Документы, выработанные на совместных заседаниях Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом В соответствии с достигнутой договоренностью, утвержденной решениями Священного Синода Русской Православной Церкви (20 апреля 2005 года) и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (23 мая 2005 года) ниже публикуются четыре документа, совместно выработанных Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом и одобренных Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Работа комиссий продолжается. О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям. Об отношениях Церкви и государства. Комментарий к совместному документу " Об отношениях Церкви и государства " . О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ КОМИССИЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА И РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ Основываясь на общей православной вере в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и верности общему каноническому Преданию Русской Православной Церкви, действуя в соответствии с поручением, которое было сформулировано в ходе собеседований, состоявшихся под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве 17-18 мая 2004 года в ходе визита делегации Русской Зарубежной Церкви, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, Комиссия Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссия Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом на совместных заседаниях в Москве (22-24 июня и 17-19 ноября 2004 года), в Мюнхене (14-16 сентября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) подготовили проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5283.html

Новые типы построения древней истории церкви Уже давно признано, что первые три века христианства суть первые в жизни церкви Христовой не просто лишь в хронологическом и, так сказать, топографическом отношении, но, прежде всего, по своей неизмеримой важности: это века основоположительные и бесспорные по своему высокому значению. Все христианские исповедания и разные религиозные общества в первенствующей церкви признают свою общую матерь и видят в ней лик Христа особенно чистым, незапятнанным. К первым векам обращали свой взор все реформаторы церкви, и здесь они думали найти масштаб для определения состояния церкви в каждое данное время. Но общее признание высоты и важности первых трех веков жизни церкви далеко не обусловливает собой общего одинакового их понимания. Здесь встречаются громадные различия, даже противоположности. Правда, в этом более повинны уже не целые христианские исповедания и не отдельные религиозные общества, а корпорации ученых, притом принадлежащих только протестантской общине. В виду этого, при научном занятии церковной историей, знакомство со школами церковно-исторической науки, выросшими на почве протестантства, является делом, безусловно, необходимым. Эти школы суть показатели того, в каком положении в известное время находится научная разработка вопросов в данной области. В настоящий раз мы хотели бы представить те разнообразные, до противоположности, опыты конструирования древней истории церкви, какие мы встречаем в разных богословских школах XIX века. Центральным пунктом, определяющим тот или иной тип построения первоначальной истории церкви, является воззрение на лицо И. Христа, а атмосферой, при которой совершаются эти построения, служат различные философские и общественные течения. Вопрос об атмосфере выясняет нам, почему известные типы построения истории древней церкви появились в XIX в., а вопрос о личности Христа делает понятным, каким образом при конструировании одного и того же предмета (образа древней церкви) возможны различные, до противоположности, суждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Содержание От автора Введение. Священство у иудеев и язычников до пришествия в мир Христа Спасителя Глава I. Первосвященническое служение Христа Спасителя Глава II. Всесвященство членов Христовой Церкви Глава III. Основы существования пастырства в Церкви Христовой А. Внутреняя основа для существования в среде всесвященнического общества христиан особого пастырского служения В. Существование пастырей в Церкви по Божественному праву IV. Взаимоотношение в Церкви пастырей и пасомых А. Иерархическое достоинство христианских пастырей-священников Церкви В. Братское единство жизни православной Церкви во взаимоотношении ее пастырей пасомых V. Христианское священнослужение в его отношении к первосвященническому служению Христа Спасителя VI. Священство Церкви, как особый дар благодати Святого Духа А. Благодатность христианского иерархического священства В. Независимость благодати священства от личного достоинства ее носителя С. Степени церковной иерахии и их существование в Церкви по Божественному праву Заключение     От автора Настоящее сочинение является опытом раскрытия догматического учения Православной Церкви об ее священстве. Автор старался быть верным своей теме, и говорить как можно меньше самому; это оказалось тем удобнее, что учение о христианском священстве раскрыто с такою полнотою в церковной письменности, восполнять которую едва ли возможно, и с такою выразительностию, подражать которой трудно. Задача автора состояла лишь в систематизации церковного учения, конечно после предварительного изучения его по первоисточникам. Уже в силу самой неизменности догматического учения Церкви, автор не мог и не хотел сказать чего-либо нового по существу. Новое, а следовательно и научно ценное в его сочинении, могло касаться только следующих сторон предмета: во-первых, дальнейшей разработки материала, являющегося источником для учения нашего догматического богословия; во-вторых, – самой системы изложения этого материала, и, наконец, попыток осветить в церковном учении о священстве некоторые черты, мало затрагивавшиеся нашею богословской литературой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Сортировать по Исключить новости Общецерковный суд 17 мая 2010 года в трапезных палатах Храма Христа Спасителя прошло первое в новейшей истории Русской Православной Церкви заседание Общецерковного Суда. Что такое Общецерковный суд? Из кого состоит Общецерковный суд? Как осуществляется работа Общецерковного суда? Как и когда решения Общецерковного суда вступают в законную силу? 20 июня, 2010 17 мая 2010 года в трапезных палатах Храма Христа Спасителя прошло первое в новейшей истории Русской Православной Церкви заседание Общецерковного Суда. Что такое Общецерковный суд? Из кого состоит Общецерковный суд? Как осуществляется работа Общецерковного суда? Как и когда решения Общецерковного суда вступают в законную силу? «Сотворити в них суд написан» (Пс., 149, 9) 17 мая 2010 года в трапезных палатах Храма Христа Спасителя прошло первое в новейшей истории Русской Православной Церкви заседание Общецерковного Суда . На судебном заседании были рассмотрены дела и иски четырех клириков различных епархий Русской Православной Церкви. По всем делам были вынесены решения, которые утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Что такое Общецерковный суд? В действующем сейчас Уставе Русской Православной Церкви так говорится о церковной судебной системе: « Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства. Никакие другие церковные органы и лица не вправе принимать на себя осуществление функций церковного суда» ( статья 1 главы VII Устава РПЦ ). Сегодня в нашей Церкви существует трехступенчатая судебная система. «Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций: а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий; б) общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви; в) высшим судом — судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви.» ( статья 4 главы VII Устава РПЦ ). В этой системе Общецерковный Суд по сути занимает основополагающую роль, поскольку он рассматривает как дела первой, так и второй инстанции. Что такое судебные инстанции?

http://pravmir.ru/obshhecerkovnyj-sud-so...

V. Христианское священнослужение в его отношении к первосвященническому служению Христа Спасителя Раскрытое нами до сих пор православное учение о сущности христианского священства позволяет нам сделать следующие весьма важные выводы: в христианстве, кроме священства его членов, есть особые священники в собственном смысле этого слова, то есть богоучрежденные посредники между Богом и верующими. Так как учение Церкви по этому вопросу не оставляет никакого сомнения, то можно было бы ограничиться изложенным нами уже церковным учением по данному вопросу. Но однако есть в этом учении такие стороны, который требуют еще некоторого пояснения для их правильного, и, главное, сознательного усвоения христианскою мыслию, и прежде всего в этом случае мы укажем вопрос об отношении этого иерархического священства к вечному первосвященству Христа Спасителя. Насколько важно ответить для уяснения истинного понятия о сущности христианского священства на этот вопрос, едва ли нужно и раскрывать подробно, так как важное значение этого вопроса ясно вытекает само собою из сделанного нами краткого обзора новозаветного учения о вседовлеемости первосвященнического ходатайства за мир Христа Спасителя, с одной стороны, и раскрытия церковного учения о священниках Церкви, как посредниках между Богом и людьми, как священниках в собственном смысле этого слова – с другой. В самом деле, если Христос Спаситель есть единый вечный посредник между Богом и людьми, благодаря посредническому ходатайству Которого раздралась завеса, отделявшая святое святых от народа, и нам открыть дерзновенный доступ в самое небо, то понять факт существования в христианской Церкви особых священников – посредников между Богом и верующими – нельзя иначе, как признавая или незаконность такого порядка церковной жизни, порабощение верующих самозванными иерархами Церкви; или же признав священство Церкви единым по существу с первосвященством Христа Спасителя, видимым органом Его первосвященнического служения, продолжением последнего в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Тернии воцерковления Враг в церковной ограде 23.10.2016 1512 Время на чтение 18 минут Первым, у кого я прочёл о враге в церковной ограде, был Сергей Иосифович Фудель (Сегодня его книга «У стен церкви» издана много раз, я всем рекомендую познакомиться с ней). В своих книгах этот глубоко верующий человек смело пишет о падении церкви до революции и о её треволнениях в советские годы. Сегодня его книги стали ещё больше актуальны. Ведь сколько разговоров о церкви сводятся к обсуждению цен на свечи и церковные требы. А ещё часто приходиться слышать о лицемерии в церкви со стороны как священников, так и тех, кто туда ходит. Эти разговоры, которые следует во многих случаях признать не беспочвенными, отталкивают от церкви тех, кто хочет и готов прийти в храм, встать на путь воцерковления и спасения. В этих условиях вновь возникающего недоверия людей к Церкви как организации и возникла необходимость написать данную статью. Почему вновь? Да потому что всё это уже было, в XIX - начале XX веков. Нужно помнить об этом, и о том, к чему это привело. Задача этой статьи ни в коем случае никого не осудить, поскольку судить будет один Бог. Мы поговорим о том, как не остановиться, не зациклиться на бытовом, часто крайне неприятном, и прийти к тому смыслу существования Христианской церкви, ради которого её в день Пятидесятницы создал Господь. А разговор получится непростым. И только знакомство с высказыванием Валентина Свенцицкого, что «зло совершаемое людьми, только причисляющими себя к церкви, есть грех не церкви, а грех против церкви», дало мне возможность взяться за неё. Многим такая формулировка покажется самооправдательной для церкви, для лицемерия, которое люди видят в некоторых приходах. Но давайте попробуем разобраться: если человек солгал, что он летал в космос, стал ли он космонавтом-вруном? Нет, он стал просто лжецом (даже если где-то раздобыл такой атрибут как космический скафандр и долго бегал в нём по улице). Или если человек притворяется другом кому-либо, но на самом деле просто использует этого человека, манипулируя его лучшими чувствами, друг ли он ему хоть сколько, или просто делец, делающий расчёт на благородстве другого? Так и человек, говорящий о себе как о православном, (а говорить мы будем только о православии), даже внешне соблюдающий какие-либо обряды, имеющий атрибуты, является ли он членом той церкви, глава которой сам Иисус Христос? Да, в этом мире можно быть членом организации по документам (например, для карьерного роста - как становились многие членами КПСС в Советском Союзе), но относиться наплевательски к идеям этой организации, но для Христа, членский мандат - это наша душа, поэтому фальсификация не сработает. Перед людьми подделка возможна, хотя и люди всё видят, пусть со временем, иначе не возникла бы актуальность темы этой статьи, но перед Богом - сразу нет.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/24/...

Скачать epub pdf Содержание Особое значение Евхаристии в учении св. Симеона и различные толкования его взглядов Тождество исторического и евхаристического тела Христа Родство Христа и христиан по двум природам в Евхаристии, евхаристическое дифизитство Усвоение и обожение евхаристических Даров и обожение причастников посредством их Единая ипостась человека в двух природах причащается всецелого Христа Домостроительная умаленность Христа и св. Даров Сообразность причастника Христу и евхаристические соприродность и ипостасное единство Описание причастия нетварным энергиям и сравнение с евхаристическим Причастием Богословская нагрузка терминов «нематериальный», «бестелесный» и «духовный» у преп. Симеона Заключение     В статье представлено учение преп. Симеона о тождестве исторического и евхаристического тела Христа. Человеческая обоженная природа видится Новым Богословом неизменно присутствующей равным образом как в историческом теле Христа, так и в евхаристических Дарах. Антиномия «удерживаемости» и «неудерживаемости», явленности и неявленности св. Причастия ставится преп. Симеоном в прямую зависимость от личного состояния воли и сознания причастника и вписывается в сотериологическо-домостроительный процесс. Причастие преподаваемым Святым Духом нетварным энергиям описывается Новым Богословом с помощью термина «воипостасное», оттеняющим реальность присутствия Нетварного Света и «внутренность» этого опыта для каждой ипостаси. Связь терминов «нематериальный», «бестелесный» и «духовный» у св. Симеона с преображением тварной природы показывает свободу его мысли от эллинского противопоставления материи и духа. Ключевой темой для преп. Симеона является живое ипостасное единство двух природ в Евхаристии и в обожении, но его учение не имеет отношения к популярной ныне теории «воипостазирования» хлеба и вина Ипостасью Логоса. Особое значение Евхаристии в учении св. Симеона и различные толкования его взглядов По мнению архиеп. Василия (Кривошеина) , особое значение преп. Симеона Нового Богослова как церковного аскета и богослова «состоит в том, что он, может быть, первый среди аскетических писателей, отводит св. Евхаристии главное место на пути к Богу» 1 . «Основная мысль преп. Симеона касательно Евхаристии», согласно архиеп. Василию, такова, «что Причащение евхаристических Даров» является «постоянным нисхождением» Сына Божия 2 и «постоянным вотелеснением» «нас телу Христову, рожденному от Девы Марии, так же как и Церкви, которая тоже есть Его тело, и дарует Божество тем, кто приобщается достойно» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Так озаглавил Д.С. Мережковский последнюю – третью – часть своей последней трилогии 1 . Точный смысл заглавия раскрывается в эпиграфе. – «И мир Его не узнал» есть перевод греческого κα κ σμοςα τ ν ο κ γνω ( Ин. 1, 10 ). Перевод – непривычный и едва ли точный. Замечание евангелиста имеет в виду не только служение Слова во плоти, но и действование Его в мире до воплощения 2 . Многие критики относят эти слова исключительно к дохристианскому человечеству. В эпоху Ветхого Домостроительства речь могла идти только о познании, не об узнавании. Для Мережковского существенно узнавание. Потому он и предпослал греческому тексту русский перевод. Узнавание есть воспоминание. Мережковский не отрицает единственности Боговоплощения. Но до Иисуса была на земле Его тень (Атлантида-Европа, стр. 154). Мир Его мог узнать и не узнал. «Неизвестный» значит «забытый» (ср. Атл., 192). Мережковский уверен, что христианское человечество тоже не знает, забыло Иисуса. Очередная задача: Неизвестного сделать известным, или, говоря словами Мережковского, «Закованного в Церкви расковать» (I, стр. 34, ср. еще стр. 237). В союзе Церкви отношение верующего ко Христу есть отношение личное. Где нет личного отношения, там нет настоящей веры. Этого ли отношения ищет Мережковский? Неизбежность личного отношения верующего ко Христу Мережковский понял правильно и удачно выразил словами древних (I, 340, ср. 341). Сказал Мережковский и то, что каждый из нас знает по собственному опыту: Евангелие «нельзя прочесть; сколько ни читай, все кажется, чего-то не понял; а перечитаешь, – опять то же; и так без конца» (1, 7). Раскрывающееся в Евангелии богатство смысла есть оправдание личного подхода. Полнота постигается отчасти и с разных сторон. Но области личного положен предел. Углубление в Евангелие есть познавание Христа. Объективная цель в прикосновении в высшей реальности не оставляет места для человеческого произвола. Против этого Мережковский не спорит. Он знает и то, что спасение – в Церкви (I, 224, ср. Атл., 528 и слл.). Если спасение – в Церкви, то в Церкви – и познание Христа. Только в священной ограде Церкви, для верующего во Христа, открывается тайна Его слова, сохраненного в Евангелии. Делает ли этот вывод Мережковский? Задача, которую он себе поставил, его как будто исключает. В Церкви или вне Церкви ищет Мережковский личного отношения ко Христу?

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Сортировать по Исключить новости “Античность одела Христа в хитон и плащ философа” — что дало Церкви язычество Что общего между домовенком Кузей и церковными старушками и кого называют “христианами до Христа” 19 октября, 2018 Что общего между домовенком Кузей и церковными старушками и кого называют “христианами до Христа” Что общего между античными философами, церковными старушками, мультиком про домовенка Кузю и “возвращением к корням”? Что такое – язычество, какие его проявления могут быть опасны для христиан, и что дала многовековая языческая культура Церкви — беседуют священник Сергий Круглов и историк медицины, врач Ольга Шульчева-Джарман. Слово «язычество» давно стало штампом и в церковном обиходе, и в СМИ, обсуждающих вопросы церковной жизни. Ригористы, сущие как в сане, так и в мирском звании, строго следят, чтобы кто-то из приходских детей не увлекся «бесами», то есть героями сказок, и считают «язычеством» любую литературу, кроме «Добротолюбия»,  псалтыри и хрестоматий для воскресных школ. А критики Церкви особенно любят навешивать это слово как ярлык вообще на все, что есть в Православии, осуждая его за обилие материального – икон, мощей, обрядов, и за якобы забвение православными самого Евангелия… Один такой ригорист, помню, возмущался православным обычаем изображать в храмовых росписях «христиан до Христа»  – античных философов, произнеся при том пламенную тираду о последних временах, апостасии, обмирщении Церкви и оскудении веры среди христиан.  Что такое – язычество, какие его проявления могут быть опасны для христиан, и напротив, что благого дала многовековая языческая культура Церкви? Наш собеседник – человек, любящий и хорошо знающий античное язычество и «христиан до Христа»,  Ольга Шульчева-Джарман — кандидат медицинских наук, старший преподаватель истории медицины в Педиатрическом  университете г. Санкт-Петербурга, а также практикующий врач-фтизиатр, автор более 40 научных публикаций, в том числе – о врачах античного периода и врачах-христианских святых, а также  цикла исторических романов “Врач из Вифинии”, повести-фэнтези о миссионерах “Жеребята”, религиозно-философских эссе и стихов , член Санкт-Петербургского научного общества историков медицины. Мне с детства было ясно, что христианин — это образованный человек

http://pravmir.ru/antichnost-odela-hrist...

I. О главенстве Христовом и главенстве папы Первая разность, как мы сказали, заключается в том, что православные с особенным ударением говорят об единой невидимой Главе Церкви, Господе нашем Иисусе Христе, и отвергают необходимость в какой-либо видимой; латины же, напротив, хотя и признают Христа спасителя невидимою Главою Церкви, но останавливаются исключительно на раскрытии учения о папе, как видимой главе Христовой Церкви. Причины такой разности, повторяем, заключается в неодинаковости взглядов той и другой церкви на учение о главенстве Христовом. Мы утверждаем, что латины преувеличивают значение в Церкви римского епископа и, закрывая главенством его главенство Христово, чрез то извращают в Церкви самый порядок спасения. Дальнейшее изложение покажет основания, по которым мы так утверждаем. Основным и исходным пунктом нашего исследования служит та мысль, признаваемая одинаково и латинами, что главенство Христово не есть только отвлеченное умопредставление о владычестве Его над Церковью, но живое, внутреннее, основное начало церковной жизни, которое определяет собою живые отношения членов церкви как к главе ее, Христу спасителю, так и взаимно друг к другу. В изложении катехизического учения о Церкви мы уже представили учение о главенстве Христовом. Повторим вкратце сказанное. Христос спаситель есть в истинном и действительном смысле Глава Церкви. Вверив управление Церкви епископам, Он Сам остается верховным ее пастырем, оживляя ее спасительною благодатью Духа Святого, Сам невидимо учит, священнодействует и правит, Сам низводит на верующих Духа святого, который почиет на них в благодатных дарах премудрости и разума, совета и кротости, ведения, благочестия и страха Божия ( Ис. 11, 2, 3 ); и приносит в них духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22, 23 ) и другие добродетели. Установив пастырей, чрез которых, как чрез свои видимые орудия Он изливает свою благодать на верующих, Он в тоже время и Сам непосредственно входит в общение с каждым из них. Се стою при дверях и толку, и аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним и той со Мною ( Апок. 3, 20 также Иоан. 14, 21 ). В такое общение со Христом – посредственное и непосредственное – входят все верующие без различия пола, возраста и служения, и делаются участниками, каждый в свою меру, благодатных даров Св. Духа ( Деян. 2, 1–4. 16–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010