Как французская революция стала предсказанием русской судьбы? Почему культ великих революций сформировался именно в России в XIX веке? Какое объяснение революционному террору находили российские либеральные мыслители? Автор программы «Русская идея» радио " Радонеж " , политолог и философ Борис Межуев беседует с известным историком, руководителем лаборатории  Института всеобщей истории РАН Александром Викторовичем Чудиновым. - Сегодня наша передача носит название: «Как революции становятся «Великими» Я помню ваше выступление, Александр Викторович, где Вы упомянули, что во Франции революцию не называют великой. А, как Вы знаете, у нас существует тенденция, стремление объединить февральскую и октябрьскую революции воедино и назвать это «Великая русская революция». Как и где французская революция стала Великой? -Эпитеты, которые даются революциям, зависят от того, как люди, дающие эти эпитеты, к ним относятся. В России XIX века среди оппозиционной интеллигенции сложился настоящий культ революции. Александр Герцен говорил, что  культ французской революции – это первая религия молодого русского человека. От будущей русской  революции ждали, что она повторит те события, которые происходили во Франции. Причем не те, что происходили реально: террор, война, резня в Вандее, где сотни тысяч крестьян были убиты за сопротивление революции – нет, революция – праздник. Этот   образ, который сложился стараниями  либеральных историков, широко тиражировался в России. И поскольку во французской революции видели как бы предсказание будущего России, ей придали термин «Великая французская революция». -Это сделал Петр Алексеевич Кропоткин? -Нет, не совсем. Петр Алексеевич действительно назвал свою книжку «Великая французская революция». Но еще до Петра Алексеевича, в 90-е годы XIX века,  ее называли «Великая» с большой буквы.   Кто первый сказал это слово – выяснить не удалось. До революции 1917 года ее называли великая французская революция – с маленькой буквы, а после революции- стали именовать «Великая» с большой буквы. До 30-х годов, когда в 1934 году Сталин определил, что Великой может быть только октябрьская революция, а французской присвоили название «Французская буржуазная революция». Так было до оттепели, а когда Сталин умер – вернулось понятие «Великая французская революция».

http://radonezh.ru/analytics/kak-revolyu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Какова же природа революционного пламени? Приветственное слово к участникам ежегодного конкурса «Битва хоров», имеющего в этом году название «Огни революции-2017» 27.03.2017 1261 Время на чтение 4 минуты Немногим более недели тому назад я получил приглашение выступить со своим словом перед участниками фестиваля хоровой песни «Огни революции» муниципального краеведческого проекта «Мы – Ушаковцы». А приблизительно месяц тому назад я подверг идеологическую составляющую данного фестиваля жесткой критике на одном мероприятии общегородского масштаба, где присутствовали наш архиерей, чиновники, представители общественности. Мне показалось не только неуместным, но и диким побуждать школьников под знаменем нашего земляка святого адмирала Русского Флота Ушакова воспевать кровавую революцию. Я не смог по весьма уважительной причине явиться на фестиваль, что проходил в «Каменниковском центре досуга» и предложил представить свое обращение в письменном виде – с тем, чтобы его кто-нибудь озвучил. Это предложение не было принято. Поэтому предлагаю его для публикации. Дорогие дети, огонь бывает разный. Существует огонь любви, что согревает и просвещает душу человека. И существует огонь ненависти, который омрачает и сжигает ее дотла. Какова же природа революционного пламени? Великий подвижник Церкви Христовой, живший два века тому назад и бывший современником Великой Французской революции, преподобный Серафим Саровский говаривал: «Первым революционером был сатана». Спаситель называет этого злого духа и начальника зла во вселенной «человекоубийцею искони». Приведенные слова – подлинные ключи, позволяющие открыть природу революционного пламени. Эта природа – вполне сатанинская. Вы можете петь революционные песни сколько вам вздумается. Однако не следует забывать об ответственности. Ведь очень и очень многие песни революции содержат в себе ненависть и призывы к насилию, что, в соответствии с нормами современного законодательства, предусматривает уголовную ответственность.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/27/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лики любви 1. Страдание святых мучениц Фидес, Спес, Каритас и матери их Сапиэнтии, пересказанное агиографом XXI века 16.09.2022 2750 Время на чтение 30 минут Нередко приходится слышать, будто почитаемые во всём Христианском мире святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София - это просто вымышленные персонажи, персонифицирующие соответствующие христианские добродетели. Между тем, критикам почему-то не приходит в голову, что эти имена как раз и были даны благочестивой Сапиентией своим дочерям как раз как символы добродетелей. Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве. Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. В честь святой Софии монастырь в Эшо стал называться аббатством Святой Софии. Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном " римском пути " , ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, " гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих " . В 1792 году, спустя три года после французской революции в монастыре был устроен трактир. Мощи исчезли, а сам трактир вместе с другими бывшими монастырскими помещениями вскоре был разрушен. После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены " историческим памятником " , начинается ее постепенное восстановление. 3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую - в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями. Предлагаем вниманию читателей повесть о святых мученицах, написанную нашим постоянным автором.     Страдание святых мучениц Фидес, Спес, Каритас и матери их Сапиэнтии, пересказанное агиографом XXI века, который не настаивает на том, что они были именно такими, но предполагает, что они такими могли бы быть.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Богиня разума " Заметки о современном искусстве 18.12.2006 742 Время на чтение 7 минут Искусство во все времена разнородные политические силы и правительства стремились низвести к роли простого орудия в воздействии на массы. Действительно, власть писателя, поэта, художника актера, певца над душою зрителя может достичь огромной силы. Но существует тонкая грань, перейдя которую искусство становится тривиальным угодничеством. Последнее, будучи всего лишь тенью искусства, и только тенью, всегда отличалось сверхчеловеческим лакейством, нахальством, хамским происхождением и демонстративным пренебрежением к национальным традициям, в первую очередь религиозным. Замечательно, что и французская революция, и переворот 1917 года в России, и Перестройка начинались в театре. Во времена французской революции перед толпами парижан театральное представление развернулось прямо в алтаре Собора Парижской Богоматери. Полуобнаженная куртизанка в сопровождении пышной свиты из актеров, переодетых греческими богами и демонами была церемониально внесена в собор и посажена на святой престол. А вожди революции, тут же на окровавленных трупах священников и монахов, торжественно низвергли декретом " старую религию " и провозгласили наступление новой эры богини Разума, которую она должна была собой прообразовать. Так впервые в истории идеи свободы, равенства и братства публично приравняли к религии. Театральные актеры в ритуале новой религии исполнили роли жрецов нового культа. (Этот эпизод французской революции и последующую печальную судьбу несчастной " богини " описал И.А.Бунин в рассказе " Богиня Разума " ). Тем самым театр как бы приравнял себя к конфессии. Спустя всего семьдесят лет, в России, нарком Луначарский (кстати, луна-чарский - это его театральный псевдоним), объявил социализм новой, пятой мировой религией и стал решительно и последовательно продвигать в массы ее догмы. Началось разрушение православных храмов, сжигание икон, казни священников, монахов, православных мирян. И опять, как прежде, театру предстояло исполнить главную жреческую роль, поскольку именно на театральных подмостках воздвигали алтарь сверхновых ценностей.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Главы 1-2 02.09.2012 861 Время на чтение 29 минут Предлагаем вниманию читателей главы из книги Александра Ивановича Спиридовича «Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг». Нумерация страниц осуществлена по изданию нью-йоркского Всеславянского Издательства, 1960-62 гг. Обозначаются е в квадратных скобках [...]. Глава первая 1914 год. - Война. - Первые дни после объявления войны - Взрыв патриотизма. - Разгром немецкого посольства. - Присоединение Англии. - Около В. Главнокомандующего. - Прием Государем Г. Совета и Г. Думы. - Сплетни о шпионах. - Аресты немцев в Петергофе. - Отъезд Верх. Главнокомандующего в армию. - Поездка Царской Семьи в Москву . - Новое в охране. - Что омрачило пребывание Государя в Москве? - Посещение Троице-Сергиевой лавры. - Возвращение в Ц. Село. - Первые хорошие вести с войны. - Казак Кузьма Крючков. - Наша неудача в районе Мдава - Сольдау. - Сплетни. - Приезд из заграницы графа Витте. - Наши победы в Галиции и новый взрыв патриотизма. Возвращение Распутина. - Приготовления к путешествию Государя. - Организация охраны. - Моя поездка в Ставку Верх. Главнокомандующего. Взрывом патриотизма ответила Россия на объявление нам войны. Речь Государя в Зимнем дворце, как электрическая искра пронеслась по России и всколыхнула всех. Петербург кипел. В Петергофе было как-то особенно торжественно спокойно. Мой начальник, вернувшись из Зимнего дворца, затребовал сведения о составе императорских поездов. Государь думал лично стать во главе командования армией. Но Совет Министров отговорил Его Величество и Верховным Главнокомандующим был назначен В. Кн. Николай Николаевич (21 июля). В столице, в военных кругах, это назначение приняли как должное. Петербург еще больше забурлил. Объявление войны Францией вызвало манифестации перед французским посольством. Толпы народа всякого звания и положения ходили по улицам с царскими портретами и флагами и пели «Спаси Господи люди Твоя». Кричали бесконечное ура.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неизбежность либерализма В 1917-м была убита прежняя Россия и началась история новой страны, в которой Россия должна раствориться без остатка 06.02.2018 967 Время на чтение 12 минут Вот и минуло уже сто лет со времени великих и ужасных событий 1917 года. Событий, которые потрясли своими последствиями весь мир, изменив его до неузнаваемости, по сравнению с предшествующими временами. Как Великая французская буржуазная революция повлияла на всю последующую историю, так и Великая русская революция оказала решающее влияние на все события века ХХ. 1917 год соединил в себе два великих свершения. Была убита прежняя Россия и началась история новой страны, в которой должна была раствориться Россия без остатка. С чем безжалостно расправилась великая русская революция? Трагически оборвалась трёхсотлетняя история дома Романовых. Династия, в лице своих последних представителей, оказалась неспособной к успешному управлению столь огромной страной с разноплемённым населением. Некоторые из русских императоров настолько устали от бремени текущих проблем, что были готовы даже добровольно отказаться от территорий, освоенных когда-то их великими предками. Какими бы причинами ни была вызвана, например, позорная продажа Аляски, она уже показала полную неспособность династии Романовых к управлению державой. Это уникальный случай в истории человечества, когда страна добровольно отказалась от территории такого размера - что ярче может показать недееспособность царизма. И Россия 1917 года безо всякого сожаления покончила с монархией, по-видимому, навсегда. Закончилось привилегированное существование Русской Православной Церкви как морально-нравственной опоры самодержавия. РПЦ вернула себе патриаршество, но ценой «отделения церкви от государства». Предавая империю и присягая на верность Временному правительству, церковь, вероятно, рассчитывала на дальнейшее своё безбедное и беспечное существование в либеральной России. Воинствующий атеизм большевиков, однако, превратил православие в гонимую церковь новых мучеников. РПЦ тоже, таким образом, оказалась неспособна к осмыслению перемен, происходивших с Россией весь XIX век. Распространение либеральной идеологии среди грамотного населения империи не подвигло церковь, увы, к переосмыслению роли православия в обществе, позволив либеральным ценностям беспрепятственно покорять русские умы.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/7/n...

Подпишитесь на наш Телеграм Выбор темы, предмет разговора зачастую говорит об участниках общения больше, чем само содержание общения; равно как и темы, которые не обсуждаются. Мы более или менее представляем, о чем говорит и о чем нет современный православный дискурс. В частности, он мало говорит об истории, а если и говорит, то в тонах ностальгических о прошлом православных стран. Наполеон здесь вроде ни при чём (мы же о нем вспомнили к дате — 15 августа он родился). Однако новацией библейского богословия было понимание истории как места теофании. У язычников теофании случаются в природе, а самого концепта истории не было. Священное Писание, как мы все прекрасно знаем, — Священная История, история Исхода, войн, царей и т. д. и т. д. Вершина это истории — пришествие Бога в историю «при Понтийском Пилате». Таким образом, богословствовать об истории — задача христианина. Нежелание думать об истории, отвращение к ней — языческий атавизм. Чем Наполеон важен для христиан? Он — одно из ярчайших событий нашей истории, истории (пост)христианского человечества. Что это событие означает? Наполеон — революционный диктатор. Три великие революции знает (пост)христианский мир, три революции, родивших современность: Английскую, Французскую, Русскую. Первая дала Кромвеля — христианина, вторая — Наполеона, индифферентного к христианству, третья — Сталина, воинствующего атеиста-семинариста. Так проступила религиозная тема: как событие Революции и революционной диктатуры, всеевропейской (всехристианской) войны, само событие современности соотносятся с христианством? С христианством, которое есть условие возможности современности? Сам Наполеон дал прекрасный ответ: « Я пришел в мир слишком поздно: теперь уже нельзя сделать ничего великого. Конечно, моя карьера блестяща, мой путь прекрасен. Но какое же сравнение с древностью! Там Александр покорил Азию, объявляет себя сыном Юпитера, и, за исключением матери его, Олимпии, которая знает, в чем дело, да Аристотеля, да нескольких афинских педантов, весь Восток верит ему. Ну а если бы я вздумал себя объявить сыном Бога-Отца и назначить благодарственное богослужение по этому поводу, то не нашлось бы такой рыбной торговки в Париже, которая не освистала бы меня. Нет, в настоящее время народы слишком цивилизованны: нельзя ничего сделать! »

http://blog.predanie.ru/article/chto-hri...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – февраль 2017 17 мин., 06.03.2017 1-я страница обложки – на черном фоне пламя от трех горящих спичек, четвертая спичка не загорелась (в коллаже на обложке фото Анны Грушиной и Лоэлла Делкера). На коллаже надпись: «О ГНЕВ ОПАСНЫЙ МОМЕНТ как остаться христианином в сетевом споре». См. в разделе «Вера» статью «Как забанить дьявола. Праведный гнев и сетевые споры» (на вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко) и высказывание Патриарха Кирилла «Избавьтесь от гнева до заката» (с.28-33). Пролог : (на заставке фото Елены Шумиловой) Леонид Аронзон. « Благодарю Тебя за снег… ». Стихотворение. 1969//Фома. - – февраль 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Числа: Даты месяца.  Февраль . Фото www.lori.ru //Фома. - – февраль 2017. – С.4-5. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 1 февраля. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.  – С.4; 23 февраля. 170 лет назад  (в 1847 году) резолюцией императора Николая I учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме  - представительство Русской Православной Церкви на Святой Земле. – С.4; 27 февраля. Чистый понедельник, начало Великого поста. – С.5; 15 февраля. Сретение Господа Нашего Иисуса Христа . – С.5; 8 февраля. 180 лет назад (в 1837 году) состоялась дуэль писателя Александра Пушкина и французского офицера Жоржа Дантеса . – С.5; Колонка главного  редактора: Владимир Легойда . … И ни слова о Христе? Фото Екатерины Соловьевой //Фома. - – февраль 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).   100 лет революции: Другой 1917-й? Была ли реальная альтернатива революции 100 лет назад? Можно ли было не допустить революцию? В какой момент она стала уже совершенно неизбежной? Об этих вопросах по просьбе «Фомы» размышляют историки и публицисты, занимавшиеся тем периодом. Документальные фото 1917 года //Фома. - 2(166) – февраль 2017. – С.8-12. – (рубрика «100 лет революции»).  Материал составили авторские заметки:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-166-...

     Епископ Ставропольский и Кавказский Игнатий (Брянчанинов; 1807–1867) причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1988 г. Апокалиптическое осмысление времени Святитель Игнатий (Брянчанинов) родился в 1807 г. накануне Отечественной войны 1812 г., попущенной, по словам преподобного Серафима Саровского, России за чрезмерное увлечение знати французской апостасийной культурой, которая, водворенная восвояси, в самой Франции разразится в 1848 г. Французской революцией и очередным свержением монархии. Узнав о революционных событиях 1848 г., святитель Игнатий напишет в письме: «Когда я услышал об этих происшествиях – я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшего и изможденного неисцельным недугом, заживо умерщвленного прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа или так называемый просвещенный мир. Мое неудивление показалось странным мне самому. В то время как я размышлял о моей холодности, внезапно вспомнились мне слова Спасителя: «Егда услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Возстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местом, и будут глади и мятежи, начало болезнем сия» (Мк. 13:7–8). Здесь особенно замечательно то, и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни – антихристу, Писание выставляет «мятежи». Из окончательного всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев…» Это апокалиптическое осмысление времени своего рождения скажется на всей жизни будущего святителя, его духовном складе, определит бескомпромиссность в отречении от мира и в выборе монашеской стези, задаст энергию сжатия и вектор в его, можно сказать, силовом, сокрушающем всякую неправду служении словом. В монахи Рожденный в известном дворянском роду Димитрий был потомком выдающегося Михаила Бренко – оруженосца святого благоверного князя Димитрия Донского, который переоделся в его доспехи, был убит и тем самым сохранил жизнь предводителю войска. То есть будущий святитель уже был наследником этой героической традиции самоотвержения и пасхального бесстрашия, наследовал причастность к одной из главных побед русской истории – на Куликовом поле, где русские отстаивали суть своего исторического бытия – веру православную. Представляется, что благодаря именно этому родству святитель Игнатий (Брянчанинов) станет не просто ревностным служителем Церкви Христовой, но, пожалуй, самым строжайшим и последовательным ратником за чистоту православия среди иерархов и духовных авторов XIX в.

http://pravoslavie.ru/95588.html

Лейтенант Булюбаш: французский русский герой О первом русском кавалере Ордена Почетного Легиона во Второй мировой 12 мая, 2018 О первом русском кавалере Ордена Почетного Легиона во Второй мировой В то время как служившие Гитлеру французы сдавались в плен советским солдатам , в рядах сражающейся с нацистами французской армии геройски погибали русские. Имя одного из таких героев до сих пор помнят во Франции, но совсем не знают в России. Хотя именно он первым из русских получил Орден Почетного Легиона во Второй мировой войне. Имя его – Владимир Николаевич Булюбаш. «Папа, учти – сломив Францию, немцы обязательно нападут на Россию!» – не раз горячо говорил отцу Володя. Говорил в 1939 году в Париже – перед тем, как впервые отправиться на фронт. Говорил и в 1940-м в Лионе – уже имея награды и ранения, побывав в плену и отбывая на службу в Северную Африку. Впрочем, отца, кадрового офицера Русской Императорской Армии и участника Первой мировой, вряд ли нужно было убеждать. Он безропотно благословлял сына на борьбу с врагом и лишь молился о воине Владимире святому великомученику Георгию Победоносцу. Под знаком святого Георгия Булюбаши – старинный и довольно известный малороссийский дворянский род из Полтавской губернии. Множество представителей этого рода служили в Русской Армии. Не стал исключением и Николай Булюбаш. 18-летним юношей он поступил в ближайший пехотный полк, честно отслужил положенный срок солдатом и поступил в юнкерское училище, чтобы стать офицером – типичное для того времени начало военной карьеры. С юнкерским училищем, расположенным в Чугуеве – заштатном городке Харьковской губернии, в дальнейшем оказалась связана не только карьера, но и почти вся жизнь Николая Павловича. Едва надев офицерские погоны, Николай Булюбаш в рядах своего полка отправился на фронт начавшейся войны с Японией. Отличился в боях, был ранен при Ляояне и вернулся героем, хоть и на костылях. После ранения лечился в киевском госпитале, затем служил в Киеве, в трудное время революционных беспорядков 1905 года занимал должность адъютанта военного коменданта города. А потом вернулся к месту учебы, в Чугуев, став курсовым офицером в родном юнкерском училище.

http://pravmir.ru/vladimir-bulyubash-pog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010