Почти на всех заводах Екатеринбургского ведомства, возникших в XVIII в. на западной и восточной стороне Урала, строились храмы и часовни, в одних при самом открытии заводов, в других несколько спустя. В Каменском заводе Трехсвятительский храм построен вместе с заводом в 1701 г.; в 1702 г. построен храм во имя Алексия человека Божия в Алапаевском заводе; тогда же заложен Преображенский храм с приделами Успения Богородицы и ап. Петра и Павла в Невьянском заводе (осн. в 1698 г.). Храм с приделами освящен в 1710 – 1712 гг. В 1712 г. выстроили Никольский храм в Уктусском заводе, осн. в 1704 г.; в 1723 г. вместе с основанием Екатеринбурга построен там Екатерининский храм – ныне собор; нынешний Екатеринбургский кафедральный Богоявленский собор построен в 1747 – 1748 гг.; в 1725 г. построена Входоиерусалимская церковь в Нижне-Тагильском заводе, а через 25 лет, в 1750 г., там понадобился другой храм – Введенский, в 1730 г. в Полеводом заводе, осн. в 1719 г., построен Петропавловский храм, тогда же явился храм в Кыштымском заводе, в 1735 г. в Сысеретском заводе построена церковь во имя прор. Анны, в 1738 г. – в Билимбаевском заводе, осн. в 1730 г., построена Богоявленская церковь; через два года – в 1740 г. – выстроена церковь во имя Симеона и Анны в Кувшинском (Гороблагодатском) заводе, осн. в 1738 г. (евр. слово Анна – благодать); въ1748 г. – Петропавловская ц. в Шайтанском заводе, через два года – в 1750 г. – также Петропавловская в Нейво-Шайтанском заводе, осн. в 1730 г., в 1751 г. – в Верхотурском заводе, осн. в 1757 г., в следующем году – в Верхне-Тагильском, в 1754 г. построены церкви Троицкая в Северском заводе, осн. в 1735 г., и Преображенская в Нижне-Синячихинском, около того же времени возник храм – Успенский в Касменском заводе,, в 1760 г. одновременно с основанием Николаево-Павдинского завода построен там Никольский храм; через пять лет выстроен храм во имя Покрова Пр. Богородицы в Баранчинском заводе, осн. в 1743 г., через 10 лет – Трехсвятительский в Нижне-Туринском заводе, осн. в 1766 г.; в самом конце XVIII в. (1796 г.) Построена Успенская церковь в Верхне-Синячихинском заводе, осн. в 1769 г. Все названные заводские храмы строились по благословению тобольских архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Он остановился мыслью на епархиальном свечном заводе. В 1884 г., под его непосредственным председательством, были выработаны особые правила для завода. Затем он, при всяком удобном случае, лично убеждал приходских священников и церковных старост забирать свечи для церквей только в епархиальном свечном заводе, а не у частных торговцев, написал «пастырское увещание к возлюбленным чадам о Господе, православным христианам паствы харьковской», в котором убеждал ставить в церквах свечи, выделываемые в епархиальном свечном заводе из чистого пчелиного воска, и не приобретать у частных торговцев свеч парафиновых, неприличных для жертвы Господу и закапчивающих св. храмы, учредил, под председательством преосвященного викария, особую наблюдательную комиссию за разбором свеч епархиального завода, открыл в епархии много свечных складов, усилил производительность завода, так что завод стал отпускать свечи даже и в другие епархии, и т. п. Благодаря всем этим мерам, епархиальный свечной завод, до прибытия преосвященного Амвросия в Харьковскую епархию не дававший совершенно никакой пользы, стал ежегодно вносить на нужды епархии по 48 тысяч рублей, а в некоторые годы к этой сумме прибавлял еще от 15 до 20 тысяч единовременного взноса. Большие неурядицы до назначения преосвященного Амвросия на харьковскую епархию происходили и в Ряснянском Свято-Дмитриевском монастыре. Монастырь этот владел 4000 десятин ценной земли; но он был в больших долгах и его средств не доставало даже на погашение процентов, вследствие чего монашествующие испытывали во всем крайнюю нужду. Настоятелем был как мы упомянули уже выше, человек добрый, но к ведению хозяйства совершенно неспособный: не тащил у него только тот, кто не хотел. По совету святогорского архимандрита Германа, преосвященный уволил настоятеля на покой, а на его место назначил святогорского монаха Дезидерия, человека строгой жизни, умного и энергичного хозяина. Тем не менее оказалось, что и энергичный хозяин ничего не мог сделать без денег для приведения в порядок монастырских дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

С постройкой же в 1839 году деревянного храма в Висимо-Шайтанском заводе образовался и самостоятельный Висимо-Шайтанский православный приход. Раскольники же, которых было много в заводе, с 1808 года имели в заводе собственную молитвенную часовню, которая потом, по Высочайшему указу, в 1848 году передана была единоверческому населению, и в ведение епархиального начальства. А в 1875 году открыт был и самостоятельный единоверческий приход с храмом. В состав Висимо-Шайтанского православного прихода входят следующие селения: самый завод с 1 998 жителями обоего пола (из них раскольников 209 душ обоего пола); деревня Павло-Анатолиевская – в 8 верстах от завода, с 301 жит., и деревня Дальние Галашки, в 25 верстах, исключительно с раскольническим населением в 204 души обоего пола. Всего православных и раскольников в приходе 2712 душ обоего пола. Главное занятие жителей – работа на заводе, на платиновых и золотых приисках, заготовка и вывозка лесу и дров по зимам. Некоторые занимаются чеботарной работой. Довольно развита торговля съестными припасами и мануфактурным товаром: в зимнее время в заводе по воскресным дням бывают торжки на церковной площади. Для переселенцев из России (1815 г.) вначале построен был в заводе молитвенный деревянный дом, в котором по временам отправлялось богослужение причтом, наезжавшим сюда и Висимо-Уткинского завода, к приходу которого было причислено православное население Висимо-Шайтанского завода. Постройка же в заводе собственного храма, по преданию, связана была с приездом в завод Архиепископа Пермского Аркадия в 1838 году, предложившего заводоуправлению преобразовать молитвенный дом в церковь . Предложение Высокопреосвященного исполнено было немедленно: за ночь выкопано было место для алтаря и престола, и на другой день самим владыкой совершена была закладка храма. Впрочем, устройство храма ограничено было только пристройкой алтаря к молитвенному дому. Через год, 26 января 1839 года, с благословения того же архиепископа Аркадия, состоялось освящение храма во имя святого мученика Анатолия благочинным Нижне-Тагильских церквей иереем Алексием Карпинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нам думается, что для приобретения церковной собственности нет никакой нужды обращаться к высшим инстанциям, а тем более беспокоить по таким делам Высочайшую власть, но вести подобные дела должно тем же порядком, как приобретают недвижимую собственность торговые и другие учреждения и лица, причём юридическая санкция покупки, дарственного приобретения должна исходить от епархиального начальства, если ценность собственности не превышает суммы в 10.000 рублей; продажа церковной собственности должна быть обставлена более строгим контролем, но в пределах Духовного Ведомства. При сем юридическими лицами сих владений должны быть признаваемы учреждения: церкви, монастыри, учебные заведения, братства благотворительные, миссионерские и другие, разного рода церковные общества и т. д. Те же собственности, делами которых распоряжается епархиальный съезд, например свечные заводы и разного рода прибыльные статьи, должны иметь по-прежнему юридическим собственником епархиальное начальство, потому что, чем более они приобретают хозяев в виде депутатов, ревизоров и управителей, определяемых епархиальным съездом, тем более немилосердному расхищению они подвергаются. Съезд, встречаясь с чисто уголовными делами по растрате значительных сумм на свечном заводе, избегает заводить судебные дела, избегает даже жаловаться на это архиерею, и, где последний сам не следит за этими отраслями епархиальной жизни, там духовенство – или, вернее, поместная Церковь – бессовестно обкрадывается на главном источнике своих доходов, т. е. на свечном заводе, который фактически остаётся, как res nullius. Святейший Синод в своих мартовских заседаниях довольно энергично высказывался в пользу участия представителей Духовного Ведомства в различных выборных органах государственного управления, начиная от высшего и кончая сельским сходом. Эту же мысль подхватили духовные публицисты, но были чрезвычайно огорошены, когда в одной газете появилась заметка свящ. Арсеньева с приведением 6-го и 81-го правила св. апостол: «Епископ, или пресвитер, или диакон да не приемлет на себя мирских попечений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В каменном строении 1880 г., перешедшем в собственность церкви, во вновь приобретенном владении Собор размещает Московский Епархиальный церковно-свечной завод. В качестве служащих завода работали как миряне, так и священнослужители. Так, смотритель завода и пять его помощников были люди духовного звания; некоторые рабочие окончили Духовную Семинарию. На заводе работало около 100 человек. У них установился благочестивый обычай: во время работы петь духовные песни. Благодаря этому обычаю образовался церковный хор, который пел в соседнем храме. 4 ноября 1898 г. Правление завода обратилось к Митрополиту Сергию с прошением о строительстве новых и реконструкции старых зданий завода и выразило пожелание открыть при заводе «церковь во имя московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа». В прошении говорилось: « Самый предмет производства завода (выделка церковных свечей), состоящего притом в ведении духовенства, требует особой заботы относительно удовлетворения религиозных потребностей служащих». « ...нет сомнения, что свой храм и возможность без всякого затруднения посещать оный в праздничные и воскресные дни и в неделю говения, несравненно сильнее будет действовать на развитие и укрепление доброй нравственности рабочих, чем пение церковных песней за работой». «Между тем ближайший к заводу храм Богоявления, в Елохове, находится на расстоянии около версты и время богослужения в оном не всегда совпадает со временем, свободным для рабочих. Поэтому в праздничные дни и особенно во дни Великого Поста для служащих на свечном заводе бывает затруднительно присутствие за церковным богослужением». Кроме того, Правление просило также открыть при заводе школу с обучением свечному, столярному и слесарному ремеслу. «Завод находится на окраине Москвы, заселенной небогатыми жителями, - говорилось в прошении, - и нет сомнения, что в первые же дни по открытии школа будет переполнена». 8 февраля 1899 г. по Указу Его Императорского Величества Святейший Синод определил разрешить Московскому Епархиальному Начальству «устроить домовую церковь в здании епархиального свечного завода по Посланникову переулку 1-го участка Лефортовской части города Москвы, с припиской означенной церкви к Московскому Богоявленскому, в Елохове, приходскому храму».

http://sobory.ru/article/?object=02181

Последние приносят в церковь свечи и читают перед иконою канон по старопечатным книгам. Прихожан при церкви числится 211 м. п. и 224 ж. п. Причт помещается в церковном доме. Нейво-Рудянский завод . Успенская церковь . Нейво-Рудянский завод находится в 68 в. к северу от Екатеринбурга на реке Нейве, близ станции Рудника Пермь-Тюменской ж. д. Почва песчано-глинистая. Климат не совсем здоровый: распространены болезни брюшной тиф и скарлатина. Нейво-Рудянский завод построен в 1810-м году, и получил название от р. Нейвы и рудных месторождений. Для работы на заводе переселены были владельцами крестьяне из средней России, все раскольники. Часть из них впоследствии обратилась в единоверие. Жители работают на заводе, принадлежащем гр. Стенбок-Фермор, на золотых приисках. Некоторые занимаются торговлей. Деревянный однопрестольный храм построен в 1844 г. на средства заводовладельца А.И. Яковлева, и освящён 15-го октября того же года. До этого же времени была часовня, сначала раскольническая. Храм покрыт железом, внутри оштукатурен и окрашен тёмно-серой масляной краской; снаружи окружён деревянною оградой. В церковном иконостасе есть две иконы, взятые из раскольнической часовни: Рождества Христова – вышиной один аршин, шириной 13½ вершков, и Казанский образ Божией Матери – вышиной 1 аршин, ширина 15 вершков, писанные в лето 7384-е 23 декабря и августа 14-го, как значится в надписях на этих иконах. Кроме обычных крестных ходов, в заводе с 1872 года совершается в конце мая крестный ход для встречи Верхне-Тагильской чудотворной иконы Знамения Пр. Богородицы. Икона эта приносится из Верх-Нейвинского завода, остаётся в Нейво-Рудянском заводе одну неделю, и отправляется в Верхне-Тагильский завод. Совершается это в память прекращения в заводе лихорадочной болезни и скотского падежа, продолжавшихся около двух лет. Согласно желанию общества, в заводе открыто с 1872 года мужское земское училище, помещающееся с 1885 года в собственном здании. Ревдинский завод. Свято–Троицкая церковь . Раскольники были первыми поселенцами Ревды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вернуться 18 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С.346. Вернуться 19 Бл. Иероним. Осьмнадцать книг толкований на пророка Исайю. – Творения. Киев, 1906, 1911, т. 7. – С. 122. Вернуться 21 Августин Аврелий. О граде Божием/Творения: в 4 т.//Т. 3. – Киев: Алетейя: УЦИММ-Пресс, 1998. – С. 595. Вернуться 22 О Душе/Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан; пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указат. А. Ю. Братухина. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. – С.254. Вернуться 23 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 358. Вернуться 24 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 340. Вернуться 25 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 334. Вернуться 27 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Духовной Акад., 1898. Беседа на 1 Кор. 29: 1. Вернуться 28 Метафора – образное сравнение, например: Вот глина в руке горшечника, то вы в Моей руке… (Иер. 18: 6). Вернуться 29 Упоминание о чем-либо, что должно пониматься сведущими людьми, как указание на другую реальность, например: Восстань, святись (Иерусалим); ибо пришел свет твой… (Ис. 60: 1) – имеется в виду Небесный Иерусалим и Слава Божия в Царстве Божием, притягательные для всех царей и народов земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

На западной стороне обители, против собора, четырехъярусная колокольня готической архитектуры, вышиной около 30 сажен, построена в 1803 году тщанием игумена Авраамия на мирское подаяние. В нижнем ярусе – святые врата. Над ними, с наружной стороны, образ Господа Саваофа, с внутренней – Знамения Пресвятой Богородицы. Ворота деревянные, столярной работы, филенчатые. Второй ярус не занят ничем, кроме деревянной лестницы, да в пролетах со всех четырех сторон укреплены в брусьях деревянные балясы. Отсюда открывается прекрасный вид на Козельск и другие монастырские окрестности с западной стороны. В третьем ярусе 9 колоколов: 1) Бденный, или праздничный, с надписью: «колокол сей устроен в Козельскую Введенскую Оптину Пустынь 1815 года, февраля 23 дня. Лит в Туле, на заводе Черниковых; весу в нем 213 пуд. 34 ф., при игумене Авраамии. Мастер Аким Воробьев». На нем образа: Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. 2) Полиелейный, с надписью: «во славу Божию и святых угодников Его от усердия христолюбцев, вылит сей полиелейный колокол, для Козельской Введенской Оптиной Пустыни, при строителе иеромонахе Моисее, 1828 года, генваря 15 дня, в Москве, на заводе Николая Самгина. Весу 100 пуд. 85 ф.». Образа на нем: Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Пафнутия Боровского чудотворца, Иоанна Предтечи и Владимирской Богоматери. 3) Повседневный, с надписью: «1832 года, августа, при строителе иеромонахе Моисее с братией, иждивением неизвестного вкладчика, в Москве, на заводе Николая Самгина. Весу в нем 56 пуд. 15 ф». Образа на нем: Казанской Богоматери, святителей Московских: Ионы и Алексея, и Иоанна Крестителя. 4) Трапезный. Весу 24 пуд. 2 ф. Лит в Туле, на заводе Черниковых. Образа на нем: Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Пять зазвонных колоколов; все вылиты в 1828 году, на заводе Самгина, в Москве. В четвертом ярусе колокольни, под куполом, палатка для часов с 9-ю круглыми окнами; в ней поставлены в 1826 году боевые часы, устроенные монастырской братией. В 1845 году к ним пристроен, в особо отлитые чашки, бой четвертей; работа эта произведена иеромонахом Виталием. В 1864 году, верх колокольни и шпиль покрыты вновь белой жестью; крест и, под оным, яблоко, утвержденное на шпиле, также сделаны новые и позолочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По вероисповеданию самая большая часть обитателей завода православные; значительная часть жителей (около ¼ или 1 / 5 населения) принадлежит к единоверию. Много в заводе и раскольников, как поповщинского (австрийское священство, имеется австрийская церковь ), так и безпоповщинского толка; в общем раскольников в Нижне-Тагильском заводе насчитывается около ½ тысяч. Из сектантов в заводе в последнее время стали появляться субботники, или иеговисты. Есть в заводе, соответственно национальностям, представители римско–католического, лютеранского и еврейского вероисповедания. В Нижне-Тагильском заводе четыре православных прихода; церквей же православных 6. Входо-Иерусалимская церковь . Приход этой церкви расположен в самом центре Нижне-Тагильского завода, вблизи заводских сооружений и Главного Управления Нижне-Тагильских и Луньевских заводов. Этот приход почти ровесник самому Нижне-Тагильскому заводу (1725 г.). Составился он главным образом из переселённых в завод владельцами Демидовыми крепостных людей из разных мест России. Приход образовался в 1750 году, с построением храма. До этого же времени христианские требы для немногочисленных православных насельников завода (ибо большинство их на первых порах были раскольники, или склонные к расколу) исправлялись, по всей вероятности, наезжими из Невьянска священниками и монахами Невьянского монастыря. Но с течением времени православное население завода всё более и более увеличивалось, увеличивалась вместе с тем и численность прихожан Входо-Иерусалимского храма. Такое увеличение и разрастание завода, а следовательно, и прихода Входо-Иерусалимской церкви, и повлекло за собой в первой половине прошедшего столетия выделение и образование из Входо-Иерусалимского прихода ещё двух самостоятельных приходов – Введенского и Выйско-Николаевского, а во 2-й половине того же столетия и 3-го, Александро–Невского. В настоящее время в приходе Входо-Иерусалимской церкви числится: муж. пола 1 952 души, жен. пола 2 065 душ; раскольников муж. пола 42 души и жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм в селе Бродовском – деревянный, однопрестольный во имя св. преп. Зосимы и Савватия, Соловец. Чудотв., построена в 1887 году с благословения Преосв. Нафанаила, епископа Екат. и Ирбит., на средства прихожан. До открытия самостоятельного приходя (в 1896 г.) он был приписным к Краснопольскому приходу. Иконостас в этом храме деревянный, двухъярусный. Часовен в приходе нет. Не имеется при храме и зданий, и каких-либо особых доходных статей. Верхне-Салдинский завод принадлежит к Н.-Тагильскому горнозаводскому округу, находится в 200 вер. от Екатеринбурга. Завод этот расположен по обоим берегам реки Салды (приток Тагила), в верхнем течении её, отчего и получил своё название. Климат этой местности по особенно здоров, почва глинистая, и требует при земледелии большого удобрения. Заселение Верхне-Салдинского прихода началось с основания завода в 1782 году. Для работ на открывавшемся заводе владельцы его Демидовы перевели крепостных крестьян частью с соседних своих заводов, а частью из Тульской и Черниговской губерний. Переселенцы все русские, между ними были и малороссы. До 1836 года жители этого завода входили в состав Нижне-Салдинского прихода. В 1836 году открыт был приход Верхне-Салдинский. Теперь в приходе числится всего 8 085 д. об. п. (3 939 м. и 4 096 ж.), из них 114 д. раскольников страннического толка. В состав прихода входит заводское население и две деревни: Северная (в 7 в.) и Никитина (в 14 в.). Последняя временно отходила к Никольскому приходу, но в 1887 году приписана была опять. Все почти жители работают на заводе, земледелием занимаются очень немногие, почему-либо не устроившиеся на заводе. В Верхне-Салдинском заводе две школы: церковно-приходская одноклассная, построенная на жертвованные обществом 4 500 руб., и земская. Первый деревянный, однопрестольный храм во имя св. Иоанна Богослова в В.-Салдинском заводе построен был в 1836 году, при открытии самостоятельного прихода, на средства Демидовых, и освящён прот. М. Кирилловым 21 дек. 1836 г. с благословения Арх. Аркадия Пермского. Но к вечеру же, в день освящения, в храме от неизвестной причины произошёл пожар, причём сгорела колокольня и купол храма. В 1837 г. сгоревшие части были вновь построены. Иконостас для этого храма был прислан из Н.-Салдинского храма, иконостас самый простой, двухъярусный. В 1860 г. усердием церковного старосты В. Оленева и о. П. Ситникова иконостас этот поновлён, выкрашен красной краской, а колонны и резьба позолочены. Но храм этот в последнее время по приходу был малопоместителен, и так как вследствие ветхости требовал капитального ремонта, то с благословения епископа Поликарпа, Екатер. и Ирб., в 1890 г. приступили к постройке нового каменного храма. Деревянный старый храм был закрыт 1 апреля 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010