Первоначально храм в с. Водениковском был деревянный, однопрестольный в честь Свв. равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. Он был построен на правом берегу р. Ичкина. В 1789 году от неизвестной причины он сгорел. В 1791 году вместо него, но уже на другом месте, именно в части селения, носящей название Тюленевой, заложен был в честь тех же святых новый также деревянный храм. Алтарная часть этого храма была устроена так, что разделялась на две части и представляла собою два рядом расположенных алтаря, из которых один был освящен в 1793 г. в честь вышепоименованных святых, а другой – в 1794 г. в честь Модеста, патриарха Иерусалимского. В 1835 году храм этот был перестроен и разделен на теплый и холодный. Теплый в честь Василия Великого освящен был в 1836 году, а холодный летний – в 1840 г. во имя прежних святых. Храм этот сгорел в 1849 году со всем своим имуществом. Еще до пожара у прихожан возникла мысль об устройстве нового более обширного храма, так как существующий не соответствовал по своей тесноте потребностям прихода. Но к осуществлению этой мысли приступлено было лишь в 1857 г., когда заложен был каменный храм, в честь Свв. равноапостольных Константина и Елены, с теплыми приделами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы – с северной стороны и Св. Василия Великого – с южной. Теплый храм закончен постройкою в 1863 году и тогда же освящен южный придел его, а северный освящен в 1881 г. Постройка летнего главного храма закончена лишь в 1874 году, тогда же последовало и освящение его. Храм устроен иждивением прихожан и поддерживается в должном благолепии их же старанием. Так, на их средства в 1881 году были устроены новые иконостасы в приделах. Вокруг храма устроена каменная с железными решетками ограда. В пределах прихода есть одна деревянная часовня, устроенная в д. Уткиной в воспоминание избавления Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожавшей Ему опасности в Японии в бытность Его Наследником престола. При церкви имеются два дома для помещения священника и диакона. Школы грамоты имеются в деревнях Тюшняковой и Уткиной.

http://sobory.ru/article/?object=48216

Недалеко от Лавры находится небольшая церковь в честь свв. бессребреников Космы и Дамиана, основанная прп. Афанасием по указанию Самой Матери Божией для избавления от козней диавола, силившегося воспрепятствовать святому строить монастырь. Лаврский собор Благовещения Пресвятой Богородицы был заложен преподобным Афанасием в 963 году, а расписан в XVI веке известным изографом Феофаном Критским – одним из величайших живописцев в истории мирового искусства. В Лавре сохранились и росписи другого выдающегося мастера Эмануила Панселиноса (предположительно, учителя Феофана). Храм, ставший прообразом особого «афонского стиля», был построен таким образом, чтобы наибольшей степени соответствовать нуждам и богослужебным особенностям святогорского Устава. Собор имеет два придела: Святителя Николая и Сорока Мучеников. В последнем находится рака с честными мощами прп. Афанасия и замечательная икона Спасителя XII века. Также в параклисе стоят древнейшие подсвечники на Святой Горе. Они относятся к X веку. Среди многих святынь в обители хранятся крест и жезл прп. Афанасия (находятся в келье Святого), чудотворные иконы Богородицы «Экономисса» (написана в память явления Божией Матери основателю Лавры, обещавшей стать «экономиссой» обители. С тех пор в Лавре не избирается эконом) и «Кукузелиса», находящаяся в Введенском параклисе (прибыла в Лавру чудесным образом), а также части Животворящего Креста Господня в драгоценных оправах (дар императора Никифора Фоки), честная глава св. Иоанна Златоуста, частицы мощей свв. апп. Луки, Андрея, Варнавы, Тита, Прохора, первомч. архидиак. Стефана, равноап. Константина и Елены, свт. Михаила, епископа Синадского (из-за своего особого заступничества и многократной помощи Лавре этот Святой считается вторым ктитором обители), свтт. Игнатия Богоносца и Иоанна Милостивого, вмч. Пантелеимона, вмчч. Артемия и Меркурия, сщмчч. Ермолая, Антипы и Григория, епископа, прмч. и исп. Стефана Нового, мчч. Кирика, Никиты, Аникиты, Акиндина и Мины, мц. Иулиты, свт. Василия Великого, свт. Иакова Персянина, прпп. Даниила Столпника, Пахомия, Фоки, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Евстратия, Луки Елладского, Нила Мироточивого и Иоанна Кукузеля, Сампсона Страноприимца и Феодора Освященного, св. Прокопия, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмц. Марины, прмц. Феклы, мцц. Пелагии, Параскевы и Минодоры и других святых.

http://sobory.ru/article/?object=15907

В конце 90-х годов храм передали Церкви, и в нем началась реставрация. 4 ноября 2001 года здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение. Е. М. Литвинова. " Крым: православные святыни. Путеводитель " Среди возрождённых ныне храмов краевого центра особое место занимает небольшая, старейшая в Симферополе церковь во имя святых Константина и Елены. После присоединения Крыма к России самая старая часть города Ак-Мечеть была занята русскими войсками. Командир полка Б. А. Тищев в доме, купленнном у татарина за 50 рублей, устроил полковую церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. После ухода войск из города дом некоторое время пустовал. В 1786 году правитель Таврической области В. В. Каховский распорядился сделать иконостас, и в первом православном храме Симферополя вновь началось Богослужение. Именно в этой церкви молилась императрица Екатерина II, прибыв в Симферополь проездом из Бахчисарая в Карасубазар (нынешний Белогорск) 26 мая 1787 года. По её распоряжению в 1794 году были присланы из Санкт-Петербурга серебро, церковная утварь и ризница. Прошло более десяти лет после приезда императрицы в Крым, а православные жители нашего города всё ещё ходили в маленькую церковь, по исповедной росписи которой значилось 1119 прихожан. Только в 1805 году приступили к строительству нового храма. Через год деревянная Петропавловская церковь была освящена, а церковь свв. Константина и Елены вошла в усадебный комплекс известного генерала В. П. Попова как домовая церковь. Под храм был приспособлен одноэтажный дом, к которому примыкала колокольня с притвором, оформленная элементами русско-византийского стиля. Последним владельцем симферопольской усадьбы был Юрий Васильевич Попов - сын генерал-майора В. П. Попова и правнук видного политического и государственного деятеля, секретаря кабинета Екатерины II, сенатора (1797-1799) В. С. Попова, оказавшего большое влияние на политику России конца XVIII-XIX вв. Ю. В. Попов реконструировал все усадебные постройки, в том числе и домовую церковь, которая была освящена 14 июля 1887 года. После реконструкции облик Константино-Еленинской церкви изменился. Была построена новая колокольня. Цельный, отлично сгармонированный в пропорциях объём пристроенной колокольни чётко делится на два яруса: довольно тяжеловесный, укрупнённых форм - нижний, и лёгкий, " прозрачный " , устремлённый ввысь - верхний. Колокольня соответствовала архитектурному направлению, преобладавшему во второй половине XIX века, когда храмы часто сооружались с богатым кокошниковым верхом, характерным для русских церквей XVII столетия. Такие храмы имели порталы, сложные наличники окон, нарядные пилястры. Всё это должно было работать на главную идею храма - ощущение лёгкости, устремлённости вверх. Колокольня домовой церкви равноапостольных Константина и Елены воплотила в себе в миниатюре вышеописанный приём оформления, столь популярный в православном зодчестве второй половины XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=08803

Карта и ближайшие объекты В 1697 г. на старом церковном месте под руководством Е. Самойлова силами посадских людей построена и освящена деревянная холодная церковь. В 1732 г. на средства купца В. Гаврилова к холодной церкви пристроена теплая, которую освятили во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя Архангела Гавриила. Церкви обновлялись с прежним названием. В середине XVIII в. на месте деревянной церкви выстроили каменную во имя свв. равноапп. царя Константина и его матери царицы Елены. Четверик храма завершен массивным восьмигранным световым барабаном, на который опирался шлемообразный купол с одной главой. К храму примыкали небольшая трапезная и колокольня в три яруса. Остатки сохранившейся кирпичной ограды говорят о высоком мастерстве строителей. Церковь капитально реставрировалась в 1908 г. Храм закрыли в 1920-х гг. Здание использовалось в хозяйственных нуждах. С 2004 г. храм передан православной общине, идут подготовительные работы к восстановлению церкви. Церковь Святых Равноапостольных царя Константина и его матери царицы Елены сооружена в 1798 году на средства купцов Занегиных. Здание кирпичное, оштукатуренное, с продольно-осевой композицией. Четверик храма завершен массивным световым восьмериком, апсида прямоугольная в плане с выступающим в середине полукружием. Барочные традиции в планировке и компоновке объемов сочетаются с простым и строгим архитектурным убранством фасадов в стиле раннего классицизма. К храму примыкает небольшая трапезная и трехярусная колокольня. Стены храма были расписаны фресками. Алтарь имел одну апсиду. Следы настенной живописи сохранились до сих пор. Церковь окружала построенная, скорее всего, уже после войны 1812 года ограда, от которой на сегодняшний день остались лишь двое ампирных ворот. Первый деревянный храм, стоявший на посаде был известен с 16 века. Обитателями улиц и слободок Вереи были в основном ремесленники, реже купцы, которые в основном занимались скупкой и продажей в Москве овощей, выращенных крестьянами на верейских огородах. В конце 16 столетия в Верее числилось 17 православных храмов, из которых только соборная церковь на городище в царствование Иоанна Грозного была выстроена из камня.

http://sobory.ru/article/?object=02364

Полная версия статьи расположена здесь Павловский собор г. Гатчины построен по приказу императора Николая I. Император сам выбрал место для собора – на естественном возвышении на Малогатчинской улице. Храм был заложен 17 октября 1852 года и строился в течении четырех лет. Освящение состоялось 29 июня 1852 года: главный придел посвящен апостолу Павлу, правый – свв. Константину и Елене, левый – равноапостольной Марии Магдалине. Пятиглавый каменный собор до настоящего времени практически не претерпел изменений. Двенадцатигранный центральный купол имеет шесть окон. Боковые купола, два из которых являются звонницами, восьмигранные, с двумя открытыми окнами. В тимпанах закомар размещены круглые ниши с горельефами Петра и Павла, Константина и Елены, Николая чудотворца и Марии Магдалины. Наружная лепка выполнена Иваном Дылёвым. Купола не золотили по личному указанию Николая I. Золоченые кресты с цепями были изготовлены на Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе. Девять колоколов отлиты на Валдае купцом Стуколкиным. Двухъярусные иконостасы из греческого кипариса с украшениями из красной фольги изготовлены резчиком Скворцовым. Иконы для собора были написаны художником П.М. Шамшиным. Стенная живопись выполнена художником Завьяловым. На стенах собора ближе к выходу ранее размещались золоченые доски в кипарисовых рамах, на которых были указаны названия полков, служивших в Гатчине при Павле, из которых впоследствии был сформирован Гатчинский егерский полк. В 1920-х годах собор закрыли, имущество конфисковали, иконостас разобрали. Жительница Гатчины купила иконостас как дрова и хранила до лучших времен. Путеводитель паломника по святым местам Руси. Минск Издательство Белорусского Экзархата Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб.: Лениздат, 2001 По замыслу императора Николая I и архитектора Романа Ивановича Кузьмина собор призван был стать главной высотной точкой в линии города. Именно поэтому он располагался на естественном возвышении в начале Малогатчинской, нынешней Соборной улицы. Храм был виден издалека с любого места в городе и сделался его символом наряду с Большим дворцом. Архитектор Кузьмин представил на высочайшее утверждение два плана постройки собора Св. Павла: согласно одному из них, храм должен быть выполнен из кирпича и затем оштукатурен, согласно второму - облицован парицкой плитой. Николай I одобрил первый вариант, который и был воплощён в жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=00533

В 1276 году Костамонит был разрушен униатами – сторонниками латиномудрствующего императора Михаила Палеолога. Возрождению обители способствовали императоры из династии Палеологов Иоанн V и Мануил II, сербский игемон Георгий Бранкович и воевода Радич. Последний принял в Костамоните монашеский постриг под именем Роман. В период турецкого владычества Костамонит переживал не лучшие времена, возрождение монастыря началось лишь в XIX веке. Важными событиями стали: придание обители общежительного статуса (в 1818 году) и приход в неё новых насельников из Ксенофонтского скита – иеромонаха Симеона Стагирита и его старца Иосифа. С помощью архимандрита Мелетия они организовали сбор средств в России и на собранные пожертвования погасили долги монастыря, восстановили обветшавшие постройки и воздвигли новый собор. За большой вклад в возрождение обители они почитаются как новые ктиторы. В монастырском соборе (построенном в период с 1867 по 1869 год) хранятся два чудотворных образа Божией Матери («Одигитрия» (XII) и «Предвозвестительница»). В 1020 году на престольный праздник в Костамоните закончилось масло. Не было даже возможности зажечь лампады и отслужить Всенощную. Тогда через Свою икону «Предвозвестительница» Богородица возвестила экклезиарху Агафону о том, что Она не оставит обитель своим заступничеством. В тот же миг пустой сосуд чудесным образом наполнился. В Костамоните паломники также могут помолится перед чудотворным образом (VIII) первомученика Стефана, в память которого освящён соборный храм этой обители. В годы иконоборчества эта икона чудесным образом прибыла в монастырь из Палестины. Среди святынь Костамонита находятся: часть Животворящего Креста Господня, Христовой багряницы, десница первомч. архидиак. Стефана, мощи апп. Андрея Первозванного и ев. Луки, равноап. Константина Великого, вмчч. Прокопия, Артемия и Пантелеимона, мчч. Трифона, Христофора, Аглаиа, Кира и Иоанна, свв. бессрр. Космы и Дамиана, свтт. Модеста, Иакова Персянина и Иоанна Златоуста, свщмч. Харалампия, прпп. Фалалея, Парфения и других святых. Кафоликон Костамонита – самый современный на Афоне. Это четвёртый по счёту храм, возведённый на том же самом месте. Росписи в нём отсутствуют. Особое внимание стоит обратить на мраморный иконостас собора. Он поражает как своей высотой, так и искусством, с которым выполнен.

http://sobory.ru/article/?object=42119

Название этой местности звучит поэтично: Линтула, что в переводе с финского значит " птичье место " . Сразу же на память приходят евангельские птицы, не имеющие суетных попечений. В конце XIX века здесь была основана монашеская община, попечителем которой был Федор Петрович Неронов, а духовным попечителем  святой праведный Иоанн Кронштадтский. На протяжении многих лет сестры Линтульского монастыря молились, трудились и просвещали окружающую местность. В ХХ веке революции, войны, безбожие привели к полному разрушению, осквернению и забвению сего святого места. Монастырь продолжил свое существование в Финляндии. XXI век стал временем возрождения Свято-Троицкого храма и монашеской жизни на Линтульском подворье Константино-Еленинского монастыря. Для нас воссоздание храма  это дело покаяния, исправления совершенных прежде грехов, поэтому закономерно посвящение второго престола храма новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Много потрудились все  сестры, строители, жертвователи, прихожане, паломники, трудники. Все делалось с молитвой и любовью. В трудные минуты мы укреплялись мыслью, что наш великий господин и милостивый отец Святейший Патриарх несет несоразмерно большие труды и возносит пламенные молитвы о всей Церкви. Сегодня день возвращения святыни, день светлого преображения этого храма и окружающей местности, день пасхальной радости для всех присутствующих. Воистину, в истории нашего монастыря этот день будет сиять вечно Фаворским светом. Мы ожидаем сегодня в жизни обители обновления и укрепления монашеского духа. Просим Ваших молитв и благословения». Старшая сестра подворья преподнесла Его Святейшеству икону свв. равноапп. братьев Кирилла и Мефодия с частицами их мощей. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Лев! Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Матушка Илариона! Дорогие отцы, братья и сестры! Хотел бы выразить глубочайшее удовлетворение в связи с тем, что сегодня смог совершить малое освящение сего святого храма. С самого детства я знал это место, посещал его, помню, как оно выглядело. Знал о том, что здесь был женский монастырь. А затем, начав посещать Финляндию, с 1975 года регулярно посещал и Ново-Линтульский монастырь. Вспоминаю беседы с матушкой игуменией, с сестрами о славной истории Линтульской обители на территории России.

http://patriarchia.ru/db/text/4984252.ht...

Но, не извращая прямого смысла житие св. Евфимия, Афонская гора в ту пору уже имела в своих разселинах многие значительные обители с обитающими. Кроме этих сведений, мы видим намеки и в записках Иакова, в иноцех Феоктиста и впоследствии игумена Есфигменского монастыря ее; он упоминает о ктиторстве на Афоне равноапостольного Константина, и свидтельствует о существовали здесь множества монастырей в царствование Феодосия Великого. Это подтверждает также и следующее предание: " Дочь Феодосия Великого Плакидия, супруга Константина, царствовавшего в Риме, ехавшая в 382 году в Константинополь, на пути пожелала посетить устроенный ее отцом на Афоне Ватопедский монастырь. Иноки торжественно встретили ее, как царственную особу. Но при входе в монастырь, лишь только она хотела переступить порог самого храма, как вдруг от иконы Богоматери раздался грозный голос: " Остановись, зачем ты пришла сюда? здесь живут избранные Мои, давшие обет иночества, а ты — жена; кто допустил тебя смущать покой их? " Испуганная Плакидия, вне себя от ужаса, пала на помост и молилась о помиловании. Затем, тут же она дала Богу обещание воздвигнуть придельный храм, каковое обещание вскоре и было ею исполнено " . Брат Плакидии Аркадий, выслушав от сестры своей, благополучно прибывшей к нему в Константинополь, рассказ о чуде, совершившемся во время посещения ею св. горы, внес богатые вклады в Ватопедский монастырь, отдав ему в вечное пользование подворье в Перимеории, пять торговых лавок и приказав ежегодно отпускать из казны на содержание братии 12 литр золота и 17 серебра " . Вследствие сего чудесного события святогорские отцы тогда же законоположили не допу­скать на Афон женщин, и с тех пор постановление это строго соблюдается, не только между правоверующими, но даже подчинились сему и сами турки. Из всего видно, что Афон в IV веке имел уже не только скиты и пустынные келлии, или пещерные жилища иноков, но даже монастыри, что также ясно усматриваем и в житиях свв. Варнавы и Софрония. Св. преподобные мужи, жившие в начале V века, при посещении разных святых мест Востока, были и на Афонской горе, видели на ней монастыри: Ватопед, Есфигмен (только что основанный греческим царем Феодосием Младшим), Ксиропотам, Ксилургу и другие).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=232...

14 сентября 2015 г. было получено разрешение на проведение работ. Согласно предложению от декабря 2015 г., их приняла на себя фирма Hamburger B. u. D. (Grigorij Sokolov). С января 2016 г. велись активные строительные работы по перестройке здания по православным традициям с одновременным сохранением особенностей архитектуры церкви. С января 2017 г. богослужения совершаются в новом храме. Работы окончательно завершены в 2021 г. В храме хранятся: Икона Святых Царственных Страстотерпцев (2005 г.). Икона святых преподобных Оптинских старцев с частицами их мощей. Иконы великомучеников Пантелеимона Целителя и Георгия Победоносца с частицами их мощей. Икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей и частицей мощей преподобной Параскевы Топловской. Икона святителя Спиридона Тримифунтского с частицей покрова от его мощей. Икона святой праведной царицы Феодоры Греческой с частицей покрова от её мощей. Икона прп. Серафима Саровского и прп. Сергия Радонежского. После 2012 г. в храм были принесены: Икона святых равноапостольных царицы Елена и ее сына Константина с частицей мощей св. Елены - дар 2017 г. от Патриарха Иерусалимского во время паломничества настоятеля с прихожанами и вложена в икону свв. равноап. Константина и Елены. Аналойные иконы с частицами мощей преподобных Антония Дымского, Макария Римлянина, Феодосия Тотемского (дар Евгении Д.), преподобномученицы Марии Гатчинской и других святых. Икона с частицей мощей святого святителя Луки Крымского, архиепископа Симферопольского. Частицы мощей святых сестер Дивеевских в иконе. Икона с частицей мощей святого преподобного Симеона (Желнина) Псково-Печерского. Икона с частицами мощей святых новомучеников Красноуфимских: священномученика Александра, священномученика Льва и священномученика Алексия (дар Евгении Х.). Икона святителей Софрония и Иннокентия Иркутских с частицей мощей свят. Иннокентия (дар Евгении Х.). Иконы, пожертвованные Еленой С., Христиной и Георгием П., Еленой и Сергеем Ш. и другими благотворителями В 2021 г. в храм доставлена уникальная икона Бременских святых (иконописец Илья Эйвазов) с частицей мощей свт. Ансгара, подаренная духовенством и прихожанами Ростовской митрополии через иеромон. Маврикия (Звягинцева) (освящена архиепископом Рузским Тихоном (Зайцевым), управляющим Берлинско-Германской епархией). Предполагается устройство иконостаса в виде стенных росписей под руководством известного иконописца А.Н. Солдатова.

http://sobory.ru/article/?object=52836

На Святом Престоле стоит великолепная мозаичная икона Спасителя XIV века. Ещё одной святыней обители считается «Крест Пульхерии» с мощами Святых, украшенный драгоценными камнями. В 1335 году игуменом обители по настоятельной просьбе её насельников стал будущий святитель Григорий Палама. Монастырь вступил в пору расцвета. До двух сотен насельников возросло число братии. Игумен Григорий совершил в Эсфигмене много чудес. Когда в обители кончилось масло, он благословил пустой сосуд, который тотчас наполнился. Когда не было урожая маслин, Палама благословил деревья, которые вскоре принесли богатый плод. На территории обители есть колодец, носящий имя Григория Паламы, с замечательно вкусной водой, которая также забила по молитвам Святого. В Эсфигмене в конце X века принял иноческий сан родоначальник русского монашества преподобный Антоний, основатель Киево-Печерской Лавры. До сих пор недалеко от монастыря сохранилась пещера, в которой он подвизался; над ней стоит небольшой храм в его память. Всего в Эсфигмене пятнадцать параклисов: Введения во храм Пресвятой Богородицы, Архангелов, свт. Григория Паламы, прп. Нила Мироточивого, равноапп. Константина и Елены, св. Анфима (здесь по монастырской традиции совершаются монашеские постриги), свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмч. Георгия, св. Иоанна Милостивого и др. Знаменитый пирг с веницианскими часами, над которым развевается флаг «Православие или смерть», построен в 1854 году. В это же время был построен и другой оборонительный пирг, выходящий на северную сторону Эсфигмена. В монастыре хранятся: частицы Животворящего Креста Господня, часть губки, с помощью которой поили Спасителя на Кресте, часть одежды Пресвятой Богородицы, кровь Иоанна Предтечи, честные главы ап. Иакова Брата Господня, сщмчч. Агафангела и Парфения Лампсакийского (имеющего благодать исцелять болезнь рака), и частицы мощей равноап. Марии Магдалины, вмчч. Георгия Победоносца и Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, мц. Варвары, свтт. Григория Паламы, Григория Нисского и Афанасия Великого, прп. Антония Нового из Верии, новомч. Димитрия Пелопонесского, прмч. Анастасия Персянина и других святых.

http://sobory.ru/article/?object=30430

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010