Санкт-Петербург. Собор Николая Чудотворца и Богоявления Господня. Никольский морской собор Карта и ближайшие объекты Действующий двухэтажный пятиглавый православный храм, сооружен в 1753-1762 г. по проекту С.И. Чевакинского в стиле русского барокко. Назван в честь Николы Морского (Святого Николая), которого церковь считает спасителем моряков. Это собор стал своеобразным мемориалом в память погибших моряков. На его стенах укреплены доски с именами погибших моряков (есть имена погибших на подводной лодке " Курск " ). 16 июля 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви новой каменной. Разработка проекта нового морского храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. По преданию, инициаторами постройки были тогдашний президент Адмиралтейств-коллегии М.М. Голицин (младший) и сам Петр Великий. Архивариус А.И. Богданов в своем «Описании Санкт-Петербурга» 1749-1751 г. указывает, что храм построен «по образцу Астраханского собора о пяти главах, о чем от Петра 1 в 1721 году в бытность в Астрахани с означенным генерал-адмиралом рассуждение чинено». Сходство между Астраханским и Петербургским соборами отсутствует, за исключением разве что пятиглавия, однако само «рассуждение» могло произойти. В 1722 году там же в Астрахани Петр распорядился о постройке морской Богоявленской церкви в Кронштадте, но как в Кронштадте, так и в Петербурге петровский указ был выполнен не скоро. Петербургский Морской собор был выстроен «о пяти главах», что в столице в середине 18 века было ещё редкостью. Всю первую половину столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора – одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов воспринималось как возвращение к русской православной традиции. После наводнения осенью 1752 года, когда вода затопила место, где предполагалось строительство, проект был изменен и собор стал выше на 2,13 м.

http://sobory.ru/article/?object=00105

Воскресенское. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь, Подворье Алексеевского монастыря Карта и ближайшие объекты Церковь села Воскресенкого, что в Поречне (ныне сельское поселение) – каменная, одноэтажная, разделенная на теплую и летнею, с такой же колокольней. Кровля алтаря храмов и колокольни покрыты листовым железом и окрашены зеленною краскою-медянкою. Здание церкви имеет наверху кровли купол с 12-ю большими окнами: длина окна 5 1/4 аршина, высота – 2 1/4 аршина. Церковь украшена большой главкой, по бокам четыре купола средней величины. Главы куполообразной формы. На главе купола и четырех боковых главах – железные, прочно кованые вызолоченные кресты, которые поддерживаются цепями. На колокольне имеется железный скованный купол, на нем глава с вызолоченным крестом. Все главы и купол на колокольне покрыты алюминием. Вся церковь и колокольня снаружи оштукатурены и побелены. Внутри всего храма вместо потолков наладится каменный свод. Внутренность храмов оштукатурена и украшена художественной живописью масляными красками. Иконостас в главном престоле весь резной, художественной работы, вызолочен. Два малых иконостаса одинакового размера. Теплое зимнее отделение храма отапливается четырьмя изразцовыми печами. В настоящее время храм находится в плачевном состоянии. Нет окон, остатки стекол находятся в 12-и больших окнах главного купола, в теплой части храма пол прогнил и местами провалился. От центрального иконостаса остался только скелет, нет икон, местами осталась резьба и позолота, а иконостасы приделов находятся в таком же состоянии. На колокольне находится единственный колокол, который сумели отстоять местные жители. Председатель колхоза уговорил оставить колокол, как пожарный. Сейчас сей колокол созывает на службу прихожан деревень находящихся в округе. Внутри колокольни не осталось полов и перекрытий, так как в советское время дети разожгли костер, пожар от которого сжег все балки. Когда снимали колокола, пришлось разобрать часть кладки. Глядя на колокольню, это хорошо видно. На земле находится еще не зажившая рана тех времен – воронка от упавшего большого колокола.

http://sobory.ru/article/?object=04069

24. Успенский собор Другой собор в лавре сооружен по образцу Московского Успенского, при Царе Иоанне Васильевиче; освящен же Всероссийским Митрополитом Дионисием, на другой год после кончины этого Государя, в день храмового праздника 1585 г. в присутствии Царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины Феодоровны. Длиной храм с алтарем 19 сажень, шириной 13 саж. 1 аршин, вышиной до 10 сажень. Верхи его осенены пятью главами; средняя из них обита вызолоченной медью в 1806 году при Митрополите Платоне, а остальные 1807 года покрыты по голубому полю медными вызолоченными звездами; осмиконечные кресты на главах обложены листовым червонным золотом. С южной и северной сторон у собора ступенчатые крытые крыльца, а с западной–портик, вместо прежней трапезы, построенный 1781 года, в новом стиле с подписью на портале: ведомому Богу. Повод к такой надписи на храме подали Митрополиту Платону: 1) Апостол Павел, 53 который встретил в Афинах капище с надписанием: неведомому Богу (’Aγν ε), которого «аки благочестивые Афиняне не ведуще, благолепно чествовали», и 2) слова Пророка Давида: ведом в Иудеи Бог. 54 Величественный храм этот, по указу Царей Иоанна и Петра, внутри украшен 1684 года, стенописью в Греческом пошибе, как значится из подписи у западных входных дверей. Алтарный иконостас в нем о пяти поясах, резной, в больших размерах; древние иконы в нем, по мере надобности, поновлены. Из местных заслуживают внимание любителя иконописи иконы: 1) Софии Премудрости Божией, так называемой у иконописцев Новгородской, с надписью о таинственном знаменовании сего символического изображения, и 2) Положение ризы Господней в Московском и Успенском соборе Патриархом Филаретом и проч. В главном алтаре запрестольный крест утвержден над вырезанным из дерева двухглавым орлом. По преданию, этот герб Всероссийский потому поставлен, что здесь, под сению престола Божия спасся юный Петр I от ножа мятежных стрельцов; другие полагают, что это случилось в Троицком, соборе. Верно только то, что в храме Сергиевой обители великий Петр чудесно сохранен от убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Великий Устюг. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит ее с известными храмами " царственной " Москвы – церквами Троицы в Никитниках (1628-1654) и Рождества в Путинках (1649-1652). Каменная церковь Вознесения возведена в 1648 году " старанием и казною " богатейшего устюжского купца, московского " гостя " Никифора Ревякина. Сложным архитектурным сооружением " на взмостье, об одиннадцати главах " выглядела она в XVII веке. Позднее в результате перестроек церковь Вознесения претерпела некоторые изменения. Общая композиция храма построена на свободном сочетании разнообразных объемов, образующих сложную живописную асимметричную группу. Основной четверик церкви Вознесения, высокий и стройный, с тремя ярусами кокошников в завершении, увенчан пятью красиво скомпонованными гранеными главами " с перехватами " и коваными ажурными крестами. С востока к главному объему примыкает низкий алтарь с тремя полукруглыми апсидами. Крупные проемы его окон обрамлены нарядными наличниками из полихромных рельефных изразцов. С северной стороны располагается двухэтажная пристройка с теплой церковью Богоявления Господня и Крестовоздвиженским приделом на первом этаже, Воскресенской церковью с трапезной и приделом царевича Дмитрия на втором. На юго-западе - домовая церковь храмоздателя Никифора Ревякина – небольшой придел Всех Святых. Его изящный кубический объем с миниатюрной " горкой " кокошников и стройной двухъярусной главкой поставлен над арочной галереей. С запада на второй этаж храма ведет широкая лестница с высоким нарядным крыльцом. Общий архитектурный силуэт дополняет ярусная колокольня, которую венчает шпиль с фигуркой парящего ангела. Живописный вид церкви Вознесения находится в неразрывной связи особой выразительностью форм внешнего богатого декора, придающего всему памятнику праздничную нарядность. Фасады стен украшают типичные для XVII столетия детали: городчатые карнизы, мелкие квадратные ширинки (кессоны) с нишками, приставные парные полуколонки, разнообразные фигурные наличники окон. Все это богатство форм дополняют сверкающие поливные изразцы, примененные в ширинках и карнизах, в тимпанах венчающих кокошников и в виде отдельных самостоятельных вставок.

http://sobory.ru/article/?object=00248

диакон Феодор Цветков О храме В. Что называется храмом? О. Храмом называется посвященное Богу и освященное благодатью Св. Духа (чрез помазание св. миром антиминса) здание, в которое верующие собираются для молитвы и для освящения себя таинствами. Только в храме на освященном архиереем антиминс, может быть совершено величайшее из таинств – св. причащение. Спаситель назвал храм домом Божиим, потому что Бог пребывает в нем, как это и есть на самом деле в православном храме, где чрез помазание св. миром антиминса пребывает благодать Св. Духа и Сам Иисус Христос в таинстве св. причащения – Своими Телом и Кровию. Наружный вид храма В. Как строятся православные храмы по наружному виду? О. В виде креста, в знак того, что церковь Христова, т.е. верующие получили спасение чрез крест Христов; в виде корабля, потому что как на корабле, под управлением опытного кормчего, можно переплыть море, и достигнуть тихой пристани, так и Церковь Христова спасает нас от грехов и соблазнов и приводит к тихой пристани – в царство небесное, и в виде круга. Круг означает вечность, храм в виде круга означает, что церковь Христова пребудет вечно. На верху храмов устраиваются главы: одна глава напоминающая нам, что единая глава церкви есть Господь Иисус Христос. Три главы – в честь Пресвятой Троицы. Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов. Тринадцать глав – Иисуса Христа и Его двенадцати апостолов. На главах ставится крест – на память о том, что Иисус Христос спас нас на крест Своими страданиями. Вход в храм всегда устраивается с запада, т.е. с той стороны где солнце заходит, а алтарем храм обращен к востоку, потому что Иисус Христос на востоке жил и пострадал за нас. Как солнце появляясь на востоке освещает всю землю, так и Христос весь мир просветил Своим учением. Каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события, напр.: Рождества Христова – храм Спасителя в Москве, Рождества Богородицы, или в память кого-либо из угодников Божиих, напр., св. Иоанна Предтечи, святителя Николая и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " в Царицыне. Карта и ближайшие объекты Храм иконы Божией Матери " Живоносный источник " был построен в 1722 году по проекту архитектора П.Н. Лавина по заказу политического деятеля и ученого, господаря Молдавии (1710-1711 г.), князя Д.К. Кантемира. Перестраивался в 1760-е годы и в 1883 году. Первый деревянный пятиглавый храм на этом месте был построен в 1680-годах по воле князя В.В. Голицына и его сына Алексея. В начале 1720-х годов князь Д.К. Кантемир заменил голицынскую церковь однокупольной, каменной постройкой. Его сын князь М.Д. Кантемир возвел в 1759-1765 годах ныне существующее здание, северный придел которого посвятил (в память отца) святому великомученику Дмитрию Солунскому. В 1883-1885 годах была расширена трапезная церкви, сооружен южный придел в честь иконы Казанской Божией Матери и на один ярус возвышена колокольня. Архитектура церкви в стиле барокко типична для подмосковных сельских храмов середины XVIII столетия и в целом довольно заурядна. Странно даже, почему Екатерина Вторая вместе с Потемкиным не вознамерилась строить новый, более представительный храм в том же «готическом вкусе», что и весь дворцовый ансамбль. Эта скромная церковь служит теперь памятником кантемировской эпохи в истории Царицына. В 1930-х годах царицынская церковь была закрыта. В 1990 году началась ее реставрация, 6 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй торжественно освятил возрожденный храм для новых богослужений. http://www.tsaritsyno.net/ru/progulki/givonosn/ Церковь в Царицыне, находящаяся на территории дворцово-паркового ансамбля конца XVIII в., была построена задолго до возведения дворца как приходская церковь «Пресвятой Богородицы Живоносного Источника». Известно, что в 1633 г. усадьба «Чёрная грязь» была приобретена боярином А.С. Стрешневым, в 1680 г. перешла по наследству к его внуку князю А.С. Голицыну, при котором усадьба была великолепно обустроена и заведено обширное хозяйство. Боярами Стрешневыми и была построена деревянная церковь, о которой в описных книгах князей Голицыных сказано: «… о пяти главах, крыта чешуею зеленью, расписана тремя красками, перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными».

http://sobory.ru/article/?object=03316

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в Ясеневе Карта и ближайшие объекты На протяжении трех последних лет в московском районе Ясенево идет строительство православного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Уже в июне 2009 года Святейший Патриарх Кирилл совершил торжественный чин основания Покровского храма в Ясеневе. Общая площадь храма с притворами составит 1425 в. м. Таким образом, он сможет одновременно вместить до 800 человек. В его цокольном этаже предусмотрены помещения для воскресной школы, конференц-зала, книжной лавки. Нижняя, крестильная, церковь Покровского храмового комплекса в Ясеневе освящена в честь святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В соответствии с предназначением этого малого храма в его центре устроен мраморный баптистерий в византийском стиле. Остальное пространство Михаило-Архангельской церкви отдано под реализацию уникального проекта, получившего название «Икона Святой Земли». Здесь в одном месте будут собраны точные копии пяти величайших христианских святынь – Гроба Господня, Камня Помазания, Гробницы Божией Матери, Голгофы, Вифлеемской Звезды.   Источник: сайт Покровского храма в Ясеневе Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево построен в традициях византийской храмовой архитектуры XII века. Внутреннее пространство оформлено по византийским канонам. Все стены покрыты мозаиками, воссоздающими шедевры византийской мозаической живописи. Дополнительно храм имеет цокольный этаж, центральное место в котором занимает крестильный храм в честь Архангела Михаила. С севера к храму примыкают помещения воскресной школы, конференц-зала, книжной лавки. Храм пятиглавый, четырёхстолпный, в двух западных главах расположены звонницы. Храм имеет входные паперти с трех сторон. Главный вход — с западной стороны. Над западным притвором, на отметке 8.0 м, имеются хоры. Высота цокольного этажа, встроенного в рельеф — 4.5 м. Высота храма до верха креста — 36 м. Размер центрального объёма храма в осях — 18х18.9 м. Габаритные размеры храма с притворами — 30.9х27.0 м Общая площадь храма с притворами 1425 кв. м. Храм позволяет принять порядка 800 человек.

http://sobory.ru/article/?object=08859

Москва. Церковь Стефана Пермского в Южном Бутове. Карта и ближайшие объекты Пятиглавый трёхапсидный четверик с декором в духе владимиро-суздальского зодчества XII в. возводится попечением главы ЗАО " Мосфундаментстрой-6 " В. И. Нестеренко. Храм в честь святителя Стефана Пермского сможет вместить не менее 500 прихожан. В настоящее время на главах церкви установлены все купола и кресты, в здании - окна и двери, полностью завершены кровельные работы, смонтирована вентиляционная система. Строители продолжают отделочные работы по фасадам и в техподполье храма. Крыша построенного дома причта, предназначенного для ведения социальной жизни прихода, покрыта мягкой кровлей. В здании установлены окна, заканчивается устройство фасадов, полностью оштукатурены перегородки подвальной части здания. Осенью 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил закладной камень на месте будущего строительства храма в честь святителя Стефана Пермского. Пояснительная записка к проекту интерьеров храма святителя Стефана Пермского - подворья Патриарха Московского и всея Руси в Южном Бутове г. Москвы. Адрес храма: г. Москва, Южное Бутово, пересечение улицы академика Семёнова и Бунинской аллеи. Настоящий проект представляет собой предложение по архитектурно-художественным решениям интерьеров храма святителя Стефана Пермского в районе Южное Бутово города Москвы. Основной объем данного храма спроектирован ГУП МНИИТЭП, Мастерская Название проекта: Храмовый комплекс православной церкви из сборных конструкций вместимостью 500 прихожан на базе проекта XVII-200/500 (вариант в монолитном исполнении). В настоящее время основной объем храма построен: воздвигнуты стены, перекрытия, барабаны, купола, установлены оконные и дверные проемы. Вследствие чего возникла необходимость создания проектного предложения, включающего в себя разработку архитектурных и художественных решений интерьеров храма. Представляемый проект содержит собой попытку создания архитектурных решений общей богослужебной функции, выраженной в архитектурно-планировочных предложениях, таких как расстановка предметов церковного интерьера, зонирование храмового, богослужебного пространства и т.п. Кроме вышеуказанных функциональных решений, проектом предполагается увязка эстетического решения отделки интерьера (полов, стен, колонн, пилястр), иконостаса с решениями монументально-декоративных композиций живописного убранства. Исходя из вышеперечисленного, данный проект включает в себя как архитектурно-декоративную часть, так и художественную, выраженную в разработке композиций живописных сюжетов, украшающих настенное и подкупольное пространство помещения храма.

http://sobory.ru/article/?object=24206

Повечерие Повечерие есть, по переводу с греческого языка, служба после ужина. Она содержит молитвословия неизменяемые, постоянные для отходящих ко сну. Сон есть подобие смерти, и служба перед сном проводит мысль о ней. Вместе с тем время, в которое совершается повечерие, напоминает верующему о сошествии Господа во ад и об освобождении из него праведников, бывших в аду от начала мира. Повечерие бывает великое и малое, в составе того и другого повечерия есть различие. Великое повечерие состоит из 3-х частей. Малое повечерие есть сокращение великого. В малом повечерии нет почти двух частей, находящихся в великом. Повечерие Великое Отправляется отдельно от утрени: на среду и пяток сырные, если в самые эти дни или накануне их – во вторник и четверток, не случится Сретения Господня (2 февраля) или храмового праздника (храмовая глава 28); в Великом посту – на те дни, которые следуют за днем поста, а не праздника (на вторник, среду, четверток, пяток и субботу Великой Четыредесятницы 43 , на вторник, среду и четверток Страстной седмицы). В соединении с утренею совершается на праздники: Рождества Христова, Богоявления Господня (в какие бы дни седмицы ни случились), на дни храмовые 44 и день Благовещения, случившиеся в седмичные дни Великого поста и не следующие за праздником (напр., воскресением). Совершается, кроме седмичных дней Великого поста и указанных здесь, во все дни года. Устав излагается в Часослове, в Следованной Псалтири, в Типиконе, в последованиях: понедельника 1-й седмицы Великого поста, 25 декабря, 6 января, 25 марта, и в храмовых главах: 32, 35 и др. Устав в Часослове, в Следованной Псалтири. Благословен Бог наш.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Царю Небесный.Трисвятое.Пресвятая Троице.Господи, помилуй, трижды.Слава и ныне.Отче наш.Господи, помилуй, 12 раз.Слава и ныне.Приидите, поклонимся, трижды.(В первую седмицу Великой Четыредесятницы: Пс. 69 : Боже, в помощь мою вонми.Великий канон.Шесть псалмов: Пс. 4 : Внегда призвати ми. Пс. 6 : Господи, да не яростию ТвоеюПс. 12: Доколе, Господи, забудеши мя до конца.Слава и ныне.Аллилуиа, трижды.Господи, помилуй, трижды.Слава и ныне. Пс. 24 : К Тебе, Господи, воздвигох душу мою. Пс. 30 : На Тя, Господи, уповах. Пс. 90 : Живый в помощи Вышняго.Слава и ныне.Аллилуиа, трижды.Господи, помилуй, трижды.Слава и ныне.С нами Бог .Тропари: День прешед, благодарю Тя, Господи.Слава: День прешед, благословлю Тя, Владыко.И ныне: Д ень прешед, песнославлю Тя, Святый .Тропарь: Бесплотное естество херувимское.Верую.Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных.Вся небесныя силы святы х Ангел и Архангел, молите о нас грешных и т.д.Трисвятое.Пресвятая Троице.Отче наш.Тропари и Богородичен – в понедельник и среду одни, а во вторник и четверток другие. В праздник поется тропарь праздника.Господи, помилуй, 40 раз.Слава и ныне.Честнейшую херувим.Именем Господним.Молитвами святых отец.Молитва: Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни.Приидите, поклонимся, трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Тейково. Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Николая Чудотворца. Храмы комплекса: Церковь Илии Пророка Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ИЛЬИ ПРОРОКА И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, кон. 17-19 вв., ул. Октябрьская, 1,2. Расположен на высоком холме у обрыва, в центральной части города. В комплексе господствует Ильинская церковь типа " иже под колоколы " , увенчанная высоким шатром (1699). К северо-западу от нее находится Никольская церковь (3-я четв. 18 в. с приделами 1795 и 1833 г.) и дом причта (2-я пол. 19 в.), поставленный на понижающемся к северу склоне на границе участка. В южной его части в 1-й пол. 17 в. стояла также деревянная Троицкая церковь, вместо которой в 1694 г. на средства князей Прозоровских, владевших Тейковом, был построен каменный пятиглавый храм (не сохр.). В сер. 19 в. при последних владельцах графах Олсуфьевых территория комплекса была обнесена металлической оградой на кирпичном основании, выполненной в формах классицизма. Она включала двое ворот и угловые башни-павильоны с изогнутыми гуськовыми кровлями, украшенные главками-вазонами и сдвоенными колонками на углах (ныне ограда утрачена). В 1862-64 гг. Никольская церковь на средства Каретниковых была отреставрирована, а в 1892-95 гг. значительно расширена. Комплекс, ориентированный изначально на центральную площадь, сейчас отсечен от нее крупным жилым домом, построенным в 1950-е гг. на месте Троицкой церкви. Интересный пример храмового комплекса, объединяющего один из ярких памятников рубежа 17-18 вв. и церковь, архитектура которой характерна для периода эклектики. Журов, 1854, с. 384-387; Березин, Добронравов, 1898, с. 135-138. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3» - М., Наука, 2000, с. 254-257 В селе Тейково была церковь Живоначальной Троицы с деревянным верхом и двумя приделами: Николая Чудотворца и Ильи Пророка. В 1630-е годы в царствование царей Петра и Ивана Алексеевичей вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви князья Василий и Алексей Прозоровские обратились с просьбой к митрополиту Суздальскому и Юрьевецкому Иллариону о строительстве в селе Тейково нового каменного храма. По благословлению митрополита Иллариона была выдана храмозданная грамота, и в 1694 году усердием князей Прозоровских, владельцев села, и приходских людей вместо деревянной Троицкой построили каменную церковь о пяти главах, которая была освящена в прежнее наименование в честь Святой Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=03156

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010