Скачать epub pdf Часть первая. Источники Церковного Права Выражение «источники права», как известно, в юриспруденции употребляются в двояком смысле. Во 1-х под источниками права разумеются те силы, которые производят право, во 2-х источниками права называются законодательные памятники и сборники, из которых почерпаются сведения о правовых нормах – это источники познания права. История развития источников доходит до нашего времени и заканчивается действующим правом. Из всего этого вытекает конструкция учения об источниках церковного права и деление его на три отдела. В 1-м: Источники права по их значению и употреблению в церкви. Во 2-м: Краткий исторический очерк источников, или тех законодательных памятников, из которых почерпаются сведения о праве. В 3-м: Обзор источников действующего права 6 . Отдел I. Источники Церковного Права по их значению и употреблению в церкви Источники права по их значению и употреблению в церкви разделяются: 1) на общие для всех христианских вероисповеданий; 2) на частные, имеющие значение в отдельных вероисповедных обществах. Глава первая. Общие источники Церковного Права Общие источники церковного права, как правообразовательные силы в христианских церквах, следующие: I. Священное Писание или откровение; II. практика церкви, которая подразделяется на предание и обычай; III. автономическое законодательство церкви; IV. законодательная деятельность государства; V. Церковно-судные решения; VI. научные исследования канонистов и юристов. I. Священное Писание, как источник Церковного Права По воззрениям всех христианских вероисповеданий, Священное Писание есть главнейший по степени важности и обязательности источник права церкви. Но является вопрос, в каком смысле надо понимать Священное Писание, как источник церковного права? Жизнь религиозная должна быть подчинена известному порядку, основанному на известных общих теоретических началах, точно также, как во всех других сферах жизни народной: достижение известных целей только возможно при известном порядке. Порядок же находит себе основание только в общем теоретическом понимании народа. То же самое нужно сказать, в частности, относительно Священного Писания ; оно заключает общие теоретические понятия нравственности, общие догматические учения, которые должны лечь в основу жизни христианина. Но эти нравственные понятия и догматы сами по себе не могли облечься в какие-либо нормы, предписания, иначе, они перестали бы быть чисто нравственными понятиями. Нравственные понятия не могут носить в себе характер принуждения; нельзя, например, предписать любовь. Но самые теоретические, нравственные понятия, о которых мы говорили, должны лечь и действительно лежат в основе порядка в достижении религиозных целей всякого христианина. Вот в каком смысле нравственные учения Священного Писания являются источником права христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Отдел первый. О церковном праве вообще § 1. Что разумеется под именем церковного права 1. Двоякий смысл выражения «церковное право». – Выражение «церковное право» можно разуметь в двояком смысле: объективном и субъективном 1 . В объективном смысле церковное право есть объективное явление в жизни Церкви, одна из ее сторон, которая наравне с другими сторонами может стать объектом человеческого знания, и, следовательно, науки, но которая существует раньше и независимо от самой науки 2 . В субъективном смысле выражение «церковное право» обозначает сознательное и методическое приложение субъективной способности человеческого мышления к познанию церковного права, как объекта знания, т. е. науку церковного права. 2. Разделение отдела. – Итак, чтобы выяснить себе, что такое церковное право, мы должны рассмотреть его с двух сторон: с объективной, как предмет науки, и с субъективной, как науку. Глава I. Церковное право, как предмет науки § 2. О праве вообще и его элементах 1. Необходимость уяснения существенных сторон права вообще. – Так как, не имея понятия о праве вообще, нельзя выяснить себе понятия о церковном праве в частности; то прежде всего необходимо обратить внимание на существенные стороны права вообще. Необходимо ответить на вопрос: в чем состоит природа того явления в человеческой жизни, которое называется правом и составляет предмет изучения системы наук юридических. Подробный ответ на этот вопрос дается в «философии» и «энциклопедии права» 3 . Для науки же «церковного права» достаточно самой общей характеристики права, применительно к ее собственным требованиям. 2. Общество, как среда осуществления права. – Всякое право принадлежащее кому-либо, мыслимо, как право, только в отношении к другому. Право есть возможность или мощь (facultas) внешнего проявления личности в отношении к другим, признанная за этой личностью со стороны других. Если я имею какое-нибудь право, то оно или уже признано, или должно быть признано таковым другими. Право, никем непризнанное и немогущее быть признанным, не есть право. Поэтому право может существовать и развиваться только в общежитии. Общество есть среда осуществления права. Свойства права, следовательно, зависят от природы общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Часть первая. Источники Церковного права Выражение «источники права», как известно, в юриспруденции употребляется в двояком смысле. Во-первых, под источниками права разумеются те силы, которые производят нормы права, во-вторых, источниками права называются законодательные памятники и сборники, из которых почерпаются сведения о правовых нормах, это – источники познания права. История развития источников доходит до нашего времени и заканчивается действующим правом. Из всего этого вытекает конструкция учения об источниках Церковного права и деление его на три отдела. В 1-м: Источники права по их значению и употреблению в церкви. Во 2-м: Краткий исторический очерк источников, или тех законодательных памятников, из которых почерпаются сведения о праве. В 3-м: Обзор источников действующего права 1 . Отдел первый. Правообразовательные источники в церкви по их значению и употреблению В каждом вероисповедном обществе существуют свои особенные источники права. В христианских церквях ,кроме того, есть и общие источники. Эти общие для всех христианских церквей правообразовательные силы следующие: 1) Священное Писание или Откровение; 2) практика церкви, которая подразделяется на предание и обычай; 3) автономическое законодательство церкви; 4) законодательная деятельность государства; 5) Церковно-судные решения; 6) научные исследования канонистов и юристов. 1) Священное Писание, как источник Церковного права. По воззрениям всех христианских вероисповеданий, Св. Писание есть главнейший по степени важности и обязательности источник права церкви. Но является вопрос ,в каком смысле надо понимать Св. Писание, как источник Церковного права? Жизнь религиозная должна быть подчинена известному порядку, основанному на известных общих теоретических началах, точно так же, во всех других сферах жизни народной; достижение известных целей возможно только при известном порядке. Порядок же находит себе основание только в общем теоретическом понимании народа. То же самое нужно сказать в частности относительно Св. Писания: оно заключает общие теоретические понятия и догматы сами по себе не могли облечься в какие-либо нормы, предписания, иначе, они перестали бы быть чисто нравственными понятиями. Нравственные понятия не могут носить в себе характер принуждения; нельзя, например, предписать любовь. Но самые теоретические, нравственные понятия, о которых мы говорили, должны лечь и действительно лежать в основе порядка, в достижений религиозных целей всякого христианина. Вот в каком смысле нравственные учения Св. Писания являются источником права христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Замечательное издание А. Павлова , Заслуженного профессора Императорского Московского Университета: Номоканон при Большом требнике Его История и тексты, греческий и славянских с объяснительными и критическим примечаниями. Новое от начала до конца переработанное издание. М, 1897 г. ц. 3 р Помрачени (правила церковные) беаху прежь сего облаком мудрости элиньскаго языка: ныне же облисташа, рекше истолковани быша. (Слова митрополита Кирилла II на Владимирском соборе 1274 г.). Достоверность и ясность закона – основные условия правосудия: без них оно шатко и неправомерно. Но насколько признание этого положения можно почитать всеобщим, настолько действительное состояние источников права, в особенности церковного, нередко свидетельствует об отсутствии этих именно свойств в законодательстве. Здесь основание всегдашней потребности искусства интерпретации и научно-исторического изучения права. Названное издание замечательно как удовлетворение этой насущной потребности в области нашего церковного права, представляя в то же время блестящий результат долговременных ученых занятий почтенного издателя в области православной, греко-восточной церковной юриспруденции. Подчеркиваем последние слова, дабы предупредить возможное заблуждение читателя, будто мы имеем дело с ученым произведением, значение которого ограничивается сферою отечественной науки. На самом деле это не так. Номоканон при большом требнике источник русского права только по названию; по происхождению же это – источник права греческой церкви, а по значению – источник права не только греческой и русской, но и всех югославянских церквей. Названное издание удовлетворяет вследствие этого научной потребности не одной только отечественной юриспруденции, его значение несравненно шире: оно есть достояние целой науки Церковного права в обширнейшем ее объеме, т. е. включая сюда и западноевропейскую науку церковного права. Ибо памятники права греческой церкви и памятники византийского церковно-гражданского права в нынешнем веке сделались предметом усиленного изучения со стороны западной науки и она успела уже зачислить в свои ряды целую фалангу византологов-канонистов, труды которых с глубоким вниманием изучаются и в школах канонического права русской, греческой и югославянской. Имена Мортрейля, Бинера, Вассершлебена, Чижмана, Питры, Геймбахов, Цахариэ-фон Лингенталя и др. школам православного канонического права также хорошо знакомы, как и имена их отечественных канонистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Г. Практические источники церковного права в России § 98. Практическое действие византийского церковного права в России 1024 Все разнообразные источники церковного права, и сборники их, появлявшиеся на всем протяжении рассмотренной выше их истории, настолько должны были получать на Руси известность и авторитет, насколько они включены были сначала в рукописные церковные сборники, потом в печатную кормчую. Не только внесение той или другой статьи древнерусскими книжниками в рукописный сборник не означало само по себе признания за этой статьей практической юридической силы, но и включение разнообразного материала в официальное, авторизованное царской властью, печатное издание кормчей не могло придать всему этому материалу значения практического источника права, так как, во-первых, вследствие соединения в одном официальном сборнике источников разновременных, в этом сборнике должно было оказаться не мало положений, взаимно себя исключающих, и, во-вторых, в кормчую вошло много материала, не имеющего юридического характера. Таким образом, хотя при издании печатной кормчей имелось в виду составить практически-действующий номоканон для русской церкви, с оставлением в стороне национального церковного права, на самом деле центр тяжести должен был лежать в этом последнем, между тем как кормчая могла служить лишь субсидиарным источником для управления церковной практикой. С постепенным же развитием национального законодательства как государственного, так и церковного, менее и менее должна была чувствоваться потребность обращения к этому субсидиарному источнику. Сказанное относится ко всем вообще статьям, включенным в кормчую, без различия канонических от государственных, так как для наших предков и те, и другие одинаково составляли предмет идеального почтения 1025 . После того как в 1839 году издана была св. синодом «книга правил», значение кормчей книги в полном ее составе для русской церковной практики не изменилось вследствие этого издания: ни каноны не сделались в большей мере практическим источником церковного права, чем каким они были до издания книги правил, ни церковные законы византийских императоров вместе с государственными кодексами и с остальными статьями, входящими в состав второй части кормчей книги, не утратили того значения, которое им ранее принадлежало – значение субсидиарного источника, насколько практика может в нем нуждаться для восполнения пробелов в национальном церковном законодательстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Отдел I. Источники церковного права Нужно различать источники материальные, т.е. причины производящие право, или законообразовательные силы и органы, его определяющие (основания права),- и формальные источники, т.е. те памятники законодательства, из которых мы получаем знание о праве. Источниками церковного права, понимаемыми в первом смысле, признаются: а) божественная воля Основателя и Главы Церкви, выраженная Им Самим непосредственно, или через Его ближайших учеников; б) воля Церкви, выражающаяся или посредством установленных в ней органов власти, или в церковной жизни и практике; в) верховная государственная власть (относительно внешнего положения Церкви в государстве). Источниками второго рода, т.е. выражающими в себе законодательную волю, служат: а) священное Писание и священное Предание; б) памятники церковного законодательства и церковный обычай; в) государственные законы, относящиеся к Церкви. Общие источники Нужно различать источники материальные, т.е. причины производящие право, или законообразовательные силы и органы, его определяющие (основания права),- и формальные источники, т.е. те памятники законодательства, из которых мы получаем знание о праве. Источниками церковного права, понимаемыми в первом смысле, признаются: а) божественная воля Основателя и Главы Церкви, выраженная Им Самим непосредственно, или через Его ближайших учеников; б) воля Церкви, выражающаяся или посредством установленных в ней органов власти, или в церковной жизни и практике; в) верховная государственная власть (относительно внешнего положения Церкви в государстве). Источниками второго рода, т.е. выражающими в себе законодательную волю, служат: а) священное Писание и священное Предание; б) памятники церковного законодательства и церковный обычай; в) государственные законы, относящиеся к Церкви. Священное Писание Главным и основным источником для определения основных начал церковного устройства и управления должно служить св. Писание нового завета. В св. Писании главным образом содержатся истины веры (догматы) и нравственности. Сами по себе они не составляют церковного права или юридических постановлений; но они служат основанием церковного законодательства, облекаются через него в юридическую форму, и в этом смысле относятся к источникам церковного права.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2219...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Профессор канонического права усматривает грядущий «конец света для канонического права» в реформах папы Франциска Папа " вводит новые нормы единолично " , в обход законодательных департаментов Ватикана   БОЛОНЬЯ. Профессор Болонского университета, доктор церковно-канонического права, провидит грядущий «конец света для канонического права» в реформах Папы Франциска, который давно уже вводит новые канонические нормы самовольно и единолично, в обход законодательных департаментов Ватикана, сообщает catholicnewsagency. В течение восьми лет с момента своего избрания, Папа Франциск проявил себя весьма активным законодателем. Помимо его широко обсуждаемых и явных реформ, он занимается еще и многими другими, далеко не столь явными, изменениями в церковных канонах и правилах. Внося эти изменения, папа Франциск чаще всего действует единолично. При этом он игнорирует департаменты Ватикана, несущие ответственность за обсуждение новых норм и их приведение в соответствие с действующими канонами. Такова главная мысль недавно изданной книги, а ее общее послание еще шире и заключается в том, что понтифик не только произвольно меняет ряд правил и процедур, но и подрывает тем самым все здание канонического права. Книгу под названием «Нововведения в церковной нормотворческой деятельности: конец света для канонического права?» выпустила в свет Джеральдина Бони (Geraldina Boni), профессор церковно-канонического права Болонского университета, которая с 2011 года служит консультантом Папского совета по законодательным текстам. Книга, пока доступная читателям только на итальянском языке, включает четыре главы. Первая из них излагает историю Папского совета по законодательным текстам – дикастерии Ватикана, ответственной за правильное толкование церковных догматов и канонов. Во второй главе приводятся свидетельства прогрессирующей «маргинализации» дикастерии, ее упорного отстранения от нормотворческой деятельности. В третьей главе разъясняется миссия и цели дикастерии. А в четвертой главе профессор излагает свое видение реформ, которые необходимы для возвращения дикастерии на подобающее ей центральное место в системе нормотворчества.

http://sedmitza.ru/text/10062189.html

Истекший 1892-й год дал русской канонической науке некоторые исследования, по своим свойствам заслуживающие и приветствия и внимания. Ряд их открылся весьма ценной монографией А. С. Павлова : Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославского и русского церковного права. М. 1892 г. ц. 1–50 к. По внешней форме своей это – так сказать – контр-книга книг проф. И. С. Суворова: « Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права», Ярославль, 1888, а по существу – глубоко научное исследование некоторых доселе остававшихся почти не тронутыми вопросов, касающихся источников и памятников православного церковного права. Эти памятники права, послужившие в настоящий раз предметом ученого внимания почтенного автора, суть: 1) Заповедь св. отец; 2) Закон судный людем; 3) Вопрошания Кирика, и 4) Церковные уставы Владимира и Ярослава. То, что в этих памятниках послужило в настоящий раз предметом ученого внимания, есть вопрос о зависимости их от чужеземного влияния. Что зависимость действительно существует, это положение бесспорное; что далее эти памятники образовались под влиянием в частности византийским – и это положение до появления вышеупомянутого исследования проф. И.С. Суворова, было общепринятым в науке и до некоторой степени было даже научно обоснованно исследованиями А.С. Павлова . Но вот года четыре назад проф. Суворову «удалось сделать одно весьма любопытное открытие… поразительного сходства между одним средневековым латинским пенитенциалом и небольшим славянским епитимником, носящим в рукописях глухое надписание: «Запотникам ведь св. Отец» 1 Принять латинский пенитенциал за подлинник памятника русского права глубокой древности, г. Суворов естественно пришел к мысли, что и другие памятники нашего церковного права стоят в такой же зависимости от западных пенитенциалов. Сравнивая те и другие, г. Суворов действительно и пришел к мысли, что вышепоименованные памятники древнейшего русского права носят несомненные следы римско-католического влияния. Эта мысль, внешненаучно аргументированная, и составляет центр тяжести вышеназванной его книги, побудившей про. Павлова написать в прошлом год свою контр-книгу, теперь нами рассматриваемую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Отдел I. Источники и сборники церковного права § 10 . Общий обзор Источником права называется орган, который сообщает праву внешнюю форму и из которого вытекают и получают свою силу предписания права 41 . В силу того единства, которое должно существовать во всяком юридическом обществе, источник права может быть только один, который имеет значение первоисточника и из которого вытекают или же могут вытекать другие источники. В христианской церкви таким первоисточником ее права служит воля Основателя церкви. Из этого первоисточника получают свое бытие остальные источники, а именно: церковное законодательство и церковный обычай. Вследствие же того, что церковное право в объективном смысле составляют не только законы, изданные самою церковью, но также и законы, изданные государственною властью, признанные и принятые церковью и имеющие целью внешнее обеспечение ее и установление правильных отношений между нею и государством, – источником церковного права считаются также и гражданские законы, на которых наука должна остановиться и рассмотреть их значение для церковного нрава. Все источники церковного права разделяются на: а) основные или канонические, б) исторические и в) практические. К первым относятся: прежде всего Св. Писание и Св. Предание, затем, каноны, принятые всею церковью, и наконец, некоторые церковные уставы, касающиеся или всей церкви, или частных ее установлений; к историческим – церковные законы, не вошедшие в основной канонический сборник, законы государственные и различные номоканоны; к практическим – законы, имеющие ныне обязательное значение в отдельных поместных церквах 42 . Но при подобном разделении источников трудно будет точно определить внутреннее значение и относительную важность их, тем более, когда к той или другой рубрике источников относят без различия и сборники этих источников 43 . Отделение источников от сборников кажется нам необходимым, вследствие самого значения тех и других; источниками же нужно пользоваться по степени важности и отношению их к первоисточнику церковного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Наука, о которой мне первому приходится говорить пред этим почтенным собранием, очень недавно введена в круг обширного университетского курса и еще позднее получила самостоятельное положение в ряду других юридических наук. Не далее, как в прошедшее царствование в обширной семье разнородных наук, входящих в состав университетского образования, ей впервые указано было место в связи с другими отделами богословского знания; церковное право должно было служить как бы дополнением к остальным частям богословской науки. До тех пор церковные законы были изучаемы только в духовных школах; но и здесь только с конца прошедшего столетия и притом исключительно с практической точки зрения. В духовных академиях предписано было читать Кормчую и книгу о должностях пресвитеров приходских для того, чтобы, по выходе их школы, на церковной службе, прилагать свои знания к различным случаям, встречающимся в приходской практике. О научном характере и значении церковного права не было речи. Только с расширением факультетских специальностей, при новом распределении факультетских наук, церковное право, вместе с церковной историей, было отделено от богословия и ему указано было самостоятельное положение в ряду наук юридических. Это перемещение церковного права из одной группы наук в другую, из богословской в юридическую, совсем не было одной только внешней перестановкой; оно должно было существенно повлиять на самый характер науки, перестановить центры научного тяготения и отразиться на самом направлении науки. Я вовсе не думаю сказать, чтобы отделением церковного права от богословия разрывалась существенная связь его с христианской догматикой и моралью, или чтобы перемещением церковного права в круге наук юридических для него указывались другие основания или вводились другие начала, противоположные тем, на которых наука доселе основывала свою систему. Нет. Введением церковного права в семью наук юридических указывается только новая задача, к разрешению которой должна стремиться эта наука, и новый метод, которым она должна идти к своей цели. Церковное законодательство, в связи с другими юридическими науками, должно быть обрабатываемо и изучаемо не с внешней только практически-утилитарной стороны и не с богословской точки зрения, но в связи совсем движением правой жизни человечества, во взаимодействии церковных и государственных институтов. Каноны церкви должны явиться, пр таком изучении, не внешними только нормами для чисто практической деятельности, но выражением исторических, бытовых отношений церковной жизни в связи с общим строем государственных учреждений. Наука церковного права будет уже не theologia externa или practica, как называли ее прежде, но становится в живое отношение с другими юридическими науками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010