«Задача духовного суда — исправлять, а не карать». Первые решения Общецерковного суда. В ходе первого заседания Общецерковный суд Русской Православной Церкви рассмотрел четыре дела. Наибольшего внимания судей потребовало дело, касающееся дисциплинарного взыскания в отношении одного из клириков Ростовской-на-Дону епархии. Оно было наиболее насыщенным и, можно сказать, сложным. Внимательное изучения дела позволило судьям Общецерковного суда придти к выводу о неправомерности решения епархиального суда. 20 июня, 2010 В ходе первого заседания Общецерковный суд Русской Православной Церкви рассмотрел четыре дела. Наибольшего внимания судей потребовало дело, касающееся дисциплинарного взыскания в отношении одного из клириков Ростовской-на-Дону епархии. Оно было наиболее насыщенным и, можно сказать, сложным. Внимательное изучения дела позволило судьям Общецерковного суда придти к выводу о неправомерности решения епархиального суда. «Задача духовного суда — исправлять, а не карать» (профессор А.И. Алмазов ) Мы предлагаем читателям познакомимся с решениями, принятыми Общецерковным судом Русской Православной Церкви 17 мая 2010 года и утвержденными Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Дело священника Андрея Васильевича Шереметова Апелляционная жалоба запрещенного клирика Воронежской епархии священника Андрея Васильевича Шереметова на решение епархиального суда Воронежской епархии от 06.05.2009 г. о его извержении из сана, рассматривалась на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 17.07.2009 г. Суд принял решение: 1. Признать необоснованным утверждение священника А.В. Шереметова о том, что решение епархиального церковного суда Воронежской епархии от 06.05.2009 г. о его извержении из сана было принято на основании тех же церковных правонарушений, которые ранее стали причиной запрещения его в служении указом управляющего Воронежской епархией митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. 2. Признать доказанным совершение священником А.В. Шереметовым в период с 14.05.2007 г. большей части церковных правонарушений, установленных епархиальным церковным судом Воронежской епархии.

http://pravmir.ru/pervye-resheniya-obshh...

Вопрос о церковном суде на Поместном Соборе 1917-1918 гг. ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ВОПРОС О ЦЕРКОВНОМ СУДЕ НА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ 1917-1918 ГГ. Вопрос о церковном суде был предметом острой полемики всю вторую половину XIX столетия. В России XIX века церковный брак признавался единственно законным и получить развод можно было только по решению церковного суда. Поэтому общественности было совсем не безразлично, как устроен суд, каким образом проходит рассмотрение дела и кто выносит решение. Проведение государственной судебной реформы в царствование Александра II должно было повлечь за собой и реформирование церковного суда, так как формы устройства церковного суда в России копировали формы светского суда на протяжении всей его истории . Св. Синод обосновывал необходимость церковной судебной реформы ссылкой на историческую зависимость церковного суда от светского: " Некоторые из действующих в нынешнем церковной суде начал не имеют канонических оснований, а приняты единственно только по применению к прежнему, отжившему уже теперь и признанному неудовлетворительным, строю светских судов, так напротив, некоторые из начал нового судопроизводства имели место в древней православной Церкви и отчасти в древней русской; таковы, например, устность и гласность судебного процесса, преобладание обвинительного начала над следственным. Ввиду сего Св. Синод пришел к убеждению в необходимости преобразования судебной части по духовному ведомству... " . Основными принципами гражданской судебной реформы являлись всесословный характер суда, независимость суда от администрации, несменяемость судей, равенство всех перед законом и судом, гласность, состязательность, право на защиту, участие общественности в отправлении судопроизводства. Вопрос о том, применимы ли новые принципы и в церковном суде, соответствуют ли они церковным правилам, стал предметом обсуждения в церковной прессе.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

«Даже если виновные в произошедшем уйдут от человеческого суда, то никто не уйдет от суда Бога» Никогда еще ненависть и раздоры не приводили к развитию личности и общества. 1 марта, 2014 Никогда еще ненависть и раздоры не приводили к развитию личности и общества. Управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский Антоний (Паканич) о том, как ситуация в стране повлияла на деятельность церкви Событий, которые за последнюю неделю произошли в Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП), хватило бы для церкви минимум на целый год. Всего за неделю УПЦ МП выбрала нового местоблюстителя и возобновила переговоры об объединении с Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Все это происходило на фоне попыток захвата церковной собственности и выстраивания отношений с новой властью. О том, как повлияли последние события в стране на жизнь Церкви, и о том, чего в УПЦ МП ждут от переговоров по объединению с УАПЦ и УПЦ КП, специальному корреспонденту “Ъ” ОЛЕГУ ГАВРИШУ рассказал управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ). — Недавно прошла встреча и.о. президента Александра Турчинова с Всеукраинским союзом церквей и религиозных организаций. Каковы ее итоги? — На этой встрече была представлена ситуация в Украине и в Киеве, какой ее видит глава Верховной рады. Было заявлено, что во многом стабилизация зависит от церквей и религиозных организаций. Каждому представителю церквей была дана возможность высказать свое мнение, поднять проблемные вопросы. В частности, местоблюститель Киевского престола нашей церкви митрополит Онуфрий (Березовский) сказал, что произошли страшные события. Даже если виновные в произошедшем уйдут от человеческого суда, то никто не уйдет от суда Бога, от ответственности за то, что было совершено убийство невинных людей. Также была высказана просьба к государству: сделать все возможное для недопустимости захвата храмов нашей церкви. Владыка Онуфрий сказал, что, по его информации, колонна Автомайдана двигалась в сторону Банчен, где находится известный православный монастырь, приют для сирот, детей-инвалидов. Когда-то строительство и создание этого приюта патронировал в том числе и бывший президент. Владыка попросил учесть, что это уже район с преобладающим румынским населением, многие здесь имеют румынские паспорта. Потому владыка просил не допустить напряженности в отношениях с Румынией.

http://pravmir.ru/dazhe-esli-vinovnye-v-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Муки адовы — 1) мучения душ грешников как следствие Божьего воздаяния с одной стороны и их внутреннего состояния с другой стороны, длящиеся с момента завершения  Частного Суда  до времени всеобщего воскресения и последующего за ним  Страшного Суда ; 2) вечные мучения нераскаянных грешников и бесов после завершения Страшного Суда как результат определения этого Суда, вынесенного в соответствии с духовно-нравственным расположением каждого осужденного (см. подробнее:  Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнем? ). Состояние грешников после смерти до Страшного Суда Согласно церковному учению, в ад входят души тех грешников, которые, по определению Частного Суда, лишаются (как минимум временного) упокоения в Царстве Славы, тех, например,  « кто умирает, прогневав Бога и отчаявшись » (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех христиан, кто при жизни совершал смертные грехи, покаялся до смерти, но не принес никаких плодов покаяния ( Послание восточных патриархов, член 18 ). В аду они воспринимают воздаяние за грехи . В чем же состоят мучения душ грешников в этот период? Ряд православных богословов связывают формы мучения грешников в аду с определенной библейской символикой: с символикой горения в огне – муки совести, с символикой червя – проявления не уврачеванных греховных страстей, с символикой тьмы – чувство богооставленности. А, например, свт. Марк Ефесский упоминая испытываемые грешниками страх, угрызение совести, неизвестность будущего, лишение созерцания Бога, в своих « Ответах на вопросы латинян » выражает мнение, что грешники « еще не терпят мучения в гееннском огне, но как бы пред очами его имеют; по причине же видения и ожидания впасть в него, несомненно, горько страдают ». Относительно вопроса о том подвергаются ли пленники ада всем мучениям одновременно, он говорит, что « поскольку эти мучения различны и равняются соответственно человеческим грехам, то для некоторых соответствуют все таковыя мучения, для иных же – некоторые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия ».

http://azbyka.ru/muki-adovy

Решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви от 17 ноября 2010 года 1 декабря 2010 г. 16:45 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своей резолюцией утвердил решения , принятые на заседании Общецерковного суда 17 ноября 2010 года.   Решение Общецерковного суда по делу 02-01-2010   Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, судей архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, секретаря епископа Дмитровского Александра, заседая в Москве, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, 17 ноября 2010 года с 10.00 по 11.30, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви и на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12.10.2010 года, рассмотрев дело о решении епархиального суда Тобольской епархии о запрещении клирика Тобольско-Тюменской епархии священника Александра Геннадьевича Павловича от 16.06.2010 года, а также материалы дела, заслушав участников дела, РЕШИЛ 1. Констатировать, что епархиальный церковный суд Тобольско-Тюменской епархии, рассматривая дело по обвинению священника Александра Павловича в поступках, подпадающих под действие правил Карфагенского Собора 42-го, Антиохийского Собора 24-го и 25-го, Феофила архиепископа Александрийского 10-го, не заслушал ряд свидетелей, могущих высказаться в пользу обвиняемого лица, и не дал оценки ряду документов, могущих послужить к его оправданию. 2. Констатировать, что при вынесении решения о виновности священника Александра Павловича в совершении действий, повлекших за собой банкротство ООО «Сибирский зодчий», и таким образом нанесения ущерба церковному имуществу, епархиальный суд Тобольско-Тюменской епархии не рассматривал деятельность священника Анатолия Войнова, находившегося на посту директора предприятия с 23 января 2006 года и до решения светского суда о банкротстве ООО «Сибирский зодчий» 1 октября 2008 года. Отметить, что таким образом не поставлен вопрос о возможной ответственности священника Анатолия Войнова, и что данное обстоятельство не позволяет вынести суждение о том, насколько действия священника Александра Павловича на посту директора ООО «Сибирский зодчий» неизбежно влекли за собой банкротство предприятия.

http://patriarchia.ru/db/text/1331729.ht...

Секретарь Духовного суда Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиереей Петр Перекрестов ЖМП 9 сентябрь 2013 /  4 сентября 2013 г. Церковный суд: опыт зарубежного служения О практике ведения бракоразводных дел в церковном суде рассказывает секретарь Духовного суда Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиереей Петр Перекрестов. В России Церковь долгое время была лишена возможности иметь свой суд и проводить собственные судебные разбирательства. В Русской Православной Церкви Заграницей деятельность церковного суда не прерывалась и продолжалась в течение всего ХХ века. Церковный суд за границей руководствуется церковными правоположениями и в целом имеет большой опыт работы в условиях светского государства, не вмешивающегося во внутреннюю жизнь Церкви. Именно поэтому так велико значение правоприменительной практики зарубежного Духовного суда для церковных судов в России, которые в настоящее время переживают период становления.  — Отец Петр, какие требования установлены в отношении членов епархиальных духовных судов в вашей епархии? — В Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви членами Духовного суда — или, как его называл предшественник нынешнего правящего архиерея 1 , пресвитерского отдела епархиального совета — являются правящий архиепископ, викарный архиерей и все члены епархиального совета в священническом сане. Как правило, в епархиальный совет нашей епархии входят наиболее опытные и образованные священники епархии. Правда, на епархиальном собрании обычно стараются избирать в совет тех, кто служит в Сан-Францисском благочинии, так как опыт показывает, что священникам из других благочиний бывает сложно и дорого четыре раза в год, а порой и больше, приезжать на заседания епархиального совета в Сан-Франциско. Средний стаж нынешних членов епархиального совета — 25 лет (это при учете самого молодого члена совета, у которого стаж около трех лет). Следует подчеркнуть, что членами Духовного суда являются только архиереи и священники, которые хорошо понимают, что, подобно тайне исповеди, они не должны подвергать обсуждаемые дела огласке.

http://e-vestnik.ru/interviews/tserkovny...

ЦВ 12 (289) июнь 2004 /  20 июня 2004 г. Проекты реформы церковного суда в конце XIX века В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви признал необходимым возродить церковные суды и разработать Положение, регламентирующее их деятельность. В настоящее время это Положение разрабатывает Историко-правовая комиссия под председательством профессора МДА протоиерея Владислава Цыпина. Комиссия использует предшествующий опыт Русской Церкви и других поместных Православных Церквей, а также материалы, подготовленные Поместным Собором 1917—1918 годов. В связи с этим вновь становится актуальной дискуссия о реформе церковного суда, развернувшаяся во второй половине XIX — начале ХХ веков. Обсуждение реформы церковного суда, начавшееся в 1860—1870-х годах в связи с проведением «Великих реформ», послужило началом дискуссии о русском церковном устройстве вообще, а также дало толчок к разговорам о необходимости проведения Собора российских епископов и созыве Всеправославного Собора. По действовавшему в середине XIX века законодательству ведению церковного суда, кроме дел духовенства (по проступкам и преступлениям против должности, благочиния, благоповедения и их взаимным спорам по пользованию церковной собственностью), были частично подсудны и преступления мирян против веры и нравственности, а также бракоразводные дела. Наиболее болезненным для общества был вопрос о расторжении браков. Кроме того, система формальных доказательств, заочность судопроизводства, произвол при определении степени вины и наложении наказаний делали церковный суд крайне неэффективным. Как писал авторитетный специалист по церковному праву профессор Московского университета Н.К. Соколов, существовавший в то время церковный суд, «деморализуя администрацию, развивая в ней произвол и наклонность действовать по собственному усмотрению, почти совершенно убивает суд, обращая его в покорное орудие для прикрытия административного произвола и для сообщения его действиям, в случае нужды, внешней формальной законности».

http://e-vestnik.ru/analytics/proekty_re...

Закрыть itemscope itemtype="" > Суд Екатеринбургской епархии рассмотрел вопрос о поведении схиигумена Сергия (Романова) 15.06.2020 1632 Сегодня, 15 июня 2020 года, в Епархиальном суде Екатеринбургской епархии состоялось рассмотрение вопроса о поведении схиигумена Сергия (Романова), сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии . «Поскольку схиигумен Сергий (Романов), зачитав заранее подготовленный текст, не имеющий отношения к сути предъявляемых ему обвинений, спешно покинул заседание епархиального церковного суда, не ответив на вопросы по существу, провести следующее заседание епархиального церковного суда 26 июня сего года. Выразить надежду, что схиигумен Сергий (Романов) сможет за это время найти в себе духовные силы к живому и искреннему разговору, пересмотрит своё отношение к своему поведению, одумается и исправится», — говорится в постановлении суда. В постановлении суда также говорится: «Поскольку схиигумен Сергий (Романов) явился на заседание епархиального церковного суда, возложив на себя наперсный крест, права ношения которого был ранее лишен, выразить опасение в намерении его возобновить совершение Богослужений и треб, находясь в состоянии запрещения в священнослужении. Напомнить, что это деяние в случае совершения нарушит 31 правило Святых Апостолов: " Если который пресвитер презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа " ». Также суд постановил «напомнить клирикам Екатеринбургской епархии, что сослужение с схиигуменом Сергием (Романовым), если он дерзнёт в состоянии запрета совершать Богослужения, повлечет запрещение в священнослужении и самих сослужащих». И суд постановил «предупредить, что Таинства, если таковые будут совершены схиигуменом Сергием (Романовым) в состоянии запрещения в священнослужении, будут являться незаконными и недействительными».

http://ruskline.ru/politnews/2020/06/15/...

Судная часть греко-восточного или так называемого византийского права состояла из трех видов церковного суда: 1) суда над духовными лицами, в кругу церковных дел, в которых они вполне подчинены были своему духовному начальству; 2) суда над теми же лицами, по делам их частным или гражданским, в которых они были судимы на основании общих законов, и лично могли подлежать суду столько же духовного, сколько и гражданского начальства, по положению: actor forum rei sequitur, 5) суда церковного над светскими лицами, подлежавшими этому суду по церковным делам, и тем мирским или гражданским, которые были ему предоставлены законами империи. Что касается до первой части церковного суда: то византийское право в этом отношении имело у нас полное действие. Все духовные лица, в духовных делах, т. е. касающихся звания и служения, были исключительно подчинены суду своего начальства, на основании древних церковных правил, и не подлежали судилищам светским. В уставах к. в. Владимира, Ярослава, Всеволода, Ростислава, выражается одно общее положение, – что «в дела церковных людей не вступаются ни князи, ни княжи волостели, а ведают их епископы, по правилам св. отец». В судебниках Uoahha III и IV также положительно определено: «попа, диакона, чернца и черницу судити святителю, или его судиам» 1 . – В Стоглаве этот предмет развит в подробности 2 . В соборном приговоре, от имени царя Иоанна Васильевича, о учреждении в Москве поповских старост (1551 г.), постановлено: «избранных старост приводить пред митрополита, и он, рассмотря их, и доволи наказав, придаст им закон божественных писаний, по правилам св. отец, и о церковном благочинии, и о священническом духовном попечении, – и они во всяких нужных делах рассужают по правилам св. отец» 3 . На соборе 1667 года: «быти духовному человеку, спречь архимандриту с другими искусными мужи, в патриаршем дому, в духовных делах судити и рассуждати духовные лица, священнического и монашеского чина, яко да не вовлекают священников и монахов в мирские судилища, ниже да судят мирские люди освященного чина и всякого церковного причта, якоже запрещают свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

ответственный  свящ. Александр КОВТУН, помощник  свящ. Тимофей БОЙКО; Михайловское благочиние г. Москвы: ответственный  прот. Серафим НЕДОСЕКИН, помощник  диакон Михаил ВОЛОДИН; Успенское благочиние г. Москвы: ответственный  свящ. Максим ЗАПАЛЬСКИЙ, помощник  свящ. Сергий СУЛИН; Всехсвятское благочиние г. Москвы: ответственный  прот. Сергий КУЛИКОВ, помощник  свящ. Павел ЖУРАВЛЕВ; Троицкое благочиние г. Москвы: ответственный  прот. Георгий ГУТОРОВ, помощник  прот. Георгий ЛАНКИН; Преображенское благочиние г. Москвы: ответственный  свящ. Димитрий БАБЬЕВ, помощник  диакон Михаил КРИВОШЕЕВ; Петропавловское благочиние г. Москвы: ответственный  прот. Александр КАШКИН, помощник  диакон Алексий ХИЛОВ; Зеленоградское благочиние г. Москвы: ответственный  свящ. Константин МИХАЙЛОВ, помощник  диакон Андрей ОРЛОВ. В состав комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы включается протоиерей Димитрий МЕДВЕДЕВ. Состав остальных комиссий оставлен без изменений. Кроме того, Председателем комиссии при Епархиальном совете г. Москвы по делам молодежи назначается Преосвященный ИГНАТИЙ, епископ Бронницкий. Исполняющим обязанности благочинного Даниловского округа г. Москвы назначается прот. Олег ВОРОБЬЕВ. Прот. Геннадий БОРОЗДИН освобождается от этого послушания. Одной из важных задач настоящего собрания является формирование Епархиального церковного суда. В соответствии с положением о Церковном суде, принятом на Архиерейском соборе 2008 года, Церковный суд состоит из председателя суда, его заместителя и секретаря, назначаемых епархиальным архиереем, а также двух выборных членов в иерейском сане, избираемых Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея. Председателем Епархиального суда мною назначен протоиерей Михаил РЯЗАНЦЕВ, заместителем председателя протоиерей Владислав ЦЫПИН, секретарем суда священник Александр МИРОНОВ. При этом я полагаю, что на оставшиеся два вакантных места московское духовенство само может предложить достойных кандидатов. Вам будут розданы листки, в которые предлагается вписать имена и фамилии двух достойных с вашей точки зрения клириков. Лица, набравшие наибольшее количество голосов, станут выборными членами Епархиального суда. Лица, назначенные мною, в бюллетень вписываться не должны.

http://patriarchia.ru/db/text/969773.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010