Католическая церковь св. Финиана в Клонарде      На протяжении веков в обители Клонард тысячи монахов изучали Священное Писание, отцов Церкви и живую монашескую жизнь, а затем отправлялись миссионерами в дальние края. Монахи Клонарда вели строгую подвижническую жизнь: мало спали и вставали рано утром, часто и горячо молились, ели скудную пищу и работали не покладая рук. Сам Финиан спал на голом земляном полу своей убогой келии и ничего не подкладывал под голову. Его трапеза состояла из воды, зелени и хлеба, а железный пояс, который он всю жизнь носил, служил ему веригами. От многолетних и крайне тяжелых аскетических подвигов Финиан настолько исхудал, что через его одежду можно было без труда пересчитать ребра. 12 святых, обучавшихся в Клонарде, вошли в историю как «12 апостолов Ирландии» Клонард благодаря своим многочисленным ученикам прославился на всю Европу. Воспитанники Клонарда учредили сотни монастырей и церквей как в Ирландии, так и в других землях. Каждый воспитанник Клонарда, покидая обитель ради миссионерства, брал с собой экземпляр Евангелия, посох и мощевик для святых мощей; позднее, строя храм или монастырь в другом месте, он помещал там эти святыни. Благодаря Клонарду и подобным ему монастырям Ирландию прозвали «островом святых и ученых», а 12 особенно значимых святых, обучавшихся в Клонарде в VI веке, вошли в историю как «двенадцать апостолов Ирландии» — среди них были преподобные Колумба Ионский (просветитель большей части Шотландии), Брендан Мореплаватель, Брендан Биррский, Кеннет Ахабоский (основатель монастырей в Ирландии и Шотландии, духовный поэт и толкователь Священного Писания), Киаран Клонмакнойский. Всего же у преподобного Финиана было 32 святых ученика! Источник прп. Финиана (фото - Patrick Comerford) Святой Финиан составил первый ирландский пенитенциарий (сборник епитимий), оказавший влияние на преподобного Колумбана, создавшего свою, более известную версию. Пенитенциарий Финиана был написан под влиянием валлийских отцов, а также святого Иоанна Кассиана Римлянина и, возможно, блаженного Иеронима Стридонского. Преподобный игумен прославился и как блестящий толкователь Священного Писания.

http://pravoslavie.ru/100309.html

1064 Fragmenta theologica 9 (Gryson R. Scripta. P. 242–243): «Следовательно, являют нам (себя) македониане, которые говорят, что Сын через все и во всем равен Богу Отцу и те еще, которые себя называют православными, которые не только приравнивают Сына к Отцу, но еще и Святого Духа через все и во всем приравнивают к Отцу и Сыну ...» (Ostendant nobis ergo macedoniani, qui dicunt Filium per omnia et in omnibus aequalem esse Deo Patri, et hi etiam qui se dicunt esse orthodoxos, qui non solum Filium coequant Patri, sed etiam et Spiritum Sanctum per omnia et in omnibus coaequant Patri et Filio...). Основанием для подобного рода сближения понятий автор, вероятно, считает следующее приведенное им утверждение македониан: «Сына мы называем подобным через все и во всем Богу Отцу, с теми же, кто постулируют существование различия между Светом рожденным и Светом нерожденным мы не имеем общения, т.к. мы говорим, что нет никакого различия между Богом рожденным и Богом нерожденным» (Filium similem per omnia et in omnibus Deo Patri esse dicimus, his autem qui dicunt esse diff erentiam inter lumen natum et inter lumen non natum non communicamus, quia nullam diff erentiam esse inter Deum natum et inter Deum non natum dicimus). Далее автор приводит слова предводителя македониан Сосифана (Sosifanes princeps eorum): «равный по чести, равный по силе (но не во всем! – Г. З .)» (aequalis honore, aequales virtute) (Fragmenta theologica. 8) (Gryson R. Scripta. P. 241). 1065 Fragmenta theologica. 5 (Gryson R. Scripta. P. 237): «Тех же, которые говорят: «Сколько раз Божественное Писание упоминает Иисуса Христа, оно обозначает только человека, тело и душу, а не Бога», и оттого есть Иисус Христос , что Он родился от Марии, до того же Его не было, как то утверждали Фотин и его предшественники, мы имеем отлученными от нашего общения» (Eos autem qui dicunt: “Quotiens scribtura divina Iesum Cristum commemorat, hominem tantummodo significant, corpus et animam, non Deum”, et ex eo esse Iesum Cristum ex eo quod de Maria natus est, antea non fuisse, sicus Fotinus et antecessores eius adserverunt, a communione nostra alienos habemus).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Во-вторых, т. к. И. модально согласуются с инвитаторными псалмовыми тонами, среди И. тоже отсутствуют песнопения 1-го и 8-го модусов и преобладают напевы 4-го и 6-го модусов. И. никогда не распределялись по 8 модусам октоиха и, следов., не были включены в тонарии . В-третьих, сочетание И. с инвитаторными тонами в модальном отношении весьма свободное, допускающее несовпадение модальных опор (доминанты в И. и тенора в псалмовом тоне). Напр., И. «Regem cui omnia vivunt, venite adoremus» 6-го модуса опирается на ступени ля (доминанта) и соль (второстепенная, модально сильная ступень), в то время как тенором псалмового тона служат си-бемоль в первых 2 фразах и соль в 3-й фразе стиха. Как отмечают мн. исследователи, в целом модальность И. изучена еще недостаточно. Способ соединения И. и инвитаторного псалма отличается от способа соединения аналогичных элементов др. антифонов мессы и оффиция: 1) Пс 94 никогда не подвергается сокращению; 2) И. повторяется после каждого псалмового стиха, включая «Gloria Patri...» (Слава:) (а не после всего псалма с «Gloria Patri...»), при этом через раз звучит только его 2-я половина (аналогично 2-й половине респонсория , называемой repetenda), а после «Gloria Patri...» повторяются подряд 2-я половина И. и И. целиком. Общая схема формы И. с псалмом такова: И. (целиком, напр.: «Christus natus est nobis: venite adoremus») - стих 1: «Venite! Exultemus...» - И. (целиком) - стих 2: «Quoniam Deus...» - И. (2-я половина, напр.: «Venite adoremus») - стих 3: «Quoniam ipsius...» - И. (целиком) - стих 4: «Hodie...» - И. (2-я половина) - стих 5: «Quadraginta...» - И. (целиком) - «Gloria Patri...» - И. (2-я половина) - И. (целиком). В связи с тем что при повторении звучит то весь текст, то его 2-я половина, И. имеет в большинстве случаев 2-частное строение текста и мелодии. Жанровая принадлежность Уже в первых сохранившихся источниках, где упоминается И.,- в «Правиле учителя» и в «Правиле» прп. Венедикта Нурсийского (1-я пол. VI в.) - содержится различное толкование И.: как респонсория (Reg.

http://pravenc.ru/text/инвитатории.html

1087 ib. 2, 15 n. Beck (op. cit. 65 s.) допускает некоторую неточность, когда, раскрывая учение Илария о Слове, как имманентном принципе божественной деятельности, приводит слова: sermo cogitationis aeternus est. etc., как выражение взгляда самого Илария. По контексту речи выходит, что эти слова Иларий лишь влагает в уста воображаемому совопроснику, потому что непосредственно за ними следует: Respondeo tibi interim pro piscatore meo etc. 1089 Verbi appellatio in Dei Filio de sacramento nativitatis est, sicuti sapientiae et virtutis est nomen: quae cum iu Deum filium cum substantia verae nativitatis existerint, Deo tamen, ut sua propria non desunt. 7, 11. 1090 Natura tenens per nativitatem substantiae veritatem his internarum rerum significata nominibus est. ib. 1098 Plena sunt omnia ut a pleno, et a perfecto perfecta. Nam et verborum significationem et efficientiam rerum et negotiorum ordinem et naturae inielligentiam comprehendunt. De Trin. 2, 1 n. 1100 Habemus doni istius (=Sp. sancti) causam, habemus effectus et nescio, quid de eo ambiguitatis sit cujus in absoluto sit et causa et ratio et potestas. De Trin. 2, 34 n. 1102 Unum Deum esse ex quo omnia, unam virtutem innascibilem et unum esse sine initio potestatem. De Trin. 4, 15. Unus ingenitus Deus. ib. 2, 16. innatus, ib. 2, 11 n. 1103 Innascibilitas.. dicit.. privationem principii, et per hoc summam principilitatem. Bonav. 1 dist. 9. dub. 11. Веск. Op. cit. 122 s. 1104 Pater est, ex quo omne, quod est, constitit. Ipse in Christo et per Christum origo omnium. Caeterum ejus esse in sese est, non aliunde quod est sumens, sed id quod est ex se atque in se obtinens. De Trin. 2, 6 n. Ipse est, qui quod est non aliunde est, in sese est, secum est, suus sibi est et ipse sibi omnia est. Ps. 2, 13–14 n. 1105 Id quod Dei patri proprium est, proprium ei ac secretum relinquamus, confitentes in eo aeternae virtutis innascibilem potestatem. De Trin. 4, 9. Est unigenitus filius Dei: non innascibilis, ut Patri adimat, quod Deus unus sit. ib. 4, 15. Filius neque ex innascibilitate Innascibili coaequalem. ib. 10, 6 n. Unicuique proprium est, ut unus sit, vel Patri esse, quod pater est, vel Filio esse, quod Filius est. ib. 11, 1 n.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

855 neminem putamus a fructu satisfactionis et spe pacis arcendum, cum sciamus juxta Scripturarum divinarum fidem, auctore et hortatore ipso Deo, et ad agendam paenitentiam peccatores redigi, et veniam atque indulgentiam paenitentibus non denegari. 856 Cujus pietatem et clementiam cogitantes, non acerbi adeo nec duri, nec in fovendis fratribus inhumani esse debemus, sed dolere cum dolentibus et flere cum flentibus, et eos quantum possumus auxilio et solatio nostrae dilectionis erigere, nec adeo immites et pertinaces ad eorum paenitentiam retundendam, nec iterum soluti et faciles ad communicationem temere laxandam. 857 Как отмечает Киприан, «покаяние не должно быть меньше преступления» (paenitentia crimine minor non sit, De lapsis, 35). Для принесения удовлетворения Богу за прегрешения необходим пост, плач и рыдание (Iram et offensam ejus jejuniis, fletibus, planctibus, sicut admonet ipse, placemus, De lapsis, 29). 858 Confiteantur singuli, quaeso vos, fratres dilectissimi, delictum suum, dum adhuc qui deliquit in saeculo est, dum admitti confessio ejus potest, dum satisfactio et remissio facta per sacerdotes apud Dominum grata est. 859 qui possunt, agentes paenitentiam veram, Deoque patri et misericordi precibus et operibus suis satisfacere... Nam, cum in minoribus peccatis agant peccatores paenitentiam justo tempore, et, secundum disciplinae ordinem, ad exomologesim veniant, et per manus impositionem episcopi et cleri jus communication isaccipiant. П. Жоде называет три других составных элемента покаяния: 1) сокрушение, 2) исповедь, 3) удовлетворение (см. Godet P Cyprien//DTC III, 24–66). Д. Капель называет четыре существенных элемента в примирении кающихся с Церковью: 1) покаяние, включая молитву и сокрушение, 2) публичное исповедание, 3) возложение рук, 4) участие в Евхаристии (см. Capelle D. L’absolution sacerdotale chez s. Cyprien//RTAM (1935). P. 221–234). 860 Nam, si Jesus Christus Dominus et Deus noster ipse est summus sacerdos Dei Patris, et sacrificium Patri se ipsum primus obtulit, et hoc fieri in sui commemorationem praecepit, utique ille sacerdos vice Christi vere fungitur qui id quod Christus fecit imitatur, et sacrificium verum et plenum tunc offert in Ecclesia Deo Patri, si sic incipiat offerre secundum quod ipsum Christum videat obtulisse.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Et quia ex ipso esset, ut ex Patre Filius, ut ex Deo Deus, ut ex virtute virtus, ut ex spiritu spiritus, ut lumen ex lumine, similitudinem quoque ejus ad Deum Patrem non inviti audientes (quippe cum imago invisibilis Dei sit), sed eam solam similitudinem dignam ad Patrem intelligentes, quae veri Dei sit ad Deum verum: ita ut non unio divinitatis, sed unitas intelligatur; quia unio sit singularis, unitas vero secundum nativitatis veritatem plenitudo nascentis est. Hilar. Frag. XI, 2 n. 1273 Patres nostri, cum Paulus Samosatcus haereticus pronuntiatus est, etiam homousion repudiaveriut. De syn. 81 n. 1292 Non puto quemquam admonendum, in hoc loco ut expendam, quare dixerim: similis substantiae piam intelligentiam, nisi quia intelligerem et impiam: et idcirco similem, non solum aequalem, sed etiam eamdem dixisse, ut neque similitudinem, quam tu, frater Lucifer, praedicari volueras, improbarem; et tamen solam piam esse similitudinis intelligentiam adnonerem, quae unitatem substantiae praedicaret. Hilar. Apol. responsa 3 n. M. 10, 545 c. 1293 An hic similem substantiam aliud patior esse, nisi unam? quae si non una sit antea confitenda, jam postea impie sit similis praedicanda. ib. 11 n. M. 10, 548 c. 1296 Sed quia tu similitudinem Filii ad Patrem praedicabas, demonstratio ejus a me fuit exponenda sine vitio. 6 n. M. 10, 547 c. Действительно, в сочинениях Люцифера мы встречаем выражения: similis atque aequalis Patri Filius (1 lib. pro Athan. Migne s. 1. 13, 864 c.); Filium aequalem dicimus Patri (Moriendum.. M. 13, 1025 c.). И вся западная богословская письменность, начиная от Тертуллиана и до никейской эпохи включительно, представляет, как мы уже видели, не мало примеров употребления термина similis Patri (в его «благочестивом» смысле) в приложении к Сыну. Когда отцы парижского собора писали, что они «охотно» принимают подобие Сына Отцу в смысле «подобия истинного Бога истинному Богу» (см. прим. 2-е на стр. 370-й), то они нисколько не уклонялись от исконной западно-богословской традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Протестантские богословы, оспаривая Озиандера, разошлись и между собою: одни, последуя Меланхтону, утверждали, что нам вменяется в правду земная человеческая правда Христа, которая есть Его послушание, явленное в Его уничижении, страдании и смерти, – таковы были Бранденбургские и Кёнигсбергские богословы. Другие же, напротив, утверждали, что для нашего примирения с Богом, кроме признаваемого вышеназванными богословами пассивного послушания, потребно также и активное послушание, состоящее в том, что Христос вместо нас и за нас исполнил весь нравственный закон, явил совершенное послушание всем заповедям Божиим. Так явилось протестантское учение об „obedientia activa и passiva“, которое из учения богословского превратилось в общецерковное протестантское учение, быв признано и утверждено Формулой конкордии (1577 г.), в третьем члене которой говорится: „Христос есть наша правда не по Своей только божественной, не по Своей человеческой только природе, но по обеим природам в их единстве, как Богочеловек в одном нераздельном лице; но Его правда, которая вменяется нам, есть целое послушание целого лица, которое Он показал Своему Отцу даже до смерти“.Это послушание целого лица есть совершенное удовлетворение вечной, неизменной правде Божией, открытой в законе, и, следовательно, это есть наша правда, которая открыта в Евангелии 649 . Подлинные члены Формулы конкордии, относящиеся к рассматриваемому предмету, суть следующие: „Credimus, docemus et confitemur, hoc ipsum nostram esse coram Deo justitiam, quod Dominus nobis peccata remittit, ex mera gratia absque ullo respectu praecedentium, praesentium aut consequentium nostrorum operum dignitatis aut meriti. Ille enim donat atque imputat nobis justitiam obedientiae Christï propter eam justitiam recipimur et justi reputamur“ 650 . „Christus vere est nostra justitia, sed neque secundum solam divinam naturam, neque secundum solam humanam naturam, in sola videlicet obedientia Sua, quam Patri ad mortem usque absolutissimam Deus et homo praestltit, eaque nobis peccatorum omnium remissionem et vitam aeternam promeruit“ 651 (этот член Формулы ясно направлен против Озиандеровых споров и составляет авторитетное их разрешение). – „Cum enim Christus non tantum homo, verum Deus et homo sit in una persona indivisa, tam non fuit legi subjectus, quam non fuit passione et morti (ratione suae personae) obnoxius, quia dominus legis erat. Eam ob causam ipsius obedientia (non ea tantum, qua Patri paruit in tota sua passione et morte, verum etiam, qua nostra causa sponte sese legi subjecit eamque obedientia illa sua implevit) nobis ad justitiam imputatur, ita ut Deus propter totam obedientiam, quam Christus agendo et patiendo, in vita et morte sua, nostra causa Patri suo coelesti praestitit, peccata nobis remittat, pro bonis et justis nos reputet et salute aeterna donet“ 652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Amen]. (Священник или певец начинает): Далее вслух (clara voce) недельный служитель (Hebdomadarius) начинает пение стиха (versus): [Domine labia mea aperies. Ответ (responsorium): Et os meum annuntiabit laudem tuam] 22 . Стих: Deus in adjutorium meum inmende.Ombem: Domine ad adjuvandum me festina. – Gloria Patri et Filio et Spiritu Sancto. Sicut erat in principio, et nunc, et semper et in saecula saeculorum. [Amen] Alleluja. «Приветствие»: Скоро явится Господь и Владыка… (см. выше). «Приглашение»: Regem venturum Dominum venite adoremus. (то же) Gloria Patri et Filio et Spirito Sancto… (то же) 1-й Антифон: Вот Владыка… (см. выше). 1-й Антифон: Veniet ecce Rex excelens cum potestate magna ad salvandas gentes. Alleluja. Псалмы 1, 2, 3, 6; в конце каждого малое славословие; в конце 6 – антифон: Veniet ecce Rex… 2-й Антифон: В пустыне взывает голос… (см. выше). Антифон: Confortate manus dissolutas: confortamini, dicite, Ecce Deus noster veniet et salvabit nos. Alleluja. Псалмы: 7, 8, 9 и 10; в конце каждого малое славословие и в конце последнего антифон: Confortate… 3-й Антифон: Радуйся, Благодатная… (см. выше). Антифон: Gaudete omnes et laetamini: ecce quia veniet Dominus ultionis adducet retributionem: ipse veniet et salvabit nos. [Псалмы: 11–14; в конце каждого малое славословие и в конце последнего антифон: Gaudete omnes… [Стих: Memor fui nocte nomonis tui Domine. Ответ: Et custodivi legem tuam]. (у старокатоликов пропущено). Pater noster (втайне до слов): Et ne nos judicas. Ответ: Sed libera nos a malo]. [Разрешение: Exaudi Domine Jesu Christe, preces servorum tuorum et misere nobis, qui cum Patre et Spiritu Sancto vivis et regnas in saecula saeculorum. Amen]. Чтец: Iube domne benedicere. Благословение: Benedictione aeterna benedicat nos Pater aeternus. Ответ: Amen]. Чтение из книги пророка Исайи, но не разделено, как в римско-католическом богослужении. [Чтение книги пророка Ucaйu I гл. разделено на три части, из которых каждая оканчивается рядом стихов с ответами на них; в начале второго чтения произносится благословение во имя Сына Божия, а в начале третьего – во имя Духа Святаго]. 1-й Антифон: Gaude et laetare filia Ierusalem: ecce Rex taus veniet tibi. Sion, noli timere, quia cito veniet salus tua. Псалом 15 и в заключение тот же антифон. 2-й Антифон: Rex noster adveniet Christus, quem Ioannes praedicavit, Agnum esse venturum. Псалом 16 и в заключение тот же антифон. 3-й Антифон: Ecce venio cito, et merces mea mecum est, dicit Dominus: dare unicuique secundum opera sua. (У старокатоликов гимн: «Прииди Спаситель…»). Псалом 17 и в заключение тот же антифон: Pater noster (втайне до слов): Et ne nos inducas in tentationem, sed libera nos a malo. Разрешение: Ipsius pietas et Misericordia nos adjuvet, qui cum Patre et Spiritu Sancto vivit et regnat in saecula saeculorum. Ответ: Amen. Чтец: Iube domne benedicere. Благословение: Deus Pater omnipotens sit nobis propitious et Clemens. Ответ: Amen. (У старокатоликов проповедь или назидательное чтение).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

48. Nec minus inpiger ad inueniendum quam ad exsequendum Iacob, cui cum mater dixisset ut inferret patri escas, definitionum genera suppetisse cernimus. Nam et cito inuenit et inuentorum suorum auctorem testificatus est deum, in quo et diligentiae palma et ingenii significatur ubertas. Prima ergo definitio in inuentione. Quod inuenitur quaeritur et quod quaeritur temporis est et quod temporis est utique diligentiae est. Quod autem praeuenit usum temporis deus infundit, deus dat, quod deus dat naturae, non diligentiae est. Ingenium igitur diuini est muneris, quod autem diuini muneris hoc naturae. Ingenium ergo naturae est, inuentio diligentiae: illud sine tempore, hoc indiget tempore. Ideoque illud tempore praesto est, hoc in spatio temporis inuestigatur; illud supra nos, hoc uero ad nos refertur. Иаков был не только весьма находчив, но усерден и прилежен 142 . Когда мать велела ему принести отцу пищу, у него, как мы видим, было и то и другое. Так, он быстро нашёл пищу и засвидетельствовал, что Бог послал ему находку. Это говорит о высокой степени его прилежания и плодовитости его ума. Итак, первое требование – это находчивость. Для того чтобы найти, надо искать, а для поиска необходимо время, а то, что требует времени, неизбежно связано с прилежанием. То, что превосходит временное, даруется Богом, Бог даёт это. А то, что даёт Бог, оно от природы и не зависит от старания 143 . Итак, ум дар Божий, а дар Божий от природы. Значит, ум – от природы, а находчивость – дело старания. Ум не зависит от времени, а для старания необходимо время. Ум выше времени, старание достигается со временем. Ум не зависит от нас, старание же, напротив, зависит. 49. Quaerenti igitur patri cibum uerbi – non enim in solo pane uiuit homo, sed in omni uerbo dei; talem cibum quaerebat Isaac, talem cibum esuriebat Petrus, quando uidit credituri gentilis populi mysteria – Esau praesto non habuit cibum spiritalis et uelocioris ingenii. Dum ille uenatur et quaerit et praedurum atque agrestem sermonem suggerere parat, praeuenit Iacob celeri inuentione et miti et prope domestica responsione suaue uerbum ministrans, quo eum mulceret et delectaret. Vnde miratus pater ait: Quid est hoc, quod tam cito inuenisti, fili? Respondit Iacob: Quod tradidit dominus deus tuus in manus meas. Prima definitio in interrogatione est, secunda in responso. Plena igitur omnia repperiens pater quae erant uel ingenii uel diligentiae definitionis consummatione conclusit dicens: Ecce odorfilii mei tamquam odor agri pleni, quem benedixit dominus. Ager enim et naturale habet fertilitatis ingenium et culturae diligentiam temporalem meritoque in eo est plenitudo, cui utrumque non deest. Simul cum addiderit: Quem benedixit dominus, uidetur naturae gratiam praetulisse cultionis labori. Et confirmauit Esau dicens: Iuste uocatum est nomen illius Iacob; subplantauit enim me iam bis etprimogenita mea accepit.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Et propter hoc personale est et ad suppositum pertinet, cuius est agere. Propter quod sancti unum sive unitatem in divinis attribuunt primo supposito sive per-sone, patri scilicet [Вот почему сама Божественная сущность, или бытие, является нерожденной и не рождающей; Единое же по самому своему свойству указывает на различение: ведь неразличный в Себе, Единый отличен от других. И по этой причине Он является личным и принадлежит к суппозиции, которой свойственно действовать. И потому святые относят Единое, или Божественное Единство, к первой суппозиции, или Лицу, а именно — Отцу]. — О суппозициях в тварях, суппозициях, которым принадлежит свойство действовать, ср. св. Фома, Super I Sent., d. 5, q. 3, a. 1 (изд. Mandonnet, I, p. 151); «в Божественной природе», где отсутствует реальное различие между суппозицией и сущностью, трем суппозициям следует относить только ноуменальные акты, которыми Лица реально различаются между собой. (Ia, q. 41, a. 1). У Мейстера Экхарта, который относит Единство, принцип действования, Отчей суппозиции, творческое действование, общее для трех Лиц, объявляется в первой суппозиции в то же время как и ноуменальный акт рождения. 180 См. выше, стр. 204. 181 «Метафизика», 1054a. 182 Exp. in Io., Cus., f. 119™, ll. 32–39. 183 Там же, f. 121 rb , ll. 2–10:… unitas enim appropriatur patri et immediatius se hubot ad esse quam bonitas et quam veritas, secundum illud Sapientie (6, 20): " incorruptio prima facit proximum deo " ; corruptio enim semper est casus ab uno; ergo, per oppositum, incorruptio stat et subsistit in uno; unum autem proximum est deo, utpote nichil addens positive, etiam secundum rationem, super esse. Esse enim primum est, unum proximum, verum 3 um , bonum ultimum inter quatuor omnibus communia. [… ибо Единство усваивается Отцу и находится в большей близости к Бытию, чем Благость и Истина, по слову Премудрости: «Нетление первое приближает к Богу» (Прем. 6, 19, Вульгата; в синод. переводе: А бессмертие приближает к Богу. — Перев.); ведь тление всегда есть отпадение от Единого; следовательно, по противоположности, нетление находится и пребывает в Едином; Единое же — в непосредственной близости к Богу, поскольку оно, как говорит разум, ничего не добавляет, что было бы выше Бытия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010