Цыпин В.А., прот. Церковное право     Приводится по изданию: Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. церкви, 1994. Введение Церковь и право Богочеловеческая природа Церкви Право Применимость правовых норм к жизни Церкви Место церковного права в системе права Церковное право как наука Название дисциплины: каноническое и церковное право Изучение церковного права в Византии и Греции Изучение церковного права в России и на Балканах Изучение церковного права на Западе Задача, метод и система науки церковного права Часть I. Источники Церковного права Материальные источники Божественное право Церковь как источник своего права Божественное право и церковное законодательство Каноны Частное церковное законодательство Статуарное право Обычай Мнения авторитетных канонистов Иерархия правовых норм Государственное законодательство по церковным делам Священное писание как источник церковного права Канон Священных книг Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм Новый Завет как источник церковного права Апостольские писания как источник церковного права Священное Писание и каноны Источники церковного права доникейской эпохи Право древней Церкви Древнейшие памятники церковного права «Апостольские Постановления» «Правила Святых Апостолов» Правила Святых Отцов доникейской эпохи Греческие источники церковного права эпохи вселенских соборов Правила I Никейского Собора Правила II Вселенского Собора Правила Ефесского Собора IV Вселенский Собор 451 г Правила Трулльского Собора II Никейский Собор Правила Поместных Соборов Правила Святых Отцов Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху вселенских соборов Канонические сборники Римско-Византийское право Сборники государственных законов по церковным делам «Номоканоны» Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов Каноны западного происхождения Декреталы Западные канонические сборники IV-VI вв. Западные канонические сборники VII-IX вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/432337/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО [лат. jus canonicum; итал. diritto canonico; англ. canon law; франц. droit canonique; нем. kanonisches Recht; исп. derecho canonico], система правовых норм, составляющая основу действующего церковного законодательства в Поместных Православных Церквах, Римско-католической Церкви, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквах. К. п. Православной Церкви Понятия «каноническое право» и «церковное право» Проблема разграничения понятий «каноническое право» (jus canonicum) и «церковное право» (jus ecclesiasticum) правосл. канонистами решалась неоднозначно. В визант. эпоху в Вост. Церкви заметно различение канонов как правил церковной жизни, принятых самой Церковью (καννες; см. ст. Каноны (правила) ), и гос. законов по церковным делам (νμοι), даже в смешанных сборниках - Номоканонах, состоящих из тех и других законоположений (от νμος - закон и κανν - канон). По мнению русского канониста Н. С. Суворова , различение понятий «церковное право» и «каноническое право» вполне приемлемо для правосл. Церкви. Канонист ссылается при этом на то обстоятельство, что «церковные отношения... как в автокефальных церквах Восточного православия, так и на Западе только отчасти определяются каноническим правом, главным же образом определяются нормами позднейшего происхождения, как церковного, так и государственного» ( Суворов. 1913. С. 6). Довод этот верен лишь в том отношении, что количественно законодательный материал позднейшего происхождения превосходит канонический свод. В этом смысле К. п. затрагивает лишь часть всей совокупности церковно-правовых актов. Но каноны образуют основу и сердцевину церковного права, для позднейшего церковного законодательства они служили непререкаемым авторитетом и источником правовых норм. Каноны, приводимые Суворовым для обоснования необходимости различать каноническое и церковное право (VII Всел. 12 - о недействительности отчуждения церковного имущества, Трул. 85 - о форме отпущения рабов на волю), представляют собой немногочисленные исключения из общей тенденции. Кроме того, эти 2 канона выражают определенную нравственную норму, имеющую большое значение для церковного правосознания. Если на Востоке Церковь и входила в область светского, мирского права, полагает А. С. Павлов , то она никогда не придавала принципиального значения своей законодательной деятельности в этой области. Поэтому применительно к правосл. Церкви он справедливо отождествляет каноническое и церковное право: «Православный, и в частности русский, канонист может безразлично давать своему предмету и то, и другое название». По его словам, «если мы назовем наш предмет каноническим правом, то этим названием укажем на господствующий и определяющий элемент в церковном праве» ( Павлов. 2002. С. 8). Экклезиологические основания канонического права

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Церковное право как наука Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Название дисциплины: каноническое и церковное право. Систематическое изложение права, которым регламентируется жизнь Церкви, составляет предмет науки, которая так и называется: «Церковное право.» Существует, однако, и другое название нашей дисциплины - каноническое право. Слово «канон» (κανων)) в буквальном, вещественном смысле означает инструмент для проведения прямых линий. Но это слово получило также обозначение «образца, правила.» На новозаветном языке оно употребляется в смысле «правила» христианской жизни: «Тем, которые поступают по сему правилу (κανων)), мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал. 6:16); «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу (κανων) жить» (Флп. 3:16), В церковном лексиконе слово «канон» стало одним из самых многозначных. Оно обозначает и перечень Священных Книг, и список клириков, и особый литургический жанр. Предметом нашей науки являются каноны в смысле дисциплинарных постановлений - правил апостольских, соборных, и святоотеческих. Во 2-м правиле Трулльского Собора сказано: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей Святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас Святыми и Блаженными Отцами, а также и нам преданныя, именем святых и славных апостолов, 85 правил Gcaviovee)... Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от Святых и Блаженных Отец наших...» Каноны (κανωνες) следует отличать как от оросов (ορος) - догматических определений Соборов, так и от законов (νομοι), изданных гражданской властью. В западной юридической литературе церковное и каноническое право рассматриваются как две различные дисциплины. Под канонической подразумевается наука, изучающая каноны Древней Церкви и папские декреталы, вошедшие в «Корпус канонического права» (Corpus juris canonici) - свод, окончательно сложившийся на исходе средневековья. Правовые нормы этого свода касаются не только церковных, но и светских правовых отношений, которые в средние века входили в юрисдикцию церкви. Таким образом, каноническое право на языке западной юридической науки - это право, церковное по происхождению, однако не исключительно церковное по содержанию. Церковным же правом называют науку, предмет которой правовые акты, регулирующие церковную жизнь, независимо от их происхождения: будь то древние каноны, церковные постановления позднейшей эпохи или законы, изданные светской властью.

http://sedmitza.ru/lib/text/432344/

А.С. Смыкалин Глава X. Каноническое право и российская правовая система 1. Место канонического права в развитии российской правовой системы. 2. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы взаимоотношений Церкви и государства. 3. Реализация религиозных прав и свобод. Религиозные объединения: религиозные группы и организации. Свобода совести и военная служба. Образование. 1. Место канонического права в развитии российской правовой системы Православное церковное право – важнейшая составляющая фундамента, на котором сформировалась российская правовая система. Его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории. В настоящее время каноническое право является действующей нормативно-регулятивной системой в рамках Русской Православной Церкви – одной из влиятельнейших организаций нашего общества. Следует учесть, что каноническое право есть сочетание правового и морального регулирования. В современных условиях усложняющаяся социальная действительность требует от права усиления его регулятивного потенциала. Так, опыт успешного взаимодействия права и морали в рамках канонического свода может быть использован для формирования комплексного нормативного воздействия на общественные отношения в сфере светской правовой системы. Исследователь Е. П. Гаранова подчеркивает, что «деятельность Церкви имеет в основном духовно-нравственную направленность, и нормы канонического права призваны способствовать нравственной жизни членов Церкви. Из этого следуют серьезные различия в задачах светского и церковного права, а также в способах их решения. Например, светское право должно ограждать членов общества от неправильных действий с помощью нормативных актов и системы наказаний. Аналогичным образом каноническое право посредством нормативных актов и системы наказаний способствует защите от неправильных (греховных) действий...» 162 . Христианская Церковь практически всегда живет в той или иной политической и правовой системе. Национальная (поместная) Церковь , даже будучи отделенной от государства, живет в нем не только по церковным законам. Источником права, наряду с собственно церковным законодательством, для Церкви служит и государственное законодательство. В области внешнего права Церкви, т. е. ее правового положения в государстве и гражданском обществе, воля государственной власти является суверенным и единственным законодательным источником. Таким образом, каноническое право принимает характер корпоративного права, нормы которого взаимодействуют с нормами государственного права. 2. Взаимоотношения Церкви и государства

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Н.Р. Антонов XV. Право священнодействования Итак, два важных догматических права – учительства и управления – по Аксакову, присущи и мирянам. Что же он думает относительно третьего праваправа священнодействовать? Уже в сочинении «Духа не угашайте» есть такие места, которые ясно говорят, что это право может также принадлежать мирянам. Он вспоминает Тертуллиана – «Право давать крещение, свидетельствуя об обычаях и воззрениях своего времени, имеет первосвященник, который есть епископ, затем пресвитеры и диаконы, но, однако, не без соизволения епископа ради чести церковной, сохранением которой сохраняется мир». Затем, переходит Тертуллиан к праву мирян в случае необходимости подавать крещение. «Итак, говорит Аксаков, право и обязанность подавать крещение в строгом смысле принадлежит только епископу, и только по нужде, с соизволения епископа, переходит от него к пресвитеру. Нужда эта состоит, прежде всего, разумеется, в географической отдаленности от места, где должно происходить крещение, места жительства епископа. По нужде же право и обязанность крещения переходит и к диакону»... «Но, продолжает Аксаков, приведенные выше слова Тертуллиана свидетельствуют, что и миряне, вообще говоря, имеют право крестить, хотя в случае нужды, если не призываются епископы или пресвитеры, или диаконы, ибо от равного получаемое, равным же и дается, вследствие чего и крещение может быть совершаемо всеми» 111 . Обобщая различные свидетельства церковной древности, и основываясь на словах Тертуллиана , Аксаков обмолвился следующей тирадой: – «По учению православной Церкви всякий верующий христианин молитвенно может совершать таинство крещения, но, ради сохранения порядка церковного, не должен делать этого (пользоваться этим правом, как говорят Тертуллиан и блаженный Иероним ), если это не вытребывается необходимостью. Право и обязанность крещения принадлежат только епископу, но в виду необходимости, соизволением его, передаются пресвитерам, а за отсутствием пресвитера и диакона, и всякий верующий мирянин, и простой монах, и даже женщины по необходимости могут и должны совершать крещение. Интересы спасения Церковь ставит выше интересов порядка, ибо порядок, строй – есть средство ее, а не цель 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

А.С. Смыкалин Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса 1. Православное учение о Церкви. 2. Богочеловеческая природа Церкви. 3. Применимость правовых категорий к жизни Церкви. 4. Место канонического (церковного) права в системе права. 5. Каноническое (церковное) право как наука. Изучение церковного (канонического) права в Византии и Греции. Церковное правоведение в России. Задача, метод и система науки канонического (церковного) права. Наука канонического (церковного) права и ее отношение к наукам богословским и юридическим. Каноническое (церковное) право и российская правовая наука. 1. Православное учение о Церкви Каноническое, или церковное, право мало изучено отечественной юриспруденцией. В XIX – начале ХХ в. оно читалось на юридических факультетах всех российских университетов. В советское время, когда церковь была официально отделена от государства, в светских вузах его не преподавали. Сегодня идеологические оковы спали, и, на наш взгляд, следовало бы переосмыслить роль церковного права в юридической науке. Основоположником курса канонического (церковного) права считается профессор протоиерей В. А. Цыпин, опубликовавший в 1994 г. первый за последние 80 лет курс лекций по данной дисциплине (в 1996 г. его переиздали тиражом 10 тыс. экз., и вскоре он стал библиографической редкостью). С точки зрения В. А. Цыпина, каноническое (церковное) право – «это нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами религиозного или политического характера». Исследование канонического (церковного) права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами, происходящими в современном российском обществе, ибо православное церковное право – одна из важнейших составных фундамента, на котором сформировалась российская правовая система, его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории 1 . Как справедливо отметил Патриарх всея Руси Кирилл (Гундяев), «для того, чтобы обеспечить действительно устойчивое существование человеческого сообщества, необходимо опираться на новое многополярное и многоукладное устройство мира. При этом религиозные или иные традиции должны быть учтены при формировании общей цивилизационной картины. Настало время вернуть обществу понимание религии как глубочайшего пласта человеческой культуры, как основы, которую невозможно ограничить рамками личной жизни» 2 . 2. Богочеловеческая природа Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

архиеп. Григорий (Афонский) Глава 1. Введение в каноническое право Церковное или каноническое право обязано своим происхождением и развитием историческому фату появления и распространения в мире христианской религии, соединивших своих последователей в особенный общественный союз, которому исключительно принадлежит название Церковь и в котором отдельные члены осознают себя не эллинами, римлянами, иудеями, но братьями по вере, детьми одного Бога Небесного. « Церковь , – говорит еп. Иоанн, – есть богоучрежденное общество верующих в Иисуса Христа, соединенных между собой в общий духовный союз единством веры, освящаемых благодатью Св. Духа в таинствах, и под невидимым Главою – Христом, преемственной от Апостолов властью духовно управляется ко спасению». 5 5 Непосредственный основатель Церкви, Иисус Христос , Сам определил Церкви иметь не ограниченное никаким временем и местом назначение действовать для спасения всего мира. Это божественное назначение Церкви служит основанием ее особенных прав, или тех преимуществ ее высшего полномочия власти и свободы, с которыми Церковь вошла в мир, сообразно своему назначению и цели. Название «каноническое (право) происходит от греческого слова «канон», которое сначала обозначало орудие для проведения прямых линий; позднее – название образца, правила; наконец, в церковной терминологии слово «каноны» стало обозначать правила христианской веры и жизни, и в особенности – дисциплинарные наставления церковных соборов, в отличие, с одной стороны, от догматических определений Церкви, а с другой – от законов гражданских (номос) по отношению к Церкви. Каноническое право ограничивается областью церковных по происхождению и природе правил, относящихся всецело к самой Церкви и ее членам. Эти каноны и служат критерием и основанием для действующего права всех Православных Автокефальных Церквей. Каноническое право еще называется церковным правом потому, что это право составляет совокупность в более широком объеме всех законов, какими Церковь обладает: как своими собственными (канонами), так и светскими (номос), относящимися к Церкви. Такие сборники назывались Номоканоны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава вторая. Источники, метод и инструментарий канонического права Каноническое право, будучи правом Церкви, всегда вовлечено в судьбы как первого, так и второй. Изучение источников, метода и инструментария канонического права – та область, где они теснейшим образом соприкасаются с тем реальным содержанием, которым понятия «права» и «Церкви» постепенно наполняются в истории и в жизни Народа Божьего. Поэтому такое изучение не может быть отделено от всего сказанного в первой главе о богословском обосновании канонического права. Более того, оно является его необходимым следствием. 4. Источники и формирование канонического права 4.1 Источники канонического права В церковном праве различают два вида источников: внутренние, или материальные источники, продуцирующие право, в том числе без вмешательства церковного законодателя; и внешние, или формальные источники, представляющие собой отдельные законы или канонические нормы. Первые тесно связаны с проблемой единства канонического права, вторые – с длительным процессом кодификации церковных законов. а) Материальные источники и единство канонического права В предыдущей главе было показано, что конечной целью правовой структуры Церкви является осуществление communio, и что каноническое право таким образом причастно сакраментальной природе таинства Церкви в целом. Первичное ядро правовой структуры нового Народа Божьего составляет само позитивное божественное право (ius divinum positium). Это утверждение не только не затемняет, но, напротив, должным образом высвечивает тот факт, что в общинной структуре Церкви естественное божественное право (ius divinum nanurale) тоже играет свою роль – пусть вторичную, или вспомогательную. Ибо если схоластика учила, что gratia non tollit, sed perficit naturam (благодать не отменяет, а усовершает природу), то Второй Ватиканский собор утверждает буквально следующее: « Церковь ... есть знак и одновременно страж трансцендентного характера человеческой личности» (GS 76, 2). Обе упомянутые формы божественного права, взаимодействуя с чисто человеческими элементами (ius humanum или ius mere ecclesiasmicum), формируют церковное право. Нормативное значение трех элементов этого классического разделения, восходящей к Франсиско Суаресу, различается в зависимости от степени их приближенности к центру таинства Церкви. Но изначальное своеобразие канонического права в целом, в сравнении с правом государственным, удостоверяет его причастность к этому таинству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Источники церковного права 1. Виды источников церковного права и их относительная важность § 11. Божественное право церкви, как первооснование и критерий ее положительного права Из понятия о церкви, как божественном учреждении, осуществляющем на земле недостижимые ни в каком другом человеческом союзе цели христианской религии, необходимо следует, что первоисточником основных законов, определяющих ее устройство и деятельность, служит божественная воля Основателя церкви, открытая Им последней. Но и сама церковь , как живой организм, поставленный в обыкновенные условия человеческой жизни, уполномочена своим Основателем развивать свое право, сообразно с потребностями времени и места. Кроме того, по своему положению в сфере мирского права, церковь находится в зависимости от государства и от него получает нормы, определяющие ее внешние права и отношения. Таким образом, право церкви, по своему происхождению, есть или божественное (jus divinum), или человеческое, созданное частью самой церковью (внутреннее право), частью государством (внешнее право). Божественное право, относясь к самому существу церкви и составляя первичные основы ее устройства и деятельности, необходимо для нее во все времена и, значит, имеет характер неизменяемости. Источниками познания этого права служат, прежде всего, книги священного писания, в которых содержатся непосредственные откровения божественной воли. Но каноническая важность правил религиозно-общественной идеи, что тоже, церковной жизни, содержащихся в священном писании, не одинакова. На первом плане стоят, конечно, правила, данные церкви Самим ее Основателем или от Его имени -Апостолами, как продолжателями божественного дела устроения церкви. Затем следуют правила церковной жизни и дисциплины, предписанные Апостолами от своего собственного лица и ими же отличенные от правил божественных ( 1Кор. 7 : 12 и 25). Наконец, церковь находит для себя обязательные законы и в книгах священного писания ветхого завета, преимущественно в Моисеевом законодательстве, о котором сам Христос сказал: «Я пришел не разрушить закон, но исполнить» ( Матф. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

§ 1. Церковь и церковное право Во времена язычества не было самостоятельного религиозного общества, существенно отличного от государства; религиозное устройство составляло часть государственного – jus sacrum было частью jus publicum. “Publicum jus in sacris, in sacerdotibus, in magistratibus consistit”. Одна еврейская религия, откровенная по происхождению, признавала Иегову Всемогущим Богом, Творцом мира, Отцом и Промыслителем вселенной; но и ветхозаветное Откровение составляло достояние собственно одного избранного народа Божия. Идея всемирного религиозного общества, обнимающего собою все человечество, была неизвестна язычникам и иудеям. Только Иисус Христос , Основатель христианства, принес на землю всемирную религию 2 , переступившую за пределы национальности и государства и установил единую, вселенскую церковь . С этого только времени церковь, как внешнее общество верующих, живет особою жизнью, и, смотря по потребностям церковной жизни, развивает самостоятельное законодательство, совершенно отличное от публичного и частного права народов. Здесь только, в этом новом обществе, церковные отношения людей с очевидностью выделились из остальных их отношений и составили предмет для особенной ветви или для особенной области права в целом. Эта особая ветвь права и есть церковное право. Таким образом, церковное право есть совокупность норм, которыми определяются жизнь и отношения людей в церкви, как самостоятельном обществе, основанном Иисусом Христом для их спасения. § 2. Положение церковного права в общей системе права и отношение его к частным юридическим наукам Церковное право, как сказано, есть особая ветвь права; однако еще до сих пор некоторые ученые считают церковное право то частью публичного, государственного права, то частью права гражданского, хотя, очевидно, несправедливо. И, во-первых, церковное право не есть часть государственного, публичного права; ибо церковь не есть государственный институт; создана не для государственных целей и полномочия свои получила не от государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010