Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 125-летию Государственного Исторического музея (комментарий в свете веры) Государственный Исторический музей 27 мая Государственный исторический музей отмечает 125 лет со дня открытия в 1883 г. В официальной программе мероприятий: торжественная церемония на Красной площади; открытие выставки «Историческое пространство Исторического музея»; юбилейное заседание Ученого совета ГИМ с приветствиями и вручением Забелинских премий, запланированное на 29 мая. Телепрограмма «Православная энциклопедия», которая выйдет в эфир 31 мая в 8:30 утра, также будет посвящена юбилейной дате. В недалеком прошлом одна из рубрик программы так и называлась «История России в Историческом музее». Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил директору и сотрудникам музея поздравительное послание. Поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 125-летия Государственного исторического музея Многоуважаемый Александр Иванович! Уважаемые сотрудники Государственного Исторического Музея! Сердечно поздравляю коллектив Музея с 125-летием со дня основания Государственного Исторического Музея! В вашем Музее, в крупнейшем национальном историческом музее России, собраны уникальные экспонаты, раскрывающие историю и культуру нашего многонациональной государства с древнейших времен до наших дней. Трудами многих поколений из самых разных слоев российского общества было создано многогранное собрание Музея, которое представлено в отделах археологии и нумизматики, дерева и оружия, металла и драгоценных камней, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, тканей и костюмов, картографии и других изобразительных материалов. С именем Музея неразрывно связана деятельность таких выдающихся деятелей и ученых как А. С. Уварова, И. Е. Забелина, С. М.Соловьева, В. О. Ключевского и многих других.

http://sedmitza.ru/text/414677.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Государственном Историческом музее открылась конференция «Патриарх Никон и его время» МОСКВА. 9 декабря в Государственном Историческом музее открылась конференция «Патриарх Никон и его время». Конференция приурочена к окончанию работы одноименной выставки, посвященной 350-летию интронизации Патриарха Никона. На выставке были представлены более 200 уникальных памятников истории, культуры и искусства XVII века из собраний Государственного Исторического музея, Московского Кремля, Новоиерусалимского и Кирилло-Белозерского монастырей, музея-заповедника «Коломенское», Российского государственного архива древних актов. В 2003 году выставка «Патриарх Никон и его время» продолжит работу в Новоиерусалимском монастыре. Конференцию открыли директор Государственного Исторического музея А.И.Шкурко, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л.Кравец, сотрудник Института русского языка РАН, профессор Отделения славянских языков и литератур Калифорнийского университета в Беркли В.М.Живов, заместитель директора ГИМ В.Л.Егоров. В конференции также приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Архангельска, Ярославля, Барнаула. Открывая конференцию, директор Государственного Исторического музея А.И.Шкурко обратил внимание собравшихся на то, что в стенах Исторического музея уже несколько месяцев представлена " крупная и знаковая выставка “Патриарх Никон и его время”, подготовленная по благословению Святейшего Патриарха и им же открытая. По словам А.И.Шкурко, эта выставка уже многие дни вызывает неизменный интерес у десятков тысяч посетителей Исторического музея. Успех экспозиции обусловлен не только ролью Патриарха Никона в истории России. " Впервые за все время существования музейного дела были собраны все основные мемориальные предметы и документы, непосредственно связанные с жизнью и деятельностью Патриарха Никона.

http://sedmitza.ru/text/281147.html

В Государственном историческом музее состоялась очередная церемония вручения Забелинской премии 21 мая 2013 г. 19:56 21 мая 2013 года состоялась церемония награждения лауреатов премии имени И.Е. Забелина по итогам 2012 года. Учредителями премии выступают Государственный исторический музей, Институт российской истории РАН и Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова; она присуждается за научные исследования, выполненные сотрудниками исторических, краеведческих, церковно-исторических и историко-художественных музеев Российской Федерации. В торжественной церемонии, которая, по традиции, прошла в ГИМ, приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, соучредитель Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова митрополит Волоколамский Иларион , директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, директор Института российской истории Российской академии наук Ю.А. Петров, председатель Совета директоров ОАО «Протек», соучредитель Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор этого фонда Л.М. Севастьянов, руководитель Отдела письменных источников Государственного исторического музея А. Яновский. Директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, обращаясь к лауреатам премии и участникам церемонии, отметил, что эта премия является «уникальной по своим номинациям и с 1997 по 2012 гг. Ее удостоились 72 музейных сотрудника из 20 регионов России». Митрополит Иларион обратился к лауреатам и гостям церемонии с приветственным словом: «Дорогие друзья! Я хотел бы сердечно приветствовать победителей конкурса на получение Забелинской премии, которые здесь присутствуют и которые получают заслуженное признание своего труда и своих научных достижений. Историческая наука ценна не только потому, что она помогает понять наше прошлое, но и потому, что если у нас не будет правильного, объективного взгляда на историю, мы не сможем строить наше настоящее и наше будущее.

http://patriarchia.ru/db/text/2986273.ht...

Сортировать по Исключить новости Наместник Соловецкого монастыря: Надо, чтобы каждый занимался своим делом Выход всегда есть, но есть безвыходные люди. 18 июня, 2014 Выход всегда есть, но есть безвыходные люди. На днях председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия П.А. Пожигайло заявил о недопустимости «коммерциализации» Соловков. В частности он высказался против строительства «торгово-музейного» комплекса у стен монастыря, и предложил перевести Соловецкий музей-заповедник в Архангельск или Кемь. За разъяснением ситуации мы обратились к Наместнику Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и директору ФГУК Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника архимандриту Порфирию (Шутову). – Отец Порфирий, позвольте начать с немного странного вопроса, а нужен ли музей на Соловках? – Музей нужен. И нужен именно на Соловках. Этот тезис четко осмыслен и государством, и общественностью, и Церковью. Результат – формулировка в «Стратегии развития Соловецкого архипелага уникального объекта, духовного, историко-культурного и природного наследия». Почему? Потому, что только бюджетная структура способна поддерживать соответствующий значимости и сложности соловецкого исторического наследия объем работ по его изучению, сохранению и популяризации. – Можно немного уточнить, в каких направлениях эта работа осуществляется музеем? – Конечно. На Соловках десятилетиями ведутся археологические раскопки, проводятся научные экспедиции, проходят встречи ученых, общественных и государственных деятелей. Только в этом году запланированы межрегиональная и международная научно-практическая конференции: «Состояние и рациональное использование пресноводных и морских экосистем Соловецкого архипелага» и «Соловки в литературе и фольклоре (XV–XXI вв.)». Музей публикует научные труды. Некоторые становятся вехами в исследовании Соловецкой истории, как например, две последние монографии кандидата исторических наук, сотрудника Институт Археологии РАН В.А. Бурова. Постоянно пополняются фонды музея. Сегодня они насчитывают свыше 100 000 единиц хранения. Начинается огромный по важности проект оцифровки рукописного и художественного наследия, хранящегося в разных музеях страны. Далее, деятельность в сфере образования, экспозиционная работа. Много необходимой и многократно усложненной в островных условиях обеспечивающей выполнение основных функций хозяйственной работы: здесь и флот, и автобусы, и служба охраны. Музей плотно вписан в круг соловецкой жизни. Созданный в 1967 году, музей прошел без малого полвека, служил делу сбережения Соловецкого наследия.

http://pravmir.ru/namestnik-solovetskogo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Белянкин Ю. С., Литвина Н. В. III международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» 23 и 24 мая на историческом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова при поддержке Фонда «Русский мир» прошла III международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе», посвященная памяти академика РАН Н. Н. Покровского и академика РАО С. О. Шмидта. Организатором конференции стала межкафедральная археографическая лаборатория Исторического факультета МГУ. В конференции приняли участие более 70 исследователей из 7 стран (США, Польши, Украины, Молдовы и др.) и 30 городов России, в числе которых Хабаровск, Улан-Удэ, Кемерово, Сыктывкар. Участников конференции приветствовали декан исторического факультета академик РАН С. П. Карпов, председатель Археографической комиссии РАН, член-корреспондент РАН С. М. Каштанов, настоятель Невской старообрядческой поморской общины, председатель Российского Совета Древлеправославной поморской церкви О. И. Розанов, заместитель исполнительного директора фонда «Русский мир» С. В. Шурыгин. Зачитаны были приветствия митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия и заведующей методическим отделом Ярославского музея-заповедника Н. А. Грязновой. Первое пленарное заседание открыл декан исторического факультета МГУ С. П. Карпов докладом, посвященным стратегии развития университетской исторической науки. Он уделил особенное внимание научным традициям, соблюдение которых не является признаком консерватизма, всякая живая традиция развивается, включая и перерабатывая новации. По словам докладчика, основой факультетской науки являются фундаментальные знания, которые базируются на источниковедении, их частью является археография. В своем докладе «Сигурд Оттович Шмидт и российская археография» С. М. Каштановподчеркнул значение отечественной полевой археографии, у истоков которой в 1960-х гг. стояли С. О. Шмидт и Н. Н. Покровский. Сбор, изучение и публикация источников – задачи, которые были в то время поставлены и планомерно реализуются до настоящего времени. Каштанов поделился личными воспоминаниями о С. О. Шмидте, который был не только вдохновителем и организатором полевых археографических исследований, но и чрезвычайно многогранным исследователем.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258729/

Н.И. Полетаев Содержание Предисловие Введение Глава I. История Российской Иерархии Глава II. История Псковской Иерархии Глава III. Описание Киево-Софийского собора и История киевской иерархии Глава IV. Духовные школы и духовное просвещение в России Глава V. История Славено-Русской церкви от начала оные до настоящего времени (рукопись) Глава VI. Митрополит Евгений, как историк русской церкви Приложения 1 2 3 4 5 6 7 8     Предисловие Предлагаемый вниманию читателей церковно-историографический труд начат был нами в 1887 г. и составлен большею частию в Казани. Но в виду недостаточности тамошних научных средств, а главное отсутствия рукописей митрополита Евгения, мы во второй половине минувшего года и начале настоящего, благодаря просвещенному содействию Казанской духовной Академии, предприняли поездку в Киев, Москву и С.-Петербург. Таким образом, для нас явилась счастливая возможность воспользоваться новыми, дотоле неизвестными не только нам, но отчасти и исторической науке, материалами, находящимися в библиотеках: Киево-Софийского собора, Киево-Печерской Лавры, Киевской духовной Академии с существующим при ней церковно-археологическим музеем, Киевской духовной семинарии, Московскою Румянцевского музея, Московского главного архива Министерства иностранных дел, Общества Истории и Древностей Российских при Московском университете, Московской духовной Академии, Московской Синодальной Типографии, Императорской Публичной, С.-Петербургской духовной Академии и Св. Синода. Не претендуя на всестороннюю полноту исследования, автор, говоря о том или другом труде м. Евгения по истории русской церкви, имел целию показать: процесс составления и печатания его, предшествующую литературу предмета, в нем разрабатываемого, источники и пособия, какими располагал при этом ученый иерарх, отношение к ним последнего, характер самого труда и его значение в свое и последующее время. Нечего и говорить, что не все эти вопросы одинаково удовлетворительно решены нами по отношению к каждому церковно-историческому труду высокопреосвященного Евгения, многое зависло тут от наличных материалов. Особенно не легко дается решение последнего вопроса о значении трудов митрополита Евгения по истории русской церкви для дальнейшей ее разработки, об их месте в нашей историографии. В этом случае мы не считали нужным штудировать и сравнивать всегда и все статьи, заметки и монографии, какие только появлялись в печати после покойного киевского митрополита по изученным им предметам нам представляется достаточным взять для сравнения более важные из них и при том ближайшие к настоящему времени и сослаться, в случае нужды, на признанный ученый авторитет. Говоря о значении Евгениевских трудов в свое время, мы старались стоять на точке зрения современников и, где возможно, говорить их языком. При пользовании обширною перепискою м. Евгения мы тоже старались сохранить его язык, его речь, как интересное выражение его мыслей, взглядов и вообще его духовного строя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Британские исследователи считают, что около 15 000 лет назад каннибализм был погребальной практикой в Северной Европе Люди поедали мертвецов не в силу необходимости, а в рамках своих верований и традиций   ЛОНДОН. Согласно новому исследованию, каннибализм был распространенной погребальной практикой в Северной Европе около 15 000 лет назад, когда люди поедали своих мертвецов не в силу необходимости, а в рамках своих верований и традиций. Пещера Гофа — известное место эпохи палеолита на юго-востоке Англии. Расположенная в ущелье Чеддер, пещера, пожалуй, наиболее известна обнаружением человеческих черепов возрастом 15 000 лет, имеющих форму чашек, и костей, которые были обглоданы другими людьми. Исследование, опубликованное в журнале Quaternary Science Reviews, предполагает, что это не единичный инцидент. Исследование было сосредоточено на т.н. Мадленском периоде позднего верхнего палеолита. Мадленцы жили примерно 11 000–17 000 лет назад. Эксперты лондонского Национального исторического музея проанализировали литературу и выявили 59 памятников Мадленского периода, в которых сохранились человеческие останки. Большинство из них находились во Франции, а также в Германии, Испании, России, Великобритании, Бельгии, Польше, Чехии и Португалии. Ученым удалось интерпретировать погребальное поведение на 25 объектах. Ритуальные манипуляции с человеческими останками и их частое возникновение в местах по всей Северной и Западной Европе позволяют предположить, что каннибализм был широко распространенной в Мадленской культуре практикой захоронения, а не «дополнением к диете», говорят исследователи. «Вместо того, чтобы хоронить своих мертвецов, эти люди их ели», — объясняет доктор Сильвия Белло, эксперт по эволюции человеческого поведения, работающая в Музее естественной истории. — «Мы интерпретируем доказательства того, что каннибализм неоднократно практиковался по всей Северо-Западной Европе в течение короткого периода времени, поскольку эта практика была частью диффузного погребального поведения среди Мадленских групп».

http://sedmitza.ru/text/10312782.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. А. Любартович. Верность призванию и преданность науке: К юбилею Елены Михайловны Юхименко   24 августа 2019 г. отметила личную юбилейную дату доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко. Имя исследователя истории и культуры старообрядчества широко известно и уважаемо в отечественном и зарубежном научно-образовательном сообществе, в Русской Православной Церкви, среди приверженцев различных согласий староверия. Профессиональная репутация Елены Михайловны как виднейшего филолога, архивиста, историка, искусствоведа, краеведа, так же как и авторитетного «музейщика», безупречна и высока. Посвященные ей страницы в русской Википедии поражают объемом и тематическим разнообразием творческого «багажа»: Елена Михайловна автор 30 монографий, публикаций исторических источников, фундаментальных научных каталогов выставок. Более 350 статей в академических журналах, научных сборниках и в энциклопедических изданиях достаточно полно характеризуют ее потенциал. В 2014 г. доктор наук Елена Юхименко, единственная из музейных работников страны, вошла в сотню ведущих отечественных филологов разных лет согласно Российскому индексу научного цитирования. Высочайшая планка отношения к труду исследователя, принятая Е. М. Юхименко под влиянием своих учителей Д. С. Лихачёва и Н. В. Понырко, всегда была для нее «мерилом праведным» научной добросовестности и принципиальности, внимания и доброжелательности к работе коллег. С 1990-х гг. Елена Михайловна инициировала реализацию ряда исследовательских, издательских и выставочных работ по изучению старообрядчества. В 1994 г. выходом под ее редакцией первого сборника «Старообрядчество в России (XVII–XX вв.)» начался долговременный издательский проект по публикации новейших исследований староверия в нашей стране и за рубежом, поддержанный грантами РГНФ. Все написанные или отредактированные ею статьи для вышедших 5 сборников были результатом изучения новых источников, обнаруженных в музейных и архивных фондах, в частных собраниях рукописно-книжного и иконного наследия староверов.

http://sedmitza.ru/lib/text/9410377/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кольцова Т. М. Иконы Вологды конца XVI–XVII   В июне 2018 г. в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике прошла презентация новой долгожданной книги «Иконы Вологды конца Х VI – Х VII века». Это был праздник для любителей книги. Русский Север – хранитель памятников древней культуры, где они создавались на протяжении нескольких столетий в условиях стабильности, патриархального уклада жизни и непрерывности художественных традиций. Даже в наше время открываются неизвестные памятники прошлого. Русский Север – очень широкое и емкое понятие, и сегодня назрела необходимость выявления, изучения и систематизации более локальных центров. Книга «Иконы Вологды конца Х VI – Х VII веков», выпущенная в 2017 г. – яркий ответ новым задачам нашего времени. Она является итогом многолетних исследований культурного наследия Вологодской земли. Эта тема крайне актуальна, так как именно северорусская провинция в силу своего исторического развития сохранила выдающиеся образцы древнерусской культуры. Книга издана в форме альбома-каталога и посвящена коллекции икон вологодских музеев.В издании впервые подробно представлены 110 памятников иконописи конца XVI – третьей четверти Х VII вв., снабженные развернутыми каталожными описаниями. Каталог предваряет большая статья с глубоким анализом исторических и художественных явлений Вологодчины. Книга продолжает известную специалистам и широкому читателю серию книг, посвященную музейным коллекциям икон, основанную в 2002 г. директором издательства «Северный паломник» С. В. Обухом. В первый том каталога собрания древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника и Вологодской областной картинной галереи (М., 2007) вошли самые древние памятники иконописи XIV–XVI вв. Издание настоящего, 2-го тома, возглавил А. В. Суворов, заместитель директора вологодского издательства «Древности Севера».

http://sedmitza.ru/lib/text/8565787/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Первая крупная выставка афро-испанского художника Хуана де Парехи открывается в Метрополитене Героя портрета работы Диего Веласкеса попытаются представить в духе идеологии BLM   НЬЮ-ЙОРК. Первая крупная выставка афро-испанского художника Хуана де Парехи, героя культового портрета Диего Веласкеса, открывается в Метрополитене, сообщает блог Armhismorynewsreporm. Хуан де Пареха (ок. 1608–1670), афро-испанский художник, ученик знаменитого Диего Веласкеса, предлагает беспрецедентный взгляд на жизнь и художественные достижения Испании 17 века. Широко известный сегодня как герой культового портрета работы Диего Веласкеса, хранящегося в Метрополитен-музее, Пареха был «порабощен» в студии Веласкеса более двух десятилетий, прежде чем смог стать самостоятельным художником. Эта выставка, открывающаяся 3 апреля 2023 года, впервые рассказывает его историю и исследует, «как порабощенный ремесленный труд и многорасовое общество неразрывно связаны с искусством и материальной культурой «золотого века» Испании», пишут устроители выставке, ориентирующиеся не столько на реалии 17 века, сколько на современные веяния, характерные для США. Экспозиция объединяет около 40 картин, скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства, а также множество книг и исторических документов из фондов The Met и других коллекций в США и Европе. «Эта выставка переносит нас в самое сердце испанской живописи 17-го века, чтобы раскрыть невероятную личную историю Хуана де Парехи», — сказал Макс Холлейн, недавно избранный на должность главного исполнительного директора Метрополитен-музея. — «Пересматривая повествование об одной из самых знаменитых работ в истории западной портретной живописи, презентация бросает вызов существующим представлениям об историческом искусстве и объектах и знакомит с выдающимся художником, чье имя может быть знакомо многим, но чьи работы неизвестны и не исследованы глубоко».

http://sedmitza.ru/text/10238784.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010