Предназначалась богадельня для призрения 60 человек из числа беднейших обывателей Москвы – 30 мужчин и 30 женщин. При богадельне должна быть домовая церковь во имя святого Иосифа, небесного покровителя ее покойного супруга. Еще одним условием жертвовательницы было пожелание совершать ежедневно литургию с поминовением ее мужа, детей и родственников, а в дни кончины И.Н. Геера – 3 апреля и его дочери – 15 августа должны быть совершаемы особые поминовения усопших. Дума единогласно постановила: пожертвование госпожи Геер принять на изложенных ею условиях. Учитывая значительность дара, городской голова просил губернатора исходатайствовать высочайшее соизволение присвоить учреждаемой богадельне имя И.Н. Геера. В письме из Санкт-Петербурга от 12 апреля 1895 г. от хозяйственного департамента Министерства внутренних дел, адресованном московскому губернатору, сообщалось, что высочайшее повеление получено. Строительство богадельни проводилось в течение 1895–1898 годов. Авторы проекта – гражданские инженеры И.А. Иванов-Шиц и Л.Н. Кекушев. Здание спроектировали двухэтажное, с полуподвалом для хозяйственных нужд. Главный фасад был обращен к красной линии улицы и вытянут по линии юг – север. Трехчастная композиция сооружения была подчеркнута монументальными формами боковых ризалитов и центрального объема, особенно тщательно декорированного ложным венецианским окном и сложным рельефом на плоскости стен. Увлечение архитекторов в конце XIX века мотивами древней архитектуры нашло яркое воплощение в данном сооружении, в котором можно увидеть романо-византийские истоки. В первом этаже богадельни располагались цейхгауз, кухня, помещения женской прислуги, квартира надзирательницы и фельдшера, ванная, лазарет, приемная доктора, ризница и квартира псаломщика. Во втором находились две спальни, рекреационный зал, умывальные для женщин и для мужчин, буфетная и лестница. Открытие богадельни состоялось в январе 1899 г. Церковь возвышалась с восточной стороны постройки. Она была выстроена в два света, второй – в куполе.

http://sobory.ru/article/?object=03629

Большой каменный храм устроен таким образом, чтобы призреваемые могли из своих палат слышать богослужение. 26 августа 1899 г. состоялось освящение храма, в котором участвовали преосвященный Тихон, епископ Можайский, и хор монахинь Ново-Алексеевского девичьего монастыря. Внутреннее убранство отличалось особой пышностью и торжественностью. Массивный мраморный иконостас сразу выделялся в хорошо освещенном пространстве. Проект, созданный Л.Н. Кекушевым, предполагал, что иконостас будет состоять из шести боковых частей и седьмой – центральной, большей по масштабу. Все части иконостаса объединял сплошной рельефный карниз с дугообразной вставкой над алтарными вратами, которую венчал мраморный равноконечный крест. Значительные средства из личного состояния Н.П. Геер были использованы для приобретения икон и церковного убранства, необходимого при совершении служб и обрядов. До наших дней сохранилось лишь само здание церкви. Все ее внутреннее убранство было рассредоточено в первой половине 1920-х годов по спецхранилищам и, возможно, уцелело в каком-либо музейном собрании. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. При богадельне город и сам планировал построить церковь. Однако все обязанности по строительству и благоукрашению храма взяла на себя вдова (жена Осипа Николаевича Геера, Наталья Петровна - прим. мод.). Проект она заказала лучшему архитектору Москвы, Льву Кекушеву. Он тогда числился городским архитектором в управе, построил несколько павильонов Московского зоопарка и здание на Остоженке. Вообще, переживал взлет своей карьеры. В книге Марии Нащокиной «Московский архитектор Лев Кекушев» опубликованы уникальные фотографии внутренних интерьеров домового храма, построенного при богадельне, и даны цитаты из журнала «Зодчий». «Зодчий» в конце XIX века был площадкой для обсуждения главных событий в мире архитектуры и городского строительства. В этом журнале публиковались и обсуждались все проекты отечественных архитекторов, веяния архитектурной моды и инженерного дела.

http://sobory.ru/article/?object=03629

Вдова купца Геера не только финансировала возведение храма, но сама заказывала церковную утварь, облачение и иконостас. Кекушеву заказали мраморный иконостас – в традициях византийского стиля. Интересной деталью этого иконостаса было расположение в первом ярусе двойных вставных икон, – в руки изображенных на фресках ангелов можно было вложить иконы текущего праздника в самостоятельных киотах. Икона в иконе – редкий случай. Одним словом, Кекушев в оформлении внутреннего интерьера постарался приблизиться к забытому идеалу византийских храмов. Все вышеперечисленное, в том числе и то обстоятельство, что помощь могли получить все приходящие в лазарет и аптеку, составляло гордость богадельни и придавало особый тон учреждению. Богадельня, открытая 1 января 1899 года и просуществовавшая вплоть до революции, была знаменита. После революции богадельню закрыли, здание перешло в ведение советских учреждений. Домовые храмы в 1918 году были запрещены как класс, поэтому закрывались в первую очередь. В помещениях богадельни находился ряд мелких контор, ими владели, сменяя друг друга, десятки министерств. Дольше всех, в 1960-е годы, здесь располагалось министерство молочной и мясной промышленности. В последние годы существования СССР помещения богадельни занимало объединение «Разноэкспорт», занимавшееся экспортом советских товаров за границу. Сейчас ситуация странная. Внешне здание сохранилось, и нельзя сказать, что находится в катастрофическом положении, но интерьеры все загублены, решетки сняты и отправлены на переплавку, внутренние интерьеры храма, несмотря на их явную художественную ценность, уничтожены и даже ничего из убранства храма не ушло в музеи, что особенно обидно. В конце 1990-х годов здание вошло в список объектов регионального значения, то есть оно не может быть снесено и теоретически на нем запрещены перестройки и ремонтные работы. Комментарии и обсуждение Уважаемая Анастасия! Зимой 2012-2013 при проведении реставрационных работ исчез оригинальный кованый козырек крыльца храма Святого Иосифа Обручника на В.Красносельской улице.

http://sobory.ru/article/?object=03629

Москва. Домовая церковь Иосифа Обручника при богадельне им. И.Н. Геер. Карта и ближайшие объекты Рядом с храмом бывшего Ново-Алексеевского монастыря стоит здание богадельни в память почетного потомственного гражданина И.Н.Геер, вдова которого Наталья Петровна пожертвовала городу обширный участок и средства для постройки богадельни. Богадельню и храм во имя святого Иосифа Обручника выстроили на участке Геер в 1885-1898 гг. по проекту архитектора Л.Н. Кекушева (при участии И.А. Иванова-Шица) и передали городу, в знак чего наверху изобразили герб г. Москвы. Небольшое по размерам, монументальное по формам, двухэтажное здание построено в неовизантийских формах, имеет симметричную трехчастную композицию, по центральной оси которой, за входным вестибюлем, расположена церковь Иосифа Обручника, с куполом на широком световом барабане. Фасад расчленен тремя выступами-ризалитами, перекрытыми 2-скатными кровлями. Выразительную пластику объемов усиливает крупный рельеф деталей - карнизов, наличников и межоконных пилястр. Участком, на котором выстроена богадельня, в конце XVIII - в начале XIX в. владел секунд-майор А.Л. Демидов, затем участок приобрел знаменитый герой Отечественной войны генерал А.П. Ермолов, а у него в 1859 г. купил купец первой гильдии, швейцарский консул Геер, имевший неподалеку водочный завод. Часть своего большого участка И.Н. Геер в 1869 г. продал купцу В. Занегину. Богадельня им.И.Н. Геера с храмом святого Иосифа Обручника является объектом культурного наследия регионального значения. www.apartment.ru Иосифа Обручника, праведного, при богадельне имени И.Н. Геера церковь (Верхняя Красносельская улица, дом 15). В сентябре 1894 г. на специальном заседании Московской городской думы рассматривалось заявление потомственной почетной гражданки Натальи Петровны Геер о ее желании пожертвовать в собственность города участок земли свыше 14 300 квадратных сажень. Одним из главных условий своего пожертвования Н.П. Геер выдвигала просьбу построить за счет средств города на площади не свыше 4400 квадратных сажень каменную богадельню в память о ее умершем супруге.

http://sobory.ru/article/?object=03629

3. АФВМ. 73031. Рукопись монаха Иосифа. Стихи. 1894 г. (продолжение). 4. АФВМ. 7302. Рукопись монаха Иосифа. О покаянии и девстве и др. 1894 г. 5. АФВМ. 7304. Рукопись монаха Иосифа. Выписки из творений свв. Отцов и стихи. 1896 г. 6. АФВМ. 8081. Рукопись монаха Иосифа. 1897—1900 гг. 7. АФВМ. 7306. Рукопись монаха Иосифа. 1901 г. 8. АФВМ. 7307. Рукопись монаха Иосифа. 1902 г. 9. АФВМ. 7305. Рукопись монаха Иосифа. 1902—1904 гг. 10. АФВМ. 7308. Рукопись монаха Иосифа. 1903—1906 гг. 11. АФВМ. 7309. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Спеши в объятия покаяния. 1905—1906 гг. 12. АФВМ. 8115. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Кончина схимонаха Авеля и др. 1906 г. 13. АФВМ. 7339. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. 1907 г. 14. АФВМ. 8279. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Ищи утешения в Господе и др. 1910 г. 15. АФВМ. 82791. Рукопись монаха Иосифа. 1911—1912 гг. 16. АФВМ. 8087. Рукопись монаха Иосифа. Мир Твой даждь нам, Сыне Божий. 1912 г. 17. АФВМ. Без номера. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Времена небывалых в истории войн многомиллионных армий европейских и прочих народов, в которые пролито море человеческой крови, поливает землю не без воли Божией. 1915 г. 18. АФВМ. 8088. Рукопись монаха Иосифа. 1916 г. 19. АФВМ. 80881. Рукопись монаха Иосифа. 1916 г. 20. АФВМ. 7314. Рукопись монаха Иосифа. 1916—1917 гг. О любви монаха Иосифа к книге говорит также иером. Сергий (Иртель), составитель краткого Валаамского патерика (См. Архив Казанского скита в Калифорнии. Валамский патерик /Сост. Сергий (Иртель), иером. Рукопись. Л. 20). Архив Казанского скита в Калифорнии. Валамский патерик /Сост. Сергий (Иртель), иером. Рукопись. Л. 20. Афанасий (Нечаев), архим. Старый Валаам: Воспоминания //Русский паломник. 2. 1990. С. 112—113. Иеромонах Иоасаф (в миру Иван Шабалин), из мещан города Вятки. Духовник Валаамского монастыря. Скончался 11 июня 1905 года. Погребен на старом братском кладбище. Сам монах Иосиф пишет о нем как своем духовнике в следующем дневнике: АФВМ. 8081. Рукопись монаха Иосифа. 1897—1900 гг. Л. 330.

http://bogoslov.ru/article/1091817

Святейший Владыка одобрил представленные проекты.  Затем состоялось вручение церковных наград. Святейший Патриарх Кирилл вручил игумении Ксении (Чернеге) крест с украшениями. «За Ваши большие труды, за Вашу инициативу Вы удостаиваетесь права ношения креста с украшениями», — сказал Предстоятель, вручая награду.  Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и к помощи Московской Патриархии Патриарших наград были также удостоены:  руководитель Росимущества В.В. Яковенко — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;  руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени; директор ВНИРО К.В. Колончин – ордена преподобного Сергия Радонежского III степени; заместитель руководителя Росимущества Д.А. Степаненко — медали «Патриаршая благодарность»; заместитель руководителя Росимущества М.С. Попов — медали «Патриаршая благодарность». В начале XIX века на месте будущей богадельни им. И.Н. Геера находилась усадьба с обширным садом и аллеями, принадлежавшая секунд-майору Демидову. Позднее территорией владел генерал А.П. Ермолов. В середине XIX века большую часть земли выкупил бывший швейцарский консул Иосиф Николаевич Геер, получивший российское подданство и ставший купцом второй гильдии. В 1894 году вдова Иосифа Николаевича Наталья Петровна Геер пожертвовала Московскому городскому общественному управлению большую часть своих земельных владений на Верхней Красносельской улице с условием строительства богадельни на 60 человек с наименованием в честь покойного мужа. Через год был добавлен еще один участок земли, а в 1897 году Наталья Петровна пожертвовала средства на создание в составе богадельни домовой церкви в честь святого Иосифа Обручника — покровителя не только ее мужа, но и умершего в годовалом возрасте внука, также названного Иосифом. Проект богадельни Наталья Петровна заказала Льву Кекушеву, служившему в то время городским архитектором. Он построил здание с романо-византийскими мотивами. Главным высотным элементом строения стал церковный купол с каменным крестом. Ограда перед богадельней, перила внутренней лестницы и царские врата иконостаса домовой церкви были выполнены из металлических жгутов, имитировавших изгибы растений — позже такой «растительный декор» станет популярным в стиле модерн. На первом этаже здания находился вестибюль, соединенный прямым проходом с церковью святого Иосифа. В традициях византийского стиля был выполнен и ее мраморный иконостас, в первом ярусе которого располагались «двойные» иконы (в руках каждого святого был киот с еще одной иконой).

http://patriarchia.ru/db/text/6039367.ht...

В 1899 г. в Москве, на В. Красносельской ул., при доме призрения им. И. Н. Геер его вдовой был возведен храм, освященный во имя небесного покровителя ее покойного мужа св. Иосифа Обручника. В наст. время эта богадельня возрождена. Лит.: Дубенский Н. Я. Следование святыни Афонской в Могилев и по Вост. Белоруссии в 1866 г. по случаю освящения возобновленного Могилевского Иосифовского правосл. собора. СПб., 1867; Описания знамений и исцелений, благодатию Божиею бывших в разных местах в 1863-1867 гг. от св. мощей и части животворящего древа Креста Господня, принесенных со Св. Афонской Горы из Русского Пантелеимонова мон-ря. М., 19016; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 288, 393-394; Булгаков С., прот. Друг Жениха: О правосл. почитании Предтечи. П., 1927; Filas F. L. The Man Nearest to Christ: Nature and Historic Development of the Devotion to St. Joseph. Milwaukee, Stramare T. Giuseppe, sposo di Maria Vergine: Nel culto//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1268-1287; DSAMDH. T. 8. Col. 1316; Lienhard J. T. Augustine, Sermon 51: St. Joseph in Early Christianity//In Dominico Eloquio: Essays on Patristic Exegesis in Honor of R. L. Wilken/Ed. P. M. Blowers et al. Grand Rapids; Camb., 2002. P. 336-347; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007; Иосиф (Крюков), игум. История почитания св. Иосифа Обручника в Правосл. Церкви: Дис./МДА. Серг. П., 2010. Ркп. Игум. Иосиф (Крюков) Почитание на Западе Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим) Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим) О почитании И. О. в поздней античности и в раннее средневековье известно мало.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Максимиана (Архиепископский музей, Равенна): цикл И. на боковых стенках соотносится со сценами детства и чудес Иисуса Христа на спинке трона, поскольку И. считали одним из ветхозаветных прообразов Спасителя (сопоставление истории И., проданного братьями за 20 сребреников и затем спасшего от голодной смерти свой народ, с жизнью Иисуса Христа, а также истолкование полученного Иаковом и его сыновьями хлеба в евхаристическом смысле основаны на святоотеческой традиции). Миниатюры из Венского Генезиса (Vindob. theol. gr. 31, VI в.), такие как «Прощание Иосифа с Вениамином», на к-рой И. представлен в сопровождении ангела, или «Жена Потифара навещает Иосифа в темнице», свидетельствуют о знании иллюстраторами комментированных текстов истории И., что отразилось в иконографии миниатюр. В визант. искусстве цикл с историей И. появился в IX в. На миниатюре из рукописи Гомилий Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 69v, 879-882 гг.) в 5 регистров расположены сцены истории И. Миниатюра предваряет Слово 10, «защитительное, по возвращении св. Григория Богослова из уединения, говоренное им отцу своему и Василию Великому». В это время устанавливается празднование памяти И. в Неделю св. праотец перед Рождеством Христовым. На миниатюрах Октатевхов может быть представлено от 40 до 55 сцен из истории И. (Vat. gr. 747, 2-я пол. XI в.; Vat. gr. 746, 2-я четв. XII в., и др.); их иконография обнаруживает сходство с миниатюрами Венского Генезиса. Жена Потифара клевещет на Иосифа. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Мастера Белоусовы. 1882 г. Жена Потифара клевещет на Иосифа. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Мастера Белоусовы. 1882 г. В ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (ок. 1265, Сербия) цикл посвященных И. сцен включен в символическую программу росписи нартекса и занимает 4 регистра зап. стены. Композиции следуют одна за другой без разделения: «Иаков посылает Иосифа к братьям»; «Иосиф находит братьев в Сихеме; братья бросают Иосифа в колодец»; «Иакову показывают окровавленную одежду Иосифа»; «Иосиф едет с измаильтянами в Египет»; «Иосиф у гроба Рахили» (апокрифический эпизод); «Иосифа продают Потифару»; «Иосиф убегает от жены Потифара»; «Иосиф в темнице»; «Иосиф покидает темницу»; «Фараон назначает Иосифа правителем»; «Иосиф раздает зерно братьям»; «Братья сообщают Иакову об Иосифе»; «Иаков едет в Египет»; «Иосиф встречает отца»; «Иаков благословляет сыновей Иосифа»; «Кончина Иакова».

http://pravenc.ru/text/578394.html

В журнале были описаны интерьеры благотворительного учреждения и храма. Здание было невысоким, но имело разветвленную структуру. На первом этаже находился вестибюль, соединенный прямым проходом с церковью. Церковь была высокой, большой, двусветной и вмещала до тысячи человек. Это интересно, учитывая, что в богадельне проживало всего сто. Видимо, храм строился с расчетом, что его смогут посещать родственники призреваемых и семьи обслуживающего персонала. На первом этаже справа находились помещения конторы, кухни и прислуги, а слева – комната надзирателя, экономки, фельдшера. Вообще штат был значительным, ведь здесь также находился лазарет и своя аптека, которая по льготным ценам или вовсе бесплатно отпускала лекарства. Это было нововведение именно гееровской богадельни. Позже аналогичная аптека появилась в Марфо-Мариинский обители. Парадная лестница вела на второй этаж с широким коридором, где прогуливались призреваемые и находились палаты с комнатами по 15 кроватей. В центральной части здания располагалась столовая, из которой можно было, не спускаясь на первый этаж, войти в церковь. В боковых крыльях были дополнительные лестницы и уборные. Общая стоимость здания с воздушной вентиляцией (без учета отделки и дорогой деревянной мебели) составляла 140 тысяч рублей. Здание было построено в романо-византийском стиле. Главной высотой был широкий купол с массивным каменным крестом. Центральный ризалит здания (через который в храм попадал солнечный свет) и два фронтальных – украшены аркатурой окон. Вообще, чередование темных и светлых полос в оформлении – это признак византийского стиля. Так же как протяженность этажей и общая стилистика здания, капителей с растительным орнаментом – признак стиля романского. Ограда перед богадельней, перила внутренней лестницы и даже царские врата иконостаса были выполнены из металлических жгутов, замысловато переплетенных между собой и имитирующих растения. В этом была нота модерна. Все палаты богадельни группировались вокруг храма и те, кто не мог по какой-то причине встать, слушали богослужение непосредственно в своей комнате.

http://sobory.ru/article/?object=03629

В раннехристианских апокрифических текстах говорится о том, что избрание Иосифа среди других претендентов на руку Марии совершается по особому знамению. Но мы не встречаем упоминаний о процветшем посохе. Согласно Протоевангелию Иакова (IX), когда первосвященник Захария раздал посохи собравшимся, из посоха Иосифа вылетела горлица и «взлетела Иосифу во славу» В Евангелии Псевдо-Матфея (VIII) также говорится о том, что из посоха Иосифа вылетела белоснежная голубка Авторы этих текстов вводят в повествование об обручении Марии чудо с голубем не случайно. Тем самым отмечается участие в этом событии Святого Духа. Следуя традиции, художники изображали Иосифа с посохом, на котором сидит белый голубь. Однако часто живописцы вкладывают в руку Иосифа процветший посох. Что это значит? Процветший посох оказывается знаком богоизбранности обрученного мужа Марии. Истоки этого мотива уходят своими корнями в Ветхий Завет. Очевидно, что легенда о процветшем посохе Иосифа родилась под влиянием ветхозаветной истории об избрании первосвященника Аарона. Согласно библейскому рассказу, процветший жезл Аарона послужил доказательством богоизбранности левитов и их священном назначении: «На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Числ. 17: 8). Аналогия избранничества Иосифа с богоизбранностью Аарона еще более подчеркивает большое значение личности Иосифа в Священной истории. В изображении процветшего посоха усматривается и аллюзия на пророчество Исайи: «изыдет жезл из кореня Иессеева, и цвет от кореня его взыдет» (Ис. 11: 1). В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» богослов и гимнограф начала VIII века Андрей Критский (660–740) говорит такие слова: «ныне – по пророчеству – произросла отрасль Давидова, которая, став вечно зеленеющим жезлом Аарона, процвела нам жезл силы Христа» Такую же мысль выражает Иоанн Дамаскин (675–753): «Исполнилось пророчество [Исайи]… Дева есть жезл, из которого присшел вечный цвет – неискусобрачный Христос» Из этого следует, что богословы Раннего Средневековья отождествляли ветхозаветный образ процветшего жезла с Богоматерью.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010