языческих обычаев при заключении брака и т.д. Если рассмотреть все свидетельства древних отцов о таинствах и сопоставить их, то окажется, что хотя каждый из них в отдельности говорит лишь о некоторых таинствах, но все вместе они свидетельствуют о совершении в их время всех семи таинств. Важным свидетельством в пользу седмеричного числа таинств в древней Церкви служит признание всех семи таинств в неправославных обществах. Так, у несториан и евтихиан, ведущих свое начало от Нестория и Евтихия, живших в 5 веке, существует семь таинств. То же число таинств признается и западною Церковию. Такое согласие относительно числа таинств у христиан, разномыслящих в отношении других предметов веры, показывает, что вера в седмеричное число таинств основана на апостольском предании, а не есть позднейшее нововведение в Церкви. Наконец, в пользу седмеричного числа таинств свидетельствует и церковно-богослужебная практика. До нашего времени сохранились чинопоследования семи церковных таинств – греческие и латинские, которые восходят ко временам ранее XI в. это является ясным доказательством того, что все семь таинств существовали в Церкви задолго до появления формулы о том, что число таинств – семь. Седмеричное число таинств отрицается только протестантством и происшедшим от него англиканством. Такое отступление от общехристианской формулы легко объясняется отрывом протестантства от апостольского предания вообще. Действительность и действенность таинств Под действительностью таинств разумеется то, что известное священнодействие есть именно совершение таинства, т.е. при этом и в видимом знаке заключается и под видимым знаком сообщается приступающему к таинству определенный дар божественной благодати. Под действенностью же таинства развеется такое или иное действие на человека благодати, сообщаемой в таинстве – действие во спасение или во осуждение. |
Если же на стороне невесты нет непорочности, а, имеется macula, corruptio, то опять брак не может быть символом брака Христа с непорочной церковью и, следовательно, таинство и в таком случае имеет defectus, но не defectus unitatis, а defectus incorruptionis. Так как в Св. Писании говорится лишь непорочности одной стороны – Церкви, и символом Церкви является жена, то corruptio мужа в расчет не принимается и не составляет. Defectus unitatis имеет место тогда, если или муж или жена состояли в двух или нескольких сакраментальных браках, т. е. при многократности таинства; наличность первого таинства влечет за собою defectus в дальнейшем, так как в таком случае в нем нет супружества одного с одной, ибо второбрачный супруг связан сакраментальным браком с двумя женами; поэтому всякий второй (или дальнейший) сакраментальный брак есть лишь неточное отображение мистического брака. Для этого необходимо, что бы и первый брак был сакраментальным, т. е. признанным Церковью и осуществленным чрез плотское общение со взаимным animus maritalis и при immissio seminis, так как в противном случае он не является отображением того высшего мистического брака, а второй брак в сакраментальном отношении является супружеством одного с одной. Defectus может вытекать и из corruptio жены. Corruptio существует тогда, когда жена до совершения таинства находилась в плотском общении с кем-нибудь третьим (т. е. не будущим своим мужем): в таком случае она не может вследствии corruptio служить правильным отображением святой и и непорочной невесты Христовой. Здесь требуется не сакраментальное, как в первом случае, а лишь естественное плотское общение жены с третьим лицом до таинства. Во всех этих случаях причина дефекта таинства существует ранее таинства, связанного с дефектом и потому она становится действительной одновременно с совершением таинства и обусловливает возможность совершения только несоответствующего своему образу таинства; возникновение defectus sacramenti совпадает таким образом, со временем совершения таинства. |
2 . В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни. 3 . В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов. 4 . В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом. 5 . В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. 6 . В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью ), а также рождение и христианское воспитание детей. 7 . В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротонию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово. Необходимым условием для совершения и действенности Таинства является присутствие: 1) объективной стороны Таинства, которая состоит в его совершении правильно поставленным священнослужителем, соблюдающим определенную внешнюю форму и словесную формулу Таинства. При соблюдении объективной стороны совершенное Таинство будет действительным; 2) субъективной стороны Таинства, которая заключается во внутреннем настроении и расположении человека, прибегающего к нему. Для человека, имеющего твердую веру и благоговение, совершенное Таинство будет действенным. Впрочем, смиренно сознаваемая нетвердость веры, – это далеко не то, что упорное неверие. Ведь, по большому счету, только такое неверие и может являться средостением между Богом и человеком. Не является условием для действительности Таинства наличие заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих Таинства. Грешный человек должен сознавать великое значение и важность Таинства и иметь искреннее желание и готовность принять его. При отсутствии такого внутреннего настроя обращение человека к Таинству послужит ему лишь к осуждению (См.: ). Правильно совершенные и воспринятые Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь. |
Брак, по определению Потье, есть облеченный в предписанные законом формы договор между мужчиной и женщиной, в виду которого они обязуются взаимно всю жизнь оставаться в супружеском союзе мужа и жены. А так как брак, заключаемый верующими, возведен Иисусом Христом на степень таинства, то, следовательно, он есть вместе и контракт гражданский и таинство. Как контракт, он, наравне со всякими другими контрактами, принадлежит к порядку политическому, и, значить, подлежит законам власти светской, установленной Богом для регулирования всего того, что относится к правительству и к доброму порядку гражданского общества, – подлежит даже в большей степени, чем другие контракты, потому что изо всех контрактов он наиболее важен для доброго порядка гражданского общества. Брачные контракты, которые заключаются в противность законам, не только юридически ничтожны, но они не суть и таинство. Так как контракт гражданский составляет материю таинства брака, то не может быть таинства брака, когда гражданский контракт ничтожен, как не может быть таинства крещения без воды, составляющей материю этого таинства. Если закон гражданский объявляет известный барачный договор ничтожным, то этим он не затрагивает таинства, ибо ничтожный брачный контракт не есть таинство. Было бы даже нечестиво думать, что Иисус Христос желал возвести в достоинство таинства брак противозаконный и следовательно преступный, и сделать из такого противозаконного союза образ своего соединения с церковью. А как скоро брачный договор удовлетворяет требованиям государственных законов и становится материею для таинства, о таинстве государство уже не судит и не издает никаких законов, напр., о совершителе таинства, или о тех условиях, при которых сообщается благодать, связываемая с таинством. |
Известны случаи, когда после Елеосвящения люди, находившиеся в мучительной и долгой болезни, избавлялись от своих страданий через тихую и светлую кончину, дарованную, несомненно, по действию таинства. Но наиболее точным объяснением будет то, что телесное исцеление не является основным или важнейшим действием таинства Елеосвящения. Благодатное действие таинства Елеосвящения сказывается и на нравственном состоянии души человека: «И если он соделал грехи, простятся ему». По мысли апостола, лежащий на одре болезни нуждается не только в физическом исцелении, но и в прощении грехов – болезнь и грех связаны между собой. Об этой связи сам ап. Иаков пишет в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» ( ). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Поэтому аспект таинства Елеосвящения как таинства прощения грехов имеет очень большое значение. Покаяние и Елеосвящение. Общее Елеосвящение Прощение грехов в таинстве Елеосвящения ставит его в связь с таинством Покаяния. Однако Елеосвящение не упраздняет Покаяния, а лишь восполняет его для тяжелобольных. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. Необходимость совершения елеопомазания над больными с целью отпущения грехов объясняется тем, что тяжесть болезни может оказаться препятствием для принесения достойного покаяния. Лежащий на одре болезни и изнемогающий душою и телом по немощи может не вполне исповедать свои грехи или «вовсе не исповедать по забвению» 426 . В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение останется единственным средством разрешения его от грехов. Митр. Макарий (Булгаков) указывает также, что «некоторые, особенно тяжкие, грехи и после исповеди могут сильно беспокоить совесть болящего» 427 . Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему также и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками 428 . По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами. По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было средством присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов 429 . |
Содержание О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания История появления чиносовершения таинства св. елея О совершении и совершителях Елеосвящения О времени совершения Елеосвящения О лицах, не имеющих права совершать Елеосвящение Когда может быть преподано верующим Елеосвящение О лицах, принимающих Елеосвящение О лицах, которым Елеосвящение не может быть сообщено О соединении с Таинством св. елея последнего напутствия О повторяемости таинства Елеосвящения О совершении Елеосвящения одновременно над многими больными Об обязательности чиносовершения св. елея О проявлении благодатных даров Елеосвящения в жизни приемлющих таинство О том, как поступать с веществом св. елея и другими принадлежностями, остающимися после совершения Елеосвящения О неправильных мнениях, существующих относительно принятия таинства Елеосвящения Об общих христианских обязанностях, вытекающих из таинства Елеосвящения Заключение Информация о первоисточнике О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитв омаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название — это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова масло с греческого — елей . Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова масло на греческое елей . Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеономазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем бoльhыx(Mk.VI,13;Uak. V, 14). |
Таким образом, Петр Ломбард есть (Erfinder) седмеричного числа таинств, что совершенно соответствует тому положению, какое он занял в развитии догматов, так как он, если и не обнаружил в этом отношении творчества, то и не относился к исключительно только рецептивно, а становился к догматическому и в критические отношения, сравнивал авторитеты, а потом по большей части с истинным тактом, составлял собственное свое мнение. Что побудило П. Ломбарда к этой разработке вопроса о таинствах? Прежде всего, общее всем схоластикам стремление в ясности и определенности. Нужно было определить понятие «таинство»; но определение этого понятия тесно связано с определением того, что нужно считать таинством; заняться этим и оказалось необходимым прежде всего. Разграничение таинств, разделение их на классы не было совершенно неизвестно уже некоторым из прежних писателей (Гуго-Сен-Виктор, Абелярд, Гуго Руенский, Герох Рейхерсбергский). Во-вторых, отвержение еретиками многих, принимаемых церковью, таинств естественно побуждало учителей западной церкви согласиться между собою относительно количества таинств, обязательных для всех. При этом нисколько не странно, что не возвратились к количеству таинств древней Церкви, к признанию только двух таинств. «Причина такой бесспорной непоследовательности, замечает Ган, заключается, очевидно в силе церковного предания, благодаря которому много священнодействий постепенно получило равное значение с крещением и евхаристиею». Предание, обнаруживало еще большую силу, чем понятие. Схоластики позволяли себе, как вообще, так и в этом случае, настолько определять себя в деятельности через понятие, насколько было возможно, не разрывая совершенно связи с преданием). Но, задает себе вопрос Ган, почему же в таком случае не приняты в число таинств, вместо покаяния, священства, брака и елеосвящения, другие священнодействия, именно таинство оглашенных, омовение йог, освящение и посвящение епископов, «которые в церковном предании стояли на одной высоте»? Их не признавали таинствами во внимании не к их природе, так как и семь таинств, принятых Ломбардом, не представляют единства природе (брак и покаяние сравнительно с другими таинствами), а по как кажется, часто внешним. |
Выводы Рассматривая различные теории понимания таинств, мы видим, что эти различия сохраняются со времен ранней Церкви до сего дня. Восток придерживался неоплатонического понимания, согласно которому таинство есть божественная тайна, смысл которой открыт Самим Богом посредством приведения человека в тесное общение с Собой. Запад же привнес юридический элемент и позднее старался категоризировать и объяснить таинство с помощью теории знака, делая акцент на видимом аспекте таинства. После XVI века аспект личной приверженности или присяги, уже содержащийся в латинском слове sacramentum, был развит и доведен до крайности радикальной Реформацией. Иными словами, уже существовавшее в древней Церкви и в Средние века напряжение между сигнификативно-спиритуалистическим пониманием таинств и их действенно-реалистическим пониманием усилилось в Новое время, вплоть до того, что теперь можно выделить третье понимание, которое может быть названо «соотносительным пониманием» (relational understanding). Герменевтические размышления об общем понимании таинств Мы очень кратко описали развитие понимания таинств и соответствующие теории. Следовало бы уделить этому больше внимания, но рамки настоящего доклада не позволяют этого сделать. Я лишь коснусь нескольких пунктов, имеющих отношение к общему пониманию таинств в разных христианских конфессиях. «Таинство» как категория Краткое рассмотрение различных пониманий таинства показывает, что говорить о «таинствах» – значит пытаться подвести под одну категорию церковные действия, совершать которые заповедал Сам Иисус Христос посредством библейского свидетельства. Другими словами, изначально категории «таинство» не было, но имели место совершение Евхаристии и совершение Крещения, равно как и иные действия, которые совершали христиане, как-то: брак, рукоположение, исповедь и проч. Лишь постепенно развивалась соответствующая терминология, которая позволила все эти действия объединить одним термином «таинство». И, как мы видели, разные христианские Церкви не достигают согласия в вопросе о том, какие из этих действий считать таинствами. В зависимости от того, как термин «таинство» определяется, одни считают что таинств семь, другие – что два или три, но есть и такие, у которых вообще нет таинств. |
История Таинства покаяния — это есть история постепенного развития основных начал Таинства покаяния, установленного Спасителем. Мы проследим в кратких исторических очерках, как именно развивались эти основные элементы: как развивалась внешняя, обрядовая сторона Таинства; каким изменениям подвергалась власть ключей ; как создавалась тайная единоличная исповедь. И проследим, наконец, историю епитимийных уставов. Спаситель не установил никаких определённых форм священнодействия при Таинстве покаяния. Он дал общий принцип Таинства. Чрезвычайные дарования, изобиловавшие в апостольской Церкви, предоставляли широкую свободу как при совершении богослужения, так и при совершении Таинства. Внешние формы едва обозначались в то время. А именно: Исповедь сопровождалась молитвою, хотя молитва не предшествовала исповеди, а была завершением её и имела характер молитвы разрешительной. Внешним действием при совершении Таинства было возложение рук. В состав священнодействия входило поучение, в целях исправления кающегося грешника. Эпоха мужей апостольских не даёт никаких письменных памятников для выяснения вопроса о форме, в которой совершалась исповедь. В каком именно виде совершалась эта исповедь, какие внешние действия имели место при её совершении, в какой форме делалось разрешение кающегося — на все такие вопросы, особенно важные для нас, в письменных памятниках данной эпохи не встречается ни малейшего указания (проф. Алмазов). Не много более находится указаний о внешней стороне Таинства исповеди и у писателей II и III веков. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и Диприан дают указания общего характера о значении исповеди, а не о её форме. Исповедь в это время была двух видов — публичная, одного кающегося перед всей Церковью, и тайная, единоличная. |
Радости и горести семейной жизни у мужа и жены – общие. Здесь действует своя математика семейной жизни. Общая радость умножается, становится утроенной радостью. А общая горесть делится пополам, ее легче переносить. И эта горесть для семейного человека делается спасительной. От спасительного креста, благословленного Богом в таинстве Брака, не надо бежать. Не стоит тянуться к самовольному кресту, пусть даже он представляется человеку благочестивым желанием монашествовать или разумным желанием создать новую, более счастливую семью. Готовимся – участвуем – храним благодать таинства Посмотрим на таинства Христовы еще раз, с точки зрения аскетической. Начинаем мы всегда с аскетической подготовки к таинству, затем идет наше участие в таинстве, после чего ставится аскетическая задача – хранить благодать таинства, давать благодати действовать в нашей жизни. Часто люди считают, что во время таинства от них требуется выполнять, что батюшка скажет, подождать, пока он помолится, послушать приятное пение хора и речитатив протодиакона. Далеко не все заботятся об основательной подготовке к таинству и хранении благодати венчанного брака. А потом говорят: «Мы венчались, и что толку? Всё равно развелись». Во время таинства Венчания мы призваны отложить житейские попечения, молиться о создании домашней Церкви Нашу подготовку к таинству Брака мы в общих чертах обрисовали в статьях про семейную аскезу. Добавим, что в приходах перед Венчанием предусмотрены еще подготовительные беседы со священником. Пожалуй, к духовной подготовке можно отнести благочестивый обычай наших дней: жених и невеста незадолго до Венчания очищают душу таинством Исповеди и укрепляют себя таинством Причастия 24 . Во время таинства Венчания мы призваны отложить всякие житейские попечения, молиться вместе с батюшкой о создании домашней Церкви. Мы приносим обеты таинства и просим у Христа мудрости и сил исполнить эти обеты. Просим, чтобы семья нам была во спасение. Происходит освящение нашей домашней Церкви, то есть семьи. Передают, что старец Алексий Мечёв уточнял церковно-семейный образ: в домашней Церкви приделы освящены во имя святых покровителей мужа, жены и детей 25 . |
|