диакон Андрей Скачать epub pdf Откуда у Церкви деньги? Не запах ладана и воска встречает посетителя у входа во многие православные храмы – а звон монет и разговоры о деньгах. Свечи, иконки, освященное масло, просфоры, крестики, – все это предлагается в «свечных ящиках», располагающихся у входа в храм или даже в самом храме. Если человек знает Евангелие – он тут же вспоминает, что Христос изгнал торговцев из храма. Если человек Евангелия сам не читал – что ж, рано или поздно найдутся «доброжелатели» из какой-нибудь секты, которые не откажут себе в удовольствии ткнуть пальцем в чужой грех . С гневным возмущением они обратят ваше внимание на очевидное противоречие между жизнью православной церкви и Евангелием… Но ведь Евангелие читают и православные священники. Почему же в наших храмах звенят деньги? Деньги в храме – это плата за то, что мы живем в условиях, весьма отличных от той культурно-бытовой среды, в которой складывались устои православной жизни. Это наша плата за то, что мы живем не в традиционном обществе, не в крестьянской общине. Мы – жители городов, вдобавок северных, а отнюдь не палестинских или греческих. Представим себе основы церковной “политэкономии” в ту пору, когда господствовало так называемое “натуральное хозяйство”. Что нужно было для повседневной жизни храма? – Хлеб и вино для таинства Причастия. Воск для свечей, оливковое масло для лампад, ладан для благовонного каждения. Все это совсем не экзотично и не дорого. У греческого, сербского, болгарского крестьянина (а именно оттуда к нам пришел православный уклад жизни) все это было под рукой. Хлеб он выращивал свой. Вино делал из своего винограда. Маслиничное дерево росло на его же пастбище. В качестве ладана могла сгодиться смола, собранная с деревьев (прежде всего – сосен и кедра). Денег почти не было (особенно на селе). Люди приносили в храм частичку того, что они вырастили или сделали сами. Они не покупали свечи в храме – а приносили из дома свои 48 . Они не покупали в храме бутылочку с маслом для своих домашних лампад, но из дома приносили сделанное своими же руками масло. Они не покупали в храме просфор, но свой, домашний хлеб или муку приносили для храма. Они не покупали в церковной лавке ладан, привезенный из-за границы, но сами делились с храмом собранной ими смолой. То, что мы сегодня выносим из храма, еще сто лет назад люди (по крайней мере крестьяне) в храм приносили.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ЖМП 10 октябрь 2014 /  10 октября 2014 г. 13:30 Как вернуть храм в собственность Церкви Больше года назад при Финансово-хозяйственном управлении (ФХУ) Русской Православной Церкви было создано новое структурное подразделение — служба имущественных отношений. Одна из ее задач — помогать церковным организациям получить в собственность (пользование) Церкви храмы или другие прилегающие к ним строения. О процедуре подачи документов рассказывает начальник юридического отдела ФХУ Ольга Бражникова. — Ольга Валентиновна, какие документы необходимо собрать приходу, чтобы перевести в свою собственность имущество, которым владеет государство или муниципалитет? — Эти документы перечислены (стр.53) в постановлении правительства РФ от 26.04.2011 года 325 в редакции постановления правительства РФ от 21.03.2012 года 209. Оно так и называется «О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и порядке их выдачи». К этому пакету документов необходимо приложить заявление религиозной организации, содержащее просьбу о передаче в ее пользование или в собственность объекта недвижимости, о котором идет речь. Важно знать, что часть этих документов религиозная организация собирает сама, обращаясь в нотариальную контору, налоговую инспекцию или ТБТИ. Мы в свою очередь готовим рапорт за подписью председателя ФХУ  с просьбой к Святейшему Патриарху о направлении им письма с согласием Предстоятеля Церкви на передачу имущества приходу, подворью или монастырю (см. разъяснения по перечню документов в Приложении 1). При этом нужно учитывать, что все документы имеют свой срок подготовки и срок давности. План получения документов надо составить заранее, чтобы не получилось так, что документы уже собраны, но некоторые из них уже просрочены, то есть к моменту окончательного формирования пакета документов срок действия некоторых из них подойдет к концу. Так, например, справки Мосгорнаследия об отнесении имущества к объектам культурного наследия с указанием его охранного статуса, а также справка о принадлежности имущества к музейному, архивному и библиотечному фонду готовятся 30 дней. Проект охранного обязательства пользователя/собственника — 45 дней. Архивная справка, содержащая в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения), готовится 90 дней. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц на религиозную организацию — 5 дней (срочная — на следующий день). Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним — 5–7 дней.

http://e-vestnik.ru/church/kak_vernut_hr...

ЖМП 10 октябрь 2020 / 11 января 2018 г. 14:40 Дмитрий Анохин МЕЖЪЕПАРХИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ВОЗВЕДЕНИИ МАЛЫХ ЦЕРКВЕЙ В БЮДЖЕТНОМ ИСПОЛНЕНИИ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ  Провинциальная деревня или небольшое село. Вокруг инициативной группы сплачивается община, которая со временем регистрируется в качестве прихода. Правящий архиерей назначает настоятеля, и даже местная власть не прочь выделить землю под возведение храма из муниципального фонда. И вот тут возникает проблема: где взять источник финансирования, если богатого спонсора нет?  PDF-bepcuя. В подобной непростой ситуации общины действуют по-разному. Бесплатно берут чертежи повторного применения из столичной Программы строительства православных храмов и тем самым экономят хотя бы на проектной документации (правда, самая скромная новостройка там рассчитана на три сотни прихожан, так что ее приходится адаптировать и уменьшать — и все равно строительство растягивается на долгие годы). Заказывают проект храма-«малютки» под конкретный земельный участок профессиональному зодчему, а строят потом не под ключ, а хозспособом (и процесс тоже затягивается). Методично обходят все районные предприятия и организации с надеждой собрать средства хотя бы на нулевой цикл, а стройплощадка тем временем наглухо зарастает бурьяном... В Мелекесской епархии ( Симбирская митрополия ) несколько лет назад с подобной проблемой столкнулись сразу по нескольким адресам. «Поскольку встала задача параллельно строить несколько храмов, мы решили разработать типовой проект в бюджетном исполнении, — вспоминает клирик епархии иеромонах Максим (Однорал). — Связались с московскими архитекторами, поставили задачу. Когда они закончили работу, мы сразу же увидели: результат более чем востребован. Так само собой это начинание сформировалось в программу по развитию приходской жизни “Сельский храм” — поначалу епархиальную». Вскоре проектом заинтересовались остальные епархии Симбирской митрополии, а затем и другие регионы. Сейчас в Тверской , Ростовской , Биробиджанской и Барышской епархиях построено по две церкви, в Алтайской митрополии общестроительные работы завершены на полутора десятках объектов. Еще один проект реализован в селе Дьяконово Тульской области. Огромную популярность «Сельский храм» снискал в Украинской Православной Церкви: в Крыму возведено свыше двух десятков храмов, есть заявки от приходов на территории Украины. Причем текущую статистику тут проследить довольно трудно: минувшим летом, несмотря на известные затруднения из-за санитарных ограничений, работы удалось начать еще на 15–20 приходах.

http://e-vestnik.ru/church/hram_pod_klyu...

Какие современные технологии вы применяли в своей работе? С самого начала я поставил перед собой задачу максимально использовать современные технологии. Было интересно проследить, как созданный в 3D проект храма обретае тосязаемые формы и черты, превращаясь в реальность. Ведь каждая его деталь была сначала смоделирована на компьютере. У нас была возможность увидеть ее с любого ракурса и рассчитать все размеры. Специалистам по каменной резьбе оставалось лишь внести необходимые параметры в программу станка, и он сам всё вырезал. Другое дело, что пока еще не создан идеальный станок для резьбы. Поэтому, чтобы сделать нужную глубину, в некоторых случаях детали приходилось дорезать вручную и шлифовать. Но замечательно то, что компьютер берет на себя значительную часть технической работы (например, расчеты), которую прежде приходилось делать проектировщику, оставляя тем самым больше времени для творчества. У меня даже есть идея после окончания всех работ разместить этот проект в Интернете и показать, как он выглядел в 3D и что получилось в реальности. Еще одно новшество, которое мы применили, это 3D-buдeoмэnuhr (видеопроекция) внутренней роспи­си. Нечто подобное обычно используют организаторы фестивалей света. Разработали специальную программу, расставили по периметру храма проекторы и спроецировали на пустые стены эскизы наших фресок один к одному. Их можно было перемещать по стенам, увеличивать или уменьшать. Возникала полная иллюзия росписи, какой она будет в действительности. Это было ноу-хау в нашей общей работе. Работая над проектом, задумывались ли вы над тем, какой будет акустика в храме? Нет, специально над этим не задумывались, но вопрос решился сам собой. Хоры (верхняя открытая галерея, находящаяся на уровне второго этажа. Прим. ред. ) создают у нас естественные звуковые ниши. Когда храм в бетоне был готов, мы пригласили профессионального инженера по звуку. И выяснилось, что благодаря нишам в галереях и алтарной апсиде получилась почти идеальная акустика. Внутри храм по своей форме напоминает Святую Софию в Константинополе там такие же пропорции хоров и большая алтарная апсида.

http://e-vestnik.ru/church/hram_novomuch...

Ленинградская Духовная Академия Тактика «живого щита» Как известно. Ленинградская духовная академия и семинария (ЛДАиС) была возрождена в 1946 г. Однако в конце 1950-х годов большой размах получила кампания по её закрытию. Ренегат А. А. Осипов , читая лекцию в Кишинёве, похвалялся, что в Ленинградскую духовную академию на 40 вакансий поступило всего 16 человек, а к концу учёбы осталось 8. 474 Архиепископ Михаил (Мудьюгин) вспоминал: «Ежегодный приём в семинарию ограничивался согласованной с Советом по делам религий квотой, которая в 1960-е годы не превышала в Ленинграде 20, а в Москве 40 воспитанников; был год (кажется, 1964), когда в первый класс Ленинградской семинарии зачислили всего восемь человек!» 475 Перед назначением митрополита Никодима в Ленинград ходили упорные слухи о том, что духовные школы будут закрыты. За несколько недель до его приезда в Академический храм перестали допускать верующих под тем предлогом, что храм не является приходским. Все говорили, что школа существует последний год. Храмы и духовные семинарии закрывались по надуманной причине так называемого «укрупнения». На страницах местной прессы коммунисты-атеисты бились в истерике: до каких пор «тёмное пятно», «рассадник мракобесия» будет позорить наш город – «колыбель трёх революций»? Это было идеологическое обеспечение той негласной работы, которая неуклонно приближала «день закрытых дверей». Им надо было управиться к 1967 г. – 50-летию Октября... Как это делалось? Тихо, исподволь. Прошения к допуску на вступительные экзамены в семинарию нужно было подавать до 1 августа. Список «заявивших на себя» передавался уполномоченному, который был в «рабочем контакте» с «соседями». И вскоре «на места» по спецсвязи рассылались «ориентировки». ... Парнишка возвращался из Ленинграда к себе домой, и его могли силой доставить в военкомат, чтобы «забрить» в армию. Если он – «белобилетник», то спровоцировать драку и посадить на 15 суток: «Идёт охота на волков, идёт охота...». Будущим студентам в канцелярии шёпотом советовали: отсидеться в «укрывище» и в Питер приезжать день в день.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

20.05.2010 13:17 Версия для печати Москва, 20 мая. Законопроект о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, одобренный накануне комиссией правительства РФ, даст возможность приходам, существующим в бывших кинотеатрах и магазинах, получать эти здания в собственность, сообщает " Интерфакс-Религия " . " Такое имущество может быть взято в собственность, хотя оно и не имеет религиозного характера. Если кинотеатр был перепрофилирован в храм, его можно будет безвозмездно получить в собственность в том случае, если это перепрофилирование произошло до принятия этого закона " , - сказала юрисконкульт Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега) в четверг в беседе с журналистами в Москве. Она сообщила, что законопроект разрешает безвозмездную передачу, к примеру, монастырям зданий, построенных на их территории в советский период, поскольку такое " советское " имущество образует " единый комплекс " со всем имуществом обители. Глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда в свою очередь обратил внимание журналистов на то, что законопроект дает именно возможность передачи имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование либо в собственность религиозных организаций. Однако, по его словам, эта возможность не носит обязательного или принудительного характера и останется на усмотрение самих общин. Как сообщил замглавы Минэкономразвития Игорь Манылов, на сегодня в министерстве подано 42 обращения от религиозных организаций о передаче им в собственность объектов федерального имущества, имеющего религиозное назначение. По 11 из них уже вынесены решения правительства. И. Манылов призвал все религиозные организации " озаботиться состоянием своего имущественного комплекса " , чтобы обладать точной информацией по поводу объектов движимого и недвижимого имущества - " сколько их, где они находятся, и каково их юридическое состояние " . Говоря о необходимости принятия данного законопроекта, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что, " если бы все руководствовались логикой " подождем еще пять или сколько-то лет " , у нас до сих пор были бы СССР и социалистическая собственность " . Также священник не согласился с тезисом противников возвращения Церкви ее имущества о том, что в храмы, до последнего времени бывшие музеями, после начала в них богослужений уже не смогут входить верующие других религий. По его словам, сторонники этой позиции не желают учитывать, как " многих православных людей коробит от того, что в некоторых музеях иконы выставлены рядом с артефактами советского периода " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

XIII. Церковно-имущественное право ВСЕ ИМУЩЕСТВА, СУЩЕСТВУЮЩИХ В РОССИИ ЦЕРКОВНЫХ Ю РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВ, ОБЪЯВЛЯЮТСЯ НАРОДНЫМ ДОСТОЯНИЕМ. ЗДАНИЯ И ПРЕДМЕТЫ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ ОТДАЮТСЯ ПО ОСОБЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯМ МЕСТНОЙ ИЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И БЕСПЛАТНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВ. Все указанные в § 1 Инструкции НКЮ от 24/VIII 1918 г. общества, а именно: а) церкви: православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская, и исповедания: иудейское, магометанское, буддийско-ламаитское. б) все иные религиозные общества, образовавшиеся для отправления какого-либо культа, как до, так и после издания декрета «Об отделении церкви от государства, а также: в) все общества, которые ограничивают круг своих сочленов исключительно лицами одного вероисповедания и, хотя бы под видом благотворительных, просветительных и иных целей, преследуют цели оказагиозному культу (в виде содержания служителей культа, каких-либо учреждений и т. п.), лишаются, согласно декрету «Об отделении церкви от государства, прав юридического лица. Отдельным членам этих обществ предоставляется устраивать только складчины на приобретение для религиозных целей имущества и на удовлетворение других религиозных потребностей. (Инструкция НКЮ 1918 г., § 2). А. Порядок передачи имущества, предназначенного для соверше­ния религиозных обрядов 1) Имущества, которые ко времени издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» находились в ведении ведомства православного исповедания и других вероисповедных учреждений и обществ, согласно декрету, переходят в непосредственное заведование местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов на основаниях, изложенных в нижеследующих статьях (Там же §4). 2) Местный Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов обязывает представителей бывших ведомств или, лиц соответствующего вероисповедания, в чьем фактическом обладании находится храм и прочее богослужебное имущество, представить в трех экземплярах инвентарную опись имущества, специально предназначенного для богослужебных и обрядовых целей. По этой описи Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов принимает имущество от представителей соответствующего религиозного культа и вместе с описью передает его в бесплатное пользование всем тем местным жителям соответствующей религии, которые желают взять в пользование имущество; второй экземпляр описи с распискою на нем получателей Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов хранит у себя, а третий пересылает в Народный Комиссариат Просвещения. (Там же § 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

§ I Многим русским неприятно расстаться с любимой мыслью о славном мире, заключенном в стенах самого Царьграда, даже и в том случае, если общие условия европейской политики приведут нас к соглашению с Турцией. И в этом случае естественно ждать какой-нибудь такой комбинации, которая поставила бы Константинополь и оба пролива в зависимость от нас, хотя бы и косвенную, но все-таки прочную по самой силе обстоятельств. Как и всегда случается в истинно великих и роковых исторических событиях, живое чувство сердца и мечты возбужденного патриотизма совпадает в бессознательных стремлениях своих с самым верным, спокойным и дальновидным политическим расчетом. Очень многим утешительно было бы читать и слышать о торжественном шествии наших победных дружин с музыкой и развернутыми знаменами по пестрым улицам Стамбула, великолепного даже в неопрятности своей. Это нравственная потребность внешнего осязательного триумфа – вовсе даже не шовинизм. Глупое слово «шовинизм», выдуманное миролюбивыми либералами, приложимо разве только к французскому честолюбию, искавшему лишь славы для славы без всякого практического результата. Россия на Востоке имеет реальную почву действия: у России есть практическое в этих странах назначение, невыразимо богатое положительным содержанием, и потому-то, вероятно, все действительные результаты нынешней блистательной войны уже и теперь превзошли далеко те убогие замыслы, с которыми мы к ней приступали из смирения не столько христианского, сколько либерально-европейского... (а это огромная разница). И теперь... теперь... как страшно подумать, что нечто самое существенное для нас ускользнет опять из наших рук! Самое существенное – это Царьград и проливы. Мы должны понять, что это-то и есть для нас и для прочной организации всего восточно-христианского мира самое существенное уже из одного того, что именно этот пункт считается на Западе затрагивающим общеевропейские интересы... Что же из этого следует, если бы даже и так? Рим несравненно более еще, чем Царьград, всемирный город, ибо нет ни одного почти государства на всем земном шаре, куда бы Ватикан не простирал своего духовного влияния через посредство множества людей, исповедующих католическую веру. И несмотря на это, слабая Италия нашла возможным сделать Рим своей столицей, тогда как об обращении Царьграда в центр великорусской жизни не может быть теперь и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

В. А. Федоров Глава 2. Приход и приходское духовенство 1. Приходской клир. Его состав и численность Первичной церковно-административной единицей являлся приход, имевший храм с причтом. Причт (приходское духовенство) состоял из священнослужителей (протоиереи, иереи, диаконы) и церковнослужителей. К первым относились рукоположенные в священнический сан иереи (пресвитеры), имевшие право священнослужения. и их помощники диаконы. К категории церковнослужителей относились причетники (т.е. «причтенные» к приходскому храму: дьячки, пономари, псаломщики и пр.), обычно прислуживавшие священнику во время богослужения и исполнявшие другие его поручения по храму. Иерей являлся настоятелем прихода. Синодальным указом 10 августа 1722 г. было определено иметь в приходе численностью от 100 до 150 дворов одного священника, до 250 дворов – двух. В более крупных приходах допускалось иметь и трех священников. В церковном приходе числилось от 700 до 3 тысяч прихожан. Средний приход насчитывал около 1500 прихожан. Причт небольшого прихода обычно состоял из священника и причетника, среднего – двух священников, двух диаконов и двух-трех причетников, крупного – трех священников, трех диаконов и четырех-пяти причетников. В средних и крупных приходах старший из священников являлся настоятелем прихода. Большинство приходов обходилось одним священником (он же и настоятель прихода), его помощником (диаконом) и двумя-тремя причетниками. Епархиальному архиерею дозволялось в случае необходимости открывать новые приходы. В течение всего синодального периода правительство сдерживало рост численности церковных приходов и приходского духовенства. «В XVIII и особенно в XIX в. открывалось много храмов, которые не имели своих приходов, – при учреждениях, в учебных заведениях, в войсках, – отмечает И.К.Смолич . – Все они, кроме войсковых, подчинялись епархиальным архиереям, но содержались на свой счет. Наконец, были домовые церкви, «безалтарные» часовни и молитвенные дома в качестве «временных церквей " " 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЖМП 1 январь 2017 /  27 ноября 2017 г. 15:20 За каменной стеной ИЗВЕСТНЯК, ДОЛОМИТ, ПЕСЧАНИК, МРАМОР И ГРАНИТ В ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСТАВРАЦИИ И В НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ За две тысячи лет каменное церковное зодчество претерпело колоссальную эволюцию. Сегодня в России при реставрационных и строительных работах на храмовых объектах используют в основном пять классов натуральных (природных) камней: известняк, доломит, песчаник, мрамор и гранит (определения и химический состав перечисленных выше материалов см. в Словарике). Помимо них в предыдущие века на территории России строители храмов активно пользовались так называемыми валунами — оставшимися в наследство от ледниковой эпохи природными массивными агрегациями весом до десятка тонн. В северных местностях валуны попадались крупнее, в Центральной России мельче. По твердости их можно сравнить с гранитом. Конечно, прибегали к ним и в гражданском строительстве, а также при возведении фортификационных укреплений (так, по данным последних научных изысканий, валуны укрепляют основание фундамента Кремлевской стены в Москве). Но этот строительный ресурс практически полностью исчерпался, поэтому говорить о его массовом применении сейчас не приходится. Исключение и правило По своему окончательному предназначению каменные изделия, которые в массовом порядке появляются на внешних стенах храмовых зданий, можно разделить на две большие группы — реставрационные и отделочные. Такая специфика объясняется тем, что в качестве конструктивных, несущих элементов цельнотесаные каменные блоки сегодня практически не используют. Причина проста: непомерная дороговизна подобных построек. Ведь даже отнюдь не самый дорогой известняк в цельных блоках обходится в сумму порядка тысячи долларов за кубометр. Известны, правда, отдельные исключения. Так, близ австрийского города Лаа-ан-дер-Тайе на средства Олега Дерипаски сложен храм Памяти советских солдат, павших в Великой Отечественной войне, — точная копия белокаменной церкви Покрова на Нерли .

http://e-vestnik.ru/church/za_kamennoy_s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010