Сортировать по Исключить новости Обзор блогов: о современных суевериях, межрелигиозном диалоге и практике благочестия Сразу два священника с Украины — отец Александр Авдюгин из Луганской епархии и отец Андрей Сыркин из Харьковской — делятся грустными новостями из Почаевской лавры. В крупнейшей обители Украинской Православной Церкви процветают и распространяются самые разные суеверия, в основе которых — страх перед глобализацией и другими реалиями современного мира. 17 сентября, 2010 Сразу два священника с Украины — отец Александр Авдюгин из Луганской епархии и отец Андрей Сыркин из Харьковской — делятся грустными новостями из Почаевской лавры. В крупнейшей обители Украинской Православной Церкви процветают и распространяются самые разные суеверия, в основе которых — страх перед глобализацией и другими реалиями современного мира. За последние полтора месяца в православной блогосфере появилось немало новых тем для обсуждений. Начнем с недавнего. Сразу два священника с Украины — отец Александр Авдюгин из Луганской епархии и отец Андрей Сыркин из Харьковской — делятся грустными новостями из Почаевской лавры. В крупнейшей обители Украинской Православной Церкви процветают и распространяются самые разные суеверия, в основе которых — страх перед глобализацией и другими реалиями современного мира. Выпускающиеся в Лавре «Почаевские листки» отец Александр характеризует следующими словами: Само содержание некоторых листовок, независимо от темы — нагнетание гнетущего страха. Это, отнюдь, не «страх Божий». Это откровенное кликушество . У Старосты на исповеди начали выспрашивать грехи за всю жизнь с подробностями, несмотря на то, что он сказал что в субботу последний раз исповедовался, а куму иеромонах даже исповедовать отказался , дескать не умеет правильно каноны читать и к причастию готовиться. При этом везде распространяются жуткие листовки с перечислениями грехов (о некоторых даже я еще не слыхал) , — рассказывает отец Андрей. Слова отцов подтверждаются записью Дмитрия, иконописца из Киева:

http://pravmir.ru/obzor-blogov-o-sovreme...

РЕЧЬ после освящения новосооруженного храма во имя Св. Великомученицы Варвары Харьковском женском Епархиальном училище, 21 Сентября 1897 г. 16 О высшем назначении образованной женщины в среде православного духовенства. Радостно приветствую всех начальствующих, учащих и учащихся в этом любимом нами епархиальном училище с окончанием и освящением вашего нового храма – обширного и благолепного. Отныне не тесно будет в нем нашим шестистам воспитанницам стоять, и утешительно петь и молиться. А молиться надобно усердно не только о нуждах общих всем, указываемых церковью, но о наших собственных: о сохранении в безопасности, мире и здравии живущих здесь, об успехах учащихся в науках, о добром их нравственном настроении и тщательном приготовлении к предстоящей им в будущем самостоятельной жизни, и, особенно, к разносторонней деятельности по новым требованиям и задачам, обращаемым к образованным женщинам в наше время. Всем известно, как ныне расширяется круг деятельности для образованных жен и девиц. Находят недостаточным для образованной женщины быть верною супругою, доброю, матерью и попечительной хозяйкою в своем доме, а в девическом состоянии быть полезною в материальных трудах родственной или какой-либо другой семьи. Современную женщину вызывают на широкое поле общественной деятельности на ряду с мужчинами для самых разнообразных должностей и занятий, к которым, говорят, они обязываются своими способностями и образованием. Этот взгляд поддерживается и благожелательными указаниями на доступные женщине способы обеспечить себе средства жизни и независимое положение. Мы не будем обсуждать это современное движение по существу, ни определять сообразность, или несообразность с женскою природою тех, или других занятий, предлагаемых ныне женщинам, ни указывать предела этому движению и крайностей, замечаемых и теперь уже в некоторых христианских странах. Мы хотим только объяснить, что отрицать это движение, как бы противоречащее христианскому учению о назначении женщины, или как неприменимое к положению женщины в среде православного духовенства, мы не имеем ни права, ни основания, по наставлению Апостола: вся искушающе добрая держите ( Кол. 5, 21 ). Не для того ли по милости Благочестивейших Государей наших и попечением церковного Священноначалия ныне дается образование нашим девицам такое, какого не имели их предшественницы, чтобы просветленные наукою умы их были дальновиднее и проницательнее в выборе наилучших средств к исполнению их назначения, а облагороженные воспитанием сердца их были отзывчивее на все, что требует в среде, их окружающей, христианской любви и бескорыстного участия. Мы даже думаем, что в среде православного духовенства легче, чем в других сословиях определить самые роды новой благотворной деятельности, предлагаемые ныне образованным женщинам и остеречь их от увлечений и крайностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

РЕЧЬ по случаю тридцатилетней годовщины со времени преобразования Харьковского женского Епархиального училища по новому уставу. Января 25,1898 года 19 О значении искусства в деле воспитания и образования. В наше время, при усиленном движении человечества к образованию, вместе с наукою получило особенное значение искусство. Они идут рядом. С умножением всякого рода ученых и учебных заведений умножаются учреждения и для развития искусства: общества любителей изящной словесности и сценического искусства, училища живописи, ваяния и архитектуры, студии знаменитых художников, галереи, музеи, музыкальные общества и консерватории, общества любителей хорового пения и т. п. Науке предоставляется образование умов, искусству – развитие чувства изящного, и вместе с этим облагораживание сердец и улучшение народных нравов. Все это прекрасно, и всему этому можно было бы радоваться, если бы для науки и искусства строго были определены сферы их деятельности, прямые цели и средства к их достижению. Но, к сожалению, в наш век крайностей и увлечений и эти два пути к усовершенствованию человечества уклоняются от прямого направления; и этим двум двигателям просвещения придается более значения, чем сколько они должны иметь. Науке обещают всезнание и решение силою одного человеческого ума всех высших вопросов жизни, – с ограничением влияния веры; а искусству предоставляется дать сердцам человеческим высшие наслаждения, украшение и счастье жизни, – с легким отношением к законам религии и нравственности. Таким образом, наука и искусство посягают на преобладание над высочайшими деятелями в историческом развитии человечества, над религией и нравственностью. Положение не естественное и опасное. Поэтому в христианском направлении образования, как единственно верном и надежном, должно быть точно указано место как человеческой науке, так и искусству. Об отношениях науки в деле образования в вере и божественному откровению мы имеем много обширных трудов и основательных исследований христианских писателей, но о значении искусства в общем ходе просвещения и отношениях его к религии и нравственности сравнительно – мало. Поэтому мне желательно предложить размышление об этом важном предмете без самонадеянности, с смиренным сознанием ограниченности моих познаний в деле искусства, но с убеждением в том, что христианское учение проникает до глубочайших оснований всех родов мышления и деятельности человеческой, что оно укажет и те исходные пункты, где современное учение об искусстве само сбивается и сбивает искусство с прямого пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Слово при посещении Харьковской епархии, сказанное в селе Шаровке, Богодуховного уезда 28 июня 1843 г. «Ходяще же проповедуйте... глаголя... приближибося Царствие Небесное» ( Мф. 10:7, 3:2 ) Если бы мы по слабости человеческой и забыли когда-либо священный долг, на нас возлежащий, то нынешнее Евангелие этими словами напоминало бы нам о нем. Будучи, хотя не по достоинству, преемниками Апостолов Христовых, и мы, подобно им, должны не пребывать на одном каком-либо месте, а переходить по временам из града во град, из веси в весь ко боговрученной пастве, преходить не с жезлом только пастыреначальническим, а и с словом назидания и утешения: «ходяще же проповедуйте!» Что проповедывать? Могло бы иногда встретиться и касательно этого недоумение. Но Божественный Законоположник единожды и навсегда устраняет его указанием самого предмета: «ходяще же проповедуйте... яко приближибося Царствие» Божие. Как не исполнить такой заповеди? Должно бы исполнить ее и тогда, если бы повелено было проповедывать приближение не Царствия и блаженства, а Страшного Суда и мук вечных. И тогда, подобно древним пророкам, хотя во вретище и пепле, хотя употребляя вместо слов слезы и рыдания, но надлежало бы проповедывать. Ибо кто не отверзет уст, когда Господь неба и земли повелевает вещать? Но, благодарение любви вечной, как Сам Спаситель наш приходил на землю не судить мир, а спасти его, так и нам, недостойным слугам Своим, повелел Он возвещать не Суд и горе, а радость и блаженство: «ходяще же проповедуйте, яко приближибося Царствие» Божие. Поскольку это Царство и приближение его не от нас первых вам возвещается, поскольку с сего же самого места уже, может быть, сто раз слышалась эта радостная весть, – то очень возможное дело, братие мои, что Царствие Божие не только приблизилось к некоторым из вас, но и их самих приблизило к себе, что оно вошло внутрь вас и вы вошли в него, что оно сделалось вашим достоянием, равно как и вы его собственностью, что оно объемлет все ваше существо и ждет токмо уреченного часа, дабы из царства благодати обратиться для вас в Царство славы. От таковых, вместо того, чтобы им возвещать приближение Царства Божия, мы сами готовы были бы услышать о тайнах сего Царствия. С другой стороны, легко может случиться, что некоторые из вас, и слышав многократно о приближении Царствия, не вняли доселе, как должно, этой радостной вести; некоторые и вняли, но не приложили попечения о том, что требуется от нас приближением Царствия Божия; а некоторые, несмотря на приближение его, устремившись в противную сторону, удалились от сего Царствия, и теперь, может быть, воображают, что оно слишком далеко от них, что им уже нельзя быть в нем, хотя бы и захотели того.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Слово при посещении Харьковской епархии, сказанное в Успенском соборе города Богодухова 30 июня 1843 г. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» ( Мф. 6:33 ) Царствие Божие, братие мои, есть состояние столь вожделенное, до того превосходящее все радости и утехи земные, что одно позволение искать его могло бы составить милость великую и расположить каждого к тому, чтобы, оставив все, употребить все силы и средства к приобретению сего Царствия. А если бы вместе с этим заверено было совершенно, что всякий, кто только надлежащим образом будет искать Царствия Божия, непременно получит его, то оставаться хладным к этому Царствию и не искать его, значило бы уже (проявить – Ред.) крайнее нерадение о своем благе и неразумие величайшее. Но человек, в настоящем его состоянии греха и смерти, так действительно неразумен и невнимателен к истинному благу своему, что, несмотря на непрестанно делаемое ему предложение искать Царствия Божия, искать в вечную свою собственность, несмотря на все заверения, что искомое им непременно обрящется и будет получено, большей частью вовсе не думает об этом Царстве, и вместо того, чтобы искать его и употреблять для того надлежащие средства, занимается приобретением самых ничтожных благ и вещей, а от Царствия Божия, когда оно даже сретает его, отвращается и убегает, как от некой потери и несчастья. Что же делает любовь Отца Небесного? – Она могла бы со всей справедливостью лишить неразумного и неблагодарного человека всех прав на это Царствие, воспретить ему, яко недостойному, даже желать его. Но она не делает сего, а обращается к другому средству. Видя, что предложение одного Царствия не трогает человека, зная в то же время, что исканием этого Царствия он не озабочивает себя между прочим и потому, что считает нужным заботиться о снискании других малоценных и ничтожных вещей, но кажущихся ему необходимо нужными, любовь Отца Небесного присовокупляет к предложению Царствия и обещание этих самых вещей, за которыми гоняется бедный человек, как бы говоря так: «Ты не хочешь искать Царствия Божия, а желаешь стремиться за благами земными, – пусть будет по-твоему! Поскольку и последние, равно как и первое, в Моей власти, то Я отдаю тебе их вместе с Царствием; ты получишь и их, – только ищи «прежде» Царствия, яко блага высшего и вечного: «Ищите... прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам " " .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Празднование сорокалетия священнослужения высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Харьковского и Ахтырского, 4-го февраля 1908 года Источник В наше тяжелое время немного встречается таких событий, где бы царили согласие, любовь и уважение, а не зависть и разделение; все мы стали слишком подозрительны, что даже к несомненно – прекрасному подходим с подозрением и недоверием; поэтому глубоко отрадно бывает, когда прорезывают этот духовный мрак такие светлые торжества, как скромно отпразднованный в нашем городе четвертого февраля 1908 года день сорокалетнего служения Высокопреосвященнейшего Арсения в священном сане. Сорок лет – большой период жизни вообще; за этими годами начинается постепенный уклон к западу жизни; сорок же лет всякого полезного служения – подвиг настолько почтенный, что достигшие его имеют право на глубокое уважение общества, а сорок лет священства, богослужения, проповедания слова Божия и молитвы, такое событие, которое замалчивать грешно; его нужно для нашего назидания сделать достоянием общества, оно многознаменательно. Не так давно, когда праздновался двадцатипятилетний юбилей служения маститого святителя – Высокопреосвященнейшего Арсения в Епископском сане (17 мая 1907 г.), личность его была обрисована с разных сторон светлыми красками; а описанные его дела свидетельствуют о дорогих качествах его ума и сердца. Напечатанные автобиографические «воспоминания» его, дают нам основание остановиться – не столько на внешней его деятельности, сколько на внутренней духовной, на его взглядах на задачи служения пастыря и на жизнь христианина. Не теперь только началась и разрослась та духовная гроза, которую переживает наше отечество; не одну только теперешнюю смуту стойко и мужественно, не поступаясь ничем, выдержал Архиепископ Арсений; он был уже пастырем во время великих реформ Царя-Освободителя, он боролся с разгулом неверия и страстей и в то время, когда был воспитателем светского юношества и руководителем нашей средней и высшей духовной школы. Мы были свидетелями, какой сердечностью и любовью дышали приветствия Владыке в день двадцатипятилетнего юбилея его Епископского служения из руководимых им школ и из тех мест и епархий, где он правил слово истины, – мы сами – им руководимые – питаем глубокое уважение и преданность ему, и стараемся доказать это самим делом; теперь же, когда Высокопреосвященный Арсений раскрыл нам в своих «воспоминаниях» многое из своего внутреннего мира, становятся вполне понятными та любовь и уважение, которыми он пользовался и пользуется на всех местах своего пастырского служения и понять причины этого нам кажется не трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Профессор Пётр Иванович Линицкий († 12 июня 1906 года) Σωφρονεν ρετ μεγστη. Ιρκλειτος ap. Stob. 12 июня текущего года, в 10 часов утра, скончался от рака печени, на шестьдесят седьмом году от рождения заслуженный ординарный профессор Киевской Духовной Академии, доктор богословия, действительный статский советник, Пётр Иванович Линицкий . Внешняя сторона жизни покойного профессора не сложна, потому что его общественная деятельность в течение сорока с лишком лет, от школьной скамьи и до могилы, всецело сосредоточивалась в Академии, и это – главная черта его внешней биографии, в значительной степени характеризующая его цельную, последовательную натуру. Сын священника Харьковской епархии (род. 23 ноября 1839 года), П.И. Линицкий получил образование в Ахтырском духовном училище, Харьковской духовной семинарии и Киевской духовной Академии, которую окончил в 1865 году со званием магистра богословия. В том же году конференцией (?) Академии избран и подлежащею властью утверждён в должности преподавателя философских наук в родной Академии. 13 января 1867 года утверждён в звании бакалавра. 13 июня 1869 года, на основании нового академического устава, переименован в доцента. 18 мая 1871 года утверждён, по избрании, в звании экстраординарного профессора. 7 января 1877 года, по представлении и публичной защите диссертации «Учение Платона о Божестве», – в учёном звании доктора богословия. 30 апреля того же года – в звании ординарного профессора. До 1887 года Пётр Иванович занимал в Академии кафедру истории философии, а в этом году (16 августа), согласно собственному желанию, перемещён на кафедру логики и метафизики; кроме того, в разное время, за отсутствием или болезнью преподавателей, временно преподавал, по поручению Совета Академии, логику (в 1870–1871 и 1886–1887 академических годах), метафизику (в 1871–1872 и 1878–1879 академических годах), педагогику (в 1872–1873 академическом году) и патрологию (в 1876–1877 и 1877–1878 академических годах). С 17 января 1897 года и до кончины состоял членом академического Правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Linickij/...

В стойкости раскола «старообрядчества» во всех его видах, в появлении и широком распространении новых, по преимуществу, «рационалистических» сект и в малорезультатной борьбе с ними православных миссионеров нельзя не усмотреть такого крупного факта современной настроенности русского религиозного самосознания, пред которым следует остановиться с глубоким вниманием. Как доселе устойчив и значителен по числу последователей раскол старообрядства, в этом легко убедиться, взяв в руки дневник, или отчет любого епархиального миссионера. Вот напр. некоторые выдержки из дневника миссионера Саратовской епархии: «Лопуховка – гнездо раскола безпоповской секты... В приходе числится 1781 душа, из них раскольников 1123 души, следов. православных остается 658 душ – и то номинально. К приходу приписаны две деревни: Новая Лопуховка и Агаревка; в самом селе православных нет, в Новой Лопуховке есть не много, а в Агаревке – почти все – православные… Село Лопастейка. Здесь в приходе числится 3329 душ: из них раскольников – около 3000 душ. Лет 40 тому назад приход был весь православный и крестьяне были прилежны к храму Божию и почтительны к духовенству 1 . В Уфимской епархии раскольников, по статистическим данным, считается более 17500, но в действителъности гораздо более 2 . – Число сектантов в Таврической губ. по докладу епархиального миссионера представляется (за 1891 г.) в следующих цифрах: «сектантов и раскольников в Таврической епархии числится 13449; в том числе раскольников 1939. Большинство сектантов составляют Молокане разных толков – 11254. Сверх того в епархии в 1891 г. появились новые секты «сепаратистов» и «антиквиетистов седьмого дня» 3 . – По имевшимся в распоряжении 2 Миссионерского съезда в Москве 1891 г. данным, штундизм вместе с баптизмом и пашковщиною проникли в следующие губернии: Астраханскую, Владикавказскую, Донскую, Екатеринославскую, Киевскую, Могилевскую, Курскую, Минскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Орловскую, Оренбургскую, Петербургскую, Псковскую, Подольскую, Полоцкую, Полтавскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Ставропольскую, Тамбовскую, Тверскую, Таврическую, Харьковскую, Херсонскую. – Приблизительное число штундистов по епархиям определяется так: в Астраханской – около 2500, в Кишиневской – около 3000; в Киевской – около 5000; в Могилевской до 200; в Подольской около 300; в Самарской – до 400; в Тверской (Пашковцев) 60; в Херсонской – около 5000 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В Церкви развивают помощь беженцам. Информационная сводка от 22 марта 2022 года 23 марта 2022 г. 11:27 Епархии Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви , верующие из разных стран оказывают помощь пострадавшим в зоне конфликта, беженцам, находящимся на территории России, Украины и других стран. Представители Церкви привозят помощь в Харьковскую, Херсонскую, Луганскую области. Специалисты Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению посетили Симбирскую митрополию , в ходе поездки ознакомились с работой церковных социальных проектов, посетили COVID-omдeлehuя больниц Ульяновска и Димитровграда, а также пункт временного размещения беженцев в Ульяновске. В связи со сложной экономической ситуацией отмечается рост количества бездомных, которые обращаются за помощью. Информация о помощи Церкви в период эпидемии — в новой информационной сводке Синодального отдела по благотворительности. Новая справка охватывает период с 16 по 22 марта 2022 года. Статистика: в 69 епархиях передают гуманитарную помощь нуждающимся семьям на средства, выделенные Синодальным отделом по благотворительности; 113,1 млн рублей в 111 епархии передал Синодальный отдел по благотворительности на гуманитарную помощь нуждающимся с июня 2020 года; 1070 звонков поступило с 16 по 22 марта 2022 года на федеральную горячую линию церковной социальной помощи 8-800-70-70-222,  созданную Синодальным отделом по благотворительности при поддержке православной службы помощи «Милосердие»; 55 звонков поступило с 16 по 22 марта 2022 года на телефонную линию Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы с просьбами о вызове священника к больному, в том числе с коронавирусом. Основные новости Помощь Церкви медикам и больницам, посещение священнослужителями и добровольцами больных коронавирусом Специальная группа  подготовленных священников Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы со 2 апреля 2020 года по 22 марта 2022 года совершила 5712 выездов к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса.

http://patriarchia.ru/db/text/5910735.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский). 1908 год Архиепископ Фаддей (Успенский). Астрахань. 1920-е годы В 1917 году Волынь поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. После того, как правящий архиерей, архиепископ Евлогий (Георгиевский) оказался вне пределов своей епархии, управление ею перешло к епископу Фаддею. Вскоре после прихода к власти большевиков последовал первый арест владыки. Сразу же после его ареста в Волынский ЧК поступило заявление от группы православных епархии с просьбой отпустить их архипастыря, никоим образом не причастного к какой-либо политической деятельности. Но вместо освобождения епископ Фаддей был переведен в Харьковскую тюрьму, где содержался до решения властей о высылке его за пределы Украины как пользующегося огромным авторитетом среди местного населения. Весной 1922 года владыка прибыл в Москву и обратился к патриарху Тихону с просьбой определить его на кафедру в один из волжских городов, поскольку он был родом из этих мест. Но новый, ничем не обоснованный арест помешал этому назначению. В сентябре 1922 года по " делу " святителя Фаддея, к тому времени возведенного уже в сан архиепископа , было составлено обвинительное заключение, где, в частности, говорилось: " ... принимая во внимание его административную высылку из пределов УССР за контрреволюционную деятельность... Успенского, как политически вредный элемент, подвергнуть административной высылке сроком на один год в пределы Зырянской области " . Из Москвы архиепископа Фаддея перевезли вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) во Владимирскую тюрьму, где они оказались в крайне тяжелых условиях как в бытовом, так и в психологическом отношениях. " Поместили в большую камеру вместе с ворами, - вспоминал впоследствии митрополит Кирилл, - свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе... Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, Владыка взял меня за руку и сказал: " Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами. "

http://drevo-info.ru/articles/8326.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010