День памяти апостола Андрея Первозванного 13 декабря православная церковь отмечает память Андрея Первозванного, первого из Двенадцати апостолов 13 декабря, 2010 13 декабря православная церковь отмечает память Андрея Первозванного, первого из Двенадцати апостолов Содержание статьи День Андрея Первозванного 13 декабря православная церковь отмечает память Андрея Первозванного, первого из Двенадцати апостолов. К сожалению, именно Андреев день в народе часто ошибочно считается отличным поводом погадать о будущем муже. К церковной традиции празднования дня Андрея Первозванного это не имеет никакого отношения. В этот день проводятся богослужения, люди молятся, а от светских и суеверных языческих традиций в Андреев день лучше отказаться. Согласно Евангелию от Иоанна, именно апостол Андрей первым стал учеником Христа. Впоследствии, как и другие апостолы, он доносил Слово Божие до других народов, рискуя собственной жизнью. Апостол Андрей принял мученическую кончину за веру во Христа. Андрей Первозванный, родился в городе Вифсаиде в Галилее. Его отец Иона был рыбаком. Впоследствии вместе со своим братом Симоном (Петром) св. Андрей жил в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, где братья добывали себе средства к существованию ловлей рыбы. С юных лет апостол Андрей был очень набожен, много молился. Повзрослев, он не вступил в брак и стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя. До своего призвания, вместе с Иоанном Богословом он слушал в пустыни проповедь покаяния Предтечи и Крестителя Иоанна, который и указал ему на Иисуса, как на Спасителя. Андрей стал одним из первых учеников Христа. В Евангелиях он упоминается периодически, в основном о его житии и трудах известно из преданий. Однако непреложен тот факт, что Андрей вместе с другими апостолами внимал наставлениям Иисуса Христа, видел бесчисленные Его чудеса, был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя. Проповедь апостола Андрея После Пятидесятницы, когда на апостолов, по обещанию Господа, сошел Дух Святой, они разделили себе уделы для проповеди.

http://pravmir.ru/den-andreya-pervozvann...

Ведягино. Часовня Андрея Первозванного и Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Деревня Видягина расположена в заливе (Глубокая лахта) на южном конце Кенозера. Деревянная церковь Андрея Первозванного с приделом пророка Илии, 1899 г. Маленькая часовня Андрея Первозванного и пророка Илии, между 1883 и 1890 гг. Г.П.Гунн: " В дальнем конце Глубокой лахты на полуострове стоит деревенька Видягина в шесть домов, за ним открывается Видягинское, или Домашнее, озеро. В это озеро впадает бегущая все время под уклон, шумя и скача по камням, подобно горной реке, речка Порженка, названная так, очевидно, за свою порожистость. Течет она из Порженского озера... " . Видягина всегда была небольшой деревенькой: в 1873 г. в ней было 10 дворов и жило в них 62 жителя. Южнее деревни перед самым лесом стоит деревянная церковь – чуть ли не самая поздняя из культовых построек Кенозерья. Церковь построена в 1898-1899 гг. для прихожан пяти деревень: " Ведягиной. Горбачихи, Тырыжкиной, Косицыной и Семеновой " - с помощью купца Мартынова, уроженца Ведягина. Храм освятили во имя апостола Андрея Первозванного 1 июля 1899 г., а ровно через два года в трапезной был освящен придел пророка Илии. Г.П.Гунн: " Церковь срублена в подражание каменным церквам и даже удивляет, что она деревянная. Но северные плотники неожиданно поставили на четырехскатной кровле четырехстенный сруб с широкими окнами, выполняющий роль светового барабана, и уже на его кровле водрузили главу. Дополнительный сруб придал основному четверику большую стройность, уменьшил его массивность. Подобное новшество делает сооружение непривычным для северных мест и напоминает чем-то церкви Закарпатья... Церковь находится на самом выигрышном для обзора высоком месте, и в то же время она не занимает плодородную землю, столь ценимую здесь " . Между церковью и деревней едва видна из высокой травы часовня Андрея Первозванного и пророка Илии: низкий сруб, широкие скаты крыши, галерея со стороны входа, стройная луковица на острие крыши. Замшелость крыши придает часовне особенную древность. Не часовня, а персонаж из сказки. Церковь не ремонтировалась ни разу.

http://sobory.ru/article/?object=00297

Церковь св. апостола Андрея Первозванного Церковь св. Андрея Первозванного. Фото с сайта hram.codis.ru Единственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище. Ранее придел, освященный во имя апостола Андрея, находился в одноименной церкви Андреевского монастыря, освященной в честь св. Андрея Стратилата и давшей название обители. Андреевский придел находился и в Алексеевской церкви уничтоженного большевиками кремлевского Чудова монастыря в Кремле. Во имя апостола Андрея еще была освящена домовая церковь в знаменитой усадьбе графа А.И. Мусина-Пушкина на Разгуляе, где в пожаре 1812 года сгорела хранившаяся там древняя рукопись " Слова о Полку Игореве " . Ныне придел во имя св. апостола Андрея Первозванного имеет Тихвинская церковь в Сущеве. Местность " Новые Ваганьки " , где была возведена ныне действующая Андреевская церковь, доподлинно известна примерно со второй половины XVII века. Ее название до сих пор не имеет единого точно установленного объяснения, и существует множество истолкований слова " ваганьки " . Достоверно лишь то, что в далекую древность, с 1446 года в районе против Кремля за нынешним домом Пашкова и зданием библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов или " Старое Ваганьково " , сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка. Согласно самой распространенной версии там жили дворцовые скоморохи и шуты, которые смешили и потешали московского государя и его приближенных бояр - ваганили. В.И. Даль относил происхождение этого слова к вологодскому наречию и толковал его как " забавлять, играть, шутить, баловаться " . Иногда считается, что ваганами назывались царские псари, жившие тут на Государевом Псаревом Дворе, который и был позднее переведен в район Пресни. Еще одна малораспространенная теория выводит слово ваганы от " воган " или " вожан " - от переселенных в Москву жителей Важской области. Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от " ваганного " денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось " ваганцем " . Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлевского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.

http://pravoslavie.ru/72.html

Тула. Церковь Рождества Христова (Николозарецкая). Николо-Зареченская церковь Карта и ближайшие объекты ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - приходский храм в Туле, на Оружейной стороне, во имя Рождества Христова (иначе - Николозарецкая церковь) с приделом во имя апостола Андрея Первозванного. Образование прихода Христорождественской церкви относится ко времени основания Кузнецкой слободы, когда по указу Федора Ивановича в 1595 г. 30 самопальным мастерам была дарована земля за р. Упой, на Хопре. Со временем население в Слободе значительно увеличилось, и уже при Алексее Михайловиче самопальники смогли построить на свои средства 2 деревянные церкви (Георгиевская и Христорождественская). Прихожанами Христорождественской церкви были оружейники, среди которых был и Н. Демидов. В 1730 -1734 гг. вместо деревянного храма сын Демидова Акинфий возле могилы своих родителей построил 2-этажный каменный храм, верхний этаж которого освящен во имя Рождества Христова, а нижний - во имя св. Николая. При нижней церкви был устроен придел апостола Андрея Первозванного. С ним связана одна из легенд из жизни Н. Демидова. У знаменитого прихожанина были всякого рода тайные ходы и подвалы; однажды его дочь из любопытства отперла один из них, чем вызвала такой гнев родителя, что он ударил ее связкой ключей по голове, и она умерла. Случилось это в день св. ап. Андрея Первозванного, и кающийся отец соорудил придел «на костях» его дочери во имя этого апостола. Николо-Зарецкая (Демидовская) церковь или Рождества Христова Приход образован с основанием Кузнецкой казенной слободы в конце XVI в. На месте деревянной церкви в 1730 г. на средства заводчика Акинфия Никитича Демидова выстроена каменная двухэтажная с приделом на первом этаже во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, на втором, освященном в 1834 г., - в честь Рождества Христова. В том же году на первом этаже освящен придел во имя ап. Андрея Первозванного. До революции 1917 года Николо-Зарецкий храм считался одним из самых богатых в Туле. На сегодняшний день Николо-Зарецкий храм – самый крупный в Туле, один из трех сохранившихся двухэтажных храмов города. Служба в нем возобновилась в 1999 году, после 65-летнего перерыва. Николо-Зарецкий храм стоит на чугунных плитах производства Демидовского завода. Сейчас чудом сохранились лестница и чугунный пол, которые отливали на Урале почти 300 лет назад. Долгое время в храме находился продуктовый склад. На втором этаже сохранился подъемник, с помощью которого в церковь заносили ликероводочную продукцию и мешки с мукой. Потом храм облюбовали лица без определенного места жительства. Сегодня церковь восстанавливают прихожане на свои деньги и своими силами.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Санкт-Петербург. Церковь Андрея Первозванного. Храм рыбаков на Малой Охте Карта и ближайшие объекты Строительство храма на берегу реки Оккервиль предполагалось еще в 2006 г. В то время там была возведена часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и предполагалось, что новый храм будет иметь тоже посвящение. Но в связи с тем, что патронаж над храмом взял на себя Санкт-Петербургский клуб любителей рыбной ловли, для строящегося храма было выбрано посвящение во имя св. апостола Андрея Первозванного, так как апостол Андрей считается покровителем рыбаков. В 2011 г. была разработана вся проектная документация по храму. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал постановление о строительстве храмового комплекса по адресу Заневский проспект, участок 1 на площади 0,3533 га. Церемония закладки камня в его основание состоялась 24 мая 2012 г. Чин освящения совершил епископ Петергофский Маркелл, в сослужении с благочинным Большеохтинского округа протоиереем Александром Будниковым и настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Охте протоиереем Виталием Магдеевым. (по материалам сайта Петербургской митрополии и сайта клуба рыбаков fisherclub.ru) Его история, начавшаяся совсем недавно – в 1998 г., полна чудесных совпадений и была бы невозможна без участия меценатов. В 1996 г. на месте ныне действующей часовни-храма Рождества Пресвятой Богородицы, строящегося храмового комплекса во имя Святого Андрея Первозванного и гипермаркета «О " Кей» был рынок «Ладожский». Его главный ветеринарный врач Валентина Борщевская в один прекрасный день увидела, как по маленькой речушке Оккервиль, протекающей рядом с рынком, плывет икона Спаса Нерукотворного. Валентина Дмитриевна выловила ее из воды и, будучи человеком верующим и зная, что есть такая традиция – строить церкви на местах, где были найдены иконы, предложила администрации рынка построить здесь часовню или храм. Директор рынка поддержал эту идею, митрополит Владимир дал благословение. Так в 1998 г. на Ладожском рынке была создана православная община с целью возведения в ближайшем будущем возле реки Оккервиль у Заневского моста храма Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=27683

Санкт-Петербург. Собор Андрея Первозванного. Андреевский собор Карта и ближайшие объекты Собор расположен на углу Большого проспекта В.О. и 6-й линии на месте сгоревшей в 1761 г. Андреевской церкви, предназначенной для празднеств кавалерского ордена Андрея Первозванного. 8 октября 1732 года преосвященный архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан Прокопович торжественно освятил новую церковь. В 1744 году, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Синода, Андреевская церковь стала соборной. Особой красотой и удобствами первоначальная церковь не отличалась, зимой храм не отапливался. В июле 1761 года он сгорел дотла от попадания молнии. Иконостас удалось спасти, и он был перенесен в соседнюю Трехсвятительскую церковь и установлен в Благовещенском приделе. Каменный собор был заложен 18 июля 1764 года. Его возведение началось " под присмотром " архитектора Александра Францевича Виста, сына секретаря князя Меньшикова. Во время строительства собора летом 1766 года неожиданно обрушился его купол, после чего Вист был отстранен от работ, а строительство затянулось на 15 лет. Достройку храма завершал в 1789 году молодой архитектор А. А. Иванов. Это выдающийся памятник русского зодчества. Здание отличается нарядной необычной композицией: пятикупольный собор соединяется с двухъярусной колокольней одноэтажной трапезной. В последующие годы собор продолжал расширяться и украшаться. В 1798 году стены собора внутри были покрыты лепкой и построена часовня рядом с собором, в 1813 году собор заново расписали. В 1848 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки началось строительство боковых приделов, и в 1850 они были освящены: правый, Успенский, и левый, Никольский. Собор постепенно приобрел современный облик. В 1878 году к собору была пристроена часовня, а через год – пономарня. В соборе сохранился древнейший в городе великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века. Самые древние из сохранившихся на иконостасе икон – свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меньшиковского дворца, находятся в соборе с самого его основания. В соборе имеются две особо чтимые иконы апостола Андрея, одна, на аналое, содержит частицу его мощей; другая, с житием, датируется 1728 годом. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея. В 1860-х годах росписи и образа центрального иконостаса были возобновлены под наблюдением архитектора А. М. Горностаева. Тогда же дополнительные иконы в иконостасе исполнил В. М. Пошехонов, притвор расписал Н. Г. Фролов.

http://sobory.ru/article/?object=00740

В пятницу, 13 декабря, православные христиане отмечали праздник в честь особого почитаемого на Руси святого апостола Андрея Первозванного. " По евангельскому преданию, Андрей, родом из Вифсаиды, был ближайшим учеником пророка Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа. Святой Иоанн сам направил будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий " , - рассказывает об апостоле агентство " РИА-Новости " . В информации кратко изложена история жизни и служения святого апостола Андрея: " Андрей первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего брата Петра. Поэтому апостола Андрея и именуют Первозванным " . После Сошествия Святого Духа на апостолов святой Андрей отправился проповедовать в восточные страны, а затем " по Днепру поднялся до места, где стоит теперь Киев. Здесь, как гласит древнерусская " Повесть временных лет " , у Киевских гор он сказал бывшим с ним ученикам: " Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей " . Апостол поднялся на горы, благословил их и поставил на вершине крест. Затем апостол Андрей поднялся по Днепру до поселений славян, где был построен Новгород. Отсюда он прошел через земли варягов в Рим и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом византийском селении - будущем могучем Константинополе - основал христианскую Церковь. Таким образом, по церковному учению, имя святого апостола Андрея связывает материнскую Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью. На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников - его изгоняли из городов, избивали. Но и многие чудеса Господь явил через ученика Своего " . Апостольский путь святого Андрея завершился в греческом городе Патры, где в 62 году он был распят на кресте, имевшем форму буквы " Х " . Символическое изображение этого креста помещается на флаге Российского флота, который поэтому называется Андреевским, завершается информация " РИА-Новости " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor24.htm

Арзамас. Храмовый комплекс. Церкви Андрея Первозванного и Илии Пророка. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1746 и 1793. Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Космонавтов Координаты: 55.386408, 43.823286 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 18-19 веках архитектурный облик города был весьма выразительным, благодаря расположению церквей в нагорной части. Сохранялась древнерусская традиция ставить недалеко друг от друга зимнее и летнее здания церквей иногда с одной, а часто и двумя самостоятельными колокольнями. К сожалению, колокольня Ильинского прихода не сохранилась. Но к великой радости верующих он образует живописную, не повторяющуюся по композиции группу, преобладающую в застройке. Состоит приход из летней церкви Ильи Пророка, в которой сейчас располагается историко-художественный музей, и зимней церкви Св. Апостола Андрея Первозванного. Существующая ныне с утратами холодная Ильинская церковь построена в 1746 году и являет собой образец каменной архитектуры раннего барокко. Первое упоминание о ней относится к 1628 году, в то время она именовалась «церковь Никола Чудотворец за острогом». В актах за 1674 год она именуется «церковь Святого Пророка Илии да в приделе Николая Чудотворца». Долгое время в документах и народной молве значилась – «Николы, что на погосте». Церковь двухэтажная, четвериком, к которому примыкает трехчастная апсида, а с западной стороны – одноэтажная трапезная. Основным элементом украшения стен апсиды, четверика и трапезной является богато орнаментированные наличники окон и карнизы, узорчатым поясом охватывающие верхние части объемов. Ребра объемов храма и трапезной отделаны в виде тройчатых полуколонок, как бы завершающих орнаментальную рамку. Южная стена церкви имеет портал, чьи украшения дополняют узорчатый наряд, образующий на гладкой поверхности кирпичных стен ажурное светотеневое плетенье. Это придает всей массе храма изящную пластичность и легкость. Ильинская церковь свидетельствует о большом искусстве строительных дел мастеров Арзамаса.

http://sobory.ru/article/?object=53524

Генеральское. Церковь Андрея Первозванного. Храм Ай-Андрий /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Андрея Первозванного Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Крым, Алушта, пос. Генеральское Координаты: 44.79013, 34.471009 Проезд: Добраться сюда возможно только пешком. Для этого необходимо доехать до поселка Солнечногорское, находящегося на расстоянии около 15 км от Алушты на прибрежной трассе Алушта – Судак. Затем проехать 8 км от Солнечногорского до села Генеральское. Затем от центра села Генеральское необходимо спуститьс ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться сюда возможно только пешком. Для этого необходимо доехать до поселка Солнечногорское, находящегося на расстоянии около 15 км от Алушты на прибрежной трассе Алушта – Судак. Затем проехать 8 км от Солнечногорского до села Генеральское. Затем от центра села Генеральское необходимо спуститься к речке, перейти ее по мосту и пересечь спортивную площадку. Сразу за площадкой начинается затяжной подъем по грунтовой каменистой дороге. Дорога поднимается в юго-западном направлении в сторону горного массива Димерджи. Примерно через 1,5 км пути с дороги будет ответвление влево. Пройдя через кустарник, далее необходимо пройти по лесной тропинке около 500 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Остатки средневекового храма, известные под названием «Ай-Андрий», находятся в южной части Горного Крыма, на юго-восточном склоне возвышенности Карлича (один из восточных отрогов горы Демерджи), в правом борту долины речки Улу-Узень (Мегапотам), у источника Ай-Андрий, примерно в 7 км от берега Черного моря, на высоте около 500 м н. у. м., в 1,6 км к юго-западу от с. Генеральское. Памятник представляет собой руины однонефной церкви с притвором, сооруженной над родником, вода которого по каптажной галерее выходит из портала под юго-восточной стеной храма. Поблизости были обнаружены остатки небольшого поселения. В исторических источниках прямые сведения о комплексе отсутствуют. Первые документированные свидетельства о комплексе появились, видимо, после присоединения Крыма к Российской империи. В частности, он упоминается в «Донесении» академика Е. Е. Кёлера и в путевых заметках академика П. И. Кеппена объект упоминается как местная достопримечательность – «греческая церковь» над источником у дороги между селами Улу-Узень (Мегапотам) и Демерджи (Фуна). Путешественники писали о его относительно хорошей сохранности.

http://sobory.ru/article/?object=52643

Санкт-Петербург. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при бывшем подворье Старо-Афонского Андреевского мужского скита. Карта и ближайшие объекты Удачным образцом сооружения в " русском стиле " стала церковь во имя Благовещения Божьей Матери и иконы Божией Матери " В скорбях и печалех Утешение " при подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита, построенная по проекту Н.Н. Никонова в 1889-1893 гг. на углу Дегтярной и 5-й Рождественской улиц. Храм представлял в столице Российской Империи Святую Гору Афон - Старо-Афонское подворье в Петербурге. История подворья в Петербурге связана со строительством Андреевского скита на Афоне. В 1841 г. иноки русского Пантелеимонова монастыря приобрели на Афоне келью св. патриарха Афанасия, которую вскоре при содействии известного духовного писателя А.Н. Муравьева обратили в Скит Святого Первозванного Апостола Андрея. К началу ХХ века этот Скит стал крупнейшим монастырем на Святой Горе Афон, насчитывая десять храмов и около 600 насельников. В 1860-е годы в Скиту было начато строительство грандиозного собора Андрея Первозванного по проекту архитектора М. А.Щурупова. Для сбора средств в Россию в 1861 году был привезен чтимый образ Божией Матери " В скорбях и печалях Утешение " . Тогда же возникла мысль о создании в столице Российской Империи афонского подворья. В 1875 году благочестивая купчиха А.У. Джамусова пожертвовала афонским монахам участок земли на Песках с каменным домом и в мае 1889 года на этом месте была начата постройка подворского храма в память о спасении Царской Семье под станцией Борки. 8 сентября 1889 года митрополит Исидор совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий освятил трехпрестольный храм Старо-Афонского подворья. Нарядный двухэтажный храм напоминал церкви Москвы и Ярославля XVII века. Фасады храма и связанных с ним жилых корпусов декорированы скромными наличниками окон. В церкви было освящено в 1890 году пять престолов: в нижнем этаже - главный престол во имя чудотворной иконы Божией Матери " В скорбях и печалех Утешение " и придел во имя Алексия Человека Божия, в верхнем этаже - главный Благовещенский престол, правый придел Святого Александра Невского и левый во имя Апостола Андрея Первозванного.

http://sobory.ru/article/?object=00710

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010