Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной В Избранное Оглавление Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви Духовная красота и изящество песнопений и богослужебных чтений Цветной триоди (от первого дня Пасхи до Недели всех святых) открываются перед нами в новой книге митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) «Сияние Пасхи». В этом издании впервые собраны не только проповеди на Евангельские, но и на ежедневные Апостольские чтения. Слово архипастыря с особой силой касается сердца, располагая душу к глубокому пониманию Священного Писания и к усвоению святоотеческого толкования слова Божия. Книга рассчитана на широкий круг благочестивых читателей, может служить как основой для подготовки проповедей, так и ежедневным душеполезным чтением. Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы Даже гениальный философ становится невеждой, если чужд спасительной веры, потому что он не может составить себе и малейшего понятия о той радости, которую черпает христианин из любви Иисуса Христа. Свт. Иоанн Златоуст Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Радость всех радостей — это Воскресение Спасителя. Господь всеобъемлющ, Его любовью создано и животворится все мироздание. Полнотою Божественного счастья, дарованного человечеству, явилось Христово Воскресение. Это чудо чудес пронизывает каждую мысль и чувство, просветляет все существо и всю жизнь христианина. Только злое начало в нас противится этой несказанной радости. Только духовная спячка мешает нам ликующим сердцем внимать пасхальному благовесту слов апостола:

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление От издателей Автор книги «Евангельские блаженства» Аркадий Дмитриевич Троицкий родился 1 ⁄ 14 октября 1873 года. В 1898 году он окончил Киевскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в Киевской Духовной семинарии на кафедре «Священного Писания». С 1911 по 1917 год издавал журнал «Проповеднический листок и пастырское чтение». К величайшему сожалению, нам не удалось найти сведений о том, как сложилась жизнь Аркадия Дмитриевича Троицкого после революции. «Евангельские блаженства» были напечатаны в журнале «Проповеднический листок» за 1914 год и в этом же году вышли отдельной книгой. На нее было получено много благодарных отзывов читателей. Вот некоторые из них: «Недаром Православная Церковь за литургией поет заповеди блаженства, это христианское десятисловие, полный кодекс христианской нравственности… Книга г. Троицкого представляет собой редкое соединение основательности мысли с душевностью, сердечностью. Ее с одинаковым интересом прочтет и знаток Библии, и простой небезрелигиозный человек. Это действительно всестороннее изъяснение Христовых заповедей блаженства. Каждой заповеди посвящена отдельная глава, в которой приведено сопоставление ее с ветхозаветным учением, апостольское понимание высоких заповедей Христовых; мнения позднейших толкователей, преимущественно святых отцов, а в примечаниях, видимо для избранных читателей, уже настоящая научная экзегетика 1 , с постоянными филологическими справками в греческом и еврейском языках. В русской литературе сейчас нет лучшего пособия к изъяснению заповедей блаженств. К этому надо прибавить, что книга написана с глубоким религиозным одушевлением, красивым, но самым общепонятным языком. Являясь незаменимым пособием для преподавателей Закона Божия, Священной истории и Евангелия, книга могла бы дать ряд увлекательных чтений для самой разнообразной аудитории» (Журнал «Христианин», 1915 год, март). «Такая книга давно была необходима» (Журнал «Смоленские Епархиальные Ведомости», 1915 год, ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Глава I. Всемирное распространение веры во Христа. Установка понятия о распространении веры. Мнение о теоретическом развитии веры и его опровержение. Действие веры в сфере нравственного чувства и области знания. Качественный характер распространения Христианства в общем и частностях. Необходимое условие – sine qua non – распространения христианства; выражения: Проповедь Евангелия и Царствия «проповедь покаяния». Трудность выполнения этого условия, необходимость выполнения. Выражение «проповедь во свидетельство τ εαγγλιον εζ μαρτριου» объясняемое: а) по отношению к лицу проповедников – Апостолов и их преемников; сила свидетельства проповедников христианства; историческое свидетельство об обнаружении этой силы в наше время; b) проповедь во свидетельство по отношению к слушателям проповеди: проповедь во свидетельство как проповедь в изобличение. Точное определение и раскрытие понятия: изобличение проповеди Евангельской; обличение мира о грехе, о правде и о суде. Иоанн. 16, 8–11. Уяснение признака всемирной проповеди Евангельской, тесно связанного с основным характером её распространения. Вера во Христа, как удовлетворяющая высшим стремлениям человека и сообщающая душ его жизнь и мир, есть, по существу своему, благодатный дар Божий, совершающийся в призывании, оправдании и освящении человека. Милосердый Господь в силу искупительных заслуг Христа, даровал этот дар всем людям для их спасения. «Несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, (кроме имени И. Христа), о немже подобает спастися нам». 61 «Яко вам даровася еже о Христе, еже в Него веровати.» 62 Но не всем людям зараз предлагается этот дар; подобное сообщение веры имело бы необходимым следствием механическое, несвободное усвоение ее; между тем как это, по существу дела, является невозможным. Вера во Христа отнюдь не подавляет свободы человеческого духа и в подвиге веры человек является самобытным и самодеятельным; от этого зависит нравственное достоинство человека верующего «…блажени невидевшии и веровавше…» 63 Сам Основоположник нашего спасения всегда требовал и ожидал из внутри человека идущего тока веры, прежде чем совершал какое – либо чудо по вере. 64

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Символ веры Сделаем небольшое отступление и отметим, что никто и никогда не стал христианином, просто случайно взяв с полки и прочитав Евангелие. Чтобы оно, так сказать, заработало в нас, мы должны получить его из чьих-то рук, обязательно с какими-то пояснениями. Даже протестанты, которые утверждают, что есть только Писание, и ничего кроме Писания, даже они не просто молча вручают эту книгу. Они обязательно скажут: приходи к нам по такому-то адресу, и мы тебе объясним, как этим пользоваться. Тем более православный христианин скажет: очень хорошо, что ты прочитал Евангелие, которое церковь сохранила для тебя. Но еще мы сохранили для тебя Никео-Константинопольский Символ веры . Символ веры , это стержень всего Священного Писания . Он состоит из двенадцати частей, называемых «членами Символа веры ». Это основные узлы Евангельского повествования. Изложен Символ веры был на Вселенских соборах: Никейском (325год) и Константинопольском (381год). Вселенский собор, это когда предстоятели всех церковных общин собираются вместе, и наставляемые Святым Духом, решают важнейшие общецерковные вопросы, особенно вопросы веры. Потому что самое страшное, когда в церковное учение привносится вместо Божественного откровения человеческое мнение, которое может быть очень красивым, логичным, привлекательным, и при этом – полнейшей ложью. Когда в церкви возникала такая опасность, отцы собирались, рассматривали Божественное Предание, письменное и устное, и провозглашали: вот так Церковь , наученная Самим Иисусом Христом, всегда веровала, так веруем и мы. А кто верует не так, тот находится в заблуждении, вне церкви. У него неправильные знания о Боге и о пути к Нему. Поэтому он и сам идет не по той дороге, и других увлекает за собой не к спасению, а в погибель. Таковых надо стараться привести к покаянию, а если не получается, расставаться с ними. За две тысячи лет против церкви со всех сторон поднималось много лжи, и Символ веры сложился как путеводитель, чтобы не дать уклониться ни направо, ни налево.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Отзыв евангельского христианина-баптиста Эта книга своего рода апология православного учения, где автор использует свои доводы с некоторым евангельским акцентом. Автору, на мой взгляд, присуща чувственность, которая прослеживается в его аргументации, и честность, когда признался о мотиве перехода в православную Церковь. Вадим пытается доказать жизненность православного учения, считая баптизм недостаточным для полноты христианской жизни. По-моему, он так и не понял суть баптизма. Автор приводит цитаты отцов Церкви, что обогащает мысль всей книги. При этом цитаты некоторых протестантских богословов, приводимых автором, не отражают все учение евангельских христиан-баптистов. По мнению некоторых нельзя строить общее представление о баптизме. Поэтому книга содержит критику не догматов евангельских христиан-баптистов, а высказываний некоторых протестантских проповедников и мыслителей. Печально, что некоторые протестантские историки, говоря об истинной Церкви, приводят в пример несториан, катаров, альбигойцев, богомилов и т.д. Решимость отсоединиться от Церкви и пострадать за свои идеи, еще не факт существования в их жизни евангельского наследия. Баптистам не нужна сектантская преемственность, от которой предостерегает автор, а важно апостольское предание учения, как неотъемлемая часть вероучения евангельских христиан-баптистов. В книге видна открытость автора, готовность на диалог с протестантами по догматическим вопросам. Я считаю, что сегодня важно евангельским христианам-баптистам не сидеть " сложа руки " , а быть готовым к данному диалогу с православной Церковью, при условии взаимного принятия и объективной оценки. Автор говорит о личном смирении, как о первостепенном качестве верующего, которого порой не хватает сегодняшнему христианству. Я думаю, замечания о смирении являются актуальным в XXI веке для многих христиан нашего времени. Автор искренно пытается обратить внимание евангельских христиан-баптистов на некоторые вопросы веры, в частности, на учение о Церкви. Я думаю, что данная работа станет в дальнейшем еще одним поводом для богословских диспутов между Русской Православной Церковью и Церковью Евангельских Христиан-Баптистов. В наше время есть необходимость в подобных диспутах, так как " железо железо острит " (Прит. 27:17). Другими словами, это поможет евангельским христианам-баптистам обратить особое внимание еще раз на историю Церкви и на христианское богословие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

I. Древнехристианская эпоха Образы Божией Матери в живописи римских катакомб и на рельефах саркофагов Современная историческая наука допускает, как научное предположение, что основы христианской иконографии были положены уже в первые три века христианской эры. Почитание Пресвятой Девы Марии, «Матери Иисусовой, Благодатной Жены, Благословенной между женами» ( Деян.1:14 ; Лк.1:28, 2:34 ; Ин.19:27 ), установленное в апостольской общине, распространилось из Иерусалима в народившиеся христианские общины Сирии, Египта, Малой Азии, Рима и многих других стран древнего мира еще в конце первого века. Записанные в первую половину второго столетия апокрифические сказания сиро-египетских церквей (Прото-евангелие Иакова, Евангелие Рождества Марии, Евангелие псевдо-Матфея, Евангелие от евреев, История Иосифа) 1 сообщили целый ряд дополнительных преданий о происхождении Марии от Давидова корня, о Введении во храм и пребывании во храме, обручении Девы, о чудесном выборе Иосифа, о Рождестве Иисуса Христа, Бегстве в Египет и прочее. Множество апокрифических рассказов, впоследствии непринятых или даже отвергнутых и осужденных церковью, были преданы забвению, тогда как другие, более правдоподобные и согласные с преданием, утвердились и содействовали утверждению праздников свв. Иоакима и Анны, Зачатия, Рождества Богородицы, Введения во храм, а равно выработке художественных изображений. Таким образом, историческая или повествовательная сторона христианства предоставляла образу Девы Марии видное место в изображении евангельских событий, так как в самую раннюю эпоху христианского искусства художники, кроме Евангелия, обратились к Прото-евангелию, как к своему важнейшему источнику. Даже в той сокращенной схеме евангельских событий, которая была избираема для украшения рельефами саркофагов, начальной сценой является «Поклонение волхвов», а в нем видное место принадлежит Богоматери. Фактическое почитание ее становится, таким образом, в середине второго столетия догматом христианского учения. Одновременно с этим историческим содержанием веры, на всем православном Востоке вырабатывалось и мистико-символическое понимание евангельских событий и лиц. Помимо различных крайностей философского и мистического толкования христианства у гностиков, естественное сочетание идей и образов придавало многим христианским изображениям особо сокровенный и глубокий смысл в глазах верующих. Отсюда, различные символические изображения Богоматери Оранты, Богоматери с иконою Младенца на груди и другие – должны быть относимы именно к этому раннему времени. Однако же, главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед поклоняющимися волхвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Рассуждение, в котором доказывается достоверность книг Евангельских и истина свидетельства Апостолов Источник §1. Ученики Спасителя начинают Евангельскую проповедь По вознесении Господа нашего на небеса, и по ниспослании Духа Святаго на учеников Его, Апостолы прежде всего возвестили Евангелие Палестинским Иудеям, сообразно данному им от Него повелению. Потом прешли и в другие страны, но особенно останавливаясь в тех градах, где жили Иудеи, или из язычников обращенные в их веру. Некоторые из Апостолов простерлись даже в Пароское Государство. Из древнего предания явствует, что Св. Фома основал там многие Церкви; и Персия есть действительно Индия, где сей Апостол, по сказанию древних, также проповедовал Евангелие, как это доказано в другом 1 месте. Первое послание 2 Св. Петра яве творит, что сей Апостол проповедовал в Вавилоне. §2. В последствии времени и письменно предают сию проповедь, и для чего? Хотя не видно того, чтоб Иисус Христос заповедал своим ученикам написать историю Его жизни, ниже учение, которое им преподал; однакож некоторые не упустили то учинить, или склонясь на просьбу верующих, как Церковная история о том свидетельствует, касательно Св. Иоанна, или из единственных побуждений ревности и благоразумия. Ясно уразумели сии Святые мужи, что для грядущих веков нужно было соблюсти память деяний и учения Спасителева посредством писаний; ибо скоро могли восстать лжеучители на повреждение чистоты и простоты религии баснями и ересями, что действительно и последовало 3 по кончине Апостолов. Кроме сего пред очами своими имели пример Моисея и Пророков, кои простому преданию не вверили ни законов, от Бога данных народу Еврейскому, ни чудесных событий, утвердивших те законы, ниже прорицалищных глаголов, вещанных для поддержания надежды и веры. Св. Лука свидетельствует 4 , что он решился написать историю Иисуса Христа, став воодушевлен примером многих то учинивших прежде его, и дабы новым свидетельством паче и паче утвердить достоверность истин, всюду благовествуемых Христианами. Св. Иоанн торжественно уверяет, что он писал единственно на тот конец, да верует весь мир, что Иисус Христос есть сын Божий, и да имут живот вечный вси верующие во имя Его 5 . §3. О том, что доказательство истины книг Евангельских есть нужно

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Особенные виды внешнего богопочтения XXXIX. Исповедание веры К внешнему богопочтению, кроме постоянного и для всех обязательного служения Богу – домашнего и общественного, относятся еще особенные виды внешнего богопочтения, т.е. такие, которые касаются или не всех верующих, а только некоторых, или и всех, но только в известных обстоятельствах жизни. Таковы: исповедание веры, клятва и обеты. Скажем сначала об исповедании веры. Верующий христианин обязан не только внутренне уважать святейшие истины Евангельского учения, но и словом и делом открыто, публично свидетельствовать пред другими, когда того требуют обстоятельства его жизни, т.е. когда молчанием его может быть оскорблено величие и слава Божия, или причинен нравственный вред ближнему. По этой обязанности он не только не должен уступать ложному приличию света там, где вера Христова не терпится людьми, водящимися духом времени и правилами лукавого мира, но не должен уступать и страху мучений и гонений, помня наставление Самого Господа, сказавшего: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8:38 ). Само собою разумеется, что достоинство исповедания веры зависит, прежде всего, от искренности нашего убеждения, сообщающей единство нашим убеждениям и поступкам и цельность и гармоничность нашей личности. Двоедушие и притворство в людях опасны и вызывают тяжелое и скорбное чувство. Потому-то Спаситель грозно обличал фарисейское притворство и лицемерие и требовал от Своих учеников детской искренности и простоты. Много зависит достоинство подвига исповедания веры еще от силы нашего убеждения, которая, с одной стороны, свидетельствует о нашей расположенности к истине, а с другой – о нашей самодеятельности в приобретении ее и любви к ней. Мы невольно уважаем людей глубоко убежденных, хотя бы даже и заблуждающихся, если только убеждение их есть плод искренней любви к истине и сильной самодеятельности в приобретении ее. Замечательно в данном случае выражение Лютера на Вормском соборе: «на этом стою, иначе не могу». Наконец, достоинство исповедания веры зависит от нашего мужества, чуждого всяких своекорыстных расчетов, с которым мы готовы жертвовать всем для владычества истины. В твердом, мужественном исповедании веры больше нравственного геройства, нравственной доблести, чем в обыкновенном неуклонном соблюдении правил добродетели. Потому-то и Спаситель сказал: «всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 69 Всяк рожденный от Бога побеждает мир: и сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин. 5:4 ). В сию священную минуту предстоят пред мысленным взором нашим, Россияне, два рожденные от Бога чрез Св. крещение: Великий Святитель и Чудотворец Николай, коего св. жизнь и чудеса чтит и прославляет весь христианский мир, и украшенный Его именем великий помазанник Божий, Благочестивейший Государь Император Николай Павлович, в котором видят своего благосердого отца миллионы людей. Один ревностию по вере давно уже победил лжемудрие мира в лице ересеначальника Ария и увенчан победным венцем славы на небесах; другой правдою веры еще продолжает побеждать своеволие и вольнодумство, оскорбляющее веру и вредящее порядку общественной жизни. При таковом воззрении на великих победителей мира, не будет не соответственно настоящему торжеству и духу времени, если представим несколько опытов победоносной веры и извлечем для себя убеждение в необходимости побеждать верою мятежный дух века. Вера, победившая и побеждающая мир, есть не что иное, как Евангельское учение, исполненное духа и истины, света и жизни. Быв принято с убеждением и чувством, оно не может не выражать в действиях человека силу духа и истины, действие света и жизни. Мир, побежденный и побеждаемый верою, – это суть люди, мудрствующие по стихиям мира, а не по Христе, – люди, живущие в плену твари и в рабстве страстей. Легко понять, может ли чистое и святое учение веры быть приятно для мира? И может ли мир, нечистый и грешный, жить в согласии с верою? Ненависть мира против веры неизбежна; брань веры с миром необходима. Кто же побеждает? – И сия есть победа, победившая мир, вера наша. Откуда сила веры? Божественный основатель и наставник веры есть Господь наш Иисус Христос. Он неоднократно говорит в Евангелии: Мое учение несть Мое, но пославшаго Мя Отца. Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз о Себе глаголю; пославый Мя истинен есть и Аз еже слышах от Него, сия глаголю в мире ( Ин. 7:16–17 ; Ин. 8:26 ). Итак, вот откуда учение веры и сила веры – от Бога. Как в семени заключается все – стебель и листья, и цвет и плод, так в Божественной вере содержится премудрость Божия и сила во спасении верующих, Его правда и благость. Кого же и что не победит такая вера, обильная силою Божиею?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. ( Деян.9:42 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Из Апостольского чтения (см. Деян.9:32-42 ) мы узнали сегодня, что апостол Петр по своей обязанности духовного наставника обходил дома христиан, наблюдал за их бытом, отношениями в семье, помогал принять правильное решение в тех или иных жизненных вопросах. Семьи первых христиан с большой радостью и благоговением встречали пастыря, потому что для них он был не просто духовным советчиком, но и дорогим, родным по духу и христианской любви человеком. Это вовсе не считалось вмешательством в личную жизнь. Напротив, люди всегда ждали своего пастыря и радушно встречали. Ибо такое радушие и развитие подобных взаимоотношений поощрялось и благословлялось Богом. И вот, как мы слышали в Деяниях святых апостолов, случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Город Лидда был расположен недалеко от моря, близ Иоппии, к северо-западу от Иерусалима. Здесь образовалась и получила дальнейшее развитие христианская община, члены которой отличались особым благочестием и твердостью веры. Недаром апостол Лука называет их святыми. Причем именуются христиане Лидды так дважды. В этом нет случайности. Не будучи возвеличенными в лике святых, люди эти выделялись особой святостью и праведностью жизни. Интересно, что в греческом тексте употреблено слово «агиос», которое имеет много значений. Иногда его переводят как «священный» или «святой». Но в корне оно имеет значение как «иной», «другой». Это же слово всегда употреблял апостол Павел, обращаясь к христианам различных общин. Словом «агиос» (по-древнееврейски «кадош») назывался иудейский, Богоизбранный народ. Церковь Христова стала преемницей избранности Израиля. Именно христиан, последователей Господа Иисуса Христа, апостолы именуют святыми, то есть отличающимися от всех прочих людей. И это отличие определено Самим Богом, Который избирает христиан не для особых почестей, а для великого служения, для благовестия Царства Небесного и утверждения христианской веры среди людей разных стран и народов.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010