Высота шпиля с яблоком и крестом составляла 14 саж. Общая высота колокольни с крестом 38 саж. В 1836 г. колокольня полностью отделана: поштукатурена, украшена большими фигурами евангелистов, лепными изображениями херувимов, второй и третий ярусы – огромными вазами из белого металла и вокруг шпиля - двумя рядами позолоченных звезд. Вся колокольня была покрашена светло-зеленой краской, а колонны и все выступающие детали выбелены. В 1836 г. по обе стороны надвратной монастырской колокольни заложены и вчерне построены два каменных корпуса: «один с северной, другой с полуденной стороны колокольни» в одну с ней линию. Каждый корпус по 16 саж. длиной, а оба вместе с колокольней 42 саж.; северный - в 2 этажа, южный - в три. В них 78 покоев, 5 сеней и 5 длинных коридоров. В 1837 г. завершилась отделка надвратной церкви св. Николая Мирликийского - на втором ярусе колокольни: изготовлен иконостас и написаны иконы. Иконостас выкрашен белой краской под лак, вызолочены Царские Врата и колонны, капители и вся резьба. «На оной колокольне боевые с репетициею недельные часы, четверти отбивают в 12 колоколов, а часы в большой колокол». Часы с циферблатами на три стороны приобретены в 1836 г., вес их составлял 40 пуд., а стоимость 5 000 руб. В 1836 – 37 гг. старая монастырская колокольня была разобрана до основания, оставлена лишь одна ограда. В 1838 г. состоялось освящение надвратной Никольской церкви. Под храмом - «главные святые ворота для торжественных крестных ходов, встречи знатных посетителей…, над ними, с подъезда в арке, живописное изображение двух ангелов, держащих образ св. Николая с надписью: «Радуйся, Николае, великий чудотворче!» На колокольне для звона 9 колоколов. Большой в 117 пуд, второй – 71, а прочие меньше. А.Ю. Клоков, Л.А. Морев, А.А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I» Стройная классическая колокольня, несомненно, архитектурная изюминка монастыря. В монументальном издании " Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Летопись " есть подробное её описание. " Строительство каменной трёхъярусной колокольни было завершено в 1835 году. В среднем её этаже располагалась трёхпрестольная церковь, главный престол которой освящён в 1838 году во имя святителя Николая Мирликийского, правый - в честь Рождества Иоанна Предтечи, левый - во имя Евсевия, епископа Самосатского. Снаружи здание было убрано вазами, капителями, изображениями ангелов и другими фигурами изящной лепной работы. Под колокольней находился главный вход в монастырь - Святые ворота, надвратная арка которых живописно расписана сюжетами из жизни основателей Задонской обители старцев Кирилла и Герасима, принесших сюда Владимирский образ Божией Матери. В основании колокольни имела " в широту и долготу 30 аршин (21 м), а в высоту со шпилем, обитым белой англицкой жестью, и крестом железным, вызолоченным червонным золотом, 114 аршин (81 м) " .

http://sobory.ru/article/?object=02122

С 1814 года Задонский монастырь берет на свое попечение от 10 до 20 самых бедных учеников как воспитанников Святителя Тихона. В 1822 году правлением Воронежской губернии Задонскому монастырю было выделено для строительства колокольни и гостиницы 480 кв. м земли. В 1827 году архимандрит Самуил подал прошение в епархию о расширении Владимирского собора, на что преосвященный Антоний XI ответил: «Заготовление материалов дозволяется, но рекомендую отцу-настоятелю попещись не о распространении ныне существующей церкви, а о построении новой, соответственной знатности монастыря». Строительная комиссия одобрила план стройки нового храма, колокольни и гостиницы в 1829 году. Уже на следующий год колокольня была отстроена по второй этаж включительно; возводилась она отдельно от церкви. В 1832 году расширили и перестроили главную церковь, обновили роспись и иконостас, заменили кровлю. 21 августа 1835 года колокольню освятил архиепископ Антоний XI. Под колокольней располагались главные ворота, которые предполагалось использовать в особых торжественных случаях. Вход украшен греческим портиком, опирающийся на колонны. В арке входа потолок был расписан изображением двух ангелов, несших икону Николая Чудотворца, и была нанесена надпись «Радуйся Николае великий чудотворче!» Во втором этаже колокольни был устроен храм Святителя Николая Мирликийского, который освятили в 1838 году. С обеих сторон колокольни располагались корпуса для паломников; общее количество комнат 78. Колокольня имела 11 колоколов. Самый первый и самый большой отлили (весом 5т) в 1846 году, второй колокол весил 1965 кг, третий 1146 кг. Общая масса колоколов составила 9844 кг. Среди малых был колокол, обнаруженный в 1815 году на пустыре Донщины. В 1830 году между гостиницей и храмом возвели ограждение с двумя входами: со стороны колокольни к Владимирскому храму и со стороны гостиницы во двор. Позже у ворот был оборудован тротуар с пирамидальными тополями по бокам, ведший в храм Рождества Пресвятой Богородицы (перестроена в 1834 году из одноэтажной трапезной братии); позже здесь находились мощи Святителя Тихона. Деревянное помещение имело арки в боковых стенах, а свод держался на 18 деревянных колоннах со штукатуркой под мрамор. Храм Рождества Пресвятой Богородицы имел три предела: по центру — Рождества Пресвятой Богородицы, справа — во имя Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, слева -преподобных Антония и Феодосия Пещерских. В 1862 году храм из-за ветхости начали перестраивать в каменный.

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Рожд...

Ф. Р-76. Оп. 1. Д. 43. Л. 13). Несмотря на неоднократные просьбы верующих, до 25 сент. 1925 г. почти все приходские и большинство монастырских храмов Задонска оставались в руках обновленцев. Верующие, основная часть к-рых не присоединилась к расколу, посещали богослужения в задонском Тихоновском во имя Святой Троицы (Скорбященском) монастыре . В заявлении председателя правосл. общины Т. Артёмова от 26 окт. 1925 г. о выделении православным храма говорилось о многочисленности православной общины и о законности ее существования, об отсутствии «какого бы то ни было общества при Задонском церковном управлении (обновленческом.- и. М.), без которого храм как таковой по закону соввласти открыт быть не может», о «совершенной непосещаемости» обновленческих служб, об отсутствии у раскольнических церквей дохода, что «сильно отражается на материальной стороне зданий» (Там же. Л. 13). Настоятель Рождество-Богородицкого мон-ря архим. Никандр (Стуров), с 1925 г. исполнявший обязанности приходского священника в храме в с. В. Казачье, направлял на приходы, занятые обновленцами, монахов (ГАЛО. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 24975. Л. 151). Как показывал позднее на следствии игум. Нафанаил (Панин), «причиной посылки на приходы меня и других иеромонахов послужило то обстоятельство, что приходы не принимали красных обновленческих священников» (Там же. Л. 116). В 1925 г. в З. в. началось активное возвращение духовенства из обновлеченства в каноническую Церковь. О ситуации с храмами бывш. З. в. в кон. осени 1925 г. прот.-обновленец Николай Долгополов доложил начальнику задонской волостной милиции, к-рый передал полученные сведения в Воронежский губернский исполком. Согласно этим документам, за обновленцами в Задонске оставались 3 храма Рождество-Богородицкого мон-ря и кладбищенская Казанская ц., «тихоновские» общины использовали Успенский городской собор, Троицкий храм Свято-Троицкого Скорбященского жен. мон-ря и бывшую больничную ц. свт. Николая Чудотворца (ГАЛО. Ф. Р-76. Оп. 1. Д. 43. Л. 18-18 об., 21).

http://pravenc.ru/text/182475.html

В конце XVIII века, когда по указу Екатерины II был введен запрет на осуществление захоронений на территории городских приходских храмов, в районе Никольской церкви были выделены земли под Глинковское кладбище. Однако оно просуществовало недолго. По причине близости погоста к жилым домам городские власти решили основать новое Богородское кладбище. Двухэтажная Николо-Глинковская церковь имела три престола: в верхнем этаже, служившем холодной церковью, располагался престол во имя Всех Святых, в нижнем – престолы во имя Николая Чудотворца и во имя Святых великомучеников Флора и Лавра (существование последнего престола напоминало о прежнем названии церкви). Наиболее почитаемыми иконами храма были: икона Казанской Божией Матери (в настоящее время хранится в Рождество-Богородицком кафедральном соборе), Святой Троицы и храмовая икона Николая Чудотворца. Историк Н. И. Суворов в статье «К истории города Вологды: четыре богадельни духовного ведомства, бывшие некогда в г. Вологде», опубликованной в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1890 году указывает, что при церкви Николая Чудотворца на Глинках имелась богадельня, в которой призревались лица женского пола духовного звания. К этой богадельне «в свое время принадлежала деревянная часовня с находившимся в ней образом Божией Матери Kaзahckiя. Образ этот, почитаемый чудотворным, в 1812 году был перенесен из обветшавшей часовни в Глинковскую церковь». Приходу церкви Николы на Глинках города Вологды принадлежала деревянная часовня Петра и Павла в деревне Бывалово Вологодского уезда (в версте от вокзала, в районе современного магазина «Макси» на улице Ярославской). Скорее всего, жители Бывалово были прихожанами храма Николая Чудотворца. Среди прихожан тех далеких лет было немало знаменитых людей. До принятия иноческого сана на Глинках жил преподобный Галактион Вологодский – основатель Свято-Духова монастыря в Вологде. Этот небесный покровитель нашего города был замучен поляками в 1612 году. Здесь принял крещение преподобный Пимен Угрешский (его отец был старостой храма). Здесь прошло детство известного задонского затворника Георгия Машурина. Десять лет настоятелем прихода был священник Александр Юшков, жизненный путь которого не раз пересекался с дорогами святителя Игнатия (Брянчанинова). В свое время Юшков преподавал Закон Божий детям владельцев усадьбы в Покровском, в том числе и Димитрию – так звали будущего святителя. Позже, приняв монашескую схиму с именем Арсений, Александр Юшков вновь встретился со своим бывшим учеником в Сергиевской пустыни под Петербургом, наместником которой был великий духовный писатель. На Глинковской паперти любил сидеть блаженный Николай Рынин, над могилой которого на Богородском кладбище установлена часовня (часовня блаженного Николая Вологодского). В 20-е годы ХХ века настоятелем Николо-Глинковской церкви был о. Симеон (Видякин) – один из новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01092

Чин освящения колокольни совершал святитель Антоний II (Смирницкий) 21 августа 1835 года. Прилегающие к колокольне с двух сторон корпуса с 1836 года достраивал наместник архимандрит Досифей, переведённый сюда из Соловецкого монастыря. В 1837 году работы были завершены. С западной стороны гостиницы устроен вместительный конюшенный двор для экипажей посетителей. Гостиница и конюшенный двор отделялись от монастыря высокой каменной оградой, построенной ещё игуменом Евфимием I в XVIII веке. Старая колокольня и примыкавшая к ней изрядно обветшавшая келия святителя Тихона были разобраны в 1838 году. Не желая предавать забвению святое место, задонский городничий И. Ф. Дулов поставил здесь обнесённый чугунный оградкой памятный знак из чёрного гранита в виде закрытой урны с надписью: " Сей памятник показывает место келии богоугодного пребывания преосвященного Тихона " . Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Церковь Николая чудотворца в колокольне Задонского Богородицкого монастыря. Первая каменная колокольня была построена игуменом Трифоном (1693-97 гг.) и внутри оной в первом этаже был устроен храм во имя св. Николая. Эта колокольня находилась на другом месте, ближе к собору. В 1822 г. Воронежским губернским правлением прибавлено было к монастырю места в ширину 15 саж. и в длину – во весь монастырь с западной стороны для устроения на оном колокольни с гостиницами. В 1835 г. была отстроена колокольня, отдельно от сборной церкви, в три с половиною этажа со шпицем. В среднем этаже устроен храм в честь св. Николая, освященный в 1838 г. Под этим храмом главные святые ворота, над ними с подъезда на арке изображение двух ангелов, держащих икону св. Николая с надписью: «Радуйся, Николае, великий чудотворче!» По обе стороны колокольни – гостиницы. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=02122

Храм торжественно заложили 10 июня 1845 года с благословения архиепископа Антония II и настоятелем архимандритом Иларием. Плита, заложенная у основания, гласит: " «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Основана сия церковь в честь и память Владимирской Божией Матери, при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего императора Николая Павловича, при святительстве же господина Высокопреосвященного Антония, епископа Воронежского и Задонского, и священного архимандрита Илария, 1845 год июня 10 дня; при чем заложены мощи, иже во Святых Отца нашего Митрофана I, епископа Воронежского и чудотворца». Нижний этаж освятили в 1848 году, прочие 13 августа 1853 года. Храм перекрыли английской жестью в 1858 году. Обретение мощей Святителя Тихона Задонского [ править править код ] В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился Святитель Тихон был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному Синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I. В дальнейшем для установления факта обретения мощей была создана комиссия, в которую входили митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московский Покровского монастыря Паисия, два человека из Задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая ими было засвидетельствован факт нетленности мощей и облачения Святителя Тихона. После этого Священный Синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа. Прошение Александр Николаевич подписал так: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр». К началу XX века Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий из 6 храмов, колокольни, странноприёмного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковно-приходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек. Советский период [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Рожд...

По обеим сторонам колокольни была расположена гостиница для богомольцев. Каждое из этих зданий, исключая колокольни, имело в длину 16 сажень, а с колокольнями длина составляла 42 сажени. Данная гостиница имела 78 келий. В свое время монастырь отделялся от гостиного двора особенною каменною высокою оградой, построенной игуменом Елфимием XI в 1830 году. В этой ограде находилось двое ворот: одни напротив самой колокольни (и нового Владимирского собора), а другие, более официальные, от подъезда к гостинице, – открывали весь внутренний двор монастыря. От этих же ворот отходил тротуар, который по обеим сторонам был обсажен пирамидальным душистым тополем и вел прямо в теплый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Эта одноэтажная каменная церковь была переделана из бывшей братской трапезной попечительством архимандрита Илария в 1834 году. По перенесении сюда из пещеры гроба Святителя Тихона в боковых стенах были проделаны арки. Деревянный свод храма поддерживался внутри восемнадцатью деревянными колоннами, отштукатуренными под мрамор. Церковь эта была трехпрестольная: главная – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с правой стороны – во имя Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, с левой – преподобных Антония и Феодосия Пещерских. В 1862 году храм этот, как не соответствующий количеству приходящих богомольцев и пришедший в ветхость, был разобран, тогда же была построена, на месте прежней, новая, теплая, светлая, великолепная церковь, освященная также во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами по бокам. Церковь Святителя Николая в колокольне была отделана внутри в 1838 году, там был поставлен иконостас. Также в 1838 году вокруг монастыря была закончена каменная ограда, строительство которой было начато в 1836 году. В правой и левой стороне, вдоль западной ограды, были устроены двое больших ворот с восьмью колоннами, предназначавшихся для обыкновенных входов; от этих ворот в арке открывалось живописное изображение старцев Кирилла и Герасима – первых основателей монастыря. Именно от этих ворот по обе стороны и шла каменная ограда вокруг монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00450

Липецкая область Кафедральный собор Вознесения Господня Елецкий район и г. Елец, Елец Архитектор: К.А. Тон, А.С. Каминский (архитектор иконостаса) Год постройки: Между 1845 и 1889 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери Задонский район, Задонск Архитектор: К.А. Тон Год постройки: Между 1845 и 1853 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Троицы Живоначальной (Вознесения Господня?) Тербунский район, Вислая Поляна Архитектор: Колокольня - образцовый проект К.А. Тона для Симонова монастыря Год постройки: 1792. Колокольня - сер. 19 в Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь Троицы Живоначальной Усманский район, Савицкое Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1866 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Усманский район, Боровое Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1858 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Собор Тихвинской иконы Божией Матери Данковский район, Данков Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Задонского монастыря (с изменениями) Год постройки: Между 1861 и 1872 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Николая Чудотворца в Заречье Чаплыгинский район, Чаплыгин Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: Между 1848 и 1855. В 1875-1880 расширена приделами Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Московская область Церковь Казанской иконы Божией Матери Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Глебово Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (дополнение 1844, лист 3, нижний) Год постройки: Между 1856 и 1859 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Клинский городской округ, Клин Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5), Н.П. Делекторский (перестройка в 1879) Год постройки: Между 1847 и 1860. В 1879 перестроена

http://sobory.ru/architect/katon

В 1838 году окончены отделочные работы церкви Святителя Николая и церковь начала действовать. В том же году завершилось строительство (начато в 1836 г.) каменной ограды с двумя воротами, украшенными 8ю колоннами. В 1839 году было принято решение о строительстве нового главного Собора взамен ветхого, чуть севернее существовавшего на тот момент Владимирского храма. Параллельно планировалось убрать все ветхие здания монастыря, заменив их современными каменными. В 1841 году Владимирский храм пришёл в полную негодность, о чём свидетельствует послание архимандрита Маркирия в епархию: «из монастырских зданий в трапезной церкви Владимирской Богоматери, она же и летняя соборная, трещины в сводах, на братском корпусе, где училище, течь; на сараях и конюшнях крыша совершенно разрушается». В том же году храм опечатали и закрыли. В 1845—1853 годах по проекту архитектора К. А. Тона (автор храма Христа-Спасителя в Москве) был построен новый величественный пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. Иконостасы для него предоставлены художником Т.Е.Мягковым. Новый трехэтажный храм имел три входа, центральный купол и четыре башни укрытые белым железом с изображением крестов и яблок из червоного золота. По сторонам входов храм был украшен десятью колоннами с пилястрами. Алтари и пространство для богослужений поднимается над полом на 1 метр. Храм имел 8 престолов: в честь Владимирской Богоматери, Покрова Божией Матери, во имя Алексия, митрополита, и Симеона Столпника, святой мученицы царицы Александры, святого первомученика архидиакона Стефана, во имя Пресвятой Троицы, святой праведной Анны, святой великомученицы Екатерины. Снаружи храм был отштукатурен и покрыт голубым цветом, при этом алтарь, трапезы и фронтоны под крышей были выкрашены в зелёный. Одной из главных святыней храма является чудотворная Владимирская икона, которая была помещена у клироса. Риза иконы выполнена из серебра с позолотой и украшена жемчугом и драгоценными камнями. Икона уцелела при пожаре 1692 года, помогла в эпидемии холеры в Задонске в 1830-31 гг. и 1848 г. (в монастыре болезнь свирепствовала, но никто не умер от неё), спасла Задонск в июне 1861г и 1 августа 1869 г. от уничтожения огнем (икону приносили к пожарищу с молебном и огонь стихал, что давала возможность потушить его). Также к особо почитаемым относятся следующие иконы Собора: Спасителя и Богоматери, святого благоверного князя Александра Невского, Спасителя, Богоматери, жертвоприношение Авраама и видение пророка Исайи, святой мученицы Валентины, Марии Египетской. Памятник Святителю Тихону Задонскому

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Рожд...

Храм трёхэтажный: первый этаж - цоколь, второй - так называемый средний, именно сюда попадают верующие через главный вход; третий этаж конструктивно соответствует второму свету постройки. Он не рассекает внутреннее пространство надвое, а представляет собой галерею, пущенную по периметру несущих стен. Восприятие целостности монументального интерьера ничто не мешает - напротив, достигаемый эффект лишь усиливается, если осматривать собор с верхней галереи. Престолов во Владимирском соборе девять (тоновским проектом были предусмотрены восемь, девятый придельный храм на месте обретения мощей святого Тихона Задонского - был организован позднее). Великолепные иконостасы храма (главный - шестиярусный) изначально были изготовлены по проекту академика Императорской академии художеств Т.В. Мягкова, а потом значительно переделаны в 1890 году. После разорения в советский период, иконостасы были восстановлены в 1990-2000-е годы. Главной святыней Владимирского храма безусловно, являются образ Богородицы и почитаемые мощи, причём не только святителя Тихона Задонского, но также останков знаменитых задонских старцев. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Придел св. Евсевия в Николаевской церкви, находящейся на 2-м этаже Задонского Владимирского Богородицкого монастыря, устроен на левой стороне главного престола. Первоначально придел в честь св. Евсевия в Задонском Богородицком монастыре был устроен игуменом Евфимием, в схиме Евсевием, в 1741 г. Этот игумен, по своему благочестию и ревностной заботливости о благоукрашении Задонского монастыря, в 1736 г. приступил к постройке нового каменного, вместо прежде бывшего ветхого деревянного, храма. В храме было устроено три престола: главный был посвящен в честь Владимирской Божией Матери, приделы: правый – в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, а левый – св. Евсевия Самосатского. При этом же игумене была построена каменная готической архитектуры колокольня, впоследствии увеличенная, и в ней на 2 этаже была устроена церковь в честь св. Николая чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=02123

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010