Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Крестовая палата В 1498 году здесь был построен деревянный домовый (при покоях епископа) храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1516 году его перестроили из камня и добавили к нему придел свт. Николая Чудотворца. Его подвалы служили местом погребения крутицких епископов и митрополитов (с 1589 г.). В Смутное время эта церковь имела значение кафедрального собора, поскольку Успенский собор Кремля был занят тогда польскими интервентами. Именно в Крутицком Успенском храме ополченцы Минина и Пожарского клялись изгнать захватчиков из стольного града. В 1665 году заложили новый собор, который освятили в честь Успения Божией Матери в 1689 году, в связи с чем старую Успенскую церковь переосвятили в честь Воскресения Словущего (древний христианский праздник в честь освящения (обновления) 13 (26) сентября 335 года храма Воскресения Христова в Иерусалиме). Именно тогда были перестроены в стиле барокко митрополичьи палаты, а храм Воскресения Словущего в Крутицах снова обрел значение домовой церкви. Он имел всего одну небольшую главу, крещатые своды и подклет с алтарными выступами. В XVII – первой половине XVIII в. Воскресенский храм обновился, а в 1788 году был закрыт в связи с ликвидацией Крутицкой митрополии. «Новый» Успенский собор стал приходским храмом, в домовой же церкви надобности не было. До Октябрьской революции здесь находились военные склады. В 1930-е годы Воскресенскую церковь приспособили под жилой дом, древняя усыпальница была осквернена, часть древних надгробий разбита. В 1947 году комплекс Крутицкого подворья, в том числе и Воскресенский храм, снова решили реставрировать, но здание все равно оставалось в распоряжении светских учреждений, арендовавших его помещения. В 1960-е – 1980-е годы проводилась реставрация храма Воскресения Словущего в Крутицах под управлением известного архитектора П.Д. Барановского. После передачи подворья Русской Православной Церкви в храме Воскресения словущего некоторое время – до того как были восстановлены Успенский и Петропавловский храмы – совершались богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=05431

Конечно, оставались хранители священной памяти, которые помнили, где какие события происходили. Предания об этом передавались из поколения в поколение, но в языческом городе ничто не напоминало ни о древнем Иерусалиме, ни о Господе Иисусе Христе, Его апостолах и начале бытия христианской Церкви. Когда святая равноапостольная царица Елена благоустраивала Иерусалим в качестве паломнического христианского центра, были найдены места, на которых происходили евангельские события, и священные предметы, с которыми эти события были связаны. В частности, был найден святой крест. И в память об этом событии уже сегодня вечером и завтра мы будем праздновать Воздвижение Креста Господня. Нынешний праздник мы совершаем в память о возобновлении, а точнее, о строительстве, о построении храма, который сейчас известен как храм Гроба Господня — это храм Воскресения Христова. Событие это было настолько значимым в истории Церкви, что был установлен праздник, который полюбился и нашему русскому народу. Вот почему в России так много храмов в честь Воскресения Словущего. В одной только Москве их несколько. Думаю, что еще и потому полюбился этот праздник нашему русскому народу, что он дает возможность, как Вы сказали, отец Игорь, посреди осени отпраздновать Пасху, пропеть пасхальные песнопения, друг друга приветствовать древним христианским приветствием: «Христос Воскресе!» Сегодня мы, собравшись в этом святом храме, вспоминаем не только возобновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, но и возобновление этого святого храма. Помню, как покойный Святейший Патриарх Алексий II рассказывал, как в этом храме в советское время находилась фабрика по производству зонтов. Приближалось 1000-летие Крещения Руси, Данилов монастырь был уже возвращен Церкви, а в храме Воскресения Словущего все еще изготавливали зонты. И тогда был поставлен вопрос, чтобы, по крайней мере, вернуть исторический внешний облик храма, поставить кресты. Но люди, которые руководили фабрикой зонтов, возмутились: как же мы будем работать под крестами? Но Господу было угодно, чтобы фабрика по производству зонтов нашла новое место, а храм, по подобию древнего Иерусалимского храма, был возобновлен. Теперь здесь и кресты на куполах, и роспись на стенах, и совершается благолепное богослужение, и пасхальные песнопения, как подобает, звучат в престольный праздник — в день Воскресения Словущего.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Храм Воскресения Христова является подворьем Богоявленского женского монастыря.  Воскресенское - старинное село в Угличском районе, в котором сохранился довольно внушительных размеров великолепный храм в честь Воскресения Словущего. Полное название этого местечка - село Воскресенское в Поречье, так как территориально оно относилось к сельскому поселению Поречье-Рыбное (Ростовский район), что в 70 километрах отсюда. Различные источники сохранили очень противоречивые сведения о времени строительства каменного Воскресенского храма. Аполлинарий Крылов указал в своей сводке Ростово-Ярославской епархии годом строительства этой церкви - 1809-й. Согласно же кратким сведениям о монастырях и церквях, храм в селе был выстроен в 1837-1843 годах. А на клейме, выведенном вязью внутри храма, значится следующая дата: " Настоящий храм Воскресения Христова построен в 1837 году, освящен в 1838 году, сентября 14 дня " . И вот что ещё говорят краеведы: возможно, храм построили во второй половине XVIII века, а в XIX веке он был перестроен. Это событие нашло отражение в названии церкви - в некоторых источниках храм именуется в честь Воскресения Словущего, то есть эта церковь посвящена значимому событию 335 года, когда в Иерусалиме построили и освятили Храм Гроба Господня. Поэтому престольным праздником церкви, по некоторым источникам, называется день Воскресения Словущего, или же другое название торжества - обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. После постройки этого храма село получило своё название по посвящению возведённой церкви. Зайдя в этот удивительный храм, вы увидите, что он делится на две части: летнюю и зимнюю. Зимняя (или трапезная) часть храма когда-то отапливалась четырьмя изразцовыми печами. Два престола - Иверской иконы Божией Матери и Святителя Леонтия, Ростовского чудотворца - располагались слева и справа в зимней половине. Стены храма покрывали росписи на темы из Евангелия, некоторые сюжеты в храме до сих пор можно разглядеть. Вот Христос защищает блудницу и говорит книжникам и фарисеям: кто без греха? На сводах видим изображение Крещения Господня - Иоанн Предтеча и Спаситель зашли в воды Иордана. А вот известный сюжет из жития первого ростовского епископа святителя Леонтия: здесь владыка обучает детей. Глядя на сохранившийся иконостас Леонтьевского придела видим, что основные цвета, которые были выбраны для благоукрашения зимнего придела, - это нежно-голубой и синий. И это неудивительно: Богородичные оттенки здесь потому, что в Воскресенском особо чтили Царицу Небесную и Её Иверский образ, который, как следует из предания, был обретён над водами. Икона явилась местным крестьянам и хранилась в храме до его закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=04069

Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же. В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты. В 1963-1964, 1979, 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы. Источник: Впервые этот храм упоминается в 1548 г., в 1560 г. он сгорел во время пожара. Освящение новой каменной церкви Воскресения Словущего с приделом мученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1634 г. Вскоре был освящен и Никольский придел. Это сооружение является древнейшей частью существующего храма. Небольшой одноглавый храм освещают многочисленные окна, расположенные на фасадах в два уровня. Окна и порталы завершаются поясом кокошников, который опирается на мощный профилированный карниз. В начале XVIII века после ремонтных работ придел мученицы Параскевы был заменен приделом Покрова Пресвятой Богородицы, который освятили в 1705 г. В 1812 г. храм был разграблен французскими солдатами. В 1816–1820 гг. во время восстановления храма были выстроены трапезная и четырехгранная классическая колокольня с ротондой, увенчанной шпилем. В середине XIX века, после упразднения храма пророка Елисея (существовал как придел храма с 1620 г.), его престолы были перенесены в церковь Воскресения Словущего. В честь пророка Елисея был переосвящен Покровский предел. Тогда же появился и придел мученика Иустина Философа, упраздненный, вероятно, в 1870-е гг. Став наследником святынь храма пророка Елисея, церковь Воскресения Словущего до сих пор сохраняет чтимый образ святого Иустина. Воскресенский храм не закрывался в советский период. Здесь сохраняется образ преподобного Саввы Сторожевского из находившегося на Тверской улице подворья Саввино-Сторожевского монастыря, Казанский акафистный образ Божией Матери из располагавшегося неподалеку Казанского храма, икона великомученика Георгия Победоносца из Георгиевского монастыря, иконы Николы Можайского (XVI в.), чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», перенесенная сюда из разрушенного храма Рождества Богородицы в Палашах. В храме находится также чтимый образ святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. В церкви сохранились росписи и лепнина XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=02258

В те далёкие времена в сельце была деревянная церковь, подробное описание которой до наших дней не дошло. Известно лишь, что селение было небольшим, около 20 дворов. Впервые Воскресенский погост при селе Дятлино упоминается в 1562 году, к тому же здесь находилось две деревянные церкви - храм Воскресения Христова при селе Дятлино, принадлежавшее московскому Богоявленскому монастырю, а также церковь Воскресения Христова на погосте Дятелинской земли на реке Дятлинке. В Смутное время в ходе разрушительных воин с поляками и шведами в этих местах, село обезлюдело и превратилось в пустошь, старинные деревянные храмы были разрушены. Прошло несколько десятилетий, прежде чем во второй половине XVII века в эти места вновь пришли крестьяне и вновь возвели дома и церковь. Так, в 1678 году на пустоши Детялино вместе с ближайшими деревнями Карпово и Дуброво насчитывалось 29 дворов. 5 мая 7191 (1683) году во вновь возрождённом селе Дятелино (Воскресенском) строится новая деревянная церковь Воскресения Христова. В дальнейшем, развитие получает соседняя деревня Карпово. Известно, что в 1743-1744 годах московский Богоявленский монастырь попечением архимандрита Герасима за год построил на своём подворье в селе Карпово кирпичную церковь в честь Воскресения Словущего в традиционном архитектурном плане " восьмерик на четверике " . В новом храме, в трапезе устроили приделы в честь священномученика Харлампия Никомидийского и в честь апостола Иоанна Богослова. Трёхъярусная шатровая колокольня и трапезная, которые мы можем наблюдать сегодня, были построены только в 1885 году, когда размеры храмы решено было расширить. Архитектором проекта тогда выступил московский архитектор Александр Петрович Белоярцев. После Октябрьской революции храм Воскресения Словущего пытались закрыть, но прихожане настаивали на том, что древняя святыня земли Дмитровской должна быть открыта для богослужений. Активные деятели из инициативной группы ходили по близлежащим деревням и собирали подписи против закрытия храма. Богоборческой местной власти пришлось отступить под давлением сельчан, и церковь продолжила работу. В 1930-м году батюшка Карповского прихода, отец Иоанн Лавров твёрдо выступал против закрытия святыни и рьяно отстаивал свой храм. Его тогда поддержали 500 человек из соседних деревень. Несмотря на противодействия местной власти, священник был арестован на два месяца, где он пребывал в заключении.

http://sobory.ru/article/?object=03595

Вот почему Пресвятая Богородица прославляется во множестве чудотворных образов. В Русской Православной Церкви прославлены иконы «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная Радость» и много других икон, которые связаны с помощью Пресвятой Богородицы конкретным людям в их жизненных обстоятельствах. Чудотворный образ, находящийся в этом святом храме на протяжении уже многих десятилетий, прославился многими чудесами. И я, поскольку знаю этот храм с самого детства — более 30 лет — помню и некоторые чудеса, которые совершались от этой святой иконы. Например, в этом храме был сильный пожар, и многие образа пострадали. Чудотворная икона Божией Матери после того, как вызволили ее из пожара, была почерневшей от копоти. Думали, что не удастся спасти этот образ, не удастся восстановить священное изображение на нем. Призывали реставраторов — одного, другого, третьего. Каждый из них отказывался, говоря, что не может ничего сделать: стоит только прикоснуться к краске — все рассыплется. Потом какая-то благочестивая женщина взяла тряпочку, протерла икону, и она стала такой, как мы ее сейчас видим. Не знаю, насколько эта история достоверна, — по крайней мере, так мне было это рассказано, так это сохранилось в моей памяти. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке имеет для меня особое значение, потому что это был мой самый первый храм. Сюда я пришел, здесь начинал свои первые шаги по пути к Богу. А когда мне исполнилось 15 лет, я подошел к настоятелю храма отцу Леониду, который здесь сегодня присутствует, и попросил его дать мне разрешение прислуживать в алтаре. Он разрешил, несмотря на то, что в те годы детям до 18 лет запрещалось участвовать в богослужениях. Переступив порог алтаря этого храма, я окончательно понял для себя, что жизнь моя будет связана с Церковью, что именно церковное служение — то, чему я хотел бы посвятить свою жизнь. В моей памяти этот храм так и остался первым духовным домом, первой духовной Родиной. А чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» осталась в моей памяти как первая чудотворная икона Той, Кто ведет нас по жизненному пути.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Деревянная церковь Воскресения значится в Переписной книге с 1620 г. Проект храма предположительно выполнен И.А. Мордвиновым. В летописи есть запись: " Церквоь существовала еще до Романовых, но называлась тогда " Успения, что под Сосенки " . Старая деревянная церковь сгорела в 1652 г. В 1733 г. при императрице Елизавете Петровне начато строительство 2-х этажной кирпичной церкви. К 1734 г. была выстроена церковь Воскресения. В 1745 г. разобрали старую колокольню и начали строить нынешнюю. Колокольня выстроена в 1746 г. В 1754 г. получено разрешение строить верхний храм (2-й этаж), который был готов к 1773 г. Престол Воскресения был тогда же перенесен наверх. По преданию, верхний храм был построен графом А.И. Шуваловым. С 1769 г. внизу известен главный престол Покрова, устроенный в связи с разборкой башни покровских ворот: бывший там образ Покрова Божией Матери перенесли в нижний храм, где центральный Симеоновский престол стал Покровским, а в трапезе устроили новый придел Симеона и Анны. В верхнем храме Севастиановский и Елизаветинский приделы переименовали в честь св. прп. Алексия человека Божия и свт. Николая. Освящение состоялось 13 сентября 1837 г. В 1929 г. церковь закрыли. В 1930 г. сломали колокольню и в этом же году сбросили с купола храма громадную золоченую корону из дерева, которая долгое время валялась возле храма. После закрытия церковь стояла без присмотра. Глава храма с Крестом разрушены. Храм Воскресения Словущего в Барашах – уникальный для Москвы памятник Елизаветинского барокко 17-го века. Это одно из самых своеобразных культовых зданий Москвы. Двухэтажный храм выстроен " кораблем " . Такая композиция при совпадении планов подклета и верхнего храма - очень редкая архитектурная примечательность. Несмотря на утрату колокольни, здание сохраняет исключительно важную градостроительную роль и представляет огромную историко-художественную ценность. Храм 2-х жтажный, с подвалом, имеются антресоли 1 этажа. Состоит на охране государства с 30.08.1960 г. (Постановление Совета Министров РСФСР). Охранный документ Храм сохранился и находится в очень хорошем состоянии, поэтому освобождать его не торопятся.

http://sobory.ru/article/?object=02190

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с душевным теплом относится к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Начиная с 1962 года он совершает здесь божественные литургии во время храмовых престольных праздников - в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, и праздника Тихвинской иконы Божией Матери. Началась реставрация нижнего храма (освященного в 1922г. в честь Воскресения Словущего), где раньше находились мастерские церковного предприятия " Софрино " . В начале века были построены церковная ограда и дом притча. В 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего (в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI – XVIII веках). В советское время храм не закрывался. В 1922 году из церкви были изъяты ценности и отобрали нижний храм. В нем была устроена овощную база, а затем, до 1998 года, находились мастерские Художественно-производственного предприятия " Софрино " . Колокола на колокольне были оставлены, однако долгое время не звонили. В 1945 году храм был отремонтирован. В 1970-1980 годы проводились реставрационные работы, во время которых под многочисленными слоями записей были открыты старинные настенные росписи. Большой пятиглавый храм в стиле «русское узорочье» на высоком подклете был выстроен в 1676–1682 гг. в селе Алексеевском, рядом с царским путевым дворцом (разобран в начале XIX в.) на пути паломничества в Троице-Сергиев монастырь. Двухэтажный храм был выстроен очень большим для того времени, он вмещает три тысячи молящихся. На основном четырехугольном объеме высятся пять глав, обрамленных кокошниками. К нижнему ярусу храма примыкает обходная галерея. С западной стороны пристроена трапезная и двухъярусная колокольня. В храме были созданы особые молельные комнаты царя и царицы (зимняя и летняя). Иконостас пятиярусный, середины XVIII в. Примечательны висячие подсвечники перед иконостасом с лампадами розового стекла и подвесками в форме мечей и крестов. Колокольня возведена в 1824 г. Настенная живопись в интерьере выполнена в 1836 г. При устройстве в 1848 г. приделов преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая для них были сооружены иконостасы по проекту архитектора М.Д. Быковского. В 1884 г. появился придел преподобного Алексия, человека Божия, и в 1917 г. – мученика Трифона.

http://sobory.ru/article/?object=03623

Но уже к 2010 году стараниями сельских жителей и, прежде всего, монахинь Епархиального женского монастыря во имя блаженной Ксении Петербургской, расположенного в селе Долбенкино, заканчивается реставрация фасадов, обустроено внутреннее убранство церкви, усыпана щебнем и укреплена дорога от монастыря к храму, оборудовано место под автостоянку у входа в храм. Не случайно сам Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон совершил 13 июня 2010 года божественную литургию в храме Воскресения Словущего, на которой присутствовали послушницы и настоятельница женского монастыря, паломники из города Орла, Московской и Курской областей, учащиеся и преподаватели сельских школ Малобобровского и Лубянского сельских поселений Дмитровского района Орловской области. В настоящее время церковь является действующей. По воскресным дням и большим церковным праздникам в ней проводятся богослужения. Источники: Неделин В.М., Ромашов В.М. Архитектурные древности Орловщины. - Орел: Вешние воды, 1998. - 192 с., ил. Труды Орловской ученой архивной комиссии. 1891 г. (стр. 230-231). Сайт " Город Орел в картинках " : http://www.orelvkartinkax.ru/ado_dmit.htm На месте села Лобанова-Долбенкина, по преданию, была когда-то деревня Долбута, переименованная в село Долбенкино с устройством церкви. В 1844 г. по ходатайству местного помещика князя Лобанова-Ростовского село наименовано Лобановым. Первоначально в Лобанове была церковь деревянная, небольшая, в честь Обновления храма Воскресения Христова, но когда и кем эта церковь устроена – неизвестно. В 1781 г. была устроена в селе Долбенкине новая церковь. Иконостас в этой церкви, по всей вероятности, был поставлен только в 1784 г. Этот храм существовал в Долбенкине до 1805 г. В 1804 г. на средства помещика села князя Лобанова-Ростовского начато строительство небольшой каменной церкви и окончено в мае месяце 1805 г. В этом месяце она была освящена во имя Обновления храма Воскресения Христова. Церковь эта была небольшая, маловместительная и холодная. В 1897-98 гг. храм в селе Лобанове расширен и капитально отремонтирован, а из холодного сделан теплым.

http://sobory.ru/article/?object=10096

В 1792 г. тщанием Ивана Николаевича Нагаева была возведена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Вверху, над трапезной, размещался придел во имя святителя Николая Чудотворца. К храму Воскресения Словущего были приписаны ветхая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тол-бине (ее упразднили за малоприходством в 1783 г. по прошению помещицы, княгини Ирины Михайловны Юсуповой) и каменная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в селе Никулине. В 1812 г. Воскресенский храм пострадал от нашествия французской армии, но в меньшей степени, нежели соседние церкви. Священнику Феодору Яковлеву удалось сохранить часть богослужебной утвари и библиотеку, за что он был награжден крестом на Владимирской ленте. В 1845 г. в приходе состояло 117 дворов. У священника был собственный деревянный дом, построенный на земле, данной помещиком, а у диакона и пономаря — собственные деревянные дома, но на церковной земле. Пахотных и сенокосных угодий при храме было 33 десятины. В 1847 г. помещица Екатерина Ивановна Безобразова испросила благословение епархиального начальства на возведение каменной церкви в селе Сертякине. На эти нужды она жертвовала 8 000 рублей ассигнациями. Владелец села Толбина, князь Николай Борисович Юсупов, отдал на строительство нового храма приписанную к нему упраздненную белокаменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. После разбора этого храма на месте престола должен был быть установлен памятник с крестом, ранее венчавшим церковь. 20 декабря 1848 г. Е. И. Безобразова сообщила в консисторию, что «…оставила предпринятое… дело впредь до улучшения состояния». Работы были полностью завершены лишь к 1859 г. Воскресенский храм относится к стилю позднего классицизма с элементами национального стиля. Церковь состоит из центрального двусветного четверика, завершенного круглым деревянным барабаном, обшитым железом и увенчанным куполом, алтарной апсиды и трапезной с примыкающей к ней колокольней. Алтарь, одинаковый с четвериком по ширине, имеет в центре апсидальный выступ. Прямоугольная в плане трапезная, в которой размещены два придела, немного шире четверика. Колокольня доминирует в объемной композиции здания. На ее двухэтажный, вытянутый в высоту четверик основания поставлен ярус звона со скошенными углами. Он завершается круглым деревянным барабаном на аттике и куполом.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010