Церковь находилась на городском погосте и называлась кладбищенскою. Так явствует из надписей церковного старосты, сделанных в конце XVIII ст. на Библии, принадлежащей Всесвятской церкви. Надписи эти почти одного содержания и заключаются на листах 83, 330 и 897. Опись 1820-х гг. дает такие сведения о Всесвятской церкви первой половины XIX ст.: «Церковь во именование Всех Святых каменная, теплая, без приделов, об одной главе каменной же, с колокольнею над церковью каменною же, покрыта тесом, кресты на ней и на колокольне железные восьмиконечные, с папертью, приделанною к ней каменною, покрыта тесом же. У церкви окна с железными решетками и затворами деревянными с железными болтами». По плану Всесвятской церкви, хранящемуся в ее архиве и теперь выданному на пристройку приделов и колокольни, Высочайше утвержденному 3 октября 1858 г., прежняя церковь была небольших размеров, выстроена на подобие корабля и весьма походила на Смоленскую церковь. «Ворота в каменных столбах решетчатые вели в церковную ограду. Церковь окружало кладбище. Вокруг кладбища ограда, напереди деревянная решетчатая, а в прочих местах обнесенная деревянным забором». Во второй половине XIX ст. Всесвятская церковь была однопрестольной с посвящением ее в честь Всех Святых. 1844 г. испрашивалось у епархиального начальства дозволение исправить церковь, но было ли исправление и какое именно – сведений о том не сохранилось. В 1859 г. она делается двухпрестольною. Главное отделение церкви остается с тем же наименованием, а в трапезе устраивается придел во имя св. муч. Елизаветы. По клировым ведомостям 1859 г. видно, что иконостас в новый придел был пожертвован в 1858 г. от Спасо-Вознесенского собора, а устроен тщанием чиновницы 6-го класса Елизаветы Николаевны Пазухиной. В 1860 г. главная часть церкви, вместо обветшавшей, была построена вновь трудами и усердием священника Поликарпова и церковного старосты купца Александра Ананьева. Печатно этот год и признается годом построения церкви. В этом году церковь была построена также каменною, но о пяти главах. Тогда же было устроено и главное отделение церкви во имя Всех Святых, а освящено 16 октября 1860 г. преосвященным Евгением, епископом Симбирским и Сызранским. В следующем 1861 г. был устроен придел во имя архистратига Михаила и 29 октября был освящен, а 14 апреля 1863 г. – и второй придел во имя св. вмч. Димитрия Солунского. На этот раз окончательная работа по переустройству церкви была произведена в 1864 г.: тогда были пристроены трапеза и колокольня в один ярус.

http://sobory.ru/article/?object=16647

В строительстве храма активное участие принимали казаки Симбирского казачьего округа. После освящения Всесвятский храм стал духовным центром местного казачества. В церкви хранится знамя казачьего округа. За участие в строительстве храма казаки Святейшим Патриархом были награждены Патриаршей Грамотой. О времени первоначального построения Всесвятской церкви не сохранилось никаких сведений, но во второй половине XVIII в. она уже существовала; церковь была каменная, однопрестольная. В 1859 г. в трапезной был устроен придел с престолом во имя св. муч. Елизаветы чиновницей Елизаветой Николаевной Пазухиной. В 1860 г. главная часть храма была построена вновь трудами и усердием священника Поликарпова и церковного старосты купца Александра Ананьева. Престолы в ней были устроены и освящены: главный в том же 1860 г., в одном приделе в 1861 г. и в другом в 1863 г.; в следующем же 1864 г. были перестроены трапеза и колокольня; придел с престолом во имя св. муч. Елизаветы был упразднен. Теперь храм теплый, трехпрестольный: главный престол – во имя Всех Святых, в правом приделе – во имя Архистратига Божьего Михаила и в левом – во имя св. великомученика Димитрия Солунского. При церкви есть каменная часовня. Капитал церкви 1774 руб. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Священники и псаломщики живут в церковных домах, а диакон в собственном доме. Капитал причта 5008 руб. 12 коп. Прихожан в г. Симбирске в 113 дворах 467 душ муж. пола и 484 жен.; кроме того, раскольников в 3 дворах 9 душ муж. пола и 11 жен. Церковно-приходское попечительство есть. Церковно-приходская школа существует с 1897 г., помещается в церковном здании. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. По имеющимся в Всесвятской церкви самым древним документам церковь признается построенной «неизвестно кем и неизвестно в котором году», и там же свидетельствуется, что от прежних времен документов на нее никаких нет. Но по описи церковному имуществу 1820 г. можно говорить о Всесвятской церкви, как существовавшей уже во второй половине XVIII ст. Там упоминается святой антиминс церкви «на белом холсте, освященный преосвященным Вениамином, митрополитом Казанским, 1780 года», в 20-х гг. XIX ст. за ветхостью отосланный в дом Его Высокопреосвященства Амвросия, архиепископа Казанского.

http://sobory.ru/article/?object=16647

Он отметил, что семя веры и спасения, упав на русскую землю 1025 лет тому назад, " дало в прошлом и продолжает давать богатые и благословенные плоды " . " Авторитет любого института измеряется не только по тому следу, который он оставляет в истории. Гораздо большее значение имеют то терпение, и та стойкость, которую он демонстрирует, чтобы сохранить свою традицию невредимой в суровых условиях. Подобно тому, как дуб становится крепче, обдуваемый ветрами, и как алмазы создаются под тяжестью земли, так и Русская Церковь возмужала, проходя сквозь невзгоды и страдания крестным путем веры. Она явила миру сонм святых, просветителей, преподобных, Христа ради юродивых, исповедников и ясно засвидетельствовала, что вера без дел мертва. И что истинная вера делами испытуется " , - заключил Александрийский Предстоятель. После богослужения корреспондент ЦВ задал его участникам вопрос «что значит для вас этот праздник?». Диодор, епископ Мелекесский и Чердаклинский: «Этот праздник для меня - большое духовное торжество. Богослужение очень воодушевляет, потому что проходит вместе со Святейшими Патриархами и предстоятелями древних церквей. Я испытываю человеческую гордость за нашу Русскую Православную Церковь. У нас в г.Димитровграде (Ульяновская обл.) 1025-летие Крещения Руси будет также широко отмечаться. Во всех храмах пройдут богослужения, а  затем состоится крестный ход и праздничный концерт на главной городской площади, который епархия проводит совместно с администрацией города». Протоиерей Евгений Желяк, храм Похвалы Богородицы, г. Дубна, Талдомский район. «Это событие трогает меня до глубины души. Я счастлив, что Господь сподобил меня присутствовать на этом соборном богослужении, при таком сонме патриархов, архиереев, священнослужителей и мирян. Меня переполняет чувство благодати и благодарности за милость Господа и Богородицы к нашему Отечеству. Лично для меня этот праздник является как бы моим вторым рождением. В год, когда отмечалось 1000 - летие Крещения Руси я не был даже воцерковлен. Сегодня Святейший Патриарх говорил о возрождении Руси и веры православной и эти слова напрямую относятся ко мне. Я как бы являюсь их живым олицетворением, потому что Господь привел меня в Церковь вначале 90-х годов. А затем призвал к священству. И невозможно описать словами те чувства, которые я испытал, стоя сегодня на службе и вспоминая об этом».

http://e-vestnik.ru/church/prazdnichnie_...

Мы настраивались на два-три года борьбы. Однако всё разрешилось намного раньше. Под «железным» и убедительным натиском адвокатов и при мощной поддержке верующих города вдруг, внезапно для всех нас, правоохранители сочли за благо для самих себя поставить на моём «деле» жирную точку. Как они написали в Постановлении – «по отсутствию состава преступления». Кто не в курсе – для судейской Системы завершить рассмотрение «дела» оправдательным приговором, это не шутка. Принудить её к этому!.. В общем, судья скороговоркой зачитала итоговый документ и пулей выскочила из зала – лишь её чёрная мантия прощально и жалобно взметнулась в дверях. Судьёй она с того дня уже больше не работала. Расстался со своим местом и следователь прокуратуры. Ожидаемый протест Ленинской районной прокуратуры областной суд также ожидаемо решительно «отфутболил». Поистине, это был наш общий триумф! Мы ликовали – Господь принял наши общие молитвы и даровал победу! Андрей блаженный Симбирский День обретения мощей святого Андрея. 1998 г. Когда же я очнулся от горячки борьбы и взглянул на церковный календарь, то многое стало понятным – ведь это было 3 июня, день пятой годовщины прославления и обретения в Ульяновске святых мощей блаженного Андрея (Огородникова), Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца, небесного покровителя нашего града! К тому же, так совпало, что это был и день памяти Царицы Елены – святой моей жены. Как стойко и мужественно держалась она весь тот год, знаю лишь я один. Отмечался 3 июня и праздник Владимирской иконы Божией Матери. Так случилось, что за несколько лет до этого кто-то из прихожан принёс в Неопалимовскую церковь нашего города старинный храмовый образ Владимирской Богородицы. Все богоборческие годы его спасали в этой семье от поругания. Однако от времени его фона совершенно почернели и прекрасные эмалевые узоры едва просматривались. Поэтому священники поставили икону не в храмовом зале, а у себя в алтаре. Но примерно за полгода до завершения суда надо мной образ стал обновляться – словно по мановению чьей-то руки чернота на фоновой эмали стала постепенно исчезать и перед удивлёнными священниками икона всё более и более представала в своём ярком первозданном виде.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/11/...

Сентябрь — на оккупированной территории гитлеровцы расстреливают священников за чтение в храмах первого послания митрополита Сергия (Страгородского). В Киеве были расстреляны настоятель Николо-Набережной церкви архимандрит Александр (Вишняков) и протоиерей Павел Остренский, в Симферополе — протоиерей Николай Швец, дьякон Александр Бондаренко, старец Викентий. Такое отношение оккупационных властей к распространению пастырских обращений свидетельствует о значимости и результатах этих посланий. Октябрь — в тылу противника начала действовать 2-я Ленинградская особая партизанская бригада разведотдела штаба Северо-Западного фронта. Ее глубокий и дерзкий рейд по тылам врага был первым на советско-германском фронте. В этом соединении вместе с коммунистами и комсомольцами сражались и верующие бойцы. Понимая исключительно важное значение народного  сопротивления в тылу немецких войск, митрополит Ленинградский Алексий из блокадного города обратился к партизанам и жителям оккупированных районов с призывом: «Продолжайте же, братие, подвизаться за веру, за свободу, за честь Родины; всеми мерами и мужчины, и женщины помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ». 19 октября — по решению советского правительства митрополит Московский Сергий (Страгородский) и митрополит Киевский Николай (Ярушевич) с небольшой группой православного духовенства и священнослужителями некоторых других конфессий были эвакуированы в Ульяновск. К этому времени все храмы в городе уже были закрыты и, за исключением двух из них, полностью разрушены. Митрополиту Сергию было предложено служить в здании бывшего католического костела. Октябрь — врач-хирург с мировым именем архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) становится главным хирургом эвакогоспиталя и консультантом всех госпиталей Красноярского края. Это произошло после того, как он направил председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по такой-то статье в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Епископ Лука занимал указанные должности, оставаясь еще два года на положении ссыльного. Архиепископ Лука прославлен в лике святых в 1995 году.

http://e-vestnik.ru/society/tserkov_i_vo...

Село Выползово в середине XIX века относилось к Белоключенской волости Карсунского уезда Симбирской губернии. Основное занятие местных жителей было овцеводство и валяние войлоков, шляп и сапог. В начале ХХ века село Выползово перешло в Астрадамовскую волость Алатырского уезда. Селом владели помещики Коссабуцкий и Исупова. В Государственных списках недвижимых памятников истории и культуры на территории с. Выползово Сурского района Ульяновской области значится выявленный объект культурного наследия (памятник истории и культуры) «Церковь Николая Чудотворца (православный приходский однопрестольный храм), 1893 г., поставленный на государственную охрану Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 959-р. Храм построен прихожанами в 1893 году. Престолов в нем два: главный (холодный) во имя Святителя и Чудотворца Николая и в приделе (теплый) во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Церковной земли: 1 д. усадебной и 33 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них общественные, построены на церковной земле. Жалованья от казны: 300 р. священнику и 100 р. псаломщику. Прихожан в с. Выползове в 127 двор. 476 м. и 481 ж.. Школа грамоты существует с 1896 года, помещается в доме псаломщика. Трехчастная приходская церковь трапезного типа расположена на краю села, на открытом ровном месте над рекой Барыш. Состоит из четверика храма с пятистенной апсидой и более широкой трапезной. С запада примыкала колокольня, сохранившаяся на высоту одного яруса. Перед выходами здания с севера, юга и запада располагались одинаковые крытые крылечки. Церковь деревянная, рубленная «в обло», на кирпичном ленточном фундаменте. Современная кровля скатная, по деревянным стропилам, железная. Тесовая обшивка фасадов в подоконных частях вертикальная, а в основаньях горизонтальная. В верхней части выделен фриз, расчлененный короткими вертикальными рейками. Карниз имеет простой профиль и небольшой вынос. Прямоугольные окна одинаковы во всех частях здания. Наличники узкие, профилированные с сандриками вверху и стилизованными «полотенцами» в подоконной части. Фасады трапезной завершены фронтонами, карнизы которых украшены сухариками, а тимпан – фигурными профилями филенок, навесы крылечек над их двускатным покрытием имели потолок, подшитый коробовым сводом. Поддерживались квадратными столбцами. В интерьере стены оштукатурены, потолки позднейшие.

http://sobory.ru/article/?object=24004

8 мая 2008 года, после завершения начатых в 2006 году грунтовых работ и завершения нулевого цикла, архиепископ Прокл совершил освящение фундамента и лично заложил первый камень в основание алтаря будущего храма. 22 января 2012 года, в первое воскресенье после Богоявления и через день после престольного праздника храма, чин освящения и первую Литургию в нем совершил архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл. Адрес: Россия, Ульяновск, Хрустальная улица, 3в Телефон: +78422386919 Подробнее... Храм Всех Святых (Ульяновск) [ править править код ] На пологом спуске к реке Свияге - одной из трех рек города, среди зелени деревьев, возвышается небольшой деревянный храм, освященный во имя Всех Святых. Это один из нововозведенных православных храмов Ульяновска. Его строительство было начато в день Рождества Иоанна Крестителя - 7 июля 1995 года, а освящение состоялось в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы - 7 апреля 1996 года. Ровно за девять месяцев был возведен этот Дом Божий, ставший одним из наиболее посещаемых храмов Ульяновска. Всесвятский храм - первый в комплексе Спасо-Вознесенского кафедрального собора. Строительная площадка самого собора находится рядом с ним - в пятидесяти метрах. Адрес: 432063, г. Ульяновск, ул. Ульяновская, 2. Телефон: (8422) 32-95-50 . Подробнее... Храм Трех Святителей (Ульяновск) [ править править код ] История храма во имя Трех святителей берет свое начало в середине 19 столетия. История храма тесно переплетена с историей семинарии, основанной в Симбирске в 1840 году. Первые четырнадцать лет своего существования Симбирская Духовная Семинария не имела своего храма, и семинаристы посещали богослужения в ближайшем Спасо — Вознесенском соборе. В 1841 году во дворе на месте каретников была построена ученическая столовая. В 1853 году при епископе Феодотии эта столовая была перестроена и переоборудована в храм, который был освящен в 1854 году во имя святителя Петра Митрополита Московского. 19 августа 1864 года семинарская церковь, равно как и все здания семинарии, сильно пострадала от пожара. При восстановлении она была перестроена по новому плану, составленному Симбирским губернским архитектором А.А. Белоусовым. 8/21 ноября 1870 года храм был освящен во имя Трех святителей.

http://azbyka.ru/palomnik/Ульяновск_(хра...

Строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы на территории Прихода Собора всех святых в земле Симбирской просиявших, в Засвияжском районе Ульяновска, на берегу реки Свияги. Фото: Пресс-служба Симбирской митрополии      Храм – символ России. О том нам свидетельствует Древняя Русь, колыбель нашей национальной идентичности. Самые величественные здания, самые яркие сооружения, фон любой сказки или исторического периода – величественный каменный собор или милая деревянная церквушка. В тварном выражении венцом творчества народа становился православный храм. В храм превращались в той или иной степени все постройки русского человека. Божницы устраивались в домах, обустройству красных углов во всех комнатах и общественных зданиях придавалось очень большое значение. Потому хотелось бы обратиться к нашим современникам, так яро сражающимся с православными храмами, буквально – с верой Христовой. В разные эпохи наша Церковь это проходила. 100 лет назад начались длительные гонения, убивали людей, глумились над святынями. Как оказалось, самоуверенные вожди большевиков не смогли заложить основательного фундамента новой России. Коммунизм рухнул, хотя и нанеся народу глубокую рану и продолжая отравлять своей памятью умы людей. Он рухнул, а тысячи церквей величаво подняли свои купола во всех уголках нашей Родины. Может, стоит задуматься над этими событиями глубже? И хотя бы перейти с откровенно воинственного тона на более рассудительный. Земная жизнь ограничена временем. Не стоит тратить ее на бесплодную и опустошающую душу борьбу. Вечность – гораздо дороже того. Рейтинг: 9.9 Голосов: 510 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии 30 сентября 2017, 16:13 Мне как-т о приходилось общаться с противниками возведения храма в Москве. Думаю, тут дело конечно же не в нарушении парковой зоны или прочих неудобствах, связанных сон строительствам. Просто стоящий храм, вид людей в него входящих, вся непременная внешняя атрибутика жизни православной общины вызывает некоторое внутренние беспокойство у людей далеких от церкви. Думаю, это можно назвать угрызениями совести. В деле веры не может быть нейтралитета. «Кто не со Мною, тот против Меня…» (Мф.12:30). Но главная проблема в том, что большинство тех кто против, отчета себе в этом не отдают и искренне уверены, что возмущенны нарушением паркового ансамбля (пустыря).

http://pravoslavie.ru/106601.html

Через двадцать пять лет возобновляется перестройка Всесвятской церкви. В начале 1889 г. было учреждено при ней попечительство с целью построить новую колокольню взамен существовавшей и расширить всю церковь. По составленному плану в течение лета того года колокольня была построена вчерне. Закладка колокольни была произведена 4 июня в день храмового праздника Всех Святых… В следующем году постройка колокольни была окончена, тогда же была сломана старая колокольня и сделаны начерно новые пристрои с обеих сторон церкви, один – для паперти, другой – для кладовой. Постройка первых папертей и трапезной была окончена уже в 1891 г. Внутренний и наружный план Всесвятской церкви, за исключением колокольни, напоминает собой древние церковные постройки; при первом взгляде на нее так и хочется разуметь ее древнею: план архитектора оказался весьма удачным. Особенно характерны белый и красный цвета церкви с ее наружной стороны. Как бывшая кладбищенская, Всесвятская церковь начала XIX ст. была небольших размеров, с одним алтарем во именование Всех Святых. Всесвятская церковь, как кладбищенская, в прежнее время никакого прихода не имела и служила нуждам всего православного населения г. Симбирска. Хотя по штату полагалось быть при ней «священнику одному, дьячку одному, пономарю одному», однако в конце XVIII ст. и в начале XIX ст. определенного штата священно-церковно-служителей в ней не было. По указу Казанской духовной консистории 1801 г. видно, что священнослужение во Всесвятской церкви иногда отправляли приходские священники, оставляя свои церкви без некоторых служб, ибо «кроме соборов все церкви состояли одноприходными». Вследствие чего Всесвятская церковь бывала без священнослужения, особенно в праздничные и высокоторжественные дни. Этим и объясняется прошение казначея Покровского монастыря к архиепископу Казанскому и Симбирскому Серапиону «определить Всесвятскую церковь к Покровскому монастырю для всегдашнего в ней священнослужения». Решение по этому делу неизвестно, но в 1816-17 гг. оно возобновляется. По документам церкви видно, что около 1820-х гг. исправлял в ней службы священник Смоленской церкви Алексей Петров, в 1821 г. – священник Спасо-Вознесенской церкви Егор Ласточкин, но большей частью священниками в 1825-26 гг. Богоявленской церкви. В 1823 г. Всесвятская становится самостоятельною. В 1834 г. опять причисляется к Богоявленской церкви, а с 1838 г. – снова делается самостоятельною. С 1850 г. открыта в ней диаконская вакансия, а с 1856 г. – вторая священническая вакансия.

http://sobory.ru/article/?object=16647

Накануне праздника Святой Троицы 2008 года завершилась роспись храма, продолжавшаяся пять лет. Бригаду, в которую вошли мастера из Самары, Ульяновска, Владимира, Палеха и Шуи, возглавили художники из Самары – Анатолий и Ольга Беляевы. Роспись выполнена в традициях московской школы XVI века (мастерская Дионисия), орнаментальные фризы решены в ключе Софии Новгородской, в западной же части собора, особенно в притворе, прослеживается влияние искусства Византии. Несмотря на большой объем росписи (площадь церкви 6125 м2), светлые воздушные краски придают храму легкость и светоносность, что созвучно теме праздника Преображения Господня. Фрески выполнены акрилом, с нанесением сусального золота. Основные сюжеты росписи – евангельские события и притчи, в медальонах изображены лики святых. Иконостас – резной, золоченый, выполнен из липы мастерами из города Шуи Ивановской области. В Преображенском соборе хранится сень, которая на летний праздник преподобного Серафима, выносится наружу и устанавливается перед храмом на соборной площади. Под сень на специально устроенный помост возлагают раку с мощами святого саровского старца. В остальное время под сенью в соборе стоит большой мощевик. В храме находится множество икон и ковчегов с мощами, есть икона преподобного Серафима Саровского с его полумантией, в приделе Всех святых помещена витрина с вещами, имеющими отношение к Саровской пустыни и батюшке Серафиму. «Собор стоял у канавки Царицы Небесной. Он был по величине такой же, как и летний холодный собор, и создавал великолепный монастырский ансамбль Града Царицы Небесной» (Протоиерей Стефан Ляшевский). Проект нового собора был разработан архитектором А.Е. Антоновым и с июля 1906 по апрель 1907 года рассматривался в Строительном отделении Губернского правления. Дважды к проекту были предъявлены замечания, и лишь на третий раз он был согласован. Тем временем определилось место будущего собора и продиктовано оно было соображениями чисто практическими: там, где согласно Дивевскому преданию преподобный Серафим благословил возвести зимний собор, уже стояла Тихвинская церковь. И хотя митрополит Серафим (Чичагов) настаивал на том что бы строить именно на этом месте, игуменья Александра не пожелала разбирать Тихвинский храм.

http://sobory.ru/article/?object=05360

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010