Думается, что для правильной оценки развития церковной жизни русской эмиграции было бы по меньшей мере несправедливо вообще не упомянуть этих людей, тем более что они приняли живое участие в жизни эмиграции и даже характеризовались многими как более русские, чем русские родом. При этом не были учтены клирики Московской Патриархии, которые после Второй мировой войны часто выезжали из Советского Союза на определенный срок, чтобы обслуживать тот или иной приход московской юрисдикции, что стало фактически нормой с 1960-х гг., особенно в Германии и Австрии, а также (в меньшей степени) во Франции, Бельгии и Нидерландах. Этих людей считать эмигрантами вообще нельзя – они являлись гражданами Советского Союза, приезжали в служебную командировку на более или менее короткий срок и в большинстве своем никак не интегрировались в церковно-общественную жизнь эмиграции. Цели и задачи данной работы определил и характер ее источников. Работа построена преимущественно на основании архивных материалов из фондов Епархиального управления Западно-Европейского Русского Экзархата Константинопольского Патриархата (далее АЕУА.) 5 и канцелярии Архиерейского Синода Русской Православной Зарубежной Церкви довоенного периода. 6 Значительная часть архивных материалов, использованных в данной работе, впервые вводится в научный оборот. К сожалению, руководство епархий Московской Патриархии в Западной Европе не сочло возможным удовлетворить нашу просьбу о получении доступа к своим архивам. Этот пробел частично восполнен использованием сведений, приведенных на страницах «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) за период 19461990 гг. и на страницах различных местных журналов, информационных бюллетеней и листков бывшего Патриаршего Экзархата в Западной Европе. Большим подспорьем в работе послужили также периодические издания русской эмиграции. В первую очередь были использованы различные печатные материалы, почерпнутые из общецерковных, епархиальных, приходских журналов и листков. 7 Наиболее важную роль в раскрытии дат хиротоний, назначений, кончин сыграли официальный журнал Архиерейского Синода Зарубежной Церкви «Церковные Ведомости» (с 1932 г. – «Церковная Жизнь») и официальный журнал Западно-Европейского Экзархата Русских Православных Церквей Константинопольского Патриархата «Церковный Вестник», издаваемый в Париже с перерывами с 1927 г. по сей день. Были также привлечены материалы общественных газет эмиграции, в которых часто публиковались некрологи, статьи по случаю различных юбилеев и памятных дат, связанных со священнослужителями. Значительное число такого рода материалов можно найти в парижских газетах «Последние Новости» (19211940), «Парижский Вестник» (19401944), «Русская Мысль» (с 1947 г.), в нью-йоркской газете «Новое Русское Слово», а также в церковно-общественных газетах «Церковное Обозрение» (Белград, 1922–1944), «Православная Русь» (Джорданвилль, с 1947 г.), и в журнале «Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения» (Париж, с 1926 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 окт. 1972 г. М. был назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским, 3 сент. 1974 г.- управляющим Тамбовской и Мичуринской епархией. В первые же месяцы своего пребывания на Тамбовской кафедре посетил ряд приходов, в которых возникли конфликтные ситуации из-за прещений, наложенных на нек-рых священнослужителей прежним Тамбовским архиереем Дамаскином (Бодрым). Прежде всего речь шла об общине игум. Виссариона (Гордиенко), настоятеля Иоанно-Предтеченского храма в с. Ивановка Сампурского р-на Тамбовской обл. Еп. Дамаскин запретил игум Виссариона в священнослужении, а его духовных чад отлучил от причастия. М. снял прещения, однако назначил на приход нового настоятеля, а игум. Виссариона перевел на должность 2-го священника, что нормализовало ситуацию в приходе. М. занимал Тамбовскую кафедру до конца своей жизни, продолжая плодотворную научную деятельность. Главной темой его богословских исследований было духовное наследие выдающегося церковного писателя II-III вв. сщмч. Мефодия, еп. Олимпийского (Патарского). Исследование и богословское осмысление творений еп. Мефодия стало фактически делом всей жизни М. 9 марта 1974 г. он был удостоен степени магистра богословия за дис. «Св. сщмч. Мефодий и его богословие». В том же году М. утвержден в звании доцента кафедры истории Древней Церкви ЛДА. Многочисленные, в основном патрологические, работы М. публиковались как в СССР, так и за границей: в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах», «Голосе Православия», «Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». М. был награжден орденами св. равноап. кн. Владимира 1-й степени (1979), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1982). В последний год жизни М. часто болел, но в летние месяцы в каждое воскресенье посещал городские и сельские приходы своей епархии. Несмотря на болезнь, служил в пасхальные дни 1985 г. До последних дней жизни не оставлял научных занятий. Отпевание М. 27 апр. 1985 г. в Тамбове совершил Воронежский и Липецкий еп. Мефодий (Немцов ; ныне митрополит). Похоронен на Петропавловском кладбище Тамбова близ храма во имя апостолов Петра и Павла. Книжное собрание М., насчитывавшее свыше 2 тыс. книг, и его документы были перевезены из Тамбова в московский Данилов мон-рь и вошли в собрание Синодальной б-ки Московского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/2563658.html

73) прот. Антоний Ильин, секретарь представительства Русской церкви при европейских организациях; 74) прот. Георгий Коваленко, пресс-секретарь Митрополита Киевского и всея Украины; 75) прот. Максим Козлов, профессор Московской духовной академии; 76) прот. Кирилл Копейкин, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии; 77) прот. Олег Корытко, руководитель референтуры Московской Патриархии; 78) прот. Валериан Кречетов, духовник Московской (областной) епархии; 79) прот. Александр Лебедев, глава секретариата по межправославным отношениям при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви, — член президиума; 80) прот. Максим Максимов, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых; 81) прот. Лев Махно, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета; 82) прот. Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; 83) прот. Андрей Новиков, секретарь Одесской епархии; 84) прот. Петр Перекрестов, секретарь Епархиального совета Западной-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви; 85) прот. Виктор Путятицкий, клирик Львовской епархии; 86) прото. Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии; 87) прот. Леонид Ролдугин, благочинный храмов Преображенского округа г. Москвы; 88) прот.й Владислав Свешников, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 89) прот. Владимир Силовьев, руководитель Издательства Московской Патриархии; 90) прот. Димитрий Смирнов, председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; 91) прот. Николай Соколов, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 92) прот. Александр Сорокин, председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, ответственный секретарь журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник»; 93) прот. Александр Степанов, главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров»; 94) прот. Владислав Цыпин, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, — член президиума;

http://e-vestnik.ru/docs/sostav_mezhsobo...

Брюссельского и Бельгийского. За время управления Брюссельской и Бельгийской епархией стараниями В. были открыты 2 храма в Брюсселе и мон-рь в Первейзе. В новооткрытых храмах служба совершается на франц., в мон-ре - на фламанд. языке. В. много лет возглавлял редакционный комитет «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» (ВРЗЕПЭ), в к-ром опубликовал множество своих статей. Активно участвовал в общественной жизни РПЦ: входил в состав делегации Московского Патриархата на трех Совещаниях представителей Поместных Православных Церквей на о-ве Родос (1961-1964) и на 4-м Совещании (1968) в Шамбези (Швейцария); решением Свящ. Синода от 5 авг. 1965 г. был назначен членом Межправославной богословской комиссии от РПЦ по диалогу с англикан. Церковью. В. принимал активное участие в работе Всемирного совета Церквей (ВСЦ): летом 1963 г. работал на IV Всемирной конференции «Вера и церковное устройство» в Монреале (Канада), был членом делегации РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ в Уппсале в 1968 г. Присутствовал на XIX Международном конгрессе старокатоликов в Вене в сент. 1965 г. и на ежегодных богословских собеседованиях в Шевтони , а также на целом ряде богословских и экуменических форумов. Стоят (слева на право): мон. Василий (Кривошеин), Д. А. Шаховской, впосл. архиеп. Сан-Францисский, мон. Софроний (Сахаров), впосл. схиархимандрит. Сидят: архим. Кирик (слева и архим. Тихон (Троицкий), впосл. архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский (РПЦЗ). Афон, авг. 1926 г. Стоят (слева на право): мон. Василий (Кривошеин), Д. А. Шаховской, впосл. архиеп. Сан-Францисский, мон. Софроний (Сахаров), впосл. схиархимандрит. Сидят: архим. Кирик (слева и архим. Тихон (Троицкий), впосл. архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский (РПЦЗ). Афон, авг. 1926 г. В сент. 1963 г. В. участвовал в торжествах в бенедиктинском аббатстве Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, посвященных 1000-летию монашества на Афоне, однако вновь побывать на Св. горе он смог только в апр. 1977 г. В июне 1966 г. В. посетил Св.

http://pravenc.ru/text/150717.html

Москве; Протоиерей Антоний Ильин, и. о. представителя  Русской Православной Церкви при европейских международных организациях; Протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь митрополита Киевского и всея Украины; Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии; Протоиерей Кирилл Копейкин, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии; Протоиерей Олег Корытко, руководитель референтуры Московской Патриархии; Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель Покровского храма с. Акулово Одинцовского района Московской области; Протоиерей Александр Лебедев, глава секретариата по межправославным отношениям при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви; Протоиерей Максим Максимов, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых; Протоиерей Лев Махно, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета; Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; Протоиерей Андрей Новиков, секретарь Одесской епархии; Протоиерей Петр Перекрестов, секретарь епархиального совета Западной-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви; Протоиерей Виктор Путятицкий, клирик Львовской епархии; Протоиерей Игорь Пчелинцев, клирик Русской Духовной Миссии в Иерусалиме; Протоиерей Леонид Ролдугин, благочинный храмов Преображенского округа г. Москвы; Протоиерей Владислав Свешников, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; Протоиерей Владимир Силовьев, руководитель Издательства Московской Патриархии; Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; Протоиерей Николай Соколов, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; Протоиерей  Александр Сорокин, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, ответственный редактор журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник»; Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров»; Протоиерей Владислав Цыпин, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии; Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества; Протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной Библейско-Богословской комиссии, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви им.

http://patriarchia.ru/db/text/1395669.ht...

Он был редактором «Православного голоса» в Маньчжурии (1934–1937), «Православной Руси» в Карпатах (1939–1945), журнала «Детство во Христе» (1939–1944), «Православных сборников» в Париже (1947–1949), «Церковного голоса» в Германии (1955–1964), «Вестника православного дела» в Германии (1959–1963). Он был автором многочисленных статей в журналах «Хлеб небесный», «Рубеж», «Гун-бао» (Харбин), в различных европейских и американских русских печатных изданиях. Печатался также под псевдонимом А.Нельский. Будучи истовым православным христианином, непримиримо относившимся к тому, что он считал ересью, архиепископ Нафанаил уважал древнюю западную христианскую культуру. Вместе с владыкой Иоанном (Максимовичем) он был одним из инициаторов включения в святцы Русской Церкви имен мучеников и праведников, прославленных на Западе до 1054 года — даты разделения Восточной и Западной Церквей. Он справедливо считал, что в неразделенной Церкви и африканский мученик, и ирландский проповедник, и основатель монастыря в стране франков были столь же православны, как и их восточные братья и сестры. Это казалось очевидным, но далеко не все «зарубежники» это понимали и принимали. Уже на склоне лет, в 1975 году (за 10 лет до кончины), владыка Нафанаил получил в распоряжение своей епархии бывший католический храм Святой Бригитты в Вене. Он попросил у Священного Синода РПЦЗ разрешения вновь освятить храм в честь этой святой — ирландской подвижницы V века, имени которой не было в «зарубежных» святцах. Пока в Синоде думали, как поступить, австрийские власти заволновались — этим странным русским, может быть, вообще храм не нужен? — архиепископ Нафанаил принял решение освятить храм в честь почитаемой им ирландской святой. В последние годы жизни, полуслепой и лишенный практически возможности передвигаться, владыка Нафанаил наладил в обители Преподобного Иова огромную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр, тайно провозившихся в Россию. В день святого великомученика Димитрия Солунского, в субботу 8 ноября 1985 года , после длительной болезни он мирно отошел ко Господу в обители Преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. 11 ноября в обители отпевание владыки Нафанаила совершили преосвященные Антоний (Бартошевич), архиепископ Женевский и Западно-Европейский, и Марк (Арндт), епископ Берлинский и Германский, с сонмом священнослужителей и при большом стечении верующих из Германии, Австрии и Франции. Тело покойного было перевезено в Висбаден, где на следующий день была совершена панихида и погребение на русском кладбище.

http://pravoslavie.ru/sm/6068.htm

Планируете ли вы в будущем устанавливать своего рода побратимские отношения с семинариями в России? Мы об этом мечтаем. Без поддержки духовных школ России наша семинария не выживет. Иеромонах Александр (Синяков) – ректор Парижской духовной семинарии Московского патриархата, секретарь Корсунской епархии по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. Назначен на эту должность Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 июля 2006 года. Одновременно сотрудник представительства РПЦ при европейских международных организациях в Брюсселе (с сентября 2002.)  О. Александр является также секретарем епархиального совета и главным редактором   « Вестника Русской Православной Церкви» ,   журнала   Корсунской епархии на французском языке.   Иеромонах Александр родился 24 октября 1981 г. в Ставропольском крае. В июне 1997 окончил с золотой медалью среднюю школу. С 1997 по 1998  состоял в братии Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы. С 1998 по 2001 учился в университете г. Тулуза (Франция) на факультете философии и богословия, а также одновременно в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. С 2001 по 2002 обучался на факультете филологии Парижского университета Сорбонна и в Свято-Сергиевском институте. В июне 2002 защитил магистерскую диссертацию в Свято-Сергиевском институте под руководством профессора Николая Лосского. Тема диссертации: «Экклесиологическая оценка схизматических сообществ в соборных документах Русской Православной Церкви». В июне 2003 защитил магистерскую диссертацию на кафедре истории древних и средневековых обществ Сорбонны. Тема диссертации: «Влияние учения святителя Григория Богослова на христологические споры от Халкидонского до второго Константинопольского соборов».   С 2003 пишет докторскую диссертацию в Сорбонне и в Лувенском университете (Бельгия).   12 сентября 2003 пострижен в мантию епископом Венским и Австрийским Иларионом (ныне митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата) в венском Свято-Николаевском соборе с наречением имени Александр в честь святителя Александра, архиепископа Константинопольского. 14 сентября 2003 рукоположен в диакона. 14 ноября 2004 тем же архиереем рукоположен в сан иеромонаха.  

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Личный фонд автора Архиеп. Иоанн (Шаховской) . История и метаистория. П., 1945. 11 с. (машинопись). (О его пастырской деятельности в нацистской Германии.) Kniazeff A. Comment j e suis devenu prêtre – Mémoires (19131947). P., 1989. 114 с. (машинопись, на фр. яз.). (Воспоминания протопресвитера А. Князева о его жизненном пути к священству.) Seide G. Russische Orthodoxe Kirchen und Gemeinden in Deutschland. Eine Dokumentation ihrer Geschichte. München, 1994. 14 с. (список священнослужителей Германской епархии Русской Православной Зарубежной Церкви за период 1921 по 1994 г., машинопись, любезно предоставленная нам о. Георгием Зейде. Далее «Архив Георгия Зейде» – АГЗ). II. Газеты и журналы Вера и Жизнь. Вестник управления православной епархии в Австрии. Зальцбург, 19461948. Вести Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Приложение к журналу Православное Слово. Буэнос-Айрес, 1954. Вестник Германской епархии Русской Православной Зарубежной Церкви. Мюнхен, с 1980 (далее ВГЕ). Вестник Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Лион, с 1970. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Медон, 1947; П., 19501990 (далее ВРПЭ). Вестник. Орган церковно-общественной жизни. П., 19371939. Вестник Православного церковно-благотворительного комитета Германской епархии. Мюнхен, 19461948. Вестник Русского Студенческого Христианского Движения (с 1990: Вестник Русского Христианского Движения). П.; Мюнхен; П.; П.-Н.-Й.; П.-Н.-Й. М., с 1925 (далее Вестник РХД). Вестник Церковной Жизни. Булонь-Бийянкур, 19451947. Голос Православия. Берлин, с 1950 (официальный журнал Германской епархии Московской Патриархии). Голос Литовской православной епархии. Ковно, 19241939. Епархиальные Ведомости Северо-Американской и Канадской епархии (Русской Зарубежной Церкви). Дж., 19531954. Церковный календарь обители прп. Иова на 1927 г. (со списком архиереев РПЦ за границей и духовенства Западно-Европейского митрополичьего округа). Ладомирово, 1926. Журнал Московской Патриархии. М., с 1945 (официальный журнал Московской Патриархии) (далее ЖМП).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наши Вести. Сан-Франциско. 19551980. Новое Время. Белград, 19211929. Новое Русское Слово. Н.-Й., с 1945 (далее НРС). Новое Слово. Берлин, 19341944 (далее НС). Парижский Вестник. П., 19421944. Православная Карпатская Русь. Ладомирово, 19281944. Православная Мысль. П., 19281959. Православная Русь. Дж., с 1947 (далее ПР). Православное Слово. Буэнос-Айрес, 19511955. Православный календарь на 1950 г. Л., 1950. Русская Мысль. П., с 1947 (далее РМ). Русские Новости. Берлин, 19341944. Русский настольный календарь-справочник 1960 г. Н.-Й.: Изд-во H.H. Мартьянова, 1960 (далее РНК). Русский Пастырь. Журнал Свято-Троицкой духовной семинарии. Дж., с. 1987. Сборник церковно-общественной жизни. Л., 19471948 (всего 6 номеров). Свет Христов просвещает всех. Вестник приходов Русской Церкви в Швейцарии, затем Вестник Русской Церкви в Западной Европе (с 1951). Женева, 19461951 (всего 36 номеров). Слово Церкви. Газета Православной Мысли. П., 19491952 (религиозное приложение к «Русской Мысли»). Сообщения и распоряжения высокопреосвященного Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Среднеевропейского округа. Берлин, 19421944; Мюнхен, 19471949. Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. Приложение к «Троицкому календарю». Дж., 19752005. Часовой. Брюссель, 19301986. Церковная Летопись. Л., 19471948. Церковная Жизнь. Белград, 19321940; Мюнхен, 19481950; Н.-Й., с 1951 (официальный журнал Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви) (далее ЦЖ). Церковная хроника Московского Экзархата Западной Европы. П., 19751976. 16. Церковное Обозрение. Ежемесячный независимый орган свободной церковно-религиозной мысли. Белград, 19221930; 1932; 19361944 (далее ЦО). Церковные Ведомости. Белград, 19241930 (официальный журнал Архиерейского Синода Зарубежной Церкви) (далее ЦВед). Церковные Ведомости Германской епархии Зарубежной Церкви. Мюнхен, с 1948. Церковный Вестник. П., 19271940; 19461958; 19661978; 19812001 (официальный журнал Западно-Европейского Экзархата Русских Православных Церквей Константинопольского Патриархата) (далее ЦВ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это сборник «Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей. 1921–2007», составленный преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле Дмитрием Анашкиным. Книга увидела свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Без преувеличения можно сказать, что работа, проделанная составителем сборника, грандиозна. В ходе исследования Дмитрием Анашкиным были внимательно исследованы как документы архивов, так и определения Архиерейских Соборов и заседаний Архиерейского Синода РПЦЗ, публиковавшиеся в церковных газетах и журналах. Документы, приведенные в издании, взяты составителем в основном из периодики Русской Православной Церкви Заграницей. Это «Церковные ведомости», «Церковная жизнь», «Православная Русь», «Православный благовестник» (Сан-Франциско), «Православный вестник в Канаде», «Вестник Западноевропейской епархии», «Церковное слово» (Сидней), «Хлеб небесный» (Харбин), «Церковный вестник Аргентинской епархии», «Китайский благовестник», «Церковные ведомости Германской епархии», «Церковное обозрение». Большинство указанных изданий недоступно в России и труднодоступно за границей. Приведены в сборнике и документы из главных архивохранилищ Русской Зарубежной Церкви: Архива Архиерейского Синода и Архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Наконец, некоторые документы взяты из ранее изданных сборников, которые также являются библиографической редкостью. Это «Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора» (Сремские Карловцы, 1922), «Сообщения и Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского Митрополичьего Округа» (Берлин, 1944), «Сборник положений, уставов и законов Русской Православной Церкви Заграницей» (Нью-Йорк, 2006) и др. В сборнике содержатся документы, касающиеся самых разных областей церковной жизни русского зарубежья. Значительное место уделено, например, церковному, епархиальному и приходскому управлению Русской Зарубежной Церкви. В книгу вошли также документы по истории взаимоотношений Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Пат­риархатом и другими Поместными Церквами.

http://e-vestnik.ru/science/tserkovnoe_n...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010