Адрес: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Хрустальная, д. 3 в. Подробнее... Храм иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (Ульяновск) [ править править код ] В 1912 году на средства благотворителей и прихожан был построен деревянный храм, куда и была перенесена присланная с Афона икона Божией Матери. После ареста священнослужителей в 1937 году храм был закрыт. В начале Великой Отечественной войны стал Кафедральным собором обновленцев. В 1944 году храм вновь становится патриаршим. В 1970-е годы второй придел был упразднен. В 1989 году после возобновления Симбирской архиерейской кафедры храм стал кафедральным собором (до 2015 года). Адрес: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Верхняя Полевая, д. 26. Подробнее... Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ульяновск) [ править править код ] Храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 25 октября 2015 года. Это первая церковь на территории 19 микрорайонов Ульяновска, ее называют Покровской на Песках. Храм стоит на берегу реки Свияги и территория вокруг является излюбленным местом отдыха горожан. Адрес: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Аблукова, д. 59/7. Подробнее... Храм Рождества Христова (Ульяновск) [ править править код ] Храм Рождества Христова в Мостовой слободе построен в 1804 году, расширен в 1891 за счет боковых приделов. Также церковь получила новую облицовку и декор в псевдовизантийском стиле. Колокольня сохранилась с 1804 года. Храм был закрыт в 1933, в здании устроено зернохранилице. Возвращен верующим в 1989 году. Восстановлен. Адрес: Ульяновск, Мостовая слобода, улица Российская, д. 121. Подробнее... Храм Космы и Дамиана (Ульяновск) [ править править код ] Космо-Дамиановский приход был образован в 2003 году. 1 июня 2004 года началось строительство церкви в честь святых врачей бессребреников Космы и Дамиана Асийских на территории Областной клинической больницы Ульяновска. 4 октября 2005 года храм был освящен архиерейским чином. С сентября 2008 года при храме работает воскресная школа. Адрес: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Кирова, 2 к17.

http://azbyka.ru/palomnik/Ульяновск_(хра...

Ульяновск. Домовая церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " при бывшей Александровской губернской земской больнице. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Год постройки:1850. Адрес: Россия, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Третьего Интернационала, д. 5 Координаты: 54.305222, 48.384429 Проезд:Маршрутное такси 32, 33, 38, 55, 68, 91, 94, 100, 103 до остановки Речной порт Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Традиция строить храмы при больницах существовала и в Симбирской губернии. Первая больница была устроена в 1713-м при храме Спасского женского монастыря «ради неимущих и престарелых». Позднее при этом же монастыре был построен первый больничный храм. В 1801 году в южной части города была образована первая губернская земская больница, которая была названа Александровской в честь восшествия на престол Александра I. В 1808 году во дворе этой больницы была построена Александро-Невская церковь с престолом во имя святого великого князя Александра Невского. Земская больница расширялась, появлялись новые корпуса, новые отделения, и в 1850 году в главном флигеле губернской земской больницы была основана Скорбященская церковь с престолом во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В советское время оба храма были упразднены, а само здание больницы многократно перестраивалось. Сменилось и название: сейчас она называется Ульяновская областная клиническая больница. В начале 2000-х годов было принято решение о возведении нового храма на территории больницы, и уже в 2004 году появился прекрасная деревянная церковь в честь святых врачей бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Церковь, построенная по старинным русским чертежам, славится своим замечательным резным иконостасом. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=46838

http://agios.itkm.ru/13094 Существовавшая ранее церковь Космы и Дамиана в селе Большове, Болшево тож. В 1585 г. в селе Болшеве церковь Космы и Дамиана «древянна, клетцки». В начале XVII ст. оная церковь была уничтожена и село Болшево обращено в деревню. В 1680 г. в деревне, что было село Болшево, разрешено построить новую церковь во имя Космы и Дамиана. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа под 1680 г. написано: «село Большово, Городище тож, в вотчине князя Юрия Михайловича Одоевского Московского уезда, в Боховом стану; по сказке того села старосты Ивашка Клементьева с товарищи в селе старинное кладбище есть, а на том месте была церковь во имя Космы и Дамиана, и та церковь от разорения запустела, а церковная земля к той церкви была или нет – того они не ведают. В нынешнем 1680 г. по благословенной грамоте св. патриарха боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большове во имя Космы и Дамиана на новом месте от старого кладбища с четверть версты. В приходе оной церкви будут село Большово, а в том селе двор боярский, в нем живет приказчик, и 16 дворов крестьянских, дер. Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, и дер. Новинки, в ней 3 двора крестьянских». По приходным книгам Патриаршего казенного приказа под 1682 г. известно: «24 января, по помете дьяка Перфилия Семеникова, велено: с новопостроенной церкви Космы и Дамиана, которую построил вновь боярин князь Юрий Михайлович Одоевский в вотчине своей в селе Большове, на которую положено ныне вновь дани… 24 алтына, заезда гривна, и те деньги платил новопоставленный поп той церкви Селивестр». За 1683-1710 гг. в приходных книгах писалось: «церковь Космы и Дамиана в Боховом стану, в вотчине боярина князя Юрия Михайловича Одоевского, в селе Большове», за 1711-39 гг. – в вотчине князя Михаила Юрьевича Одоевского. Село Болшево в 1585 г. находилось в вотчине за дьяком Василием Щелкановым, а прежде село было в поместье за дьяками Никитою Щелепиным и Вторым Федоровым, а «в селе церковь Космы и Дамиана древянна, клетцки».

http://sobory.ru/article/?object=01550

Климента Папы Римского, у Варварских ворот, первоначально построена в 1626 году; а перестроена в 1741 году. Главный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Приделы: 1) Климента Папы Римского; 2) Боголюбской иконы Божией Матери. Климента Папы Римского, на Пятницкой " улице, построена в 1769 году. Главный храм в честь Преображения Господня. Приделы: 1) Климента Папы, Римского; 2) Знамения Божией Матери; 3) Николая Чудотворца; 4) Божией Матери Неопалимая Купина; 5) Вознесения Господня; 6) Рождества Пресвятой Богородицы. Константина и Елены, в Межевом институте, в Басманной, построена в 1873 году. Константина и Елены, в Военно – учительской семинарии, в Лефортове, построена в 1829 году. Космы и Дамиана, на Покровке, перестроена в 1792 году. Приделы: 1) Спасителя исцелившего расслабленного; 2) Святого Николая Чудотворца. В семь храме местночтимая икона Спасителя, исцелившего расслабленного. Космы и Дамиана, на Таганке, (старый), построена в 1657 году. Придел во имя святого Филиппа митрополита Московского. В XV веке здесь был Космодамиановский мужской монастырь, когда упразднён неизвестно. Космы и Дамиана, в Таганской слободе, на Швивой горке (новый). Построена в 1656 году. Приделы: 1) Рождества Пресвятой Богородицы; 2) Иоанна Богослова; 3) Пророка. Илии; 4) Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Космы и Дамиана, в Шубине, между Дмитровкой и Тверской, построена в 1626 году, а потом в 1837 году возобновлена. Главный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Обновления храма Воскресения Христова; 2) Космы и Дамиана. Космы и Дамиана, в Нижних Садовниках, близ Комиссариата, построена в 1687 году. Главный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Приделы: 1) Космы и Дамиана; 2) Николая Чудотворца. Космы и Дамиана, в Кадашах, на Полянке, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Космы и Дамиана; 2) Николая Чудотворца; 3) Преподобного Сергия Радонежского. Космы и Дамиана, В Старых Панех (в рядах), когда первоначально построена, неизвестно, а перестроена в 1803, году. Главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Приделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В Олонецкой губернии словом «керегодить» называют особый способ ловли ряпушки: «две лодка выезжают на открытое, озеро и забрасывают сетки, называемые керегодными, потом становятся на якорь и начинают собирать их» (Опыт областн. великор. словаря, изд. II-ro Отд. И. Ак. Н., СПБ. 1852, стр. 82). В Архангельской губернии слово «переметь» означает «сеть, имеющую вид четвероугольника с прямыми углами; длина этой сети 15 сажен, высота 7 четвертей» (Опыт областн. вел.русс. словаря, изд. II Отд. И. Ак. Н., СПБ. 1852, стр. 155). Верши – это «корзины из ивовых прутьев, имеющий вид двойного конуса, из коих верхий завязывается в конце плотно, а внутренний немного менее верхнего, имеет на конце небольшое отверстие, в которое рыба, может пройти, но выйти не позволяют ей заостренные у конца отверстия прутья». Вершами ныне ловится мелкая рыба в Новгородской губернии, но очень неудачно. (Новгор. Сборн., вып. III, Новгород 1865, стр. 16). 364 А. Ю., 179, стр. 196 и 197. – «Гарва» сеть для ловли семги, окрашенная обыкновенно ольховою корою и имеющая длины около десяти, а ширины от двух до трех сажен (Арханг., Кем. Кол., «Опыт областн. великор. слов., изд. II отд. И. Ак. Н., СПБ. 1852, стр. 36.) «Поездом» называется в Архангельской губернии «сеть, протянутая с двух карбасов, которою ловят рыбу»; в Тверской губернии – «род мешка из вязева для рыбной ловли» (Оп. обл. великорусок, слов., изд. II Отд. И. Ак. Н., СПБ. 1852, стр. 175). 365 А. Ю., 179, стр. 196–197. – Сравн. также слова описи 1601 года: «В Великоселье (Белозерского уезда) 15 жильцов, а пашни под ними нет, промышляют рыбною ловлишком да торжишком, а в монастырь с них оброку емлот 5 рублев, а впредь им платити по тому ж» (Рукоп. Кир. библ. 70–1309. л. 84). В «книгах езовых» 158 4 / 5 (7093) года упоминаются рыбные ловли на озере Лозском, отданных Кирилловым монастырем на оброк крестьянам: «Кирилова монастыря рыбные ловли, а грамот государевых на те ловли не положили, почему теми ловлями владеют. Лоское озеро, и с того озера Вешняковых деревень Вислово да деревни Онтушева да и з черных деревень, которые около того озера, крестьяне давали оброку на рыбную ловлю рубль и восмь денег да пошлин пол одинадцаты денги, и те деревни, и починки за Кириловым монастырем, а оброк платят с того озера в Кирилов монастырь» (Рукоп. Акад. библ. А 1 / 16 , л. 1634 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

2 Ныне существуют за Яузой по берегу Москвы реки улицы: Гончарная, Каменьщики; переулки: Котельнический, Гончарный, Старый Кузнецкий (последний только с нынешнего столетия стали называть Старым Космодамианским). 5 Кузнецами, быть может, построена и самая церковь . В древности на Руси св. бессребреники Косма и Дамиан почитались, между прочим, покровителями кузнецов. Так, кроме нашей церкви в Кузнецах, есть церковь в Костроме Космы и Дамиана в Кузнецах; Московской губернии, в Бронницком уезде есть село Гвоздня с храмом во имя св. Космы и Дамиана; в западных губерниях кузнецы до сих пор ставят большую братскую свечу св. Косме и Дамиану в день их памяти. В народе до сих пор существует загадка: узловат Кузьма – развязать нельзя, – имеющая разгадку: кованая железная цепь. Объяснить взаимное отношение слов Кузьма и цепь ничем нельзя, если не предположить, что в древности кузнецы в св. Косме видели своего покровителя. 6 Смотри вязку дел в Архиве Московской Духовной Консистории по Космодамианской церкви. Дело о церковной земле 1788 года; где приложен и план церковной земли. 7 Почему рядом две церкви устроены в честь св. Космы и Дамиана, местные жители объясняют так: два брата – богатые люди жили вместе и построили храм во имя св. Космы и Дамиана; построивши храм, они поссорились и один из них, отделившись, рядом с первым храмом соорудил свой новый храм во имя тех же святых – Космы и Дамиана. Такое объяснение ничем не доказывается. Мы объясним это иначе. В древности на Руси лица св. бессребреников с именами Космы и Дамиан различали строго: так как их была не одна, а три двоицы (см. брошюру «св. бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан.» Диакона Вас. Руднева. Москва 1866 г.) Храм Космы и Дамиана Старого, сооружен во имя св. бсссребрен. Асийских (1 ноября) иже с миром усопша; погребение их, как почивших в мире, изображено и на местной иконе в том храме; храм Космы и Дамиана – нового сооружен во имя св. бессребреников – в Риме пострадавших (1 июля). Здесь на местной иконе они изображены с крестами в руках – символом мученичества. Очень может быть, что благочестие жителей построившее храм во имя бессребреников Асийских, восхотело почтить и других бессребреников – Римских. В прежнее время иногда на одной доске – рядом изображали обе двоицы св. бессребреников с надписью: «Косма и Дамиан Асийские; Косма и Дамиан Римские». Такая икона есть в храме свят. Николая чудотворца, в Котельниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

Домодедово. Церковь Космы и Дамиана в Меткине. Космодамианская церковь, церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " Карта и ближайшие объекты На этом месте еще в XVII веке стояла деревянная церковь Космы и Дамиана, сгоревшая в 1701 году. В 1847-1848 годах была выстроена нынешняя церковь, посвященная иконе Божией Матери " Живоносный Источник " (главный престол освящен в 1866 г.). В советское время храм был закрыт, а после возвращения его церкви в 1990-х годах, был вновь освящен (4 ноября 2003 года), причем главный престол был освящен уже в честь Космы и Дамиана, а приделы - в честь иконы Божией Матери " Живоносный источник " и в честь св. Архангела Михаила. С этим связано двойное наименование церкви. Впрочем, как говорит информация на официальном сайте Домодедовского благочиния, храм и в XIX веке именовался " по старинке " Космодамианским, несмотря на посвящение главного престола. Архитектура храма сочетает черты классицизма (так, основной объем завершен ротондой с большим куполом) и псевдорусского стиля (шатровая колокольня, килевидные кокошники в основании купола и оформлении фасадов). Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Меткине. В начале XVII ст. в селе Меткине была церковь Космы и Дамиана. В писцовых книгах 1627 – 28 гг. о ней говорится: «вотчина Рождественского девичья монастыря, что на Москве, у Трубы, село Меткино, а в селе церковь Козма и Домиян древяна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строенье монастырское и приходных людей; у церкви во дворе поп Иван Данилов, во дворе церковный дьячок Левка Данилов, во дворе пономарь Ивашко Алексеев, во дворе просвирница Овдотья Олферова; церковной земли по 12 четьи в поле, сена 10 копен, лес вообще у всего села». Под 1646 г. значится: «в селе Меткине церковь Николая чудотворца и Козмы и Дамиана, у церкви во дворе поп Иван Иванов». В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «29 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского, церковь Козмы и Дамиана в селе Меткине древянная, старая, а по сказке той церкви попа Афанасия Иванова, та де церковь Пехрянской десятины, Тухачевской волости, строение старое, мирское, а пашни церковной земли у него, попа, во владении 6 четьи в поле, сена 10 копен…».

http://sobory.ru/article/?object=02603

Средняя Лукавка. Церковь Космы и Дамиана. Космо-Дамиановская церковь Карта и ближайшие объекты Липецкая область. Грязинский район. Село Средняя Лукавка. Церковь Космы и Дамиана Церковь Космы и Дамиана — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Средняя Лукавка Грязинского района Липецкой области. Средняя Лукавка известна по документам с 1782 года. Название — по реке Лукавке. Имя реки от слова лука — пойменный луг в излучине реки. До 1928 года село территориально входило в состав Липецкого уезда Тамбовской губернии. В 1854 году в селе «тщанием прихожан» была построена деревянная церковь во имя Космы и Дамиана. В архивах 1876 г. отмечен один престол - Космодамиановский. Церковь являлась главной, приписным к ней считался Предтеченский храм в Ивановке. Обе эти церкви обслуживались одним штатом священников, в 1876 году - Михаилом Преображенским (2 разряд, рукоположен в 1863 году). Кроме него, службу несли помощник и два псаломщика. Церковным старостой в Средней Лукавке числился государственный крестьянин Ненахов (с 1862 года). В селе в это время проживало 2242 человека. Церковные земли насчитывали 25 десятин. В 1893 в штате церкви числились: священник (Преображенский Михаил Артемьевич, 52 лет, рукоположен в 1863 г., награжден камилавкой), диакон (Василий Яковлевич Виноградов, 62 лет, рукоположен в 1865) и псаломщик (Иван Миронович Воронов, 39 лет, определен 6 февраля 1886 года, 2-я жена). В школе грамотности обучалось 33 человека. В селе в это время насчитывалось 1503 человека мужского пола. В документах 1911 года отмечено: «Церковь деревянная, холодная, построена в 1854 году на средства прихожан. Престол - во имя святых безсребренников Космы и Дамиана. В настоящее время строится новая каменная церковь. Время открытия прихода неизвестно». Дворов в селе насчитывалось 440, «душ мужского пола 1665, женскаго 1650, великороссы, земледельцы. Душевой надел 20 саженей в каждом поле. В приходе шесть деревень: Нижняя Лукавка (в четырех верстах от храма), Колыбелка (в 2 верстах), Колоусовка (в 4 верстах), Петровка (в 2 верстах), Большая Александровка (в 6 верстах) и Малая Александровка (в 2 верстах от церкви). Хутор Семенова-Тянь-Шанского (в 2 верстах). Маленька речка Лукавка и в деревне Нижней Лукавке протекает река Матыра. Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная. Есть церковно-приходское попечительство и метрическия книги с 1852 года».

http://sobory.ru/article/?object=17228

I. Местность и название церкви Космодамианская, что в старой Кузнецкой, церковь состоит города Москвы в Ивановском сороке, за Яузой, на Гончарной улице. Московское Заяузье заселилось очень рано. В XV в., когда в Кремле и близь Кремля селились князья и бояре, гости и торговые люди, а отдаленные от города местности заселялись ремесленниками, людом рабочим, за Яузой, на берегу Москвы реки, жили котельники, кузнецы, гончары, 1 каменщики; урочища, на которых жили эти ремесленники, до сих пор остаются с именами своих первых обитателе. 2 В грамотах конца XV века упоминается Заяузская слобода, 3 в первой половине XVI в. летописцы, при описании московских пожаров рассказывают и о пожарах за Яузой, где жили Гончары. 4 Кузнецы поселились в Заяузье, на берегу Москвы реки, на вражке; когда они здесь поселились и долго ли прожили неизвестно; но судя потому что церковь святых бессребреников Космы и Дамиана, 5 при которой они жили в 1-й половине XVII века писалась на Вражке, в Кузнецах, а во 2-й стала писаться: в старых Кузнецах, можно полагать, что они прожили здесь до половины XVII века. Вражик, на бережках которого жили они, находился на южной стороне храма; когда кузнецов не стало, он засыпан, на месте его образовался проезжий переулок к Москве реке, который и существовал до конца прошедшего столетия. 6 Ныне одна только водосточная труба, проходящая церковными дворами напоминает о его существовали, а слитки перегорелого ржавого железа, до сих пор находимые в земле близ трубы, (напр. в саду купца Полякова, а также при постройке диаконского дома в 1862 г.) доказывают, что здесь действительно жили кузнецы. Наименование «в старой Кузнецкой» утвердилось за церковью в прошедшем столетии, но это название она носит только по церковным актам и официальным бумагам, в народе же известна под именем Космы и Дамиана – старого; а старым называется в отличии от другой церкви Космы и Дамиана, которая отстоит от неё в 43 саженях, и носит название Космы и Дамиана – нового. 7 II. История храма На том месте, где теперь мы видим храм во имя св. бессребреников Космы и Дамиана, в XV веке существовал монастырь. В духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеевича 1498 года читаем: «да мои же места Заяузская слободка с монастырем с Кузмодемьяном: и теми моими месты жена моя Овдотья, и дети мои Василий да Иван поделятся.» 8 Когда и кем основан этот монастырь, мужской он был или женский, когда и по какому случаю уничтожен сведений не имеется. В начале XVII века на месте монастыря существовала уже приходская церковь Космы и Дамиана, на Вражке, в Кузнецах.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

Гонимый властями и ведомый Богом он начал в храме святых мучеников Космы и Дамиана свое короткое и последнее служение. Постановлением Священного Синода от 6 октября 2005 г. «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» - Николай Васильевич Тохтуев, протодиакон церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику дьякону Николаю (Тохтуеву) установлено в день его кончины – 4/17 мая. Тем не менее, богослужения в храме не прекращались, несмотря на многочисленные попытки добиться его закрытия. В 2001 г. 1-й этаж здания бывш. Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы. В 2001 г. восстановили обезображенную больничную часовню на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек, построенную в 1915-м. Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили. Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей. В настоящее время болшевский Космодамианский храм отреставрирован и посвящен святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мраморной мемориальной доски, устроенной на его фасаде.. В храме находятся частицы мощей святых Римских бессребреников Косьмы и Демиана, чтимая иконы святых безсребреников и чудотворцев Косьмы и Демиана Асийских. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в Космодамианском храме - храмовая икона святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, изображает Асийских братьев, а частицы мощей в ней принадлежат Римским безсребреникам, хотя в храме есть и икона, посвященная безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим. В Космодамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученицы Елисаветы и преподобномученицы Варвары с частицами их мощей.

http://sobory.ru/article/?object=01550

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010