Скачать epub pdf Цель православного богослужения – принесение общественной молитвы, а не отбывание повинности. Стало быть, и служащие – священник, диакон и псаломщик, и стоящие в храме должны молиться единеми усты и единем сердцем. Только такая молитва и может быть возвышенна и захватывать собою души и сердца молящихся. Плохо, если молящиеся идут в храм только потому, что «это нужно». Придя в храм, они душами переносятся к домашним заботам и не стараются отложить всякое житейское попечение. Отсюда является рассеянность. Человек, присутствуя в храме, фактически не принимает участия в общественной молитве. Своим пассивным отношением заражает других и тем уже отчасти мешает молитве. Хуже этого, если не участвующий в молитве и рассеянный заводит разговоры, достигающие слуха священника. Эти разговоры переносятся в другое место и в храме слышится шепот, а иногда и громкие разговоры, достигающие слуха священника. Это невольно смущает священника, заботящегося о религиозном подъеме молящихся и теряющегося в мерах к достижению этого. Такое положение не может быть терпимо. Оно возмущает дух пришедших с единственной целью помолиться. И вполне естественно, отсюда сыплются обвинения на священника, отчего он не принимает меры к водворению порядка! Но какие могут быть применимы меры священником? Выйти ему из алтаря и остановить разговаривающих с кратким увещательным словом к ним?! Получится никому не желательная остановка в богослужении. А потом, что может быть порукою тому, что вновь пришедшие в храм не поведут себя так же, как только что выслушавшие замечание священника. Поучения после богослужения? Но ведь молящиеся большею частью поддаются только непосредственному воздействию. Поучение несомненно произведет свое действие, но только сейчас и на тех, кто его слушает. А в следующую службу большинство молящихся может быть из не слышавших поучения и не находящихся под его впечатлением. Говорить опять о том же – не будет времени для других тем. Согласно существующим законоположениям за благочинием в храме должны следить церковные старосты. Весьма желанная вещь. Но в большинстве случаев, если не всегда, церковные старосты смотрят на свои обязанности с чисто коммерческой точки зрения: их дело побольше собрать «выручки», а остальное для них не интересно. Да и времени он не имеет и возможности, оставив ящик, идти по церкви и наблюдать за благочинием в храме. Даже напротив, около церковного старосты и беспорядок-то. Одни просят свечку, другие требуют «сдачи», и естественно, заводятся разговоры, так что сами церковные старосты или лица, их заменяющие, первые и нуждаются в призыве к порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2007 год Последние дни на земле Разговор о старости Что происходит с человеком, вступившим в последнюю пору своей жизни? Что приносит нам этот возраст, от чего освобождает? Этим вопросам посвящена беседа ведущей радиостанции «Град Петров» Марины Михайловой с Галиной Школьник, сотрудницей общественной организации «Мемориал». Галина Школьник: Старость - тема не возрастная. Я знаю молодых людей, которые чувствуют себя стариками, и пожилых, которые невероятно молоды, их энергия велика, и стариками их трудно назвать. Признаюсь, в восемнадцать лет я чувствовала себя старым человеком, а сегодня, в пятьдесят, чувствую себя молодо. Марина Михайлова: В поэзии фундаментальная метафора старости - вечер, закат. Мне вспоминаются стихи Ахматовой, завершающие ее последнюю «Седьмую книгу». Она написала их в 75 лет, в зрелой старости. Земля хотя и не родная, Но памятная навсегда, И в море нежно-ледяная И несоленая вода. На дне песок белее мела, А воздух пьяный, как вино, И сосен розовое тело В закатный час обнажено. А сам закат в волнах эфира Такой, что мне не разобрать, Конец ли дня, конец ли мира, Иль тайна таин во мне опять. Это ощущение человека, который тонко и точно чувствует жизнь, наслаждается ею и в то же время уже находится в волнах эфира. Старость вовсе не означает угасания жизненной силы, напротив - дает некоторые преимущества. Г. Школьник: Ахматова - сильный человек, прошедший со своим веком и своей страной все беды. Она сумела сказать и о них, и о великих тайнах, в которых мы пребываем, с горечью сознавая, что это тайны непостижимые, и обретая через это осознание свою силу… Думаю, с возрастом человек ничего не теряет. Даже притупление некоторых чувств - не потеря, а важное приобретение. Утрата остроты восприятия - это возможность не услышать, не увидеть что-то несущественное. С годами человек должен ценить каждую минуту, проживать ее максимально. Если он чего-то не видит, значит, ему это и не нужно. То, что ему нужно, он должен видеть, и если у него есть возможность сказать или написать об этом - слава Богу.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/24...

Скачать epub pdf События в пятом столетии четвертого тысячелетия Церковная история Сарра, жена Авраама, зная бывшее уже неоднократно Божие обетование, данное Аврааму об умножении его семени , и видя неплодство свое, когда она уже приближалась к старости и заматорению летами, помышляла о том, каким образом сбудется сие слово Господне? Она не ожидала в старости иметь от себя плод, которого не получила в молодости; ибо еще не было в поднебесной такого примера, чтобы какая-либо жена рождала в старости. Посему она сопрягла ради плода мужу своему свою рабыню Агарь, уступая чести супружества своего по причине неплодства своего, чтобы не сотворилось ради ее неплодства какое-либо препятствие Божию обетованию, ибо она волю Господа Бога своего ставила выше своей жизни и желала иметь детей рабыни как истинных своих чад и наследников. Она сказала Аврааму: «Се заключи мя Господь не раждати, вниди убо к рабе моей, и родиши от нея» ( Быт. 16, 2 ). Агарь, зачав во чреве от Авраама, возгордилась над своею госпожою : ибо рабский нрав бывает жесток и высокоумен в отраде и благополучии, как и Писание говорит: «Треми трясется земля, четвертаго же не может понести; аще раб воцарится, аще безумный исполнится пищею (то есть, если простой мужик забогатеет); аще раба возобладает госпожею своею, мерзкая жена аще ключится добру мужу» ( Притч. 30, 21–23 ). Такого нрава была Агарь, но власть госпожи превозмогла и научила рабыню знать свое рабство, а не превозноситься. Агарь, не стерпевши наказания и не восхотев быть в повиновении, убежала от лица Саррина . Однако ангел Господень, встретив ее, увещал вернуться к госпоже своей и покориться под руку ее, а о зачатом в утробе плоде возвестил, что будет сын, и повелел, чтобы она дала имя ему Измаил. Возвратилась посему Агарь к Сарре и покорно примирилась с ней , а по исполнении дней родила сына Измаила, от которого произошли потом измаильтяне, они же и агаряне, названные так по имени матери Измаила Агари; они еще называются сарацинами от имени госпожи Агариной Сарры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. РОССИЯ ПЕРЕД ЭПОХОЮ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Общий обзор хода древней русской истории. – Различие Восточной и Западной Европы. – Природа Северо-Восточной России. – Москва, ее характер. – Великий государь. – Случаи, когда он являлся пред подданными, выходы и походы. – Его семейные торжества. – Обеды во дворце. – Служня великого государя. – Служня, собиравшаяся на крыльце, и служня, собиравшаяся в передней. – Их интересы. – Местничество. – Комната и доклады. – Сиденье в[еликого] государя с боярами о делах. – Соборы. – Помещики. – Новое войско. – Военные поселения. – Козаки и стрельцы. – Кормление ратных – людей. – Кормление от дел. – Приказы. – Кормление по городам. – Вид древнего русского города. – Воевода. – Губной староста. – Земский староста. – Главные интересы горожан. – Подати. – Службы горожан. – Кормление воеводы и подьячих. – Столкновения горожан с воеводами, с земскими старостами. – Борьба между лучшими и меньшими людьми. – Отношения к верховному правительству. – Судьба преобразований Ордина-Нащокина во Пскове. – Торговый устав. – Сельское народонаселение. – Смысл крестьянского прикрепления. – Стремление крестьян к образованию своих отдельных от города миров. – Печальное положение крестьян. – Необходимость переворота. – Новые учителя. – Раскол. – Обличения. – Церковные соборы. – Затруднительное положение духовенства. – Значение Никонова дела. – Иосиф Коломенский. – Духовник Савинов. – Церковные имения. – Вопрос о детях белого духовенства – Нравы и обычаи. – Поворот на новый путь. – Театр. – Литература. При первом взгляде на карту Европы нас поражает различие между двумя ее неравными половинами – западною и восточною. На западе земля разветвлена, острова и полуострова, на западе горы, на западе много отдельных народов и государств; на востоке сплошная громадная равнина и одно громадное государство. Первая мысль при этом, что две столько разнящиеся между собою половины Европы должны были иметь очень различную историю. Мы знаем, как выгодны для быстроты развития общественной жизни соседство моря, длинная береговая линия, умеренная величина резко ограниченной государственной области, удобство естественных внутренних сообщений, разнообразие форм, отсутствие громадных, подавляющих размеров во всем, благорастворение воздуха, без африканского зноя и азиатского мороза; эти выгоды отличают Европу перед другими частями света; на эти выгоды указывают как на причину блестящего развития европейских народов, их господства над народами других частей света.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Попечительный совет о приходских бедных, при Казанской, у Калужских ворот, церкви, в Москве Кто высказывает во всеуслышание добрую христианскую мысль во славу Божию, от души и с добрым намерением, тот всегда может утешаться надеждою, что где-нибудь, вдали, или вблизи от него она падет на добрую землю и принесет свойственный ей плод. Опыт этому я видел своими глазами в своем приходе. В февральской книжке „Душеполезного Чтения» за текущий год была напечатана статья священника В. М. Сперанского: „о древней и современной нам христианской благотворительности», в которой с замечательною ясностью и удобоприложимостью к делу изложена мысль об учреждении в православных приходах „попечительных советов о приходских бедных». В конце февраля в первый раз, мне довелось слышать отзывы о предположении о. Сперанского на одном обеде, бывшем в нашем приходе, – где большая часть гостей состояла из купечества среднего состояния. Суждения произносились в пользу этого предположения и с большим одушевлением. Не много спустя, при таком же собрании, я услышал тоже самое. Передавши эту приятную новость первостатейным прихожанам своим, я в них встретил живую готовность обратить в дело и доброе предположение, и благочестивое одушевление нашего приходского общества. Подумали, посоветовались и решили просить благословения у Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского на учреждение в нашем приходе попечительного Совета о бедных, живущих в нем. В прошении, представленном Его Высокопреосвященству, изложены были, применительно к проекту о. Сперанского, следующие правила, которые предположено было принять в руководство для деятельности новоучреждаемого Совета. 1 . К священнику и старосте церковному присоединяются для единодушного попечения о приходских бедных благонадежные лица разных сословий по одному, или по два с каждой улицы, находящейся в приходе, для собирания сведений об истинно бедных, для посещения их, разведывания их нужд и указания лучших средств для вспомоществования им. 2 . Число таких лиц строго не определяется; они не связываются никаким обязательством; вступают в число членов попечительного Совета и выходят из оного по свободному желанию и по соображению своих обстоятельств, давая только предварительно знать о сем священнику, старосте церковному и тем членам, которые желают продолжать свои труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

При малолюдности некоторых Московских приходов нередко бывает весьма затруднительным избрание лица, которое бы с несомненною пользою для приходской церкви могло служить ей в должности старосты. С другой стороны, и в приходах, более многолюдных возможно подобного же рода затруднение. Здесь часто вопрос об избрании старосты для приходской церкви переносится на почву личного честолюбия и личных отношений и, быв поставлен так фальшиво и неправильно, он естественно и здесь, как и в первом случае, часто дает отрицательные результаты. Так как затруднения, о которых мы ведем речь, существуют в практике Московских приходов не со вчерашнего дня, то эта практика, как и следовало ожидать, не могла не выработать такого или иного исхода из этих затруднений. Время и обстоятельства поставили в настоящем случае дело так, что, при действительном или только мнимом недостатке в приходе лиц, готовых и способных, в качестве старосты, служить своей приходской церкви, староста для неё стал, так сказать, заимствоваться со стороны, из чужих приходов. И каждый знает, что в Москве есть не мало церквей, при которых старостами служат лица чужеприходные. Конечно, многие из этих лиц добросовестно исполняют свои обязанности относительно чужеприходной вверенной их попечению церкви и нередко приносят в жертву ей не только свое время и личный труд, но и известные денежные вспомоществования в тех или других затруднительных случаях церковного хозяйства, но за то есть не мало и таких лиц, которые, притом служа в одно и тоже время старостами при нескольких церквах, обыкновенно ограничиваются чисто-формальным отношением к делу, то есть подписываются вслед за приходским причтом под приходо-расходными книгами и отчетными ведомостями и затем изредка – обыкновенно в храмовые, приходские праздники – навещают свой храм. Способ отправления обязанностей церковного старосты, разумеется, очень немудреный и легкий, но вопрос в том: что же именно приобретают от таких старост церкви и приходы, по нужде, так сказать, прикомандировавшие их к себе из чужого прихода на известное число лет? Нормален ли вообще и желателен ли такой, – положим, и издавна установившийся порядок вещей, при котором в приходской церкви может быть лишь номинальный староста, решительно не имеющий никаких особенно-близких отношений ни к церкви, ни к приходу и совершенно случайно, волею тех или других обстоятельств, приставленный к церковному ящику.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЛЕСАРЕВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru А.В. Слесарев Александр Валерьевич Слесарев (род. 1980 ), белорусский религиовед, расколовед, проректор по научно-богословской работе Минских духовных академии и семинарии, заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии, преподаватель Расколоведения (МинДА), Истории Русской Церкви (МинДС), Сектоведения (РО), Сравнительного богословия (РО), главный редактор сайта Минских духовных школ и информационно-справочного портала по расколоведению " Анти-раскол " . Родился 16 января 1980 года в Гомеле . В 1995 - 1999 годы обучался в Гомельском машиностроительном техникуме, по окончании которого поступил в Минскую духовную семинарию . С 2002 года начал систематически заниматься изучением истории современных расколов в Поместных Православных Церквях. В 2004 году окончил семинарию и защитил дипломную работу на тему «Старостильный раскол в Элладской Православной Церкви. История возникновения, развитие и современное состояние». В том же 2004 году поступил в Минскую духовную академию , которую окончил в 2007 году, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Старостильный раскол в истории Поместных Православных Церквей XX века», кандидат богословия . По окончании Академии был оставлен при Минской духовной семинарии в качестве помощника инспектора, преподавателя и консультанта при семинарской библиотеке. В мае 2009 года поступил на должность преподавателя предмета расколоведения в Ужгородскую украинскую богословскую академию им. свв. Кирилла и Мефодия , с сохранением постоянного места работы в Минской духовной семинарии. С 2013 года - доцент Минской духовной академии. С 17 июля по сентябрь 2020 года исполнял обязанности ректора Минской духовной семинарии. Автор более 150 заметок и статей исторического, аналитического, новостного, биографического и справочного характера по проблемам современных церковных разделений, опубликованных на информационно-справочном портале по расколоведению «Анти-раскол» ( http://www.anti-raskol.ru ). Целый ряд этих статей и заметок впоследствии был перепечатан на других церковных сайтах.

http://drevo-info.ru/articles/25097.html

Инструкции Инструкции – распоряжения, издаваемые административною властью в исполнение, дополнение и развитие закона, и определяющие собою образ действия должностных лиц. Как издаваемые лишь на почве существующего уже закона, И. не подлежат предварительному обсуждению Государственного Совета. Некоторые особо важные И. получают Высочайшее утверждение и включаются даже в Полное собрание законов. Таковы, напр., из действующих в духовном ведомстве – И. церковным старостам и благочинным церквей. Этого рода И. могут быть отменены или изменены только Высочайшею властью. Вообще же, отмена и изменение И. зависит от власти, ее издавшей. И., действующих по духовному ведомству, существует немного, причем одни из них имеют более широкий круг применения, другие – менее. К первым принадлежат: 1) Инструкция церковным старостам. Эта И. издана в первый раз в 1808 году, хотя старосты церковные становятся известными еще в начале XVIII в. В 1890 г. эта И. была пересмотрена, дополнена и издана вновь. Второе издание состоялось при участии многих епископов, которым разослан был на предварительное рассмотрение первоначальный проект этого издания, составленный хозяйственным управлением при Святейшем Синоде. Второе издание вызвано было многочисленными заявлениями епархиальных начальств, духовенства и частных лиц о крайней неудовлетворительности прежде существовавшей И., особенно ввиду новых порядков ведения церковного хозяйства, напр., замены в 1870 г. сбора от продажи церковных свечей определенным процентным взносом от всех церковных доходов на нужды духовно-учебных заведений и т. п. Второе издание, сравнительно с первым, отличается во всем большею определенностью и точностью, почему и состоит из 58 пунктов, тогда как первое – только из 19. Кроме того, во втором издании, сравнительно с первым, есть и много совершенно нового, напр., определение церквей, к которым старосты могут быть избираемы, – способа избрания старосты к церквам городским, приходским и бесприходным, – размера суммы, которая может быть хранима в церкви и расходуема на нужды последней без разрешения епархиального начальства, и др. Вообще же, И. церковным старостам трактует о способе избрания старост, об условиях, которым должны удовлетворять избираемые и избиратели, а также о правах, обязанностях и привилегиях старост.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Иоаким, богатый и праведный среди двенадцати колен Израилевых, принес дары свои Богу; но так как он был бездетен, то священники не приняли их, говоря: „не следует тебе принести дары Богу, поскольку ты не имеешь потомства во Израиле». Смущенный и удручаемый скорбью, Иоаким вышел из храма, и, возшедши на одну гору, в уединении молясь Богу, с сокрушенным сердцем взывал, говоря: „Ты, Господи Сердцеведче, Творче всего видимого и невидимого, простерший небо яко кожу ( Пс. 103:2 )! Словом Своим сотворивший солнце для светения днем и луну со звездами для светения ночью, повелевший облакам производить дождь и собравший дуновения ветров, наполнивший море родами рыб, населивший землю бессловесными, зверями и птицами и питающий их по Своему усмотрению, произращающий на земле траву и украшающий деревья свойственными каждому из них цветами! Услышь меня, Благоутробный, умилосердись и дай мне дитя, даруй мне залог чадородия, да будут немы устны льстивыя, глаголющия на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением« ( Пс. 30:18, 19 ). Таковы были воззвания праведника, таковы были мольбы праотца, таковы стенания прискорбной души Иоакима... Что же Анна? Ведь хорошо вспомнить и ее вещания. Согласно живя с мужем своим с цветущей молодости своей почти до старости, она во все время была бесплодна. В отсутствие мужа сия праведница, как любящая уединение горлица, взывала к Творцу и Создателю: „Господь Саваоф, седяший на херувимех ( Дан. 3:54 ), дориносимый тьмами тем ангелов, славословимый тысячами тысяч воинств небесных и песнословимый от серафимов, сотворивший рукою Твоею Адама, вдунувший в него жизнь живоносным повелением Своим и из ребра его создавший жену, и сочетавший двух во-едино ( Быт. 2:24 ), – Аврааму рабу Твоему давший сына Исаака, во дни старости его при бесплодии Сарры, и соделавший его отцом множества народов, – одноименной и одноплеменной мне Анне даровавший, по молитве сына, прекраснейшего и святого отрока Самуила! Призри из дому святаго Твоего ( Варух. 2:16 ), Всевышний, и отверзи утробу мою для чадородия, отгони от меня печаль о бесплодии моем и расторгни узы бесчадия моего, да плод, имеющий родиться от рабы Твоей, мужеский или женский, принесу Тебе в дар, как благовонный фимиам, как чистое приношение, как драгоценный дар, как священное пожертвование, как божественное жилище, как непорочную агницу или как первородного агнца, как нового Исаака». Когда Иоаким и Анна оба так взывали, явился им ангел Господень с благовестием о зачатии Всесвятой и сказал: „Всевышний услышал вашу молитву и в скором времени вы родите Дщерь, блаженную из всех родов, избранную в жилище Бога“. После сего благовестия Иоаким сошел с горы в радости и веселии сердца, и заматоревшая Анна, сверх чаяния, оказалась плодородною и по прошествии девяти месяцев (как того требует природа человеческая) родила Пречистую Деву и Богоотроковицу Марию, ходатаицу о спасении мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О.А. Седакова М Мазати (маж) мазати (маж) помазывать, λεφω: и мнги изгонх: и мазах масломъ мнги неджны, и и изгоняли многих бесов, и помазывали маслом многих больных, и те исцелялись ( Мк 6, 13 ). Мал мал немного, μικρν: и прешедъ мал, пад на лицъ своем молс и отойдя немного, упал на лицо Свое, молясь ( Мф. 26, 39 ). недолговечный, λιγβιος: бо рожденъ жены и исполнь ибо человек, рожденный женщиною, недолговечен и полон скорбями ( Иов 14,1 ). Маститый маститый обильный, плодородный, тучный, πων: въ старости в старости обильной (Треб. Венч млв. иер 4); бодренн пожд, да оусрщеши хрта маститымъ жди и бодрствуй, чтобы встретить Христа с обильным маслом (ПсСл Пнщ вседн тр сл). Масть масть 1. миро, умащение, μρον, χρσμα: помаза храмина же исполннс вон масти благовонны Мария помазала (умащениями) ноги Иисусовы… и дом наполнился запахом благовонного мира ( Ин 12,3 ); 2. масло, πιτης: к тка и масти да исполнитс дша мо, и оустнама радости восхвалтъ т оустта мо как жиром и маслом пусть насытится душа моя, и радостно воспоют Тебя уста мои (букв.: радостными губами воспоет Тебя рот мой) ( Пс 62,6 ). ничтожный, никчемный, βδελυκτς: ставилъ хдожество земное, к мерзско, к некръпко и кразу же ты бросил земное ремесло как ничтожное, как ненадежное (ил. 27К, сед сл). Мертвый мертвый 1. смертный, θνητς: мертвыхъ чреслъ произведшис, подона, чта, рожденная из смертного чрева, Пречистая, в согласии со (смертной) природой и исход Ты узнавала (Усп К 2, 3–1); оусивъ, к мертвъ, цри и гди, тридневенъ воскреслъ почив во плоти, как смертный, Царь и Господь, в третий день Ты воскрес (Пасх екс); радйс, къ бг мосте, преводй къ въчном живот радуйся, единственный мост к Богу для мира, переводящий смертных к вечной жизни (гл 5 Нед Утр сед 1 бгр); мертва м показа сада смертным сделало меня вкушение от древа (гл 6 Нед Утр К 3, 4–4); 2. мертвый, мертвец, νεκρς: хртосъ воскресе изъ мертвыхъ смерть поправъ Христос воскрес из мертвых, смертью (Своей) победив смерть (Пасх тр).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010