О богослужении Западной церкви. Статья 2. О богослужебных временах Западной церкви и их принадлежностях Источник I. Богослужебные времена храмовые В течение суток западное духовенство семикратно 1 славословит Бога: три раза ночью и четыре раза днем, и потому имеет вечерню, повечерие, утреню, первый, третий, шестой и девятый час. Этот круг суточного Богослужения латинское духовенство совершает в кафедральных, коллегиальных и монастырских Церквах в хоре, а во всех прочих Церквах частным образом в доме. Это седмикратное Богослужение, по символике западной, соответствует семи главным обстоятельствам в страданиях Спасителя 2 и вместе напоминает нам разные периоды нашей жизни. 3 Сие Богослужение имеет на западе три главных чина: Римский, Медиоланский и Мозарабский. В состав вечерни (vesperae), по Римскому чину, кроме молитвы Господней и Богородичной (Ave Maria) и призывания, входят пять псалмов, главизна (capitulum) из Св. Писания, гимн со стихом, песнь Богоматери (magnificat), антифоны, одна или несколько молитв (oratio); по Медиоланскому чину – приветствие (Dominus vobiscum), которое повторяется в продолжении вечерни пять раз, светильничен (lucernarium), антифоны, гимн, респонсорий, пять псалмов, троекратное Господи помилуй, молитва дня, песнь Богоматери, еще антифоны с троекратным Господи помилуй и другая молитва дня. 4 По Мозарабскому чину приветствие, хвалитны (laus), респонсорий (sonus), антифон, другие хвалитны (laus), гимн, прошение (supplicatio), главизна (capitulum) и молитва Господня с благословением (benedictio), третии хвалитны, при пении которых бывает каждение по всей церкви, и молитва дня. Повечерие (completorium) по чину Римскому состоит из главизны, исповедной молитвы (confiteor), четырех псалмов, краткого (breve) респонсория, песни Симеона (Nunc dimittis), и молитвы; к сему присоединяется еще антифон Богородичен и молитва, которая изменяется судя по времени. Повечерие Медиоланское начинается так же, как и Римское, потом следует гимн и три псалма с малым славословием, за сим три псалма с аллилуйя, небольшой Апостол, краткий респонсорий, песнь Симеона, антифон Богородичен и исповедная молитва . По чину Мозарабскому на повечерии сперва читается два псалма с троекратным аллилуйя, далее один псалом просто, еще два псалма с гимнами и потом прошение (supplicatio); служба оканчивается так же, как и по Римскому чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Скачать epub pdf Аллилуиа (псалом) 149 Псалом сей, как и другие шесть хвалитных псалмов, не имеет даже и надписания «псалом», а надписывается просто: Аллилуиа , что и означает принадлежность его к числу хвалитных псалмов, составленных в начале послепленного периода. Неизвестный составитель сего псалма приглашает в нем сынов Сиона воспеть новую песнь Царю своему, имеющему воздать отмщение враждебным им народам земным, разумея под сим царем не иного царя, а Господа Бога, Царя Небесного. Пс.149:1 Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных. Такими словами начинаются и некоторые другие псалмы, как, например, 95 и 97. Но те псалмы составлены в другое время, другими лицами, с иными намерениями и иными побуждениями. А в сем псалме, как и в других последних псалмах, мы видим от лица народа выраженными и чувство возвращенной свободы, и сознание себя, как и в былые времена, особым, избранным народом Божиим и Церковию Иеговы, и недавно происшедшие многознаменательные события восстановления Иерусалима и храма, и торжественное освящение их, – все это такие обстоятельства, которые вызывали в сердце возвратившихся в отечество пленников попеременно: то чувства скорби и глубокого сокрушения о грехах, то благодарной радости и ликования пред Богом, и возбуждали из среды их вдохновенных певцов – воспеть новые, то скорбно-молитвенные, то торжественные, хвалебно-благодарственные, песни Господу, к каковым, т.е. хвалебно-благодарственным, принадлежит и сей псалом, предназначенный неизвестным составителем его для пения в церкви преподобных. Под церковью преподобных разумеется здесь все общество возвратившихся из плена иудеев, все собрание верных тогда Господу израильтян. Сему благочестивому псалмопевцу израильскому, без сомнения, известна была и другая новая песнь, возвещенная еще до пленения вавилонского, чрез пророка Исайю ( Ис.42:10 ), который говорил, что настанет время, когда Бог чудным образом прославит и распространит царство Свое на земле. Пс.149:2–4 Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем. Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему. Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Аллилуиа, 135 Псалом сей, как и предшествующий ему, 134-й, псалом, принадлежит к числу хвалитных, или благодарственных, псалмов, почему и надписывается словом Аллилуиа («хвалите Бога»). В нем выражены чувства благодарности возвратившихся из плена иудеев Богу, после окончания постройки храма. Ближайшим временем к выражению таких чувств псалмопевца, после окончания постройки храма, конечно, могло быть празднование освящения храма. Торжественный тон обоих псалмов, а также антифонное расположение 135-го псалма вполне соответствуют такому празднованию (ср. 1Ездр.6:16, 3:10–11 ), а потому не будет невероятным предполагать, что оба сии псалма (134 и 135) написаны были на случай празднества освящения второго храма Иерусалимского. Пс.135:1–3 Исповедайтеся Господеви, яко Благ: яко в век милость его. Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость Его. Начало сего псалма сходственно с началом некоторых других псалмов (104, 105, 106 и 107), с тою разницею, что в тех псалмах приглашение псалмопевца к славословию и благодарению Господа Бога словом: Исповедайтеся Господеви – употреблено по одному разу, а здесь оно повторяется три раза, и притом с прибавлением, после каждого раза, особой хвалы за вечную милость Божию. По изъяснению священных толковников, как то: Иоанна Златоуста , Феодорита, Афанасия и других, – в троекратном приглашении к славословию Бога нужно видеть здесь призыв к прославлению единого Бога, во Святой Троице Сущего, именно: во-первых, Бога Отца, во-вторых, Сына Божия, и в-третьих, Духа Святого. Хотя в псалмах встречаются указания на троичность лиц в Боге (см. Пс.32:6 ), но вообще нужно сказать, что Божественное провидение, предохраняя иудеев от заблуждений языческих народов, преданных многобожию и грубому идолопоклонству, благоволило открыть им (иудеям) учение о троичности Лиц в Боге только отчасти, как и в сем псалме. Так, в первом стихе израильтяне призываются к прославлению Бога Отца, как источника бытия, сообщающего Свое существо Сыну чрез рождение и Духу Святому чрез исхождение; во втором стихе к прославлению Сына Божия, Который именуется Богом богов, так как есть боги сотворенные, которые, как, например, ангелы и святые человеки, хотя не боги в собственном смысле, но называются иногда сынами Божиими по благодати усыновления и настолько ниже Сына Божия, насколько тварь ниже своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОДАРЕНИЕ [греч. εχαριστα], выражение хвалы и прославления Бога, Подателя всех благ; вид христ. молитвы. В Свящ. Писании Б.- глубинный религ. ответ твари Богу, с благоговейным трепетом созерцающей Его величие и славу. Евр. слово  , переводимое, как правило, рус. «Б.», имеет характер благодарного исповедания. Указанное религ. состояние выражает также слово «благословение», евр.  : на благословение Бога, дающего Своему творению жизнь и спасение, отвечает благословение человека, «восхищенного всемогуществом и щедростью Божией и воздающего благодарение Творцу (Дан 3. 90; ср.: Пс 67. 20, 27; Неем 9. 5 сл.; 1 Пар 29. 10 сл.)» (Словарь библейского богословия/Ред. К. Леон-Дюфур. К.; М., 1998. Стб. 51). В основе Б. в Свящ. Писании лежит встреча человека с Богом, исполняющая его благодатью и раскрывающаяся со всей полнотой во Христе. В ветхозаветном понимании благодарить Бога - значит провозглашать Его чудеса и свидетельствовать о Его делах. Такое Б. воссылает Богу все творение (Пс 148-150; см. ст.: Хвалитные псалмы и стихиры ). Закон ВЗ предписывал приносить Богу «жертву мирную» благодарения (      ), или, по переводу LXX, «жертву спасительную хвалы» (θυσα ανσεως σωτηρου - Лев 7. 11-15, ср.: Ам 4. 5). Как ответ на благодеяния Божии, Б. проходит через весь ВЗ, начиная с древнейших текстов - таких, как песнь Моисея (Исх 15. 1-21), песнь Деворы (Суд 5),- и постоянно встречается в более поздних книгах (Ис 12; 25; 42. 10 сл.; Иер 20. 13; Дан 3. 26-45, 51-90; 1 Пар 16. 8 сл.; 29. 10-19; Неем 9. 5-37; Тов 13. 1-8; Иф 16. 1-17; Сир 51. 1-12), особенно в псалмах (ср.: Пс 29; 39; 114; 123 и др.). “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.) “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.) С полнотой Откровения в НЗ Б. приобретает большую глубину. Вслед за ветхозаветным преданием христ.

http://pravenc.ru/text/149305.html

Раздел второй. Проповеди, точная дата произнесения которых не установлена Приобщение к вечности В день церковного Новолетия, 1 сентября Во имя Отца и Сына и Святаго Духа По милости Божией сегодня мы с вами вступаем в новый церковный год. Ежегодно, шествуя от праздника к празднику, Святая Церковь вместе со всей природой проходит от начала до конца годовой круг богослужения. Для людей, живущих в мире, наступление нового года обычно связывается с тягостным чувством сожаления о том, что они могли бы сделать то, что осталось несделанным. Оглядываясь назад, на пережитое время, человек неизбежно думает о том, что безвозвратно упущено в прошлом, чего уже нельзя изменить или вернуть в будущем... Людям, живущим духовной жизнью, чуждо это чувство безвозвратности минувшего, потому что они живут в мире, где нет временных ограничений, где преодолеваются границы прошлого, настоящего и будущего. Недавно мы с вами погребали Божию Матерь и не «вспоминали» Ее погребение, а действительно погребали Ее. А через несколько дней мы будем праздновать Ее Рождество. Это становится возможным благодаря тому, что, совершая богослужение, мы вступаем в мир, в котором уничтожаются грани времени, потому что в богослужении мы живем в вечности. Через это приобщение к вечности мы можем реально соприсутствовать событиям, от которых нас, людей XX века, исторически отделяет целый ряд протекших столетий. Преодолевая в богослужении границы времени и вступая в мир вечности, мы входим в него не одни, а вместе со всею природою. В богослужебных песнопениях постоянно говорится об участии всей твари в той радости, которую испытывает человек, приобщаясь к вечности, об участии ее в прославлении Творца. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый», – говорится об этом в каноне Пасхи. И не только небо и земля, но и каждое из творений Божиих в отдельности участвует в этом всеобщем гимне Творцу. В «хвалитных» псалмах ( Пс.148–150 ), ежедневно читаемых на утрене, мы призываем солнце и луну, звезды и свет, горы и холмы, деревья, зверей и птиц вместе с горним ангельским миром принять участие в прославлении Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 19. Христосование с усопшими Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! В светоносный день Воскресения Христа Бога нашего все призываются веселиться божественно, спраздновать любопраздными чинами Пасху Божию спасительную. Сейчас мы должны все свое внимание (как собственно и на Страстной) сосредоточить исключительно на радости Христова Воскресения, сократить прошения и пребывать, главным образом в славословиях Воскресшего вместе с ангелами: Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби… Тя славити. Во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о себе, для плача о грехах, для страха смерти. Вспомните слово Златоуста: «Никто же да рыдает о своем убожестве… никто же да плачет о прегрешениях, никто же да убоится смерти». Все покаянно-просительное исключается из богослужения, от слова «совсем». Трисвятое: Даже славословие Триединого Господа, “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный”, обычно воспеваемое на каждой из суточных служб, во всю седмицу Пасхи не произносится ни одного раза, ни на одной службе, включая и домашнюю молитву. А все потому, что оно оканчивается смиренно-просительным “помилуй нас”. Псалмы: Опускаются почти все псалмы, входящие в состав богослужения в качестве основных неизменных частей, не исключая и постоянно употребляемого псалма 50-го. Сохраняются только хвалитные псалмы на утрени (148–150) и на вечерне (140, 141, 128, 116). Канон: Обратите внимание, что и в пасхальном каноне, не только нет чего-либо покаянного, но даже нет ни одного просительного выражения вроде “спаси”, “помилуй”, “сохрани”. Хотя… если быть точным, в нем есть два просительных обращения, но они чисто пасхальные. Посмотрите: “Сам мя спрослави. Спасе, во Царствии Твоем” (троп. 3й песни) и “О Пасха велия и священнейшая, Христе… подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего” (тр. 9й песни). Смерть. Однако, мы замечаем, что в сей нареченный и святый день, довольно часто вспоминается о смерти и о мертвых, даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это воспоминание победное — о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех.

http://azbyka.ru/video/19-hristosovanie-...

сост. А.Ф. Грушина Духовные беседы на дни Богослужебного круга (1922–1924) 6 Начало индикта (церковное новолетие) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! По милости Божией сегодня мы с вами вступаем в новый церковный год. Ежегодно, идя от праздника к празднику, Святая Церковь вместе со всею природою проходит от начала до конца годовой круг богослужения. Для людей, живущих в мире, наступление нового года обычно связывается с тягостным чувством сожаления о том, что они могли бы сделать и что осталось несделанным. Оглядываясь назад на прожитое время, человек неизбежно думает о том, что безвозвратно упущено в прошлом, чего уже нельзя вернуть или изменить в будущем. Людям, живущим духовной жизнью, чуждо это чувство безвозвратности минувшего, потому что они живут в мире, где нет временных ограничений, где преодолеваются границы прошлого, настоящего и будущего. Недавно мы с вами погребали Божию Матерь – не «вспоминали» о Её погребении, а действительно погребали Её, а через несколько дней будем праздновать Её Рождество. Это становится возможным благодаря тому, что, совершая богослужение, мы вступаем в мир, в котором уничтожаются грани времени, потому что в богослужении мы живём в вечности. Через это приобщение к вечности мы можем реально соприсутствовать событиям, от которых нас, людей XX века, исторически отделяет целый ряд протекших столетий. Преодолевая в богослужении границы времени и вступая в мир вечности, мы входим в него не одни, а вместе со всею природою. В богослужебных песнопениях постоянно говорится об участии всей твари в той радости, которую испытывает человек, приобщаясь к вечности, об участии её в прославлении Творца. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый» 7 , – говорится об этом в каноне Пасхи. И не только небо и земля, но и каждое из творений Божиих в отдельности участвует в этом всеобщем гимне Творцу. В «хвалитных» псалмах (148–150), ежедневно читаемых на утрене, мы призываем солнце и луну, звезды и свет, горы и холмы, деревья, зверей и птиц вместе с горним евангельским миром принять участие в прославлении Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 110. Утреннее хваление Хвалитные псалмы и Великое славословие Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы обсудим 4ую и последнюю часть Утрени. Начинается она вновь псалмами, но в соответствии с малой ее величиной используется для нее всего три последних псалма Псалтири, общая тема которых – призыв к хвалению Бога, отчего и называются они “Хвалитными”. Примечательно, что они изначально входили в состав Утрени, притом одинаково как на Востоке, так и Западе. И скорее всего, именно их имеет в виду преп. Ефрем Сирин , говоря: «Хвалите Бога утром, чада церкви». С этих псалмов собственно и начинается Утреня. А все, что было до этого лишь приготавливало к ней. И за свой радостный тон эти псалмы не отменяются даже на Пасху! Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и следованной Псалтири. Есть праздничный и будничный варианты их исполнения. В будни данные псалмы начинают стихословиться с 1го стиха 148 пс., причем, простым, речитативным напевом. В праздничном же исполнении, хвалитные псалмы поются на глас дня и начинаются стихом, выражающим их общую тему. Таким стихом является последний стих 150 пс. «Всякое дыхание да хвалит Господа», которым же и заканчивается даное псалмопение, представляя в таком случае как бы один гимн, который концом своим возвращается к началу в знак бесконечности и непрерывности. В наше время все стихи этих псалмов поются без особых припевов, но когда-то эти псалмы имели припевы после каждого стиха, причем различные. Например, в 148 псалме до 7 ст. припевали «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) стиха — «Дадите славу Богу», с 12 (13) стиха — «Тому (Тебе) подобает песнь»; в 149 пс. с 1 стиха — «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; в 150 пс. с 1 стиха — «Сыне Божий помилуй нас», с 3 (и 4): «Слава подавшему (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи». Ныне же выработалась практика петь стихи хвалитных псалмов без припевов до последнего стиха 149 псалма «Сотворити в них суд написан», с которого ко всем последующим стихам могут начинать присоединяться хвалитные стихиры, которые не всегда бывают, а если и бывают, то в небольшом количестве. За исключением воскресных служб, их количество не должно превышать 4х в виду усталости возникающей к концу немаленькой службы.

http://azbyka.ru/video/110-utrennee-hval...

Скачать epub pdf Аллилуиа, 134 Псалом сей, и по содержанию, и по надписанию его, принадлежит к числу так называемых хвалитных псалмов. Надписывается он, как и многие другие псалмы, словом аллилуиа , что по переводу с еврейского значит: «хвалите Бога». Этим же словом он и начинается, и чрез весь псалом сей проходит призыв, как служащих в храме священников и левитов, так и всего народа израильского, к достойному прославлению Господа, во храме Его. Последняя часть сего псалма почти та же, что и конец псалма 113. А все то, что говорится в нем о мнимых божествах, а также о власти, силе и величии Бога, заимствовано из 10-й главы книги пророка Иеремии. По всем этим указаниям можно думать, что псалом сей служит выражением благодарности возвратившихся из плена вавилонского иудеев Богу, после окончания постройки Храма и, может быть, даже по случаю освящения его; а потому и происхождение его можно считать не раньше сего времени. Пс.134:1–2 Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалить имя Господне значит то же, что и благословлять Господа, а благословлять – то же, что и прославлять Его. Как хвалить Господа Бога, так и благословлять, и прославлять Его, мы можем только устною речью, славословием и пением хвалебных песней. И насколько велик и важен вообще долг тварей почитать и любить Бога, Творца своего, настолько же важна обязанность разумных и словесных творений хвалить и благословлять Господа Бога, Творца и Благодетеля своего. И чем больше и чаще напоминают нам о сей обязанности, тем блаженнее и счастливее мы должны себя чувствовать, сознавая, что мы рабы Господни, которые непрестанно должны хвалить и благословлять Господа, и если мы не видим Самого Господа, то дела Его всегда пред нами, и потому имя Господне всегда должно быть у нас на устах. А всего больше и всех чаще должны хвалить и благословлять Господа те рабы Господни, которые предстоят пред Ним во храме Господни, т.е. священники и левиты, и те из народа, которые по Закону допускались присутствовать во дворе храма. К ним-то и относятся эти слова, сказанные в предыдущем и повторенные в сем псалме: Хвалите имя Господне… раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Имя дворов упомянуто во множественном числе, потому что было два двора: один – особый, для священников, известный под именем святилища, и другой – общий, для всего народа, которому не дозволено было вступать во внутреннее святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Аллилуиа (псалом) 146 Как сей, так и предыдущий (145-й) и все последующие пять псалмов, уже не имеют в надписании слова «псалом», а только Аллилуиа , и есть также один из хвалитных псалмов, как об этом сказано в предисловии к псалму 145. Пс.146:1 Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление. Приступая к составлению псалма сего, псалмопевец прежде всего призывает народ свой к похвалению Господа и говорит, что хвалить или прославлять Господа есть дело доброе: яко благ псалом. Слово благ в отношении к слову псалом нужно понимать не как эпитет, поясняющий или указывающий на качество предмета, а как сказуемое, говорящее о существе предмета, свидетельствующее о его достоинстве. Будем, говорит, петь хвалебную песнь Богу так, чтобы это хваление Его было и нам приятно и полезно, и Богу угодно, чтобы оно вполне соответствовало и величию существа Божия, и нам приличествовало, как достойным чтителям своего Бога. Пс.146:2–4 Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет: изцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их, изчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй. В этих стихах псалмопевец указывает на великие дела Божии и милости Его, соделанные для народа, чтобы из сего указания видно было, за что особенно, за какие милости люди должны славить и благодарить Господа Бога достойными Его похвалами. Господь Бог основал Иерусалим, как место, предназначенное Им же Самим для прославления святого имени Его (зиждай Иерусалима Господь); Он же и восстановляет его после того, как долгое время город сей пребывал в развалинах. Он же собирает (в славянском переводе будущее время: разсеяния Израилева соберет, – поставлено вместо настоящего) изгнанников Израиля. По разрушении Иерусалима Навуходоносором, иудеи отведены были, как пленники, в Вавилон, но не все, а многие из них были разсеяны по разным областям Мидо-Персидского царства, где они приобрели оседлость, и затем потомки плененных, получив право возвращения в Иерусалим, неохотно и не скоро собирались в свое отечество. Изгнанные из отечества и принужденные жить в чужой земле, иудеи претерпевали многие скорби, но Господь всегда находится «близ сокрушенных сердцем» ( Пс. 33:19 ), каковыми и сделало тогда иудеев тяжкое бедствие изгнания их из своего отечества и пленения в чужую землю. И вот, в утешение возвратившимся из плена потомкам их, псалмопевец говорит: «Господь исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их. Исчисляет количество звезд, всех их называет именами их» (пер. с евр.). Как врач делает перевязку ран тяжко больным, так Сам Господь обязует и исцеляет сокрушенных сердцем. Как премудрый и всемогущий Творец неба и земли, Он знает точное расположение звезд на небе, и какое каждая из них имеет назначение и цель. Если все это Ему известно, то тем более известно положение каждого из невозвратившихся еще из плена иудеев, которых Он соберет и сокрушения которых исцелит, и разрешит их от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010