В храме находились почетные гости, члены рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и организационного комитета Русской Православной Церкви по проведению юбилейных торжеств, благотворители, многочисленные паломники. На телеканале «Первый Тульский» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения, за которой верующие могли наблюдать на экранах, установленных на территории рядом с храмом. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Также были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих «вождей и воинов, на поле Куликовом за веру и Отечество жизнь свою положивших». За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Илию Ермакова, клирика храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры. По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с кратким словом, в котором поздравил председателя Правительства России, губернатора Тульской  области, архиереев и всех молящихся с отмечаемым в текущем году 700-летием преподобного Сергия Радонежского. «У всех на памяти торжества в июле в Троице-Сергиевой лавре, а сегодня мы собрались здесь, на Куликовом поле, чтобы вспомнить как тех ратников, которые отстояли нашу Родину, положили начало ее освобождению от иноземного ига, так и имя преподобного Сергия, который имел непосредственное отношение к этой битве», — отметил Святейший Владыка.   Предстоятель Русской Церкви поблагодарил духовенство храма прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле за труды по пастырскому окормлению местных жителей и многих паломников. В дар храму Святейший Владыка передал пасхальные покровцы. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле Идею возвести на священном месте Куликова поля — Красном Холме — мемориальный комплекс, в составе которого был бы и храм во имя преподобного Сергия Радонежского, в 20-е годы XIX века озвучил генерал-губернатор А.Д. Балашов.

http://patriarchia.ru/db/text/3753779.ht...

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 года на месте рождения и воспитания преподобного Сергия, где была вотчина его родителей. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением явления старца-инока отроку Варфаламею надписи, монастырь основан именно на том месте, где «явился ангел Господень в образе инока отроку Варфаламею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия лавры». С 1726 года по 1731 год монастырь был женским. В монастырском храме, с приделами преподобного Сергия и Никона, святых Афанасия и Кирилла, хранится с горящей перед ней неугасимой лампадой икона преподобного Сергия, писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей святых Дмитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба. В том же храме у южной стены лежит чугунная плита жившего в этой обители на покое и здесь же скончавшегося (1 января 1842 года) Августина (Сахарова), епископа Оренбургского. При монастыре школа, а с 1893 года, в память 500-летия кончины преподобного Сергия, — странноприимный дом и богадельня для заштатных церковно-служителей с их вдовами и сиротами. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

http://sobory.ru/article/?object=00602

А. В. Кузьмин Иконография Наиболее ранние образцы иконографии М. встречаются в подробном цикле иллюстраций к лицевому Житию прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21). Однако среди многочисленных изображений братии Троицкого монастыря имя «Макареи» подписано только на неск. миниатюрах, сопровождающих рассказ «о видении ангела, служаща со блаженным Сергием» (Л. 238 об.- 241). М. написан в группе иноков, молящихся в храме во время богослужения, одет так же, как и другие монахи, в рясу, мантию и клобук с воскрилиями, борода довольно длинная, более узкая на конце, вокруг головы обозначен нимб. Старец беседует с прп. Исаакием Молчальником, указывающим ему на священнодействие в алтаре, потом вместе они вопрошают прп. Сергия и получают его признание. В кон. XVII - нач. XVIII в. троицкая рукопись была скопирована и дошла в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). В клеймах житийных икон, на литографиях с изображением сослужения ангела прп. Сергию Радонежскому свидетелем чуда представлен, очевидно, прп. Исаакий (см.: ПЭ. Т. 27. С. 21-22). Краткое описание облика М. содержится в иконописном подлиннике кон. XVIII в., в отдельном перечне учеников прп. Сергия Радонежского без указания дня памяти: «Надсед, брада Василия Кесарийского, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 161). Изредка образ М. помещали в композиции «Собор Радонежских чудотворцев». Так, он представлен вполоборота влево 1-м справа от центра в среднем ряду, напротив прп. Сергия Обнорского и перед прп. Онисимом Радонежским, на наиболее ранней известной иконе этого сюжета «Прп. Сергий с учениками в молении Св. Троице» (посл. четв. XVII в., СПГИАХМЗ; вклад в ТСЛ кнг. А. Шереметевой). Святой одет в оливковую рясу и коричневую мантию, синюю схиму, голова не покрыта, руки подняты в молении. Он не стар, с шапкой русых волос и окладистой бородой средней величины, на конце слегка раздвоенной; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: «Прп(д)бны(и) Макари(и)».

http://pravenc.ru/text/2561306.html

Как наместник ТСЛ, К. оказался в центре событий, связанных с закрытием обители советскими властями. 31 авг. 1918 г. сотрудники ВЧК произвели обыск в Гефсиманском скиту. Осенью того же года началась конфискация имущества, принадлежащего лавре. После национализации земельных владений лавры Наркомпрос 1 нояб. 1918 г. утвердил Комиссию по охране памятников старины и искусства ТСЛ. В нач. 1919 г. вышло постановление президиума Московского Совета о передаче монастырских помещений Отделу народного просвещения. В лавре была создана трудовая артель. В то же время в местной газ. «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи о лавре, о мощах прп. Сергия Радонежского и возможности их вскрытия. В дни Великого поста в Трапезном храме лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. К. произнес речь, в к-рой призвал верующих защитить от поругания священное место, где отпечатались стопы прп. Сергия. Вскоре после этого в храмах лавры, в академическом храме и посадских приходских церквах стали собирать подписи под прошением Совнаркому не вскрывать мощи прп. Сергия. 4 марта 1919 г. братия лавры во главе с К. обратилась к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами прп. Сергия. 20 марта патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) также обратился к председателю Совнаркома по поводу кампании по вскрытию мощей. Несмотря на просьбы верующих, решение о вскрытии мощей прп. Сергия было принято на пленуме местного городского Совета 1 апр. 1919 г. Это было подтверждено Московским губисполкомом 4 апр. того же года. Вскрытие мощей прп. Сергия было произведено 11 апр. К. отказался собственноручно вскрывать гробницу, поручив это иером. Ионе, благочинному лавры. Вскрытие мощей продолжалось в течение 2 ч. Ночью 3 нояб. 1919 г. в лавре неожиданно был произведен обыск и изгнание всей братии. Лаврских монахов выселили в Гефсиманский скит. 26 марта 1920 г. вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой лавры и передаче мощей лавры в московский музей». Закрытие лавры произошло 7 мая 1920 г. патриарх Тихон 10 мая 1920 г. осудил закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи как нарушение декрета «Об отделении церкви от государства...» . Мощи прп. Сергия остались в лавре.

http://pravenc.ru/text/2462035.html

1679 г. в присутствии царя Феодора Алексеевича освящен каменный собор во имя вмц. Екатерины с трапезной и колокольней над ней. В кон. XVII в. в храме был устроен сев. придел во имя прп. Сергия Радонежского (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 76). После 1757 г. старая каменная колокольня, построенная над трапезной, обветшала и была разобрана. 3 сент. 1763 г. был освящен юж. придел во имя свт. Димитрия Ростовского, устроенный иждивением кн. Д. Ю. Трубецкого (Там же. Ед. хр. 84). Согласно офицерской описи 1764 г., одноглавая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского была покрыта тесом, глава - зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 180. Л. 2). В 1764-1765 гг. строитель Пахомий с братией отстоял придел прп. Сергия Радонежского от притязаний владельца с. Суханова А. Г. Гурьева, который хотел обратить его в приходскую церковь для своих крестьян, полагая, что пустынь скоро упразднят. Настоятель в донесении в консисторию писал, что «спорный» придел был устроен иждивением боярина Т. Н. Стрешнева ок. 70 лет назад «на помин души», а не для служения мирских треб. Его поддержал кн. Трубецкой. Сухановским крестьянам, которые ходили на богомолье в пустынь, было предписано по-прежнему для мирских треб обращаться в церковь с. Ермолина (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 84). Собор во имя вмц. Екатерины (ок. 1800-1802) и трапезная церковь (1787). Фотография. 2008 г. Собор во имя вмц. Екатерины (ок. 1800-1802) и трапезная церковь (1787). Фотография. 2008 г. В 1787 г. к Екатерининскому храму была пристроена новая 2-этажная трапезная, включившая приделы во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского; на верхнем этаже разместился холодный придел во имя апостолов Петра и Павла. Ок. 1800-1802 гг. с востока к трапезной был пристроен новый объем собора вмц. Екатерины, оказавшийся точно по центру мон-ря. Храм сооружен в сдержанных формах классицизма. Бесстолпный 2-светный четверик завершен ротондой с невысоким куполом и главкой на тонкой шейке-барабане.

http://pravenc.ru/text/189639.html

21 мая 2005 года в день памяти апостола Иоанна Богослова Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел освятил престол в храме Воскресения и Крест для купола часовни Прп.Сергия Радонежского. 3 сентября 2005 года состоялся первый Крестный ход вокруг города Теплодара с мощами святителя Николая Чудотворца. 13 сентября 2005 года архиепископ Почаевский Владимир передал в дар монастырю икону преп. Ивова Почаевского и икону преп. Амфилохия Почаевского с частицами их мощей. 26 сентября 2005 года первый - престольный праздник в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 8 октября 2005 года - установление и освящение иконы - мозаики Прп. Сергия Радонежского на часовне. Но чья-то злая рука в этот же период времени разбивает лампаду у иконы Сергия Радонежского, а саму икону забрасывают комьями грязи. 10 ноября 2005 года освятили и подняли Крест над центральным куполом храма Воскресения в день памяти преподобного Иова Почаевского. 5 декабря 2005 года игумения Елисавета Гефсиманского монастыря Марии Магдалины РЗЦ в Иерусалиме передала в дар обители мощи прпмц. Княгини Елисаветы и прпмц. Варвары. 14 декабря 2005 года схиархиепископ Алипий передал в дар монастырю частицы мощей: прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского, свт. Луки Крымского, свт. Патриарха Тихона, свт. Игнатия Брянчанинова , свт. Алексея Карпаторусского. 1 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил купола и кресты храма Воскресения. В этот же день владыка совершил первый постриг в рясофор послушницы монастыря. 22 марта 2007 года Высокопреосвященнейший Агафангел Митрополит Одесский и Измаильский во время всенощного бдения совершил постриг в малую схиму трех насельниц монастыря. 18 ноября 2007 года Крестным Ходом по маршруту Афон – Греция – Бари (Италия) – Одесса прибыла чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», писанная для монастыря на Святой Горе Афон. 15 мая 2008 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил икону свв.Бориса и Глеба и Голгофский Крест, установленные на въезде в наш город. Сегодня, возрождая традиции монастырской жизни по принципу взаимодополнения труда и молитвы в аскетическом делании, матушки монастыря трудятся в просфорне, на монастырской кухне, швейной мастерской, на небольшом участке огородных грядок и сада.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

В конце XVII в. с северной стороны трапезной был сооружен придел как самостоятельная церковь Климента, папы Римского (с 1819 г. прп. Сергия Радонежского), состоящего из пятиглавого четверика и трапезной. В интерьере Знаменского храма сохранилась живопись 1850 г., в приделе — 1909 г. (выполнена Е. П. Пашковым по эскизам М. В. Нестерова). Храм закрыли в 1930 г., здание приспособили под физическую лабораторию. В 1960-1970-х гг. церковь частично реставрировали. В 1997 г. храм возвращен верующим, первым освятили Всехсвятский придел. При храме действуют воскресная школа для детей и взрослых, Историко-краеведческое приходское общество, при котором открыт небольшой музей. В 2002 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Знаменскому храму официально придан статус храма при ГУ МВД по г. Москве. В 2007 г. основные работы по реставрации шли в приделе преподобного Сергия Радонежского, был изготовлен иконостас для Сергиева придела, который установили в декабре 2008 г. В феврале 2008 г. Филатовскими реставрационными мастерскими (г. Москва) началось восстановление уникальной живописи в Сергиевом приделе, проводившееся по сохранившейся фотофиксации. В приделе преподобного Сергия Радонежского в 1914 г. в стиле раннего русского модерна по эскизам и при участии М.В. Нестерова придел расписал его ученик Е.П. Пашков. Известное всем " Явление отроку Варфоломею " (фрагмент из жития преподобного Сергия Радонежского) заняло свое место на южной стене придела, в алтаре на Горнем месте находится " Сыне Единородный " В.М. Васнецова. Церковный модерн, прекративший свое развитие в связи с революцией 1917 года, встречается крайне редко. Поэтому придел преподобного Сергия имеет огромное значение не только для прихожан храма, но и для специалистов: художников, реставраторов, искусствоведов. В марте 2009 г. работы по восстановлению живописи завершились, а в октябре 2010 г. были подняты хоросы и повешены светильники, изготовленные по специальной технологии для этого придела.Много находок и открытий было сделано в это время. Самый яркий пример - осколки мраморной плиты в память сотрудников жандармерии, погибших в 1905-1906 гг. Теперь их имена занесены в синодик храма и поминаются за каждой Божественной литургией. А нынешнее руководство милиции занесло их имена на Доску памяти, у которой проходят панихиды о погибших сотрудниках.

http://sobory.ru/article/?object=04540

а еще родителям святого с почтением поклонилась. Попросила молитвенной помощи о сыне он был в то время в военном училище и благополучно приехал домой. А еще я прикладывалась к иконе святого просила обвенчаться с мужем, который не ходил в храм. Брала благословение у батюшки и по приезду я мужу сказала что получила благословение на венчание, но не настаивала и он сам спросил когда пойдем на венчание. В храме нас венчали Сергия Радонежского и икона бала та же самая как и в лавре тот же лик Преподобного. галина 18 июля 2013, 12:16 Я наверное самая великая грешница на земле, но когда смотрю на икону прп. Сергия на глаза наворачиваются слезы стыда и трепет охватывает меня перед вечностью. Моли Бога О мне грешной р.б. Галине прп. Сергие. наталья 7 декабря 2012, 11:03 В далеком 1984 году я работала в военкомата.Я тогда была беременна- перед декретом.Пришел мужчина.На вопрос - место работы - он мне ответил,что он священник в церкви.Я будучи далека от церкви - задала ему вопрос: " Вот Вы священик и что верите,что есть Бог? " На это он мне сказал. " А Вы знаете,что у нас была Куликовская битва.А так как я хорошо училась в школе я ему ответила когда,с кем и и что во главе русских стоял Дмитрий Донской.А Вы знаете,что войска монголо-татар превосходили русские силы намного?Можно ли в таких условиях победить так просто.Я задумалась...Спесь моя быстро прошла.А Вы знаете,что на русской земле был такой Святой Сергий Радонежский он благословил Дмитрия Донского на этот бой и мощи его по сей день почитают верующие в России.Он ушел........Разговор с этим человеком запал мне в душу на всю мою жизнь.Но самое удивительное,что вскоре я родила девочку в день Святого Сергия Радонежского 18 июля.Об этом я конечно узнала много лет спустя.Когда дочке было 5 лет мы с ней покрестились.Для меня это чудо настоящее.Спасибо Святому Сергию.Выросла очень хорошая девочка. Чираков Павел 19 июля 2012, 00:38 я его восхваляю еще за то,што он является мерилом познания человека,а через это и Творца бытия.это видно из его подвигов и служения отчизнею

http://pravoslavie.ru/31224.html

Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского.  Примечательно, что престол сестринского храма во имя преподобного Серафима Саровского находится именно там, где в 2013 г. был заложен первый камень в основание Иверской обители. Поэтому сестры и прихожане благоговейно почитают батюшку Серафима не только как святого покровителя русского женского монашества за его непрестанные молитвы и труды по устроению Дивеевской лавры, но и как сугубого молитвенника об орской обители. Первая Божественная литургия состоялась 4 марта 2015 г. Храм святой преподобной Марии Египетской  расположен в центре внутреннего дворика монастыря как высокий ориентир, символизирующий древнее женское подвижничество. Так, по замыслу духовника обители о.Сергия, этот храм призван переносить нас в древность, напоминать нам о старинных храмах, сохранившихся до наших дней в Грузии, Греции, укреплять нашу веру и вдохновлять на подвиг в служении Богу. Строительство храма началось ранней весной 2014 г., а уже 1 августа того же года в нем совершилась первая в монастыре Божественная литургия. Очень символично, что это событие произошло именно в храме прп. Марии Египетской, великой подвижницы, причем 1 августа – в день празднования памяти прп. Серафима Саровского, особо почитаемого всеми насельницами. Тем самым как бы положено духовное начало подвигам будущих насельниц Иверской обители. Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского.  Имя этого подвижника Православия особо почитается всеми верующими людьми. Вот почему в день Великой Победы, в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, был заложен монастырский фруктовый сад. А год спустя, в мае 2014 г., в этом саду был освящен первый камень в основание строящегося храма в честь преподобного.  Первая Божественная литургия в новом храме состоялась 18 июля 2016 года. Храм во имя святого преподобного Гавриила Ургебадзе.  Это, скорее всего, один из первых храмов в России, посвященный грузинскому подвижнику как символ дружбы и духовной связи орчан с грузинским народом. В нем есть подаренная грузинами икона этого святого с частицами его праха, а также подарок, благословленный Святейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией, – икона святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Финансировала строительство храма грузинская диаспора, семья Читишвили. Церковное сооружение выполнено в грузинском стиле, обложено диким камнем. К храму пристроена келья, где могут уединяться сестры монастыря в годовщину своего пострига на трехдневное бдение. 8 мая 2016 года над фундаментом храма сёстры ещё читали акафист прп. Гавриилу, 23 октября на храме был установлен крест в грузинском стиле с виноградной лозой, а 2 ноября того же года в этом храме уже состоялась первая Божественная литургия.

http://sobory.ru/article/?object=44623

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010