После Октябрьской революции, в 1918 году, власть в городе была захвачена большевиками. Военный священник дисциплинарных батальонов протоиерей Сергий Феноменов , настоятель Преображеникой церкви Усть-Каменогорской дисциплинарной роты, в это время был расстрелян на глазах у своей семьи. По закону Казахстана от 14 апреля 1993 года священнослужитель был реабилитирован. Постановлением Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2000 года Сергий Феноменов был причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Преображенская церковь занимала второй этаж казармы в упраздненной крепости Усть-Каменогорска — в настоящее время это здание представляет собой братский корпус Свято-Троицкого монастыря. В нем расположена также домовая церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В 1923 году Троицкий храм был передан обновленцам-живоцерковникам, а через пять лет, в 1928 году, закрыт. В разные годы в его здании располагались овощехранилище, картофелехранилище, гарнизонный клуб и склад военторга. При этом были полностью утрачены колокольня, купола, алтарная апсида и внутреннее убранство храма, разрушены были дореволюционный некрополь и церковная ограда. Современное состояние [ править править код ] В связи с решением Священного Синода РПЦ от 11 июня 1993 года Свято-Троицкий приход г. Усть-Каменогорска был преобразован в Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь – первый мужской монастырь в Казахстане. Обитель была освящена в день Рождества Пресвятой Богородицы - 21 сентября 1993 года, и её первым наместником был игумен Аристарх (Хмыров). С 1996 и по 2009 год наместником был игумен Платон (Дивенко). За это время благодаря его трудам и попечительской заботе, посильному труду братии и прихожан, монастырь полностью преобразился: был отремонтирован 2-этажный братский корпус на 30 насельников, где действует монастырская домовая церковь (здание бывшей солдатской казармы, когда-то полностью разорённое), сооружены хозяйственные постройки, отремонтировано одноэтажное здание бывшей крепостной гауптвахты, в котором одно время располагалась Воскресная школа, а в настоящее время – епархиальный склад. Вся территория монастыря была приведена в порядок.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Я многих спрашиваю: «Что у тебя самое главное – тело или душа?». – «Душа». – «А ты читаешь утренние и вечерние молитвы?». – «Нет, читаю только коротенькие молитвы, правило Серафима Саровского». А многие просто перекрестились и спать легли, утром встали, перекрестились  и всё. И, конечно, вся благая для плоти, для души ничего нет – посты не соблюдают, в Церковь не ходят, утром надо спать, ленятся на службу идти, одно воскресенье пропустил, второе, третье… - «Ну разве это большой я сделала грех?». – «Конечно, небольшой. А разве Ева большой сделала грех? Ну, просто сняла в раю плод, вкусила и Адаму дала». Самое главное было не в том, что она вкусила, а грех непослушания. Так и Матерь Церковь установила посты и это послушание, так что в среду, пятницу и четыре поста даже капли молока нельзя брать. Вот так должно быть.  Нераскаянный человек в раздражении, в гневе, в обиде, он как бы закрывается от Бога, идет помрачение ума. Когда человек перестает молиться, посты нарушает, редко в церковь ходит, он отпадает от Бога. Вот такие люди перед революцией люди отпали от Бога, а когда их обманули, сказали так: «В чьих руках заводы, фабрики, земли? В руках фабрикантов, эксплуататоров, кровопийц. А мы сейчас совершим революцию, и это всё будет наше». И когда совершили революцию, то никто ничего не получил. Кто такой, допустим, кулак? Это человек, который трудился. Стали их раскулачивать в 30-х годах, и что? У таких людей всё отбирали, и столько наворовали, что на 70 лет хватило. Всё, что царь готовил, этого на 70 лет хватило, потом всё пропили, прогуляли, и все кончилось. - Батюшка, сейчас 100-летие Октябрьского переворота. Какие уроки мы, современные люди, должны вынести из этой страшной трагедии? - Я скажу так, если человек пришел к Богу, то он должен совершить генеральную исповедь, найти такого священника, может быть, даже в монастыре, чтобы покаяться. Если из 20 миллионов, живущих в Москве, покаются хотя бы тысяча, Господь город помилует. В деревне один человек покается, Господь деревню помилует.

http://radonezh.ru/text/oktyabrsky-perev...

За 20 лет своего существования церковь обветшала, и её пришлось закрыть и разобрать. Вскоре в городе построили кафедральный Александро-Невский собор, в который передали колокола, церковную утварь и ризницу деревянной церкви. Однако жители города пожелали возродить Петропавловский храм, и в 1866-1870 годах там, где находилась старая деревянная церковь, вновь закипела стройка. Проект нового храма разработал малоизвестный в то время петербургский архитектор Константин Евграфович Лазарев (1806-1878). Неравнодушные жители собрали для этих благих целей 32 000 рублей, ещё 23 000 выделил Синод. Строительство продвигалось довольно быстро, но до 1870 года продолжались отделочные работы. Восхищал своей красотой великолепно исполненный мастером Зайцевым храмовый иконостас с иконами византийского стиля. Здание храма было возведено в стиле классицизма с элементами древнерусского зодчества в виде креста, вытянутого с запада на восток, с высокой шатровой колокольней в так называемом русско-византийском стиле. Белокаменные наличники обрамляли высокие окна. Верхнюю часть здания украшал ступенчатый карниз. Венчал здание барабан с 12-ю полуциркульными окнами. Купол имел форму " луковицы " чёрного цвета. При входе в храм устроена паперть, над которой взметнулись к небу два яруса колокольни. Петропавловский собор строился при правящем архирее Таврической епархии архиепископе Гурии (Карпове). Архиепископ Гурий, который управлял Таврической кафедрой с 1867 по 1882 год, неоднократно совершал в соборе Петра и Павла богослужения. Собор, освящённый во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, имел два придела - в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и в честь преподобного Серафима Саровского. 16 августа 1870 года в соборе провели первую службу. В 1868 году, когда ещё продолжались отделочные работы, при соборе открылись церковно-приходское попечительство и два училища - мужское и женское. В 1890 году церковный двор был обнесён ажурной металлической оградой, а в самом дворе посадили декоративные деревья и кустарники. Территория вокруг Петропавловского собора и площади с западной стороны от храма, постепенно застраивалась невысокими домами. Это было особым условием: здания не должны быть выше дома Божьего. В 1902-03 гг, на средства, собранные церковным старостой С. И. Абрикосовым, художники расписали основной купол и плафоны остальных куполов собора. В самом центре был изображён Господь Саваоф в окружении Небесных Сил. Стены были расписаны цветочным орнаментом. По поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов. После этого полные энтузиазма молодые художники ещё почти 2 года занимались росписями стен, нанося на них восхитительные по исполнению орнаменты и медальоны, чем превратили храм в настоящую жемчужину. В 1924 году советские власти переименовали улицу Петропавловскую, на которой стоял собор, в Октябрьскую.

http://sobory.ru/article/?object=01385

После Октябрьской революции храмы были закрыты — действовал только один, деревянный, в честь Святой Троицы, на месте, где сейчас построен деревянный храм в честь Серафима Саровского. В Успенском храме организовали клуб, который люди из-за страха Божия почти не посещали, а вокруг маленького деревянного храма по праздникам собирались тысячи людей. Тогда директор клуба, движимый ревностью, поджег деревянный храм, и он сгорел. Пришел в упадок и бывший барский дом, хотя некоторое время его использовали как место отдыха тогдашние начальники. Так Господь провел сие место от взлета к падению, от славы к бесчестию, поруганию, исповедничеству… В 1990-е годы Успенский храм был передан Церкви, но объем восстановительных работ был настолько велик, что осуществить все сразу было очень сложно. Когда в 2010 году я приехал сюда, это место поразило меня своей красотой и своей запущенностью. Я понял, что нужны особые усилия для того, чтобы возродить его первоначальную красоту, и Господь посетил меня мыслью о том, что, как в 1917 году здесь была организована женская община, поставившая своей целью помощь страждущим, так и в наше время здесь должен быть женский монастырь. Зная, как помогает верующим матушка Матрона, в том числе строить и восстанавливать святыни, зная также об особых способностях игумении Феофании организовывать такого рода работу, я вознамерился передать Покровскому женскому монастырю это место для организации подворья. Сегодня мы можем засвидетельствовать, что практически все восстановлено, в том числе замечательные деревянные постройки, архитектурный шедевр, получивший имя его создателя Ропета, а ведь от этого дома в 2010 году, когда я к нему подходил, оставался только подвал… Сегодня некоторые представители интеллигенции говорят, что Церкви ничего передавать нельзя, что в Церкви с памятниками не справятся, их не смогут содержать и реставрировать. Но те, кто это утверждает, преследуют совсем не те цели, которые декларируют. Их цель другая — чтобы Церкви не было в местах, отмеченных талантом созидателей, архитекторов и художников, чтобы Церковь оставалась где-то на периферии. Так вот, тех, кто делает сегодня эти голоса слышимыми для многих, нужно привозить в такие места, как Троице-Лыково, — чтобы они посмотрели на фотографиях, до чего государство и тогдашние хранители культуры довели это место, а затем убедились бы, как Церковь своими немощными силами все это восстановила.

http://pravoslavie.ru/104091.html

Но когда читаешь жизнеописание Стива Джобса, то с удивлением видишь, что подражать в общем-то нечему. С христианской точки зрения это все со знаком минус: от его личной жизни до работы с подчиненными. Основной инструмент Джобса – манипулирование людьми, использование их в своих целях, а если человек уже отработал свое, то его выбрасывают на помойку, даже близких друзей. «Поле искажения реальности», то есть вдохновенный обман, нетерпимость, деспотичность, уверенность в своей правоте, а главная цель – деньги, влияние, успех. Это яркое проявление духа протестантской трудовой этики, на которой зиждется капитализм. Недаром многие отмечали, что Джобс в своих выступлениях похож на протестантского пастора (хотя он был даже не христианином, а дзен-буддистом). Совсем другое представляют собой ценности Святой Руси. Если вспомнить преподобного Сергия Радонежского , создавшего первую церковь в честь Святой Троицы, чтобы воззрением на Троицу «побеждалась ненавистная рознь мира сего», или преподобного Серафима Саровского с его учением о стяжании Святого Духа, то мы видим совершенно иные ценности... Известный мыслитель начал XX века Владимир Ильин писал, что Запад простил бы нам кремлевские соборы и оптинских старцев, но он не мог простить нам, что при этом у нас были потрясающие успехи цивилизации, мощное государство, развитая промышленность и высокая культура. Не мог простить, а потому принял активное участие в реализации Октябрьского переворота 17-го года. Это общеизвестный факт. И нынешний проект “пора валить” – то есть уезжать из страны, – о котором кричат повсюду, навязан нам извне, это целенаправленная пропаганда, достаточно почитать специальные сайты по этой теме. Да, надо честно сказать: нас многое не устраивает вокруг, а прежде всего – внутри себя, но и вокруг тоже. Но как не вспомнить замечательные слова Пушкина, которые надо золотыми буквами написать на всех площадях России. Поэт сказал их в ответ на знаменитое письмо Чаадаева, где тот выводил все наши беды из факта принятия Православия. Так вот, Пушкин пишет: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератор — я раздражен, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

http://pravoslavie.ru/54328.html

По мнению карательных органов, «эта к/р. организация проводила в жизнь политическую платформу, выработанную ее идеологом академиком - иеромонахом Серафимом Якубовичем. Последняя была построена на основной идее - нелегального объединения реакционного черного духовенства, старого и нового (тайного) монашества, к/р. элемента деревни и города, ущемленных в результате Октябрьской революции, для активной борьбы с Советской властью, за капиталистическую реставрацию. Используя религиозные суеверия и политическую отсталость широких верующих масс, СПСС под руководством своего актива объединяло их под лозунгом защиты «Истинно-православной церкви и веры» для непримиримой борьбы с существующим строем. Основной удар к/р. организации был сосредоточен и направлен против социалистического наступления на капиталистические элементы села. Активное сопротивление и срыв колхозного строительства проводился через разветвленную сеть 14 низовых к/р.ячеек, охватив села и деревни трех районов. Практическая контрреволюционная деятельность организации заключалась: 1) В создании контрреволюционной церковной организации «Сестричество преподобного Серафима Саровского». 2) В вербовке к/р. церковно-монашеских кадров, путем совершения тайных постригов в монашество, как одну из форм создания идейных противников Советской власти и социалистического строя. 3) В развернутой контрреволюционной и антиколхозной агитации и пропаганде среди населения, направленной к срыву колхозного строительства и хозполиткампаний на селе, объявляя колхозы безбожными антихристовыми гнездами. 4) В распространении контрреволюционных провокационно-пораженческих слухов о войне, падении Советской власти, приходе антихриста и т.д. 5) В создания апологитических церковно-монархических кружков, с целью активной контрреволюционной и религиозной пропаганды. 6) В устройстве, под видом молений, массовых к/р. сборищ и разжигания религиозного фанатизма. 7) В изготовлении и распространении произведений, конспектов лекций и стихотворений контрреволюционного направления.

http://sobory.ru/article/?object=02467

Первоначально предполагалось, что в храме будет освящен главный алтарь и два придела с несколькими престолами: главный во имя Всемилостивейшего Спаса, Нерукотворного Его Образа, правый придел - во имя святителя Николая Чудотворца и апостола Иакова, брата Господня, и левый - во имя святителей Петра и Алексия, митрополитов Московских и пророка Осии. Однако в дальнейшем уже после завершения строительства количество престолов в приделах увеличилось: в правом приделе был дополнительно устроен престол в честь новоявленного праведника Божия - Серафима Саровского, а в левом освятили престол в честь преподобного Сергия Радонежского. Таким образом, в разное время в храме было освящено семь престолов. Участь храма после октябрьского переворота 1917 года в миниатюре повторяет историю взаимоотношений церкви и советского государства. Повсеместное закрытие и уничтожение церквей уже через несколько лет после официального отделения церкви от государства привело к тому, что Спасский храм стал одним из немногих действующих приходов нагорной части города. Некоторое время в начале 20-х годов здесь располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая тогда митрополитом Сергием (Страгородским). С 1924 по 1926 год Владыка числился в клире Спасского храма. Впервые попытка ликвидировать Спасскую церковь, в годы Советской власти была предпринята в 1930 году, когда 16 марта этого года вышло соответствующее Постановление Президиума Нижкрайисполкома. Официальным поводом к ликвидации храма являлось сфабрикованное обращение горожан к властям. Однако благодаря усилиям настоятеля храма протоиерея Николая Боголюбова и членов Приходского Совета это решение удалось обжаловать и отменить во ВЦИК в Москве. 31 марта 1991 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное Воскресенье, после многолетней тишины под сводами храма вновь зазвучали церковные песнопения и теплые молитвы верующих нижегородцев. В этот день, новым настоятелем церкви - протоиереем Игорем Алексеевичем Пономаревым была отслужена первая Божественная Литургия. В последние годы велась усердная работа по восстановлению храма. В храме установлен новый резной иконостас, в который ближайшее время планируется установить иконы, а также нанести позолоту. Убранство главного алтаря завершено полностью.

http://pravoslavie.ru/8053.html

Исцеление прп. Серафима Саровского от иконы Пресвятой Богородицы Курская-Коренная Так обрел православный мир новую великую святыню. В 1709-м молился у Курской-Коренной иконы о даровании русскому воинству победы в Полтавской битве Царь Петр I. В 1767-м году получил от чудотворного образа исцеление тяжелобольной отрок Прохор Мошнин – будущий преподобный Серафим, великий Саровский чудотворец. Во время грозы 1812 года Курское городское общество послало в действующую армию, по просьбе генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова, список с чудотворной Курской-Коренной иконы. А когда настали страшные годы Октябрьской революции и Русского исхода, в 1920-м году Курская-Коренная икона покинула пределы России. Одигитрия Русского Зарубежья не оставила рассеянную по миру паству. Одигитрия Русского Зарубежья не оставила рассеянную по миру паству 25 лет пребывала Курская-Коренная икона в Сербии. За духовным исцелением, утешением и помощью стекались к Божией Матери русские люди со всех концов Европы. Ежегодно икона посещала югославский город Белая Церковь, где находились Первый русский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус и Мариинский Донской институт благородных девиц. Выпускник корпуса, покойный регент нашей Бостонской Богоявленской церкви Владимир Павлович Руденко , рассказывал мне, что в Белой Церкви царил настоящий русский дореволюционный дух. По воскресеньям и праздникам константиновцы после литургии ходили в увольнение на прогулку и встречали учениц Мариинского Донского института благородных девиц, которые ходили по улицам со скромно опущенными глазами и обязательно с белыми платочками в руках. Здесь, в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви Заграницей, она пребывает и поныне А супруга Владимира Павловича, ныне уже тоже покойная Евгения Дмитриевна Руденко, рассказывала , как её мама, Наталия Константиновна Емельянова, приезжая в Белград, всегда первым делом шла в Свято-Троицкую церковь приложиться к Курской-Коренной, и только потом – по всем остальным делам, какими бы важными они ни были.

http://pravoslavie.ru/138178.html

Храм во имя преподобного Серафима был заложен еще до канонизации Саровского святого - в самом начале ХХ столетия - и считается одним из первых в мире храмов, освященных в его честь. Деревянная на каменном фундаменте церковь, обложенная в дальнейшем красным кирпичом, была воздвигнута по проекту известного саратовского архитектора А.М.Салько на средства, собранные жителями города. С Серафимовским храмом связано имя еще одного святого - священномученика Михаила Платонова, причисленного к Собору Саратовских святых. В течение шести лет он служил здесь настоятелем, состоял законоучителем Серафимовской школы и приюта. И до, и после Октябрьского переворота в проповедях и в своих литературных трудах отец Михаил открыто обличал безбожную власть большевиков. «Контрреволюционной акцией» сочла советская власть молитвенное поминовение убиенного царя Николая Романова. В 1919 году состоялся суд над «мятежным» священником. В конце заседания, обращаясь к судьям, вынесшим ему смертный приговор, он попросил их об одном - чтобы не ожесточали свои сердца. «Представляю вам полную свободу в отношении приговора. Но я полагал бы, чтобы суд ваш был бы судом, но не местью. Судите - но не мстите, вот о чем только я прошу вас»,- сказал отец Михаил. Спустя несколько лет после смерти священномученика, в 1935 году, постановлением советского правительства храм был закрыт и передан институту «Микроб», стал общежитием. После долгих лет гонений на Церковь здание сохранилось лишь частично: в реставрационном паспорте было зафиксировано, что степень его сохранности составляет менее 10%. В 1989 году ему грозил снос. Но верующие горожане, собрав подписи, ходатайствовали о сохранении постройки, некогда бывшей храмом. В 1990 году здание было возвращено Саратовской епархии, жителям общежития выделили квартиры. -В этот храм я пришла вслед за отцом Василием Стрелковым, он был регентом хора саратовского храма в честь Сошествия Святого Духа, где я пела,- рассказывает певчая и педагог воскресной школы Серафимовского храма Ольга Ермилова.- Когда я вошла сюда впервые, в здании стояли огромные восьмиметровые газовые печи, отапливающие двухэтажное сооружение со множеством перегородок. Поразили эти сплошные коридоры. Сколько же предстояло труда!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Княгиня Вера Мещерская основала в Париже «Русский дом» для престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа. Средства для этого пожертвовала богатая американка Доротея Педжет. Вокруг княгиня сама разбила сад, была построена церковь (архитектор Бенуа сделал проект и расписал храм бесплатно, а строился он на пожертвования русских эмигрантов), а рядом появилось известное теперь на весь мир кладбище. По словам Н. Ликвинцевой, «Русским домом» до сих пор руководят потомки княгини Мещерской. Баронесса Ольга Врангель вместе с армией мужа – генерала П.Н. Врангеля эвакуировалась в Константинополь, где сразу начала оказывать помощь беженцам, помогая им перебраться в Европу. Позднее организовала две «здравницы» (туберкулезных санатория) в Югославии и Болгарии, в которых лечились главным образом воины Белой армии и члены их семей. Для сбора средств создала Комитет помощи русским воинам и их семьям на Балканах и Фонд баронессы Врангель, ездила в Америку, где собирала пожертвования на нужды фонда. Собранные средства шли также на обучение детей. За семь лет своего существования санатории Ольги Врангель вернули к жизни и труду более 1500 русских воинов. Михаил Фёдоров — известный экономист, был министром торговли и промышленности в правительстве С.Ю. Витте, активным участником Белого движения после Октябрьской революции. В 1922 году создал в Париже Комитет по обеспечению высшего образования русскому юношеству, за что его прозвали «отцом русского студенчества за рубежом». Он собирал средства на стипендии, хлопотал о бесплатных местах для русских студентов, организовывал общежития и т.д. Помимо помощи студенчеству, Фёдоров был еще основателем и строителем нескольких церквей. Самая известная из них – во имя прп. Серафима Саровского на ул. Лекурб, где, как утверждает Ликвинцева, Федорова хорошо помнят по сей день. Тамара Милютина была активной участницей Русского студенческого христианского движения (РСХД) и вместе с друзьями в 1930 устраивала для безработных русских бесплатную столовую, где ежедневно кормили 100 человек. Участвовала в благотворительных концертах, где собирались деньги для этой столовой. Вернувшись в Эстонию, была арестована НКВД в 1941 г. вместе с мужем Иваном Лаговским (расстрелянным, причисленным к лику святых) по делу об «антисоветской деятельности РСХД», много лет провела в тюрьме и лагере.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010