Февраль 1942. Блокадный паек. Учительница музыки Нина Михайловна Никитина и ее дети Миша и Наташа. Фото Н. Никитина.   Когда эвакуировалась Военно-медицинская академия, где работала бабушка, ей (маминой маме) выдали мешок дуранды (корм для лошадей в плитках) и подопытного зайца. Их долго ели. Кости выварили несколько раз, потом растолкли и тоже съели. Бабушка вместе с коллегами эвакуироваться не могла — один раз она уже отказалась эвакуировать маму (ниже я написала про баржу с панамками), поэтому были какие-то бюрократические сложности, да и родителей взять с собой в эвакуацию было нельзя. И бабуля устроилась рабочей на военный завод Макса Гельца, через Карповку, ныне Полиграфмаш, собирала пулеметы. Тут уже не до выбора профессии было, а чтобы рабочую пайку давали. Сахар выдавали в пайке кусочками 0,5 см на 0,5 см. Однажды кто-то позвонил в дверь, а мама не могла открыть — у нее сахар был за щекой, нужно было пить чай. Пока она медленно не допила чай, дверь открывать не пошла. А когда открыла, там уже никого не было. Так и не узнала, кто приходил. Увидели слово «отруби» — а это цианистый калий Соль жарили. Весной собирали по всем садам и паркам лебеду, крапиву. Осенью варили кофе из желудей. В каждом магазине, где отоваривали продуктовые карточки, стоял кувшин с настоем из хвои — считалось, что он помогает от цинги. Когда совсем вся еда кончилась, бабуля с мамой пошли на свою старую квартиру, где все соседи умерли, порыться, может, где-то что-то съестное сохранилось, и там, у кого-то в шкафчике нашли «миндальные отруби для белизны лица и рук». Они уже ничего не соображали, ничего не видели, кроме слова «отруби». Вернулись к бабулиным родителям, испекли лепешки и все поели. А это же цианистый калий! Кровавый понос был, страшная рвота, но — выжили. Тетя Веруся, сестра маминого отца, навестила их в самое страшное время, сразу после Нового 1942 года. Принесла три горсти гречки и два замерзших гнилых яблока. И в дальнейшем она тоже помогала моим родным, чем могла. А могла она мало, хоть и была главным бухгалтером совхоза Смольного (фрукты-овощи для верхушки партии). Потому что, когда она выходила с работы, вахтеры их обыскивали, прощупывая одежду. Где проносили еду, догадайтесь сами.

http://pravmir.ru/bikini-na-vatine-i-dve...

Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 18 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 19 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 20 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 21 апреля – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 22 апреля – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 23 апреля – суббота. Лазарева суббота . В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим Разрешается рыбная икра — до 100 г. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. Страстная седмица — с 24 апреля по 30 апреля 2016 года 24 апреля – воскресенье. Шестая неделя Великого поста (шестой воскресный день поста). Вход Господень в Иерусалим Вербное Воскресение . — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

28 марта – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 29 марта – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 30 марта – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 31 марта – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 1 апреля – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 2 апреля – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной. 2 апреля — Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста Четвертая седмица Крестопоклонная. — с 3 апреля по 9 апреля 2016 года Четвертая седмица Великого поста носит название Крестопоклонная, или Средокрестная. Животворящий Крест с воскресного дня – Недели Крестопоклонной — до пятницы этой седмицы находится в центре храма, на месте иконы праздника. Ему «со страхом и любовию» поклоняются верующие. Церковь прославляет Святой Крест Христов как знамение могущественнейшей силы, охраняющей нас и открывающей путь к спасению. В пятницу седмицы, по окончании чтения часов, Крест торжественно препровождается в алтарь.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Разрешается рыба. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 25 апреля – Великий Понедельник В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Мф 21,18-22 Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом. Один раз в день, около 15.00. «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста». Сухоядение 26 апреля — Великий Вторник В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25,1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом. Один раз в день, около 15.00. «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста». Сухоядение 27 апреля — Великая Среда В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды. Мф 26,6-16 Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Календарная память Марии Египетской выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 5-м воскресеньем Великого поста. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 22 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 23 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 24 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 25 апреля – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 26 апреля – пятница, сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). 27 апреля – суббота. Лазарева суббота.

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

В постном питании значительную роль играют также углеводы. Такие углеводы, как крахмал, служат значительным источником энергии, однако избыток крахмала откладывается в виде жировой ткани (после ряда трансформаций). Крахмал в большом количество содержится в хлебе и макаронных изделиях (от 50 до 70%). Вопреки общепринятым представлениям в картофеле крахмала содержится всего 10-20%. Фрукты содержат большое количество быстроусвояемых моносахаридов (глюкозы и фруктозы), позволяющих быстро обеспечить организм энергией. Также фрукты и в особенности овощи содержат значительное количество целлюлозы, необходимой для нормальной моторики кишечника, и пектинов — веществ, обладающих как бактерицидной функцией, так и улучшающих пристеночное пищеварение в кишке, что способствует улучшению всасывания питательных веществ. Кроме того, овощи и фрукты содержат значительное количество витаминов. Таким образом, мы видим, что Церковь не накладывает на своих членов «бремена неудобоносимые». В условиях наступающей зимы пост вполне обеспечивает потребности человека в белках (0,75 г/кг массы тела в сутки) и энергии (в среднем 2000 ккал/сут). Так, например, тарелка валаамских щей, 250 г кальмара с зеленым горошком, салат из огурцов и помидоров, заправленный нерафинированным подсолнечным маслом, 2 куска хлеба и чай с небольшим количеством цукатов полностью перекроют белково-энегетические потребности взрослого мужчины, занятого умственным трудом. Основным критерием «постности» пищи будет здесь легкая усвояемость и простота приготовления. Аскеза без чревоугодия Этим мы плавно переходим к следующей части нашего разговора — какие блюда можно и нужно считать постными. Несколько лет назад был популярен спор о морепродуктах — считать ли их рыбой или мясом? Сейчас отголоски еще встречаются, однако осознание единства православной ойкумены позволило понять, что Церковь едина даже в таких вещах, как определение пригодности продуктов для вкушения в пост. Чувство национальной замкнутости («у нас это не растет») достаточно смешно выглядит у людей, поедающих норвежскую треску, турецкие помидоры и другие столь же «русские» продукты.

http://pravmir.ru/post-mezhdu-golodom-i-...

Анна 8 февраля 2016, 15:59 Алексей KZN, очень понимаю Вас. У самой пост - самое тяжелое время. Начинается многодневный пост - недели через 2 сил нет вообще, хочется лечь (хоть на дороге) и лежать, не вставая. Овощи типа брокколи дорогие, от бобовых изжога, есть их не могу. Ем картошку и гречку (хотя бы она полезная) и " догоняюсь " постными сладостями. Потом становится плохо - и прощай, пост. Кроме того, у меня больной позвоночник, единственное спасение без лекарств - регулярная специальная физическая нагрузка, и сил при полном соблюдении поста на нее нет. Так что в последний год грешу - ем белковые продукты в пост, но стараюсь ограничивать себя в сладком. Чувствую себя виноватой, но пока другого выхода не вижу: у меня семья, дети, я не могу лежать в пост целыми днями. Помоги, Господи! Иоанна 8 февраля 2016, 15:42 Алексей, попробуйте одну неделю попоститься построже. Хлеб, каши на воде, овощи-фрукты. И не добирать количеством, а есть и пить немного. Уйдёт аппетит, и вы спокойно продержите пост В УДОВОЛЬСТВИЕ. Конечно у всех разные вводные данные, разная физическая нагрузка, но я просто предлагаю. А весь пост страдать от голода и налегать на пирожки и картошку - это действительно мучение. Соя - чуждый нам продукт, для нашего человека не подходит. Что касается подсчёта белков, углеводов и т.д. - стоит ли тратить на это время? Будем больше доверять Богу. (Это моё мнение, никому его не навязываю.) Алексей KZN 8 февраля 2016, 14:01 Тема интересная. Однако сбалансированное питание предполагает упор на белковую пищу (мясо птицы, яйца, нежирные творог и молоко и т.п.) Это никак не соединяется с постом, где разрешены только овощи и углеводы, а от них-то как раз и поправляешься. Вопрос как сбалансированно питаться в пост? Не навредить здоровью, которое тоже есть дар Божий, при нынешних ядовитых продуктах, на мой взгляд, практически невозможно. Соевые заменители сделаны из ГМО сои. Овощи мы покупаем в магазинах (а откуда они там берутся???). А ходить весь пост и только и думать о том что поесть чтобы не навредить себе - разве это угодно Богу? Сладости, вкусности - от этого воздержаться необходимо. А вот для поддержания работоспособности при нынешнем экономическом стрессе лишать себя белка - это надо хорошенько подумать " Дабы не сокрашать число дней своих, отпущенных для покаяния " . Может лучше на молитву упор сделать, на борьбу со своим языком? Это просто вопрос который меня волнует, никому ничего не навязываю. Но думаю про это. Храни Вас Господи!

http://pravoslavie.ru/90282.html

9 апреля — Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста Пятая седмица — с 10 апреля по 16 апреля 2016 года 10 апреля – воскресенье. Четвертая неделя Великого поста (четвертый воскресный день поста). День памяти богослова Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник был игуменом Синайского монастыря, написал знаменитую «Лествицу добродетелей», где показал ступени восхождения к духовному совершенству. («Лествица» от ст.-слав. «лестница». Варианты — Лествица райская, Скрижали духовные). Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт.28:12). Календарная память Иоанна Лествичника выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 4-м воскресеньем Великого поста. В день памяти Иоанна Лествичника выпекали лесенки Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 11 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 12 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 13 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. 14 апреля – четверг. Стояние преп. Марии Египетской.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Начнем с противоокружников. У них, благодаря господствующей свободе раскола, расплодилось теперь лжеепископов не меньше, чем у окружников. В Иосифовской партии, кроме самого Иосифа, есть еще Павел (Черниговский), Георгий (Формосский), Симеон (живущий в Куреневском монастыре); в партии Иова, кроме него самого, есть Кирилл (Балтийский), Пафнутий (Уральский), Израиль (Нижегородский). И вот весьма недавно, в половине октября, собрались эти последние, т. е. лжеепископы Иовлевской партии, на собор, неподалеку от стародубского посада Воронка, в урочище, называемом Дрозд, принадлежащем противоокружнику этой же партии, лужковскому жителю Иакинфу Баженову. Рассуждали они на своем соборе о том, как точнее определить свои отношения к противоокружникам Иосифовской партии, к окружникам и беглопоповцам, – и постановили со всеми этими толками не иметь общения в молитве и принимать их в свое согласие не на основании только заповеди о любви и братстве, а не иначе, как с отречением от ересей, по третьему чину; тут же, в вящшее посрамление окружников, подтвердили, что имя Иисус означает иного бога, антихриста, и крест четвероконечный не имеет силы креста Христова, и потому признающие Иисуса за едино с Исусом и четвероконечный крест за едино с восьмиконечным должны почитаться за великих еретиков. Теперь, если, по-новейшему, недавнему определению противоокружических епископов – сторонников Иова, таковы отношения старообрядцев этой партии к старообрядцам другой, Иосифовской партии, то каковы же их отношения к нам, православным, по их понятиям, «никонианам»? Об этих отношениях на соборе своем они считали излишним и говорить, – отношения эти давно определены у них как отношения к злейшим еретикам, верующим в иного бога Иисуса. И если общение со своими ближайшими старообрядцами они считают возможным не иначе, как после предварительного со стороны последних отречения от ересей, то общение с православными, от имени которых автор открывает им объятия, не требуя с их стороны никаких отречений, они могут допустить не иначе, как потребовав, чтобы «никониане» оставили все мнимые никонианские ереси, начиная с имени Иисус, сделались такими же как они противоокружниками, и для этого подвергнув их, если не новому крещению, как еретиков первого чина (чего требуют беспоповцы, с которыми они имеют совершенное сходство по убеждениям), то перемазанию, как еретиков второго чина. Уж не этого ли требует от православных и автор статьи доя мира и единения с противоокружниками, которым открывает объятия, не требуя с их стороны никаких уступок? И если бы такою ценою был куплен мир с противоокружниками той, или другой партии, то как можно было бы в то же время восстановить мир со всеми прочими раскольниками, составляющими громадное большинство в сравнении с противоокружниками? Разве чрез обращением них в противоокружники той, или другой партии?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   Осенив себя крестным знамением во имя Христово, я вступил в середину пламени, и пламя рассеивалось по сторонам и убегало совсем от меня... Так прошло с полчаса времени, и во славу Божию я оставался невредим.    Народ был поражен изумлением, и все прославили Господа, восклицая: «дивен Бог во святых Своих!» (Пс. 67:16).    После того пришла очередь манихея. Его стали принуждать войти в пламя, но он сопротивлялся и упирался. Тогда толпа схватила его и бросила в середину костра. Пламя тотчас охватило его, и он выскочил полу обгорелый...    Народ с позором изгнал его из города с криком: «сжечь бы тебя живого, обманщик!»    А меня взяли с собою и, благословляя Господа, привели в церковь.    В другой раз пришлось проходить мне мимо одного капища. Смотрю — язычники собираются принести жертву.    — Как это вы, люди разумные, приносите жертвы немым и бесчувственным истуканам? И неужели у вас не больше смысла, чем у тех, кому приносите жертвы? — сказал я им.    И Господь отверз им разум... Бросив свое заблуждение, они последовали за мною и уверовали в Спасителя, Бога нашего.    Когда-то был при моей обители, рядом с нею, садик, в котором мы разводили овощи для приходящих братий. Однажды ночью забрался в него язычник и наворовал овощей. Придя домой, он развел огонь и стал варить овощи. Целых три часа бился он, все усиливая пламя: овощи не варились, не умягчались — даже не нагревались!.. Так и оставались сырыми, как были... Вода — и та не согрелась... Опомнившись, вор снял котел с овощами с очага и принес обратно к нам. Бросившись к ногам, он стал молить, чтобы мы испросили ему у Бога прощения и сделали его христианином. Его желание было исполнено. Между тем как раз в тот же день пришли к нам в большом числе странники братия, — и вышло так, как будто для них приготовлены были эти овощи.    И мы вознесли теплую благодарность ко Господу за Его чудеса.    Вдвойне мы возрадовались: о спасении человека и о Божией милости... Об авве Сире, Исаии, Павле и Ануфе    Вот что поведал нам еще Коприй:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010