Смешение житий двух ликийских святых с именем Николай произошло, предположительно, в первой половине X века, когда некоторыми анонимными авторами было предпринято дополнение жизнеописания свт. Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Знаменитый византийский писатель второй половины X века, автор нескольких сотен житий святых Симеон Метафраст при составлении жития свт. Николая Мирликийского воспользовался одним из хранившихся в Константинополе списков «смешанного жития», текст которого оказался наиболее полным и содержал повествование о крещении, родителях, паломничестве и другие сведения из жития Николая Пинарского. Высокие литературные достоинства текста блаженного Метафраста сделали его версию жития свт. Николая Мирликийского самой популярной и авторитетной, тем самым на десять столетий «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев. Впервые из текста жития свт. Николая, архиепископа Мирликийского были убраны все факты из жизни другого ликийского свт. Николая Пинарского только в начале XXI века, в новейшей биографии, составленной по благословению Патриарха Алексия II Александром Бугаевским и архим. Владимир Зориным (Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), архим. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. М., 2001). Заимствованием из жизнеописания Николая Пинарского ученые признают, например, имена родителей святого – Епифания и Нонны, описание крещения младенца, простоявшего два часа в купели, сказание о том, что дядя святого, архимандрит Николай, начал строительство храма во имя Святого Сиона, а племянник его окончил и по посвящении в сан пресвитера создал при этом храме монастырь, чудо укрощения бури во время путешествия в Иерусалим и воскрешения упавшего с мачты юноши по имени Аммоний, и другое. Достоверными же сведениями, по мнению большинства исследователей, является то, что родился свт. Николай (по-гречески его имя звучало как «Николаос» (Νικλαος)) в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (совр. Анталия, Турция). В этой провинции существовала крепкая христианская община, несмотря на то, что большей частью по своей культуре и внешнему облику регион был эллинистическим, а значит, языческим. Согласно житийной литературе, дошедшей до нас в разных списках латинского, сербского и греческого происхождения, одним из занятий семьи будущего святого было управление рыболовецким флотом, и после смерти своих родителей свт. Николай унаследовал хорошее состояние, которое отдал на нужды благотворительности. На какие средства существовал сам свт. Николай, не установлено, но зная то, что он служил при храме, носил очень простую рясу и был великим постником, можно предположить, насколько в малом он нуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стефанов монастырь в 17 веке При польско-литовском нашествии монастырь и большинство его деревень пострадали от налетчиков. Монастырь восстановился вновь. В 17 веке на территории обители находились деревянная церковь святителя Николая Мирликийского, деревянная церковь, освященная во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, колокольня и часовня, игуменская келья и кельи братские, а также гостиница. В Вологде имелось подворье Стефанова монастыря. Монастырь был многолюден и имел большую вотчину в Вологодском и Пошехонском уездах. В монастырских селах и на погостах стояли церкви: в Степурине – Христорождественская, в Чернецком – Успенская, на Комеле – Троицкая, на Новом погосте – Иоанно-Богословская. В 1741 году взамен деревянной построена каменная двухэтажная пятиглавая шестипрестольная церковь с каменной колокольней. Вверху находился холодный храм Николая Мирликийского с правым приделом, освященным в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левым во имя преподобного Александра Свирского. В нижнем храме – главный престол во имя преподобных Стефана Комельского и Онуфрия Великого, правый придел - священномученика Василия Анкирского, левый - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Мощи преподобного Стефана Комельского покоились в церкви под спудом. В 1764 году монастырь упразднен. После упразднения церковь стала бесприходной. В 1811 году здание её пострадало от пожара, второй этаж выгорел полностью. В 1814 году окрестные крестьяне церковь отремонтировали. После пожара были освящены 2 престола: святителя Николая Мирликийского вверху и преподобного Онуфрия Великого внизу. В 1858 году бесприходная церковь была в полном запустении. 19 век. Восстановление пустыни. С 1860 года Озерская пустынь приписана к женскому Горнему Успенскому монастырю в городе Вологда. В 1882 году освящены нижний храм Стефана Комельского и Онуфрия Великого и нижние приделы. В 1911 году освящен вверху престол Николая чудотворца, верхние приделы возобновлены в 1885 году. В 1897 году к востоку от пустыни в версте от неё построена вместо деревянной каменная часовня. Миновав часовню, путник входил в сосновую рощу, насаженную рядом с пустыней самим преподобным.

http://sobory.ru/article/?object=13630

В настоящее время и впервые за многие годы начались работы по восстановлению и реставрации всего здания храма святителя Николая Мирликийского в Дербеневе. Уже полностью отреставрированы внутренние помещения храма. Установлен временный иконостас, построена крестовидная купель (баптистерий). Частично восстановлены фасады южного и северного пределов. В 2010 году завершились работы по восстановлению кровли. Были так же восстановлены главный купол, малые главы над южным и северным пределами с установкой над ними крестов. Но работы еще очень и очень много. Предстоят работы по восстановлению колокольни, реставрации четверика, главного придела и абсиды. А так же работы по благоустройству территории храма, которые включают в себя восстановление ограды, вертикальную планировку и озеленение. В этой связи, сегодня храм очень нуждается в Вашей помощи – помощи боголюбивых братьев и сестер, воинов и ветеранов, предпринимателей и всех сочувствующих этому святому делу. Не откажите Ему в ней ради Христа. Социальная деятельность [ править править код ] Приход помогает Государственному учреждению (ГУ) Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» . Адрес ГУ: 125475, Москва, ул. Зеленоградская, 35Б, тел. 707-70-20. По просьбе Администрации в Приюте совершаются молебны, проводятся духовно-просветительские беседы с работниками Приюта и подростками.Осуществляется выезд детей и подростков в храм свт.Николая Мирликийского в Дербеневе на богослужения для исповеди, причастия и крещения. По окончании богослужений детям и подросткам, а также сопровождающим их лицам предлагается трапеза. По случаю Рождества Христова, Пасхи и Всемирного для защиты детей дети Приюта получали подарки. Между Приходом и Приютом заключен письменный договор о сотрудничестве. В храме установлена кружка сбора пожертвований на нужды Приюта. В 2010 году Приход стал проводить занятия с детьми и взрослыми по темам духовно-нравственного воспитания и в Государственном учреждении Комплексный центр социального обслуживания «Ховрино» Управления социальной защиты САО г.Москвы, в Отделении психолого-педагогической помощи семьям по программе «Просветитель»( ул. Флотская, 15, корп.1).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Дожидаем прибытия архиепископа Николая Мирликийского В день погребения архиепископа Вологодского Никона 32 одна монахиня, по имени Клеопатра, готовившаяся в тот день ко Святому Причащению, видела сон: «Вхожу я, – рассказывала она, – в Трапезную церковь Сергиевой Лавры, куда было вынесено тело архиепископа Никона для отпевания. Вижу гроб. В нем лежит усопший, пред гробом иеромонах читает святое Евангелие четко и ясно. Народа в храме не видно. Царские врата открыты, и алтарь наполнен великим светом, но и там никого не замечаю. Я, как монахиня, имела благословение на вход в алтарь. Думаю про себя: “Вот я войду в алтарь и посмотрю, есть ли там кто”. Открыла южную дверь алтаря и вижу: алтарь весь полон святителей Божиих! В древних митрах они стояли вокруг престола, а диаконы были юноши небесной красоты, в стихарях, препоясанные орарями. Зная, что архиепископ Никон был близок к архиепископу Николаю Японскому 33 я приняла смелость вопросить одного из святых юношей: “Кого же дожидают в алтаре, не начиная богослужения? Вероятно, Николая Японского ?” Но юноша с особым благоговением ответил мне: “Дожидаем прибытия архиепископа Николая, но не Японского, а Мирликийского”». На этом сон матери Клеопатры прервался, но его можно принять к сведению как ответ неба к прославлению имени чудного архиерея Божия, Святителя Николая. Чудо Святителя Николая Подобно молнии, явился святитель Николай с прекрасным юношей Иеромонах Троице-Сергиевой лавры Авенир рассказал следующую повесть о спасении жизни своего друга, некоего Томилина, предстательством святителя Николая Мирликийского. Это было много лет тому назад. Родной брат известного в Москве богача Томилина служил у него доверенным по торговым операциям. Каждый год ему приходилось по работе ездить в Сибирь на Ирбитскую ярмарку и здесь совершать большие торговые дела. В одну из ярмарок Томилин, проезжая в Ирбит на лошадях (в то время железных дорог еще не было), остановился на постоялом дворе, где предстояла смена лошадей. По выезде со станции Томилин заметил, что новый ямщик везет его не той дорогой, которая ему была уже известна, и что едут они рекой. Томилин спросил ямщика: «Почему ты везешь меня не той дорогой?» Тот уверял ездока, что по реке путь намного сократится, и тем успокоил его. Проехали они еще верст десять. Ямщик вдруг пронзительно свистнул. В тот же момент где-то близко впереди послышался ответный свисток. Это Томилину показалось подозрительным. Он выхватил из кармана револьвер, наставил его к уху ямщика и грозно потребовал от него повернуть назад. Но ямщик тряхнул головой и вышиб револьвер из рук Томилина, он упал в передок саней.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

В 1998 году, в отреставрированном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве. 28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Присутствовавший на освящении Никольского храма Блаженнейший Митрополит Дорофей от лица Православной церкви Чешских земель и Словакии наградил иерея Михаила (Жукова) орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия за заслуги в работах по восстановлению храма. В 2000 году был назначен первый представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве, ставший настоятелем храма святителя Николая Мирликийского, — протопресвитер Михаил Дандар. В 2005 году исполняющим обязанности настоятеля стал игумен Симеон (Шевцов). Под руководством игумена Симеона был отреставрирован иконостас в приделе преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Был добавлен верхний ряд главного иконостаса. С 25 июня 2006 года по 2 октября 2013 года настоятелем храма был протоиерей Алексий Ющенко. С 3 октября 2013 года по 26 марта 2014 года обязанности настоятеля храма святителя Николая в Котельниках исполнял иерей Андрей Никольский. 27 марта 2014 года решением Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии представителем при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем храма святителя Николая Мирликийского был назначен архимандрит Серафим (Шемятовский). Архимандрит Серафим является автором икон и фресок в храмах России, Чехии, Словакии, США, Швеции, Великобритании, Ирландии, Швейцарии. С 2010 по 2014 годы был клириком кафедрального собора имени святых Кирилла и Мефодия города Михаловце (Словакия) и личным секретарем архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия. Имеет степень магистра богословия. Святыни [ править править код ] Ковчег с частицей святых мощей святой Людмилы, княгини Чешской Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 109240, Москва, 1-й Котельнический пер., 8 (м. «Китай-город», трол. 45, м. «Таганская», трол. 16, 63)

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Святителя...

Николаевская церковь, построенная в 1693 году в стиле украинского барокко по заказу глуховского сотника Василия Яловецкого, расположена на обширной площади в центре города, поэтому хорошо обозревается со всех сторон. Храм Святителя Николая Мирликийского был главным общественным зданием как казацкой столицы, так и всей гетманской Украины. На площади перед храмом собирались казацкие рады. В самом храме происходили церемонии освящения на гетманство. Здесь молились все выдающиеся религиозные и государственные деятели того времени, приезжавшие в Глухов: святитель Димитрий - будущий митрополит Ростовский, архиепископ Феофан (Прокопович), император Пётр I. Упоминал глуховскую церковь и Тарас Шевченко в поэме " Иржавец " . Почти столетие Николаевский храм считался соборной церковью гетманской столицы, пока в городе не был возведён новый собор, освящённый в честь Пресвятой Троицы. В 1871 году храм святителя Николая Мирликийского был частью перестроен. Появился притвор, завершающийся 45-метровой колокольней. Двухъярусная колокольня стала представлять удачный образец стилизации. Стройным, лёгким силуэтом вновь после поновлений церковь устремилась ввысь. Изящные фасады здания оформлены оригинальными пилястрами, окна - совершенной формы, имеют наличники с небольшими разорванными фронтонами. Исключительно интересен и интерьер храма. Его формы плавно и мягко переходят одна в другую, создавая единое и цельное раскрытое в высоту пространство. Девять икон в позолоченных рамах, расположенных в верхней части иконостаса, были выполнены в 1864 году глуховским художником, итальянцем по происхождению П. Нерушем. После 1930 года храм более 40 лет не действовал, открыт он был только после реставрации, приуроченной к 300-летию освящения - в 1991 году. Из книги: Глухов - забытая столица гетманской Украины. - Kuib. Biдabhuцmbo " Ykpaiha " , 1992 Нынешний храм свят. Николая самою готическою архитектурою своею показывает, что постройка его принадлежит концу 17 столетия. Стены храма расписаны масляными красками, с изображением святых; в куполе слова апостола: «звезда бо от звезды разнствует в славе; такожде и воскресение мертвых». Местные иконы под серебр. ризами; пред иконами 11 серебр. лампад. Евангелие в серебр. окладе подарено в 1684 г. гетманом Иваном Самуйловичем. Крест серебр. почти в аршин вышины, – дар Разумовского.

http://sobory.ru/article/?object=14220

В 18 веке, начиная с Ионы Угрюмова, обителью управляют игумены. Иона Угрюмов был настоятелем Маркушевского монастыря с 1708 по 1720 год. При нем в 1717 году построена новая Благовещенская церковь. В 1754 году убит крестьянами игумен Кесарий, управлявший Маркушевской обителью с 1751 года. При его настоятельстве в 1752 году был большой пожар в монастыре: Николаевская и Благовещенские монастырские церкви сгорели до основания. В 1754 году построена теплая Благовещенская церковь с трапезной, через 4 года построена холодная Николаевская церковь с приделом праведного Прокопия Устюжского. К монастырю в 18 веке были приписаны три пустыни: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская и Бабозерская Николаевская. К середине 18 века за Маркушевским монастырем числилось 290 душ крестьян. Перед упразднением монастыря на его территории стояли две деревянные церкви и колокольня 1758 года постройки в отдельном здании; монастырь окружала высокая ограда с двумя воротами. В 1764 году Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь вместе с приписными пустынями упразднен. Маркушевский приходИз монастырских деревень образовался Маркушевский приход с Благовещенской церковью.Каменная одноэтажная с колокольней в одной связи церковь построена прихожанами в 1844 году на месте деревянной Благовещенской церкви. Престолы Благовещения Пресвятой Богородицы в теплом храме на южной стороне и престол праведных Прокопия и Иоанна Устюжских на северной стороне освящены в 1858 году. Престол святителя Николая Мирликийского в холодном храме освящен в 1874 году, мощи преподобномученика Агапита покоились под спудом у южной стены холодного храма каменной церкви. В этом же храме хранилась чудотворная явленная икона - копия с иконы святителя Николая Мирликийского «Великорецкая». Деревянная холодная Николаевская церковь разобрана в 1899 году. На правом берегу Тарноги стояли деревянные часовни в деревнях Андреевская, Баклановская и Нестериха. Две часовни находились на кладбище: древняя, построенная преподобным Агапитом, и вторая, построенная прихожанами в 1864 году над мощами игумена Кесария. При церкви проводились торговые ярмарки: Никольская зимняя и Прокопиевская летняя.С 1891 года служил священник Макарьин Александр Асинкритович 1866 года рождения, выпускник ВДС 1889 года. Обязанности псаломщика выполнял Александр Михайлович Куваев 1890 года рождения. Приходские деревни относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Тарноги. В 1916 году в приходе православных – 1631, в том числе из духовного сословия – 19, мещан – 2 и крестьян - 1610 человек.

http://sobory.ru/article/?object=35378

История Христорождественского храма в селе Рождество свое начало берёт с 1768 года, когда усердием прежде бывших крестьян Боровского Пафнутьева монастыря была построена первая, на тот момент деревянная церковь с одним холодным престолом, освященным в честь Рождества Христова. Это была 4-х ярусная одноглавая церковь, построенная по типу " восьмерик на четверике " . При храме была построена также деревянная колокольня. В 1867 году церковь была обновлена и тогда, видимо, под неё был подведён каменный фундамент, а на храме появился тёс. Рядом с ней была заново построена каменная колокольня, которая при строительстве в конце XIX века каменного храма была разобрана. Ныне стоящий в селе каменный храм был заложен 10 июля 1894 года к востоку от деревянной церкви, а к западу – колокольня. Церковь строилась в византийском стиле архитектором Виктором Александровичем Мазыриным на средства прихожан и благотворителя-попечителя коммерции советника А. А. Недыхляева. На закладной доске было начертано: " Сей храм Рождества Христова заложен в царствование Государя Императора Александра III Александровича при святительстве Александра Епископа Калужского и Боровского строителями Кириллом Ивановичем, Наталиею Семеновною и сыновьями их Сергием и Николаем Кирилловичами Лебедевыми, Андреем Софроновичем Софроновым, священником Иоанном Семеновичем Низяевым, Аграфеною Сидоровной Сидоровой, архитектором Виктором Александровичем Мазыриным и председателем строительного комитета Алексеем Александровичем Недыхляевым " . Каменный храм был закончен строительством в 1897 году; главный его престол в честь Рождества Христова был освящён 20 сентября. Левый придел в честь свт. Николая Мирликийского чудотворца освящён в память и в день святого коронования Императора Николая II 14 мая 1896 года. Правый придел в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы - 5 декабря 1899 года. В 1897 году приходу церкви Рождества Христова Императором Николаем II была дарована икона свт. Николая Мирликийского, торжественно встреченная в селе Наро-Фоминское. Она была размещена в иконостасе Никольского придела и являлась самой почитаемой святынью храма (ныне святой образ утрачен).

http://sobory.ru/article/?object=01599

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, XVII в. Среди чудотворцев они больше всего чтут Николая Мирликийского, икона которого в городе Можайске совершила много чудес. Кроме тех чудотворцев, которых почитает латинская церковь, московиты имеют мучеников, епископов и монахов всякого возраста. Тела их в неприкосновенности оберегаются с величайшим благоговением. Они убеждены, что с их помощью происходит многое, превышающее силы человеческие. Кампани Паоло — итальянский дипломат, член посольства А. Поссевино, XVI в. Святых почитают они с величайшим благочестием и призывают в молитвах как ходатаев пред Богом за человеков. Святой Николай — особеннейший их покровитель, и иконы его пользуются в Москве величайшим почтением. Кобенцель Иоанн — австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, XVI в. Образ святитель Николай Можайский. XVII в. Между прочими святыми особенно почитают святого Николая, епископа Барского, и праздник его ежегодно два раза отправляют с большой торжественностью. Говорят, что его образ, поставленный в храме города Можайска, знаменит многими чудесами. И потому в известные времена года туда стекается большое множество народа. Святого Петра почитают первоверховным апостолом и приписывают своим церквам истинное его преемствование, утверждая, что только они одни и сохранили евангельское учение чистым. Принц Даниил - (1546—1608) — австрийский дипломат Посол привез царю от цесаря маленькую шкатулку с драгоценными каменьями и в великолепном сосуде миро от мощей святого Николая Мирликийского, мощи которого находятся в стране немцев; они знают, какую большую цену оно имеет в глазах царя. Царь оказал этому послу большой почет. Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, XVII в. Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского Первое, что привлекает к Лавре, это, конечно, мощи преподобного Сергия Радонежского. Именно от них исходит, я бы сказал, освящающая сила. Это не просто святость, это какая-то трезвенная святость. Хилл Кристофер — английский священнослужитель, ХХ в.

http://pravoslavie.ru/1751.html

В конце 20-х годов церковь закрыли. В разные годы в храме было зернохранилище, затем клуб, далее Дом пионеров. В 1985 году в посёлке была создана небольшая православная община. 26 сентября 1989 года Решением Маслянинского районного совета депутатов Новосибирской области здание бывшей церкви, находящееся на улице Школьная, 1, было передано верующим Русской Православной Церкви. В 1992 году администрацией района было передано здание по улице Школьная, 8, также ранее принадлежавшее церкви. Сейчас в этом доме размещается трапезная. В 1989 году построили каменный забор вокруг церкви, железные ворота. За два лета перекрыли крышу церкви, установили купол с крестом, три маковки с крестами, построили колокольню. Были проведены большие реставрационные работы внутри церкви. 12 июля 1991 года на звоннице установленно восемь колоколов. В 1993 году установили иконостас, который был изготовлен на Алтае. Источник: сайт Искитимской епархии Новосибирской митрополии Свято-Никольский храм расположен в центре села. Единственнный православный приход в Маслянинском районе. Построен на народные пожертвования и назывался храмом Николая Чудотворца в честь Святителя Николая Мирликийского. По преданию, ту самую икону Николая Угодника, давшую имя храму, подарил последний русский император Николай II, когда, еще будучи цесаревичем, останавливался в здешних местах на пути в Индию. (Есть неподалеку от пос. Маслянино золотоносные прииски в с. Егорьевское, принадлежащие когда-то царской фамилии). Но недолго звонил колокол в сельском храме. В конце 20-х гг. его, как и другие культовые учреждения, закрыли. Церковную утварь и иконы сожгли, но кое-что чудом уцелело. В разные годы в храме было зернохранилище, затем клуб, далее Дом пионеров. В 1990 г. храм был восстановлен и получил название Свято-Никольского. В 1829 году построили маслянинцы молитвенный дом в честь Николы Чудотворца, завели новую метрическую книгу. По прошествии нескольких лет был возведен храм. На восстановление церкви Маслянинской средства доставили купцы, за удивительно короткие сроки была восстановлена церковь (за полгода). Только лед сошел с Берди, в Бердь заложены мощные толстоствольные лиственницы. На Николу Вешнего 22 мая 1896 года (день Святого Николая) из этих вымоченных лиственниц в основание строящегося храма был заложен крест, который освятил архиепископ Тихон, а уже ровно через полгода 8 декабря прошла первая служба в храме, а на Николу зимнего, 19 декабря, официальное открытие.

http://sobory.ru/article/?object=19342

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010