О первом Преображенском храме, стоящем в селе, сведений не сохранилось. В середине XVIII века здесь уже стояли две деревянных церкви – Преображенская шатровая летняя церковь и Благовещенская кубоватая восьмиглавая зимняя. Вместе с шатровой колокольней они образовывали " тройник " , окружённый оградой, который погиб в огне в ночь на 25 октября 1875 года. Уцелела только одна колокольня. Ныне существующая в Нименьги Преображенская церковь была построена в 1878 году на месте сгоревшего " тройника " . По своей пространственно-композиционной структуре храм представляет собой массивную трехчастную постройку – огромный двухэтажный четверик, пристроенные к нему с запада прямоугольную трапезную и алтарь с востока. Храм имеет бескаркасную конструкцию, т.е. несущие вертикальные конструкции являются сами стены сруба. Для дополнительной жёсткости в храме были установлены дополнительные стены-перегородки, крестообразно пересекающиеся в центре основного четверика. Опираются они в валунный фундамент, уложенный без раствора. Считается, что кубоватое покрытие в Нименьге было возведено последним и сохранило в себе все особенности этой формы покрытий. В очертаниях куба просматривается традиционная пластика, но, вследствие своей величины, он чрезмерно растянут по ширине. Пятиглавие, крытое городковым лемехом, составлено из центральной главы, стоявшей на верхней пирамиде куба (в настоящее время глава утрачена) и четырёх глав — на рёбрах куба (юго-восточная глава утрачена). Церковь имеет по два престола на каждом этаже: на верхнем — Преображения Господня (южный) и Рождества Иоанна Предтечи (северный); в тёплом нижнем этаже находились приделы Благовещения Пресвятой Богородицы и сщмч. Климента, папы Римского. В XIX веке Нименьга была крупным приходом, состоящим из деревень: Анцифоровская (Бокина), Деминская (Низ), Никитинская (Верховье), Островская (Выползово), Осташевская, Пневский выселок (Пнева), Харловская, Юрьевская (Посад) и Юдмозеро. На конец XIX века в приходе находилось 202 дома, где проживало 1415 человек.

http://sobory.ru/article/?object=15266

Освящение храма состоялось 11 ноября 1861 г. Стефан Шевкуненко пожертвовал также капитал в 1000 руб. и лес, из которого был построен дом с мезонином и службами для причта. В 1894 г. на средства купца Ивана Ефремова Ружникова был сделан ремонт и заменен иконостас, всего на сумму до 6000 руб. серебром. В храме хранился серебряный потир, пожертвованный стольником князем Семеном Засекиным, а также образ Божией Матери, пожертвованный стольником Хомутовым. В 1714 г. начато строительство холодной церкви с тремя престолами: главным - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельными с южной стороны - во имя сщмч. Климента, папы Римского, и Петра Александрийского, с северной стороны - Алексия, человека Божия. Престолы были освящены в 1718 г. По церковной грамоте Михаила Феодоровича к Мезенскому соборному храму было приписано немного угодий в разных местах, но по решению Правит. Сената в 1869 г. все они перешли в государственную собственность. Приписная церковь: во имя свт. Николая на лесопильном заводе дворянина Русанова, в 25 верстах от г. Мезени.В 1894 г. казенного жалованья полагалось: диакону 89 руб., псаломщику 62 руб. в год. Кружечных доходов причт получал до 520 руб. в год. Земли во владении причта имелось 22 дес. Дом для помещения причта имелся.В 1888 г. было преподано архипастырское благословение мезенским купцам Ивану, Афанасию и Петру Ружниковым, пожертвовавшим 250 руб. на покупку железа для соборных зданий и 100 руб. на пополнение соборной ризницы.В декабре 1893 г. епархиальным съездом духовенства был освобождён от процентов сборов с капиталов капитал Мезенского собора в 1000 руб., пожертвованный купцом Шевкуненко на ремонт собора. Священники: Герасим 1663 г.; Илия конец XVII в. (в 1702 г. переведен в Архангельский Троицкий собор); Феодор 1710 г.; Феодор Иванов 1745-1759 г.г.; Афанасий Гагарин до 1762 г.; Никифор Наумов до 1766 г.; Иаков Пертов; Василий Манаков до 1776 г. (протоиерей); Стефан Спирихин 1781 г.; Димитрий Павловский до 1784 г.; Иоанн Федоров до 1804 г.; Прокопий Герасимов Киприанов до 1806 г.; Варсонофий Гагарин до 1811 г.; Михаил Новиков до 1813 г.; Иоанн Розов 1808-1811 г.г. (протоиерей); Артемий Постников 1814-1820 г.г. (протоиерей); Каллинник Корытов 1821-1844 г.г. (с 1834 г. протоиерей); Гавриил Попов до 1850 г. (протоиерей); Василий Фирсов 1.7.1852-1870 г.; Петр Ивановский до 1880 г.; Михаил Темнорусов до 1883 г.; Лев Владимиров до 1886 г.; Симеон Кудрявцев до 1891 г.; Авенир Шабунин 1887-1890 г.г.; Алексий Варфоломеев 1890-1893 г.г.; Александр Иаковлев Заостровский 25.7.1893-24.8.1895.Церковный староста: мещанин Никандр Личутин 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=30162

В ц. в честь иконы Божией Матери «Державная» хранятся иконы с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Андрея Первозванного, Марка, Иакова Зеведеева, Варфоломея, равноап. Марии Магдалины, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Амвросия Медиоланского, первомч. архидиак. Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Климента, папы Римского, великомучеников Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Пантелеимона, вмц. Варвары, мучеников Космы и Дамиана, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Наталии, Минодоры, Митродоры и Нимфодоры, прп. Марии Египетской, преподобных Симеона Столпника, Антония Великого, мучеников Киприана и Иустины, блгв. вел. кн. Александра Невского, прав. Феодора (Ушакова) Санаксарского, прп. Алексия, человека Божия, и др. В храме Царственных страстотерпцев устроен баптистерий, украшенный резьбой по камню и мозаикой. На монастырском подворье в дер. Лысая Гора Минского р-на построен храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Здесь проходят реабилитацию люди, решившие избавиться от алкогольной и наркотической зависимостей, находят приют бывшие заключенные, бездомные. 10 мая 2005 г. на Северном кладбище г. Минска был освящен приписанный к М. м. храм в честь Воскрешения св. прав. Лазаря Четверодневного. В дер. Вишнёвка Минского р-на действует жен. подворье с храмом во имя прп. Сергия Радонежского. При М. м. действуют мастерские: иконописная, реставрационная, золотошвейная, керамическая, валяльная, витражная, переплетная, лозоплетельная, свечная, слесарная, стенописная, мозаичная, швейно-вышивальная, столярная, скульптурная, фотомастерская и др. М. м. имеет свое изд-во. С 2001 г. при мон-ре выпускается ж. «Встреча». В 2016 г. мон-рь впервые провел правосл. фестиваль «От сердца к сердцу» в Берлине. В кон. 1999 г. в М. м. проживали 15 сестер, в 2001 г.- 23 сестры, к нач. 2016 г.- более 100 сестер, с 12 янв. 2005 г. настоятельницей является игум. Евфросиния (Лаптик). Лит.: Церкви и приходы Минска: История и современность. Минск, 20012. С. 123-124; Храмы и мон-ри Минской епархии: Фотоальб. Минск, 2008.

http://pravenc.ru/text/2563292.html

В 1929 году храм был закрыт; в 1934 году отдан под книгохранилище обменно-резервного фонда библиотеки им. Ленина. Архитектурные обмеры храма произвёл в 1932 году архитектор С. Ф. Кулагин. В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги вывезены. В течение нескольких лет богослужения совершались только в северном приделе. При финансовой поддержке правительства Москвы проведена реставрация, которая была завершена в 2014 году. 27 сентября 2014 года Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения отреставрированного храма. Настоятелем назначен протоиерей Леонид Калинин. Святыни [ править править код ] Часть почитаемых икон находится в храме с древних времен (с момента его постройки), а некоторые — появились в храме уже в новейший период его существования. Все древние иконы, о которых мы расскажем в этом разделе, прошли сложнейшую профессиональную реставрацию в период с 2010-2016 гг. (находится в пристенном киоте справа от входа в центральную часть храма) Древняя икона сщмч. Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского Этот старинный образ сохранился еще из первого малого храма сщмч. Климента начала XVIII века. По нашим предположениям, в прошлые века центральная часть иконы вынималась из рамы с клеймами и в особо торжественных случаях выносилась на крестные ходы и молебны. (находится в трапезной части храма (слева) Этот образ, удивительный по духовной глубине и качеству написания, на протяжении всей истории храма пользовался любовью и почитанием прихожан. Ранее находился в киоте в Никольском приделе. В Советское время стараниями сотрудников Реставрационного центра им. Грабаря были проведены работы по реставрации и консервации, поэтому образ неплохо сохранился до нашего времени. (находится в трапезной части храма (слева). В настоящее время — на реставрации. Ранее образ находился в киоте в Знаменском приделе храма. Так же как и предыдущий образ, икона была спасена от разрушения реставраторами местерских им. Грабаря. Очень редкий иконографический образ. Оригинал иконы находился в Лавре Саввы Освященного вблизи Иерусалима, в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Климен...

(находится в трапезной части храма (справа) Икона конца XVI века была вывезена в 1974 году из заброшенной карельской деревни, в которой жила благочестивая женщина, спасшая и сохранившая икону из сожженного в годы революции храма. 6 декабря 2013 года, накануне праздника священомученика Климента (8 декабря), икона была передана нашему храму москвичём И.И. Виноградовым. (находится в центральной части храма) Образ написан в 2010 г. известным московским иконописцем Анной Калининой — супругой нашего настоятеля. Частица мощей сщмч. Климента передана нашему храму в дар в 2009 г. Киево-Печерской лаврой. (находится в трапезной части храма в Климентовском приделе (справа) Икона написана в 2005 г. в иконописной мастерской Гребенниковых в Великом Новгороде. (находится в трапезной части храма (справа) Икона Собора святых Целителей и бессребряников Икона написана московским иконописцем Михаилом Дорожкиным в 2007 г. За основу взят образ святых целителей из храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Перово и адаптирован к барочному стилю иконописи нашего храма. На иконе изображены: мч. Аникита, мч. Фалалей, мч. Трифон, мч. Диомид, мч. Фотий, мч. Кир, бессрк. Иоанн, бессрк. Косма, прп. Сапсон странпр., великомученик Пантелеймон целитель, сщмч. Ермолай, бессрк. Дамиан. (находится в трапезной части храма (слева) 27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма и передал в дар нашему храму икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста. (находится в Никольском приделе центральной части храма (справа) Точная копия Туринской Плащаницы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа была принесена в наш храм 6 сентября 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святыня передана в дар нашему храму архиепископом гор. Турина монс. Чезаре Нозилья. (находится в Знаменском приделе в центральной части храма, слева) Икона находится в храме с конца XVIII века. В 50-х годах прошлого века была спасена от разрушения реставраторами местерских им. Грабаря. В 2016 году икона прошла сложную реставрацию. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Климен...

Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. 27 марта 1884 г. по указу имп. Александра III Александровича Синод на заседании заслушал представление Орловского и Севского еп. Симеона (Линькова) об общине и постановил учредить в с. Никольском первоклассный общежительный мон-рь с уч-щем для девочек и богадельней, «с таким числом монахинь и послушниц, какое может содержать на свои средства, без всякого отпуска на сей монастырь содержания от казны». Первой настоятельницей стала игум. Зинаида, постриженица Аркадиевского вяземского монастыря . В монастыре было начато обширное строительство. По проекту воронежского архит. А. А. Кюи был возведен кирпичный 6-столпный 5-главый 2-этажный собор (1884-1885); в нижнем, отапливаемом, этаже освящены приделы: центральный - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, левый - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, правый - во имя св. Дионисия Ареопагита и сщмч. Климента, папы Римского. В верхнем храме находился главный престол во имя равноап. Марии Магдалины и приделы вмч. Георгия Победоносца и Всех святых. Самой почитаемой иконой собора стал Тихвинский образ Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, по молитвам перед к-рым насельницы, селяне и паломники получали исцеления. При соборе была поставлена деревянная звонница с 7 колоколами (самый большой весил 103 пуда). По завещанию Охотниковой ее останки и прах ее родителей перенесли из Знаменского храма с. Никольского в склеп под монастырским собором. В 1885 г. при М. М. м. на средства И. Н. Васильева, душеприказчика Охотниковой, было построено уч-ще для девочек-сирот, попечительницей к-рого являлась игумения. Сестры занимались религиозно-просветительской деятельностью среди населения. Так, за 1897/98 уч. г. было проведено 5 чтений, на к-рых присутствовало ок. 1 тыс. чел. В 1886-1889 гг. обитель возглавляла игум. Серафима (Николаева), в 1889-1900 гг.- игум. Моисея (Лялина), выпускница московского Николаевского ин-та и постриженица елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря , в 1900-1908 гг. игум. Мария (Боева), в 1908-1918 гг.- игум. Магдалина (ГАОО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 95. Л. 1 об.- 2).

http://pravenc.ru/text/2562016.html

Вероятно, последним значительным событием в истории нижней церкви К. б. был совет 1099 г., на котором титулярный кардинал базилики Райнерий-ди-Бледа был избран главой Римской Церкви (папа Пасхалий II (1099-1118)). Сразу после выборов папы древняя базилика оказалась заброшена, ее засыпали, на ее основании возвели базилику, освященную в 1118-1119 гг. Средневековая базилика Средневековая базилика является примером возрождения в рим. архитектуре XII в. раннехристианских традиций. Надпись на епископском троне в алтаре сообщает, что «начал и завершил работы» в базилике кард. Анастасий († ок. 1125); освящение, очевидно, совершил папа Геласий II (1118-1119). Вид на центральную апсиду базилики сщмч. Климента Вид на центральную апсиду базилики сщмч. Климента Трехнефная одноапсидная (диаметр апсиды 8,47 м) базилика по плану аналогична нижней церкви, но значительно меньше по размеру: она занимает центральный и юж. нефы раннехрист. предшественницы. Вход устроен с зап. стороны. Центральный неф (ширина 21,69 м) отделен от боковых (ширина южного 5,73 м, северного 3,74 м) аркадой, опирающейся на 8 колонн с каждой стороны. В центре ряд колонн прерывается мощными прямоугольными опорами (столпами), что характерно для средневековых рим. храмов. Все колонны, базы и капители, так же как в нижнем храме,- античные сполии. Высокие стены клеристория в верхней части прорезаны большими прямоугольной формы окнами - по 3 с каждой стороны (первоначально были более узкие, с циркульными завершениями, по 5 справа и слева; переделаны в XVIII в.). Мозаика в конхе центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Мозаика в конхе центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Посреди центрального нефа напротив главного престола расположен средневек. хор, окруженный мраморными плитами (VI в.). Внутри хора с левой стороны - мраморный амвон (XII в.). Сень над престолом - произведение XIX в. Пол базилики (XII в.) выложен полихромным камнем в технике opus sectile в стиле косматеско. Христос Пантократор. Фрагмент мозаики предалтарной арки базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг.

http://pravenc.ru/text/1841417.html

Частицы мощей святых угодников Божиих: вмч. Георгия Победоносца; свт. Димитрия, митрополита Ростовского; свт. Нифонта, епископа Новгородского; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Пимена Постника; прп. Лаврентия Затворника, епископа Туровского; прп. Макария; сщмч. Кукши; прп. Анатолия; прп. Сильвестра; прп. Авраамия Трудолюбивого; прп. Исаии Чудотворца; прп. Илии Муромца; прп. Алипия Иконописца; прп. Василия Мученика, великомученицы Екатерины; сщмч. Константина Богородского; свт. Феофана Затворника; прп. Серафима Саровского; прп. Феодора Санаксарского; прп. Аристоклия Московского; прмч. Феодора; свт. Павла Тобольского; прп. Ефросинии Московской; св.блгв.кн. Андрея Боголюбского; преподобных Киево-Печерских отцов, в Ближних и дальних пещерах подвизавшихся. Находятся в храме Иерусалимской иконы Божией Матери. Частица мироточивой главы священномученика Климента, Папы Римского; частица мощей великомученицы Екатерины. Находится в Крестовоздвиженском храме. Престольные праздники [ править править код ] 9 января - память святителя Филиппа, Митрополита Московского Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября 25 октября - Иерусалимской иконы Божией Матери Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Патриарх Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь Крестовоздвиженский монастырь с высоты птичьего полета " Вера, Надежда, Любовь " : Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Часть 1 " Вера, Надежда, Любовь " : Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Часть 2 Как добраться [ править править код ] Проезд транспортом: м. Домодедовская, последний вагон из центра, сразу наверх поднимаетесь, перед Вами магазин " Снежная королева " , если стоять к нему спиной, то чуть левее на дороге останавливается 871 маршрутное такси. Водителю сказать, что едете до монастыря (чтобы он повернул от трассы к обители). Также можно сесть на любой автобус, следующий в аэропорт " Домодедово " , доехать до остановки " Санаторий " , далее 15 минут пешком - перейти по мосту трассу, и идти прямо до ворот монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила. Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота». Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы. Здесь мы имеем дело со стремлением создателей и распространителей апокрифических произведений вызвать доверие к сомнительным текстам. Скажем, ссылка на имя святого подвижника должна придать апокрифам больше веса в глазах читателей. «Молитва Киприана», например, связывается с именем сщмч. Киприана, епископа Антиохии Писидийской (память 2/15 окт.), одна из редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» – с именем сщмч. Климента, папы Римского, «Молитве задержания» приписывается происхождение из сборника молитв афонского старца Пансофия. Попытка связать происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» именно с Чудовым монастырем объясняется, вероятно, тем, что этот монастырь был основан свт. Алексием Московским при храме, освященном во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех 23 . Рассказы о чудесном появлении текста и о его магической силе встречаются и в так называемых «магических письмах». К этому типу сакрального текста относятся «святые», «небесные» письма и «письма счастья». Чудесное появление «небесного письма» является обоснованием его магической силы: «Эта молитва берет свое начало в Иерусалиме, и кто получит ее, должен в течение 9 дней посылать ее другим лицам. Кто исполнит это – будет иметь освобождение от несчастий» 24 ; «В Иерусалиме, во время литургии, был слышен голос говорящий: „всякому, кто будет читать эту молитву, того Бог избавит от бедствий!“ Эта молитва была прислана Епископу, чтобы он разослал ее девяти лицам, и сказано: кто не хочет этого сделать, того постигнет большое несчастье» 25 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/apokrifiche...

Поле (Есенская). Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Богоявления Господня , Климента, папы Римского Архитектурный стиль: Кубоватые храмы Год постройки:Между 1851 и 1853. Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, д. Поле Координаты: 63.629172, 39.246149 Проезд:С а/д Онега - Ярнема непосредственно перед Б.Бором свернуть налево, отсыпанная лесная дорога через 7 км резко повернет налево (а прямо пойдет грязная лесовозка в сторону Обозерской) и выведет к поляне с церковью на пригорке. В начале поляны развилка, обе дороги сойдутся у церкви, правая через деревню более накатана, но левая короче. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Приход состоял из 2 деревень при р. Кодине (притоке р. Онеги): Есенской, где находился приходской храм, и Курсановской. До 1846 г. было 2 церкви: двухэтажная с тремя престолами - в нижнем этаже во имя Богоявления Господня и в верхнем во имя сщмч. Климента, папы Римского, с правой стороны и во имя вмч. Георгия с левой. Вторая церковь, одноэтажная, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Обе церкви сгорели 22.11.1846 по неосторожности церковного сторожа. Вместо них была привезена церковь из д. Сырьинской и вновь освящена во имя Богоявления Господня. Эта церковь также сгорела 10.1.1851. В 1853 г. была построена новая церковь. В ней было два престола: главный (в холодном храме) во имя Богоявления Господня и придельный (в теплом) - во имя сщмч. Климента, папы Римского. parishes.mrezha.ru Помимо двух церквей, в составе Польского Погоста была отдельно стоящая колокольня, она также сгорела в 1846 г. Ремонты и поновления Богоявленской церкви: тесовая наружная и внутренняя обшивка с покраской - 1873 г., деревянная ограда (не сохр.) - 1894 г., повторная окраска - 1900 г., 1904-05 - ремонт и отделка внутренних помещений и убранства. В наши дни церковь опекается местными жителями и волонтерами, в 2011 г. отремонтировано крыльцо.    Чекуевский и Польский приходы в к. XIX – н. XX вв. входили в состав Мардинской волости. При большой плотности расположения поселений друг к другу (от 1 до 10 верст) эта территория составляет обособленную группу сел, деревень и погостов. Местные жители относят заселение этих мест ко временам царствования Иоанна Грозного. В XVI–XVII вв. на территории Поонежья располагались вотчины Соловецкого Спасо-Преображенского, а позднее — Крестного монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=19593

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010