25-27 октября года в московском Свято-Даниловом монастыре собрался Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В числе вопросов, предложенных на рассмотрение иерархов, главным в повестке дня значился вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении. В итоге обсуждения проблемы нового статуса УПЦ Собором было определено следующее: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви» Следует отметить, что Поместный Собор Русской Церкви, который должен окончательно утвердить решение епископата о независимости УПЦ пока еще не собирался. Уже 28 октября 1990 года, на следующий день после состоявшегося Собора Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Киев для того, чтобы торжественно объявить о независимости Украинской Церкви, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного. В день приезда Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Софийском соборе Киева Древнейшая кафедра Предстоятелей Русской Церкви Софийский собор в годы советской власти была обращена в музей-заповедник. Ранее власти уже предоставляли храм в распоряжение раскольников, совершивших в нем свое «богослужение» после лже-собора УАПЦ в июне 1990 года. Понимая, что передача собора в руки какой-либо одной конфесии чревата новыми конфликтами на религиозной почве, правительство Украины распорядилось сохранить за Софийским храмом музейный статус. Решено было предоставлять его лишь на время для праздничных богослужений как канонической Украинской Православной Церкви, так и раскольникам. Последнее обстоятельство не могло не опечалить православных. Тем не менее, для Патриаршей службы Свято-Софийский храм был 28 октября открыт. Перед началом литургии Первосвятитель даровал митрополиту Филарету грамоту о независимости Украинской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440067/

25 ноября Божественную литургию в Никольском храме совершили митрополиты Воронежский и Борисоглебский Сергий, Видинский Дометиан и Доростольский Иларион, которым сослужили настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии протоиерей Александр Карягин , члены делегации Русской Православной Церкви, клирики Болгарской Православной Церкви. За богослужением молились Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Болгарии А.В.Потапов, многочисленные прихожане. По окончании литургии был совершен благодарственный молебен в связи со столетием основания русского храма. Затем митрополит Сергий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в котором Предстоятель Русской Православной Церкви отметил историческое значение храма святителя Николая в Софии для русских беженцев, которых приютила Болгария после революции в России, а также нынешнее значение храма Подворья Русской Православной Церкви, которое вносит заметный вклад в дело укрепления дружбы народов России и Болгарии и двух Церквей-Сестер, духовно окормляя множество соотечественников. Святейший Патриарх Алексий выразил сердечную благодарность Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму за теплую заботу о русской общине и пожелал Предстоятелю Болгарской Православной Церкви помощи Божией в трудах, крепкого здоровья, укрепления и умножения богохранимой паствы во славу Святого Православия. В своем обращении к молящимся митрополит Сергий особо подчеркнул любовь болгарского народа к русским братьям, которая многократно проявилась в истории Никольского храма, а также отметил значительный вклад русской общины в развитие духовной и культурной жизни Болгарии. Митрополит Видинский Дометиан приветствовал участников празднования от имени Святейшего Патриарха Болгарского Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви. Владыка напомнил о великом вкладе Русской Православной Церкви и русского народа в освобождение Болгарии, 130-летие которого отмечается в будущем году. Русский храм в Софии на протяжении столетия остается свидетелем русской святости, русского благочестия, чистоты Православия, хранимого Русской Церковью, он является живой связью молитвы, общения и любви между двумя сестринскими Церквами и двумя народами, подчеркнул митрополит Дометиан. Он просил передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию слова любви и благодарности болгарского духовенства и народа.

http://pravoslavie.ru/25042.html

По традиции Патриаршее богослужение в праздник Введения во храм Пресвятой богородицы посетили представители Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, отмечающие в этот день годовщину основания академии. В их числе генерал-майор А.Д. Сивачев, преподаватели и курсанты факультета православной культуры Военной академии РВСН им. Петра Великого. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Сергия Шиндарова, клирика храма святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес священник Павел Бобров, клирик московского храма священномученика Антипы на Колымажном дворе, преподаватель Сретенской духовной семинарии. По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  обратился к участникам богослужения со словом . Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всея Америки и Канады Тихона и передал в дар Его Блаженству крест и панагии. Блаженнейший Митрополит Тихон произнес ответное слово: «С чувством глубокой радости и братской любви я приветствую Вас, Ваше Святейшество, в этот праздничный день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Наше сослужение сегодня дает выражение нашему единству в вере и любви и поэтому является свидетельством евхаристического единства Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке. Предстоя вместе перед престолом Божиим, мы приносим Богу и Россию, и Америку. Так поступал мой небесный покровитель и Ваш предшественник — святитель Тихон, чье восхождение на Патриарший престол мы сегодня вспоминаем. Своими апостольскими трудами он объединял наши страны: был просветителем в Северной Америке, был исповедником — Патриархом Московским. Православная Церковь в Америке получила многие дары от Русской Православной Церкви. Первые русские миссионеры, посеявшие семена православной веры в Северной Америке, прибыли на Аляску 220 лет тому назад из Валаамского монастыря. Известный своим смирением, верностью, любовью монах Герман, который был членом этой миссионерской группы, стал первым православным святым в Новом свете. Он был причислен к лику святых Православной Церковью в Америке в 1970 году.

http://patriarchia.ru/db/text/3865307.ht...

В начале 1920-х гг. храм находился в ведении русской дипломатической миссии правительства генерала Антона Деникина во главе с Александром Петряевым, действовавшей в Софии со 2 января 1920 г. до начала 1923 г. После закрытия миссии ее имущество вместе с имуществом церкви было опечатано комиссией, назначенной Министерством иностранных дел и исповеданий Болгарии. До 1933 г. храм, находившийся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей , продолжал действовать, однако без своего имущества и архива. После переговоров об условиях установления дипломатических отношений 15 сентября 1934 г. церковь при Посольстве СССР была передана во временное пользование болгарскому государству в лице Министерства иностранных дел и исповеданий; 18 декабря церковь и все ее имущество было передано Софийской митрополии Болгарской Православной Церкви.  После установления в Болгарии прокоммунистического правительства в июне 1946 г. Советский Союз разрешил некоторым русским эмигрантам принять гражданство СССР, что позволило передать им храм во временное пользование для богослужений. 28 декабря 1946 г., после реставрации и ремонта, храм был передан в ведение архиепископа Серафима (Соболева) — бывшего члена РПЦЗ, 30 октября 1945 г. принятого вместе с семью русскими приходами в Болгарии в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1950 г. архиепископ Серафим был погребен в крипте храма, 3 февраля 2016 г. состоялась его канонизация. С ноября 1952 г. храм имеет статус подворья Русской Православной Церкви в Софии. В 1975-1977 г. были проведены работы по реставрации росписей храма, в 1982 г. заново позолочен иконостас, новый ремонт был сделан в 1994-1996 г. 21 сентября 2023 г. власти Болгарии обязали настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрита Вассиана (Змеева) , секретаря подворья протоиерея Евгения Павельчука и сотрудника подворья покинуть территорию страны в течение двадцати четырех часов под ложным предлогом того, что их пребывание в Болгарии «представляет угрозу для государственной безопасности».

http://patriarchia.ru/en/db/text/6068538...

С 1917-го архимандрит Николай обосновался в Киево-Печерской лавре, где и нашел свой последний приют – в 1924 г. он был заколот неизвестными кинжалом с оккультной символикой. Храм Св. Николая открылся вновь только в январе 1920 г. в новой исторической обстановке. Крушение Российской империи, братоубийственная война и страшные гонения богоборческой власти против Церкви вызвали массовый исход русских людей из России. Болгарии суждено было стать одним из центров русской эмиграции на Балканах. С мая 1921 г. настоятелем храма был один из выдающихся архиереев и богословов Русской Православной Церкви архиепископ Серафим (Соболев). Именно он сделал храм Св. Николая центром жизни русской Софии. Из посольского храм стал по существу приходской церковью русских эмигрантов под юрисдикцией Русской Зарубежной Церкви. В этот период сюда потянулись и болгары, прежде всего духовные чада архиепископа Серафима. Для них это была прекрасная возможность знакомства с русской богослужебной традицией, а также с российской интеллигенцией и культурой. После установления дипломатических отношений между Болгарией и СССР 23 июля 1934 г. Русский посольский храм был передан советским правительством под временное управление Болгарской Церкви. Условием передачи было выдворение из него русской православной общины. Софийский митрополит Стефан предоставил архиепископу Серафиму храм Св. Николая на улице Царя Калояна, приход которого перешел в Свято-Николаевский храм на бульваре Царя-освободителя. Так Русский храм стал обычным болгарским приходским храмом. Весной 1946г. советское правительство остановило действие протокола о временном пользовании Русским посольским храмом со стороны Болгарии и вернуло его владыке Серафиму, который перешел под юрисдикцию Московской Патриархии. До декабря 1947 г. настоятелем храма был протоиерей Георгий Голубцов, который до революции был преподавателем и воспитателем в Тифлисской Духовной семинарии. Одним из его учеников был Иосиф Джугашвили, который учился там со 2 сентября 1894 г. до своего исключения 29 мая 1899 г. Близким людям отец Георгий говорил о нем: «Мятежная душа, абсолютный анархист».

http://pravoslavie.ru/58032.html

Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви иеромонах Герман (Мельников), секретарь Норильской епархии, настоятель храмового комплекса Новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Норильска, был удостоен медали преподобного Сергия Радонежского. Также Святейший Патриарх наградил: главу города Норильска Р.В. Ахметчина — медалью «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»; руководителя административного аппарата директора Заполярного филиала ПАО ГМК «Норильский никель» Г.С. Агибалова — медалью преподобного Серафима Саровского; директора Заполярного транспортного филиала ПАО ГМК «Норильский никель» А.А. Новакова — медалью «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»; генерального директора ООО «Аэропорт «Норильск»» А.В. Никифорова — медалью «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»; заместителя главы г. Норильска по району Талнах — начальника Талнахского территориального управления М.Ф. Шевченко — медалью «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»; предпринимателя Ф.Х. Кесаеву — медалью преподобной Евфросинии Московской; директора православного реабилитационного центра «Лествица» И.Н. Хубецову — медалью преподобной Евфросинии Московской. Патриаршие грамоты были вручены заместителю директора управления делами ПАО ГМК «Норильский никель» М.В. Корниловой, начальнику управления капитального строительства департамента управления делами ПАО ГМК «Норильский никель» Т.В. Рамоиди, главному специалисту отдела капитальных ремонтов управления хозяйственной деятельности аппарата директора заполярного филиала ПАО ГМК «Норильский никель» Е.А. Кузнецовой. Верующим были розданы иконки Новомучеников и исповедников Церкви Русской с Патриаршим благословением. Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской построен при поддержке компании «Норникель». К храму примыкает здание духовно-просветительского центра, в котором располагаются музей, посвященный истории Православия в Туруханском крае и на Таймыре, а также новомученикам и исповедникам Церкви Русской, воскресная школа, библиотека и епархиальные учреждения.

http://patriarchia.ru/db/text/5266318.ht...

12 января 2022 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория " Крапивенский 4 " . С докладом на тему " Православие в Африке. Проблемы и перспективы " выступил кандидат богословия, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви иерей Георгий Максимов. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Предваряя выступление, докладчик отметил, что принятому в конце 2021 года синодальному решению о принятии под омофор Московского Патриархата 102 клириков Александрийского Патриархата из восьми стран Африки и об образовании Патриаршего экзархата Африки логически предшествует синодальное решение 2019 года о разрыве общения с Александрийским Патриархатом после его вступления в полное каноническое единство с украинскими раскольниками. Иерей Георгий Максимов призвал расценивать эти синодальные решения как восстановление канонического присутствия Русской Православной Церкви на Африканском континенте, ставшее ответом на просьбы клириков Александрийской Церкви, желающих оградить себя и свою паству от общения с расколом, в который вступила их иерархия. " Внимание множества людей по всему миру привлекло решение декабря 2021 года, хотя самое главное решение было принято еще два года назад в декабре 2019 года, когда была восстановлена юрисдикция Русской Православной Церкви в Африке " , – полагает священник. " До ХХ века Александрийский Патриархат не претендовал на весь Африканский континент как на свою каноническую территорию, это произошло уже около 1930 года, когда престол Александрийского Патриархата занимал Патриарх Мелетий (Метаксакис). Он добавил к своему титулу слова " Патриарх всея Африки " и стал претендовать на распространение юрисдикции своей Церкви на весь Африканский континент. До этого традиционно принятой в Православии канонической территорией Александрийской Церкви считалась территория Египта, Ливии и Эфиопии. Между тем, еще до того момента как Патриарх Мелетий провозгласил притязание на все весь Африканский континент, в ряде африканских стран существовали приходы Русской Православной Церкви: в 1920 году был освящен и начал действовать храм святителя Павла исповедника в городе Бизерта (Тунис), в 1922 году – Воскресенский приход в городе Тунис и русский православный приход в Алжире, в 1927 году были созданы русские православные приходы в Рабате и Касабланке (Марокко), в 1914 году был открыт православный приход в Египте. Юрисдикция Русской Православной Церкви в Африке – не есть нечто принципиально небывалое. Уже после Второй мировой войны было достигнуто соглашение о том, что клирики Русской Церкви стали поминать Александрийского Патриарха. Поэтому юрисдикции Русской Церкви в Африке уже более 100 лет " , – подчеркнул отец Георгий Максимов.

http://religare.ru/2_121441.html

25 ноября Божественную литургию в Никольском храме совершили митрополиты Воронежский и Борисоглебский Сергий, Видинский Дометиан и Доростольский Иларион, которым сослужили настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии протоиерей Александр Карягин, члены делегации Русской Православной Церкви, клирики Болгарской Православной Церкви. За богослужением молились Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Болгарии А.В. Потапов, многочисленные прихожане. По окончании литургии был совершен благодарственный молебен в связи со столетием основания русского храма. Затем митрополит Сергий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В нем Предстоятель Русской Церкви отметил историческое значение храма святителя Николая в Софии для русских беженцев, которых приютила Болгария после революции в России, а также нынешнее значение храма Подворья Русской Православной Церкви, которое вносит заметный вклад в дело укрепления дружбы народов России и Болгарии и двух Церквей-Сестер, духовно окормляя множество соотечественников. Патриарх Алексий выразил сердечную благодарность Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму за теплую заботу о русской общине и пожелал Предстоятелю Болгарской Церкви помощи Божией в трудах, крепкого здоровья, укрепления и умножения богохранимой паствы во славу Святого Православия. В своем обращении к молящимся митрополит Сергий особо подчеркнул любовь болгарского народа к русским братьям, которая многократно проявилась в истории Никольского храма, а также отметил значительный вклад русской общины в развитие духовной и культурной жизни Болгарии. Митрополит Видинский Дометиан приветствовал участников празднования от имени Святейшего Патриарха Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви. Владыка напомнил о великом вкладе Русской Православной Церкви и русского народа в освобождение Болгарии, 130-летие которого отмечается в будущем году. Русский храм в Софии на протяжении столетия остается свидетелем русской святости, русского благочестия, чистоты Православия, хранимого Русской Церковью, он является живой связью молитвы, общения и любви между двумя сестринскими Церквами и двумя народами, подчеркнул митрополит Дометиан. Владыка просил передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию слова любви и благодарности болгарского духовенства и народа.

http://patriarchia.ru/db/text/329864.htm...

И сегодня для очень многих жителей России, Украины, Беларуси, других стран, где существует Русская Православная Церковь, храмы в дальнем зарубежье имеют очень большое значение для сохранения нашего национального самосознания, но самое главное — для сохранения нашей веры и живой связи с нашим народом, с нашими родителями, с нашими дедами, прадедами и пращурами. Поэтому мы сегодня и строим храмы, и не только на Руси, но и за границей. Сегодня насчитывается более 800 русских православных храмов в более чем 60 странах мира. Все они наполняются народом Божиим. Но среди этих храмов особое место занимает храм Святой Троицы в Белграде, потому что кроме чисто приходских функций он еще имеет и важное служение, представляя Патриарха Московского и всю Русскую Церковь пред Святейшим Патриархом Сербским, пред Сербской Церковью и пред сербским народом, являясь своего рода мостом, духовно соединяющим два народа».  В память о посещении подворья Русской Православной Церкви в Белграде Святейший Патриарх Кирилл передал в дар в Свято-Троицкому храму набор евхаристических сосудов. В благодарность за усердные труды на благо Церкви, в том числе в деле восстановления Русского некрополя и Иверской часовни в Белграде, Предстоятель Русской Церкви удостоил настоятеля Свято-Троицкого храма протоиерея Виталия Тарасьева права ношения креста с украшениями. Затем Святейший Патриарх Кирилл во внимание к помощи в восстановлении русского некрополя в Белграде вручил ряду лиц церковные ордена: Всем прихожанам храма были розданы иконки с образом преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Подворьем Русской Православной Церкви в Белграде является храм Святой Троицы, построенный русскими эмигрантами в 1924 году по проекту русского архитектора Валерия Сташевского c разрешения Правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев и по благословению Патриарха Сербского Димитрия. В 1946 году храм получил статус подворья Русской Православной Церкви в Белграде и находился в составе ставропигиального благочиния русских православных приходов на территории Югославии. В 1954 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви благочиние было упразднено, а все входившие в него храмы, кроме Троицкого в Белграде и приписанной к нему Иверской часовни на Русском кладбище, были переданы в юрисдикцию Сербской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3842951.ht...

«Православная Церковь в Америке — Сестра-Церковь и Дщерь-Церковь Русской Православной Церкви, — сказал в ответном слове Блаженнейший Митрополит Иона. — Наша церковная жизнь и миссия в Северной Америке строится на том основании, которое дано нам Русской Православной Церковью, начиная с валаамских монахов, которые прибыли на Аляску в 1794 году. Также мы вспоминаем с любовью святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, святителя Иннокентия, митрополита Московского, и всех тех, кто был из России, служили в Америке и дали нам фундамент церковного бытия». «Мы являемся Церковью миссионерской, Церковью, в которой множество людей пришло к Православию в сознательном возрасте. Это и есть наследие и дар нам Русской Православной Церкви, ведь она в XVIII–XIX веках служила в Америке как миссионерская Церковь», — подчеркнул Митрополит Иона. На память о своем посещении Русской Православной Церкви Предстоятель Православной Церкви в Америке преподнес Святейшему Патриарху Кириллу икону с частицей мощей святого праведного Алексия (Товта). Вечером того же дня делегация посетила один из концертов Московского пасхального фестиваля в Московской консерватории. 27 апреля Блаженнейший Митрополит Иона посетил Троице-Сергиеву лавру и Московскую духовную академию. У Святых врат обители Предстоятеля Православной Церкви в Америке приветствовал наместник Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Зайдя в Троицкий и Успенский соборы обители, Митрополит Иона затем направился в Покровский академический храм, где его встретил ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений. Делегация Православной Церкви в Америке осмотрела Церковно-археологический кабинет академии. В Малом актовом зале состоялась передача Московской духовной академии 100 экземпляров учебной Библии на английском языке. Днем состоялась встреча делегации с послом США в России Джоном Байерли. Вечером 27 апреля, в канун Радоницы, Блаженнейший Митрополит Иона посетил Новоспасский монастырь, где был встречен наместником обители архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. Члены делегации Православной Церкви в Америке посетили храм-усыпальницу во имя преподобного Романа Сладкопевца, Спасо-Преображенский собор и Покровский храм, в котором присутствовали за вечерним богослужением.

http://e-vestnik.ru/church/blazhennejshi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010