Введение Сказания о Нерукотворенном Образе Спасителя не только дороги для христианского чувства, но представляют вместе с тем большой интерес для людей, желающих ознакомиться с историческими судьбами священной иконографии. Имея это в виду, мы предлагаем вниманию читателей изложение сущности восточных и западных сказаний о Нерукотворенном Образе. Но изложению сказаний предпосылаем несколько предварительных замечаний из истории христианской иконографии, с целью объяснить чрез то довольно странный и непонятный на первый взгляд факт, именно тот, что сказания о Нерукотворенном Образе Спасителя становятся нам известными в первый раз из памятников сравнительно позднего времени, из 5-го или даже 6-го века. При этом считаем нужным заметить, что мы не касаемся вопроса о времени происхождения сказаний, для этого мы решительно не имеем никаких исторических данных, а пускаться в предположения считаем ненаучным. Наша цель состоит единственно в том, чтобы выяснить причины довольно позднего распространения сказаний. Сказания могли существовать гораздо ранее, чем они распространились, сделались общеизвестными и явились в письменных памятниках. Рассматривая историю христианской иконографии в целом, мы можем, кажется, разделить ее на три главнейших периода. Период первый – период преобладания символизма до 5-го или 6-го века. Период второй – развития иконографии исторической – до 12-го века. Период третий – период развития стилей: восточного и западного – с 13-го столетия. Христианская иконография в первом периоде своей истории имела характер более или менее символический, условный. Изображая то или другое священное лицо, то или другое священное событие, в первые четыре века мало заботились о том, чтобы быть верными исторической действительности; мало того, даже намеренно скрывали изображаемое под покровом произвольных форм, символов. Таким образом, противополагая понятие «символический» понятию «исторический», мы причисляем к первому периоду христианской иконографии не только чисто символическая изображения, каковы изображения Христа, церкви, апостолов и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬПЕРТ Йозеф [Wilpert] (22.08.1857, Айглау (польск. Дзелув), Силезия - 10.03.1944, Рим), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ; npeлam-domesmicus (с 1897), действительный апостольский протонотарий (с 1903), профессор кафедры иконографии Папского ин-та христ. археологии (1926-1936). В 1883 г. рукоположен во пресвитера; с 1884 г. работал в Германском научно-религиозном центре (Camposanto Teutonico) в Риме. Увлекся археологией катакомб (с 80-х гг. XIX в. занимался их натурным изучением), стал сотрудником, а затем преемником Дж. Б. де Росси. Посвятил себя изучению иконографии, став к нач. ХХ в. вместе с О. Марукки во главе особого направления католич. апологетики «науки о христианском искусстве» (или «теологии монументов»), важную часть к-рой составляло учение об искусстве катакомб. Сосредоточенные в катакомбах памятники рассматривались В. как отделенное от окружающего языческого контекста иконографическое пространство и своего рода тайная лаборатория, где вырабатывались каноны раннехрист. искусства. В методическом отношении теория «катакомбного искусства» была ярким проявлением «римской школы» в христ. археологии, она широко пользовалась спекулятивными гипотезами, ее герменевтика отличается волюнтаристскими методами и предельно догматическими интерпретациями. Однако для В. важнейшим направлением деятельности оставалась защита принципов «римской школы» и борьба с некатолич. (прежде всего протестантскими) направлениями в изучении раннехрист. искусства, к-рые резко критиковали методику католич. христ. археологии, прежде всего в Германии. Этому была посвящена ранняя брошюра «Главные вопросы христианской археологии» (1889, 1890), направленная против ученых, убежденных в единстве раннехрист. и позднеантичного искусства (В. Шульце и др.). Помимо проблемы зависимости христ. искусства от античного важным вопросом в кон. XIX в. казался и поиск центров сложения христ. иконографии, к-рый тогда формулировали как вопрос: «Восток или Рим?» В. однозначно решал его в пользу Рима, занимая все более жесткую и догматическую позицию. Памятники Рима (катакомбы и их погребальную живопись, рельефы саркофагов, мозаики) В. воспринимал как приоритетные по отношению к остальным формам искусства и культурным областям (включая христ. Восток). В этом его главным оппонентом стал Й. Стржиговский , позже Э. Вайганд.

http://pravenc.ru/text/Вильперт.html

Глава 5. Поклонение волхвов Поклонение волхвов принадлежит к числу тем, наиболее распространенных в искусстве древнехристианского периода. Чудесное событие, в котором древние писатели, выразители церковного сознания, видели одно из блестящих доказательств божественного, царского и искупительного значения Иисуса Христа, не могло пройти бесследно в истории христианской иконографии, отражающей в себе главные черты того же церковного сознания. Памятники этого сюжета дошли до нас в древнехристианской живописи и скульптуре, а также во всех видах средневекового и нового искусства. Между памятниками древнехристианского периода и средних веков замечается тесное родство в иконографических формах этого сюжета; но нельзя опускать из вида и их отличия, как это допустил Рого де Флери в своем Евангелии, признав их тождество в отношении формы звезды, костюма, жестов и числа волхвов 881 . Заключение это основано на сравнении памятников преимущественно западных, хотя бы и довольно многочисленных. Но уже древнехристианские мозаики, а тем более памятники византийские выставляют многие черты костюма, жестов и положений действующих лиц, каких нет ни в живописях катакомб, ни в скульптуре саркофагов. Было бы вернее сказать, что общая композиция сюжета не получила в средние века сильного расширения: это верно, как по отношению к памятникам западным, так особенно восточным. Западные художники нового времени развили идею сюжета и сообщили ему пышность и царское великолепие. На Востоке этого не могло случиться не только в силу иератического характера православной иконографии, но также и потому, что поклонение волхвов, по отсутствию особого празднования специально в честь этого события, редко имело в иконографии самостоятельную постановку: оно обыкновенно соединялось с рождеством Христовым или входило как составная часть в композиции акафиста и «Что ти принесем». Обзор памятников подтвердит это общее положение. В живописях катакомб, относящихся к древнейшему периоду христианства, изображение это повторяется около десяти раз: в катакомбах Домитиллы III в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Л.Н. Заливалова Скачать epub pdf Николай Васильевич Покровский (1848–1917) – церковный историк, выдающийся специалист по церковной археологии и археографии, принадлежит к плеяде ученых и церковно-общественных деятелей, заложивших в России фундамент церковно-исторической науки. В центре его научных интересов были вещественные и письменные памятники средневековой русской, византийской и европейской христианской культуры, особенно искусства, литургика и исто­рия литургики в России. Богатое творческое наследие Н. В. Покровского включает многочисленные статьи, моно­графические публикации по широкому кругу вопросов христианской иконографии и архитектуры, аннотированные публикации русских историко-художественных памятников, а также учебные пособия по церковной археологии. Крупным вкладом в мировую и отечественную историографию явилась монография «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» (1892), в которой ученый обобщил многолетние исследо­вания памятников художественной культуры. В свое время она получила высокую оценку русских и зарубежных ученых 1 . Эта работа при жизни автора несколько раз переиздавалась и не утратила научной ценности в настоящее время. По мнению Г. И. Вздорнова, крупнейшего специалиста по историографии истории русского средневекового искусства, труд Н. В. Покровского – «одно из самых замечательных исследований конца XIX века... Памятники евангельской иконографии изучались и до Покровского и после него, но ни одна другая работа на эту тему не достигает фундаментальности труда русского ученого». Монография «была и остается главным пособием для каждого, кто обращается к изучению иконографии Евангелия» 2 . Во второй половине XIX века Николай Васильевич Покровский не был одинок в изучении христианского средневе­кового искусства. Плодотворно работали церковные историки И. Д. Мансветов (1843–1885) и А. П. Голубцов (1860–1911) в Московской духовной академии, А. А. Дмитриевский (1856 – 1929) в Киевской духовной академии, а также университетские профессора Н. П. Кондаков (1844–1925) и его ученики Д. В. Айналов (1862–1939), Е. К. Редин (1863–1908) и ряд других ученых. Все исследователи занимались иконографическим исследованием художественных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Генезис и эволюция иконографии креста в ранней Церкви. Часть III 09.04.2015 569 Время на чтение 30 минут В древней Церкви первых трёх веков возникла необходимость поиска знака, который мог бы обозначать имя Мессии. Таким символом вскоре стала монограмма Христа. Какие формы она принимала? Почему знаки, широко известные и используемые в античном мире, стали адаптироваться христианами? Когда они перестали быть атрибутами языческого мира и были осознаны как христианские? Какие смыслы были присвоены этим символам? На все эти вопросы даны ответы в третьей части исследования иконографии креста в ранней Церкви. Часть III Положи въ нихъ словеса зhaмehiй своихъ От монограммы до Христограммы (эволюция образа креста) Вторым направлением развития образа «печати Иезекииля» - Тав (креста) - в древней Церкви первых трёх веков стал поиск знака, который мог бы обозначать имя Мессии и стать символом Боговоплощения. Согласно археологической науке таким символом вскоре стала Монограмма Христа, выраженная в двух своих формах: и . Аббревиатура в форме была широко известна и в античном мире задолго до её адаптации христианами, в то время как лигатура появилась среди иудеохристиан в конце первого века по Рождестве Христовом. В свою очередь, её формальная разновидность начиная с середины III века была знаком языческого культа «Непобедимого солнца». Целью данного исследования будет попытка определить: а) почему эти знаки ( и ) стали адаптироваться христианами; б) когда они перестали быть атрибутом языческого мира; в) когда были осознаны этим языческим миром как христианские. И, наконец, какова их история в христианстве, и с какой смысловой нагрузкой они были усвоены приверженцами учения Христа. Аббревиатура в античном мире Лигатура двух букв Х и Р ( ) использовалась в античном мире задолго до пришествия Христа. В юриспруденции эта аббревиатура означала « existimare », в смысле «судить» или «расследовать». При последующем добавлении к ней буквы о, она читалась как « existimatio », - «судимый», «оценённый» . Считается, что в латинскую традицию проникновение этих греческих букв произошло через мюнцмейстерское дело. В монетном производстве эллинизированной античности знак имел два прочтения. В период греческих полисов-государств это первые буквы уже знакомого слова χριστοζ - «помазанный». К такому типу монет можно отнести бронзовую драхму Птолемея VI Апиона (около 200 года до Р.Х.) и драхму псекдо-родосского чекана из Миласа (Mylasa), датируемую II веком до Р.Х. Даже если цари не получали физически помазания, они мыслилось как χριστοι в силу сакральной функции их служения . Собственно эта апелляция к царственному величию и помазаннику и стала одной из главных причин принятия и использования христианами данного знака по отношению к Иисусу Христу, царю Евангелия .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Иеромонах Алексий (Виноградов) родился 5 ноября 1845 г. в с. Чамерово Весьегонского уезда Тверской губернии в семье священника. В 1865 г. окончил Петербургскую Духовную Семинарию, где блестяще учился. По окончании Семинарии был оставлен там в качестве помощника наблюдателя иконографии. В 1867 г. поступил в Петербургскую Духовную Академию, но фактически не учился, так как перешел преподавателем живописи и рисования в Ярославскую Духовную Семинарию. Здесь разработал курс церковной археологии, который начальство не приняло. В 1871 г. оканчивает со степенью кандидата юридических наук 149 Демидовский юридический лицей в Ярославле. В 1875–1876 гг. работает аудитором 150 в 5-м Киевском Гренадерском полку, откуда увольняется, поскольку уже тогда у него проявляются интересы к археологии, иконографии, палеографии, этнографии. В 1876–1880 гг. он выступает как ученый-русист широкого профиля. За первую статью «О деревянных старинных храмах Весьегонского уезда и некоторых при них достопримечательностях, также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Тверской губернии» 151 удостаивается звания члена-сотрудника Российского Археологического общества 152 . В том же году А. Н. Виноградов публикует первую иконографическую работу «Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы Богородицы Неопалимыя Купины» («Опыт сравнительного описания и объяснения некоторых символических икон древнерусского искусства» в другой редакции) 153 . В 1879 г. выходит другой его иконографический труд «Родословное древо» по памятникам христианской иконографии» 154 . В 1878 г. А. Н. Виноградов познакомился с рукописной коллекцией музея князя П. А. Путятина – владельца с. Бологое, и выпускает свое единственное палеографическое исследование «Палеографическая коллекция князя П. А. Путятина» 155 . В 1877 г. за рукописный сборник русских и карельских народных песен Весьегонского уезда (60 песен) А. Н. Виноградова избирают членом Географического общества 156 . Научные занятия А. Н. Виноградов сочетал с учебой в Археологическом институте (1876–1880 гг.). К этому времени он сформулировал свое научное кредо: «Археология для меня... немыслима без истории искусства, религии, литературы, нравов и обычаев не одного народа Русского, но в связи и сравнении с культурою и цивилизацией других народов» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иисус Христос в иконографии Иисус Христос по памятникам иконографии (иконографический тип). – В первоначальную эпоху христианства Иисус Христос был изображаем под символами Добрая Пастыря, Агнца, Орфея и т.д.: в этих изображениях мы видим не Самого Христа, как лицо историческое, а лишь один намек на Него, и различие в формах этих намеков в иных случаях до такой степени велико, что не без труда приходится узнавать в двух различных изображениях одно и то же лицо. Подобное же разнообразие, хотя не столь резкое, наблюдается и в первоначальных прямых изображениях Спасителя. На древних памятниках (II-III вв.) встречаются изображения Спасителя, воскрешающего Лазаря, умножающего хлебы и проч., но иногда Он является в одном виде, иногда в другом. Если отделить менее важные черты этого изображения и сгруппировать в одно целое черты типические, то мы получим такое понятие об этом первоначальном, типе Спасителя: Спаситель является здесь молодым человеком. Без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом в правой руке, или свитком, как символом учительства; с мягкими и симпатичными чертами лица и стройным телосложением. Тип этот остается господствующим до половины IV столетия. Но, не говоря уже о недостаточной устойчивости этого типа, мы ясно видим, что этот тип не есть тип исторический, – это скорее фигура античного героя, но не Спасителя, каким Он был в действительности. Иначе, впрочем, едва ли могло и быть. То была эпоха переходная в истории искусства: церковных установлений относительно изображений Спасителя еще не существовало; в сфере самого искусства еще не установились определенные типы, и потому художники изображали Спасителя по своему личному усмотрению, а так как их художественные идеалы были воспитаны на античных традициях, то отсюда и Спаситель явился в том же античном типе. Однако тип этот не был рабскою копией с существующих языческих или еретических образцов, но свободным идеальным созданием христианских художников 66 . Этот тип Спасителя оставался господствующим в христианском искусстве до IV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНДЕКС ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА [англ. Index of Christian Art; ICA], проект сюжетно-предметного каталога иконографии, осуществляемый в США. Начат в 1917 г. в Принстонском ун-те по инициативе проф. Мичиганского ун-та Ч. Р. Мори (1877-1955), к-рый исходил из идеи изучения средневек. искусства на основе точного описания эволюции иконографических композиций, недостижимой без исчерпывающих знаний о каждом конкретном сюжете. Для создания базы иконографии Мори начал составлять картотеку объектов раннехристианского и средневекового искусства, расписывая названия сюжетов на карточки с фотографиями (передовая научная технология для первых десятилетий ХХ в.). Его поддержала группа добровольцев - любителей искусства. Позже участники проекта вошли в состав подразделения кафедры (руководители: Х. Вудроф (1933-1942), У. Бёрк (1942-1951), Р. Грин (1951-1982), Н. Морган (1982-1988), Б. Кассиди (1988-1995), К. Хаурихейн (с 1997 по наст. время)). Постепенно были выработаны принцип записи информации и библиографический формуляр (опубл. в 1942; используется в архивах некоторых западноевроп. институтов, изучающих христ. искусство). Первоначально область применения и хронология И. х. и. были ограничены сюжетами раннехристианских (до 700) саркофагов. После отказа от тематических ограничений временной рубеж был отодвинут до 1400 г.; в целях полного описания миниатюр рукописей из б-ки Моргана, архива Э. Франц в Принстонском ун-те (Alison Frantz Archive) в И. х. и. включили материалы до 1550 г. Задача проекта - описать все объекты христ. искусства (опубл. и неопубл.) в деталях: сюжеты, отдельные образы святых, персонификации и т. д., изображенные предметы, атрибуты, символы; разместить эти описания в неск. взаимосвязанных каталогах, которые стали бы информационной базой для изучения. К 1955 г. база насчитывала 500 тыс. предметных карточек и ок. 100 тыс. фотографий, впосл. ежегодно пополнялась от 1 до 2 тыс. изображений. К нач. XXI в. включала описания ок. 200 тыс. объектов.

http://pravenc.ru/text/Индексом ...

Сортировать по Исключить новости Лекция Ольги Лисициной посвящена формированию канона изображения ангельских сил; влиянию традиции почитания и изображения бесплотных духов в иудейской и эллинистической среде на сложение христианской иконографии. 24 октября в лектории Музея русской иконы состоялась лекция Ольги Лисицыной «Иконография ангелов». Лекция посвящена формированию канона изображения ангельских сил; влиянию традиции почитания и изображения бесплотных духов в иудейской и эллинистической среде на сложение христианской иконографии. Предлагаем читателям текст и видеозапись лекции. Сегодня мы поговорим об Ангелах. Надо напомнить, что три великие монотеистические религии, такие, как иудаизм, христианство, ислам, рассказывают нам о существовании невидимых духов-воинов, постоянно говорят об их контакте с людьми, так что сомнений в том, что действительно духовный мир существует ни в одной религии нет. В самом Библии слово «Ангел» встречается более, чем 400 раз, и это только слово «Ангел», не учитывая те слова, которые тоже могут быть интерпретированы, как Святые духи (это серафимы, херувимы, ангелы Господни, и так далее). И несмотря на это, из Божественного Откровения об Ангелах нам известно не так уж много, потому что надо сказать, что творцы Священного Писания очень аккуратно подходили к вопросу описания ангельского мира: за исключением буквально нескольких отдельных эпизодов в Книге Иова, мы не встретим с вами описания ангельского мира как такового, самого по себе – только в его отношении к нашему миру, когда Ангелы кому-то являются, когда они проявляют себя по отношению к живущим людям. Что мы можем сказать об Ангелах? Каковы наши литературные источники? Естественно, Священное Писание. Само слово «Ангел» наше, русское, на самом деле вовсе не русское слово, а греческое «γγελος», что в переводе буквально означает «вестник, посланник». Но это тоже не изначальная форма этого слова, а дословный перевод еврейского слова «малах». Это слово также обозначает «вестник, посланник» и происходит от древнееврейского корня, который означает глагол «посылать». Какой мы из этого можем сделать вывод? Слово «Ангел» не описывает нам природу этих существ. Что это за духи, какова их природа, сказать мы не можем. Мы можем только сказать об их служении, что они – «служебные духи».

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

I. Связи итальянской живописи начала XIV века с греческою иконописью. Типы композиций «Рождества Христова» и «Явления Марии Магдалине» Киевская Русь, как и некоторые другие области России, подобно Крыму и Грузии, восприняла, вместе с православным вероисповеданием, византийское искусство в его наиболее показных, монументальных формах. Русское церковное искусство как в Киеве, так затем и в Суздальской области, было, по приемам и видам мастерства, от мозаики до миниатюр рукописей и перегородчатых эмалей, только ветвью искусства греческого и частью греко-восточного. Но с началом XIII столетия, когда наступил поворотный период в истории политического и культурного преобладания Византии на всем православном востоке, а вместе с тем конец ее обособленного художественного творчества, восточное христианское искусство развилось, подобно молодым отпрыскам, в странах и государствах славян на Балканском полуострове, а также и в других славянских землях, не разоренных монгольским нашествием. Россия еще в древнейшую эпоху была теснее и ближе связана с Балканскими землями славян, чем с самой Византией, первоначально с Болгарией, а затем политическое и культурное процветание Сербии в XIII и XIV столетиях сопровождалось столь высоким расцветом архитектуры и живописи, что их формы захватили от пределов Далмации все течение Дуная и протянулись на юг до границ славянских поселений в Македонии. Монгольское нашествие образовало в ходе русского искусства и, в частности, русской иконописи на дереве и иконографии, глубокий насильственный перерыв, который надолго обессилил культуру Киевской и Суздальской Руси и предоставил первенство Новгороду и Пскову. Таким образом, наряду с мало известными Корсунскими иконами, с первой половины XIV века открывается деятельность «греческих мастеров» в Новгороде, а также и в Москве, и устанавливается «Новгородское иконописание». По установившемуся взгляду 1 , русская иконопись является непосредственной наследницей иконописи греческой. Правда, в русской иконописи издавна указывалось на разнообразные влияния и заносы с запада, впрочем, только с XVI века, когда прежнее греческое иконописание начало упадать, а затем иконографический анализ подтверждал существование в греко-русской иконографии целого ряда тем западного происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010