Настоятелями Сергиевской церкви служили священники: Пётр Иванович Юстинов – 1867-1875 гг., Василий Григорьевич Сорогожский – 1875-1884 гг., Николай Александрович Кенарский – 1884-1894 гг., Яков Алексеевич Благовидов – 1894-1918 гг. Документы свидетельствуют о том, что для службы в домовую церковь главного учебного заведения Симбирска отбирались лучшие представители духовенства. Грамотная кадровая политика прослеживается и при подборе церковных старост. Когда встал вопрос о назначении Петра Ивановича Юстинова кафедральным протоиереем – высший в епархии пост для белого духовенства, епископ Феоктист 7 февраля 1875 г. обратился к директору гимназии Ивану Васильевичу Вишневскому со следующей просьбой: «Озабочиваясь замещением вакансии Симбирского кафедрального протоиерея, остающейся праздною с 9-го сентября прошедшего 1874 года, я признаю законоучителя вверенной Вам гимназии, магистра богословия, священника Петра Устинова [такое написание первой буквы фамилии встречается в документе дважды] заслуживающим этого назначения и, по своей учёности и опытности, могущим с пользою для епархиального ведомства исполнять разные поручения и должности. В следствие сего имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство почтить меня уведомлением, не будет ли признано Вами возможным облегчить занятия о Устинова в гимназии, для предоставления ему удобства возможно больше сосредоточить внимание и труды свои на епархиальной службе в случае определения его на вакансию Симбирского кафедрального протоиерея». После переписки директора гимназии с попечителем Казанского учебного округа Петром Дмитриевичем Шестаковым, светские и духовные власти пришли к компромиссу. 18 февраля 1875 г. П.И. Юстинов был перемещён к Симбирскому кафедральному собору, а 19 февраля возведён в сан кафедрального протоиерея. При этом за ним оставались 12 уроков Закона Божия в гимназии. Новым же священником Сергиевской церкви стал с 8 марта 1875 г. бывший преподаватель Симбирской духовной семинарии 28-летний Василий Григорьевич Сорогожский.

http://sobory.ru/article/?object=27705

Первоначально, как, в частности, говорится в клировой ведомости Сергиевской церкви за 1872 г., было установлено, что «метрических книг и других документов при сей церкви, как бесприходной, нет». Однако с 1882 г. в церкви были заведены метрические книги и симбиряне, в том числе некоторые служащие гимназии стали крестить в храме своих детей. 14 февраля 1889 г. директор гимназии Фёдор Михайлович Керенский обратился в строительное отделение Симбирского губернского правления с просьбой утвердить проект поднятия потолка над церковью на 1 сажень новой кирпичной кладкой. Проект был разработан Михаилом Григорьевичем Алякринским, одним из ведущих симбирских архитекторов 1880-х – 1890-х гг. 15 марта проект и смета были рассмотрены и утверждены губернским инженером Николаем Павловичем Воскресенским. Священник Николай Александрович Кенарский так писал об изменениях внутри самой домовой церкви: «поднять на высоту одного аршина, как иконостас, так и пол в алтаре; при этом является необходимостью поколебать и самый престол». Специальное обследование в апреле 1889 г. показало, что реконструкция не представляет опасности для здания. Сам указанный проект перестройки в имеющихся документах не выявлен. В фонде Симбирской 1-й мужской классической гимназии (Ф. 101), а также в фонде Директора училищ Симбирской губернии (Ф. 932) имеется ряд дел за разные годы «о производстве расходов по содержанию церкви при Симбирской гимназии», содержащих финансовую отчётность. Так, во второй половине 1870-х гг. на содержание причта ежемесячно отпускалось 22 руб. 66 коп. (священнику – 6 руб. 66 коп., диакону – 10 руб., служителю – 6 руб. (в конце 1860-х – начале 1870-х гг. сумма расходов была чуть меньше – служителю платили 5 руб.)). А также имеются книги прихода и расхода сумм церкви. В приход поступали средства от проведения всенощных и литургий, продажи свечей и сбора «на тарелочку», пожертвований и т.д. Расход составляли покупки масла, ладана, свечей, утвари, церковного вина и т. д., а также такие разовые расходы как, например, «позолота шара и креста на церкви» в августе 1895 г.

http://sobory.ru/article/?object=27705

21 апреля 1893 г. по ходатайству директора гимназии Николая Фёдоровича Свешникова в диаконы был рукоположен бывший воспитанник 3-го класса Симбирской духовной семинарии, диаконский сын Михаил Николаевич Тресвятский. Экзаменационная комиссия во главе с священником о. Виктором Боголюбовым в частности отметила, что «Тресвятский имеет хороший голос, свободно им владеет, а потому является хорошим певцом, свободным и выразительным чтецом». Оценки по другим дисциплинам были чуть хуже, но отмечалось, что «Тресвятский… может с пользою взяться за дело учителя». Следует отметить, что по тогдашнему законодательству в диаконы следовало рукополагать лиц не моложе 25 лет, однако для 20-летнего М.Н. Тресвятского Симбирская духовная консистория и епископ Варсонофий сделали исключение. Для диакона имелась квартира при гимназии. На 1900 г. годового жалования полагалось: священнику – 300 рублей, диакону – 120 рублей. Настоятелем Сергиевской церкви с 1 августа 1894 г. служил законоучитель гимназии, протоиерей Яков Алексеевич Благовидов (1860-1930). О нём следует сказать особо, поскольку это единственный в истории региона гимназический законоучитель, ставший впоследствии местным архиереем. Я.А. Благовидов – священнический сын, получивший в 1900 г. дворянство (2 марта 1900 г. внесён в 3-ю часть Симбирской дворянской родословной книги), депутат Симбирской городской думы от духовенства (с 1911 г.). О. Благовидов имел многочисленные церковные и светские награды, преподавал в гимназии Закон Божий до 1918 г., упомянут в ряде воспоминаний выпускников гимназии. С 1919 г. он стал настоятелем Воскресенского (Германовского) храма. Овдовев в 1920 г., принял монашество под именем Иоаким, а с 1921 г. служил Алатырским викарным епископом. Подвергался репрессиям, в 1923 г. был отправлен на три года в Архангельский концлагерь. Вернувшись из заключения, Иоаким Благовидов служил Ульяновским архиепископом (патриаршей ориентации) в 1927-1930 гг. Следует также отметить, что Я.А. (Иоаким) Благовидов – единственный из настоятелей Сергиевской церкви, чья могила сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=27705

Это захоронение (совместно с могилами супруги М.Ф. Благовидовой и сына Я.Я. Благовидова) находится в 5 квартале Воскресенского некрополя (старого городского кладбища на ул. К. Маркса) г. Ульяновска. В 2003 году на могиле, по инициативе протоиерея Алексия Скалы, было установлено новое надгробие в виде креста из мраморной крошки. Диаконом с 1 сентября 1911 г. служил Николай Михайлович Смеловский (в 1913 г. – 28 лет), перемещён в данный храм он был по ходатайству директора гимназии Василия Петровича Андронникова. Церковным старостой с 17 июня 1907 г. состоял (по ходатайству директора гимназии Бориса Николаевича Некрасова) губернский секретарь Николай Петрович Пастухов – представитель известного купеческого рода, сверхштатный чиновник особых поручений при симбирском губернаторе в 1911-1916 гг. А.С. Ключарёве, один из инициаторов переименования в 1912 г. улицы Большой Саратовской в Гончаровскую. Примечательно, что ранее должность церковного старосты занимал его отец купец Пётр Андреевич Пастухов. В клировой ведомости гимназической церкви за 1913 г. отмечалось, что утварью она достаточна, новая опись церковного имущества составлялась в 1911 г. Епархиальный архиерей ежегодно посещал храм. В «Описи имущества гимназии, гимназической церкви, научных кабинетов, библиотеки и пансиона на 1-е января 1915 г.» по Сергиевской церкви значилось 334 номера, включавших 571 предмет на сумму 8669 рублей 44 копейки. Подробной описи церковного имущества не выявлено. Внутреннее убранство церкви изображалось на открытках начала XX века. Точная дата закрытия храма не выявлена. В справочнике по храмам и кладбищам Симбирска-Ульяновска, составленном В.Н. Ильиным указано: «Церковь закрыта, вероятно, в 1918 г.». Ныне в бывшем храмовом помещении расположен спортзал гимназии 1 им. В.И. Ленина. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=27705

Ульяновск. Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшей Симбирской классической гимназии. Сергиевский храм /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:1867. Здание постройки 1790 г., в 1839-1841 гг. перестраивалось. Архитектор: М.П. Коринфский (перестройка 1839-1841 гг. до устройства церкви) Адрес: Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 18 (Гимназия корпус начальных классов) Координаты: 54.316214, 48.402479 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сергиевская церковь при классической гимназии. Храм устроен в 1867 г. инженер-штабс-капитаном Александром Николаевичем, и его супругой Марией Петровной Денисовыми. Престол в нём один – во имя преп. Сергия Радонежского. Причт состоит из священника и дьякона. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева, 1903 г. Домовая церковь Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца при Симбирской мужской классической гимназии После пожара 1864 г. здание Симбирской мужской гимназии в течение нескольких лет реконструировалось. 2 мая 1866 г. в канцелярии директора училищ Симбирской губернии было получено прошение инженера, штабс-капитана Александра Николаевича Денисова: «Пользуясь настоящим случаем перестройки дома Симбирской гимназии, я хотел бы исполнить давнишнее моё и жены моей желание устроить в гимназическом здании домовую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Все расходы по устройству церкви принимаю на свой счёт: устройство иконостаса, приобретение образов, лампад, паникадил, а также и прочей церковной утвари, церковных книг и вообще всего, что требуется в церкви для совершения богослужения. Объясняя всё это Вашему Высокородию, покорнейше прошу исходатайствовать мне у кого следует право устроить в доме гимназии церковь и указать для этого место».

http://sobory.ru/article/?object=27705

К 1998 г. в К. м. был построен деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с колокольней, в котором 21 июля того же года еп. Прокл совершил литургию. В К. м. устроена домовая ц. во имя прп. Алексия, человека Божия (2006-2007), возведены каменный соборный Казанский храм (2005-2009), деревянная часовня и купальня на св. источнике; отреставрированы архиерейский и братский (2008-2009) корпуса, вост. и сев. стены, 2 угловые башни, здание гостиницы, устроены иконописная, слесарная и столярная мастерские, баня, сарай, скотный двор. К нач. 2012 г. в К. м. проживали игум. Филарет (Коньков) и ок. 20 насельников. Арх.: ГА Ульяновской обл. Ф. 134, 868, 872. Ист.: Сказание о явлении и чудесах чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Жадовской пустыни Корсунского у. Симбирской губ. Симбирск, 1889; Гуркин В. А., сост. Сказание о Жадовской Казанской Богородицкой пустыни. Ульяновск, 2005. Лит.: Охотин Н. В., прот. О чудотворной иконе Казанской Божией Матери, ежегодно приносимой в г. Симбирск из Жадовской пустыни//Сборник ист. и стат. мат-лов о Симбирской губ.: (Прил. к Памятной кн. на 1868 г.). Симбирск, 1868. С. 277-281; он же. Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь Симбирской епархии. Симбирск, 1881; Зерцалов А. Н. Краткий ист.-геогр. очерк Симбирска, Сызрани и Кашпирова во 2-й пол. XVII в. Симбирск, 1896; Мартынов П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898; Красовский В. Э. Хронологический перечень событий Симбирской губ., 1371-1901. Симбирск, 1901; Баженов Н. Стат. описание соборов, мон-рей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. Симбирск, 1903; Невоструев К. И. Жадовская Казанская Богородицкая пустынь Симбирской епархии от ее начала до 1880 г.//Симбирская церк. старина. 1915. Вып. 2. C. 82-103; Козлов Ю. Жадовская пустынь//Ульяновская правда: Газ. 1990. 17 февр.; Скала А. В., протодиак. Жадовская пустынь: Жадовский Богородице-Казанский муж. мон-рь: История и современность. Ульяновск, 2000; Сомова Л. А. К истории Жадовской пустыни//Открытые культуры: Мат-лы Всерос. науч. конф. Ульяновск, 2002. С. 97-99; Гуркин В. А. История Жадовской пустыни//Моск. ж. 2005. 6. С. 51-54.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

В 1997 г. К. Ж. и. была возвращена в возобновленный Жадовский монастырь. 2 мая того же года в Никольском храме с. Оськина состоялось освидетельствование К. Ж. и. особой епархиальной комиссией во главе с еп. Ульяновским и Мелекесским Проклом (Хазовым) . Образ перевезли в г. Ульяновск, а 21 июля 1997 г.- в обитель. Для К. Ж. и. был выполнен новый оклад и в 2002 г.- резной киот. Празднование 2-го обретения иконы, установленное Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, совершается 2 мая. С 2004 г. возрождена традиция крестного хода с иконой, к-рый охватывает большинство приходов епархии и занимает от 7 до 8 недель: 2 недели К. Ж. и. пребывает в храмах г. Симбирска, 5-6 - в сельских церквах. Над родником, в к-ром, по преданию, была обретена К. Ж. и., построен храм-купальня. Ист.: Сказание о явлении и чудесах чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Жадовской пустыни Корсунского у. Симбирской губ. Симбирск, 1889; Гуркин В. А., сост. Сказание о Жадовской Казанской Богородицкой пустыни. Ульяновск, 2005. Лит.: Охотин Н. В., прот. О чудотворной иконе Казанской Божией Матери, ежегодно приносимой в г. Симбирск, из Жадовской пустыни//Сборник ист. и стат. мат-лов о Симбирской губ. Симбирск, 1868. С. 277-281. (Прил. к Памятной книжке за 1868 г.); он же. Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь Симбирской епархии. Симбирск, 1881; Мартынов П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования: Сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. Симбирск, 1898; Красовский В. Э. Хронологический перечень событий Симбирской губ., 1371-1901. Симбирск, 1901; Скала А. В., протодиак. Жадовская пустынь: Жадовский Богородице-Казанский муж. мон-рь: История и современность. Ульяновск, 2000; Сомова Л. А. К истории Жадовской пустыни//Открытые культуры: Мат-лы Всерос. науч. конф. Ульяновск, 2002. С. 97-99; Невоструев К. И. Жадовская Казанская Богородицкая пустынь Симбирской епархии// Гуркин В. А. Сказание о Жадовской Казанской Богородицкой пустыни. Ульяновск, 2005. С. 35-50. Д. Б. Кочетов Казанская Калужская икона Божией Матери

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В июле 1845 г. несколько симбирских помещиков обратились к еп. Симбирскому Феодотию (Озерову) с просьбой о восстановлении постоянного богослужения в церкви, где «находится икона Казанской Божией Матери, издревле прославляемая многими чудотворениями» ( Скала. 2000. С. 18). Осенью 1846 г. К. Ж. и. была ненадолго привезена в Симбирск (ныне Ульяновск), где находилась сначала в архиерейском доме, а затем в городских храмах. Почитание иконы горожанами оказалось настолько значительным, что в 1847 г. симбирское дворянство обратилось к священноначалию с прошением ежегодно приносить в Симбирск «с торжественной почестию... чтобы все жители могли насладиться лицезрением древней святыни». Прошение было удовлетворено. Указом имп. Николая I от 15 июля того же года повелевалось ежегодно 15 мая приносить чудотворный образ на месяц в Симбирск, а затем возвращать в пустынь. Святыня торжественно выносилась из мон-ря в сопровождении неск. монахов за 7 дней до прибытия в город. По пути следования крестного хода с К. Ж. и. в селах и деревнях жадовские иеромонахи служили молебны. За день до прибытия в город крестный ход останавливался в с. Баратаевка. Из Симбирска навстречу иконе выходили все городское духовенство и братия Покровского мон-ря во главе с архиереем, встреча происходила у специально выстроенной каменной часовни на Московском тракте. В Симбирск крестный ход вступал по особому церемониалу: впереди шли жандармы во главе с начальником команды, затем - роты гарнизонного батальона и батальона кантонистов, воспитатели и воспитанники гимназии и семинарии, за к-рыми следовали почетные мещане, купцы, дворяне. Замыкали шествие духовенство с гражданским губернатором и чиновниками. За процессией следовали простые богомольцы в сопровождении гарнизонного батальона и полиции. С особой торжественностью К. Ж. и. прибывала в Симбирск в 1848 г. (в этот год праздновали 200-летие города), после того как край постигла «эпидемическая болезнь». Моления перед иконой сопровождались множеством исцелений, по признанию очевидца, «жители Симбирска с радостным сердцем стремились встретить чудотворную икону, казалось, солнце завидовало их радости» ( Гуркин. 2005. С. 19-23). На церемонию прощания с К. Ж. и. и выноса ее из города собралось более 10 тыс. паломников. Известно «Слово на день принесения в г. Симбирск чудотворного образа Казанской Божией Матери из Жадовской пустыни», написанное в 1849 г. Невоструевым. В 1849 г. Симбирский еп. Феодотий пожертвовал в Жадовскую обитель точную копию К. Ж. и., «мерой и подобием» повторяющую явленный образ. Этот список, украшенный старинным окладом, находился в Тихоновском приделе монастырского Казанского храма, а во время пребывания чудотворной иконы в Симбирске помещался на ее место.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Но гораздо важнее была духовная сторона жизни в семье Мотовиловых, сторона, скрытая от глаз человеческих. Семья Мотовиловых была выдающейся в религиозном отношении. Известно, что в дворянских мемуарах той поры «почти не встречается свидетельств о дворянских богомольях из центральных областей России – Москвы, Санкт-Петербурга, губернских центров – в Киево-Печерскую Лавру. Судя по мемуарам, выбирались к Печерским святыням немногие из дворян, в основном те, кто жил дома по строгому (монастырскому) уставу…» 22 А ведь мы знаем, что мать Мотовилова – Мария Александровна бывала в монастырях, посещала старцев, возила с собой маленького Николая и закончила свое земное поприще на пути в Киево-Печерскую лавру. Семья Мотовиловых относилась как раз к числу тех немногих избранных, которые жили «по монастырскому уставу» и паломничали. Не всегда на одном месте сидели родители Мотовилова: наверняка ездили в свои имения в другие губернии, выезжали, в особенности зимой, в Симбирск. Может быть, брали с собой и маленького Николая. К Симбирску особенно прикипела душа его, именно Симбирск ощущал Мотовилов как свой родной город, хотя именно там он и пострадал в своей жизни более всего. Что собою являл Симбирск той поры и каким могло быть воспитание Николая? Несмотря на свою удалённость от столиц, Симбирск не был захолустьем. Более того, это был по-своему весьма примечательный город. В нём причудливо сочетались, с одной стороны, сонная «обломовщина», глубокий неподвижный провинциализм, а с другой – энергичная деятельность обитателей города в самых различных сферах жизни. Симбирск среди других провинциальных городов России выделялся необычайной представительностью замечательных дворянских родов. Как известно, наиболее престижными в дворянских книгах считались дворяне первого (жалованное, действительное дворянство) и шестого (древние благородные роды) разрядов. По количеству дворян этих двух категорий Симбирская губерния заметно отличалась от многих провинций России. Всё это создавало особую атмосферу в городе. «Симбирское дворянство было о себе высокого мнения и даже на губернаторов привыкло смотреть как на равных себе и членов своих обществ. Известно, что из-за столкновения с местным дворянством в середине XIX в. губернию покинули подряд три губернатора (А.М. Загряжский, И.С. Жиркевич и И.П. Хомутов)». Последнее обстоятельство упомянуто нами не случайно, позже об этом будет сказано более подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Ныне слышано нам есть, что новорожденный сын ваш великих государей, а наш государь царевич и великий князь Иоанн Алексиевич святым крещением просвещен, и обращся, посмотрив в нищих своих вещех в дары сыну вашему государеву, а нашему государю, новопросвещенному царевичю и великому князю Иоанну Алексиевичу, и не обретох достойных. И помыслив трудами своими чтити паче, нежели златом и сребром и камении честных имущаго сих, и написав икону святого славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, отсеченную главу его, и мало святыя его крови, утвердив в тую таблицу, послал в вечное благословение и поклонение сыну вашему государеву, а нашему государю царевичу и великому князю Иоанну Алексиевичу с богомолцем вашим государевым, Воскресенского монастыря архимандритом Акакием и наместником иеромонахом Леванидом. Изволи, великий государь, святую икону принять. Да своих и братских трудов тебе, великому государю царю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя Росии самодержцу и государыне царице и великой княгине Марии Илиичне два хлеба, един белый, другий ржаный, и чадом вашим государям царевичам хлеб, и государыням царевнам два хлеба. И кушайте государи на здравие. (На левой стороне столбца): Великому государю царю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Грамота царя Алексея Михайловича стольнику Петру Савичу Хитрово о намерении патриархов, прибывших в Симбирск, ехать в Москву сухим путем и с приказанием ему ехать на встречу патриархам От 28 сентября 1666 года. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца стольнику нашему Петру Савичу Хитрово. Ведомо нам великому государю учинилось, что вселенские, Паисий папа и патриарх александрейской и Макарий патриарх антиохийской, пришли в Симбирск и хотят итить к Москве сухим путем степью; и как к тебе ся наша великого государя грамота придет и ты б, отдав струги кому пригоже, ехал в Симбирск верхами со всем тотчас, не мешкая нигде, чтоб тебе вселенских патриархов застать в Симбирске, а приехав в Симбирск делал бы еси по нашему великого государя указу и по наказу, каков тебе наказ дан из Приказу наших Тайных дел, а подводы по городам имел с прибавкою; и наша великого государя проезжая грамота о том к тебе послана с сею нашею грамотою, а с которых мест и в котором числе в Симбирск пойдешь и ты б о том отписал к нам великому государю в Приказ наших Тайных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010