царское место



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015

Имитация триумфа. Как в Петербурге отмечали ...Искать в Источникеaquaviva.ru
... и Александра Феодоровна в парадной карете, запряженной четверкой белых лошадей в русской упряжи с форейторами и двумя камер-казаками на запятках. Августейшие дочери Государя великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Николаевны в четырехместной карете, запряженной парой лошадей в русской упряжи, и затем другая сотня собственно его величества Конвоя», — не скрывал восторга московский губернатор Владимир Джунковский. У входа в собор императора и его семью встречали патриарх Григорий и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский) . Николай II проследовал на «царское место» — роскошный мраморный трон. Служение молебна возглавил Антиохийский патриарх Григорий IV. По возглашении протодиаконом многолетия их императорским величествам и всему царствующему Дому находящиеся в строю вне собора войска отдали честь. Во всех церквях Петербурга торжественно зазвонили колокола, начался салют из пушек Петропавловской крепости. Увы, избежать «повторения Ходынки», хотя и в малом масштабе, не удалось. Во время прибытия императорской семьи в соборе произошла давка, унесшая жизни 34 человек: люди стремились протиснуться в первые ряды, чтобы «разглядеть царя и ... далее ...
Собор, который мы не потеряли - "Вода живая". ...Искать в Источникеaquaviva.ru
... морском полковом дворе, рядом с будущим Крюковым каналом, был подписан 16 июня 1752 года императ-рицей Елизаветой Петровной. Проект величественного каменного храма в стиле барокко выполнил один из крупнейших русских архитекторов XVIII века Савва Иванович Чевакинский, а заложил пятиглавый храм 15 июня 1753 года архиепископ Петербургский и Новгородский Сильвестр. Через два года была начата постройка отдельной четырехъярусной колокольни, колокола для которой отлили в Москве. Внутреннюю отделку собора также выполнили в барочном стиле, в верхней церкви было сделано царское место, обитое малиновым бархатом. 5 декабря 1760 года владыка Сильвестр освятил в нижнем храме главный Никольский и правый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а 20 июля 1762 года, в присутствии императрицы Екатерины II, состоялось освящение архиепископом Казанским Вениамином главного Богоявленского придела в верхнем храме и левого в честь новопрославленного святителя Димит-рия Ростовского в нижнем храме. Тогда же было указано именовать морскую церковь собором. Екатерина II подарила новому храму 10 украшенных драгоценными камнями икон святых, в дни которых русский флот одержал победы над шведами и ... далее ...
Божия Матерь — Чудо вселенной — архимандрит Тихон ...Искать в Источникеazbyka.ru
... половины ХХ века Императрица Елизавета Петровна ( 1709-1761 ) Император Александр I ( 1801-1825 ) Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Фото первой половины XX века. Архив храма святого князя Александра Невского в г. Пскове В Псково-Печерском монастыре в ожидании Их Императорских Величеств. 5 августа (ст. ст.) 1903 года Православные сету в ожидании встречи Их Императорских Величеств. Город Печоры. 5 августа 1903 года Их Императорские Величества в Псково-Печерском монастыре. 5 августа (ст. ст.) 1903 года Псково-Печерский монастырь. Фото начала ХХ века Царское место в Успенском соборе Псково-Печерского монастыря (справа) . Фото первой половины ХХ века Император Николай II в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Фотограф Н. Г. Матвеев. Императорская Археологическая комиссия Икона святых страстотерпцев в Сретенском храме Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 2003 год Икона святителя Лазаря с частицей мощей. Лазаревский храм Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Лазаревский храм Псково-Печерского монастыря (справа) . Фото начала ХХ века Лазаревский храм Псково-Печерского монастыря. Фото 1962 года Лазаревский ... далее ...
Чертоги русского царя / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... звездой. Как служить Богу и как истреблять врагов России, он видел в росписях своего дворца. Русская история была представлена в третьей группе росписей, посвященных ее самым важнейшим событиям: крещению Руси и принятию киевским князем Владимиром Мономахом византийских регалий – для пояснения смысла венчания на царство Грозного. Так была запечатлена и идея «Москва – Третий Рим», представляющая историю богоизбранной России как часть священной и всемирной истории, а Москву – преемницей стольного Киева. На своде Золотой палаты был изображен Христос, обращенный к южному углу, где стояло царское место. Остальные росписи в аллегориях символизировали два пути человеческой жизни – праведный и грешный. Ансамбль государева дворца был органично вписан в градостроительную эсхатологическую идею Кремля, которая разворачивалась на Соборной площади. Здесь не только присутствовали символы Святой Земли и Византии, но и сложился образ апокалиптического нерукотворного храма Небесного Иерусалима как архитектурной иконы Града Божия. Вот основные ее черты. Образом Софии Константинопольской был Успенский собор, ибо в русской мысли Святая София, Премудрость Божия, была связана с образом ... далее ...
Памятники церковной старины в Костроме, Раздел 1 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (местные иконы, праздники, деисис, Богородичный ряд и праотеческий) ; тябла резные – виноградными ветвями и гроздями (XVII в. табл. III) ; иконы все XVI – XVII в. неоднократно обновлённые. В числе местных икон находилась храмовая икона, Св. Троицы, богато украшенная и пожертвованная в 1598 г. Дмитрием Ивановичем Годуновым. При епископе Дамаскине (1758 – 1769) , она переписана на другой доске и сохранила лишь металлические украшения, в числе которых находятся золотые медали Карла IX, короля Шведского, пожертвованные Государем Михаилом Фёдоровичем в 1616 г. Обращает на себя внимание резное царское место XVII в. (табл. V) и паникадило литое, с несколькими ярусами свечников, с надписью, указывающей на то, что оно пожертвовало в 1659 году Иваном Ивановичем Щетневым (табл. III) . Другое паникадило, пожертвованное боярином Борисом Фёдоровичем Годуновым в 1593 г., не сохранилось: от него уцелело лишь одно строфокамилово яйцо в серебряной оправе. Из числа достопримечательных икон храма отметим прекрасную икону св. Иоанна Предтечи, с которой удалось нам получить фотографический снимок (табл. VI) . Эта икона вместе с другими пожертвована Д. И. Годуновым. И. Предтеча с крыльями, с ... далее ...
На рубеже двух эпох, Глава 7 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... епархии. Прекрасная душа! Другие члены из низшего клира были, в общем, хорошие люди, совсем не социал-дьячки. О Московском соборе остались замечательно верные и подробные протоколы. Со временем по ним будет составляться история Церкви этой эпохи. Я не буду говорить о разных комиссиях и многочисленных деяниях собора. Отмечу лишь наиболее важные и то, что было более связано с тем историческим моментом и государственно-общественными вопросами. Вот первое богослужение в Успенском кафедральном московском соборе в Кремле. Я стоял на левом клиросе среди других духовных. Рядом с нами было царское место – красивый резной золоченый балдахин. А в другой стороне, около правого клироса, было патриаршее место, более простое, даже архитектурно-аскетическое, старинное, древнее. И оно было пустым 217 лет. И все же стояло, дожидаясь своего времени. Стоит обратить внимание на это расположение мест. Патриаршее – на правой, более важной стороне, а царское на левой, второстепенной. Это так не мирилось с воззрениями пережитого императорского петербургского периода, преимущественного господства государства и государей: они везде выше всего! И даже в ектениях на службах их ставили то на ... далее ...
Храмы Петербурга. Никольский Морской соборИскать в Источникеazbyka.ru
... От прилавка булочника валил теплый душистый пар… Здесь, в самом центре «морского городка», в период с 1753 по 1762 год была возведена великолепная церковь в стиле барокко. Легкие купола небесного цвета, белоснежная лепнина… Храм был изумителен, особенно прекрасно смотрелся он в зимнюю пору. Зайдем в алтарь нижнего храма. Перед нами – престол, то есть священный стол, на котором совершается Божественная Евхаристия. Поднимемся на второй этаж, в верхний храм. Его открыли специально для меня. Здесь прохладно и пусто. Тонко пахнет ладаном. Подойдем поближе к иконостасу... Царские врата. « Царское место ». Подобное место устраивалось для лиц императорской фамилии в тех храмах, где они любили молиться. Этот собор – из их числа. Интерьер верхнего храма. В глубине видна кафедра для чтеца или проповедника. Подобные кафедры пришли к нам с Запада. С Никольским собором меня связывает очень многое. Это и бабушкин дом, находящийся в 10 минутах ходьбы от храма, куда она меня маленькую заводила. И любимое сочетание белого с голубым. И набережная Крюкова канала с неизменными голубями, собаками и детишками... Любопытно, что когда я была маленькая (да и в юности уже тоже) , я физически ... далее ...
Храмы Санкт-Петербурга - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Пресвятой Богородице, Архангела Гавриила, Евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея. Образа на всех ярусах иконостаса писаны на холсте известными живописцами А. И. Угрюмовым, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым и А. Е. Егоровым. Стены и своды храма по эскизу Шебуева были расписаны художниками Ф. П. Брюлло, Ф. Н. Брондуковым и С. А. Безсоновым. В 1875 году по рисункам Н. Д. Мартынова они были поновлены художником Кольчугиным, и сохранились до нашего времени. С правой стороны от входа, у колонны, поддерживающей главный купол, – возвышение из серого мрамора, на котором находилось царское место, устроенное В. П. Стасовым по Высочайше утвержденным рисункам. Напротив, слева, находится церковная кафедра, выполненная также по проекту Стасова. Главными святынями храма ныне являются Нерукотворный Образ Спасителя и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого, и был его любимым образом. Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 2, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... к Иеремии. Иеремия благословил Иова, а Иов Иеремию, и они облобызались. Иов обошел с целованием и всех других архиереев. Иов опять встал у орла и склонил голову. Иеремия снова благословил его со словами: «Благодать Пресвятого Духа да будет с тобою». Теперь Иов возведен был на возвышенное место рядом с царем. И весь собор вместе с патриархами «здравствовал царю». Царь приветствовал ответно патриархов. И Иов, вновь сойдя с помоста, поклонился земно собору и удалился вновь в придел Похвалы Богородицы. Царь, благословившись у патр. Иеремии, также сошел с помоста и встал на свое обычное царское место. Иеремия начал литургию. 2-й момент поставления, самый существенный, состоялся после малого входа. По третьем трисвятом митр. Иов приведен был из придела и через царские двери введен в алтарь. Иеремия отступил от престола на ступень и «велел водить Иова около престола, да велел пети всем Святии Мученицы, как и над прочими ставленники». И вообще над ним совершена была полная архиерейская хиротония с возложением рук всех епископов. Затем служили литургию уже оба патриарха. После литургии был 3-й момент поставления – так наз. «настолование». Иова вывели из алтаря и трижды ... далее ...
"Поместный Собор: вопросы и ответы", протоиерей ...Искать в Источникеradonezh.ru
... языке — «настолование». Интронизация — торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на Патриаршую кафедру. В древности кафедрой архиерея было седалище (трон) епископа, которое располагалось на горнем месте; впоследствии кафедра была перенесена в центр храма. До сих пор сохранились древние храмы V-VI вв., в которых кафедра представляет собой значительно поднятое место до нескольких метров, к которому ведет несколько лестниц. Во внебогослужебное время кафедра Патриарха на Руси располагалась справа от Царских Врат, в то время как царское место находилось слева, у правого переднего столба храма. — Как по традиции происходит интронизация избранного Патриарха в Русской Православной Церкви? — Интронизация совершается во время Божественной литургии с облачением новоизбранного Патриарха в Патриаршие одежды и вручением ему Патриаршего посоха. Одежды Предстоятеля Церкви имеют ряд отличий от одеяний других архиереев. Это, прежде всего, особый головной убор — белый куколь, на лобной стороне и передних концах которого вышиты изображения шестикрылых серафимов, а на вершине Патриаршего куколя находится крест. Иной цвет имеет ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015

Постоянная ссылка на эту страницу: царское место
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"