XVIII. Благотворительное общество при Троицком соборе на Петербургской стороне Устав общества. – Открытие и первые годы деятельности. – Квартира для бедных женщин. Преобразование ее в богадедьню. – Даровые обеды. – Ясли. – Новый устав. – Последние годы. – Главнейшие благотворители. – Капиталы общества. Устав «Попечительного общества о бедных в приходе Троицкого на Петербургской стороне прихода» утвержден в 1873 году. Особенностью устава, кроме названия общества, было содержание § 5 и 10; первый определял состав общества – «из местных священнослужителей, церковного старосты и прихожан, и посторонних лиц обоего пола, всех званий и сословий»; второй требовал, чтобы средства общества употреблялись «исключительно на дела благотворительности», и чтобы расходы на канцелярские надобности и тому подобное, покрывались складчиной между членами попечителями. Органом деятельности общества являлся, по уставу, также не «совет», как в других благотворительных обществах, а «распорядительный комитет». Во всем прочем устав был сходен с уставом других приходских благотворительных обществ, открытых ранее Троицкого. Открытие общества состоялось 1 октября 1873 года. Первые годы жизни общество отличалось выдающеюся скромностью. Число всех жертвователей никогда не превышало ста человек, за 10 лет существовала общество имело на приходе лишь немногим более 18,000 рублей, по 1,800 р. в среднем в год. В соответствии с этим и деятельность общества не могла быть иной, как только скромной. В первые два года она проявлялась исключительно в выдаче денежных пособий бедным, преимущественно ежемесячных (во второй год 1,218 рублей), и во взносе платы в учебное заведение за воспитание бедных детей. В конце 1875 года была нанята квартира для бедных женщин, после чего цифра ежемесячных пособий сразу уменьшилась в девять раз, но затем опять поднялась, делая колебания от 766 до 282 рублей в год. За первые десять лет израсходовано на ежемесячные пособия 5,807 р., на единовременные 3,149 р., внесено за воспитание детей 405 р. (этого рода взнос заканчивается 1880 годом) и уплачено за квартиру для бедных женщин 5,959 р., всего израсходовано 15,635 рублей. Сокращение выдачи ежемесячных пособий для общества сделалось возможным с 1876 года, со времени взаимодействия с Императорским Человеколюбивым обществом, которое приняло на себя такую выдачу большей части бедных клиентов общества. В квартире помещалось обыкновенно 26 старух. За все это время «о развитии или расширении попечительской деятельности чрез открытие приюта, богадельни или другого какого-либо благотворительного учреждения общество, при всем своем самом искреннем желании, по крайней скудости своих средств, не могло и думать. Оно благодарило Господа и за то, что Он, премилосердый Отец Небесный, благословил труды его и ниспослал благодатную помощь на совершение доброго дела», хотя и в незначительных размерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви, по вопросу о принятии нового Устава Русской Православной Церкви 9 июня 2008 г. 21:47 Ваше Святейшество, дорогие Преосвященные Владыки! Позвольте от имени Священного Синода представить Архиерейскому Собору проект исправленного и дополненного Устава Русской Православной Церкви, подготовленный рабочей комиссией под моим смиренным руководством и Синодально одобренный 11 августа этого года. Вкратце поясню историю вопроса и причины, по которым, как представляется, ныне необходимо серьезное изменение Устава. Действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви, именуемый во взаимоотношениях с гражданскими властями «каноническим уставом», был принят Поместным Собором в 1988 году. Он является первым Уставом такого рода в истории Русской Церкви. В Синодальную эпоху церковное управление осуществлялось на основании «Духовного регламента», в некотором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регламент» заменили отдельные определения Поместного Собора 1917-1918 годов и, наконец, с 1945 года по 1988 год действовало краткое «Положение об управлении Русской Православной Церковью». За период с 1988 года жизнь Церкви и государства, а также их взаимоотношения подверглись значительным изменениям. Условия сегодняшнего дня коренным образом отличаются от обстановки, в которой принимался Устав. Первым законодательным актом, отразившим перемены, стал Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», принятый в октябре 1990 года. Этот закон существенно расширил права Церкви, положил конец тотальному государственному контролю за ее деятельностью, дал возможность возродить прежде запрещенные формы ее служения. Церкви были предоставлены права юридического лица и было разрешено становится собственником используемого ею или передаваемого ей имущества. Было возвращено и право заниматься производственной и хозяйственной деятельностью.

http://patriarchia.ru/db/text/419785.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папа Римский призвал богословов к «смене парадигмы» с учетом достижений науки, культуры и опыта человечества Он уже изменил устав Папской академии теологии, дабы тот «лучше отвечал на вызовы нашего времени» ВАТИКАН. Папа Римский Франциск призвал богословов к «смене парадигмы» с учетом достижений науки, культуры и опыта человечества, и внес изменения в устав Папской академии теологии, дабы тот «лучше отвечал на вызовы нашего времени», пишут catholicnewsagency и apnews. Оправдывая свою инициативу «глубокими культурными преобразованиями», папа представил свое революционное видение будущей католической теологии в новом послании motu proprio («по собственному побуждению», лат.) Этот документ под названием Ad Theologiam Promovendam («Для продвижения теологии») вносит изменения в устав Папской академии теологии (Pontifical Academy of Theology, PATH), «дабы тот лучше отвечал миссии, которую наше время возлагает на теологию». «Теология может развиваться только в культуре диалога и столкновения различных традиций и знаний, различных христианских конфессий и различных религий, в открытом взаимодействии со всеми, верующими и неверующими», – подчеркивает понтифик в своем апостольском послании. Папа Франциск указывает, что католической теологии надлежит пройти через «смелую культурную революцию», дабы стать «фундаментально контекстуальной теологией». «Руководствуясь воплощением Христа во времени и пространстве, этот подход к богословию должен вооружить нас способностью читать и толковать Евангелие в каждодневных условиях жизни мужчин и женщин, в различных географических, социальных и культурных средах», – поясняет папа римский. Он противопоставляет этот обновленный подход устаревшей «кабинетной теологии», которая закоснела в «абстрактном повторении прошлых схем и формул» в отрыве от жизни. Теологические исследования, по его словам, «должны стать открытыми для мира», причем это изменение не есть некая «тактическая позиция», а глубинный «поворотный момент», полностью преобразующий метод богословских исследований, которому надлежит стать «индуктивным» (идущим от познания частного к общему).

http://sedmitza.ru/text/10325613.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамин С. М. Видения священника С.И. Дугина и «пасквиль» на архиепископа Феофана (Прокоповича) 1731 г.   Воронежский священник Савва Иванович Дугин оказался первым представителем русского провинциального духовенства, который не просто думал о том, как лучше всего было бы обустроить Россию, но и изложил свои мысли в виде проекта преобразований. Написанная Дугиным «Книга устав христианского жития» (она же «Краткий устав христианского жития» или просто «Устав») ставит воронежского священника в один ряд с таким русским мыслителем начала XVIII столетия, как И. Т. Посошков, чья «Книга о скудости и богатстве» была закончена лишь 7 годами раньше, чем труд Дугина. Впрочем, сравнивать Посошкова и Дугина можно только с серьезными оговорками. А. С. Лавров, отмечая близость сочинений двух современников, справедливо пишет, что «Дугин настолько незауряден, что менее всего поддается какой либо типизации» Именно различиями между   двумя мыслителями можно объяснить тот факт, что труд Посошкова был издан еще в XIX в., а сочинение Дугина лишь сейчас готовится к печати. Нельзя сказать, что личность воронежского священника вовсе не привлекала внимание ученых. В конце XIX – начале XX столетия в ходе издания «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода» опубликованы краткие пересказы документов, связанных с весьма активной жизнью Дугина. Первый из них – дело от 9 августа 1728 г. по доносу Дугина на злоупотребления и несовместимое со священническим чином поведение поповского старосты города Сокольска Н. Комягина (последний якобы увлекался выступлениями скоморохов, сам плясал с ними и даже организовывал мышиный ход к Второй документ – доношение из Адмиралтейской коллегии от 28 марта 1729 г. о передаче начатого в предшествующем году дела по доносу Дугина на стольника С. Я. Коровина «о хулении святых тайн и икон и в поношении духовного чина» на рассмотрение в Рязанскую В 1903 г. опубликован краткий пересказ анализируемого в настоящей статье дела 1731 г. о видениях Писали о Дугине и По одному из доносов Дугина (о привозе «ис Кракова авизии о антихристе, в которой показано, что будет война и будет пресечение веку в девять лет») началось отдельное следствие, которое затронуло обширные территории Украины и юга России. Материалам данного расследования посвящена статья Н. Н. Впрочем, анализируя это масштабное дело, Покровский сосредоточился на тиражировании «авизии» и не обратил внимания на самого Дугина.

http://sedmitza.ru/lib/text/8836349/

Рецензия на книгу И. Д. Мансветова «Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви» Источник Сочинение профессора И. Мансветова . Москва, 1885 год. (Рецензия доцента Киевской Духовной Академии А. Дмитриевского ) Церковный Устав или Типикон имеет весьма важное значение в церковно-богослужебной практике. Эту книгу не без основания «печатного дела мастер Анисим Михайлов сын Родошевский» в предисловии к злополучному Типикону 1610 года (editio princeps) называл «Оком церковным и вождем всем книгам, яже в божественней соборней апостольской Церкви, добре предузаконися во всем». И действительно, наш Типикон не только главный регулятор современной церковно-богослужебной практики и «вождь всем книгам», но сферу своего влияния он простирает гораздо дальше, стремится к упорядочению даже строя религиозно-бытовой жизни современного православного общества. Поэтому само собой понятно, что основательное и всестороннее изучение исторической судьбы этой книги составляет предмет насущной потребности. Знание истории Типикона, удовлетворяя любознательности пытливого ума серьезного ученого, важно и в практическом отношении для самой Церкви или, частнее, для ее пастырей, как вождей православно-христианского общества; оно открывает нам не только то, каким образом сложился этот кодекс разного рода требований от современного христианского общества и, в частности, от нашего духовенства, но и то, что в нем существует издавна и освящено, таким образом, авторитетом глубокой древности и что явилось в сравнительно недавнее время, отличается новизной, случайностью и, следовательно, вносит неустойчивость взглядов, производит в нашем церковном богослужении «не порядок и благообразие», а качества совершенно противоположные и, таким образом, подлежат или исправлению, или даже совершенному уничтожению. Однако же, чтобы достигнуть указанных сейчас жизненно-практических результатов от изучения истории Типикона, необходимо было явиться такому исследователю, который бы с охотой и с предварительной научной подготовкой взялся бы за скучную кропотливую работу – переборку всего наличного материала, входящего в состав нашего Церковного Устава, проникся бы сознанием ее важности для блага Церкви и прямо и смело смотрел бы в глаза всем предстоящим трудностям при ее исполнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Приложение 5 (к разделу 6.2.2) Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «Об упорядочении богослужения» 461 Священному Собору Православной российской Церкви Докладчики: Евлогий, архиепископ Волынский Проф. И.А. Карабинов Проф. Б.А. Тураев Соб(орный) Сов(ет). 12/25 II 462 (Передано на рассмотрение Совещания епископов) 463 Совершение богослужения в современной Русской Церкви страдает многими важными недостатками, причиняющими существенный вред делу Православия и вызывающими справедливые порицания и осуждение. Главнейшими из таких недостатков являются произвольные изменения порядка и состава богослужения (сокращения, вставки и т.п.), а также небрежность в его исполнении. Причины этих недостатков разнообразны. В них повинны часто и совершители богослужения, не всегда достаточно знакомые с Церковным Уставом и часто не обладающие надлежащим пониманием богослужения и развитым литургическим вкусом. Часть вины затем лежит и на молящихся, слабая ревность коих нередко побуждает исполнителей богослужения поступаться строгостью уставных предписаний. Наконец, некоторый повод для перечисленных недочетов дает и самый строй нашего богослужения: его Устав не всегда и не во всем подходит к условиям современной жизни, равно как и некоторые другие стороны нашего богослужения нуждаются в пересмотре и исправлениях. Сознавая ея средоточия, Отдел находит возможным предложить Священному Собору следующий план и меры к упорядочению нашего богослужения: А. Рядовое богослужение 1.      Заповедуемый нашим Церковным Уставом богослужебный строй хотя и образовался в окончательном виде в монастырях православного Востока, но его основой послужили богослужебные обычаи соборных храмов Иерусалима и Константинополя, вследствие чего и этот Устав не может быть признан чисто монашеским произведением. 2.      Как свод богослужебных преданий двух виднейших Церквей православного Востока и как произведение многовекового богослужебного опыта, действующий Церковный Устав должен быть сохраняем в качестве высшей нормы нашего богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Рецензия И. Д. Мансветова «Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви» Источник Профессор Московской духовной Академии И.Д. Мансветов принадлежит к числу весьма немногих деятелей на поприще ученой разработки вопросов из истории христианского богослужения. В ряду этих деятелей И.Д. Мансветов занимает выдающееся место, которое он завоевал себе, с одной стороны, изумительной энергией и непрерывными трудами в разработке этих вопросов, а с другой стороны, выдающимися достоинствами своих трудов чисто литературного и ученого свойства. Мастерское изложение предмета весьма сухого и трудно поддающегося литературному изложению, уменье подыскать удачный план или схему для построения своего труда, тщательность и серьезная разработка даже второстепенных вопросов по материалам новым и сырым, способность выходить или обходить ловко и легко камни преткновения по тому или другому вопросу – вот те качества, которые присущи обыкновенно трудам этого почтенного профессора. Названное сочинение И. Д. Мансветова отличается всеми сейчас указанными достоинствами, но имеет за собою еще одно выдающееся достоинство – это важность затронутого им вопроса, оригинальность и смелость в постановке его. В самом деле наш Церковный Устав имеет громадное практическое значение. Он регулирует весь строй религиозно-бытовой жизни нашего современного общества, и знакомство с его исторической судьбой может иметь не одно только научное значение и удовлетворять простой любознательности, но и важное практическое значение. Это изучение покажет не только то, каким образом образовался этот кодекс разного рода вопросов и требований от современного христианского общества, и в частности от нашего духовенства, но и то, что в нем существует издавна и освещено таким образом авторитетом глубокой древности, и что явилось в недавнее время, отличается новизною, случайностью, которая портит, вносит неустойчивость взглядов и воззрений и производит в нашем церковно-богослужебном строе не «порядок и благообразие», а качества противные им, а следовательно и подлежат или исправлению или совершенному уничтожению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Рубрики Великий пост: календарь питания по дням 4 мин., 01.03.2020 Поделиться Великий пост в 2024 году начинается 18 марта, а заканчивается 4 мая. 5 мая — Пасха, Светлое Христово Воскресение . Великий пост — самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. В его основе — подражание сорокадневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. Наиболее строгие недели поста — первая и последняя ( Страстная ). Читайте также: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Действующий устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к монастырской практике. Современный человек не способен соблюдать пост в полной мере согласно этим предписаниям». В Великий пост Церковный устав призывает отказаться полностью от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко). В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты). Во вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В понедельник первой недели рекомендовано полное воздержание от пищи, в Великую пятницу на Страстной неделе — до выноса плащаницы. Вышеперечисленные правила — это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, соотнося свой календарь питания в Великий пост в соответствии со своими жизненными обстоятельствами, здоровьем и советуясь со своим духовником. Обычно мирянами не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни (или практикуется только в некоторые дни). Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то все же употребляет ее в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами — кальмарами, креветками и т.п. Но так как не существует отдельного устава для мирян и все изменения монастырского устава носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответствующий монастырскому уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами вместе с духовником сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом — вареная картошка или диетическая рыбная котлета.

http://foma.ru/?post_type=post&p=125561

Кудряшов И.В., Миронов М.О., Завьялов Н.И. У книги " Устав церковного звона " есть несколько положительных сторон. Он хорошо структурирован, широко охватывает материалы, касающиеся не только устава, но и рекомендаций относительно сохранения колоколов и безопасности труда звонарей. Несмотря на имеющиеся достоинства, расплывчатость, неконкретность Устава, постоянные ссылки на указания настоятеля ( " как скажет настоятель " , что вносит дополнительные противоречия в без того различную практику совершения звонов), и масса ошибок, которые являются отличительными особенностями данного произведения, и делают его практически непригодным для употребления в богослужебных целях. Этот документ, претендующий на официальность и универсальность (п.1.3.) содержит множество неточностей, противоречий, лирических отступлений (в пунктах 2.3.7.; 2.3.8.; 2.4.7. и во многих других) и даже прямых подлогов. Мы укажем на некоторые из них, но далеко не все. В пункте 1.3 указано совершать звоны в строгом соответствии с Уставом, а местная практика не должна противоречить его положениям. Однако в тексте многократно говорится о том, что звоны совершаются в соответствии с указаниями настоятеля или служащего священника, что в принципе опровергает положение указанное во введении. Показателен в этом смысле пункт 2.3.5.: " Перед началом звона звонарь должен руководствоваться уставными документами, существующими канонами, местными традициями, символом (внутренним смыслом) звона в каждом конкретном богослужении и, конечно, указаниями настоятеля или служащего священника " . Эти же положения встречаются в пунктах 3.4.1. 3.4.3. 4.1.1. 4.8.1. и др. Как руководствоваться этими указаниями - трудно представить, как непонятно и то, что подразумевается в словах " внутренний смысл звона " . В пункте 2.2.2. сказано, что места расположения колоколов и бил определяются звонарём под руководством настоятеля в соответствии с уставом обители и уставом церковного звона, тогда как колокола должны развешиваться в соответствии с требованиями технического обустройства колоколен и звонниц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/298/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Английская полиция изменила должностные инструкции после скандала с недопущением священника к умирающему для свершения таинств Сэр Дэвид Эймс получил ножевые ранения в октябре 2021 года, а полиция не допустила священника к умирающему ЛОНДОН. Английская полиция изменила должностные инструкции и устав после скандала с недопущением священника к умирающему католику для покаяния и соборования, когда сэр Дэвид Эймс, член парламента, получил ножевые ранения в октябре 2021 года, сообщает catholicnewsagency. Власти изменили устав и должностные инструкции полицейских в Великобритании: им теперь вменяется в обязанность незамедлительно допускать священнослужителей к тяжело раненым жертвам преступлений. Общество потрясла участь парламентария-католика сэра Дэвида Эймса (David Amess), который так и умер без покаяния и последних таинств, когда полиция не допустила священника к умирающему. Католическое духовенство и миряне приветствовали этот шаг, поскольку он поможет удовлетворить духовные потребности жертв преступлений в Англии и Уэльсе. «Это по-настоящему обнадеживающие новости, – говорит Найджел Паркер (Nigel Parker), исполнительный директор Католического союза Великобритании. – Впервые у нас есть официальное руководство от полиции, в котором признается важность покаяния и Последних обрядов. Мы искренне благодарны всем участникам рабочей группы за подготовку такого четкого и разумного набора должностных инструкций». В католической обрядности Последними обрядами именуются предсмертные таинства и молитвы за умирающего. Католикам, которым угрожает близкая смерть, настоятельно рекомендуется принять участие в этих обрядах. Последние обряды обычно включают тайную исповедь, помазание и последнее Святое Причастие (Viaticum). Священники также могут давать апостольское благословение умирающему католику с полным отпущением грехов.

http://sedmitza.ru/text/10109355.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010