мешает это духовное единство? Оно ведь не претендует на политическую организацию. Оно может мешать только тем людям, кому мешает наша Церковь. Потому что очевидно, что Церковь никогда не отождествляла себя ни с одной формой правления и ни с одной политической структурой, ибо она несет ответственность пред Богом за весь народ, крещенный в Киевской купели, за всех его преемников, за всех, кто несет на себе печать этого крещения. Поэтому с совершенно особым чувством я совершал сегодня Божественную литургию в день памяти святителя Петра и освятил древний храм начала XVI века, заложенный в честь святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Верим, что по его молитвам Господь умирит народ Свой, дарует ему силы к тому, чтобы совместно исповедуя православную веру в Господа и Спасителя, будучи объединенным единой Церковью, идти вперед, утверждая величайшие и мироспасительные заповеди Господа нашего Иисуса Христа, никогда не поддаваясь ни на какие греховные искушения и не изменяя своим крещальным обетам. Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Петр, за Ваши добрые слова и за подарок. И со своей стороны хотел бы подарить этот старинный образ святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В его руках — жезл святителя Петра. Это не случайно, потому что Патриарх Ермоген был первым из патриархов, кто при своей интронизации принял жезл святителя Петра. В этом символическом деянии — выражение веры Церкви в духовное преемство всех поколений иерархов с момента крещения при князе Владимире и до сегодняшнего дня, преемство всех первосвятителей земли Русской. И пусть в монастыре, посвященном памяти святителя Петра, хранится этот образ Патриарха Ермогена, держащего в руках святительский посох митрополита Петра. 

http://patriarchia.ru/db/text/3727415.ht...

Устроение придела во имя вмч. Никиты вполне понятно – он Небесный покровитель владельца усадьбы. Скончавшийся 16 декабря 1789 г. Никита Акинфиевич был погребен в церкви свт. Петра, там же позднее нашли упокоение его жена Александра Евтихиевна и дочь Екатерина. Вновь обратимся к статье Торопова, заставшего разоренные в 1920-х г.г. подчистую надгробия Демидовых. «В храме, – продолжает он, –замечателен саркофаг Н.А. Демидова, в обширной надписи которого, между прочим, читаем: «Монумент сей сооружаться начат в 1786 году при жизни покойного по апробированной им модели, а окончен и поставлен на сем месте в 1788 году». Напротив саркофага медная доска с длинной надписью над могилой жены Н.А. Демидова». С.А. Торопов приводит и важные свидетельства об освящении храма свт. Петра. «Клировые ведомости, – пишет исследователь, – дают год её освящения – 1785-й, что подтверждается следующей пространной собственноручной надписью митрополита Платона (Платон (Лёвшин, 1737-1812), архимандрит Троице-Сергиевской лавры (1766-1770), митрополит Московский (с 1775), педагог, выдающийся деятель православного просвещения - А.С.) на Библии 1779 г.: «В церковь св. Петра митрополита, что в селе Петровском – Княжищево тож, по усердию и благоговению к Богу и по любви к Высокородному господину Никите Иакинфиевичу Демидову, при освящении мною благолепнейшаго храма сию Библию дал вкладом. Смиренный Платон Божией милостью архипастырь царствующего града Москвы 1785 года сентября 15 дня, в селе Петровском». По историческим сведениям, первая деревянная церковь Петра Митрополита Московского была построена в усадьбе Княжищево П.П. Шафирова, сподвижника Петра I, в 1713 году, отчего последняя получила по храму дополнительное название Петровское. Церковь была ярко расписана снаружи и внутри, через четверть века наследник И.П. Шафиров построил новую деревянную церковь с приделом, вместо обветшавшей. Существующий ныне каменный храм с колокольней, сохранивший старое название, выстроен при новом владельце усадьбы - горнодобытчике Никите Акинфиевиче Демидове, по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. По некоторым свидетельствам исследователей «Ю.А. Бахрушин у священника местной церкви видел чертежи Петровского храма, подписанные М.Ф. Казаковым».

http://sobory.ru/article/?object=03478

Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о Святой Руси.  Проповедь перед причастием произнес архимандрит Августин (Пиданов), настоятель Патриаршего подворья при храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы.  Депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Н.Ю. Чаплин, заместитель директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов и ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля протоиерей Вячеслав Шестаков в алтаре собора представили Его Святейшеству проект пелены и покрова для раки с мощами святителя Петра, Митрополита Киевского, Московского и всея Руси.  По завершении Литургии было совершено славление у мощей святителя Петра. Святейший Патриарх Кирилл прочитал у раки с мощами молитву святому.  Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную особой исторической роли служения святителя Петра Московского.  Затем Святейший Владыка приветствовал посетившую богослужение делегацию Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Индии во главе с ее Предстоятелем:  «Сегодня мы имеем честь и радость приветствовать Его Святейшество Василия Мар Фому Матфея III, Католикоса всего Востока, Патриарха Маланкарского, а также сопровождающих его лиц. Ваше Блаженство! Вы представляете древнюю Маланкарскую Церковь Индии, которая была основана в I веке апостолом Фомой. На протяжении тысячелетий Маланкарская Церковь несла служение на индийской земле и сумела сохранить свою подлинность, идентичность и верность апостольской традиции. Вы находились и находитесь в окружении нехристианского большинства, и потому требуется особая мудрость и одновременно особое благочестие, взирая на которое, ваши нехристианские сограждане проникались бы уважением к Вам, Ваше Блаженство, епископату и ко всей Церкви Маланкарской. В этом смысле Вы несете очень важное свидетельство Православия в одной из самых многонаселенных стран мира, в которых христианство не является религией большинства. 

http://mospat.ru/ru/news/90709/

9 февраля 1892 г. высочайший красавец-храм св. Петра Митрополита в византийском стиле был торжественно освящен. Во время богослужений он собирал в себе всех жителей пригородной Ульянки. В 1899 г. было построено новое двухэтажное здание церковно-приходской школы, и в начале XX в. - еще несколько построек. В архивах Ленинградской области искусствоведом Старицыной Г.К. обнаружены сведения о действовавшей церкви Петра Митрополита поселка Ульянка Лиговского сельсовета. Церковь зарегистрирована действующей в 1931, 1932 и 1933 гг. Там же указано, что здание церкви на учете в бюро охраны памятников не состоит. В годы Великой Отечественной войны церковь находилась на линии фронта и была разрушена. В советские времена, в 1963 г., при строительстве 1-го квартала Ульянки прямо по месту, где стояла церковь, прошла улица Лени Голикова. В 1991-1992 гг. церковь св. Петра Митрополита была возрождена - на исторической территории дачи, на месте господского дома, была построена деревянная часовня. Приход храма митрополита Петра надеется в будущем восстановить его в первоначальном виде. Благо, что пространство, на котором он стоял, не застроено и по-прежнему остается одним из живописнейших мест современного района «Дачное»  В 1894 г. высокочтимый постоянный благотворитель всего здешнего края граф Александр Дмитриевич Шереметев со своей достойной супругой Марией Феодоровной изъявили желание в левом приделе храма, еще не отделанном, внизу устроить склеп для своего семейства, а над склепом придел во имя тезоименитых им святых -  Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского и Св. Равно-Апостольной Марии Магдалины. С разрешения Епархиального начальства такое желание высоких благотворителей было уважено. В 1895 г. левый придел со склепом внизу был отделан. Работы производились под наблюдением придворного архитектора А. А. Бруни. Облицовка склепа с лестницей и баллюстрадой из белого мрамора сделана была известной скульптурной мастерской Ботта; стены украшены орнаментами и живописью мастерской Г. Малинари; образа для склепа и иконостаса изготовлены обществом художников; в окна поставлены цветные стекла работы магазина Эрленбаха; придел снабжен был всею утварью и полным облачением для двух перемен. 24-го августа, в день храмового праздника Св. Петра Митрополита, новый придел со склепом был особенно торжественно освящен. Сам Владыка Митрополит Палладий прибыл на освящение его и совершил с преосвященным Викарием своим Назарием, ныне Епископом Олонецким, в сослужении о. о. архимандритов, протоиерея о. Иоанна Сергиева и многочисленного духовенства. Новоосвященный придел, тогда же получивший среди прихожан название Графского и Шереметевского, и ныне поддерживается теми же благотворителями в таком же благолепии. Ремонты в этом приделе с неослабляющимся усердием высокими благотворителями производится ежегодно.

http://sobory.ru/article/?object=40745

То было в 1325 году, а вскоре и великий князь из Владимира переместился в Москву, и Москва стала центром Русского государства. Мы знаем, что уже в год перенесения мощей святителя Петра в то место, где они сейчас находятся, в этот некогда заложенный им храм, стало очевидно, что вокруг Москвы объединилось большинство русских земель. То было время особое, когда после многих десятилетий междоусобных браней русские князья, в том числе трудами и молитвами святителя Петра, стали объединяться, имея своим центром место, на котором мы стоим, и этот святой град. Продолжая оставаться митрополитом Киевским и всея Руси, митрополит Петр поминается нами как святитель Московский, потому что он стал первым святителем, первым епископом этого города, и приложение к нему титула " Московский " исторически правомерно и связано с его трудами по укреплению церковной жизни и благочестия в этом городе. Сегодня мы вспоминаем память святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра и обращаемся к нему с молитвой о хранении духовного единства всей Руси, которой он служил, не щадя жизни своей. Мы знаем, что во времена, последовавшие после кончины святителя Петра, произошло много событий. Разделилась, в первую очередь под действием внешних сил, Русь, стали слабеть и церковные связи. Но, тем не менее, жизненный подвиг и сама личность святителя Петра, так же как и его преемника святителя Алексия, многим помогала сознавать и исповедовать свою причастность к единой исторической Руси, к единой и неделимой Русской Православной Церкви. И сегодня, когда мы снова проходим через испытание верности святителю Петру, верности идеалам Святой Руси, верности духовному единству народов, живущих ныне на пространствах исторической Руси, мы снова и снова обращаемся к святителю Петру, прося его помощи, его заступления, его предстательства пред Господом о всей земле Русской, о Церкви нашей, несущей то же самое служение, которое несла она и в годы правления святителя Петра, направленное на духовное собирание и сохранение в единстве всех Русских земель от севера до юга, от запада до востока. Это служение не имеет никакого отношения к тем политическим конструкциям, которые одними признаются, а другими отвергаются. Все это некий исторический шум, который приходит и уходит, а Церковь является хранителем духовного бытия народов, живущих на просторах Святой Руси.

http://e-vestnik.ru/docs/petr_mitropolit...

Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974 Ныне существующая каменная церковь Рождества Христова с приделом Петра и Алексия Московских чудотворцев была построена в начале XVI в . на древнем погосте, рядом с которым стояла деревня Юркино, вотчина дворян Голохвастовых. Каменный храм Рождества Христова был построен на средства Якова Семёновича Голохвастова. В 1805 г. князь Пётр Николаевич Оболенский пристроил к храму трапезную с двумя приделами Святителя Николая Мирликийского и Священномученика Климента Папы Римского и Петра Александрийского (разрушена в 1960-х гг. при реставрации храма) и в 1823 г. колокольню. Уже в наше время обвалились шпиль и крыша колокольни. В советское время храм закрыт и разорён. Из книги " Храмы Истринского района " , протоиерей Олег Пэнэжко, Владимир 2009 г.  В XVIcm. церковь Рождества Христова каменная с двумя приделами Петра и Алексея Московских чудотворцев, существовавшая с давних времен, находилась на погосте Московского уезда, Сурожского стана, принадлежавшем в 1584 г. Федору и Алексею Ивановичам Голохвастовым. Близ Рождественского погоста находились деревня Татищево и сельцо Юркино. Татищево в 1564 г. было во владении Федора и Алексея Голохвастовых; в 1623 г. – у Богдана (Якова тож) Алексеевича Голохвастова, как старинная вотчина отца его Алексея Ивановича; в деревне находился 1 двор вотчинников с деловым человеком. Юркино в 1589 г. – сельцо, вотчина Ивана Голохвастова, проданное Вериге Бельскому, а у него купленное Борисом Годуновым; в 1584 г. променено Василию и Семену Олферьевым. По смерти их жена Василия Олферьева, вдова Дарья Матвеевна, с детьми Михаилом и Иваном сельцо Юркино и погост на речке Истрице с каменною в нем церковью Рождества Христова в 1617 г. продала Федору Леонтьевичу Бутурлину, «возобновителю» Рождественской церкви. В писцовых книгах Московского уезда Сурожского стана 1623 г. говорится: «погост на речке Малой Истрице, а в нем храм каменный во имя Рождества Христова, да в приделе Алексея митрополита Московского чудотворца, да теплая церковь Петра митрополита, древян, клетцки, стоит ветх, без пения, а в церкви образы местные, строение прежних вотчинников, а починивал те старые местные образы вочинников же окольничий Федор Бутурлин, а свечи, книги, колокола на колокольнице строение вотчинниково Федора Бутурлина; да на церковной земле во дворе поп Фалелей Васильев, во дворе дьячок Баженко Юрьев; пашни церковной земли 4 четьи, лесом поросло 30 четьи в поле, сена на 20 копен; пашут ту церковную землю поп, дьячок и деловые люди на вотчинника Федора Бутурлина». В селе Юркине в 1624 г. числилось 2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских, в них 4 человека.

http://sobory.ru/article/?object=00452

С этого времени храм святых апостолов Петра и Павла играет важную роль в церковной жизни Тобольска и всей епархии. В 1989 году была открыта Тобольская духовная семинария, и сей храм, освященный 19 декабря 1989 года архимандритом Макарием (Веретенниковым), стал семинарской церковью: первые семинаристы здесь пели за Богослужением, преподаватели семинарии и воспитанники в священном сане совершали Богослужения. Здесь в приделах храма были устроены классы. В основном приделе храм был разделен перекрытием – на втором этаже размещались библиотека семинарии, канцелярия и кабинет ректора. Часть воспитанников проживала в Петропавловской церкви. Позднее, когда семинария расширилась, получила новые помещения, учебная база переместилась в кремль, семинарским храмом стал Покровский собор. Но и сейчас церковь Петра и Павла играет большую роль в жизни Тобольской семинарии. Здесь размещены учебные помещения (мастерские) иконописной школы при Тобольской православной духовной семинарии. За Богослужением в храме поют воспитанники регентского отделения, а службы совершают учащиеся семинарии в священном сане. Очень интересен архитектурный стиль Петропавловского храма – это первая и единственная в Тобольске церковь с явно выраженными чертами классицизма. Храм был заложен в то время, когда волна «тобольского барокко», оставившая городу более десятка церквей, быстро шла на убыль, и в формах церкви апостолов Петра и Павла проявил себя классицизм. В 2011 году завершилась реставрация храма. Ныне существующий каменный храм во имя Петра и Павла был заложен 13 сентября 1768 года взамен деревянного, сгоревшего в 1765 году. Согласно проекта в храме были обустроены приделы свт. Алексия, митрополита Московского (освящён 10 августа 1774 года) и преподобного Нила Столобенского (освящён 7 декабря 1774 года). Да и сам храм был закончен построением и освящён в 1774 году. В приходе было 286 дворов, 9 деревень, а также деревянная часовня во имя Воздвижения Животворящего Креста в деревне Анисимово (ныне микрорайон города Тобольска). В начале 1910-х годов в приходе числились деревни: Ивановская, Анисимово, Серебрянка, Клюсово, Токарёво, Утёмово, Денисово, Соколово. Причт храма состоял из священника и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=00971

В конце XIX столетия церковь реставрировали под руководством известного исследователя древнерусской архитектуры академика В.Суслова. В 1940 году церковь Петра Митрополита еще находилась в ведении общества верующих. Через несколько лет ее закрыли и использовали как склад. В 1950-1960-х гг. Ярославская научно-реставрационная мастерская восстановила древнюю форму кровли и первоначальные формы оконных проемов, частично укрепила кладку стен и вскрыла под толстым слоем штукатурки древние арки. Церковь Митрополита Петра сохранилась до настоящего времени как памятник государственного значения . Этот великолепный храм является одним из последних памятников, завершающих «классический» период в развитии древнерусского зодчества. В настоящее время церковь передана Русской православной церкви. По материалам книги Н.Ермаковой «Храмы Переславля: существующие и утраченные», Славпринт, 2004 Петромитрополитская церковь в честь св. Петра, митрополита московского нужно считать древнейшею каменною церковью после Спасопреображенского собора. По старинным актам она значится на государевом старом дворе или в теремах. О времени построения этой церкви не сохранилось никаких письменных свидетельств. По преданию, эта церковь построена или в конце XIV или вначале XV вв. В виду того, что церковь значится с XVII в. на государевом старом дворе, можно думать, что она была домовой дворцовой церковью и что строителем ее был кто-нибудь из великих князей московских. Относить постройку данной церкви к XV в. заставляет и оригинальный шатровый верх ее, который появляется в архитектуре наших церквей с этого времени. Церковь сложена из кирпича с дубовыми связями в форме равноконечного креста. Каждая сторона храма снаружи разделена на 3 части плоскими колоннами, вверху соединенными дугообразными перемычками. В середине находится по одному окну, расширенному уже впоследствии. Прямо на сводах, без внутренних столбов, утвержден восьмигранный фонарь, оканчивающийся вверху висячим карнизом, поддерживаемым на каждой грани двумя кронштейнами; по карнизу выведены дугообразные небольшие лопатки с небольшими промежутками. Над фонарем выведен конусообразный восьмигранник, на вершине которого небольшой восьмигранный фонарь с щелеобразными окнами. Он отделен от конуса поясом, на фонаре чешуйчатая железная глава в виде срезанной луковицы. Все здание горизонтальным поясом разделено на два яруса; в нижнем этаже с конца прошлого столетия устроена теплая церковь. С трех сторон церкви устроена крытая галерея на полукруглых арках. В настоящее время эти арки заложены и галерея непосредственно соединена с теплой церковью. В верхнюю церковь ведут 3 двери; притолоки - в виде полукруглых колонок, верх стрельчатый.

http://sobory.ru/article/?object=00435

Богослужебные песнопения исполнил хор Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Проповедь по запричастном стихе произнес насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Филипп (Ельшин). По окончании Литургии протопресвитер Владимир Диваков огласил поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленный архиепископу Феогносту по случаю дня его тезоименитства: «Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас с тезоименитством, днем памяти святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея России. По молитвам Пречистой Владычицы нашей Приснодевы Марии, заступничеством Вашего небесного покровителя да ниспошлет Вам Вседаровитый Бог и Отец светов (Иак. 1:17) крепкое здравие и обильную помощь в Ваших дальнейших архипастырских трудах на пользу Матери-Церкви и сподобит с пользой для души пройти спасительное поприще Святой Четыредесятницы и в радости встретить праздник Воскресения Христова. С любовью о Господе +Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси». По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к участникам богослужения с архипастырским словом: «Сегодня мы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собрались здесь, в сердце стен Кремлевских, Успенском соборе Московского Кремля, для того чтобы молитвенно почтить память святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского. Он был вторым после митрополита Петра здесь, в первопрестольном граде. Велики, благородны и славны его труды и молитвы. Он жил в трудное время и нес стражу в особо трудных условиях. Но он выстоял и, приняв от святителя Петра эту стражу, передал ее святителю Алексию, митрополиту Московскому. Дивны и непостижимы суды Промысла Божия. Господь правит миром, и сугубый Промысл Божий — о Церкви Православной, Церкви Христовой. Мы видим, как меняется лицо земли, меняются экономика, экология, политика, меняются государственные границы, исчезают целые государства, а Православная Церковь живет, несмотря ни на какие ветры, несмотря ни на какие гонения. И живет она не потому что великие люди в ней, а потому, что Сам Господь управляет Церковью Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5400759.ht...

И он бывший патриарх Никон властям и боярам говорил, что он к Москве приехал и в соборную церковь вошёл на свой святительской поставленный престол. И власти и бояре ему говорили, что он святительский престол оставил своею волею, и соборная и апостольская церковь вдовствует уже шесть лет; а наперёд сего он говорил и к великому государю в письмах своих писал, что он на святительский престол Великой Росии никогда не возвратится; и он бы из соборной церкви шёл и ехал, откуда приехал. И он патриарх властям и боярам дал письмо, а говорил, чтоб то письмо донести до великого государя; а что на то письмо ответ будет, и он по тому и учинит. И власти и бояре то его письмо к великому государю относили. И от великого государя и ото всего освященного собора присыланы были в соборную церковь те же власти и бояре вдругорядь, и говорили ему, чтоб он, бывший Никон патриарх , из соборной церкви шёл и ехал, откуда он приехал. И он патриарх говорил Христово слово, апостолом реченное: в который де град не приемлют, и от того де града идти и прилипший прах к ногам оттрясать. И из соборной церкви пошёл, а утаясь, взял святительской посох первопрестольника и чудотворца Петра митрополита и увёз с собой. А прежние святейшие патриархи московские того посоха, где им случится ехать с Москвы, и никуда в службы свои из церкви с собой не имывали, а бывает он всегда в едином месте; а когда, изволением Божиим, патриарха московского не станет, или которой оставит патриаршество, и в времена из места патриаршеского никуда он не относился, а ходили патриархи в церковь и в службах и в отъездах с Москвы бывали со своими такими ж нарочными посохами, а тот чудотворцев посох единожды даётся, по указу великого государя, на поставление святителей патриархов московских на престол Великой Росии от всего освященного собора новопоставленному на святительский Великой Росии престол патриарху, и после того тот чудотворцев посох поставляется на прежде уготованном месте, а в того место новопоставленному даётся иный посох, и потому у него, бывшего Никона патриарха , тому святителя и чудотворца Петра митрополита посоху быть не доведётся, для того что он уже патриаршеский престол оставил своею волею, а тот посох никогда с места своего из церкви не выносится, и он бы бывший Никон патриарх , тот святителя чудотворца Петра митрополита посох отдал ему Павлу митрополиту, а он отвезёт тот посох по-прежнему в соборную и апостольскую церковь на уготованное ему место.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010