24 ноября 1919 года послушник Владимир направил прошение наместнику Лавры архимандриту Виктору (Островидову) с просьбой постричь его в монашество. Состоявшееся 27 ноября заседание Духовного Собора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры поддержало его прошение, и 26 февраля 1920 года послушник Владимир был пострижен в монашество и наречен Серафимом, а 29 февраля рукоположен во иеродиакона. Летом 1922 года при поддержке советских властей был организован обновленческий раскол и храмы в Лавре захватили обновленцы. Братия Лавры разделилась, часть придерживалась той точки зрения, что необходимо признать обновленческое ВЦУ, другие были категорически против присоединения к группе предателей Церкви, и им пришлось покинуть Лавру; среди них был и иеродиакон Серафим; 3 июля 1922 года он просил Духовный Собор отпустить его в бессрочный отпуск, и, получив разрешение, был определен на должность псаломщика ко храму великомученицы Екатерины, что на Васильевском острове в Петрограде. В 1923 году храм великомученицы Екатерины был также захвачен обновленцами, и с 12 апреля 1923 года иеродиакон Серафим стал служить на Никифоровском подворье в Петрограде. 25 декабря 1924 года за ревностное служение он был награжден Патриархом Тихоном грамотой. 12 апреля 1928 года иеродиакон Серафим вернулся в Александро-Невскую Лавру, наместником которой стал в это время строгий ревнитель православия епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). В 1929 году иеродиакон Серафим был возведен в сан архидиакона. 27 ноября 1935 года власти города приняли решение об окончательном закрытии всех храмов Лавры. «В связи с тем, – писали они, – что бывшая Александро-Невская Лавра превратилась в большой советский городок, насчитывающий 17 различных учреждений и школ, где и нежелательно нахождение церкви, и, кроме того, идя навстречу наказам избирателей… и массовому ходатайству ряда предприятий и учреждений и физкультурников… о закрытии церкви, так как помещение необходимо под районный дом физкультуры, – церковь закрыть, а здание использовать для указанной цели». После закрытия в январе 1936 года последнего действующего на территории Лавры храма во имя Сошествия Святого Духа отца Серафима вызвали в НКВД в качестве свидетеля и безуспешно пытались склонить к даче ложных показаний против других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что касается упомянутого Фонда, то им ведется интенсивная работа. Три возрожденных на его средства храма я уже освятил в этом году. Древнейшим из них является Ильинский храм в селе Пруссы Коломенского района. Этот шедевр зодчества XVI века вернули верующим в 1997 году без крыши и с разрушенными стенами. Конечно, хорошо, что три храма восстановлены, но неизмеримо большее число все еще ожидает реставрации. Это серьезная проблема не только для Церкви, но и для всех, кому небезразлична судьба нашей культуры. К примеру, в селе Моногарово Зарайского района находится церковь Сошествия Святого Духа. Здесь одним из прихожан был Федор Михайлович Достоевский, чье поместье Даровое расположено поблизости. При церкви находятся семейные захоронения его родственников. При этом само храмовое здание выглядит так, как будто его вчера бомбили. И это в приближении 200-летнего юбилея великого писателя! Таких примеров можно приводить много. Однако хочу теперь сказать о другом. Проблема восстановления святынь — общенациональная. Хорошо, если есть помощь от государства. Но важно, чтобы каждый гражданин лично чувствовал свою ответственность и за исправление совершенных в прошлом несправедливостей, и за восстановление культурных памятников, и за возрождение Святой Руси в сердцах людских. Неправильно думать, что только в прошлом были жертвователи, стремившиеся оставить по себе добрую память. Свидетельство тому дела известного благотворителя Николая Александровича Цветкова, который вместе с членами своей семьи построил новый комплекс зданий Коломенской духовной семинарии, восстановил церковь в родном селе и завершает возведение грандиозного Михаило-Архангельского храмового ансамбля в деревне Путилково Красногорского района. Вот еще один пример. Заместитель полномочного представителя Президента России в Центральном Федеральном округе Николай Павлович Овсиенко возглавляет попечительский совет по восстановлению Свято-Духовской церкви села Шкинь в Коломенском районе. Этот грандиозный храм с двумя колокольнями является аналогом Свято-Троицкого собора в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Уникальный реставрационный проект уже близится к завершению.

http://patriarchia.ru/db/text/4713163.ht...

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Церковь Сошествия Святого Духа Архитектор Д. Трезини спроектировал восточную линию монастырского каре в виде двухэтажных корпусов, расположенных тремя уступами от собора в сторону Невы. В 1717 году под его руководством началось сооружение ближайшей к Благовещенской церкви части корпуса, предназначавшейся для приемов, для чего на первом и втором этажах после галерей были устроены просторные залы-трапезы. Два остальных флигеля планировались как келейные. Сооружение северо-восточного корпуса звершил Т. Швертфегер в 1725 году. На первом этаже располагались зал для собраний и монашеские кельи, на втором - также зал, покои наместника, кельи иеромонахов и братии. В 1760 году открытые галереи корпуса были застеклены. В 1819 году оба примыкавших к Александро-Невской Благовещенской церкви зала на первом и втором этажах были объединены в один двусветный зал, с востока к нему пристроили алтарь. Работы по созданию нового храма велись по проекту и под руководством лаврского архитектора В. П. Петрова. Освящение церкви во имя Сошествия Святого Духа совершилось 18 мая 1922 года. Духовская церковь использовалась для погребений вплоть до начала XX века. Всего в ней было совершено 172 захоронения. В церковном зале вблизи алтаря нашли упокоение столичные митрополиты Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), Антоний (Рафальский), Никанор (Клементьевский) и Григорий (Постников). При советской власти Свято-Духовский храм был закрыт последним на территории обители, в январе 1936 года, его интерьеры были полностью уничтожены, на месте усыпальниц размещена котельная. В 1950-е - 1960-е годы в Духовском корпусе располагались покои митрополита и Епархиальное управление. В 2001 году Духовской корпус вернули Лавре. В настоящее время в нем находятся покои наместника и братские кельи, а в помещении церкви - духовно-просветительский центр " Святодуховский " , начавший свою работу в январе 2003 года. Свято-Духовский храм будет восстановлен в качестве домовой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05276

Сергиевский собор — см. Святого Сергия Радонежского всей артиллерии собор. Смольный — см. Воскресения Христова Всех учебных заведений собор (Воскресенский Смольный собор). Собор — см. Свя го–Троицкий собор Александро–Невской лавры Спас на Бору собор в Кремле — Спаса Преображения на Бору собор; построен в 1330 г. на месте существовавшей с 1272 г. деревянной церкви; разрушен в 1933 г. — 270 Троицкий собор — Святой Троицы собор в Петербурге; построен архитектором С. А. Волковым в 1743–1746 гг., находился на Троицкой площади, снесен в конце 1920–х гг. — 142 Успенский собор в Кремле — Успения Божией Матери собор; построен в 1479 г. на месте прежнего Успенского собора, возведенного Иваном Калитой в 1326–1327 гг.; современный адрес: Соборная площадь; закрыт в 1918 г. — 247, 256, 259, 265, 268, 270, 276, 277, 295 Храм Спасителя — кафедральный собор митрополита Московского; построен архитектором К. А. Тоном в 1839–1883 гг. близ Пречестенских ворог на месте бывшего Алексеевского монастыря; уничтожен в 1931 г., выстроен заново в 1995 г.; современный адрес: Волхонка, 15 — 112, 206, 274, 276, 279 ЦЕРКВИ Академическая церковьСвятой Екатерины церковь при Академии художеств в Петербурге; построена архитектором К. А. Тоном в 1837 г. — 115 Благовещенская церковь — Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в Александро–Невской лавре в Петербурге; построена архитектором Д. Трезини в 1717–1725 г. — 224, 231 Богоявленская церковь в Елохово — Богоявления церковь в Елохове; построена в 1722–1731 гг. царевной Прасковьей Ивановной; современный адрес: Спартаковская улица, 13 — 267, 274 Большая церковь в Зимнем дворце в Петербурге — см. придворный собор Спаса Нерукотворного образа. Больше–Охтенская, Духовская церковьСошествия Святого Духа («Духовская») церковь на Большой Охте в Петербурге; построена в 1844 гг., находилась на Большеохтенском проспекте; уничтожена в 1933 г. — 152, 204 Большое Вознесенье в Москве — церковь Вознесения Господня, именуемая «Большим», у Никитских ворог, впервые упоминается в 1685 г.; современный адрес: Герцена, 36; закрыта в 1931 г. — 289

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Василия Блаженного церковь в Москве — см. собор Покрова Божией Матери на Рву Василия Кесарийского церковь на Тверской–Ямской — построена в 1680–х гг. на месте существовавшей в начале 1600–х гг. деревянной церкви; уничтожена в 1935 г. — 252 Введения, Введенская церковь — Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святого Иакова церковь лейб–гвардии Семеновского полка в Петербурге; построена архитектором К. А. Тоном в 1837–1842 гг.; современный адрес: Загородный проспект, 45а — 122, 140, 128 Владимирская церковь — Божией Матери Владимирской и Святого Иоанна Дамаскина церковь в Петербурге; построена архитектором П. А. Трезини в 1760–1769 г.; современный адрес: Владимирский проспект, 20 — 153 Владимирской Божией Матери церковь, у Владимирских ворот Китай–города — построена в 1692 г. царицей Натальей Кирилловной; современный адрес: Никольская, 14; закрыта в 1932 г. — 277 Входа Господня в Иерусалим («Знаменская») церковь в Петербурге; построена архитектором Ф. И. Демерцовым в 1794–1804 гг.; находилась на Знаменской площади; уничтожена в 1940 г. — 146, 169, 175, 204 Георгиевская кладбищенская церковьСвятого Великомученика Георгия Победоносца церковь на Большеохтенском кладбище в Петербурге; сооружена в 1774–1778 гг., уничтожена в 1938 г. — 152 Греческая церковьСвятого Димитрия Солунского церковь при греческом посольстве на Лиговке (дом 6) в Петербурге; построена архитектором Р. И. Кузьминым в 1861–1866 гг.; уничтожена в 1961 г. — 109 Духовская церковьСошествия Святого Духа церковь в Александро–Невской лавре в Петербурге; окончательно завершена архитектором В. П. Петровым в 1820–1822 гг. — 89, 123, 125, 187, 224, 233 Духовская церковь на Охте — см. Больше–Охтенская церковь Единоверческая церковь — см. Николаевская единоверческая церковь. Екатерининская церковьСвятой Екатерины церковь в Петербурге; построена архитектором А. А. Михайловым в 1811–1823 гг., в 1861–1863 гг. В. А. Болотовым была частично перестроена и возведена колокольня; современный адрес: Съездовская линия, 27–160

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А. Тоном в 1837 г. – 115 Благовещенская церковь – Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в Александро-Невской лавре в Петербурге; построена архитектором Д. Трезини в 1717–1725 г. – 224, 231 Богоявленская церковь в Елохово – Богоявления церковь в Елохове; построена в 1722–1731 гг. царевной Прасковьей Ивановной; современный адрес: Спартаковская улица, 13 – 267, 274 Большая церковь в Зимнем дворце в Петербурге – см. придворный собор Спаса Нерукотворного образа. Больше-Охтенская, Духовская церковьСошествия Святого Духа («Духовская») церковь на Большой Охте в Петербурге; построена в 1844 гг., находилась на Большеохтенском проспекте; уничтожена в 1933 г. – 152, 204 Большое Вознесенье в Москве – церковь Вознесения Господня, именуемая «Большим», у Никитских ворог, впервые упоминается в 1685 г.; современный адрес: Герцена, 36; закрыта в 1931 г. – 289 Василия Блаженного церковь в Москве – см. собор Покрова Божией Матери на Рву Василия Кесарийского церковь на Тверской-Ямской – построена в 1680-х гг. на месте существовавшей в начале 1600-х гг. деревянной церкви; уничтожена в 1935 г. – 252 Введения, Введенская церковь – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святого Иакова церковь лейб-гвардии Семеновского полка в Петербурге; построена архитектором К. А. Тоном в 1837–1842 гг.; современный адрес: Загородный проспект, 45а – 122, 140, 128 Владимирская церковь – Божией Матери Владимирской и Святого Иоанна Дамаскина церковь в Петербурге; построена архитектором П. А. Трезини в 1760–1769 г.; современный адрес: Владимирский проспект, 20 – 153 Владимирской Божией Матери церковь , у Владимирских ворот Китай-города – построена в 1692 г. царицей Натальей Кирилловной; современный адрес: Никольская, 14; закрыта в 1932 г. – 277 Входа Господня в Иерусалим («Знаменская») церковь в Петербурге; построена архитектором Ф. И. Демерцовым в 1794–1804 гг.; находилась на Знаменской площади; уничтожена в 1940 г. – 146, 169, 175, 204 Георгиевская кладбищенская церковьСвятого Великомученика Георгия Победоносца церковь на Большеохтенском кладбище в Петербурге; сооружена в 1774–1778 гг., уничтожена в 1938 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Церковь при морском госпитале, заложена в 1769 году. – в Императорском Военно-Сиротском Доме. Святой Живоначальной Троицы. Церковь Соборная в Александроневской Лавре, основанной Императором Петром I на том месте, где одержана была в 1240 году Святым Александром Невским над Шведами победа, которое и называлось Виктори. Монастырь сей начался строением сперва деревянной церкви Благовещения Богородицы; Соборная же церковь Святой Троицы начата строиться в 1726 году; но по усмотренному в ней повреждению разобрана, а в 1776 году, по повелению Императрицы Екатерины II, начата вновь и окончена  в 1790 году. – Соборная у С. Петербургской крепости, первоначально построена деревянная, в память зачатия С. Петербурга в 1703 году; но по ветхости, по повелению Императрицы Елисаветы, построена новая, во всем подобная прежней, которая и освящена в 1746 году в присутствии Ея Величества и Генералитета; но как оная в 1750 году сгорела, то вместо оной построена церковь , перенесенная из летнего сада и освящена в 1756 году. В сию церковь Император Петр Великий изволил приезжать в воскресные и праздничные дни к заутрени и обедни, со всею своей Фамилией, и, стоя на клиросе с прочими певчими, отправлял Божественную службу. В ней находятся две достопамятные вещи, вырезанные самим Петром Великим: костяное паникадило и костяной образ Андрея Первозванного. Церковь в Измайловском полку, заложена в 1754 году. – в Галерной гавани. Церковь на Охте, построена в 1722 году, во имя Иосифа древодела, по приличию мастерства плотников, собранных Петром Великим для корабельного строения, коим на Охте отведено место для жительства; но по обветшании оной разобрана и построена вновь каменная в 1792 году, во имя Святой Троицы, с двумя приделами; 1) во имя Святого Иосифа древодела и 2) во имя Святого Николая. – в доме Графа Разумовского. – в доме Князя Салтыкова. – в доме Князя Александра Николаевича Голицына, освящена в 1812 году. – в доме Императорской Театральной Дирекции, освящена в 1806 году. – в доме Обер-Шталтмейстера Муханова. Сошествие Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П. И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. При Екатерине в лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке. Старейшая церковь монастыря Благовещенская, расположенная в северо-восточном углу монастырского каре. Она была построена в 1717-1722 гг. Д. Трезини и послужила образцом для более поздних сооружений — Фёдоровской церкви и угловых монастырских башен. Облик её типичен для петербургской архитектуры петровского времени. Церковь двухэтажная. Верхняя освящена 30 августа 1724 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского, и до 1790 г. здесь находилась рака со святыми мощами. Нижняя церковь — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она служила усыпальницей для особ царствующего дома. Здесь могилы Анны Леопольдовны, сестры Петра I Натальи Алексеевны, здесь был погребён Петр III, перенесённый по указу Павла в 1796 г. в Петропавловский собор. Здесь же находятся могилы видных государственных деятелей XVIII в.: А. В. Суворова, В. В. Долгорукого, А. Г. Разумовского, А. М. Голицына и других, Петербургских епископов Феодосия (Янковского) (1745-1750), Сильвестра (Кулебки) (1750-1761). Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный корпус, построенный Д. Трезини в 1717 г. В 1820 г. в части корпуса была устроена церковь Сошествия Святого Духа. В ней были погребены Санкт-Петербургские митрополиты Михаил (1818-1821), Серафим (1821-1843), Антоний (1843-1848), Никанор (1848-1856) и Григорий (1856-1860). Симметрично Благовещенской церкви в юго-восточном углу монастырского каре расположена Николо-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей для особ грузинской царской фамилии и некоторых епископов, среди которых Евгений Булгарис. Церкви устроены и на монастырских кладбищах, самое древнее из которых Лазаревское, основанное в Петровское время. Здесь была похоронена сестра Петра Наталья Алексеевна, и над её могилой выстроена часовня в честь Воскрешения Лазаря.

http://elitsy.ru/holy/1998/

— Как нам рассказывал Блаженнейший Митополит Онуфрий, еще на этапе подготовки встречи наш Предстоятель сразу предложил президенту провести ее в Лавре, и президент сначала согласился. Из Митрополии было отправлено всем архиереям письмо, который датировался 8-ым ноября этого года, с благословением от пМитрополита Онуфрия и за подписью митрополита Антония, чтобы все архиереи 13-го ноября собрались для встречи с президентом в Киево-Печерской Лавре в корпусе Однако якобы кто-то из окружения президента посоветовал ему не ехать в Лавру, чтобы это не было воспринято как выражение поддержки нашей Церкви. Так или нет, не знаю, но по неизвестным нам причинам место встречи президентом было изменено. И наши архиереи получили приглашения из Администрации президента, датированные 9-ым ноября, на ту же дату на встречу с Президентом, но уже в «Украинский дом». Владыки, в определенной степени, были дезориентированы, куда им ехать, поэтому все собрались в Лавре, ведь для архиереев благословение Священноначалия имеет приоритетное значение. В такой ситуации Блаженнейший владыка решил спросить мнение епископата. А потому для разрешения этой коллизии и было решено созвать экстренное заседание Священного Синода, для того, чтобы, пользуясь присутствием в Лавре всего епископата, обсудить и решить этот и другие вопросы. Никто не закрывал архиереев в Лавре, никто их не изолировал от встречи с президентом, но была необходимость соборно обсудить этот вопрос. Митрополит Онуфрий на Соборе дал возможность высказаться каждому архиерею. Преимущественно, мнение архиереев было практически единогласным: чтобы эта встреча состоялась в Лавре. Когда было принято данное решение, то был совершен телефонный звонок в Администрацию Президента с сообщением, что наш епископат ждет президента в Лавре. Кроме того, в присутствии членов Собора состоялся телефонный разговор Блаженнейшего владыки с президентом, во время которого Предстоятель сообщил главе государства мнение практически всего епископата. Выслушав, президент отказался встречаться. Поэтому, подчеркиваю, что именно президент отказался от встречи. Мы все ждали его в Лавре. Как сейчас все это комментируют в Администрации президента и наши оппоненты — пусть остается на их совести.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

23–51 [ 46 ] Письмо Наркомата финансов УССР Валютному управлению Наркомата финансов СССР о командировании уполномоченного для переговоров о реализации ценностей, найденных в Киево-Печерской Лавре 2 февраля 1925 г. Спешной почтой. Совершенно секретно. Лично. ВАЛЮТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРКОМФИНА СССР тов. КАРКЛИНУ. Политбюро Цен[трального] Комитета КП(б)У вынесено решение о передаче обнаруженных в Киево-Печерской Лавре ценностей ЦК Помощи детям Украины. Вследствие этого, просим распорядиться о командировании МЮТ " ом своего уполномоченного в Киев для переговоров о их реализации. Наркомфин У.С.С.Р. (Кузнецов) Начальник Валютного Управления (Капитановский) – Л. 78. Заверенная машинописная копия, сделанная 7 февраля 1925 г. В левом верхнем углу машинописью воспроизведен бланк Секретного отдела Наркомфина УССР с датой “2/11–1925-го года”. В правом верхнем углу штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 48, п. 12 от 12 февраля 1925 г. 23–53). Слева штамп о рассылке с рукописными датой “10.II.1925 г.” (число “10” исправлено из ранее написанного числа “7” с и исходящим номером. Ниже штамп Бюро секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “13.II.25” и входящим номером. 23–52 [ 46 ] Письмо Наркомата финансов СССР в Политбюро ЦК РКП(б) по поводу реализации ценностей, найденных в Киево-Печерской Лавре в политбюро цк ркп(б) По постановлению Политбюро ЦК КПУ разные металлические и валютные ценности, найденные в бывш. Киево-Печерской Лавре передаются на усиление средств Украинской Центральной Комиссии помощи детям. НКФ СССР, поставивший себе задачу накопления возможно большего золотого запаса СССР, как орудия регулирования денежного обращения страны и как необходимого фундамента возстановления размена червонцев, при наступлении к тому соответствующих условий, не может согласиться с означенным постановлением. Найденные ценности в б. Киево-Печерской Лавре не являются имуществом Лавры, а представляют имущество буржуазии, бежавшей из пределов СССР и скрывшей его в Лавре. Поэтому означенное имущество, в чем бы оно не заключалось, подлежит обращению в (Соб[рание] Узак[онений] 1921 г. 18 ст. III). Независимо от этого, распоряжение означенными ценностями, без согласования с НКФ СССР, не соответствовало бы п. 1 ст. 5 Постановления ЦИК СССР от 29-го октября 1924 г. о бюджетных правах СССР и входящих в его состав союзных республик, по которому все неналоговые доходы входят в доходную часть общесоюзного бюджета; ценности же, найденные в Лавре, являются случайными доходами объединенного ведомства СССР-НКФ-ина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010