Август. 461 1 свв. Маккавей. 6 Преображение Господне. 10 св. Лаврентия. 15 Успение Пресв. Богородицы. 16 св. муч. Диомида. 18 свв. мучч. Флора и Лавра. 19 св. ап. Фаддея. 29 Усекновение Предтечи. Приложение 2. Службы по синаксарю типикона (устава) Великой Константинопольской церкви IX-X века. Сентябрь 1 Новолетие. Преп. Симеона. 2 святых константинопол. патриархов Иоанна Постника и Павла нового. Служба обоим святителям вместе. Св. мучеников Маманта, Филиппа и Феодора. Служба мученикам. 3 св. священномуч. Анфима, епископа никомидийского. 4 св. муч. Вавилы, патриарха антиохийского. 6 Собор архистратига. Далее листа не достает. 9 св. праведных Иоакима и Анны. 13 св. мучеников Макровия, Гордиана и проч. и св. Иулиана пресвитера Анвиры галатийские и матери его св. муч. Олимпиодоры (показано только евангелие: любяй душу свою) и навечерие ( παραμον) Воздвижения Креста. 14 Воздвижение честного креста. 15 св. отцов VI вселенского собора. 16 св. муч. Евфимии. 20 св. муч. Евстафия стратилата, в тот же день Святыя Богородицы и Фалелея и Артемидора в Космидии. Служба мучеников. 24 св. первомуч. Феклы. 26 Успение св. Иоанна Богослова. 30 св. священномуч. Григория, архиеп. веливой Армении и св. мученивов Мардония, Мигдония и прочих. Судя по Евангелию: бодрствуйте ( γρηγορετε), яко невесте, служба Григорию и прочим муч. Октябрь 1 св. апостола Анании. 2 св. священномуч. Киприана. 3 св. Дионисия ареопагита . 6 св. апостола Фомы. 7 св. мучен. Сергия и Вакха. 11 патриархов константинопольских Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 18 ап. евангелиста Луки. 20 св. муч. Корнилия сотника. 21 преп. Илариона. 23 св. Захарии и Симеона праведного в храме Пресв. Богородицы близ святейшей великой церкви. Служба обновлению храма их. 25 св. мученик. Маркиана и Мартирия. 26 св. великомуч. Димитрия и память землетрясения. 29 обновлению св. апостолов Петра и Павла и прочих в орфанотрофии (сиротопитательстве). 30 св. Кириака, архиепископа константинопольского. 31 обновление храмов патриарха. Служба, что 23 числа сего месяца. Ноябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Настоятель храма св. апостола Иоанна Богослова отметил, что в течение полугода, каждый воскресный и праздничный день, на улице, под окнами музея при любой погоде совершались богослужения, и сегодня у храма появилась «настоящая большая христианская община», которую пополнили, в том числе, и музейные работники. В связи с этим отец Петр от лица прихожан обратился к руководству музея с просьбой «разрешить наконец совершать богослужения в храме, принадлежащем по закону Церкви». Ректор РПУ полагает, что первое за 85 лет пасхальное богослужение в храме «может стать первым шагом дирекции музея к долгожданному диалогу с общиной, с Церковью» и позволит всем верующим работникам музея «встретить Пасху с чистым сердцем». История храма Иоанна Богослова под Вязом Храм Иоанна Богослова, что под Вязом, впервые упомянут в летописи в 1493 году. Появление первой деревянной церкви в конце XV века было связано, вероятно, с укрепленным острожком, который находился за пределами посада и прикрывал ближайшие подступы к Москве с востока. В черту города церковь вошла в первой половине XVI века после строительства стены Китай-города. Название «под Вязом» произошло от огромного вяза, который рос перед алтарем до 1775 года. Рядом с храмом до 1934 года проходила стена Китай-города. Нынешнее здание Иоанно-Богословского храма у Китайгородской стены было построено в 1825-1837 годах на месте кирпичного храма, сооруженного в 1658 году. Двухэтажное, с высоким цокольным этажом здание, выстроенное в формах ампира, представляет собой монументальный, прямоугольный в плане объем, завершенный круглым световым барабаном, перекрытым куполом. На втором этаже церкви, помимо главного престола, находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном — Покрова Богородицы (главный придел), святителя Николая Чудотворца (южный придел) и святителя Митрофана Воронежского. С запада к храму примыкает невысокая, с прямоугольными в плане ярусами колокольня, сооруженная в 1840-х годах. Тогда же участок вокруг церкви был застроен домами причта, образовавшими архитектурный ансамбль, выдержанный в единых ампирных формах. Два дома, расположенные на красной линии по сторонам церкви, объединены с ней воротами. Открытые пространства Лубянской и Новой площадей позволяют сегодня воспринимать церковь с большого расстояния как важнейший архитектурный акцент застройки восточной части Китай-города.

http://patriarchia.ru/db/text/1438153.ht...

Соборный храм во имя апостола Иоанна Богослова был освящён в 1557 году. Собор каменный, четырехстолпный, одноглавый, на высоком подклете, первоначально, кроме главного престола, имел один придел – во имя Саввы Сербского. В начале XIX века, при митрополите Евгении Болховитинове в нижнем храме появился престол, который был освящен во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В начале XX века собор был реконструирован. В подклете собора находятся захоронения прп. Саввы Крыпецкого и св. Корнилия (Поляков 1841-1903 гг.). В 1922 году из обители и собора были вывезены все ценности. Богослужения в соборе прекратились в 1923 году. В 1950-х гг. в подклете храма располагались скотный двор и конюшня. В мае 1958 года над могилой св. Корнилия был сооружён деревянный храм с иконостасом, куполом и крестом. В сентябре 1958 года председатель Торошинского сельского совета И. Денисов вместе с комсомольцами разобрали и сожгли деревянный храм (расплата за святотатство пришла быстро – Денисов вскоре умер от рака, трое комсомольцев, помогавших Денисову, трагически погибли в том же 1958 году). В конце 1950-х гг. храму, как и монастырю, угрожало полное уничтожение (было решено его взорвать), однако усилиями учёных-энтузиастов это решение было отменено. 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль Крыпецкого монастыря объявлен памятником республиканского значения и с тех пор находится под охраной государства. Ныне собор восстановлен. Главный престол храма освящен во имя апостола Иоанна Богослова, придел верхнего храма - во имя святителя Саввы Сербского. В нижнем храме освящены приделы во имя преподобного Саввы Крыпецкого и во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В нижнем храме под спудом покоятся мощи Крыпецких святых - Саввы под спудом, Корнилия в раке. Источники информации: http://drevo-info.ru/articles/19724.html ; «После постройки каменного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в нижнем подклете, на месте погребения преподобного Саввы существовала часовня, в которой служились молебны. Уже в конце 16 века мощи преподобного были положены под спуд по причине частых набегов литовцев на Псковскую землю.

http://sobory.ru/article/?object=05401

До советского периода в храме было три придела: во имя Архистратига Божия Михаила; во имя св. апостола Иоанна Богослова; во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Согласно справочной книге Тобольской епархии на 1 сентября 1913 года в приходе храма было 154 двора, прихожан мужского пола – 312, женского – 348, в штат входили священник и псаломщик. После прихода к власти в Тобольске большевиков храм постигла участь всех православных церквей. Духовенство было репрессировано, а церковь разграблена и закрыта. Данные Тобольского архива позволяют проследить, хотя и со многими пробелами, историю ненадлежащего использования этого величественного храма. Закрыта церковь Архангела Михаила в 1930 году согласно постановлению Свердловского ВЦИКа от 29 декабря 1929 года. Храм силой изъяли у верующих. После этого в здании храма располагался клуб «Строитель», где устраивались танцы, показывались фильмы. В 1939 году здание церкви Архангела Михаила было передано средней школе для использования под ученические классы. Также известно, что в 60-х годах двадцатого века там находился пункт проката, затем – кинотеатр «Экран», а с начала 70-х до 80-х годов – швейный цех. В 80-е годы искалеченный храм, пришедший в полное запустение, был передан на реставрацию. После реставрации власть планировала разместить в храме музыкальную школу. Но планы поменялись, и в 1986 году церковь Михаила Архангела, все еще находящуюся на реставрации, решено было передать под экспозиционные нужды музея-заповедника. Однако повсеместная заболоченность подгорных рек и повышенный уровень грунтовых вод не позволяли размещать экспонаты музея в храме из-за высокой влажности. Многие тоболяки восприняли этот знак как Промысел Божий: пришло время возрождать порушенные святыни. 1 ноября 1991 года Тобольский горсовет заключил договор о передаче храма в бессрочное и безвозмездное пользование Тобольско-Тюменской епархии. 12 сентября 1993 года в храме, пришедшем в ветхость, впервые после долгих лет забвенья протоиерей Михаил Князькин отслужил Божественную литургию, чем было положено начало возрождению духовной жизни храма. В это время начала формироваться церковная община из первых прихожан. Именно они своими руками, с любовью благоустраивали храм.

http://sobory.ru/article/?object=00968

В 1929 г. в селе был арестован священник о. Василий (Анисимов), в 1937 г. о. Василий (Берстнев), о. Аркадий (Невский) и псаломщик Александр (Герасимов). Были репрессированы о. Алексей (Бобков) и псаломщик Филипп (Герасимов). Храм был закрыт в 1937 г., были сброшены колокола и сожжены иконы. До 1950 г. храм стоял закрытым. С этого года в храме была устроена МТС. В алтарной части была кузница, а в других местах стояли токарные и слесарные станки для ремонта тракторов. С 1957 г. в помещении храма устроили гараж. В 1960 г. полуразрушенный, оскверненный храм местная власть хотела взорвать. Жители села выступили против администрации и Господь не попустил этого страшного акта. Как памятник начала 19 века, храм был отремонтирован в 1980 г.: снаружи побелен, вставлены окна и т. д. В 1990 г. усилиями жителей села и священником с. Ликино о. Василием Плескуном храм был вновь открыт. Первая литургия была совершена на Пасху в 1991 г. В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения. По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/  С уточнениями и дополнениями, любезно присланными Михаилом Александровичем Юрищевым, ведущим научным сотрудником Российской академии наук, ветераном труда Известный краевед и исследователь Владимирской земли XIX в. К. Тихонравов полагал помимо прочих интересов важным для себя при осмотре достопримечательностей помечать и переписывать надписи на колоколах. Вот что он пишет про Мошок: «Судогодского уезда на колокольне при церкви села Мошка колокол весом в 12 пудов, на нем вылито: «Лета приложил в вотчину свою в дом Пресвятыя Богородицы Князь Алексей Иванович Из книги Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - Москва 1857г. стр. 46 Прим. О.Щ.: от Р.Х.  Текст из книги приводится в современной транскрипции, в оригинале через Ять «Олекс’Ъй Ивановичъ Воротынской». Каменный храм в селе Мошок прихожане начали возводить в 1802 году на собранные деньги и на средства (выделил 500 рублей) помещик и стеклозаводчика Ивана Небольсина. Тёплые приделы храма были завершены в 1808 году, а холодная церковь - лишь в 1815 году. В храме находились иконы греческого письма с изображением святых князей, почитаемых во Владимирской земле: Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, мученика Авраамия Болгарского и других, а также два напрестольных Евангелия, датируемых 1606 годом. Престолов в этом храме было три: главный во имя Успения Пресвятой Богородицы, в теплой трапезе в честь Казанской иконы Божией Матери и св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=02041

- Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровым верхом; кровля на церкви и алтаре обветшала и прогнила, сгнила также и шатровая колокольня, устроенная над папертью церкви. - Каменная церковь во имя Двенадцати апостолов с приделом во имя Иоанна Воина. - Ветхая деревянная церковь Иоанна Златоустого, в которой с давних лет за ветхостью службы не совершались. Очевидно, что обветшавшая Успенская церковь была именно та, которая была построена в Станках к 1628 г. В 1753 г. церковь эта была ремонтирована. В 1819-26 гг. вместо нее был построен существующий ныне каменный пятиглавый храм. Златоустовская церковь, так обветшавшая к 1753 г., была, очевидно, построена задолго до 1753 г. В 1753 г. она была разобрана, и материал был употреблен на перестройку колокольни. Что касается церкви каменной во имя 12 апостолов, то время построения ее неизвестно, но, судя по ее архитектуре, построение ее можно относить к последней четверти XVII ст. В 1882 г. церковь эта перестроена заново: с запада приложено 7 аршин, своды устроены вновь, паперть обращена в трапезу, окна расширены, глава устроена новая. Таким образом, в Станках две каменных церкви. В Успенской церкви престолов три: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделах – во имя Иоанна Златоустого (устроен в 1840 г.) и Иоанна Богослова (устроен в 1844 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращают на себя внимание: храмовая икона Успения Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, убрус Богоматери низан жемчугом; шитые шелком иконы Корсунской и Казанской Божией Матери в сребропозлащенных ризах; древняя икона Успения Божией Матери из деревянной церкви и икона Похвалы Богородицы – древнего письма. В теплом каменном храме два престола: главный – во имя Двенадцати апостолов и в приделе – во имя Иоанна Воина. Из св. икон своею древностью отличается икона Спасителя, Иоанна Воина и поклонение веригам апост. Петра. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентного капитала 74 руб., от земли и от служб и требоисправлений 670 руб. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села Станков и 8 деревень, расстоянием от церкви до 3 верст, в коих по клировым ведомостям числится 253 двора, 618 душ муж. пола и жен. пола 734 души. В селе Станках имеется земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01886

Изначально в селе Ратмирово, известном с 15 века, была другая церковь более ранней постройки - церковь св. апостола Иоанна. В дальнейшем был построен храм Живоначальной Троицы с приделом во имя св. апостола Иоанна. " Дошедшая до наших дней каменная церковь с колокольней во имя Живоначальной Троицы была возведена в 1834 году усердием Антипа Порошина. В храме имеется престол св. апостола Ивана Богослова. Сохранились три описи имущества церкви - в 1888, 1922 и 1960 годах. Последняя опись последовала при закрытии храма. В этом приходе (с. Ратмирово, деревни Бурыкино, Елховка, Новино) насчитывалось 195 дворов, проживало " 690 мужских и 729 женских душ " ... " В налоговых книгах Патриаршего приказа 1628 года записано: " Церковь св. апостола Ивана в с. Ратмирово дани 6 алтын и 4 деньги " Из книги Н. Лалакина " На собинских берегах Клязьмы " (Владимирское издательство СОБОР 2005г.) Село Ратмирово - от Владимира в 35 верстах, это село было некогда вотчиной Владимирского Рождественского монастыря. В книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. записано: «церковь святого Иоанна Богослова в селе Ратмирове Рождественского монастыря в вотчине, дани 6 алтын 4 деньги». В настоящее время в селе Ратмирове существует каменная церковь в честь Живоначальной Троицы; построена в 1834 г. усердием бывшего прихожанина Антипа Порошина. При церкви каменная же колокольня; обе обнесены оградою. Престолов в церкви два: в холодной - в честь Живоначальной Троицы, в приделе теплом - во имя св. Иоанна Богослова. Копии метрических книг с 1801 г. и исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1888 г. и хранится в церкви. Церкви принадлежит каменная часовня в сельце Мещерке. Земли церковной: усадебной 600 кв. саж., пахотной и сенокосной 30 дес.; план и межевая книга на землю имеются. Причт по штату: священник, диакон и псаломщик. Доходу причт получает от земли и за требоисправления около 920 руб. Дома собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Бурыкина, Новина, Елховки и сельца Мещерки. Всех дворов в приходе 195, душ муж. пола 690, жен. 729. В 1884 г. в селе открыта церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=03297

В конце 1840-х гг. к западному фасаду пристроили квадратную колокольню в стиле поздний ампир. Тогда же участок вокруг церкви был застроен домами причта, объединенных с церковью воротами. В 1882 г. храм был обновлен, поставлены новые иконостасы. Луковичная главка и крест утрачены. До наших дней сохранились арочные ворота с фигурными украшениями, а также северный, южный и дворовый флигели (1850) в стиле ампир. Двор монастыря имеет косоугольные очертания, вследствие чего дворовые корпуса имеют довольно причудливые планы и расположение. В 1925 г. церковь закрыли. Внутреннее убранство уничтожено, сооружены межэтажные перекрытия, главы над храмом разобраны. Позднеампирная колокольня у западного фасада храма утратила завершение в 1930-е гг. В храме размещались архив, позже коммунальный музей. С 1934 г., после сноса Сухаревской башни, здесь размещался Музей истории и реконструкции Москвы. В 1978-1979 гг. храм ремонтировали. По материалам сайта Аpartment.Ru Вся недвижимость Москвы Церковь апостола и Евангелиста Иоанна Богослова под Вязом с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая, на ней под крышею стропила сгорели, а стенами и иконостасом с иконами цела, утварь и ризница – большая часть разграблена, а некоторая спасена. В ней, по освящению Николаевского придела, производится богослужение. Приходских дворов 5, сгорели. Священник Василий Дмитриев, у него собственный каменный дом обгорел, дьячок Александр Андреев и пономарь Иван Павлов – собственных домов не было, а проживали в церковных каменных палатках, кои все обгорели. Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г. Церковь Иоанна Богослова находится у стены на Новой площади, между Ильинскими и Владимирскими воротами. Обыкновенно называется «Иоанна Богослова, что под вязом». Здесь действительно перед алтарем церкви до 1775 г. рос громадного размера вяз. В летописях церковь упоминается впервые под 1493 г. В 1658 г. был построен каменный храм, который в 1825 г. был разобран. Нынешний выстроен в 1837 г.

http://sobory.ru/article/?object=02849

Далее автор «Описания» сообщает, что на южной стороне храма находится греческая надпись, которая «словами апостола Иоанна приглашает осторожно относиться к проповедникам религиозных учений: “Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Православный, Господь Иисус Христос со духом твоим. Тысяча двести тринадцатаго года”... На южной стороне северо-восточной колонны расположена другая греческая надпись из послания ап. Павла: “Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу”» . Следует обратить внимание, что приведенный текст из Первого послания св. апостола Иоанна Богослова (4:1) имеет некоторое добавление, адресованное современникам лично автором граффити: «Православный, Господь Иисус Христос со духом твоим. Тысяча двести тринадцатаго года». Заметим, что автор «Описания» приводит тексты Священного Писания на русском языке, хотя и оговаривается, что в храме они начертаны по-гречески. В «Описании» имеется следующий трудный для понимания пассаж: «Вот еще более древняя греческая надпись, относящаяся к 1141 г., помещенная на восточной стороне юго-восточной колонны: во второй строке по-русски поясняется значение сих слов: “лета 1141”, далее заметны буквы и титла, похожие на греческие и славянские, которые невозможно разобрать. Под ними славянскими буквами написано: “Под твою милость прибегаем Богородице Дево”» . Смысл данного места не совсем ясен, поскольку греческий текст плохо сохранился, и автор «Описания» не смог его скопировать, а только упомянул о нем. В «Описании» не упоминается текст 1128 г., который был известен о. Евстафию, о чем говорилось ранее. Учитывая, что тексты, отмеченные 1141 и 1213 гг., начертаны на греческом языке, то и текст 1128 г., вписывающийся в хронологический ряд с ними, несомненно также был греческим. Более того, поскольку сохранившиеся в Свято-Михайловском храме греческие тексты религиозного содержания, то резонно будет предположить, что и утерянный текст 1128 г. не был исключением. Естественному процессу разрушения зачастую помогает человек. В этом смысле «не обделен» и сынковичский храм: открытые о. Евстафием граффити были утеряны, когда в послевоенное время по недосмотру и халатности их снова закрасили.

http://bogoslov.ru/article/6177409

Церковь в честь Живоначальной Троицы в Устьсысольской волости Яренского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1788 г. в приходе числилось 2593 человека, в 1868 г. - 4839. Указом Св. Синода от 12 июля 1912 г. за открыты третья священническая и третья псаломщическая вакансии, с содержанием за счёт местных средств. Церкви Троицкая церковь, построена в 1753-1768 гг., вместо ветхой деревянной. В церковном архиве хранилась копия храмозданной грамоты Преосвященного Варлаама, епископа Устюжского, данная 28 мая 1753 г. Освящена церковь в 1768 г., на что дана была благословящая грамота Преосвященного Иоанна, епископа Устюжского, от 28 июня 1768 г. Церковь холодная (без печей), каменная, одноэтажная с полатками внизу. Престолы: во имя Живоначальной Троицы; в приделе по южную сторону - Первоверховных апостолов Петра и Павла; в приделе с северной стороны - Трех Святителей Василия Великого, Григорий Богослова и Иоанна Златоуста. Вторая церковь - Покровская, каменная, двухэтажная. Нижний тёплый храм построен в 1733 г. вместо ветхой деревянной церкви, на что имелась храмозданная грамота Преосвященного Сергия, епископа Устюжского и Тотемского, данная 10 апреля 1733 г. О разрешении строительства ходатайствовали Иван и Пётр Сухановы. Церковь освящена в 1740 г. по указу от казенного приказа Преосвященнейшего Гавриила, епископа Устюжского и Тотемского, от 21 (23?) августа 1740 г. Верхняя холодная Спасская церковь построена в 1792-1808 гг., на что имелась храмозданная грамота Преосвященного Иринея, епископа Вологодского и Устюжского, от 9 марта 1792 г. Освящена 6 июля 1808 г. Преосвященным Евгением, епископом Вологодским и Устюжским. Престолы: в нижнем храме - во имя Покрова Пресвятой Богородицы; в приделе по южную сторону - во имя Предтечи и Крестителя Иоанна; в приделе с северной стороны - во имя вмч. Георгия; в верхнем храме - во имя Нерукотворного Образа Всемилостивейшего Спаса. Каменная колокольня " о два звона " , в отдельном здании, под которой с южной стороны помещалась некоторое время Духовное правление, а с северной - кладовая палатка, позднее ризница.

http://sobory.ru/article/?object=42280

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010