О перспективах и основных направлениях работы Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в 2005-2006 гг. 1 июня 2005 г. 11:29 Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как следует из отчета С.Л. Кравца, в прошедший период Церковно-научный центр активно работал. Мы утвердили его отчет, и мне хотелось бы сейчас обратить Ваше внимание на те проблемы, которые станут пред нами в ближайшем будущем. Прежде всего, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы сохранить позиции нашего издания в среднесрочной Программе развития 2006-2008 гг. и в Государственной программе «Культура России. 2006-2010 гг.». Устойчивое положение Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» является результатом совместной работы и существенной поддержки, оказываемой нашему проекту Федеральными органами исполнительной власти, Правительства Москвы, членами Попечительского совета и участниками Ассоциации благотворителей. Это наше общее достояние и мы должны его сохранить. Я обращаю внимание руководителей министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки, Михаила Ефимовича — руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии, руководителей Федеральных агентств по печати и образованию и, конечно же, Бориса Вячеславовича и депутатов Государственной Думы, на необходимость поддержки этого крайне важного вопроса. И думаю, что если этот вопрос уже имеет положительное решение, то мы сегодня сможем об этом услышать. Хотел бы кратко остановиться на анализе только что вышедшего тома. Этот том включает в себя историко-богословские статьи о самых фундаментальных понятиях и событиях христианства. Прежде всего, это комплекс статей о Вселенских соборах. Впервые редакции удалось создать цельное научное историческо-богословское описание трудов и решений Соборов. Думаю, что надо поручить Церковно-научному центру осуществить издание комплекса статей о Вселенских Соборах отдельной брошюрой, чтобы в качестве учебного пособия его могли использовать учащиеся Духовных училищ, семинарий, студенты теологических и исторических факультетов.

http://patriarchia.ru/db/text/20201.html

Каменный собор Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в Бутово. Фото Михаила Еремина ЖМП 9 сентябрь 2021 /  7 октября 2021 г. 13:00 Через Гефсиманию к Воскресению ОТ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРИХОДСКОГО ЦЕНТРА НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ — К ОБЩЕРОССИЙСКОМУ МУЗЕЮ СТОЯНИЯ ЗА ВЕРУ «РУССКАЯ ГОЛГОФА» Почти два десятка лет в Бутове действует учрежденный местным приходом в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской мемориальный научно-просветительский центр. Его главная цель — назвать поименно всех расстрелянных и сохранить память о них. Задача вернуть имена всем пострадавшим в этом месте требует не только серьезных исследований, но и большого количества времени, поскольку бывший расстрельный полигон НКВД в Бутове стал известен как место самых массовых казней в Московском регионе не так давно, уже в постсоветское время, и многие подробности его прошлого от нас пока еще скрыты.  PDF-bepcuя. Бутовские складни и кресло четырех Патриархов С самого начала работы одним из мощнейших направлений деятельности центра «Бутово» стали музейные проекты. Предметы, связанные с памятью о пострадавших на Бутовском полигоне, их родственники стали приносить с момента появления здесь православного прихода — не только по собственной инициативе, но и по просьбе настоятеля протоиерея Кирилла Каледы. Вместе с личным собранием, хранившимся в семье самого отца Кирилла, внука расстрелянного на полигоне священномученика Владимира Амбарцумова, они со временем составили небольшую музейную коллекцию. Однажды ее оформили в виде выставки в нижней церкви в честь Державной иконы Божией Матери каменного храма на Бутовском полигоне. Но места там недоставало, да и вообще церковные интерьеры под экспозицию подходили мало. «Именно тогда мы задумались о создании полноценного музея памяти пострадавших, — рассказывает директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый. — Под его обустройство приход получил здание бывшей конторы Бутовского конезавода, организованного в конце XIX века в усадьбе Дрожжино-Бутово и использовавшегося впоследствии в Бутовской спецзоне НКВД в качестве комендатуры. Кстати, это единственный флигель, дошедший до нас от дореволюционного усадебного ансамбля. Но Церкви он достался в руинированном виде после опустошительного пожара. Безнадежно испорченный сруб пришлось полностью разбирать и воссоздавать уже в процессе ­научной реконструкции. Четыре года ушло на организацию музейной экспозиции, и летом 2018 года она распахнула двери для всех желающих».

http://e-vestnik.ru/history/cherez_gefsi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Центр «Берег Рус» - На пользу Церкви и России Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» просит Вашей поддержки! 15.11.2023 182 Время на чтение 3 минуты Дорогие братья и сестры! Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» просит Вашей поддержки! Наш Центр был открыт по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) во Владивостоке 7 ноября 2016 года. Семь лет мы работаем на пользу Церкви Православной и России на берегу Тихого океана. Всё это время Центр вносит свой вклад в дело возрождения истинной симфонии церковной и государственной властей в России. Наша организация издает просветительские книги, брошюры, миссионерские открытки, церковные листки. Напомним, основные издания Центра: журнал «Берег России» (издается с 2018 года, выходит два раза в год), книга митрополита Вениамина (Пушкаря) «Спасо-Преображенский кафедральный собор Владивостока» (2023 год), книга Игоря и Владиславы Романовых «Россия у Тихого океана» (2021 год), сборник статей «Православие и религиозная катастрофа Запада» (2019 год), просветительское издание «Порт-Артурская Икона “Торжество Пресвятой Богородицы”», книга «Россия. Взгляд с Босфора Восточного» (2017 год), сборник «Царские дни на берегу Тихого океана» (2016 год), просветительские открытки (общим тиражом 30 тысяч экземпляров) и другие издания. Одним из наиболее значимых дел Центра стало участие в организации и проведении конференции, посвященной 100-летию Приамурского Земского Собора (Москва, гостиница «Националь», 19 июня 2022 года). А также подготовка и проведение Монархического Собрания в Москве в Пушкинском зале Союза писателей России 9 октября 2022 года. Сегодня «Берег Рус» продолжает научно-исследовательскую и аналитическую деятельность. Уникальность аналитических трудов Центра во многом обусловлена его нахождением в Азиатско-Тихоокеанском регионе, являющимся наиболее динамичной и геополитически актуальной частью мирового пространства. Аналитический, исследовательский взгляд на церковную и политическую ситуацию в России и мире из Владивостока, столицы Дальнего Востока и одного из ключевых и перспективных морских портов АТР, представляет интерес для наиболее здравомыслящих и патриотически настроенных людей во власти и в православном сообществе России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/15/ce...

поиск:   разделы   рассылка Священник обязан быть интеллектуалом Зачем Церкви своя энциклопедия? Источник:  Фома-Центр Центр " Православная Энциклопедия " был создан в середине 90-х годов на базе церковно-научного издательства Валаамского монастыря. Назвать точную дату его появления сложно. По словам работников издательства, процесс этот был постепенным, потому днем рождения Центра считается февраль 1991 года – месяц основания издательства. Подготовка к выпуску энциклопедии началась в 1997 году, но работа сразу же натолкнулась на самую банальную проблему – отсутствие денег. Ситуацию осложняла специфика подобных изданий: из-за системы перекрестных ссылок нельзя выпустить первый том, пока не будут продуманы материалы последнего. Тогда на помощь Центру пришло государство. В марте 98-го был подписан Указ Президента о поддержке Православной Энциклопедии, и в 99-ом началась работа непосредственно над текстами. А к Рождеству 2000 года вышел первый том. Начиная с 2000 года, в свет ежегодно выходит два тома Православной Энциклопедии. Насколько необходим сегодня подобный труд? Возможно ли объять весь опыт Православной Церкви в одном издании? Об этом мы беседуем с руководителем Центра " Православная Энциклопедия " Сергеем Леонидовичем КРАВЦОМ. Сергей Леонидович КРАВЕЦ родился в 1962 году. В 1984 году окончил факультет журналистики МГУ, защитил в Институте философии АН СССР диссертацию на тему " Эстетика Павла Флоренского " . Автор многих работ по философии, истории, литературе. Работал в журнале " Литературная учеба " , в издательстве Валаамского монастыря. Организатор и руководитель Центра " Православная энциклопедия " . С 2002 года ответственный редактор " Большой российской энциклопедии " . – Сергей Леонидович, в чем Ваша основная задача, для чего вообще необходима Православная Энциклопедия? – Причин много. В нашем сегодняшнем мире царит настоящая путаница. Человек и сам, зачастую, не замечает, как переходит из одной системы религиозных ценностей в другую. Нужно расставить все на свои места, объяснить, что вот это характерно для буддизма, а это – для протестантизма.

http://religare.ru/2_29307.html

Репортажи Известные искусствоведы выразили тревогу по поводу сохранности музейных ценностей, передаваемых РПЦ 19.01.2010 09:50 Москва, 19 января, Благовест-инфо. Авторитетные российские эксперты в области церковного искусства выразили тревогу по поводу существующей практики передачи Русской Православной Церкви (РПЦ) церковных зданий и музейных ценностей. Они убеждены, что игнорирование мнения экспертного сообщества при разработке законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, может привести и уже в ряде случаев приводит к необратимой утрате национальных художественных и исторических ценностей. «В процессе передачи Церкви огромного имущества, большую часть которого составляют исторические памятники, получается, что государство и РПЦ договариваются между собой, не учитывая российское общество, в том числе – сообщество профессиональных экспертов»,  -- таково консолидированное мнение российских искусствоведов, которое прозвучало 18 января на круглом столе в РИА «Новости» из уст директора Научного центра восточно-христианской культуры, члена-корреспондента РАХ Алексея Лидова. «Мы все выражаем серьезнейшую обеспокоенность, осознаем очень большую опасность. Это защита не корпоративных интересов, а интересов всего российского общества», -- заявил он от имени всех присутствующих корифеев отечественного искусствознания: профессора исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, главного научного сотрудника Института искусствознания Министерства культуры РФ Энгелины Смирновой; главного научного сотрудника ВНИИ реставрации, члена-корресподента РАН, академика РАХ Герольда Вздорнова; заведующего отделом древнерусского искусства Института искусствознания Министерства культуры РФ, доктора искусствоведения Льва  Лифшица; ведущего научного сотрудника Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Игоря Кочеткова, завотделом Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР) Лидии Евсеевой. В пресс-конференции приняли участие также старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства ГТГ Левон Нерсесян, представитель Российского комитета международного Союза музеев Галина Андреева и заведующая филиалом ГИМа  «Новодевичий монастырь» Марина Шведова – именно передача Церкви всех помещений Новодевичьего монастыря, о чем накануне Рождества сообщил премьер-министр РФ В.В.Путин на встрече с Патриархом Кириллом , стала поводом для встречи экспертов с прессой.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как помочь душевнобольному, и как избежать «лечения от религии» 02.06.2021 1433 Время на чтение 11 минут Источник: Прихожанин 20 мая 2021 года в рамках XXIX Международных образовательных чтений в Отделе внешних церковных связей Московской Патриархии, который расположен на территории Данилова монастыря, работала секция «Попечение Церкви о душевнобольных». Тема эта очень сложная, она требует самого пристального внимания и дальнейшего глубокого изучения. Как правильно организовать помощь душевнобольным? Как наладить действенное сотрудничество между Церковью и медициной? Что может сделать священник, чтобы помочь больному прихожанину воспользоваться квалифицированной помощью специалистов? Как убедить неверующего психиатра не лечить больного «от религии»? Эти и другие вопросы обсуждались на встрече. Проблемы психического здоровья человека с разных сторон рассматривали люди, которые Господом призваны их решать: священнослужители, именитые врачи-психиатры, ученые, работающие в этой сфере. А поскольку тема душевного здоровья человека в последние годы всё больше и больше выходит на передний план, то неудивительно, что в работе секции приняли участие такие священники и ученые, как: протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор; протоиерей Павел Хондзинский, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент и заведующий кафедрой практического богословия, доктор богословия ; Василий Глебович Каледа, заместитель директора Научного центра психического здоровья РАН, доктор медицинских наук, профессор, Григорий Иванович Копейко, заместитель директора Научного центра психического здоровья РАН, профессор. Возглавил работу секции «Попечение Церкви о душевнобольных» митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Поприветствовав собравшихся участников и гостей, владыка представил свое слово «Пастырская психиатрия: психическое здоровье и приходская жизнь». Митрополит Сергий отметил, что самое печальное то, что психически нездоровый человек в результате своей болезни оказывается в изоляции: от него отворачивается и семья, и общество. При этом зачастую душевнобольной человек не обращается к врачу, стараясь подменить психиатра священником, что создает определенные трудности в лечении таких больных.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/02/kak_po...

Хроника: Научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях XX века” памяти Василия Васильевича Болотова января 1854 — †18 апреля 1900) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 5 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 18–20 апреля в Санкт-Петербурге прошла научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях ХХ века”, посвященная 100-летию со дня кончины доктора церковной истории, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, член-коррес­пон­дента Императорской Академии наук, одного из крупнейших дореволюционных историков христианского Востока Василия Васильевича Болотова. Конференция состоялась благодаря совместным усилиям Санкт-Петербургской Духовной Академии, Государственного Эрмитажа, Церковно-научного центра “Православная энциклопедия” и Православного Палестинского общества. На заседаниях конференции было заслушано более 30 докладов, в числе слушателей присутствовали студенты духовных и светских учебных заведений Петербурга. Открытию конференции предшествовала панихида по В. В. Болото­ву в Академическом храме святого Иоанна Богослова. Затем было оглашено обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором приветствовались участники конференции, “со­еди­нившиеся под сводом старейшей Духовной школы, дабы почтить память выдающегося ученого, прославившего Россию своими церковно-историческими трудами”. Отмечена была важность объединения усилий церковных и светских ученых в настоящее время: “Почти лишенная возможности научного творчества, Церковь бережно хранила память о нем Но за тот же 100-летний период светская историческая наука возросла и окрепла во многом благодаря тому краеугольному камню истории Древней Церкви, который был положен В. В. Болотовым. Сегодня перед церковной и научной общественностью открывается уникальная возможность обогатить друг друга на путях сотрудничества в церковно-исторических исследованиях”. В тот же день была отслужена лития по В. В. Болотову у его могилы на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, и был обновлен его надгробный памятник.

http://pravmir.ru/hronika-2/

Опубликован Итоговый документ IV ежегодной всероссийской научно-богословской конференции " Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России " Нижний Новгород, 9 августа 2007 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2007 года в Нижнем Новгороде и Сарове прошла Четвертая ежегодная всероссийская научно богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная шестисотлетней годовщине со дня преставления преподобного Саввы Сторожевского, пятисотлетней годовщине со дня рождения святителя Филиппа, Митрополита Московского, игумена Соловецкого, и девяностолетней годовщине интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В этом году конференция была посвящена теме «Православная Церковь и государство в исторической судьбе России», сообщает сайт " Фонд преподобного Серафима Саровского " . Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Нижегородского государственного университета, Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии государственной службы при Президенте России, Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. С приветствиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалов, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов, Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В.Кириенко, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, ректор Нижегородского государственного университета Р.Г.Стронгин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты, а также авторы грантовых проектов и школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Владикавказа, Саратова, Краснодара, Архангельска, Вологды, Саранска, Чебоксар, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Звенигорода, Сходни, Королева, Жигулевска, Вольска, Ворсмы, Краснослободска, Электростали, Богородска, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Смоленской областей.

http://pravoslavie.ru/23479.html

Arhiva Despre cercurile de studiere a Bibliei în parohie 27 mai 2013 13:23 Одной из форм совместной церковной деятельности верующих людей, способствующей приобретению осмысленной веры, а в дальнейшем — и знаний об этой самой вере, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе эмоционально-личностного восприятия. О практике проведения библейских кружков на приходе и их потенциале как формы начальной катехизации рассказывает руководитель Учебно-научного центра по подготовке к церковным служениям при  Московской духовной академии , катехизатор  Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи , катехизатор московских храмов Ризоположения на Донской и Рождества Богородицы во Владыкине С. Рогунов. Статья опубликована в журнале «Православное образование» 2 (6), 2013). Методика проведения встреч по изучению Священного Писания достаточно проста, но особенности проведения каждого занятия разнятся в зависимости от подхода ведущего, возраста большинства участников, той цели, которую ведущий ставит перед собой и перед группой, степени воцерковленности участников, степени богословской образованности, степени знакомства участников и давности их собраний, места, где эти встречи проводятся. На таких занятиях между относительно небольшим количеством людей происходит личное общение, подчиненное одной цели — встрече друг с другом и со Христом на глубоком, личностном, духовном уровне. Главная задача, которая реализуется в таких группах, — это попытка воспринять Священное Писание как голос Божий, как обращение Христа Спасителя напрямую к сердцу человека. Поскольку Священное Писание — это откровение Божие, то читать, понимать, изучать его, прежде всего, необходимо на основе духовного опыта, на основе молитвенного обращения к Богу. Именно этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам святыми отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим необходимо уточнить, что изучение Священного Писания в малых группах не является попыткой создания нового, своего толкования Слова Божия, отличного от учения Церкви. Здесь ставится совершенно другая задача — интерактивное обсуждение, личностное восприятие, богословская и нравственная рефлексия. Очевидно, что при изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования, но делается это в разных формах.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2984339...

Архив Пн Состоялось очередное заседание общего собрания членов Издательского Совета Русской Православной Церкви 25 марта 2014 г. 18:52 25 марта 2014 года под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось очередное заседание общего собрания членов Издательского Совета Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Борисовский Вениамин, председатель Издательского совета Белорусского экзархата; епископ Единецкий и Бричанский Никодим, председатель Издательского совета Православной Церкви Молдовы; архимандрит Алипий (Кастальский), главный редактор Патриаршего издательско-полиграфического центра Троице-Сергиевой лавры; протоиерей Владимир Савельев, председатель Издательского отдела Украинской Православной Церкви; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви; протоиерей Иаков Конкин (Новосибирская епархия); протоиерей Борис Даниленко, директор Синодальной библиотеки имени Патриарха Алексия II; священник Игорь Давыдов, сотрудник Синодального миссионерского отдела; Н.Ю. Бреев, директор издательства «Никея»; А.С. Головин, исполнительный директор Ассоциации «Православная книга»; С.Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; В.Ю. Малягин, главный редактор издательства «Даниловский благовестник»; Е.С. Полищук, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии, редактор журнала «Богословские труды»; Б.Н. Тарасов, ректор Литературного института имени А.М. Горького; Е.В. Челнокова, секретарь экспертного совета Синодального отдела религиозного образования и катехизации; Е.Ю. Агафонов, заместитель заведующего издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

http://patriarchia.ru/db/text/3612108.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010