Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В США проходит выставка произведений искусства эпохи Возрождения Выставка включает произведения искусства и декоративных художественных изделий религиозного и бытового назначения НЬЮ-ЙОРК. В Метрополитен-Музее продолжает работу выставка произведений искусства и декоративных художественных изделий религиозного и бытового назначения, сообщается на сайте музея. Экспозиция называется «Относительные ценности: цена произведений искусства мастеров Северного Возрождения». Цель выставки – «показать выдающиеся произведения искусства и различные декоративные предметы роскоши, созданные как гениями Северного европейского Возрождения XVIb., так и малоизвестными теперь уже мастерами, в том контексте, в котором они впервые были представлены заказчикам, то есть попытаться воспринять их как объекты современного искусства. «Тогда, как и сейчас, значительное место занимало дизайнерское оформление, драматизм в изображении тех или иных исторических и мифологических сцен, апелляция к чувствам заказчика и зрителя, – говорится в пресс-релизе выставки. – Однако так же, как и в наши дни, произведения искусства несомненно рассматривались с точки зрения их ценности, а вместе и стоимости». «Впрочем, последнее несколько отличалось по своим параметрам от того, как оцениваются те или иные предметы искусства на современном арт-рынке», – отмечается в пресс-релизе. Выставка вобрала в себя шестьдесят два экспоната: это гравюры, гобелены, мозаика и скульптура прославленных голландских и фламандских живописцев и ваятелей, а также всевозможные декоративные, изящно украшенные и инкрустированные, предметы богослужебного и бытового назначения (иконные композиции, элементы витражей, чаши, дарохранительницы, инкрустированные распятия, сасуды, кувшины и т.д.), созданные североевропейскими мастерами периода Позднего Возрождения.

http://sedmitza.ru/text/8392223.html

Значение памятников христианского искусства на Афоне в общей византийской археологии. Общий отчет по Афонской археологической экспедиции 1898 года Представляемое ныне вниманию специалистов и любителей издание памятников христианской древности и искусства на Афоне составляет результата кратковременного осмотра 18-ти его монастырей и одного скита, главным образом, со стороны их ризниц, икон и вообще церковной утвари. Научная важность этой археологической задачи может быть объяснена самым положением византийских древностей и их отношением к древностям многих стран Европы, воспринявших культуру и искусство Византии. Византийская археология является доселе областью научных начинаний, в которой еще устанавливается хронология, периоды, подбираются самые памятники, но где прочное и ясное, связное целое принадлежит пока почти исключительно памятникам монументального искусства. Как общая наука истории искусства, так и археология многих стран, давно заинтересованы в разработке истории византийской архитектуры, мозаической и фресковой живописи византийских храмов, подобно тому, как в самой бытовой древности стран и народностей Европы некогда живым вопросом было построение своей св. Софии или вызов живописных артелей из Византии для росписи этих храмов. Но и в истории византийской архитектуры анализ памятника доселе еще ограничивается планом, формою сводов и куполов, и едва начаты стилистические разборы капителей, орнаментации и деталей. Так, и в описании храмовых росписей историк еще борется с утомительным однообразием их тем, только путем сравнения памятников, открывая постепенный ход развития общих задач храмовой росписи и отдельных сюжетов. Иконография – эта азбука церковного искусства – настолько занимает специалистов, что одна из наименее видных отраслей промышленного искусства – миниатюры лицевых рукописей – продолжает сосредоточивать на себе основные методологические работы. Между тем, даже в пределах собственно церковного искусства мы доселе не имеем монографий по истории икон в Византии, скульптуры и резьбы, по важнейшим предметам церковной утвари, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Выставка «Искусство Корана» в США представляет священные тексты как шедевры высокого искусства Экспозиция развернута в Смитсоновском музее американского искусства и продлится до 20 февраля 2017 года   ВАШИНГТОН. Выставка «Искусство Корана: сокровища Музея турецкого и исламского искусства», представляющая священные тексты как драгоценные шедевры искусства, развернута в Саклеровской галерее Смитсоновского музея американского искусства в Вашингтоне и продлится до 20 февраля 2017 года, сообщает сайт The Gardian. Последняя масштабная выставка древних и новых изданий священной книги ислама на западе состоялась в Британском музее в Лондоне в далеком 1976 году. Восполнить этот пробел и призвана крупнейшая нынешняя выставка «Искусство Корана» в Вашингтоне. В экспозиции посетители увидят более 60 богато иллюстрированных древних рукописей. Самым старым из них уже более тысячи лет, и все они происходят из дальних и ближних областей исламского мира, будучи чрезвычайно разнообразными по стилям и форматам – от одиночных листов пергамента до тяжелых томов в кожаных переплетах. Выставка дает «уникальную возможность увидеть величайшие образцы искусства исламской каллиграфии, графики, декорации и переплетного мастерства, - говорит директор музея Джулиан Раби. – Главное для нас – показать зрителю всю палитру тех художественных средств, которыми пользовались мастера на большом пространстве от северной Африки до Афганистана, работая над священными текстами». Основная часть предметов поступила из Музея турецкого и исламского искусства в Стамбуле, который предоставил 47 бесценных шедевров возрастом от седьмого до семнадцатого века, при этом большая часть предметов никогда не выставлялась за рубежом, и в экспозиции они сегодня соседствуют с 16 предметами из постоянной коллекции Смитсоновского музея.

http://sedmitza.ru/text/6718315.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Неандертальцы создали самое древнее искусство в мире Однако их искусство, возможно, было более абстрактным, чем стереотипные наскальные изображения фигур и животных, сделанные Homo Sapiens   ЛОНДОН. Один из самых горячо обсуждаемых вопросов в истории исследований неандертальцев заключался в том, создавали ли они искусство. В последние несколько лет все ученые пришли к общему мнению, что искусство у них было. Но, как и у их родственников Homo sapiens, поведение неандертальцев менялось в зависимости от культуры от группы к группе и с течением времени, отмечает издание Phys.org. Их искусство было, возможно, более абстрактным, чем стереотипные наскальные изображения фигур и животных, сделанные Homo Sapiens уже после того, как неандертальцы исчезли около 30 000 лет назад. Но археологи начинают понимать, насколько креативным было искусство неандертальцев само по себе. Считается, что Homo sapiens появился в Африке не менее 315 000 лет назад. Популяции неандертальцев в Европе прослеживаются не менее 400 000 лет назад. Еще 250 000 лет назад неандертальцы смешивали с жидкостями минералы, такие как гематит (охра) и марганец, для получения красных и черных красок, предположительно для украшения тела и одежды. Исследования палеолита археологами в 1990-х годах радикально изменили распространенное представление о неандертальцах как о «тупицах». Теперь мы знаем, что они не стремились не отставать от Homo sapiens, а имели собственную поведенческую эволюцию, хотя и с некоторыми нюансами. Их большой мозг получил свое собственное эволюционное содержание. Из находок останков в подземных пещерах, а также следов использования инструментов и пигментов в местах, где у неандертальцев не было очевидных причин для их чисто практического применения, мы знаем, что они, похоже, интересовались окружающим их миром и стремились его отобразить.

http://sedmitza.ru/text/10212931.html

Бычков Виктор Васильевич Язык византийского искусства Предвидя некоторое недоумение читателя, более знакомого с византийским искусством, чем с его богословско-эстетическим обоснованием, я хотел бы привлечь внимание к одному из интересных парадоксов византийского эстетического сознания, пристальное изучение которого еще ждет своего часа. Среди теоретиков искусства и в ранневизантийский период, и во времена иконоборчества, и в столетия расцвета византийского искусства X-XII вв. существовала достаточно распространенная (если не ведущая) тенденция, берущая начало в культуре эллинизма, к усмотрению и поощрению в изобразительном искусстве экспрессивно-натуралистических и реалистических черт и приемов изображения. Главное же направление византийского церковного искусства, достигшее зрелости именно в X-XII вв., и особенно в иконописи, основывалось во многом на иных принципах. Не иллюзионизм, психологизм, экспрессивность и динамизм, но, напротив, обобщенность, условность, символизм, статика, самоуглубленность, иератичность и каноничность характерны для него в первую очередь. Мозаики Софии Константинопольской (XI в.), монастырей Дафни под Афинами и Св. Луки в Фокиде (XI в.), храмов в Торчелло, в Чефалу, в Монреале (XII в.), в Палатинской капелле в Палермо, многочисленные иконы и храмовые росписи этого периода служат ярким подтверждением сказанного. Остановимся несколько подробнее на художественно-эстетической специфике этого искусства, на тех его особенностях, которые составили основу так называемого «византийского стиля» в искусстве и были унаследованы в средние века искусством многих стран православного ареала, включая балканские государства, Грузию, Древнюю Русь 90 . В связи с тем, что человек стоял в центре внимания христианского мировоззрения и мироощущения – его очищение, преображение и спасение составляли главную цель христианской Церкви, как духовного института, – в процессе исторического развития византийского искусства человеческая фигура заняла смысловой и формальный центры практически любой композиции. Выполняя свою традиционную функцию, искусство давало конкретно-чувственное выражение духовного идеала культуры. Поэтому в византийской живописи человеческая фигура выступала носителем основных художественных идей. Наиболее значимые в духовном отношении фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались т. м, 16,26,28 обычно во фронтальном положении. Их подчеркнутая статика и иератизм (священная статуарность) призваны были показать их внутреннюю духовную концентрацию, сакральную значимость и возвышенность; их принадлежность не только и не столько к земному миру, сколько к миру вневременного бытия, которому предстояли, в контакт с которым стремились войти верующие в ходе церковного богослужения или индивидуальной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/fenomen-...

В целой истории нашего церковного искусства едва ли возможно указать такую эпоху, когда оно находилось бы в столь неопределенном положении, как в настоящее время – на самом исходе XIX столетия. Искусство свободно и даже субъективно, а потому в своем историческом движении предполагает широкое разнообразие художественных идей и образов и не может быть сведено к одному шаблону; тем не менее и в этом разнообразии существует известная закономерность, существуют определенные общие принципы, управляющие ее только личным настроением отдельных художников, но и полагающие известную печать на целые художественно-исторические эпохи. Отсюда – художественные школы в смысле определенных художественных направлений, хотя бы они и не имели внешней организации. Тем более требование этой закономерности применимо к произведениям искусства церковного, по самому существу своему призванного на служение целям церкви, всегда более или менее определенным и ясным. Определенность и строгая выдержанность в трактовании иконографических сюжетов и типов, как принадлежность той или другой художественно-исторической эпохи, служат для современного археолога одним из важнейших средств к распознаванию древних памятников искусства и их научной классификации. Эпохи переходные, без сомнения, допускают некоторое нарушение последовательности, в установившемся смысле этого слова; но и они, как показывают наблюдения, имеют свою историческую логику и на месте низвергнутого кумира воздвигают новый храм, столь же последовательный и определенный в своих основных художественных началах, создают, новое художественное направление... Последовательность направления – составляет общую характерную черту важнейших эпох в истории искусства. Чимабуэ и Джотто 1 нарушили установленную веками последовательность в историческом ходе искусства средних веков, нарушили именно свободным обращением с иконными византийскими традициями; но на месте византийской традиции поставили новое начало: искание красоты в типах, композициях и драпировках, оживление сцен, точную передачу характеров, гибкость движений, вообще приближение к природе; таким образом – они, а равно и последователи их, повели искусство по новому определенному пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси 30.01.2023 16:51 Версия для печати Экспозиция «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея Подобно Толедо, Киото или Кракову, город Владимир — это еще одна покинутая столица древнего государства, и, как это зачастую бывает в подобных случаях, в нем осталось множество произведений искусства «столичного» качества. Выставка в Западном крыле Новой Третьяковки позволяет москвичам и гостям города взглянуть на всесторонне иллюстрированную историю искусства Владимиро-Суздальского княжества и его политических преемников.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ЦВ 5 (354) февраль 2007 /  4 февраля 2007 г. Андрей Дьячков, руководитель Архангельской школы звонарей, главный специалист Международного центра колокольного искусства: Будущее колокольного искусства закладывается сегодня «Церковный вестник» совместно с Международным центром колокольного искусства и Архангельской школой звонарей начинает серию публикаций «Колокола и колокольные звоны». На сегодняшний день возрождение колокольных звонов — одна из актуальных задач Русской Церкви. В то же время за годы советской власти ни один вид церковного искусства не пострадал так, как колокольное. На сегодняшний день общее количество приходов Русской Православной Церкви превысило 26 тысяч (из них в России — 12 665), действует 688 монастырей. Если предположить, что каждому храму в среднем требуется два обученных звонаря, то их общее количество должно составить более 50 тысяч человек! Число же школ звонарей, регулярно занимающихся обучением, на сегодня — не более десяти. Наиболее известные из них находятся в Архангельске, Москве, Саратове и Петербурге. Далеко не каждый человек, желающий научиться звону, сможет легко преодолеть расстояние в тысячи километров для того, чтобы пройти обучение. Но даже если предположить, что каждая школа будет выпускать в год до пятидесяти человек, то общее число выпускников за год не превысит пятисот. Не сложно сделать вывод, что для того, чтобы подготовить звонарей для всех храмов Русской Православной Церкви в России и за рубежом, по самым скромным подсчетам уйдет более... 100 лет. Кроме теоретических статей, важную роль авторы отводят практическим советам и рекомендациям, которые будут регулярно публиковаться в нашей рубрике. В следующем номере вы сможете прочитать интервью с лучшими звонарями России, которые соберутся на Звонильную неделю, проводимую в рамках ежегодного Пасхального фестиваля в Москве. В статье также будут затронуты проблемы целесообразности проведения конкурсов среди церковных звонарей и несоответствие духа состязательности духовной жизни православного человека.

http://e-vestnik.ru/church/buduchee_kolo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 60-й годовщине смерти великого русского композитора С.В.Рахманинова (комментарий в русле истории) С.В.Рахманинов (1922г.) Я. А. Богатенко. Воскрешение древности. По поводу последнего концерта Синодального хора (Старообрядческая мысль, 1915, 5/6, с. 560—564) Можно заметить, что в жизни даже величайших художников иногда наступают такие моменты, когда уставшее творчество их бессильно останавливается пред непосильною задачей — создать своим новым произведением поворотную эпоху в данной отрасли искусства. Вполне естественно и неизбежно, что в таких случаях остро-напряженный взор художника невольно обращается назад, на вековой и безграничный путь древнего искусства, зародившегося в безвестные времена, в безличной массе народа, нации... И ищущий взор художника не обманывается: он находит в памятниках древнего искусства то неисчерпаемое богатство глубоких по замыслу творений, которое в состоянии оживить и его творческую деятельность, и, кроме того, направить самого художника по верному пути — пути сближения с нацией и народом. Чтобы доказать только что сказанное, стоит только обратить внимание на происходящее на наших же глазах явление, которое, на первый взгляд, могло бы показаться удивительным: за недолгий сравнительно промежуток времени представители всякого рода искусства — художники, писатели, архитекторы и композиторы — обратили свое пытливое внимание на древнее искусство, прежде как бы не замечаемое ими, и один перед другим тщательно и углубленно устремились к усердному изучению самых сокровенных тайн его. Так, художники деятельно принимаются за собирание и изучение произведений древней иконописи; архитекторы, бросив надоевшие всем искусственно придуманные формы модернизма, ищут поддержку своему творчеству в классических формах древних построек; писатели не менее усердно изучают слог и язык произведений литературы и, более или менее успешно, пользуются ими в собственном творчестве; и, наконец, музыканты и композиторы, наравне с прочими представителями искусства, напряженно изучают древние и старинные формы звукового мелодического творчества.

http://sedmitza.ru/text/396453.html

Самым существом Русской иконописи – держаться церковного предания – определяется исходный пункт в методе ее изучения, то есть, приведение в ясность этого художественно-религиозного предания. Наши предки, как мы видели, очень сбивчиво говорят об этом предании: то указывают на каких-то древних мастеров, то на Греков, то на приделы Цареградского храма Св. Софии, то на какие-то греческие миниатюры и другие завозные образцы. Для древних иконописцев было достаточно этих неопределенных указаний; потому что на самой практике, по заведенной рутине, предание ими наблюдалось. Но в наше время, когда приведены в известность, изданы и оценены по достоинству важнейшие памятники древнехристианского искусства вообще и некоторые Византийского стиля, естественно представляется сам собой вопрос: многое-ли и что именно в предание Русской иконописи заимствовано из общего достояния древнехристианского искусства вообще и из Византийского в особенности? А для этого должно привести в известность самые источники искусства и объяснить их содержание и стиль. Но чтобы удержаться в пределах авторитета, принятого нашей иконописью, надобно это предание определить известным периодом времени, Подлинники нам указывают на последнюю эпоху этого периода, именно на разделение церкви на Восточную и Западную в IX в.; следовательно, по смыслу этого указания, все произведение церковного искусства, предшествующие разделению церкви, где бы они ни возникли, на Востоке или на Западе, в Византии или в Риме, Милане, Равенне, Арле, Ахене, равно могут дать содержание нашему иконописному преданию. Если это так, то история нашей иконописи, по сродству источников, должна составлять одно нераздельное целое с историей христианского искусства до IX в. включительно. Но мы уже не можем с такой наивной исключительностью, как наши предки, смотреть на само производство церковных вещей, и отвергать их потому только, что они были сделаны не православными. Мы знаем, что западное искусство, при многих отклонениях, многое и удерживало из общих церковных преданий, даже до XIII и XIV столетий. Следовательно и эти позднейшие данные в рассуждении Русского иконописного предания опущены быть не могут. Сверх того, мы знаем также, что на западе в течение трех столетий после разделения церкви много художественных произведений сделано было мастерами греческими; например, мозаики в Сицилии и в Венецианском соборе Св. Марка, XI и XII столетий. В Италии до XIII в. было так сильно влияние греческое, что по старинному преданию, всю живопись итальянскую до Чимабуэ привыкли называть Византийской. Следовательно, все что в западном искусстве соединено с названием Греческого или Византийского, имеет неоспоримое право быть также введено в область русского иконописного предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010