[Рец. на:] А. Неселовский. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906 г. Источник См. также « Чины хиротесий и хиротоний » А. Неселовский Чины хиротесий и хиротоний, или постановлений в низшие и высшие степени клира, имеют, как и все церковные чинопоследования, свою историю. «Простые и несложные вначале, они постепенно развивались и осложнялись, стремясь достигнуть такой формы, которая бы возможно совершеннее выражала мысль, соединённую с тем или другим чином» (стр. IV). Сообразно с этим и изучение их истории, к чему стремится автор, сводится к указанию того пути, которым шло развитие того или другого чина, выяснению тех изменений и дополнений, каким он подвергался в течение веков, определению причин, под воздействием которых совершался процесс развития, и уяснению смысла и значения входящих в состав его актов (Ibid.). Для выполнения подобной задачи автор обращается к обзору греческих и русских чинов хиротесий и хиротоний за различные периоды, начиная с III-IV в., производит тщательное сопоставление священнодействий, молитвословий и внешних символических действий, которыми было обставлено поставление в члены клира. При обилиии подлежащего изучению рукописного и печатного материала, множестве мелочей и подробностей, его труд превращается в кропотливую, требующую постоянного и напряжённого внимания, работу. Произведённая, несмотря на трудность, с редкою тщательностью, она несвободна тем не менее от некоторых недостатков: остались не использованными кое-какие документы, и оказались неверно понятыми и освещёнными некоторые подробности. К числу первых относится известный «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» – памятник III-IV в. Знакомство с ним заставило бы автора изменить некоторые суждения по вопросу о поставлении чтецов. И прежде всего, свидетельство «Testamentum’a», что хиротесия чтеца начинается вручением ему книги, за которым следует назидание (стр. 105–7), не позволяет считать данный акт той новой подробностью, которая встречается, по словам автора, в чинах постановления чтеца IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рукоположенный иерей с Залогом в руках Согласно совр. правосл. изданиям богослужебных книг, вручение З. происходит после освящения Даров: в совр. рус. традиции - перед словами эпиклезы       в совр. греч. традиции - после окончания эпиклезы и 1-й ч. intercessio, перед возгласом Εν πρτοις μνσθητι, Κριε (        ) (см.: Θουντολης. 1977. Σ. 21). Архиерей вручает З. (обычно он сразу полагается на отдельный дискос и подается уже на нем) ставленнику, говоря:                                                               (Чиновник. Кн. 1. С. 97-98; в греч. традиции текст неск. отличается, см.: Дмитриевский. 1904. С. 103; Τρεμπλας. Μικρν Εχολϒιον. Τ. 1. Σ. 235). Получив З., новорукоположенный священник держит его в руках до возгласа     когда З. вновь ставится вместе с остальным освященным Хлебом на главный дискос. Согласно первоначальной византийской практике, отраженной в ряде древних рукописей чинов хиротоний (в т. ч. в их древнейшем слав. переводе; см.: Желтов. 2005. С. 150, 155), З. вручался ставленнику не после, а до освящения Даров; тем самым смысл вручения З. состоял в том, что новорукоположенному священнику сразу после его хиротонии доверялось освятить хлеб Евхаристии, хотя и не в качестве предстоятеля (его место занимал рукополагающий епископ), а в качестве сослужащего, чтобы сразу явить главное содержание полученного во время рукоположения священнического служения. Такой порядок полностью соответствовал порядку чинов хиротоний в др. церковные и священные степени: чтецу после хиротесии вручался Апостол, и он читал из него зачало; певцу - Псалтирь, и он пел по ней прокимен; диакону после хиротонии - Св. Чаша, и он причащал из нее народ Св. Кровью (впосл. эта практика была отменена в связи с повсеместным распространением практики причащать мирян с помощью лжицы, одновременно Св. Телом и Св. Кровью); наконец, епископ после хиротонии вставал на место предстоятеля (в современной практике новорукоположенный епископ не занимает место предстоятеля, но по-прежнему произносит возглас, который некогда был 1-м возгласом предстоятеля на литургии,     перед Апостолом). Вручавшийся новорукоположенному неосвященный хлеб представлял собой отдельный Агнец (в Византии долго сохр. практика совершения литургии по мере необходимости на мн. Агнцах и Чашах; см.: Taft. Great Entrance. P. 208); архиерей подавал его новорукоположенному в молчании (см.: Θουντολης. 1977. Σ. 22), и тот читал над ним одновременно с архиереем всю анафору .

http://pravenc.ru/text/182537.html

Глава I. Чин поставления во чтеца и певца §1. Хиротония На поставление. На малых детей, по примеру древних праотцев, Сам Христос – Господь возлагал некогда Свои руки, исполненные благодати и даров, изливая на них богатство Своего благословения и подавая немощным надежду здравия. Равным образом и преемники Его Божественной власти и строители Таин, св. апостолы, как читаем в их Деяниях и посланиях, возлагали свои руки прежде на главы тех, которых после крещения желали сподобить нашествия Св. Духа, а потом и тех, которых для преподаяния христианам Св. Таин намеревались посвятить в служителей и отцев, – то есть возвести на степень диаконов, священников и епископов. Св. церковь наша всегда сохраняет сей священный обряд, и сверх того всякий день простирает руки на оглашенных, кающихся и бесноватых во свидетельство особенной любви своей к ним, дабы одних освободить от демонского мучительства и изъять от греха, других утвердить в возвращаемом им прежнем благосостоянии, а иных приобрести себе. Во всех сих случаях она подает свои руки в залог и знамение того, что, воззывая их к обещаемому усыновлению, она приемлет каждого из них в свое материнское лоно, привлекает к благочестию и объемлет своею любовию, как чад своих. Сие преемственное рукоположение, ведущее свое начало от Христа и апостолов, по двоякому образу его совершения получило у церковных писателей и толкователей св. правил и наименование двоякое: одно называется хиротониею (слово сие происходит от греческого χερ – рука и τενω – распростираю): это истинное рукоположение, посредством которого нарочито избранные посвящаются в алтаре для священнодействия истинного и таинственного Тела Христова, – т.е. диаконы, священники и епископы. Хиротесия Другое хиротесиею (от греческого χε ρ рука и θ σις положение): это руковозложение или поставление, которое вне алтаря приемлют чтецы, иподиаконы и другие, производимые в некоторые посторонние должности, кроме священнодействия. Посредством хиротонии совершается самое таинство священства; а хиротесия есть только обряд и возводит людей в такое служение, которое не касается священнодействия: и потому хиротесия есть действие, некоторым образом постороннее и случайное, которое совершается и над кающимися и над немощными и т. п. Сие различие объясняет Симеон Солунский (в гл. 156) следующим образом: «две хиротесии, т.е. рукоположения: одно производится вне алтаря, при производстве в должности чтеца и иподиакона и некоторых других, например, экдика, иконома и проч. Другого же особенного рода хиротоний, совершаемых внутри алтаря, у подножия св. престола, только три, во образ Святой Троицы». Различие хиротоний

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VI. Чин избрания и рукоположения архиерейского §1. Архиерей не производится без избрания При избрании архиерея особенно принимается во внимание то, чтобы на сию священноначальническую степень никто не восходил сам собою без соборного или синодального избрания; тогда как прочих низших степеней, начиная от чтеца до священника, может искать всякий, кто пожелает. Симеон Солунский (в гл. 187) говорит: «всем, достигшим чистого жития в православной вере, дозволяется искать прочих степеней священства, то есть посвящение чтеца, хиротесию иподиакона, хиротонию диакона и пресвитера со всеми производствами в некоторые другие почетные должности, относящиеся к степеням сим. Но епископства никто не должен искать и не может просить сего сана, без особенного усмотрения и избрания на суде соборном. Если кто и достоин взойти на эту степень по суду человеческому, все же он должен подчиниться суду соборному и не может получить сана без священного избрания. Посему особенно нужно наблюдать, чтобы никто не искал, не предупреждал избрания Синода, не назывался сам, не допускал никаких происков к тому, чтобы обратить на себя внимание Синода. Ибо, хотя апостольский приговор начался от апостолов, когда произведен Матфий в чин двенадцатого апостола на место отпадшего Иуды; но избрание ведет свое начало от Самого Спасителя, Который есть Началовождь и Совершитель нашего спасения. Когда Он избрал Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, Филиппа, Нафанаила, Матфея и прочий лик учеников, то сказал им: не вы Мене избрасте, но Аз избрах вы, да идете и плод принесете, и плод ваш пребудет ( Ин.15:16 ). Итак, от Него и чрез священнослужителей Его должны быть избираемы и рукополагаемы поставляемые во епископов. Особенно же, если избрание будет произведено так, как Он хочет, то и хиротония будет совершена истинно – Им, хотя и посредством людей, удостоенных Его церковию; и божественные действия будут совершаемы достойным образом». Если избрание епископа должно быть произведено таким образом чрез других епископов: то для приведения в исполнение сего долга установлены особенные правила, в которых изображено (в первом апостольском правиле): епископа да поставляют два или три епископа, и в 4 правиле первого Вселенского собора: «епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

[греч. πολτως χειροτονεν, лат. ordinatio absoluta], рукоположение (епископское, пресвитерское, диаконское), совершаемое без назначения конкретного места служения или должности для рукополагаемого лица. Древнее церковное право соединяло акт посвящения с юридическим актом определения на должность. Χειροτονα или προχερησις подчеркивали прежде всего момент юридический, слово же χειροθεσα означало собственно посвящение через возложение рук, в дальнейшем оно стало употребляться применительно к посвящению в низшие степени (подробнее см. Хиротесия и Хиротония ). Халкид. Собор в 6-м прав. признал недействительным А. р.: «Решительно никого, ни в пресвитера, ни во диакона, нижè в какую степень церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму. О рукополагаемых же без точного назначения святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившего их». Это запрещение основывается на том, что духовная власть, получаемая через рукоположение, должна постоянно проявляться в активном служении рукоположенного в той церкви, в к-рую он назначен. Однако 6-е прав. Халкид. Собора не упоминает об абсолютных епископских хиротониях, запрещая А. р. членам клира от пресвитера и ниже; объясняется это тем, что еще ранее Анкир. Собор 18-м прав. и Антиох. Собор 17-м и 18-м прав. дали установления относительно А. р. епископов: «Аще которые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты епархиею, в которую наречены, восхотят на иные епархии наступати, и поставленных тамо утесняти, и воздвигати противу их возмущения: таковых отлучати от общения церковного. Аще же восхотят с пресвитерами сидети, где прежде были пресвитерами: не отъимати от них сея чести. Аще же будут воздвигати смятения противу поставленных тамо епископов: лишати их и пресвитерския чести, и быти им отрешенным» (Анкир. 18, см. также I Всел. 8). Правило не лишает епископа достоинства, оно предоставляет ему возможность пользоваться честью, равною с пресвитерами, за неимением более высокой должности (ср. Халкид. 29). Если не по своей вине, а по причине, «от него не зависящей», окажется епископ без места служения, «таковый да участвует и в чести, и служении епископом, токмо нимало не вмешиваяся в дела церкви, где пребывает, и да ожидает, что определит о нем совершенный Собор тоя области, по представлении в оный дела» (Антиох. 18). Нарушения этого установления на Востоке фиксируются в новелле Алексея I Комнина 1107 г.: при софийской церкви было много клириков, не получавших никакого содержания и ожидавших должности. Иоанн Зонара в толковании на 6-е халкид. прав. говорит, что в древности не только архиереи рукополагались во епископа определенного города, но и проч. клирики прямо были наименованы как священники, диаконы и проч. такой-то церкви, а «ныне [XII в.] это совсем оставлено» (...).

http://pravenc.ru/text/абсолютное ...

[Лаики; греч. λακς - из народа], лица, принадлежащие к Церкви и не входящие при этом в состав духовенства , или клира . В совокупности М. составляют церковную паству. Все члены Церкви разделены на 2 основных разряда. К 1-му разряду принадлежат клирики, призванные Св. Духом через посвящение ( хиротонию или хиротесию ) исполнять церковное служение: проповедовать, совершать таинства, требы и иные богослужебные чинопоследования ( епископы и пресвитеры ) либо помогать при их совершении ( диаконы , церковнослужители ), занимать руководящее положение в делах церковного управления. Второй разряд составляют М., которые тоже являются полноценными участниками церковной жизни в разных ее проявлениях. Члены Церкви, клирики и М., равны в надежде на спасение, на вхождение в Царство Небесное. Но, как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же»,- учит ап. Павел (1 Кор 12. 4-5). В Послании к Ефесянам сказано: «И Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4. 11-16). Широкое участие М. в церковной жизни имеет своим догматическим основанием учение ап. Петра о всеобщем священстве: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр 2. 9-10).

http://pravenc.ru/text/2563360.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931, хутор Любович Валуйского р-на Центральночернозёмной обл. (ныне Белгородской обл., Россия) - 30.06.2005, с. Вел. Дальник Беляевского р-на Одесской обл., Украина), один из деятелей катакомбного движения , архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ). Из семьи раскулаченных крестьян. Рос сиротой. В 1946 г. примкнул к одной из катакомбных общин. 24 марта 1950 г. арестован в г. Балашове Саратовской обл. по обвинению в участии в «антисоветской церковной организации». Проходил по одному делу с группой катакомбного духовенства и мирян. 13 янв. 1951 г. приговорен к 10 годам заключения. Отбывал срок в Карагандинском ИТЛ. В 1955 г. освобожден по амнистии. В 60-х гг. ХХ в. поддерживал через проживавшего на Афоне архим. Евгения (Жукова) переписку с Чилийским архиеп. РПЦЗ Леонтием (Филипповичем) . В нач. 1971 г. рукоположен Иркутским и Читинским архиеп. РПЦ Вениамином (Новицким) во иерея (по др. сведениям - во диакона). С 1973 г. нелегально окормлял катакомбные общины в разных частях страны. В 1975 г. принял монашеский постриг с именем Лазарь. Поддерживал связи с Женевским и Западноевропейским архиеп. РПЦЗ Антонием (Бартошевичем) , через которого обратился с просьбой о переходе в юрисдикцию Зарубежной Церкви. 11 янв. 1981 г. заочно возведен архиеп. Антонием в сан архимандрита. Был рекомендован как один из кандидатов в архиереи для окормления катакомбных общин в СССР. 10 мая 1982 г. прибывший в Москву по туристической визе Каннский еп. РПЦЗ Варнава (Прокофьев) единолично совершил тайную хиротонию Л. во епископа Тамбовского и Моршанского. В период перестройки Л. перешел к открытому служению. В мае 1990 г. участвовал в Архиерейском Соборе РПЦЗ в Нью-Йорке (США), где над ним была соборно совершена хиротесия как восполнение его тайной хиротонии 1982 г. Собор принял постановление о «свободных приходах» Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/2462535.html

протоиерей Ростислав Лозинский Глава 5. Благодать таинства священства (дары, получаемые пастырем в чинах хиротоний) 1 . Хиротония. 2 . Хиротесии и хиротонии. 3 . Первая степень священства. 4 . Сущность иподиаконского служения. 5 . Дары диаконского служения. 6 . Благодать священства. 7 . Залог пастырства. Заключение Приложения: 1. Священное писание о пастырстве; 2 . Указатель литературы. В последней заключительной главе будет говориться о дарах Благодати, полученных каждым священником при посвящении в сан. Может возникнуть вопрос: не следовало бы эту главу из заключительной поместить в предначинательную, в виде вступления к работе; ведь хиротония предшествует священническому служению. Автор работы умышленно о дарах хиротоний говорит в заключении работы, чтобы пред духовным оком пастыря прошел весь священнический благодатный путь становления, чтобы священнослужитель еще раз мог почувствовать и поразмыслить о том, каких даров удостоен от Бога в совершенных над ним хиротесиях и хиротониях. А это сознание промыслительной Руки Божией, верится, даст новые силы на несение нелегкого священнического Креста в жизни. Не своею силою человека стал священником, а Божием произволением. Господь не оставит своего избранника: укрепит и поможет. 1. Хиротония «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом». Евр.5:4 Найти сразу свое место в жизни, любимое дело на всю жизнь – удел не всех и не каждого. Сравнительно немногие счастливцы, встав на определенный путь, не сходят с него всю жизнь. Еще меньше тех, которые подлинно счастливы на избранном однажды жизненном пути. Если для мирянина неправильно избранный путь – большое личное горе, то для священнослужителя это трагедия не только личная, но и многих, которых он должен вести по пути духовной жизни. К священству многие стремятся с детства, другие приходят позже. Апостол Павел писал, что «никто сам собою не приемлет чести (священства), но призываемый Богом». «Голос призывания» должен ясно звучать в душе кандидата священства. Призвание к пастырству есть тайна Божия, ведомая лишь глубине совести самого человека ( 1Кор.2:11 ) и открываемая проникновенному взору духовника или архипастыря, ответственного за посвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Сортировать по Исключить новости В связи с уходом на покой митрополита Филарета, Священный Синод определил Преосвященным Минским и Слуцким быть митрополиту Рязанскому и Михайловскому Павлу. Митрополит Рязанский и Михайловский Павел (в миру — Пономарев Георгий Васильевич) родился 19 февраля 1952 года в г. Караганде, Казахская ССР. По окончании средней школы и службы в рядах Советской Армии учился в ПТУ. С 1973 г. обучался в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1976 г. В том же году поступил, а в 1980 окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандитата богословия. Кандидатская работа: «Хиротесии в Русской Православной Церкви (истории и чины поставления)». В 1980-81 — годах слушатель аспирантуры при Московской Духовной Академии. В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, 17 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Иеронимом пострижен в мантию с именем Павел, в честь первоверховного апостола Павла, память 29 июня/12 июля. 5 марта 1978 г. рукоположен во иеродиакона, 6 мая — во иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом) (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины), в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой Лавры. С 1979 г. исполнял послушание референта ОВЦС МП. С 15 сентября 1981 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме, с 16 июля 1982 г. — заместитель начальника миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена, 15 августа 1986 г. — в сан архимандрита. С 29 июля 1986 по 19 июля 1988 г. — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. 26 августа 1988 г. назначен наместником Успенского Псково-Печерского монастыря, коим являлся до марта 1992 г. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 19 февраля 1992 года определено быть епископом Зарайским, Управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 22 марта 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе за Божественной Литургией Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными: митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром, архиепископом Псковским и Великолукским Владимиром, архиепископом Солнечногорским, викарием Московской епархии, Сергием, епископом Филиппопольским Нифоном, епископом Истринским, викарием Московской епархии, Арсением, епископом Подольским Виктором, викарием Московской епархии, совершена хиротония архимандрита Павла во епископа Зарайского, викария Московской епархии, Управляющего Патриаршими приходами в США. 1 ноября 1993 года освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде. До 28 декабря 1999 года продолжал служение управляющим патриаршими приходами в США.

http://pravmir.ru/mitropolit-ryazanskij-...

У середу Великого посту Коломну 18 березня 2021 р. 18:02 17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил традиционный архипастырский визит в подмосковную Коломну. В Коломенской духовной семинарии владыку приветствовал глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев. В Трехсвятительском семинарском храме митрополит Ювеналий совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. Перед началом богослужения архиерей совершил хиротесию во чтецов десяти студентов 4-го курса семинарии и преподал благословение на ношение подрясников четырнадцати студентам-первокурсникам. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили ректор КДС епископ Зарайский Константин , благочинный города Коломны и Коломенского церковного округа епископ Луховицкий Петр , настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), духовенство семинарского храма. Богослужебные песнопения исполнил студенческий хор под управлением диакона Николая Глухова. За богослужением владыка рукоположил студента 4 курса Михаила Демидова в сан диакона. По окончании богослужения митрополита Ювеналия приветствовал епископ Константин: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит, наш архипастырь и милостивый отец! Разрешите в этот день приветствовать Вас от имени всей нашей семинарской семьи. Это особый день, потому что год назад мы также Вас приветствовали, молились с Вами на Преждеосвященной Божественной Литургии, также совершалась диаконская хиротония, и мы думали, что и дальше будем учиться так, как учились. Но прошедший год был совершенно особым в жизни духовной школы, был очень трудным и странным, ибо все это время мы находились вне этого храма и этих стен, в первую волну пандемии семинаристы учились в дистанционном режиме. Мы собрались в сентябре и полтора месяца проучились очно, затем опять разъехались на четыре месяца, продолжив учебу через Интернет. Все это время шел учебный процесс, продолжалось общение студентов с преподавателями, и по милости Божией в начале февраля мы снова собрались здесь. Сейчас, слава Богу, все живы и здоровы, учимся и благодарим Бога за эту радость совместной молитвы. Молитва в храме, причащение от единой Чаши, занятия в аудиториях... И вот наступило время Преждеосвященной Литургии. Мы приветствуем Вас, дорогой владыка, просим Ваших архипастырских молитв, благословения, слова, и особенно молитв о том, чтобы будущий год мы учились в очном режиме, как это и положено в духовных школах!»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5789700...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010