Современная архитектура как театральный задник — Андрей Альбертович, скажите, что такое хороший храм для вас, для архитектора? — Прежде всего это удобный храм, в котором люди могли бы сосредоточиться на молитве. Он также должен быть подходящим и для священнослужителей. А то у нас очень часто бывает, что проектируются, к примеру, «зажатые» алтари, в которых невозможно развернуться. Если есть возможность спроектировать храм таким, каким его хотелось бы видеть, то хорошо бы, чтобы в нем было достаточно большое количество помещений — для богослужений, для исповеди, для крещения, для собраний прихода, а еще гардероб и комната, где могли бы находиться дети во время службы. В Минске и на Валааме нам удалось воплотить эти идеи в жизнь: на одной территории там построено и несколько храмов, и мастерские, и музей, и келейный корпус. Я люблю такие храмовые комплексы. — Такую многофункциональность диктует время? — Конечно! Сегодня храм должен соответствовать потребностям жизни современного прихода, где множество задач решается вне службы. Я впервые это увидел в наших храмах за границей, когда в середине 1990-х годов оказался во Франкфурте-на-Майне. Как правило, за рубежом православные храмы находятся в каком-то большом городе, и в них по воскресеньям съезжается русская диаспора из разных мест, расположенных иногда за несколько десятков, а то и сотен километров отсюда. Люди приезжают к 9 утра и остаются на целый день. Помню, ни одна машина не отъехала от храма после службы. Верующие, не выходя на улицу, перешли в огромный приходской дом. В тот день там проходила благотворительная ярмарка, на которую прихожане привезли какое-то свое рукоделие, домашнюю выпечку, антиквариат. Тут же шел небольшой концерт. А потом все отправились на трапезу, после которой началась духовная беседа. Мне это очень понравилось. Было наглядно видно, что здесь все организовано для жизни общины и с умом компактно расположено. С тех пор я загорелся идеей строительства храмовых комплексов. Практически во всех храмах, которые мы сейчас проектируем, особенно если у нас есть еще задача обустройства территории согласно генплану, мы всегда предусматриваем, например, уличное кафе и детскую площадку. И не проектируем ограду.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5935444...

Храм как поликлиника, или Почему литургия перестала быть «общим делом», «пиром» и «гостями» 30.01.2017 #Литургия Подпишитесь на наш Телеграм      × Все чаще звучат сравнения Литургии с пиром. Прихожан, пропускающих воскресную службу или уходящих с нее после «Отче наш» , сравнивают с теми героями притчи о брачном пире, которые отказались пойти на пир. Насколько уместно сравнение современной Литургии с пиром, размышляет историк и публицист Андрей Зайцев. В  прошлом году православный редактор попросил меня убрать одну фразу из книжки для детей: «Люди могут встречаться с друзьями в кафе, ходить друг ко другу в гости, а христиане по воскресеньям спешат в храм на Литургию». – Мы не хотим, чтобы поход в храм ассоциировался с чем-то приятным типа кафе, — сказал мне собеседник, настаивая на своей правке. В последнее время я понимаю, что этот человек отлично сформулировал отношение многих людей к воскресной Литургии. Она перестала быть «общим делом» или «пиром» и превратилась либо в собрание часто мало знакомых между собой людей, либо в  разновидность частной требы для тех, кто хочет исповедаться и причаститься. Символика Литургии просто перестала работать. Изначально христиане устраивали «агапы» – совместные трапезы с молитвой и воспоминанием о Тайной вечери. У раннехристианских авторов можно найти упоминания о том, что христиане встречались в домах на рассвете или после заката солнца. Они читали отрывки из Евангелия, беседовали друг с другом, затем молились и причащались. Хлеб и вино приносили с собой, над ними и читали молитвы. Все было очень реально и разумно. Каждый участник встречи приносил с собой что-то к  трапезе. Люди сидели за общим столом, каждый из них понимал уникальность и значимость момента, а также свой вклад в «общее дело», то есть в литургию. Дьяконы  после такой литургии ходили к заболевшим членам общины, приносили им Святые Дары, а, возможно, еще и  пищу, лекарства и добрые слова от собратьев христиан. Такую литургию можно сравнить с пиром, с походом в гости. Такой храм можно сравнить с домом, где тебе рады и ждут.

http://blog.predanie.ru/article/hram-kak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Храм в США украшен росписями с образами бедных и обездоленных Художника вдохновляла строка «блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное»   ЭШВИЛЛ. Художник в штате Северная Каролина (США) расписал храм образами бедных и отверженных – его вдохновляла строка Святого Писания «блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное», сообщает religionnews . Бедняки часто признаются священнику Брайану Комбсу (Brian Combs) , что самое трудное в нищенстве – когда ты сутками стоишь на дорожном перекрестке с картонкой и просишь деньги – не только слышать, как взвизгивают закрываемые стекла машин и щелкают замки автоматической блокировки дверей. Самое трудно видеть, как люди отводят глаза. Вот почему, когда отец Комбс, приходской священник церкви на Хейвуд-стрит в Эшвилле и его друг-художник Кристофер Холт (Christopher Holt ) задумали украсить храм стенными росписями, они единодушно решили, что фрески будут изображать отверженных, бездомных, нищих и обездоленных. На сегодня стенная роспись размером 8 на 3 метра уже почти завершена. Теперь ее творцы надеются, что она порадует тех несчастных, которые стекаются в благотворительную столовую  «Гостеприимная трапеза» , давно заслужившую репутацию самого лучшего заведения такого рода в этом горном городе. Для Комбса и сотен бедняков, которые каждую неделю заходят на обед, эта фреска станет окном в мир смиренной красоты, любви, понимания и взаимопомощи тех изгоев, от которых люди привычно отводят глаза. «Главная миссия церкви, мне кажется, заключается в том, чтобы приобщить человека к великим святыням и духовным ценностям, – размышляет отец Комбс. – С точки зрения Господа, среди нас нет изгоев и избранных. Каждый для Него бесценен. В каждом сокрыто воистину королевское величие. Это одна из главных задач нашего духовного служения в городской среде – возвысить падшего человека – и мы воспринимаем ее очень серьезно».

http://sedmitza.ru/text/9239333.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Вера в человека 24.05.2010 390 Время на чтение 6 минут Батюшка идет по селу… Он показывает, что здесь и как, рассказывает о прошлом. Но основные его мысли сосредоточены на сегодняшнем дне и, конечно, на будущем. – Хотим сделать поселение для православных семей. Уже оформляем землю. Будут приезжать люди, обустраиваться, со строительством сможем помочь. А работы здесь хватит. Что делать в столицах? Там уже не жизнь! – вздыхая, говорит иерей Владимир Климзо, москвич, оставивший столицу много лет назад. Теперь для него вся жизнь – в селе Давыдово Борисоглебского района Ярославской области. Строит, преображает, верит и надеется отец Владимир на самом деле с большим размахом – можно сказать, по-столичному. Подобное нечасто встретишь в глубинке, на самом обычном сельском приходе. Не стоит село без храма Отец Владимир с семьей перебрался в эти края 16 лет назад. Люди они: он, матушка и три дочери – десятка неробкого. И поэтому то, что они увидели вокруг себя, на фоне прекрасной природы, не разочаровало их сразу. А причины для разочарования были: жизнь приходила в упадок, а остатки колхозного существования приказывали долго жить. Отсюда – беспробудное пьянство, всеобщее безделье и упадок всех сторон человеческой жизни. И среди этой разрухи высился храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, который практически уже стал воспоминанием о бывшей некогда в здешних местах жизни, когда к давыдовскому приходу относилось несколько деревень. Еще сто лет назад в самом только селе Давыдове проживало около полутора сотен мужчин и около двухсот женщин. И храм тоже был немаленьким: из-за тесноты в середине XIX века его расширили, сделав трехпрестольным. С проваленной трапезной частью, с деревьями на крыше, в полном запустении встретил храм семью Климзо. С него и начали работу. По селу были объявлены субботники. Теперь нынешние их участники рассказывают, как совершенно не верили, что это возможно восстановить. Но какая-то кроха надежды на созидательный труд и усталость от безделья все же приводила людей убирать мусор, разбирать завалы – стараться хоть немного вернуть селу красоту. С этих субботников, с совместного общего делания началась дружба, общение, стремление помочь друг другу. Когда первый этап был преодолен, реставрация потребовала специалистов, которые мастерски завершили работу. Конечно, видя горячее и сердечное стремление восстановить храм, нашлись благодетели, которые помогли в этом деле во славу Божию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

     В трапезной было шумно и тесно: после воскресной Литургии почти все прихожане храма Всех святых, как обычно, собрались на праздничный обед. В сторожке отварили картошку, открыли рыбные консервы, да еще выложили на стол домашние гостинцы: кто печенье, кто пряники, а теща отца Бориса, Анастасия Кирилловна, даже пирогов с капустой напекла. За окнами свистел ноябрьский ледяной ветер, шел снег пополам с дождем – сыро, холодно, уныло. А в трапезной – светло и уютно, трещали дрова в печи, вкусно пахло пирогами. Все встали, помолились, отец Борис благословил трапезу, и шум стих, слышался только перестук ложек да лепет нескольких малышей, сидящих у матерей на коленях. Когда отец Борис начинал служить, храм стоял пустым и ко кресту подходила только старая Клавдия да сторож Федор. Больше прихожан не было, и отец Борис один шел мимо свечной лавки к холодной трапезной, а старинные иконы в полутьме смотрели так печально… Теперь же никто из большого прихода не спешил покидать теплую трапезную после службы: нравилось быть всем вместе. Отец Борис обвел взглядом свою паству, порадовался про себя: дружные, добрые, отзывчивые и на уборку в храме, и на поездку по святым местам, и на помощь в беде. У каждого свои дары и таланты. Есть поющие, есть отличные повара, есть кому и занятия в воскресной школе вести. Взгляд споткнулся на сидящей напротив Татьяне: с ней явно было что-то не так. Вид совершенно расстроенный, слезы на глазах. Татьяна выделялась особыми талантами. Средних лет, врач в поликлинике, деловая, быстрая, инициативная. Отличный организатор. Уже несколько паломнических поездок организовала: и в Дивеево съездили, и в Оптину. Сейчас вот собирались в Черногорию. Поехать за границу могли только четверо с прихода, остальные писали им с собой записки для поминовения в черногорских монастырях. Как обычно, заводилой стала Татьяна: всё разузнала, обо всем договорилась, загранпаспорта сдала. До поездки оставался один день. После обеда хотел позвать, но она подошла сама: – Батюшка, у меня неприятности. Так мечтала о паломничестве, всё приготовила – и вот незадача: загранпаспорт просрочен.

http://pravoslavie.ru/75092.html

«По окончании утрени в вербное воскресенье, патриарх некоторое время отдыхает в мутатории, находящемся в соседстве с алтарем Софийского храма. В это время очередной клир, взяв с собою большой литийный крест, стоящий обычно за престолом, но на сей раз не открыто, как он носится на литаниях, а в футляре (μετ τς θκης), отправляется в храм 40 мучеников, чтобы приготовить все необходимое для встречи там патриарха. За ними следует и всякий желающий присутствовать при встрече патриарха. В определенный час патриарх, облачившись в архиерейские одежды, имея в одной руке большой животворящий крест, а в другой финиковую пальму и ваия, обвитые благовонными цветами, какие позволяет иметь данное время, выходит из храма и, прикрыв свою главу покрывалом (τ περιπτριον), садится на коня, при пении певчими на амвоне тропаря «Общее воскресение», и направляется (χομενος π πλ или νρχεται μετ το πλου) в храм 40 мучеников. Архонты патриаршие, епископы и духовенство с певчими в фелонях (литийных кратких), неся в руках финиковые пальмы, ваия и кресты, которые для них заготовляет саккелия, пешком идут впереди коня, на котором восседает патриарх (τν λλων πντων πεζν μετ φελωνων ψικευντων или προπορευομνων μπροσθεν) с пением тропаря праздника. По приходе патриарха в храм 40 мучеников, совершается им с чтением установленной молитвы, освящение ваий и раздача их всему присутствующему на этом величественном торжестве народу. Совершив раздачу ваий, по произнесении диаконом обычной литийной ектении, патриарх омывает руки (νπσεται), входит в алтарь, совершает обычное каждение св. трапезы и благословение свечами, при пении многолетия ( φμη). В это время готовится в обычном порядке литания на форум к колонне св. Константина, во главе которой шествует крест св. Константина, заранее сюда отправленный для литании. У колонны св. Константина читается патриархом евангелие, архидиаконом произносится ектения литийного характера и, при пении певчими кондака праздника, литания направляется в св. Софию, где патриарх совершает литургию, по окончании которой участники торжества приглашаются на обед к патриарху».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

иеромонах Авель 7. Пахомий Преемник его седьмой Строитель Саровской обители Иеромонах Пахомий в мире Борис Назаров Леонов был родом из Курских купцов, постриженик сей обители, с юных лет посвятивший себя на служение Господу. В монашество пострижен 1762 года, а в Строителя избран 1777 года, и был точный исполнитель обетов монашеских: кроток, смиренномудр, молитвенник и постник. Управляя вверенной ему от Бога обителью 18 лет, он был истинный пастырь своего словесного стада; строго наблюдал общежительный устав обители и порядок служб церковных, которых неопустительное и благочинное совершение доставляло слушателям душеспасительное удовольствие. Посещавшие обитель говорили, что восхитительно молиться в сей пустыни, где так благообразно и благолепно отправляется служба Божия. Сколько ни обременен был делами по управлению Старец Пахомий, но на правиле келейном и у церковных служб всегда присутствовал, и приходил в храм первый и выходил из храма последний. При собственной бдительности, он строго взыскивал и с подчиненных за опущение службы церковной и правила келейного; наказывал иногда за то или выговорами, или поклонами в трапезе, но с любовью и отеческим милованием: по сему и братия имели и страх сыновий, не рабский. Воздержание его простиралась до того, что он с начала и до конца жизни своей в кельи не имел не только чего-либо из пищи, но ни питья, да и на общей трапезе вкушал весьма мало. Таковая благочестивая жизнь старца и начальника, показуемая делом, служила для братии самым назидательным поучением; они уважали его благоговение, постнический вид, скромную, добродетельную жизнь. Он поучал и словесно, и любил повторять оные Евангельские слова: нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают е; и Апостольские: сеяй скудостию, скудостию и пожнет. При нем умножалось в обители братство. Ибо многие боголюбивые, желая душевного спасения, отовсюду приходили в сию пустыню на жительство. В его настоятельство были в Саровском братстве и такие достойнейшие мужи, которым обязаны своим устройством и другие обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

I век. Апостольское богослужение Богослужение по Деяниям По Дееписателю, первые новообращенные христиане в Иерусалиме «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» 81 . Весь день их был как бы непрерывным богослужением, которое состояло прежде всего в «учении апостолов» ( ν τη διδαχη τω ν ποστλων) 82 ), т. е. в повествованиях их о жизни и проповеди Спасителя, которые впоследствии составили содержание письменных Евангелий, и в наставлениях самих апостолов, изложенных потом некоторыми из них письменно в посланиях. К этому учению, благодаря свежести событий и живости воспоминаний, заключавшему в себе особенную сладость, присоединялось тесное «общение» ( κοινωνα) верующих между собою, доходившее до всегдашней неразлучности их друг с другом и до общения имуществ, но особенно ярко выражавшееся и достигавшее зенита своего в «преломлении хлеба». Под «преломлением хлеба» разумеется евхаристия 83 при общих трапезах. Эти трапезы на основании заповеди Спасителя: «сие творите в Мое воспоминание», без сомнения, с самого же начала получили богослужебное значение: они заключали воспоминание о смерти Господней и признание жертвенной цены за этой смертью , а также были выражением внутреннего общения учеников между собою. Тем не менее трапезы эти первоначально не имели исключительно литургического смысла, а служили в первохристианское время и к удовлетворению естественной потребности питания 84 . На ряду с преломлением хлеба Дееписатель ставит «молитвы». Мн. ч. «молитвы» указывает на различные молитвы, которые могли быть частью новыми, не связанными формулой христианскими молитвами, частью псалмами и употребительными у иудеев молитвами 85 . Эту общую картину тогдашней христианской жизни, являющуюся по особому характеру этой жизни вместе и картиной богослужения, Дееписатель представляет нагляднее, когда прибавляет: «и каждый день единодушно пребывали в храме и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» 86 . Здесь богослужение первых христиан представляется в двух видах: с одной стороны они участвуют в еврейском, ветхозаветном богослужении храма и должно быть находившейся при нем синагоги, с другой – имеют в качестве восполнения к нему и свое домашнее богослужение. Что первые христиане посещали храм и участвовали в его богослужении, это было весьма естественно. Они в данном случае делали не другое что, как то, что делал сам Христос. Он именно в храме учил народ, и Его даже снедала ревность по нем 87 . Апостолы по вознесении Христовом и до Пятидесятницы ежедневно ходили в храм 88 , и после нее мы очень часто видим их в нем 89 . Правда, христиане знали теперь только прообразовательное значение за многими вещами, на которые раньше смотрели как на существенные; но молитвы, жертвы и богослужебные обряды Ветхого Завета говорили их душе и теперь не менее от того, что они узнали их настоящий смысл 90

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Всякое священное торжество, при совершении, исполняет участвующих духовной радостью из (небесных) сокровищ и божественных источников. Но теперь прославляемое пением (торжество), вполне услаждающее души, столько важнее и светлее всех, сколько Богоотроковица над всеми возвышается и начальствует. Каждогодно возвращается это священнейшее Ее празднственное собрание, в котором участвующие должны быть чисты от скверны. Итак, если угодно вам, благосклонно последуйте за мною, украсившись чистейшими мыслями и светлейшими одеждами. Потечем и сорвем вожделенные цветы с самого луга Богоматери. Обоняем доброту Ее, полную благоухания, как бы из листьев розы, как и Соломон прекрасно в Песнях поет: «Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и Ливан, от всех благовоний мироварца?» ( Песн.3, 6 )? «Гряди от Ливана, невесто, гряди от Ливана» ( Песн.4, 8 ). Поэтому, побуждая друг друга, спешно соберемся на полезное и спасительное для всех торжество Богоматери, и, приникнув во святилище, увидим Отроковицу, достигающую до второй завесы, пречистую Марию и Богоматерь, разрешившую бесчадие неплодия и устранившую благодатию порождения (Своего, т. е. Христа) тень законного письмени. Ныне посвящается законному храму трилетствующая, Одна, бывшая чистым и высочайшим храмом Архиерея и совершителя всего – Господа, и отогнавшая Своим сиянием Богосветлой славы тьму письмени. Ныне вручается священнику младенец, имеющий принести (в храм) в сороковой день Младенчествовавшаго ради нас плотию единаго Архиерея Бога, превыше всякого человеческого понятия, обнимая собственными дланями Необъятного. Ныне освящается благословениями по Закону и приносится в благодарственный дар новейший и чистейший, ничем не запятнанный свиток, который будет не рукою писан, но позлащен Духом. Ныне Иоаким, освободившись поношения бесчадия, явно идет по улицам, и, величаясь, показывает свое дитя и притом делается исполнителем освящения по Закону. Ныне и Анна, вознаградив продолжительное бесчадие благочадием, воодушевленная безмерной радостью, возвещает концам (земли) о плоде своем, прижимая к груди пространнейшую неба. Ныне отверстые врата божественного храма принимают дверь Еммануила, зрящую на восток и запечатленную. Ныне священная трапеза храма начинает светлеть, чувствуя переход к бескровным жертвам, при поклонении и сладчайшем лобзании божественной трапезы Небесного и Душепитательного Хлеба. Ныне возлагается на очистилище Одна, сделавшаяся для смертных, низринутых потоками грехов, новым и Богоподобным очистилищем, действительным и нерукотворенным. Ныне имеющая принять, по освящению от Духа, Святаго святых, святейше и достославно, с большим освящением, в незлобивом и невинном возрасте весьма чудно помещается во Святом Святых, превосходя славою Херувимов.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Страна становится всё более и более религиозной» Святейший Патриарх Кирилл выступил на IX заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов Москвы 14.11.2023 231 Время на чтение 9 минут Фото: Патриархия.ru Во вторник, 14 ноября, в Патриаршем зале Трапезных палат кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра Москвы С.С. Собянина состоялось IX заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом. Он напомнил, что Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы» был учрежден Финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкви в 2010 году для сбора пожертвований на реализацию Программы строительства православных храмов в столице. Святейший Патриарх Кирилл засвидетельствовал, что «на сегодня ни в одной стране мира не возводится такое количество храмов, как в нашем Отечестве, и ни в одной европейской столице не наблюдается такой мощный, масштабный духовный подъем, как в нашем обществе и нашем государстве». Предстоятель Русской Церкви остановился на некоторых аспектах деятельности Фонда, но отметил, что считает «необходимым произнести и эти вводные слова, чтобы засвидетельствовать, как отличается сегодня Россия от остальных, как они сами о себе говорят, " цивилизованных " стран». Далее Первосвятитель рассказал о том, что у нас происходит в сфере строительства храмов: «За прошедшие годы в этом направлении проведена большая работа, и я рад, что предложенный мною подход — сразу строить на выделенном земельном участке временный храм, начинать в нем регулярные богослужения, созидать общину — имел положительные последствия. В этом случае богослужебная жизнь начинается практически с самого начала: как только вырыли котлован, возвели временное сооружение — начинают совершаться богослужения, и люди понимают, что здесь будет храм. А в противном случае котлован вызывал чаще всего негативную реакцию, особенно тех, кто живет рядом, и пока стройка оставалась на стадии котлована, никакая финансовая поддержка не оказывалась. Лишь когда появлялись стены, возникал интерес со стороны окружающих, и те, у кого были средства, выражали готовность помочь. Но должен сказать, что в настоящий момент трудный нулевой этап пройден, и мы вышли на совершенно иной уровень строительства новых церковных центров».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/14/st...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010