Ольшаны. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В церковных ведомостях 1830 года о Свято-Николаевском храме записано: «Построена в 1753 году, а починена 1793 года тщанием прихожан оной церкви. Зданием деревянная с такою же колокольней, крепка и недостаточного в ней нет ничего». Население Олышаной началось не позже 1650 г., и в начале 18 столетия было так велико, что в 1724 г. существовало в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский». Главным храмом был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным. В 1815 г. его переименовали в храм Покрова Богородицы. Существовавший недалеко от Рождественского, Покровский храм был закрыт в 1792 году, а его святыня была перенесена в Рождественский храм. В 1725 году храм Рождества Богородицы сгорел. Священник Кондратий Захарьевич и гг. Ковалевские: Харьковского полка есаул Иван, сотники: Ольшанский Федор, Золочевский Павел и Пересечанский Никита получили тогда же по просьбе своей благословение архипастырское построить новый храм, попрежнему деревянный, со всей утварью. Новый храм был освящен в 1736 году. Каменный храм в честь Рождества Богородицы был освящен в 1797 году. «Храм сей переименован в Покровский в 1815 году. В сем храме имеется напрестольный крест с частью животворящего древа креста Господня, принесенного из Иерусалима благочестивым странником, прихожанином сей церкви, Иоанном Крупой, который во второй раз возвратился из Иерусалима в 1836 году». Воскресенский деревянный храм, предшествовавший каменному, был построен в 1722 году. «Но едва ли это был первый храм. Строители каменного храма и такой же колокольни с оградой, освященного в 1797 г., были майор Максим Иванович Ковалевский и протоиерей Иоанн Седаковский». 16 мая 1745 года было дано благословение на строительство нового храма во имя Трех Святителей. Предыдущий Трехсвятительский храм сгорел в 1743 году, но его иконостас и утварь успели спасти. В 1842 году на месте деревянного был построен каменный приходской храм. «По делу 1741 года видно, что древний Николаевский храм был с приделом положения ризы Богородичной». Метрики и исповедные росписи Николаевского прихода начинаются с 1726 года.

http://sobory.ru/article/?object=03995

Фурманов. Собор иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты Построен в конце XIX в. в с. Середа (ныне г. Фурманов) - центре агломерации текстильных посёлков с населением в 6 тыс. жителей. При этом сам собор вмещает 2,5 тыс. и являет собой грандиозное зрелище. Действует. В 1886 году основатель мануфактур Иван Иванович Скворцов, в центре фабричного населения, при Середском кладбище решил построить храм, вместимостью 200 человек. Уже 12 июня 1887 года храм был освящен Преосвященным Александром, епископом Костромским. С годами местные фабрики расширялись, количество рабочих и их семей увеличивалось, и население вокруг фабрик с каждым годом росло. Из небольших деревушек близ фабрик выросли большие слободы с общим населением до 15 000 человек. Храм был один, и не мог вместить всех желающих молиться. Этой назревшей нужде навстречу идут преемники И. И. Скворцова - дочь, ее муж Петр Александрович и внук Николай Петрович Павловы. Они решают расширить храм настолько, чтобы он мог вместить 2000 человек. С этой целью они приступают к перестройке малого храма в громадный собор, вместимостью на 2000-2500 молящихся, и закладывают его 5 июня 1897 г. Храм строится по плану и под наблюдением московского архитектора П. П. Зыкова . 13 февраля 1905 года Преосвященнейшим Виссарионом, епископом костромским, в присутствии храмо-создателей и массы молящихся, он был освящен. Владыка, всю жизнь проведший в Москве, при освящении храма сказал: " Много освящал храмов в жизни своей, но такой великолепный храм освящаю в первый раз. Поистине, стоя в нём, действительно яко на небеси стояти мнишь " . Храм выполнен в архитектурном стиле - эклектика. Официальное название храма - Храм во имя иконы Божьей Матери " Всех скорбящих Радость " . Этот храм существует и сейчас, богослужения в нём совершаются ежедневно. Взято с официального сайта города Фурманов . ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ, посл. четв. 19 в. ул. 1-я Трудящихся, 1. Находится в юго-восточной части города, неподалеку от железнодорожной станции. Первоначальный объем - небольшой храм на 200 человек - был возведен в 1886—87 г. по заказу фабриканта И.И. Скворцова. С увеличением населения Середы храм перестал вмещать прихожан и в 1897-1905 г. по заказу М.И. и П.А. Павловых был превращен в громадную церковь, рассчитанную на 2-2,5 тыс. молящихся. Проект выполнил московский архит. П.П. Зыков. Во время строительства храма рядом с ним была поставлена маленькая каменная церковь, так называемый " малый храм " , позже превращенная в усыпальницу Скворцовых (не сохр.). Храм Всех Скорбящих Радость сооружен в лицевой кирпичной кладке с включением белого камня. В 1938 г. в юго-западный угол встроен одноэтажный склад. Яркое произведение культовой архитектуры данного периода, отличающееся сложной объемной композицией и насыщенным фасадным декором, основанным на формах 16 и 17 в.

http://sobory.ru/article/?object=00147

Брянск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Покровской горе. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровский храм находится в центре современной Покровской Горы, которая получила название от построенного в городской крепости храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После упразднения (вероятно, в 1500 году) самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Брянским Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, Чудотворца. Верхний, летний храм, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года, после освящения верхнего храма Епископом Орловским и Брянским Паисием. 25 февраля 1995 года Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек освятил нижний храм во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского. 9 февраля 1996 года был освящен придел во имя Преподобных Олега и Поликарпа Брянских. В этом приделе совершается Таинство Крещения. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). Старый Брянск, упоминаемый в летописи в 1146 году, был полностью разрушен татаро-монголами и отстроен заново уже на новом месте. Известно, что после возрождения города в середине XIII века его центр расположился на Покровской горе. Видимо, холм на берегу реки Десны тогда и получил это название - по крайней мере, первый Покровский храм вырос здесь примерно в это время. Именно это естественное укрепление являлось центром города, именно отсюда начинался древний Брянск. Первым его правителем был князь Роман Михайлович, при котором, возможно, и построили первый, ещё деревянный Покровский храм, давший имя холму, где стояла крепость. В 1500 году Брянск, принадлежавший тогда Великому княжеству Литовскому, взял великий князь Московский Иван III, после чего присоединив его к Москве; крепостная Покровская церковь превратилась тогда в кафедральный собор. После того как Брянск принялся развиваться как важный центр на оживлённом пути из Москвы в Малороссию, в конце XVII столетия, Покровский собор перестроили в камне, и он приобрёл знакомый нам облик.

http://sobory.ru/article/?object=00659

Москва. Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе. Мартина исповедника, папы Римского Карта и ближайшие объекты Первый деревянный храм на этом месте был выстроен в 1492 г. В 1502 г. Василий III стал княжить и, по преданию, это произошло на 14 апреля, в день Мартина, папы Римского, в честь чего и был якобы воздвигнут храм. В 1793 г. в честь посещения Москвы императором Священной Римской империи Иосифа II, по благословению митрополита Платона и на средства городского головы В.Я.Жигарева на месте ветхого храма по по проекту архитектора Р.Р.Казакова был построен новый каменный. Освящение приделов состоялось в 1800 г.: южный придел - Мартиновский, северный - Грузинской иконы Божьей Матери. Главный престол в честь Вознесения Господня освящен только в 1806 г. Храм был закрыт в 1930 г. Летописная традиция связывает основание первого храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III Иоанновича, данным в день памяти Святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 г. В 1709 году в нем был освящен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. В 1792 году по благословению Митрополита Московского Платона началось строительство новой церкви по проекту архитектора Р. Р. Казакова. Новый храм Вознесения Господня с двумя приделами Грузинской иконы Божией Матери и Мартина Исповедника был возведен на средства Московского купца и городского головы Василия Яковлевича Жигарева. В 1800-1801 годах храм был расписан в итальянском стиле итальянским живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились в наше время. После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. 1 сентября 1991 года в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. В 1999 году в левом предалтарии был освящен придел преподобного Александра монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте создан крестильный храм, освященный в честь преподобного Михаила Клопского. В нем был размещен баптистерий.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Харьков. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Основе. Карта и ближайшие объекты Свято-Покровский храм … в 1943 году в доме одного из работников станции Основа был открыт Свято-Покровский храм, который возрождался стараниями прихожан. На сегодняшний день в Основе, на улице Зеленой, существует храм Свято-Покровский и там ведутся работы по реконструкции. Храм действует. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 - 232 с.:ил. ISBN 966-637-257-6 ИСТОРИЯ ХРАМА НА ОСНОВЕ Харьковский архиепископ Филарет (Гумилевский) рассказывает, что Основа населена полковником Федором Григорьевичем Донцом, сыном первого полковника Харьковского полка Григория Ерофеевича Донца. «Первый храм в Основе был построен уже тогда, как Основа в 1713 г. приобретена покупкой у вдовы Федора Григорьевича Донца полковником Григорием Семеновичем Квиткой». Григорий Квитка-Основьяненко в семейном предании об основании Харькова оставил нам такие сведения: «По усердию своему Мася (Мария Квитка – И. Ю.) пожелала тут же, на Основе, выстроить часовню во имя Рождества Предтечи, в память того дня, в который они прибыли сюда. «Хочу, - сказала она, принеся первую в этой часовне молитву, - при жизни своей устроить храм во имя сего великого святого; но если Бог меня не удостоит того, то заповедую и приказываю сыну и роду своему непременно на этом месте устроить храм Рождества св. Предтечи в память нашего водворения здесь»… Желание Маси устроить храм в березовой роще, где основан первый шалаш для их пребывания, не исполнилось; но уже правнук их, харьковский полковник Григорий Семенович Квитка, в 1714 году соорудил там церковь во имя рождества св. Предтечи. Знаменитая березовая роща красовалась и была любимым местом гулянья харьковцев до 19 июня 1789 года. В тот день ужаснейшая буря положила в полчаса все деревья. Песок возобладал сильно до того, что господскую усадьбу и церковь должно было снести оттуда». В 1752 году вдовой полковника И. Г. Квитки Прасковьи церковь Иоанна Предтечи была перенесена на новое место. По летописи же Квиток храм сей сгорел ночью на 20 декабря 1780 г.

http://sobory.ru/article/?object=03865

Спас-Конино. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Над вершинами холмов, среди которых протекает речка Малая Крушма, высится цилиндрическая колокольня храма Преображения Господня в с. Спас-Конино, доминирующая в объемной композиции позднеклассического сооружения. Храм во имя Преображения Господня - уже четвертый в преемственном порядке. Первый храм, по преданию, существовал в селе, когда оно носило название Селиванова, и был сожжен татарами вместе с селом. Второй храм вместе с селом построен был на новом месте около самой речки Крушмы. Храм этот просуществовал до 1765 г., когда вследствие своей ветхости и маловместительности он заменен был новым, построенным какою-то помещицей на том месте, где стоит настоящий приходский храм. Все эти храмы были деревянные. Последний из них сгорел в 1795 г. Вместо деревяннаго в начале XIX века заложен был на средства прихожан каменный храм в то же наименование с приделами: во имя Казанской Божией Матери и св. Чудотворца Николая. Но за недостатком средств храм строился очень медленно: в 1817 г. был освящен придел во имя Казанской Божией Матери, а в 1827 году – придел во имя Святителя Николая. Главный же храм был окончательно устроен только в 1860 году при особом участии помещика М.А. Фролова, пожертвовавшего на устройство храма значительную сумму. В своем первоначальном виде храм существует до настоящего времени. Храм был закрыт в середине XX века, в 1956 г. И разрушили его не немцы во время войны, а безхозяйственность. После закрытия храма местный совхоз устроил склад удобрений. В главном куполе храма еще вполне различимы росписи с изображением сонма ангелов. В настоящее время храм потихоньку восстанавливается. Оштукатурены стены и своды алтаря, восстановлены фрагменты кирпичной кладки в центральном приделе, настелены полы и даже покрыты лаком, вставлены окна. Вся остальная часть храма пока находится под открытым небом. Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. Православный Алексин, 2007 С. Спас-Конино находится в 35-ти в.

http://sobory.ru/article/?object=12455

Сынково. Церковь Иоанна Богослова. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова , " Взыскание погибших " иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Архитектурные стили: Эклектика , Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1900 и 1906. Архитектор:Н.М. Садовников Ссылки:     Адрес: Московская обл., Подольский р-н, с. Сынково Координаты: 55.350535, 37.627165 Проезд: от Курского ж/д вокзала до ст. Гривно, далее авт.49 до ост. с.Сынково; а также маршрутное такси 38. Проезд на а/м из Москвы - два варианта: 1) По Симферопольскому шоссе (М2) до второй бетонки (А107) налево, через 1,5-2км первый поворот налево до с.Сынково. 2) По новой Каширской трассе (М4) до втор ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда от Курского ж/д вокзала до ст. Гривно, далее авт.49 до ост. с.Сынково; а также маршрутное такси 38. Проезд на а/м из Москвы - два варианта: 1) По Симферопольскому шоссе (М2) до второй бетонки (А107) налево, через 1,5-2км первый поворот налево до с.Сынково. 2) По новой Каширской трассе (М4) до второй бетонки (107) направо, через 14км направо (ориентир - слева кладбище, справа строительный магазин) до с. Сынково. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Впервые Иоанно-Богословская деревянная церковь с Никольским приделом упоминается в документах за 1628 г. Возобновлена в 1757 г. Каменный храм в стиле эклектики возведен в начале XX в. Одноглавый, крестокупольный храм вмещал 400 человек, имел трапезную с приделами: в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и во имя свт. Николая Чудотворца. В 1930-х гг. храм закрыли, настоятеля арестовали. В здании располагалась мельница, игрушечная фабрика, картонажный цех. С 1993 г. храм начал восстанавливаться. Богослужения совершаются регулярно. Существующая церковь Иоанна Богослова с боковыми престолами во имя Святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери " Взыскание Погибших " была построена на месте сгоревшей в 1892 г. деревянной, известной с 1628 г. Храм строился " тщанием " священника Василия Коссинского и прихожан в соответствии с прошением митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру " о дозволении построить каменный храм в с. Сынково Подольского уезда " с предоставлением плана " на предполагаемый к постройке каменный храм во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделами иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и святителя Николая Чудотворца " , они сообщали, что, кроме церковных сумм, уже заготовлены кирпич, белый и бутовый камень. Проект составлен архитектором Н.М. Садовниковым, это была его первая работа (из сохранившихся известен Ильинский храм в Изварине 1904 г., ныне в составе Ильинского благочиния Московской городской епархии Викариатства новых территорий). В 1899 г. храм был построен и освящен, но придел " Всех Скорбящих Радости " именовался уже Божией Матери " Взыскание Погибших " .

http://sobory.ru/article/?object=07000

Первый храм петербургских военных Некоторые военные даже помогают клирикам храма совершать службы. 17 февраля, 2015 Некоторые военные даже помогают клирикам храма совершать службы. Еще сто лет назад Красное Село было блестящей императорской резиденцией: царские дворцы, ухоженные парки. На сцене местного театра выступали знаменитые артисты, а с трибун ипподрома за скачками наблюдали «сливки» петербургского общества. Летом же Красное Село превращалось в воинскую столицу страны: учения, парады, смотры — тысячи солдат и офицеров. Аристократический лоск с городка давно сошел, а вот воинским центром, хотя бы в масштабах Петербурга, Красное Село можно назвать и сегодня. Здесь находится первый храм, открывшийся как храм военного благочиния, — Троицкая церковь, одна из старейших в Петербурге. Троицкая церковь Храм Святой Троицы в Красном Селе построен в 1733–1735 годах по проекту архитектора И. Бланка. В 1937 храм был закрыт, клир подвергся репрессиям. В 1941-м немецкое командование разрешило открыть храм, в нем два года совершались богослужения. Через 20 лет после войны здание приспособили под Дом культуры. 25 января 1995 года малым чином освящен главный престол храма. Тогда же вновь назначенный настоятель протоиерей Александр Ганьжин отслужил первую Литургию в соборе. Именно отец Александр стоял во главе прихода последние 19 лет и руководил всеми работами по восстановлению храма. Лишь в июне 2014 года его сменил протоиерей Георгий Волобуев. Воины Христовы в российской армии Клир храма знаком с жизнью военных не понаслышке. С одной стороны, в Красном Селе сосредоточено большое количество военных гарнизонов и летних выездных лагерей. С другой — все священники проходили службу в рядах Вооруженных Сил, а настоятель, протоиерей Георгий Волобуев, побывал даже в горячих точках. Сегодня все клирики Троицкой церкви оформлены в штат Вооруженных Сил: протоиерей Димитрий Труфанов числится при учебном отряде ОМОН, расквартированном в Красном Селе, протоиерей Игорь Антонец окормляет военных из части воздушно-космической обороны в поселке Хвойный, а настоятель является помощником командующего Западного военного округа.

http://pravmir.ru/pervyiy-hram-peterburg...

XLII. Слово, сказанное при освящении храма в Пюхтицком женском монастыре 41 О жизни угодников Божьих – Св. Николая Чудотворца и препод. Арсения Великого Благодарение Господу Богу за обновление и освящение сего храма. Это уже четвёртый храм в сей обители. Правда, если сравнить этот храм с другими здешними монастырскими храмами, то как по красоте и благолепию, так и по величине своей он уступает прочим храмам. Но, несмотря на это, храм сей, как по времени своего существования и месту стояния, так и по своему значению для сей обители, достоин был большей славы, нежели какой пользовался он доселе. По времени своего существования, храм сей есть не только первый в сем месте, но и сравнительно древний храм; по месту своего стояния, он замечателен тем, что построен на том самом месте, где, по преданию, явилась здесь чудотворная икона Божией Матери, и где сперва была только небольшая часовня. Да и самый храм сей был сперва не более, как тоже часовня, и только уже спустя долгое время, этот храм-церковка превращён был в настояний храм, но вид его был убогий и неприглядный и извне, и внутри, и далеко не соответствовал величию и святости дома Божия, и той великой святыне, какая обитала в нем. В таком виде храм сей оставался до самого последнего времени, и только теперь он благоустроен и приведён в лучший, достойный значения сего храма, вид. Каждый раз при постройке сего храма были совершаемы и освящения его, но ни разу не было совершено над сим храмом полного освящения; теперь же он освящён полным, архиерейским освящением, через помазание святым миром ему сообщена вся полнота освящения. Вместе с настоящим обновлением и освящением сего храма, обитель сия приобрела двух особенных молитвенников, которым отныне посвящён сей храм: Святителя Николая Чудотворца и преподобного Арсения Великого . Много поучительного представляет для вас, населенцы сей обители, жизнь сих двух великих угодников Божьих: побеседуем о каждом из них. В лице Святителя Николая Чудотворца, обитель сия, посвятив ему этот храм, приобрела, во-первых, великого угодника Божия, во-вторых, великого и скорого помощника и заступника в скорбях и напастях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Елец. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Рождества Христова впервые упоминается в 1628 году. В то время она находилась на территории современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 метрах к юго-востоку от ныне существующего каменного Христорождественского храма. Храм в то время, был самым маленьким в городе, однако имел своё кладбище. В приход Рождественской церкви входили казаки Александровской слободы. Первый деревянный храм к кону 17 века пришёл в ветхое состояние, по этому к началу 18 на прежнем месте выстроен новый деревянный, также освящённый в честь Рождества Христова. В 1730-х годах по неизвестной причине церковь сгорела и в течении 20 лет не восстанавливалась. В 1758 году жители Александровской слободы обратились с просьбой о возобновлении их приходского храма. Благословение было скоро получено, и в апреле 1759 года началось строительство новой деревянной церкви,  которое завершилось в феврале 1760 года. В мае того же года храм был освящён. Однако через несколько лет прихожане осознали необходимость замены деревянной церкви на каменную, и в декабре 1767 года был получен указ епархиального начальства на строительство нового храма. Пока строился новый храм, деревянная церковь сгорела во время большого пожара 1769 года. На её месте, на Щепной площади впоследствии была поставлена часовня. Новый каменный храм был построен всего за три года, и в 1772 освящён. На рубеже 18-19 веков к церкви была пристроена каменная трёхъярусная колокольня. Использован был привычный для Ельца архитектурный прём «восьмерик на четверике». Но и этот храм простоял не долго. Размеры каменного храма были невелики (8х8 м), к тому же поспешность в его постройки сказалась на прочности здания, отчего в начале 1840-х годов прихожане приняли решение о строительстве нового храма. Подготовленный проект был одобрен Орловской губернской строительной комиссией. Но из-за недостаточности средств, прихожане решили перестроить лишь трапезную часть и колокольню. В 1848 году новый храм был освящён. Однако уже в 1858 году епископом Орловским Поликарпом было принято решение о перестройке храма. Весной 1860 года старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца Никиты Лагутина. К 1869 году работы были закончены, и был освящён левый придел в честь св. вмч. Пантелеимона. Главный престол освящён в 1871 году во имя Спаса нерукотворного образа. Отныне храм по главному престолу стал именоваться Спасовским. Так храм принял свой нынешний облик.

http://sobory.ru/article/?object=07286

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010