Скачать epub pdf Псалом 90 Псалом сей имеет следующее надписание: Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей. А в Псалтири, изданной Российским Библейским Обществом, по переводу с еврейского языка, он имеет такую надпись: «Хвалебная песнь Давидова», каковой надписи соответствует и надпись Вульгаты, т.е. Библии на латинском языке, без приписки слов: не надписан у еврей, а просто: «laus cantici David XC», т.е. «хвалебная песнь Давидова». Все это свидетельствует о том, что в древнем еврейском собрании псалмов над 90-м псалмом не было поставлено никакого надписания, и что имеющаяся ныне краткая надпись: «Хвалебная песнь Давидова» – внесена в книгу псалмов впоследствии, например, при создании греческого перевода LXX толковников, и внесена, конечно, не самопроизвольно, а на основании дошедших до богомудрых издателей древних преданий ветхозаветной Церкви, приписывавших составление сего псалма Давиду. По содержанию своему псалом этот хвалебный («Хвалебная песнь Давида») и вместе – учительный: здесь пророк учит о том, что надежда человека на Бога имеет непреодолимую силу, и что поэтому всякий, кто верою и надеждою связывает себя с помогающим ему Богом, – делается другом и сожителем Его и находится в совершенной безопасности. Особенность сего псалма составляет быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства. Здесь или пророк выражает свои мысли о праведнике, живущем полною надеждою на Бога (ст. 1–2), или, обращаясь к праведнику, успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (ст. 3–8, 10–13), или говорит от лица этого праведника, вполне преданного воле Божией (ст. 2,9), или же от лица Самого Бога, выражающего Свое благоволение праведнику (ст. 14–16). Одни из толковников видят в сем псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем совершенно произвольно, без всякого исторического отношения, и который столько же идет к Давиду, сколько и к Езекии, и ко всякому другому праведнику. Другие же указывают в нем такие черты, которые почти все замечательным образом идут к лику благочестивого царя Иудейского Езекии и к обстоятельствам его времени. Кто знаком с историей сего Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображение сей истории. Ввиду ясного сходства представленного образа праведника с историей Езекии, уже блж. Феодорит, приписывавший вообще все псалмы Давиду, признавал псалом 90 пророчеством Давида о Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть III. Скальдическая поэзия (Т. Н. Джаксон) В древнеисландском языке слово скальд (skàld) означало «поэт». Термин «скальдическая поэзия» закрепился за одним из трех основных поэтических жанров, распространенных в Норвегии и Исландии. Это – поэзия устная. Древнейшие памятники ее, дошедшие до нас, относятся к первой половине IX в. Принято считать, что возникший, вероятнее всего, как усложнение эддического стиха жанр к этому времени уже вполне оформился и до своего отмирания в конце XIII в. практически не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. Значительная часть скальдических стихов сохранилась в виде цитат в прозаических произведениях вв., по преимуществу, в сагах. Стихотворные вставки в прозаических текстах, как правило, представляют собой не стихи целиком, а отдельные строфы, или висы (visur). До момента записи, скальдическая поэзия должна была передаваться устно, как о том, например, говорит исландский историк XIII в. Снорри Стурлусон в «Круге земном»: «У конунга Харальда были скальды, и люди еще помнят их песни, а также песни о всех конунгах, которые потом правили Норвегией» (Круг Земной. С. 9). Основной вид скальдики – хвалебная песнь. В основном, это – драпа (dràpa), песнь, разбитая на части, своего рода, припевом, стевом (stef), либо, несколько реже, флокк (flokkr) – песнь, состоящая из последовательного ряда вис без стева. Разновидность скальдической хвалебной песни – генеалогическая хвалебная песнь. Кроме того, существуют, так называемые, отдельные висы (lausavisur) – стихи самого разнообразного содержания, не предназначенные для восхваления кого бы то ни было, и нид (nið) – хулительная песнь. Сложенные по свежим следам события его очевидцами или современниками, хвалебные песни сообщали имя и род прославляемого, рассказывали о числе выигранных им битв, о его героизме и подвигах. И все же, сама цель, с которой это делалось, вела к тенденциозности в отборе отображаемых фактов. В хвалебных песнях описывались не просто действительно бывшие события, но лишь те из них, которые служили прославлению лица, в честь которого слагалась песнь, что определялось господствовавшими в средневековом скандинавском обществе представлениями о героическом и должном. В этих песнях не было сознательного обобщения фактов действительности, не было типических ситуаций и законченного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 8. Пророчественная хвалебная песнь Творцу и Промыслителю вселенной, открывающему Свое величие в малом создании – человеке Псалом 8, по буквальному своему смыслу, есть хвалебная песнь Творцу и Промыслителю вселенной, выражающая благоговейное изумление пред бесконечным Его величаем, вызывающим к Его прославлению даже младенцев, и пред Его крайним снисхождением и благоволением к слабому в сравнении с другими величественными созданиями человеку, которого Он поставил владыкою всех земных тварей и сделал видимым представителем Своего божественного величия и могущества на земле. Но вместе с тем этот псалом, по изъяснению его в Новом Завете, указанием на исповедание славы Божией младенцами (ст. 3) и изображением человека в его первобытном величии и владычестве над природою (ст. 5–9), представляет собою ясное пророчество о Христе Спасителе, как восстановителе первоначальных, утраченных людьми богоподобных прав ( Еф.2:4–7 ; Кол. 1:12–22 ), после Своего унижения в искупительных страданиях сделавшемся и по человеческой своей природе Владыкою всех существ небесных, и земных, и преисподних ( Мф.28:18; 11:27 ; Евр.2:6–10 ; Филип.2:6–11 ; Еф 1:19–23 ; 1Кор.15:27 ; 1Петр.3:22 ), который во время земной жизни своей, при торжественном входе своём в Иерусалим, устроил себе хвалу в устах детей еврейских (Мф.21:15–16) и, в устроении Своего царства на земле, божественную славу Своих дел и учения открывал и возвещал миру преимущественно чрез подобных младенцев, простых, некнижных людей, посрамляя ими премудрых и разумных ( Мф.11:25–26 ; 1Кор.1:27–28 ). Псалом 8, по свидетельству надписания (ст. 1), написан был Давидом, и он действительно, и по содержанию и образу выражения, всего более приличествует этому воспитавшемуся среди стад (ст. 7–8) под величественным небесным сводом (ст. 4) псалмопевцу (ср. его Псс. 18, 23 и др.), так что даже ученые, отрицающие принадлежность Давиду многих других надписывающихся его именем псалмов, не оспаривают написание этого псалма Давидом. Соображая содержание псалма с обстоятельствами жизни Давида, с вероятностью можно полагать, что он воспет был им при созерцании звёздного неба в одну из светлых ночей, проведённых им у стад отца его на вифлеемских пажитях, вскоре после его помазания пророком Самуилом, с которым вместе его природному дару псалмопения и сообщено было благодатное освящение от Духа Божия ( 1Цар.16:13 ) 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 64 В молитве своей к Богу Давид исповедует Его как всемогущего и благого Промыслителя. 1. В конец, псалом, песнь Давиду, песне Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити. Сей псалом, составленный Давидом, был назначен для пения в скинии при богослужении. Впоследствии он был в особенном употреблении у пророков Иеремии и Иезекииля, а также и у людей преселения – у всех Иудеев, переселенных в плен Вавилонский, – особенно, когда они искренно желали исходити – выходит из плена. Следовательно, псалом этот, под руководством великих пророков Иеремии и Иезекиля, был излюбленной молитвой пленников, как вполне выражавший их духовное настроение. И вот почему, когда Халдеи заставляли пленных Иудеев петь песни Сионские, то они отвечали: како воспоем песнь Господню на земли чуждей? ( Пс.136:3–4 ); ибо памятовали, что песнь Господу подобает петь в Сионе (ст. 2). 2–3. Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалим. Услыши молитву мою, к Тебе всяка плоть приидет. Обращаясь с молитвой к Иегове, как Богу единому истинному, Давид исповедует: Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, – здесь, на Сионе, как на святой горе, а не на каких либо иных горах и холмах, где поклонялись язычники своим мнимым богам, в их капищах, где иногда поклонялись им и израильтяне, увлекавшиеся идолопоклонством. На Сионе, во храме истинного Бога, должна возноситься радостная, хвалебная и громкая песнь Господу; здесь же, в Иерусалиме, должна воздаваться и молитва Ему. – В таком сознании и с чистой верой обращается сюда и сам Давид, в своей молитве: «услышь, Боже, молитву мою»! – Такая молитва полна отрадной уверенности, что сюда же, на Сионе, в последствии, приидет с молитвой и всякая плоть, – не израильтяне только, а и язычники разных стран, дотоле поклонявшиеся иным богам на иных местах, даже и обитатели отдаленных стран, Аравии, Ефиопии и других ( Пс.71:9–11 ). 4. Словеса беззаконник премогоша нас, и нечестия наша ты очистиши. Молитву свою Давид сопровождает признанием виновности своей и своего народа. – Слова беззаконников и, разумеется, соответственно им, беззаконные дела превозмогли нас, говорит Давид; иначе говоря, беззакония преобладают, в нашей мысли и жизни. Но Давид, при таком сознании, не теряет надежды на исправление порочной совести и жизни: «нечестия наши Ты, Господи, очистишь» – по молитве даря и народа во храме, на Сионе (ст. 2. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 16 1–17. Хвалебная песнь Иудифи. 18–20. Заключение торжеств. 21–25. Последующая судьба Иудифи. Иудиф.16:1 И сказала Иудифь: начните Богу моему на тимпанах, пойте Господу моему на кимвалах, стройно воспевайте Ему новую песнь, возносите и призывайте имя Его; 1 . «Начните Богу моему… пойте Господу моему…» Иудифь выражает здесь свое особенное право именовать и считать Господа своим – как Таким, Который один мог сохранить ее жизнь в ее столь отчаянном подвиге. Который один Своею помощью даровал ей совершить это страшное дело Его праведного суда и Которому исключительно одному она обязана всею жизнью и благополучием, в особенном и преимущественном смысле слова. Иудиф.16:2 потому что Он есть Бог Господь, сокрушающий брани, потому что Он ополчился за меня среди народа и исторг меня из руки моих преследователей. 2 . «Он ополчился за меня среди народа и исторг меня из руки моих преследователей» – греч.: εις παρεμβολς ατο ν μσω λαο ξελατ με κ χειρς καταδιωκντων με, т.е. буквальнее: «в ополчение Его среди народа Он изъял меня от руки преследовавших меня», другими словами: «чтобы явить Свое ополчение (силу Своего заступничества за народ), Он выделил меня из среды остального народа и показали эту силу Свою на мне, исторгнув меня от руки преследовавших меня». Собственно, Иудифь благодаря своей хитрости избежала всякого преследования; поэтому здесь она или разумеет то, что было возможно в ее положении, или просто представляет себя преследуемой постольку, поскольку принадлежала к народу, подвергавшемуся опасности истребления ассирийцами. И вся вообще хвалебная песнь Иудифи – надо заметить – представляет столько же исповедание личных ее радостных чувств, сколько – с другой стороны – и исповедание подобных же чувств применительно к каждому другому отдельному лицу и к целой олицетворенной общине иудейской. Это особенно ясно выступает в тех местах гимна Иудифи, где все лично к ней относящееся и не могущее быть приспособлено к другому лицу – ставится в форме 3-го лица, а не 1-го (ср. Иудиф. 16:2, 11–13 ст. с 5–10 ст. этой же главы).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма тринадцатая 1 490 Псалом, песнь, в день субботний, 91. 2 Благо мне – прославлять Тебя, Господи, воспевать имя Твое, Всевышний; 3 Возвещать поутру милость Твою, истину Твою – всякой ночью, 4 491 С песней, на десятиструнной псалтири и на гуслях! 5 Ибо возвеселил Ты меня, Господи, всем творением Твоим, и о делах рук Твоих я возрадуюсь. 6 Ибо исполнены величия дела Твои, Господи, глубоки помышления Твои. 7 Муж безумный не познает их, неразумный не уразумеет. 8 Хотя грешники растут, как трава, и умножились делающие беззакония, они будут истреблены навеки. 9 А Ты, Всевышний, Господи, вовеки живешь! 10 Ибо все враги Твои, Господи, все враги Твои погибнут, и рассеются делающие беззакония! 11 492 И вознесется, словно рог единорога, достоинство мое, и в старости моей буду помазан елеем; 12 И воззрит око мое на врагов моих, и о гибели коварных, восставших на меня, услышит ухо мое. 13 493 Праведники, как финиковая пальма, цвести будут; будто кедры ливанские, умножатся. 14 494 Те, что укоренились в доме Господнем, во дворах Бога нашего, цвести будут; 15 И много их будет, достигших старости маститой и благоденствующих. 16 495 Да возвестят они людям величие правды Господа Бога нашего, и что нет неправды в Нем! В день перед субботой, когда населилась земля, хвалебная песнь Давида, 92. 496 1 497 Господь воцарился, красотою облекся; облекся Господь силою и препоясался; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она. 2 От начала уготован Престол Твой, вечен Ты. 3 Восшумели реки, Господи, возвысили реки голос свой; 4 498 Вздымают реки волны свои, слышен голос вод многих. 5 Дивны высокие волны морские; дивен в высях Небесных Господь. 6 Откровения Твои воистину верны. Дому Твоему присуща святость, Господи, на бесконечные дни. Псалом Давида, в четвертый день недели, 93. 499 1 Бог воздаяний, Господь, Бог воздаяний открылся нам. 2 500 Восстань, Судия земли, соверши возмездие гордым! 3 Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? 4 Говорить будут и разглашать неправду, говорить будут творящие беззакония?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава в вышних Богу! Бог на небе выше и первее всего: Ему первому и слава подобает. Ангелы, первые, знали тайну (воплощения Сына Божия): им первым и воспевать ее. У них – вечный мир в небе: им и возвещать его, им не ведающим никакого раздора! А на земле нет мира; посему прежде всего надлежало быть на ней миру, и уже потом возможно на ней хвалебное пение. Если бы проклятые терния и волчцы ( Быт. 3:18 ) не исторгнуты были из земли крестом, то на ней никогда не была бы посеяна хвалебная песнь небожителей. А теперь на ней есть мир, умиротворяющий прогневавших Бога; и вот, им и начинается хвалебная песнь, дабы на земле пето было тоже, что поется на небе. Как только Он (Сын Божий) сошел с места Своего ( Мих. 1:3 ), дабы вселиться в Деве, Ей преподан был мир: а когда пришло время Ему родиться на земле, тогда и земле изречен мир, дабы он обитал на ней после успокоения ее. Итак, прекрасно возвещено было ангелами: на земли мир, в чело- вецех благоволение. У человеков, ведь, не было никакой надежды. потому что они низринуты были с высоты чадства, лишились ближайшего общения с Богом. Нарушение заповеди покрыло их стыдом, – и они были изгнаны из дома Отца своего, низринуты с высоты Едемского рая, и попали в преисподнее царство, в бездну мертвых, удалены были от трапезы царя, и сделались прахом – этою пищею змия. Снято было с них одеяние славы небесной, и они покрылись листьями, препоясанием стыдливым; совлечена была с них одежда светлая, – и вот, в преисподней покрывает их ткань из червей. Они сделались прахом, и были без надежды. Но как только Отец восхотел явить им вечную милость, которая свойственна существу Его, Он послал Сына Своего в мир, раждаемаго от жены ( Галат. 4:4 ). Вторжением греха отворены были врата для благодати; и тогда ангелы поняли, что им надлежит говорить: „теперь есть благая надежда у человеков»! Нарушение заповеди оплачено, осуждение отменено, вина искуплена, рукописание вины разодрано, рай открыт, стерегущий его херувим удален, изгнанный Адам возвращен в первобытие, пристыжденная наготою Ева украшена новым убранством, мятежный змий растерзан, затейник сатана пристыжден, и высокие врата смерти разрушены. После всего этого в человеках явилась благая надежда.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Собеседование 38 на псалом 90 Пс.90:1 .  Хвалебная песнь. Давида. Ненадписан у Евреев 1. Другие переводчики оставляют этот псалом без надписания. В силу этого, однако, не следует отрицать надписания, а нужно признавать. Оно есть у семидесяти, которые взаимным своим согла­сием доказали, что они находились под руководством Духа Святого, в силу какового и надписали настоящий псалом: «Хвалебная песнь. Давида». Этим песнопением Давида следует заняться особенно тщательно, так как в нем говорится о вели­ких и чудных делах Божиих. »Живущи й... помощью Вышне го под кровом Бога небесно го водворится» ( Пс.90:1 ). Помощь Вышняго – закон Божий, потому что он дан нам на помощь в борьбе с невидимыми вра­гами. Живет в нем тот, кто проводит жизнь сообразно его ве­лениям. Такой человек «под кровом Бога небесно го водворится», т.е. в будущей жизни он будет сожителем Бога, будет обитать в одном жилище вместе с небесным Творцом, будет осеняем самим Богом, а не каким-нибудь творением. " Скажет Господу : Ты – заступник мой и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него» ( Пс.90:2 ). Под­линно так; кто живет по заповедям Божиим, тот, как надеющийся на Бога, действует смело, и будет иметь Его своим заступником в духовной борьбе с мысленными врагами; а если он и ослабеет, – не потому, чтобы помощь Божия оказалась слабой, а потому, что сам он стал слабее вследствие беспечности, – «Скажет Господу : Ты – заступник мой и прибежище мое». Не погрешишь, если скажешь, что такое дерзновение происходит у него от прежней жизни. «Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от мятежного слова» ( Пс.90:3 ). Сетью ловчей и словом мятежным называется всякое намерение сделать зло, которое смущает душу увлекаемых страстями и таким образом наказывает их. Бог избавляет нас от него, когда мы к Нему прибегаем, потому что, не находя в мире ничего достойного какого-либо сравнения с Богом, мы не можем попасть в сети удовольствий. " Плечами Своими защитит тебя и под крыльями Его будешь безопасен, щитом оградит тебя истина Его» ( Пс.90:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть» (Милующая) Празднование 11/24 июня Кондак 1 Избранней Богом от человеческаго рода послужити воплощению Предвечнаго Слова, Преблагословенней Деве Богородице, достойно воспеваемой от ангел на небеси, мы грешнии на земли дерзаем приносити хвалебное пение; еже милостиво от нас приемши, всемилующая Царице Богородице, от всяких бед нас спаси и вечных мук свободи, да зовем Ти: Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Икос 1 Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице, к смиренному послушнику Горы Афонския, в пустынней келлии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою, да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели в Сионе горнем. Темже и мы, дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление, со благодарением вопием Ти сице: Радуйся, достойно восхваляемая от архангел и ангел; радуйся, ублажаемая от всех небесных сил. Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная; радуйся, Мати Бога нашего. Радуйся, Честнейшая херувим; радуйся, Славнейшая без сравнения серафим. Радуйся, без истления Бога Слова рождшая; радуйся, воистинну сущая Богородице. Радуйся, величаемая на небеси и на земли; радуйся, воспеваемая горними и дольними. Радуйся, едина благословенная в женах; радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 2 Видев послушник пустынный дивнаго пришельца, в келлию его пришедшаго и песнь пресладкую Тебе, Владычице, воспевшаго, не уразуме в нем ангела быти, но зело усладися пением его небесным и проси, да напишет ему словеса поемыя песни; егда же узре, яко под перстом его каменная доска умягчися, и пишемая словеса на ней углубишася, яко на песце, позна в сем чудесное действо и возопи к рождшемуся от Тебе Богу Слову: Аллилуиа. Икос 2 Разумом богоозаренным новую песнь открывая, рече Архангел послушнику, яко тако воспевают Тя, Богородице, ангелов лицы в обителех горних, и повеле ему, да возвестит человеком словеса песни небесныя и научит их ангелоподобно пети Тебе: Радуйся, благодатная Марие; радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная в женах; радуйся, неискусобрачная Родительнице Бога Слова. Радуйся, непорочное селение Духа Святаго; радуйся, зачатие несказанное явившая. Радуйся, рождество нетленное показавшая; радуйся, Матерью и Девою пребывшая. Радуйся, во обою непорочно и свято Себе сохраньшая; радуйся, ангелов чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, горних умов непрестающее удивление; радуйся, человеческаго рода возвышение. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Три рода пения в Древней Церкви. Ограничение участия народа в пении Как исполнялись гимны или песнопения в древнехристианской церкви при богослужении? Уже из самого понятия о гимне, как песнопении, видно, что его исполнение совершалось посредством пения или вокальной музыки. На эту связь гимна с пением ясно указывает блаж. Августин, когда замечает про первый, что он предполагает три следующих условия: а) это должна быть песнь хвалебная 2) песнь во славу Божию и 3) непременно песнь, т.е. исполняться посредством пения . Все эти условия имели место в богослужебной практике древнехристианской церкви. Нам предстоит обратить внимание на выполнение последнего из них и ближе ознакомиться со способом музыкально-голосового исполнения церковных песнопений во время службы. По степени участия исполнителей в древней церкви существовало три рода пения: 1) одиночное, 2) антифонное, или переменное, и 3) общее. Проследить и точно определить значение каждого из этих трех певческих элементов в составе древнего пения можно только отчасти. Одиночное пение в чистом виде редко практиковалось, но или сливалось с антифонным, при исполнении мелодии, которая затем подхватывалась целым собранием, или примыкало к чтению нараспев псалмов, евангелия, апостола, вообще писаний, а это последнее, чтение или произнесение речитативом, составляло нечто среднее между чтением и пением . В основе антифонного или переменного пения лежал общий прием, состоявший в чередовании исполнителей; оно основывалось на разделении пения между двумя исполняющими сторонами: между певцом, или предначинателем пения, и народом, между псалтом и хором, или же между двумя отдельными хорами. Само исполнение состояло в том, что мелодия, исполненная одним хором, повторялась без всякого изменения в своем составе другим. Говоря по-теперешнему, это было пение по клиросам и предполагало разделение исполнителей, а иногда и всех присутствующих на две части или стороны, из которых одну по временам составляли мужчины, другую-женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010