ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  13 декабря 2011 г. 01:00 Служение Патриарха Кирилла с 27 ноября по 6 декабря 27 ноября Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы. За богослужением Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Порубая) во епископа Касимовского и Сасовского. По окончании Литургии Святейшего Патриарха от лица насельниц обители приветствовала настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), которая преподнесла Патриарху икону преподобного Алексия, человека Божия. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом о значении принесения в Россию пояса Пресвятой Богородицы. «Тяжелейшие испытания XX века лишили нас многого из того, что было силой и славой нашего народа. Ослабел дух, деградировали многие стороны нашей общественной жизни, не так ярко стал проявляться талант русского человека, и многим показалось, что не выйти нам из этого оцепенения, порожденного страшными трагедиями XX века. Однако принесение пояса Пресвятой Богородицы вдруг дало возможность увидеть, может быть, самое сильное и великое, что сохраняется в жизни народа, — горячую, искреннюю веру людей. И пока жива эта вера, врата ада не одолеют нас», — отметил Святейший Патриарх. После богослужения Святейший Патриарх освятил памятник святителю Алексию, установленный у святых врат обители, и обратился к присутствующим с кратким словом о жизни и подвиге московского святителя. 28 ноября в аэропорту «Внуково» Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед ковчегом с поясом Пресвятой Богородицы перед отправкой святыни на Святую гору Афон. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с кратким словом. Предстоятель Русской Церкви поблагодарил всех, кто обеспечивал «правопорядок, питание, безопасность, медицинское обслуживание для сотен тысяч паломников, пришедших в Храм Христа Спасителя», а также Священный кинот Святой горы Афон, Фонд Андрея Первозванного, власти России и Москвы за принесение пояса Пресвятой Богородицы.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) «церкви многы» и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также «церкви многы камены», первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158–1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164) , которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице . «Многы церкви» создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191–1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела — великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины . Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. «Многы церкви» создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207) ; б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) . «Многы церкви» создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222–1225) , и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г.— 32, в 1193 г.— 14, в 1199 г.— 16, в 1227 г.— 27; в Ростове в 1211 г.— 15; в Ярославле в 1221 г.— 17 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Как относиться к домашнему обучению детей? СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ ОТВЕЧАЕТ СЛУШАТЕЛЯМ РАДИО «РАДОНЕЖ». 31.10.2014 11:37:58 Кульков Сергей Андреевич Радиостанция «Радонеж» вещает в прямом эфире. У микрофона - духовник и старший священник Алексеевской женской обители, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров. - Поздравляем вас, дорогие друзья, с осенним, тихим и радостным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. От самого названия праздника Покрова веет радостью. Этот праздник вселяет в нас надежду на заступничество Матери Божьей, глубоко почитаемой всеми православными народами. Но случилось так, что отмечают его только в Русской и Сербской православной церквях. Почему так сложилось, батюшка? - Тайна промысла Господня. Кажется, все основания у наследников Ромейской державы, II Рима, сохранять в веках благодарную память о чудном видении, дарованном славянину Андрею, Христа ради, Юродивому. Который увидел Пречистую Марию, простершую Свой светоносный покров. Между тем, славянские струги, разметанные бурей, были совершенно уничтожены и, кажется, нужно было бы похоронить в веках этот день. Но смиренный наш народ, в лице пращуров, склонил свою гордую выю пред величием смиренной Девы. И по принятии крещения Аскольдом и Диром, языческая Русь семимильными шагами двинулась во след апостолов, к свету христову. «Наказуя, наказал нас Господь, смерти же не предаде нас». Так словами царя Давида можно выразить идейную сущность содержания этого праздника. «Бог в наказаниях Его милостив, кого любит - того и биет». Так апостол Павел передает ветхозаветную речь пророка. И для нас, христиан третьего тысячелетия, так отрадно собираться в этот день Покрова под сводами божьего храма! И ощущать себя малыми детьми, которые чистым сердцем и смиренною душою славят Царицу неба и земли и просят Ее заступления, помощи в эти лукавые дни, когда вселенная страждет. Страждет и православный люд в тех странах, где безнаказанно действуют злые силы, ополчаясь супротив церкви божией. - В русском языке, в русском сознании закреплено заступничество Божией матери в таких выражениях, как «Дом Пресвятой Богородицы», которым называют нашу родину, или «Пояс Пресвятой Богородицы», «Слезы Пресвятой Богородицы» - все это живет в народном сознании и выражает наше мироощущение.

http://radonezh.ru/text/kak-otnositsya-k...

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти святителя Михаила, первого митрополита Киевского Сегодня также мы вспоминаем Великого Князя Ярослава Всеволодовича, министра финансов России Д.А.Гурьева, Императрицу Марию Федоровну и павших при освобождении Риги в 1944 году 13.10.2023 216 Время на чтение 5 минут Фото: pravlife.org Сегодня Святая Церковь чтит память священномученика Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335).Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV). Сщмч. Прокопия пресвитера (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937). Сегодня также день памяти Святителя Михаила, первого митрополита Киевского. По Иоакимовской летописи, он был родом сириец, по другим летописным сообщениям – серб. В 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к святому равноапостольному князю Владимиру, незадолго до этого принявшему Крещение. На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам – основание монастыря Киево-Межигорского. В Ростове владыка основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником. Преставился святитель Михаил в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года при святом игумене Феоктисте, мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. в Великую Печерскую церковь. В связи с этим память его установлена на 30 сентября, а также 15 июня – в день преставления. Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/13/de...

     О Курской Коренной иконе Божией Матери можно написать книгу не в один том — напряженную, драматичную, насыщенную потрясениями, трагическими событиями. История России отразилась в истории этого образа, как в капле родниковой воды. В 1285 году орда хана Ногая разорила и сожгла Курск, едва отстроившийся после первого (1238 год) разорения монголами. Через десять лет некий житель соседнего городка Рыльска, «муж благочестивый», охотившийся на берегу реки Тускари, в окрестностях разоренного и быстро зараставшего лесом Курска увидел небольшую икону, лежавшую ликом книзу в корнях дерева (отсюда наименование — Коренная). Охотник поднял образ с земли, и на этом месте тотчас забил источник. «Увидя это, — рассказывает «Повесть о явлении чюдотворныя иконы Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска», — оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси». Повесть рассказывает, что рыльский князь Василий Шемяка, узнав о явлении иконы, велел перенести ее в Рыльск и поместил в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной именно для нее; но образ чудесным образом вернулся на место своего обретения, в лесную часовню. В 1383 году напавшие на часовню татары разрубили образ пополам, а служившего при чудотворной священника Боголюба увели в рабство. Счастливо выкупленный из рабства священник вернулся на место своего служения, нашел половинки иконы, сложил их, и они срослись прямо у него в руках. На месте шва выступила влага — «аки роса», такую деталь доносит до нас древняя повесть. Знамение — это один из самых ранних образов (способов изображения) — Пресвятой Девы Марии. Она изображена молящейся, воздевшей руки к Отцу — в таинственный миг зачатия Сына от Духа. Это исполнение пророческих слов Исаии Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.

http://pravoslavie.ru/123183.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Афонский летописец схиигумен Парфений (Заблоцкий). День памяти - 26 мая Афонский летописец схиигумен Парфений (Заблоцкий). День памяти - 26 мая Отец Парфений собирал и записывал все чудесные события, которые происходили на Афоне в прошлом и настоящем времени. Поводом к этому деланию послужило чудесное видение ему в 1863 году Божией Матери во время праздника Покрова Пресвятой Богородицы, которое он подробно описал. Схиигумен Парфений (в миру Петр Александрович Заблоцкий) родился в Полтавской губернии. Был сыном священника. По окончании семинарского курса он не пожелал вступить в брак и принимать священство. В 1860 году Петр приехал на Афон и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь, где исполнял послушание писца и певца, так как обладал хорошим голосом и знал нотную грамоту. Вскоре он серьезно заболел, и старцы постригли его в схиму с именем Парфений. Однако после пострижения он полностью выздоровел. Так как отец Парфений был отменным певчим, то старцы послали его в Константинополь, чтобы он находился там при посольской церкви. Тогда монастырь только еще восстанавливался, а потому всеми способами искал поддержки у российских официальных лиц и отправлял на послушание в посольскую церковь лучших монахов. В 1870 году он вернулся в обитель, и старцы благословили его в монастырскую метоху Крумица, которая только возрождалась и еще не была сильно заселена. Там он жил в пустынной каливке. Отец Парфений собирал и записывал все чудесные события, которые происходили на Афоне в прошлом и настоящем времени. Поводом к этому деланию послужило чудесное видение ему в 1863 году Божией Матери во время праздника Покрова Пресвятой Богородицы, которое он описал следующим образом: «Началось бдение... С самого начала я почувствовал какую-то во всем моем существе легкость, духовную радость. Впрочем, это продолжалось не все время в одинаковой степени. Начали петь хвалитные псалмы, величание Владычице и... опять меня охватило чувство неизреченной радости, которая и ранее уже была со мной. После этого опять оскудение, какая-то рассеянность.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=257...

«РАДИО «РАДОНЕЖ» - ЭТО БЕСЦЕННЫЙ ДАР. Главный редактор Радио «Радонеж» Николай Бульчук беседует с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово. 06.10.2014 07:55:37 Кульков Сергей Андреевич Н.Б.: Приветствуем вас, дорогие наши слушатели! Сегодня я с радостью встречаю в студии, нашего постоянного автора, передачи с которым вы так любите и ждете. Как всегда, мы говорим с отцом Валерианом на животрепещущие темы, касающиеся нашей веры, нашей преданности Церкви, нашей традиции. Начать я хотел бы сегодня с вопроса, который волнует непосредственно нас, сотрудников радиостанции «Радонеж». 30 октября исполняется четверть века с тех пор, как единственная и первая православная радиостанция «Радонеж» вышла в российский эфир. Тогда это было событие, как некоторые считали, чисто символическое: никто, конечно, не ожидал, что православный канал, созданный энтузиастами, очень малой группой людей, просуществует четверть века, переживет многие известные радиостанции и обретет огромную аудиторию радиослушателей. Сегодня Радио «Радонеж» вещает в FM-дuanaзohe, совсем недавно мы вышли в пакете цифрового транслятора «Триколор-ТВ», - казалось бы, внешне все обстоит замечательно. Нас слушают, нам звонят, наши авторы общаются с радиослушателями. Продолжают выходить интереснейшие передачи, звучат уникальные архивные записи… Но как Главный редактор Радио «Радонеж» я обязан свидетельствовать о том, что финансовое положение радиостанции, накануне ее четвертьвекового юбилея, очень и очень критическое. Отец Валериан, мне бы хотелось, чтобы вы обратились с пастырским словом к нашим слушателям, которые, может быть, не всегда отдают себе отчет в том, что Радио «Радонеж» нуждается в постоянной поддержке. Необходимо постоянное памятование о том, что мы не можем существовать без помощи слушателей. Такая схема пожертвований, которая обуславливает, может быть, определенный клуб, что ли, радиослушателей, конечно, выработалась не сразу. На заре своего существования «Радонеж», как и многие православные инициативы, имел спонсоров, меценатов: кому-то нравилось название, кто-то откликнулся на интересный проект, захотел, чтобы прозвучало его имя в эфире… Но и вообще: это были 90-е годы, совершенно другая эпоха!

http://radonezh.ru/text/radio-radonezh-e...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Одигитрия Смоленская Святогорская (из Пушкинских гор) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: «Умиление»-Святогорская. РГБ. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.3. С.471. Российская государственная библиотека Файл 31373.jpg:   Размер: 591x743, 0.44 MPix, 160 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (87) , (2) . Описание: Явленная и чудотворная икона Святогорская, Одигитрии Божией Матери «пядичная», с Предвечным Младенцем на левой руке, писана на кипарисной доске, вышиною 5 1/2 верш., а шириною 4 1/4 верш., вставлена она в кипарисную доску вышиною 1 арш., а шириною 13 вер., на которой никаких изображений не имеется. Вся доска с иконою Богоматери украшена серебряною позлащенною ризою, чеканной работы, весом 8 фунтов, 8 золотников, 84 пробы; на ней чеканью изображены: вверху иконы в облаках Бог Отец со Св. Духом и [...] Файл 31550.jpg:   Размер: 900x1117, 1.01 MPix, 326 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (143) , (4) . Описание: Изображение чудот. ик. Богоматери именуемой Святогорскою. Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. Хромолитография А.В.Васильева. Москва. 57. Святогорская. До революции в Святогорском мужском монастыре под Псковом находились две почитаемые иконы Святогорской Божьей Матери. Одна из них (по иконографии " Одигитрия " ) явил[...] Файл 31552.jpg:   Размер: 403x550, 0.22 MPix, 75 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (105) , (3) . Описание: Святогорская-Псковская, 17 июля. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.33.

http://pravicon.com/icon-451-photo

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Пять вопросов о монашестве афонскому старцу В нашу страну прибыла великая христианская святыня —  Честной Пояс Пресвятой Богородицы. В поездке по России ее сопровождает известный греческий православный старец, игумен афонской Священной великой обители Ватопед архимандрит Ефрем.  «Фоме»  удалось поговорить с ним о древнем и современном монашестве, о роли Православия в судьбе России и о Патриархе Кирилле. Статья 1. Геронда, как Вы считаете, насколько Православие значимо для России? Православие — сердце всей жизни русских людей, единственный источник силы, который может удовлетворить все нужды, покрыть все скорби и потребности русского народа. Подтверждение этому — то, как в Санкт-Петербурге сегодня встречают Пояс Пресвятой Богородицы. Мы очень тронуты тем, что наблюдаем в эти дни. Столько паломников! Люди очень долго стоят в очереди на холоде под дождем, некоторые до 15 часов! Надо признаться, что мы впервые видим что-то подобное. Это означает, что у людей внутри — огромная любовь к Богу. Они прибегают к Церкви как к источнику силы. Большинство паломников здесь — молодые. Власти этого города нам сказали, что они не были даже готовы к такому наплыву народа. Они постоянно проводят совещания, как справиться с этим морем верующих, хотя храм открыт 24 часа в сутки и к Поясу одновременно прикладываются по два человека. Мы видим, что многие утешенные выходят отсюда, наполненные радостью и совершенно не жалеющие, что столько часов провели в ожидании, чтобы приложиться к Святому Поясу. Мы, ватопедцы, которые часто выносим Святой пояс с Афона, видим, как завоевала Богородица сердца людей, как она их привлекает и духовно мобилизует.

http://bogoslov.ru/article/2224719

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамин С. М. «Доношения» воронежского священника Саввы Ивановича Дугина в документах Тайной канцелярии Личность воронежского священника Саввы Ивановича Дугина, составителя неопубликованного сочинения «Книга устав христианского жития», уже привлекала внимание исследователей. А. С. Лавров характеризует его следующим образом: «Оригинальный мыслитель, автор любопытной книги о русской Церкви и обществе, вполне сопоставимой с трудом Ивана Посошкова, Дугин настолько незауряден, что менее всего поддается какой либо В настоящей статье я попытаюсь систематизировать имеющиеся сведения о личности Дугина. Ниже публикуются его «доношения» на современников. Эти материалы отложились в документах Тайной канцелярии в составе одного Они сохранили уникальные сведения о жизни Рязанской епархии, на территории которой служил Дугин. Не менее интересны рассказы о повседневной жизни Липецких железоделательных заводов (в изучаемый период их называли Липскими заводами) и Воронежской верфи, в чьем административном подчинении находилось село Кузьминки – место жительства Дугина. В 1731 г. на допросе в Синоде Дугин сообщил, что ему 35 лет, следовательно, родился он в 1696 г. Место его рождения – село Сокольского уезда, где при церкви Покрова Пресвятой Богородицы служил диаконом отец Дугина Иван Федоров. Умер он за 15 лет до описываемых событий. В 1718 г. 9 апреля по благословению митрополита Рязанского и Муромского Стефана в этой же церкви положен во священнический сан и сам Дугин. Он занял место своего деда по матери, священника этой церкви Ивана Ануфриева, который тогда постригся в городе в Красногорской Спасо-Преображенской пустыни (л. 233–233 об.). Судя по отрывочным сведениям из следственного дела, семья Дугиных имела обширные родственные и дружеские связи в Рязанской епархии. К примеру, арестованный по показаниям Дугина дьячок А. Г. Попов, живший в селе Колыбельском Добренского уезда, приходился ему родственником, поскольку брат Попова был женат на сестре Дугина (Л. 52). Других родственников из числа священнослужителей указывает вкладная запись на печатном Евангелие 1701 г.: «Отдана сия книга Еуангелие вкладу в поминовение по игумне города Романова в церковь Рожества Богородицы, а отдали сродники ево поп Дементе, да поп Максим, да села Кузьминки поп Савва и подписал своею

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010