После стихир на хвалитех на воскресном бдении на Славу: поется, большей частью, так называемая «Стихира Евангельская», которая называется также «Стихирой утренней». Этих стихир так же, как и ексапостилариев, всего 11, и они всегда соответствуют утренним Евангелиям и помещаются в Октоихе непосредственно после ексапостилариев. Над этими стихирами надписано, на какой глас они должны петься. В некоторые воскресные дни указано петь Евангельские стихиры не после стихир на хвалитех, а после всей утрени, перед чтением первого часа. В таком случае на — Славу: после стихир на хвалитех поются стихиры праздника из Минеи или из Триоди. По отпусте утрени положено петь Евангельские стихиры в те воскресные дни, с которыми совпадет один из двунадесятых Богородичных праздников, предпразднство и отдание Рождества Христова и Богоявления, а также в воскресные дни от недели мытаря и фарисея до недели Всех Святых, потому что там есть своя стихира на — Славу: которая и поется вместо Евангельской стихиры. На бдениях двунадесятых праздников Господских и Богородичных и великих святых обычно бывает на хвалитех только четыре стихиры, которые и припеваются к стихам 150–го псалма, начиная от стиха: — Хвалите Его на силах Его; а на — Славу: и — И ныне: поются также стихиры данного праздника, а в дни памяти великих святых на: — И ныне: поется богородичен. Великое Славословие По окончании пения хвалитных стихир и последней стихиры на: И ныне: настоятель возглашает: Слава тебе, показавшему нам свет:, и лик поет так называемое «Великое славословие», начинающееся словами: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Перед этим, обычно при пении последней стихиры на: И ныне: отверзаются царские врата, остающиеся открытыми уже до отпуста утрени. В этом песнопении, приспособленном к утру, к началу дня, воздается прославление Богу за различные Его благодеяния. Священник от лица всех молящихся воссылает славу и благодарение Богу, как за свет воссиявший нам во дни, так и за свет веры, просветившей нас подобно солнцу и соделавшей нас сынами света и дне (1 Сол. 56 6). В этом песнопении мы благодарим Св. Троицу и особенно Агнца Божия, вземлющего грехи мipa, и просим, да сподобит Он нас все время дня провести без греха. Песнь сия есть древнейшая, ибо о ней упоминают отцы IV beka, напр. Св. Афанасий Вел., в книге о девстве и др. («Смысл и знач. Прав. — Христ. богослужения», Е. 1. стр. 24). Это Великое Славословие, которое поется на воскресном и праздничном бдении, несколько отличается порядком от Славословия, которое читается на каждой будничной утрени, и заканчивается оно пением Ангельской песни: — Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас; трижды, затем: Слава, и ныне; и — Святый Бессмертный, помилуй нас; и последнее заключительное: — Святый Боже; однажды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Так, в ней имеются стихиры малой вечерни (на Господи, воззвах и на стиховне); тропарь с кондаком и икосом; стихиры на великой вечерни (6 — на Господи, воззвах; стихиры на литии и на стиховне); на утрени — седальны (4), се дален по полиелеи и стихира по 50–м псалме. Далее следуют два канона: на гласы 4–й и 8–й; светилен (с Богородичным) и, наконец, хвалитные стихиры со «славной» . Выше указывалось, как писались службы в Византии и сколько авторов могло участвовать в их составлении. В данной же Службе весь объем стихир, канонов, тропаря, кондака и седальнов принадлежит творчеству одного человека. Несомненно, здесь требовался незаурядный талант, чтобы избежать повторений, чтобы сделать отдельные песнопения выразительными, представляющими должное изложение предмета, чтобы за множеством священных гимнов, написанных на одну основную тему, не ушло, а, напротив, подтвердилось основное — восхваление страданий святых мучеников–братьев. Следует признать, что автор Службы, блаженный митрополит Иоанн I не только справился с вставшей перед ним трудной задачей, но, овладев материалом, создал поистине высокое богослужебное произведение, заслуживающее быть признанным «драгоценностью нашей духовной литературы». Преосвященный Иоанн достиг этого благодаря тому, что вложил в созданную им Службу несколько основных идей, которые и были руководящими для него при написании как стихир, так и канонов, тропаря и других духовных песен. Прежде всего создатель Службы хочет подчеркнуть, что прославление и канонизация святых мучеников Бориса и Глеба есть первое чудо для нового, новоизбранного Святым Крещением стада Христова. Эта основная мысль проходит с самого начала богослужения — со стихир на малой вечерни — до хвалитных стихир на утрени. Указанным основным направлениям всего состава Службы очень близка идея отечества, родины, Российской страны, которая, будучи новопросвещенной, призывается участвовать в радости снискания новых для нее молитвенников и светильников. Мысль эта приводится реже, чем первая, основная, о новокрещенном стаде Христовом, но тем не менее все время держится митрополитом Иоанном в центре внимания, появляясь в отдельных песнопениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Богомольцу остается только умиляться. Как сейчас, вижу одного высокого старика — паломника из Черниговской губернии. Когда запели стихиры с канонархом, он подался всем корпусом вперед, склонил правое ухо к пикам, соединившимся в середине храма, раскрыл несколько рот, напряженно остановил глаза! Так и чувствовалось, что он всем нутром своим, как жаждущая самарянка, ловил слова и пение и складывал их в сердце своем. И горько, вероятно, встали в его памяти родные картины халатности русской, когда какой-нибудь псаломщик гудит себе что-то под нос, спеша скорее отделаться от неприятной обязанности. И стоит наш «богоносец» — крестьянин, как словно чужой в своем-то родном приходском храме. Да еще вопрос: поют ли у него на родине стихиры? Правда, есть еще истинные израильтяне, не преклонявшие колен пред тем, «что скажет княгиня Марья Алексеевна?», — поют еще, хоть как нибудь-то, в сельских убогих церквах. Но вы уже почти никогда не услышите стихир ни «на Господи воззвах», ни «на стиховнех», ни «хвалитных» в городе. Все это слишком просто и неинтересно для избалованного уха горожанина. Им нужны ведельские 23 «Ныне отпущаеши», громогласные с бесчисленными «славит, славит», «Свете тихий», с «соло» хвалите и т.п. Поистине «не ведят бо, что творят!» Я уверен, что против стихир может вооружаться лишь тот, кому нет дела до молитвы, какой-нибудь полуверующий регент и псаломщик, — или же не ведущий всей глубины и содержательности их благочестивый служитель Церкви. А сколько от этого теряется!.. Церковь наша круглый год питает молящихся не однообразным духовным «меню», а богатейшим столом! Ведь что ни неделя, то новая идея, новое воспоминание, новые мысли и чувства: то являются перед нашими взорами ударяющий себя в грудь мытарь, наряду с высоко закинутой головой фарисея, — то мудрые пять дев, заготовившие духовное масло для Небесного Жениха, то расслабленный, тридцать восемь лет лежавший в ожидании исцеления, то самарянка, беседовавшая с «пророком», большем Иакова. И сколько психологии в этих стихирах, сколько содержания, религиозных восторгов! Слыхали ли вы, православный читатель, пришедшую сейчас мне на память стихиру о расслабленном: «При овчей купели человек», — просто какой-то человек может быть, и мы с вами — духовные расслабленные? — «лежаше в немощи...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

По некоторым сведениям, мощи святителя Германа были со временем перенесены во Францию. Поэтому, может быть, неслучайно в Париже есть церкви во имя святого Германа (Сен–Жермен), и одна из них — самая древняя в столице Франции, старше собора Парижской Богоматери. Песнотворческие труды святителя Германа Творения Святителя включают стихиры на праздники и памяти святых, а также каноны. В дни святителя Германа структура канона еще не была окончательно сформирована; это было последование отдельных тропарей, объединяемых в поэму. Преосвященный Филарет называет каноны святителя Германа «первым опытом в своем роде». По всему кругу церковной службы встречаются стихиры святителя Германа, по преимуществу литийные или хвалитные, часто — на стиховне вечерни и утрени; значительно реже стихиры, обозначенные его именем, на Господи, воззвах. В своем исследовании песнопевцев и песнопений Греческой Церкви архиепископ Филарет Черниговский говорит, что святителем Германом писаны произведения «а) в похвалу святым и б) в похвалу дел устроения спасения нашего» . Среди последних как наиболее важных преосвященным Филаретом упоминаются: а) канон на перенесение Нерукотворенного образа из Едессы в Константинополь (16 августа); б) канон на Благовещение Пресвятой Богородицы (в настоящее время нет в богослужебных книгах); в) стихиры на Сретение Господне; г) стихира на хвалитех (1 сентября); д) стихира на Рождество Пресвятой Богородицы; е) канон отцам шести Вселенских Соборов (16 июля). Из песен святителя Германа, посвященных святым, преосвященный Филарет различает стихиры и отдельные каноны а) святым пророкам, б) святым Апостолам, в) святым мученикам, г) святителям, д) преподобным; ссылаясь на свидетельство Алляция, Преосвященный упоминает и песни святого патриарха в честь преподобной Марии Египетской. При изучении славянской Минеи нами было обнаружено значительно большее число стихир на двунадесятые праздники, обозначенных именем Германа, по сравнению с теми, на которые как на подлинные ссылается преосвященный Филарет Черниговский. Очевидно, здесь могут иметь значение два обстоятельства. Во–первых, святитель Герман стоит в самом начале развития церковного песнотворчества и многие его произведения могли быть утрачены или не обозначены в процессе переписки его именем, почему и не могут быть точно идентифицированы. Во–вторых, известен и второй Константинопольский патриарх Герман, живший в начале XIII века, которому приписываются отдельные песнотворческие произведения . В будущем должен иметь место большой труд по сличению рукописей затем, чтобы уточнить авторство отдельных спорных произведений. Вместе с тем для того чтобы понять, какой великий вклад в богослужение внес святой патриарх, достаточно и тех стихир и канонов конца VII и первой половины VIII века, которые есть в славянских богослужебных Минеях и авторство которых бесспорно принадлежит ему. Богословские истины в песнотворческих трудах святителя Германа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Современный устав Греческой Церкви после его реформы уже в XIX веке подробно описывает обряды, соединенные с выносом плащаницы. Собственно говоря, греческий устав имеет в виду службу патриаршую. В Великую Пятницу по этому уставу за вечерней во время пения стихир стиховных из северных дверей алтаря выходят шесть иереев, облаченных в священнические одежды, неся на главе плащаницу (τον επιτφιον); из них архимандрит держит и Святое Евангелие. Впереди идут певцы, примикирий держит подсвечник (το διβμπολον - слово турецкое), диаконы с лампадами и кадильницами, и так достигают до приготовленного кувуклия. Певцы становятся по порядку. Диаконы же, кадя, обходят с иереями трижды вокруг кувуклия; потом полагают плащаницу внутри кувуклия. Привратник (о θυρωρς) полагает на плащаницу благовонные цветы. Патриарх, приблизившись, поклоняется плащанице, благословляет христиан и восходит на свое место (εις τον θρνον). Тогда привратник подносит ему устроенные благовонные цветы. Потом и святые архиереи, по два поклоняясь плащанице, получают цветы от патриарха, также и церковные власти (οι εκκλησιαστικοι αξιωματικοι). В это время второй лик поет славник, после же славника и получения цветов, " Ныне отпущаеши... " и т.д. до отпуста . На утрени в Великую Субботу во время четвертой песни канона патриарх входит во святой алтарь и облачается во всю архиерейскую одежду вместе со святыми архиереями. После девятой песни выходит патриарх из святого алтаря со святыми архиереями и поет похвалу: " Жизнь во гробе... " , кадя плащаницу и весь народ; святые же архиереи поют похвалы по порядку... Во время пения хвалитных стихир патриарх поклоняется плащанице, благословляет и восходит на свое место; поклоняются по два и святые архиереи. После великого славословия, идя впереди плащаницы, выходим из храма, бывает вход, как обычно. Когда же возвратимся, входит патриарх во святой алтарь с прочими и тотчас возглашает: " Вонмем. Мир всем. Премудрость " . И поется тропарь: " Егда снизшел еси к смерти... " . Во время пения кадит кругом святой трапезы, а впереди идет плащаница. Потом " Мироносицам женам... " , " Благообразный Иосиф... " и полагают плащаницу на святую трапезу. Канонарх вне читает тропарь, пророчество и Апостол; Святое же Евангелие читается патриархом пред дверями .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В самом деле, как нам хорошо вопрошать вслед за святым песнописцем на радостном пении стихир на Господи, воззвах в день праздника Сретения Господня: Глаголи, Симеоне, Кого, нося на руку в Церкви радуешися, Кому зовеши и вопивши? И слышать в той же стихире ответ старца Симеона: Ныне свободихся, видех бо Спаса моего; Сей есть от Девы рождейся; Сей есть от Бога Бог Слово, воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся. Утешительны слова и следующей стихиры на тот же праздник, в которой встречаем образ, идущий из глубокой истории еврейского народа. Приими Симеоне, Егоже под мраком Моисей законополагающа провиде в Синаи. Радостно воспринимается душой молящегося и окончание этой стихиры, закрепляющее конец уже пропетой первой: Воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся. В третьей торжественной стихире принять Младенца Христа приглашаются уже люди Нового Завета: Приидем и мы, песньми божественными Христа усрящем, и приимем Его, Егоже спасение Симеон виде. Окончание этой стихиры несколько разнится от двух первых, так как здесь подчеркивается связь явления Христа с пророчествами Ветхого Завета: Воплотивыйся нас ради и законом вещавый, Тому поклонимся . Отрадно, легко и радостно сердцу современного человека, отягощенного сложностью и неудержимым темпом существования, следовать за зовом святого патриарха–песнописца в область света и мира, в область явления Младенца Христа, так ясно и лучезарно изображенного в стихирах праздника! Мысль святителя Германа несколько видоизменяется и расширяется, обретает новый образ, когда в хвалитных стихирах праздника Сретения Господня он уподобляет объятия старца Симеона херувимской колеснице. На руках старческих во днешний день яко на колеснице херувимстей восклонитися благоизволивый, Христе Боже . На великий праздник Рождества Христова — «малую Пасху» — святой песнописец находит в своем сердце другие образы, когда говорит в хвалитной стихире о том, что Христу в этот день приносится православнаго богатства богословие, яко Богу и Спасу душ наших . Таково разнообразие формы, ритма, построения каждого из песнотворческих произведений святителя Германа в зависимости от той основной идеи, которая излагается, и того места в богослужении, на котором поставляется это произведение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В стихирах на стиховне встречаемся с теми выражениями внутреннего самовоззрения, которые мы отмечали выше в Службах иконам Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Неопалимая Купина»: Поревнуим о благочестии, братие… возненавидим гордыню и сребролюбие, яко тая отринув святитель Христов, на небеси… вечную славу прият и сокровище обрете неиждиваемое . Начиная канон, творец Службы опять обращается к внутреннему состоянию души своей: Иоасафа святителя воспевающе подвиги, очистим помыслы ума нашего, братие . В седальне по–внутреннему, духовно восхваляются добродетели Святителя: Кая добродетель не обрете в души твоей обиталища?.. — вопрошает творец Службы и отвечает: Нищета бо духовная и о Царствии Небеснем плач, и нрава кротость, и правды искание, и ко ближним милосердие, и сердца чистота во твоем непорочнем житии просияша . Весь канон содержится в чувстве непрестающей новозаветной радости и утешения, а в последних строках хвалитных стихир подводится как бы итог всей написанной Службе святителю Христову Иоасафу: О преславнаго чудесе! Яко умножившимся соблазном на земли и вере зело умаленней, чудесная умножаются от мощей святителя исцеления. Зрите убо, людие российстии… колико может молитва праведнича, како древних чудес подобие днесь нам является. Слава Тебе, Христе Боже, яко Ты еси святыми чудодействуяй . Богословские размышления творца Службы даны в Богородичнах; они кратки и несколько трудны в своем выражении, однако в этом заключается их самобытность: Гору святую, превышнее Носило, Матерь Божию и Деву Истинную по рождестве воспоим . Воплотися Бог по ипостаси, Чистая, из Тебе плоти соединяешь, пребыв неизменен, по Божественному существу безплотен . Превечно от Отца возсиявша Бога Слова во утробе плотию заченшую еси ублажаем, яко Матерь всех Бога . Служба священномученику Ермогену, патриарху Московскому Особое положение занимает Служба священномученику Ермогену, патриарху Московскому. Она вся, от начала до конца, — излияние горячей души и большого откровенного таланта, воспевающего в духовном восторге подвиг священномученика русской столицы, митрополии государства Российского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Во время хвалитных стихир священники и диаконы идут в алтарь. Святитель сидит на своем месте: епископы стоят пред исходницею. Священники и диаконы творят вход великий. Диакон с Евангелием; иные с кадильницей. Священники - каждый со свечой. Святитель сходит с всходницы. Епископы идут и становятся поряду налево святителя. " И поют славословие велико. На конец же славословия поднимают плащеницу над святителем и держащим плащеницу и около стоящим, позаду святителя и свеща имуще, и дьяконы такожде. Архидьякон же на преде святителя с Евангелием. Святитель же сам держит Евангелие пред собою малое, и начинает пети сам: Святый Боже, трижды " . Потом поют священники " Святый Боже " трижды. Святитель немного выступает на середину храма, епископы и священники с ним, держа над святителем плащаницу. Остановившись, святитель начинает петь и поет трижды " Святый Боже " . Священники также поют " Святый Боже " трижды. Святитель подходит близко к царским дверям; опять поет " Святый Боже " трижды, также и священники. Затем святитель, епископы, священники и диаконы входят в алтарь, полагают Святое Евангелие на трапезе и покрывают плащаницею. И поют тропарь: " Благообразный Иосиф " . Здесь мы видим уже довольно развитый обряд, в котором занимает видное место плащаница. К сожалению, рукопись не позволяет сказать, откуда взялась среди храма плащаница и Евангелие в руках святителя, была ли плащаница среди храма раньше или она вынесена из алтаря уже во время входа. Но, думается, едва ли она была среди храма раньше. В рукописи говорится, что среди храма находилась икона и кадили икону; о плащанице же ни малейшего упоминания, что совершенно непонятно, если бы она была около иконы . Но ясно одно, что в Софии Константинопольской в начале XVI века уже был установлен чин " надгробного пения " и выноса после великого славословия вместе с Евангелием плащаницы. Само собою понятно, что при том громадном влиянии, которое имела София Константинопольская на богослужение Русской Церкви, обряды с плащаницей скоро появились и у нас на Руси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Всем братиям розданы были свечи, и пет был псалом избранный в честь святого, к каждому стиху которого припевалось, по русскому обычаю, величание, неизвестное в греческой Церкви. После седальна и ектении священники возвратились в алтарь и разоблачились – по уставу. Остальную часть полиелея, т.е. чтение Евангелия и пр. совершил уже один чередный священник — тоже по уставу. Достохвально это строгое соблюдение устава, у нас нарушаемого в ущерб духу и смыслу богослужения. В дальнейшем последовании замечательных особенностей не было, исключая того, что на пении стихир хвалитных опять все стояли с зажженными свечами. Помазание елеем было на первом часе у иконы и от лампады великомученика согласно с уставом. Утреня окончилась в 5-ть часов утра. Между тем из собора еще продолжали раздаваться те же резкие, крикливые и не подчиняющееся никакому такту звуки одинокого пения, не раз заставлявшего меня желать хоть на один час быть греком, чтобы восчувствовать их красоту и привлекательность: затем на русской половине кто хотел, отдыхал, а без сомнения немало было таких, которые, не хотя отставать от греков, немедленно отправились в собор, и продолжали непрерывное бдение, наполняя промежуток времени между утреней и обедней молебном с водосвятием и крестным ходом, чтобы получить потом вящщую мзду от своей совести Божественная литургия Начало литургии не было так торжественно, как начало всенощного бдения. Был один только трезвон, после коего неутомимый старец владыка, простоявший напролет всё бдение с бодростью изумительной, снова явился в церкви в сиянии своей доброй души, апостольской простоты и пастырской ревности, радостный и довольный случаем приложить труд к труду. Церковь блестела богатством и великолепием. Всё, что есть в монастыре ценного, было взято из сокровищницы и выставлено на вид в честь праздника и во славу святого. Сослужащих архиерею священников было 20, диаконов – 10 – греков и русских без различия. Пение однако же все было греческое. На великом вход диаконы шли впереди с крестами в руках, а за ними священники со святыми мощами, потирами и другими принадлежностями богослужения, взятыми из ризницы.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Подлинно эта стихира является собранием таких высоких духовных поэтических достоинств и такого знания души человеческой, что сама она становится сияющим прозрачным бисером среди аналогичных творений и воистину является украшением в песнопевческом достоянии Церкви. Из текста стихиры еще раз становится очевидным, каким мучениколюбцем была блаженная Кассия, что выше мы и старались отметить. Если отвечать на вопрос о месте, которое занимает песнотворческое наследие блаженной Кассии в ряду произведений других гимнографов, следует указать на некоторые положения. Инокине Кассии принадлежит стихира на хвалитех в день памяти мучеников 13 декабря: Паче еллинских наказаний . Другие стихиры этого дня на хвалитех отмечены именем святого патриарха Германа (первая) и Иоанна монаха (третья). Вторая хвалитная стихира не надписана. Четвертой является указанная стихира, отмеченная именем Кассии монахини. Таким образом, церковное сознание не делало различия между творчеством блаженной Кассии и других прославленных песнописцев Церкви. Стихира Кассии хранится в богослужебном тексте наряду со стихирами святого патриарха Германа и преподобного Иоанна Дамаскина. Знаменитая стихира инокини Кассии на Рождество Христово Августу единоначальствующу на земли расположена в ряду других, также обозначенных стихир на Господи, воззвах, первая из которых отмечена именем святого патриарха Германа, вторая — как творение Анатолиево, а заключительная стихира на Славу, и ныне — блаженной Кассии и обозначена как произведение Кассиино. Здесь, таким образом, труд инокини Кассии сохранен также среди трудов именитых гимнографов церковных. Следующим фактом является известное уже положение, что в создании канона Великой Субботы блаженная Кассия является соавтором такого непревзойденного церковного песнописца, как преподобный Косма Маиумский . Выше указывалось, что первоначально блаженная Кассия составила не только ирмосы, но и тропари первых пяти песней канона. Ей, очевидно, принадлежит идея создания канона Великой Субботы, поскольку она восполнила ранее написанный преподобным Космою четверопеснец этого великого дня. Соавторство это утверждено Церковью в веках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010