Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности Источник Отзыв газеты „РУССКИЙ ИНВАЛИД» 126 от 11-го июня 1900 года). М. Г. Кривошлык.–Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. 1899 г. С.-Петербург. Протоиерей отец Иоанн Сергиев, настоятель Андреевского собора в Кронштадте,– сын причетника Архангельской губернии, Пинежского уезда, села Суры, родился в 1829 году. (Ему теперь 69 лет 1 ). Он спит не более трёх часов в сутки, a иной раз ему едва удается вздремнуть, сидя, или едучи куда-нибудь в экипажах. Он всегда на ногах, постоянно служа в церкви, исповедуя и приобщая Св. Тайн сотни людей». «Государь Император Александр III, чувствуя приближение Своей кончины, пожелал видеть отца Иоанна и радостно встретил его. О. Иоанн молился с Царём, и Царь чувствовал силу его молитвы. 7-го октября, согласно воле Государя, о. Иоанн причастил Его Св. Тайн. Призванный затем Августейшим больным в самый день Его кончины, о. Иоанн, по желанию Царя, прочитал молитву об исцелении Болящего u помазал Его елеем от чудотворной иконы. Затем, по желанию Царя, о. Иоанн возложил руки на Его голову и долго не отнимал их. Государь, бывши в полном сознании, просил о. Иоанна отдохнуть, но о. Иоанн сказал, что не чувствует усталости, и спросил Его: «He тяжело ли Вашему Величеству, что я держу долго руки мои на главе Вашей?» Но Царь сказал ему: «Напротив, мне очень легко, когда вы их держите». Потом Царь продолжал: «Вы праведник: вас любит русский народ».– «Да, ответил о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». «Любит – сказал Государь,– потому, что он знает, кто вы и что вы». И действительно, известность отца Иоанна распространяется далеко за пределы Кронштадта и Петербурга. И известность эта происходит оттого, что о. Иоанн собираемые им от жертвователей деньги умеет раздать, умеет, выдавая, поощрить и научить бедняка уму-разуму. Его воскресные проповеди , произносимые в Андреевском соборе, привлекают тысячи людей. He все слышат, не все имеют возможность быть в соборе, а слышать хотят все ... И вот о. Иоанн стал печатать их. Затем они перешли в газету «Ведомости Спб. Градоначальства» и, наконец, попали в книжку, изданную М. Г. Кривошлыком. О. Иоанн говорит о молитве, о церкви, о чудесах в наше время,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Слово это произнесено преосвященным Аркадием, архиепископом Олонецким и Петрозаводским 28 декабря 1852 г. в петрозаводской кладбищенской Кресто-Воздвиженской церкви на всенощном бдении, совершенном самим преосвященным накануне освящения этой, вновь сооруженной церкви. Так как главным жертвователем при сооружении этой (каменной) церкви был петрозаводский купец Марк П. Пименов, то освящение церкви происходило 29 декабря, в день именин Пименова. «Всенощное бдение 28-го ч.,– пишет очевидец,– началось в 8 часов вечера и кончилось около 2 часов утра. В продолжение всенощного архипастырь четырекратно беседовал с кафедры со своею паствою о Кресте Господнем, так как церковь воздвигнута в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста». Нет сомнения, что таким всенощным торжественным богослужением преосвященный имел в виду отвлечь граждан хоть на одну ночь от обычных ночных святочных увеселений. Слово печатается с автографа, данного преосвященным прот. М. Д. (сообщившему рукопись), в напутствие при вступлении его в миссионерскую должность. I. О треблаженное Древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь! Ночь... и на кладбище! Молимся... и среди могил! Время ли быть молве? Место ли суете? Крест Христов приводит сюда носимых в покой вечный. Крест Христов осеняет сокрытых в могилах здешних. Он блистает, как венец красоты и святыни, на сем храме. В его имя сей храм. На таком месте безмолвия... в такой тишине нощной... о чем нам размышлять и беседовать? У Креста Христова о Кресте Христовом. Здесь его сила и слава. О треблаженне Древо на нем же распяся Христос, Царь и Господь! Посвятим же несколько времени слышанию повествования о Кресте Христовом. Во-первых, вкратце скажу вам историю Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос . Во-вторых, вкратце изложу вам таинство Креста. В-третьих, коснусь несколько наших обязанностей к Животворящему Кресту Христову. Впрочем, теперь же надобно определить понятие о Кресте Иисуса Христа. Знаем и помним, что под именем Креста Иисуса Христа в слове Божием разумеется, во-первых, просто древо крестное, орудие, на котором был распят Господь наш Иисус Христос ; а во-вторых, что и есть главное, самая смерть распятого Иисуса Христа. В настоящем случае будем иметь и то и другое понятие совокупно, т. е. и главное – о самой смерти распятого Иисуса Христа, и второе, простое – об орудии распятия, о древе крестном.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Болхов. Троицкий Рождества Богородицы Оптин монастырь. Карта и ближайшие объекты Оптин Троицкий монастырь, 3 класса, общежительный, на берегу реки Нугры, в 1 версте от города Болхова. Основан, по преданию, в XV веке князьями Милославскими. Несомненно существовал в XVI веке. В 1613 году был разорен литовцами, но потом возобновлен. Название Оптин произошло оттого, что первоначально монастырь был общим, то есть с двумя отделениями, мужским и женским. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Основан Рождество-Богородичный Оптин монастырь во второй половине XVI века. После разорения литовцами, по писцовой книге 1628 г., в монастыре находились две деревянные церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка. Когда в 1648 г. царь Алексей Михайлович женился на дворянке из рода Милославских, судьба прежде бедствовавшей обители изменилась. Вотчина Милославских находилась в Болховском уезде, в монастыре издавна хоронились их предки. Посыпавшиеся щедрые дары позволили начать каменное строительство. В 1668 г. началось строительство первой каменной постройки на Орловщине – Троицкого собора, по которому обитель стала именоваться Троицкой. По смерти главной вкладчицы Марии Милославской в 1669 г., строительство затянулось до 1706 г. Жертвователями монастыря также являлись цари Федор Алексеевич, Иоанн V и Петр I, царица Софья и императрица Елизавета Петровна. В 1705 г. в монастыре побывал Петр I и повелел «быть архимандрии».  В 1792г. при монастыре учреждена Тихвинская ярмарка. В XIX веке монастырь продолжал расширяться. Была возведена теплая церковь Иоанна Крестителя с колокольней (1861-1864), новая ограда с башнями, настоятельский и келейный корпуса. В 1852-1856 гг. воздвигли монументальный Тихвинский собор (на месте разобранной Рождественской церкви) в русском стиле, главной святыней которого стала чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. С 1844 по 1847 гг. настоятелем был известный просветитель народов Алтая Макарий Глухарев (похоронен на территории обители).

http://sobory.ru/article/?object=03009

Среди рукописей можно наблюдать 2 ярко очерченных отдела: – рукописи древнейшие, т. е. с XV–XVII в. и новейшия – XVIII–XIX вв. В первом отделе числится 21 рукопись. Среди них нет ни одной рукописи, которая относилась бы к первым двум периодам – брянско-черниговскому и литовскому. Нет в рукописях и известий об этих периодах, кроме немногих упоминаний в синодиках до 1500 г. 2 Таким образом, из трёх исторических периодов до XVII в. рукописная библиотека Свинского монастыря может говорить о самом позднем – московском периоде. Состав библиотеки, как можно видеть из приписок на рукописях, образовался по большей части из вкладов жертвователей за помин их душ или их покойных родственников. Вклады в монастырь рукописями можно наблюдать со времени Иоанна Грозного. Сам Грозный прислал в Свинский монастырь «за опаленных» в 1388 г. 27 книг. Всего с 1544 г. и по 1647 г. по вкладной книге монастыря 1699 г. мы насчитали 28 вкладов, а в них 103 рукописи. Из этого количества до нас дошло 4, сверх сего, 3 рук. можно относить сюда предположительно. Вкладчиками были – царь Иоанн Грозный боярин Никита Романович (Юрьев), бывший коломенский епископ Иосиф (†1571 г.), монастырские старцы, игумены, вдовые попы, поступавшие в монастырь, боярский сын, торговый человек и т. п. Полный список этих вкладов нами дается ниже в Приложении I. По содержанию эти вклады представляют по большей части богослужебные книги – евангелие, апостолов, псалтирь, минеи, охтаи, но есть и четьи книги – Чепь златая, Златоуст, Новые Чюдотворцы; есть Летописец. Из известных по записям XVI – XVII в. 103 книг до нас сохранились: 1) Новые Чюдотворцы – жития и службы русским святым – вклад бывшего коломенского епископа Иосифа (†1571 г .) ныне 7.1; 2) Церковный Устав – вклад почепца Стефана Унковского 1612 г. ныне 8; 3) Синодик, составленный и вложенный старцем – уставщиком Ефремом в 1622 г. (1626 ? г.), с ценными записями памятей князей черниговских, ныне 80, и 4) Евангелие повседневное Матвей да Марк – вклад, по-видимому, архимандрита новгород-северского спасского монастыря Варсанофия хотя, может быть, эта рукопись относится еще и к прежнему времени – к литовскому периоду жизни монастыря: рукопись эта XV в. писана в два столбца, записи о принадлежности её архимандриту нет, – мы относим её к вкладу Варсанофия потому, что запись его вклада совпадает с наличным содержанием рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Буй. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Соборная Благовещенская каменная, двухэтажная с камен. колокольнею. Построена в 1810 г. на средства прихожан и других жертвователей. В летописи собора значится, что в 1812 г., по ходатайству храмоздателя, Буйского уезда казначея Петра Михайловича Попова, Его Величество, Государь Император Александр Благословенный изволил всемилостивейше пожертвовать тысячу рублей ассигнациями на внутреннее устройство собора. Собор обнесен каменною оградою с жел. решетками. Кладбище находится в полуверсте от собора, обнесено каменною оградою. На кладбище есть церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроена в 1852 г. В соборе 4 престола: в верхнем холодном этаже: a) в ч. Благовещения Пресвятой Богородицы; в нижнем - теплом б) во имя Смоленской иконы Божией Матери, в) во имя святит. Николая, г) во имя мч. Параскевы. Достопримечательность церкви: a) древние иконы Божией Матери: Смоленская, Владимирская и Явление прп. Сергия Радонежского, древнего греческого письма, с надписью на задних сторонах: " Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси " - все иконы в серебр. вызол. ризах, с такими же венцами; б) икона вмц. Параскевы-Пятницы, в серебр. вызол. ризе, почитаемая не только прихожанами, но и окрестными жителями; в) напрест. крест шестиконечный серебр., кругом золоченый, внутри коего в кипарисовом древе 5 частиц мощей неизвестных святых, залитых воскомастикой, и частица древа креста Господня; г) крест маленький, длин. 2 верш., серебр., с мощами святых, имена коих, вырезанные на задней стороне, стерлись от времени; д) оклады на Евангелиях, потир, дискос, звездица, копие, лжица и блюдца серебренные, вызолоч., - ковчег литой, серебр. вызолоч. древн. визант. стиля, кадило, ковш для теплоты - серебр. вызол. - все высокой работы известного фабриканта Сазикова. Расстояние от Костромы 100 в. В г. Буе есть железнодорожная станция и пристань пароходная на реке Костроме. Ближайшие церкви: Воскресенская, Покровская, Святителя Николая городские, Троицкая на реке Вексе в 3 верстах и Троицкая в Ликурге в 20 верстах. 

http://sobory.ru/article/?object=03982

Памятник освятил Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон 17 июля. ПРАВМИР. В Новосибирске на территории Александро-Невского собора состоялось торжественное открытие и освящение памятника Николаю II и наследнику цесаревичу Алексею. Памятник освятил Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, сообщает пресс-служба Новосибирской митрополии. Владыка Тихон обратился к новосибирцам с архипастырским словом, в котором отметил, что святой Царь Николай II и после своего отречения от престола все равно оставался центральной фигурой русского Самодержавия и Православия. В митрополии отметили, что памятник Николаю II было решено возвести «во исполнение рекомендации Священного Синода». «Выбор места для памятника не случаен. Собор строился на средства Кабинета Его Величества как храм-памятник Царю Миротворцу Александру III – отцу Государя Императора Николая II. Государь Император Николай II лично пожертвовал 7,5 тысяч рублей на соборный иконостас. Супруга Царя Миротворца Александра III Мария Феодоровна также была жертвователем храма. В частности, она прислала в собор священническое облачение, сшитое из парчи, которая покрывала катафалк рано ушедшего из жизни младшего брата святого Николая II Великого князя Георгия Александровича. Наконец, вы можете видеть: за спиной Государя Императора Николая Александровича стоит арка с крестом. Это символ Голгофы!» – сообщил настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин. Священник также напомнил, что город Новосибирск раньше назывался Ново-Николаевском в честь святителя Николая Чудотворца – небесного покровителя святого Царя Николая II. Сразу после освящения памятника в городе прошел молодежный крестный ход, посвященный памяти святых благоверных князей Петра и Февронии и Дню семьи, любви и верности. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/pamyatnik-nikolayu-ii-...

     С этим внутренним убеждением наместник Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря Белгородской епрахии игумен Никодим (Мирошниченко) живет с момента принятия им монашеского пострига. 28 декабря 2016 года Холковский монастырь собирается единой семьей – вместе с представителями местной власти, помогающими ему развиваться, жертвователями и прихожанами – отметить 16 лет с того дня, как решением Священного Синода Русской Православной Церкви он был открыт официально. Сюда будущий игумен Никодим пришел в начале двухтысячных годов послушником. На посту наместника обители он менее полугода. Проходя перед новым ответственным послушанием стажировку в Оптиной пустыни, отец Никодим не раз вспоминал слова одного из оптинских старцев, что монашество есть блаженство, какое только возможно на земле... «И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на небе, в будущей жизни, но нижняя ступень его – на земле. В той жизни оно только продолжается…», – писал схиархимандрит Варсонофий (Плиханков). Прошлое и настоящее. Соединены молитвенным духом Батюшка, когда подъезжаешь к монастырю и видишь его на высоком холме, дух захватывает: какая красота! Какие просторы! И какая, должно быть, интересная история у обители... На сегодняшний день это ведь единственный действующий пещерный монастырь на Белгородчине?      Да, в Белгородской епархии он один такой. Существует предание, что монастырь был основан после монголо-татарского ига – причем на том месте, где (тоже по преданию), произошла встреча князя Игоря Святославовича с его братом Всеволодом перед их походом на половцев в 1185 году. Она описана в знаменитом «Слове о полку Игореве». Но первое письменное свидетельство о монастыре относится к 1620 году. В нем говорится, что Холковский мужской в честь святителя Николая монастырь был основан «черным попом» Геласием и пришедшими с ним монахами. Ну, а дальше такая «концентрация» событий пошла! Внимание со стороны первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича обусловило расцвет обители. Посетивший ее другой благочестивый царь, Алексей Михайлович, подарил монастырю ставший его великой святыней образ своего небесного покровителя – святого праведного Алексия, человека Божия. Затем в 1659 году татары под предводительством крымского хана разорили монастырь, а во время правления Екатерины он, просуществовавший всего 144 года, был упразднен...

http://pravoslavie.ru/99838.html

В дни пребывания в Екатеринбурге Честного Пояса Пресвятой Богородицы игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии встретился с мирянами и ответил на их вопросы. Митрополит Кирилл предварил встречу словами благодарности: – Мы рады, что в дни пребывания великий святыни – Пояса Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге отец Ефрем, Божий старец, игумен пресвятой Ватопедской обители, где пребывает эта святыня, изъявил желание встретиться со всеми вами. Я очень рад, что батюшка нашел время пообщаться с православным верующим народом. Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто пришел на эту встречу, и надеюсь, что она будет полезной и плодотворной и принесет всем нам утешение, надежду и радость. Архимандрит Ефрем Архимандрит Ефрем: – Мы приехали со Святой Горы Афон, которая является местом аскезы, молчания, молитвы, покаяния, Покровительницей и Главой которой является Божия Матерь. Святую Гору еще называют садом Божией Матери, и поэтому все монастыри там Богородичные. Ватопедский монастырь – единственный в мире, который украшен семью чудотворными иконами Божией Матери и самим Честным Поясом Пресвятой Богородицы. У нас три ковчега святого Пояса в монастыре – три частицы, которые подарили монастырю царь и князь. Первый – Иоанн Кантакузин, император Византии, у которого была тесная связь с монастырем: там жил его духовный отец и святой нашей Православной Церкви преподобный Савва, ради Христа юродивый (всем советую прочитать его житие). До монастыря этот святой несколько лет жил в Константинополе, и император понял, что это человек Божий, и взял его в духовные советники. И говорят, что в конце жизни император стал монахом в нашем Ватопедском монастыре. А второй, кто подарил часть святого Пояса монастырю, – Великий князь Сербский Лазарь, который был замучен ради Христа и сегодня является покровителем и великомучеником Сербской Православной Церкви. Видимо, монастырь Ватопед избрала Богородица, чтобы эта обитель была особенно украшена Ее милостью: сразу двое жертвователей, не зная друг друга, были просвещены благодатью и передали эту великую святыню одному монастырю. Наш духовный отец старец Иосиф Ватопедский, который два года назад почил, нам часто говорил: «Где бы в другом месте было угодно Богородице хранить Свой святой Пояс, если не на Святой Горе, которая является местом непорочности, чистоты, целомудрия, послушания, местом девства?». Знайте, что Пояс символику имел еще с Закона Моисея. Из Ветхого Завета мы знаем, что девы сплетали себе такие пояса своими руками, и когда наступал день официального сочетания браком, дева передавала этот пояс своему мужу как символ своего девства.

http://pravoslavie.ru/49762.html

В Подмосковье открылся Николо-Радовицкий монастырь 21 марта 2007 г. 11:27 18 марта на Егорьевской земле произошло знаменательное событие — открытие Николо-Радовицкого монастыря, древней святой обители, бывшей некогда великим духовным центром и жестоко поруганной в эпоху лихолетья. На торжественное богослужение, в день открытия обители по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия прибыл благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховский Роман . История Николо-Радовицкого монастыря насчитывает более пяти веков. Он был основан в первой половине XV века старцем Пахомием, пришедшим в Россию из Фессалии с Фотием, митрополитом Московским. По смерти митрополита Фотия в 1431 году старец Пахомий отправился в поисках тихого, уединенного места и обнаружил эту местность, где была основана обитель, которую он назвал «Акакиевой пустынью». Он решил остаться здесь навсегда пустынником, и постепенно у него появляются сподвижники, ищущие уединения. Вскоре старец называет эту местность «Радовицы» в честь своей родины в Фессалии. Первые пустынники, поселившиеся на острове посреди Святого озера, построили здесь деревянный храм. А в XVI веке произошло явление святителя Николая в сиянии прямо над озером. Вскоре после этого от образа святителя Николая стали происходить чудеса. По молитвам перед чудотворной иконой получали прозрение многие слепые, начинали ходить парализованные и обретали дар речи немые. Случаи исцеления от тяжелых недугов записывались в монастыре на вечную молитвенную память. Явление над озером святителя Николая стало знаковым моментом в жизни монастыря. Датой основания Николо-Радовицкого монастыря считается 1584 год. Число братии в обители после этого стало возрастать и дальнейшее строительство монастырских зданий стало происходить неподалеку от острова, на берегу Святого озера. В монастырь приходили убогие и больные, крестьяне и видные государственные мужи, высокие чиновники и купцы, царская семья и воеводы князья и мастеровые. Большую помощь в обустройстве монастыря и в украшении его храмов оказывали многочисленные благотворители и жертвователи. Самыми известными жертвователями в разные годы были: мать Петра I, княгиня Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, царь Иоанн Алексеевич, императрица Анна Иоанновна, князь Владимир Волконский, княгиня Долгорукова, князь Андрей Черкасский, боярин Федор Бутурлин, боярин Петр Шереметьев.

http://patriarchia.ru/db/text/216512.htm...

Воскресенский собор (Берлин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Воскресенский собор (нем. Christi-Auferstehungs-Kathedrale) — кафедральный собор Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви, расположенный в Берлине. Построен во времена Третьего Рейха. Памятник архитектуры. Содержание История [ править править код ] В 1935 году участок земли, выделенный Русской зарубежной церкви для строительства храма на Фербеллинерплатц, был продан за долги. Новому владельцу потребовалось помещение занимаемое храмом, и перед православными встала угроза остаться без церкви, так как договор о найме не мог быть продолжен. 24 апреля 1936 года Рейхсминистерство церковных дел Германии сообщило митрополиту Антонию (Храповицкому) о возможности строительства нового кафедрального собора на Гогенцоллерндамм — частично на средства министерства. В ответ митрополит Антоний в благодарственном письме писал министру Гансу Керлу: «В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах». Правительство Германии приобрело за 15.000 рейхсмарок, недалеко от прежнего храма, подходящий участок на Гогенцоллерндамм и сделало первое вложение в сумме 30.000 марок. «Трудовой фронт» дал за освобождение помещения на Фербеллинерплатц 25.000 марок, и по мере необходимости правительство делало дальнейшие финансовые вложения. Также в строительстве собора помогла и Евангелическая церковь Германии. Был организован сбор частных пожертвований, в числе жертвователей были великий князь Кирилл Владимирович и царь Болгарии Фердинанд I. Король Югославии и его правительство пожертвовали 5.000 марок на постройку причтового дома. 31 августа 1936 года однопрестольный собор на 500 человек был заложен епископом Тихоном (Лященко) по проекту русского архитектора-эмигранта Сергея Шостовского, который в экстерьере вдохновился новгородским зодчеством, в интерьере — византийско-романским стилем. Строительством бетонного здания, до сих пор остающегося в собственности немецкого государства, два года занимался немец Карл Шельберг. Двухярусный иконостас дореволюционной работы прислал из Варшавы митрополит Дионисий (Валединский), глава Польской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010