Пожалуй, ни один из церковных предметов не порождает столько суеверий и кривотолков, как церковная свеча. Даже по тому, горит ли она ровно, «плачет» или трещит, любители примет умудряются «определять» свою судьбу, впадая в уныние или необоснованный оптимизм. Но всегда ли прихожане храмов могут ответить тем, кого именуют захожанами, на их вопросы о свечах? Почему, например, и в каких случаях подается свеча в алтарь? Нужно ли брать домой свечу с соборования и возжигать ее потом, когда болеешь? Об этом и многом другом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова священником Александром Степовиком. —Правда ли, что первоначально свечи использовались в христианских храмах просто для освещения пространства перед иконами, то есть их значение было утилитарным? —Нет, свечи использовались в храме еще во времена Ветхого Завета, и их значение с самого начала было символическим. В чине освящения свечей, в Требнике, говорится, что Сам Господь повелел пророку Моисею внести светильник в алтарь и что мы употребляем свечи по заповеди сей во славу величия Господа. Православному христианину нужно понимать, зачем вообще свеча ставится. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике пишет, что советовал бы каждому священнику перед служением Литургии возжигать свечу. Он говорит: ты поймешь, что тогда по-другому даже молитва течет, потому что одно дело — когда ты просто молишься, и другое — когда ты Богу при этом хотя бы небольшую жертву приносишь. Мы жертвуем, и эта жертва соединяется с нашей молитвой. Другое дело, что понимание всего этого не должно ни в коем случае приводить человека к магизму. И конечно, нужно помнить, что свечи часто используются для создания так называемой религиозной ширмы — в псевдорелигиозных ритуалах, которыми обставляется оккультная деятельность. Если человек, допустим, «лечит» заговорами и при этом советует своим «пациентам» в храмах ставить свечи — он такой же колдун, как и остальные. —То есть если человек пришел в храм, купил в лавке свеч, потому что ему сказали: «Надо свечку поставить», расставил их по подсвечникам и ушел, он сделал нечто бессмысленное?

http://pravoslavie.ru/119394.html

Разделы портала «Азбука веры» По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Как возник обычай возжигать свечи и лампады Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ( Исх. 25:31-37 ). В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом ( Исх.30:8 ). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь. Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид ( 2Цар. 22:29 ). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ( Пс.118:105 ). Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники. Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» ( Деян.20:8 ). В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

http://azbyka.ru/nastavlenie-pravoslavno...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Е. М. Скитер Вода и огонь. О двух народных традициях Великого четверга " decoding="" title="" > ( 5  голосов:  5.0 из  5) Вокруг Великого четверга (четверга Страстной седмицы — недели, предшествующей празднику Пасхи) у восточных славян много веков назад сосредоточился целый комплекс поверий и обрядов. Некоторые из них существуют до сих пор. Самым известным, вероятно, можно считать повсеместно распространенное в России, Украине и Белоруссии верование в необходимость мыться, стирать и производить “генеральную” уборку в доме в Великий (“Чистый”) четверг. Многие считают эту традицию чуть ли не требованием Православной Церкви. Кроме того, в последние годы в некоторых православных храмах России среди прихожан получила распространение практика забирать домой свечи, с которыми стояли на службе 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг. Эти свечи в народе получили название “четверговых” (бытует также название “четверговый огонь”). Иногда прихожане стремятся донести свечу домой так, чтобы она не погасла. Считается, что дома от “четверговой” свечи нужно зажечь лампадку (или даже пользоваться огарком этой свечи для зажигания лампады в течение всего года). Встречается также убеждение, что дымом от “четверговой” свечи надо начертать дома крест над дверью, — “для охранения от зла”. Нужно сразу отметить, что в богослужебной литературе Православной Церкви мы не встретим никаких указаний на необходимость подобных действий с церковной свечой. “Согласно православным богослужебным книгам, — пишет священник Михаил Желтов , — служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: “Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа””… Служба 12-ти Евангелий “восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому” . “Во мраке ночи, со светильниками в руках, шли верующие по стопам Господа в непрестанной молитве” .

http://sueverie.net/voda-i-ogon-o-dvux-n...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Свеча церковнаясвеча, предназначенная для особого использования в храме или часовне — жертва на храм и символ, сопровождающий молитву. Также свеча может использоваться для фиксирования времени молитвы. Горение свечи символизирует горячую, ревностную молитву верующего, являет теплоту любви ко Господу , Божией Матери , другим святым , к своим ближним , напоминает о присутствии Божьем; выражает стремление христианина к духовному преображению (подобно тому как воск претворяется в огонь); приобретение свечи в храме — пожертвование на его содержание и функционирование. Пожертвование за свечу является добровольной жертвой человека Богу и Его храму. В храме свеча пред образом ставится, по обычаю, следующим образом: подойдя к иконе, следует совершить два поясных поклона с молитвой и крестным знамением, поставить свечу, приложится к иконе (т.е. поцеловать ее) и, отступив, сотворить еще один поклон. Свечи перед иконами в храме следует ставить до начала богослужения, чтобы потом, во время службы, не создавать хождением по храму и передачей свечей неуместной суеты и толчеи, нарушающей молитвенное внимание предстоящих. За умерших свечи ставят на канун (небольшой столик с Распятием и свечами). О домашней свече обычно говорят зажечь , и погасить, потушить ; о церковной: затеплить (устар. сократить) . Существует хорошая поговорка для тех, чья духовная жизнь сводится к свечам: «Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа» . Существует обычай совершать особый чин освящения свечей в праздник Сретения Господня (15 февраля) . Во время келейного (домашнего) молитвенного правила свеча может выполнять роль часов. Затепляем свечу и молимся, пока она горит. Каков смысл в горящей свече: почему мы затепляем её? Вот что отвечает на этот вопрос свт. Николай Сербский (Велимирович) (+ 1956): Во-первых, наша вера – свет. « Аз есмь свет миру », – говорит Спаситель. Свеча и лампада напоминают нам о том свете, которым Христос просвещает нашу душу. Во-вторых, это свидетельство о яркости души того, перед чьей святою иконою горит свеча. Святых мы называем сынами света.

http://azbyka.ru/svecha-cerkovnaya

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь. Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28). Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь. Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий. Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя». Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение. В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

http://pravmir.ru/azy-pravoslaviya-o-pov...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Владимир Башкиров, магистр богословия Меня давно уже просили рассказать о смысле и символике свечи в Церкви, но всё не доходили руки, другие темы казались более важными. И вот теперь пришло, кажется, время поговорить и об этом. В самом деле, любой христианский храм, и особенно православный, трудно себе представить без горящих свечей. Их всегда много, а на таких торжественных богослужениях как Пасха, свечи в руках держат все присутствующие. Да и вообще стало традицией ставить в храме свечи, и молиться о близких нам, живых и умерших 1 . И к этому мы все настолько привыкли, что практически и не задумываемся, что символизирует горящая свеча. Я как-то попробовал сам для себя, спонтанно, объяснить ее значение, и сразу же споткнулся, не всё вспомнил, в голове, ведь, всего не удержишь. Пришлось заглянуть в церковные книги, и как бы вновь открыть для себя ее значение. Оказывается, в древности для изготовления свечей использовался исключительно воск. И не случайно! Именно это вещество чрезвычайно богато тонкими символическими оттенками. Вот как его описывает известный церковный писатель 15-го века блаженный Симеон Солунский († ок. 1429): Воск, как вещество самое чистое, означает нашу чистоту и искренность жертвы. Воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании. Воск как, вещество мягкое и гибкое, означает наше послушание и готовность каяться в своей греховной жизни. Воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа. Воск, составленный из множества цветов, означает жертву, которую христиане приносят Богу. Воск, как вещество сжигаемое, означает наше обожение, ибо Бог как бы очищает наше естество божественным огнем. И, наконец, воск, в котором сочетается огонь и свет, означает соединение и крепость взаимной любви и мира среди христиан 2 . В церковной истории употребление воска и свечей началось очень рано 3 . Сохранилось много свидетельств.

http://azbyka.ru/o-sveche

В храме у Хлопотина, что в селе Никиткине Белозерского района Вологодской области, не шикают за громкий разговор и телефонный писк, не одергивают детей за беготню на прилегающей к храму территории. К запаху навоза относятся с пониманием — крестьянство кругом. Сумерки и библиотечный шепот отсюда тоже изгнаны, а скамейки, напротив, имеются. В хорошую погоду приезжий батюшка запросто может перенести крещение на улицу. Куда чаще церковного кагора и просфор здесь угощают чаем и печеным картофелем. А в случае с детишками, которые бывают здесь целыми классами иногда по 2-3 раза в день, в экскурсию входит катание на маленьком тракторе. Единственным строгим охранником правопорядка здесь смотрится лишь кричаще красный огнетушитель, которому отдан один из углов церкви. Кричит он об осторожности со свечками — повсюду дерево. К слову, свечи у Хлопотина, равно как и записочки за здравие и упокой, бесплатные. За что он был не раз руган руководством белозерских церквей, где берут за обращенное к Богу слово дороже, чем телеграфисты Почты России,— 4 рубля. " Меня одна группа из Сокола сдала,— вздыхает Александр Хлопотин.— Две бабы затеяли возле церковной лавки диалог. Одна кричит через улицу: " Пошли в лавку свечек купим " . А другая отвечает: " А нам в Никиткине за так дали " . На следующий день меня вызвали в Белозерск к главному. " Саша, так нельзя " ,— говорит. А я ему объясняю, что кассового аппарата у меня нет, да и не могу я брать деньги за свечи — пожертвований хватает " . Подобных историй в непродолжительной практике храмовладельца Хлопотина хватает — каждую можно воспринимать заповедью зреющего под Белозерском течения церковного одомашнивания. Или попросту прощизма, каковой черновой термин мы с Александром Хлопотиным изобрели во время беседы. Прощизм не от " прощать " — на прощении и традиционное православие держится, а от " проще " . " Анну Каренину " мой собеседник читал в школе, но с аргументацией Стивы Облонского, который не любил ходить в церковь из-за боли в ногах — службы длинные, а присесть негде, согласился. Такие-то мелочи, в которых, как и в деталях, может прятаться черт, и отваживают большинство от полноценной веры. 

http://sobory.ru/article/?object=10031

Закрыть itemscope itemtype="" > Можно ли молиться, ставить свечи и прикладываться к мощам в храмах Константинопольского патриархата «КП» публикует список новых правил для православных россиян после прекращения Русской церковью отношений с Фанаром 23.10.2018 1443 Время на чтение 4 минуты Посещение храмов и монастырей без участия в церковных таинствах и богослужениях, осуществляемых клириками этой церкви, допустимо Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН После того, как Константинопольский Патриарх Варфоломей вопреки канонам снял анафему с лидера украинс ких раскольников Филарета и отменил решение 1686 года о передаче Москве Киевской митрополии (все это сделано, чтобы в скором времени предоставить Украинской церкви автокефалию), Русская православная церковь (РПЦ) разорвала с Константинополем евхаристическое общение - то есть совместное богослужение. Если кратко, то это означает, что духовенству и простым верующим нельзя участвовать в богослужениях в храмах Константинопольского патриархата. Поскольку многие православные, особенно за рубежом, заволновались и стали задавать вопросы (в той же Турции наши соотечественники ходят как раз в храмы Константинополя), «Комсомолка» с помощью Правозащитного центра Всемирного русского народного собора по пунктам обьясняет, как что можно, а что нельзя делать простым верующим. 1. Можно ли заходить в храмы и монастыри Константинопольского патриархата? - Посещение храмов и монастырей без участия в церковных таинствах и богослужениях, осуществляемых клириками этой церкви, допустимо для верующих, которые находятся в паломнических поездках. 2. В каких именно таинствах нельзя участвовать? - Во всех таинствах православной церкви (крещение, венчание, миропомазание, покаяние, причащение, соборование, священство). 3. А если, например, исповедь назвать разговором со старцем, так можно? - Разговор и таинство покаяния - вещи разные. Беседовать можно с каждым. А исповедоваться - в храмах Русской православной церкви или любой иной Поместной православной церкви в случае необходимости.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/23/m...

Мое воцерковление Я вошла осторожно и боязливо в церковь. Стою и не знаю, что надо делать. . «Выручила» меня церковная бабка. Она подлетела ко мне и рявкнула: «Ну что уставилась, либо молись, либо свечи ставь и уходи!». Ну я и вылетела, как пробка. 20 марта, 2010 Я вошла осторожно и боязливо в церковь. Стою и не знаю, что надо делать. . «Выручила» меня церковная бабка. Она подлетела ко мне и рявкнула: «Ну что уставилась, либо молись, либо свечи ставь и уходи!». Ну я и вылетела, как пробка. Читайте также: «Встреча» У меня есть рассказ «Встреча» — гипер в  профиле о том, как я вдруг стала верить в Бога. Это произошло  благодаря протестантам. Они подарили не только все Евангелия, но еще и  ценные указания, что надо делать, если случилось по-верить . В той первой брошюрке с Евангелием от Луки, после всех пояснений и первой молитвы, было сказано, что нельзя долго находиться с этим Даром Веры наедине, надо найти собрание людей, единых в Вере, и ходить в это собрание, общаться, делиться, образовываться. Было сказано, что собрание верующих может быть абсолютно любым, хоть секта, хоть церковь, лишь бы это было обязательно. Мне долго очень не хотелось ни с кем делиться своим открытием и очень не хотелось ни в какое собрание верующих людей. И в церковь тоже. У меня представление о церкви было, нас водили в Караганде. И у меня было очень мрачное представление о Православии: кадило, дым, который мешает дышать воздухом, угрюмые люди и очень много ограничений. Но так или иначе, время шло, это был 1991 год весна, 4-ый курс. И мне реально стало не хватать общения о Боге. С родными я не делилась, а в окружении никого не было. И я разузнала о церкви в Томске. Тогда 3 церкви действовали в Томске, мои родители о них знали, я спросила, как бы для подруги, адрес и как добраться. Это был март-месяц. Я шла в церковь в первый раз. Было часа 3-4 дня. Вошла в ворота Петропавловского собора. Прямо напротив ворот был открыт боковой вход в церковь. Были люди на улице, и кто-то входил, кто-то выходил, на меня внимание никто не обращал.

http://pravmir.ru/moe-vocerkovlenie/

Реалии внутрицерковной миссии января 2015 Миссионерскую деятельность нам заповедовал Сам Господь. Он, по Воскресении Своем, дал апостолам повеление:  " ...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа " (Мф.28:19). Обратим внимание: сначала - научить, потом - крестить. По прошествии двух тысяч лет в России около 80% населения крещены, а научены в вере - то есть воцерковлены - от 2 до 5% (в зависимости от методики подсчета). Эту ситуацию нельзя назвать нормальной. Поэтому на тех, кто относит себя к православным, но не является активными верующими, должна распространяться наша особая пастырская забота - подчеркивает Святейший Патриарх. Она состоит, прежде всего, в том, что мы обязаны дать верные представления о православии и церковной жизни всем, кто приходит в Церковь - как людям, желающим креститься, так и тем, кто, будучи крещен, остается пока православным человеком чисто формально. То есть " миссионерское поле " у Церкви огромно. И не надо даже никуда ходить, чтобы встретить людей, нуждающихся в катехизации, они сами придут в храм. Большинство из номинальных христиан, православных только по факту крещения, в церковь все же время от времени заглядывают. Два раза в году: набрать святой воды на Крещение, освятить яйца и куличи на Пасху. Не все, но многие заходят и чаще: подать записки, окрестить младенца, отпеть родственника, поставить свечи. На богослужения не остаются и вообще норовят побыстрее " исполнить свой долг " и уйти. Таких в Церкви называют " захожанами " - в отличие от прихожан, которые посещают богослужения и приступают к Таинствам. Именно " захожане " должны стать первым " объектом " миссионерской проповеди. Раз они все-таки приходят в храм, значит, искра света Божия теплится внутри, требуя от человека хоть каких-то действий. Эти люди пытаются откликнуться на зов Господень, не очень понимая, как это сделать. И поэтому хватаются, как утопающий за соломинку, за внешние атрибуты церковной жизни, хорошо видимые извне. Поводом для " захода " в церковь чаще всего служат какие-то жизненные горести или проблемы, в которых человек хотел бы получить помощь. То есть Церковь воспринимается невоцерковленными людьми примерно так же, как поликлиника. Пришел, совершил некоторые действия (сдал анализы, поставил свечи), заплатил - и твои проблемы должны быть решены.

http://mitropolia.spb.ru/docs/realii-vnu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010