Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Тайна человека. Ганс Урс фон Бальтазар Ганс Урс фон Бальтазар – швейцарский богослов, кардинал, считается одним из значимых богословов XX века. Наряду с Карлом Ранером и Бернардом Лонерганом, он искал достойный ответ западному модернизму, который в результате привел мир к отвержению христианства. В данной публикации Д. Романовский исследует богословские взгляды этого выдающегося церковного деятеля. Статья Биография Ганс Урс фон Бальтазар – один из оригинальных католических богословов, церковный деятель, издатель, представитель католического обновления второй половины XX века . Родившийся в Люцерне в 1905 году, Ганс Урс фон Бальтазар принадлежал к семье, имевшей, с одной стороны, швейцарские дворянские корни, с другой – венгерские. Твердая христианская вера была составной частью воспитания, полученного Бальтазаром в семье. Г.У. фон Бальтазар обучался в гимназии, руководимой монахами-бенедиктинцами, а затем в лицее. Защитив дипломную работу о немецком идеализме в 1929 году, Г.У. фон Бальтазар вступил в орден иезуитов. Заинтересованность богословием Фон Бальтазара была вызвана лекциями незаурядного католического богослова Романо Гвардини. Существенной для творчества Г.У. фон Бальтазара была встреча с Анри де Любаком. Г. У.   фон   Бальтазар, обращаясь к патристической традиции, подчеркивает не столько разнообразность «причин и следствий» действий благодати в творении, сколько сущность благодати как таковой, раскрывающейся как дар Самого Бога.

http://bogoslov.ru/article/3224336

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛЬТАЗАР [нем. Balthasar] Ханс Урс фон (12.08.1905, Люцерн, Швейцария - 26.06.1988, Базель), католич. богослов, философ, культуролог. Жизнь Б. можно разделить на 5 периодов: 1-й период (1906-1928). Б. был первенцем швейцар. архит. Оскара фон Бальтазара и его жены Габриелы, урожденной Пицкер, по материнской линии ведущей свой род из Венгрии. Формирование личности Б. проходило в атмосфере семейной веры и благочестия; почти ежедневно он присутствовал на ранней мессе во францисканском храме г. Люцерна. Активное участие в жизни Римско-католической Церкви принимали родственники Б., среди к-рых по материнской линии был епископ. Х. У. фон Бальтазар Х. У. фон Бальтазар Еще в детстве Б. начал интересоваться лит-рой, обнаружил незаурядные муз. дарования. Окончил народную школу в Люцерне, затем учился в гимназии бенедиктинской коллегии в Энгельберге (Швейцария) и в иезуитской гимназии в Фельдкирхе (Австрия). Среднее образование завершил в Цюрихе. Затем в продолжение 9 семестров изучал германистику, философию и психологию в Вене и Берлине. Высшее образование закончил в Цюрихе в 1928 г. Докт. дис. «История эсхатологической проблемы в современной немецкой литературе» (Die Geschichte des eschatologischen Problems in der modernen deutschen Literatur) Б. опубликовал в 1930 г. Летом 1927 г. во время 30-дневных экзерциций (духовные упражнения по системе Игнатия Лойолы ), в к-рых Б. принимал участие вместе с группой студентов-мирян, он пережил духовное озарение и осознал необходимость последовать своему призванию, предав себя воле Божией. 2-й период (1928-1936). Смерть матери Б. воспринял как жертву, 28 нояб. 1928 г. он вступил в Общество Иисуса. После 2 лет новициата в Австрии (вместо обычных 3) 2 года посвятил изучению схоластической философии в Пуллахе (близ Мюнхена) под рук. иезуитского богослова и философа Э. Пшивары и 4 года - занятиям богословием в Фурвьере (близ Лиона); здесь вдохновителем патрологических исследований был А. де Любак , вокруг к-рого сплотилась группа молодых ученых (среди них кроме Б.- А. Буйар, Г. Фессар, Ж. Даниелу ), обратившихся к творениям отцов Церкви III-VII вв.; дружба Б. с Любаком продолжалась всю жизнь. 26 июля 1936 г. в Мюнхене кард. Михаэль Фаульхабер рукоположил Б. во пресвитера.

http://pravenc.ru/text/77462.html

БАЛЬТАЗАР, ХАНС УРС ФОН (Balthasar, Hans Urs von) (1905-1988), швейцарский католический теолог, церковный деятель, издатель. Родился в Люцерне 12 августа 1905 в благочестивой католической семье. С детства интересовался литературой и музыкой. Среднее образование получил в бенедиктинской (Энгельберг) и иезуитской (Фельдкирх, Австрия) гимназиях. Изучал германистику и философию в университетах Цюриха, Берлина и Вены. Познакомился с немецким теологом Романо Гуардини (1885-1968). В университетские годы подверг себя 30-дневным духовных упражнениям св. Игнатия Лойолы и принял решение после окончания учения вступить в Общество Иисуса (орден иезуитов). В Цюрихе с отличием (summa cum laude) защитил докторскую диссертацию на тему История эсхатологической проблемы в современной немецкой литературе (1928). В 1929 стал послушником ордена иезуитов и через два года, завершив послушничество, приступил к изучению философии (в высшей философской школе иезуитов «Берхманнсколлег» в Пуллахе под Мюнхеном). В эти годы (1931-1933) поддерживал плодотворное для него общение с немецким философом и теологом Эрихом Пршиварой (1889-1972). В 1933-1937 изучал теологию на иезуитском теологическом факультете в Лионе (Лион-Фурвьер), где большую роль сыграло для него знакомство с французским теологом Анри де Любаком (1896-1991), переросшее в дружеские отношения. В 1936 в Мюнхене был возведен кардиналом Фаульхабером в священнический сан. Поработав некоторое время в редакции журнала «Голоса времени» («Stimmen der Zeit»), стал священником для студентов в Базеле (1940), отклонив предложение стать профессором теологии и основать институт экуменической теологии в Григорианском университете в Ватикане. В эти годы познакомился с Карлом Бартом и Адриенной фон Шпайр (ум. 1967, базельский врач, Бальтазар обратил ее в католичество и стал ее духовником, а после смерти публиковал ее труды). В 1945 совместно с А.фон Шпайр основал «Сообщество св. Иоанна» («Johannesgemeinschaft»), нецерковную организацию, что позднее привело к конфликту с орденским начальством и к выходу Бальтазара из Общества Иисуса (1950).

http://bogoslov.ru/person/217652

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Сошествие во ад в «Пасхальной тайне» Г.У. фон Бальтазара Для выдающегося богослова ХХ века кардинала Г.У. фон Бальтазара учение о сошествии Христа во ад являлось догматом Церкви. Однако он критически переосмыслил это учение. Автор данной статьи анализирует предпринятую богословом попытку переосмысления, отраженную в книге «Пасхальная тайна», которая представляет собой опыт систематизации богословия смерти и Воскресения Христа. Статья Никакие догматические положения не могут быть пересмотрены или изменены в рамках христианского богословия. Догматы сообщают нам вечную и неизменную истину, и поэтому носят абсолютный характер. Но неизменность доктрины не может исключать ее постоянное переосмысление и переживание в каждом новом поколении христиан. Рецепция Церковью догмата, с одной стороны, является актом однократным и не подлежащим пересмотру, с другой – вечно продолжающимся в том смысле, что единожды принятый догмат может по-новому раскрываться в ходе истории Церкви в связи с изменением мышления и мировоззрения людей. Богословы должны истолковывать догматы, делая их доступными для понимания и восприятия своих современников. Это истолкование является раскрытием неизменного внутреннего смысла, или логоса, догмата и поиском новых способов, или тропосов, его выражения, а не редукцией или демифологизацией догмата. Но может ли богослов в поисках нового способа истолкования догмата зайти слишком далеко? Может ли получиться так, что он, намереваясь раскрыть церковное учение, совершит, по сути, отхождение от этого учения? Может ли переосмысление Предания Церкви не оставить от этого Предания и следа?

http://bogoslov.ru/article/4474057

Сортировать по Исключить новости Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении Х. Урса фон Бальтазара Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 31 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 Начиная с издания творений преподобного Максима Исповедника, осуществленного отцом Ф. Комбефисом в 1675 г. и затем перепечатанного в “Патрологии” Миня, творчество этого великого Отца Церкви многоразличным образом исследовалось в западной науке. До появления первого издания книги Х. Урса фон Бальтазара (1941 г.) насчитывается более 100 монографий и статей, посвященных изучению различных аспектов жизни, церковной деятельности и миросозерцания преподобного Максима 1 . Тем не менее можно констатировать, что названная книга, значительно переработанная и дополненная при втором издании (1961 г.), представляет собой исключительное явление на фоне всех этих многочисленных работ. Написанная одним из самых выдающихся католических богословов и мыслителей XX в., обладающим, безусловно, солидной эрудицией в различных областях древнецерковной письменности и святоотеческого богословия, она во многих отношениях стала исходным пунктом всех последующих исследований творчества Преподобного. Используя, условно говоря, “богословско-феноменологический” метод, Х. Урс фон Бальтазар предпринял попытку представить мировоззрение преподобного Максима как целостную и вполне оригинальную систему — одну из самых грандиозных и величественных систем в истории патристики 2 . Следует сказать, что данная попытка в значительной степени увенчалась успехом, хотя, как и всякие попытки подобного рода, она была связана с неизбежной схематизацией и упрощением многих оттенков мыслей и взглядов Преподобного. Однако хотелось бы обратить внимание не просто на факт такой схематизации, а на то, что она осуществлялась как “пре­па­рирование” и своего рода “подгонка” богословия преподобного Максима под парадигмы западного мышления. Данное обстоятельство явственно ощущается в публикуемом ныне переводе “Введения” книги Бальтазара, где широкими (и нередко — сочными и яркими) мазками набрасывается церковно-истори­ческий и богословский фон жизни и деятельности этого святого отца, а также “питательная среда”, позволившая сформироваться его миросозерцанию.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-maksim-is...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры). Теоэстетика — это богословское направление, начало которому положил католический теолог Х. У. фон Бальтазар (1905—1988). В основе теоэстетики лежит средневековая метафизика, в частности учение о трансценденталиях как об общих и взаимообратимых понятиях, характеризующих универсальные свойства бытия. Х. У. фон Бальтазар выделял три трансценденталии: истину, благо и красоту. Именно красота легла в основание его теологического проекта. Впоследствии это богословское направление развивали и продолжают развивать различные богословы. Среди православного богословия можно выделить два теоэстетических подхода: метафизический и постметафизический. К первому, который созвучен мысли Бальтазара, можно отнести работы Д. Б. Харта, ко второму — архимандрита Джона (Пантелеймона) Мануссакиса, отошедшего от метафизического стиля мышления и использующего феноменологический метод.  Православный богослов А. Филоненко также развивает теоэстетику, совмещая её с богословием общения. Книга «Теоэстетика», вышедшая в издательстве «Никея» представляет собой его цикл лекций о богословии красоты.  Первую лекцию Филоненко начинает с уже ставшей традиционной для теоэстетики критики культурных парадигм модерна и постмодерна. В этих культурах красота вытесняется такими категориями, как «безобразное» и «возвышенное». Красота в современном мире понимается как нечто сконструированное, то, что определяется символическим горизонтом культуры. Вследствие такого радикального конструктивизма под вопрос ставится доступ человека к объективной реальности, которая вытесняется бесконечной игрой интерпретаций. Однако, как отмечает Филоненко, красота постепенно возвращается в нашу культуру.

http://bogoslov.ru/book/6174641

— Владыка, из чего состоит теология как дисциплина? В чем ее богатство? — Теология как дисциплина состоит из нескольких разделов, или субдисциплин. Это исторический раздел, куда включены история Церкви разных эпох — от истоков до наших дней, а также история оформления вероучения. Библейский раздел посвящен комплексному изучению Нового и Ветхого Заветов в разных аспектах. Систематическая теология включает в себя догматическое богословие, основное богословие, или апологетику, патрологию. Практическую теологию составляет пастырское и нравственное богословие, а также литургика — изучение богослужебной жизни Церкви. Теология — это выражение трансцендентного, божественного в имманентном и посюстороннем, это видение реальности, основанное на Божественном откровении, и рефлексия, размышление над этим Откровением. Затем, если это понимание перетекает из созерцательной плоскости в прагматическую, человек начинает соотносить свой образ жизни с открывшейся ему божественной реальностью. Это уже можно назвать в более узком смысле богословием, поскольку богослов — не просто размышляющий о Боге человек, но тот, кто старается жить по законам святости. — Какими именами представлена современная теология? — За последнее столетие мы найдем множество громких имен в теологии. Назову лишь некоторые, которые сразу приходят на память. Для русского человека должна быть хорошо известна парижская школа мыслителей-теологов, к которой относились В.Н. Лосский, протоиерей Георгий Флоровский, протоиерей Николай Афанасьев, архимандрит Киприан (Керн). Известны и русские православные богословы в Америке: протоиерей Иоанн Мейендорф, протоиерей Александр Шмеман — профессора Свято-Владимирской семинарии. В Англии известны патролог митрополит Каллист (Уэр) и наш соотечественник архимандрит Софроний (Сахаров). Среди католиков следует назвать имена Ханса Урса фон Бальтазара, Анри де Любака, Ива Конгара, Бернарда Лонергана. Среди протестантов известны Юрген Мольтман, Дитрих Бонхёффер, Вольфхарт Панненберг. Сегодня на слуху имена Джона Бентли Харта (американский православный мыслитель), Джона Милбанка (англиканский теолог), Алвина Плантинга (американский философ и теолог).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5414358...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Доктрина страдающего Бога в современном христианском богословии Страдания, перенесенные человечеством в XX веке, побудили нравственное чувство богословов к мысли, что благой Бог должен страдать вместе со Своим страждущим творением. В результате значительное число христианских богословов на Западе (например, А. Пикок, С. Бергман, Ю. Мольтман, М. Сарот, Т. Вейненди, Г.У. фон Бальтазар и др.) отказалось от догмата бесстрастности Божественной природы, поскольку его совмещение с учением о страдающем Боге оказалось для них неразрешимой проблемой. Эти богословские трудности связаны с тем, что в западном богословии Лицо (Ипостась) понимается преимущественно как индивидуализированная часть природы. По той же причине к мысли о страдании божественной природы пришли и некоторые русские религиозные философы (Н.А. Бердяев, протоиерей Сергий Булгаков). Статья Актуальность (постановка проблемы) Ужасы XX века привели некоторых богословов к мысли, что благой Бог не может быть абсолютно бесстрастным существом. «…Самодержавный Бог, Который имеет абсолютную власть и Который просто возглавляет этот страдающий мир и Сам не подвержен страданиям, является космическим монстром», – утверждает Р. Бокэм в статье с характерным заглавием «Только страдающий Бог может помочь» . Поэтому «единственное заслуживающее доверия богословие для Освенцима то, которое делает Бога заключенным в этом лагере», – говорит другой автор . Д. Зёлле (Германия), утверждает, что «истинен только тот Бог, который способен страдать», и размышляет «о страдающем Божестве, в котором и обнаруживается единственно возможный ответ на вопрос о невинных страданиях » .

http://bogoslov.ru/article/6192426

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Исторический путь церковного права на Западе (по Эудженио Корекко) Публикуемый материал Ирины Борщ освещает исторические этапы развития канонического права начиная от первого тысячелетия христианства и заканчивая каноническими парадигмами в Католической Церкви нового и новейшего времени. Знакомство с трудами зарубежных ученых на эту тему представляется полезным для понимания истории западной Церкви, а также для изучения проблемы вечного и исторического в каноническом наследии Церкви. Статья Эудженио Корекко (1931–1995), швейцарский канонист, католический епископ Лугано (с 1986) и основатель Луганского богословского факультета , является одним из самых интересных, на наш взгляд, католических ученых-правоведов XX в. Русскому читателю он известен как вдохновитель и соавтор учебника по каноническому праву католической церкви Либеро Джерозы, русский перевод которого вышел в 1996 г. Учение о праве Эудженио Корекко тесно связано, с одной стороны, с богословием права Клауса Мерсдорфа, знаменитого немецкого канониста, под руководством которого молодой швейцарский ученый защитил докторскую диссертацию в Мюнхене в 1962 г  . С другой стороны, большое влияние на нашего автора оказало учение и деятельность основателя церковного движения «Комунионе и Либерационе» (Comunione e Liberazione) Луиджи Джуссани, после знакомства с которым Корекко стал одним из активистов зарождающегося движения CL в Швейцарии. Помимо этого, важную роль в формировании общего подхода Корекко к проблемам церковного права играла экклезиология эпохи Второго Ватиканского собора и в особенности труды таких авторов, как Ханс Урс фон Бальтазар и Йозеф Ратцингер.

http://bogoslov.ru/article/2888496

Сортировать по Исключить новости Быть народом: размышления над понятием “миряне” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 6 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 1 От переводчика. Осмысление понятия народа Божия и его актуализация — всегдашняя забота Церкви от апостольских времен до наших дней. Эта тема необычайно тонка и требует к себе внимания как ученых богословов, так и тех, кто начинает свой путь в Церкви; как епископов, священников, так и мирян. О поставлении и служении мирян подробно, опираясь на Апостольские правила, труды Святых Отцов и практику древней Церкви, говорит отец Николай Афанасьев 2 , экклезиологически точно используя термин лаик вместо мирянин . Расслоение церковной общины на мирян и духовенство — явление, лишь постепенно пришедшее в Церковь; “в ранней Церкви этого разделения не было в том смысле, что было одно живое тело, в котором разные члены имели различные функции. Но функция — это одно, а сан и возвышенность — совершенно другое Миряне — это не стадо и духовенство — это не вожди и не начальники, а слуги” 3 . Экклезиологически и литургически близкое осмысление понятия народа Божия (laTj) находим в предлагаемой вниманию читателя работе выдающегося англиканского богослова епископа Монмутского Роана Уильямса. Однако большее внимание автор уделяет генезису понятия laTj, постепенно подходя к осознанию вовлеченности laTj в Божественное действование в мире, ответственности, долга народа Божия как священника всех народов в его сослужении Христу. Здесь епископ Роан подчеркивает близость своей позиции к таким православным богословам, как отец Думитру Станилоэ, отец Александр Шмеман и Христос Яннарас. И пусть не смущают православного читателя довольно тяжеловесные богословские построения предшественников автора, богослова Стрингфеллоу и литургиста Дикса, и его несколько критическое отношение к латинско-восточному богословию священства при рассмотрении взглядов на мирянство Урса фон Бальтазара. Работа безусловно заслуживает пристального внимания, поскольку богословски подводит нас к осмыслению призвания мирян к делу молитвы, свидетельства, соединения, к служению защиты и ходатайства, причем, по мнению автора, определение мирской полностью заменимо определением христианский .

http://pravmir.ru/byit-narodom-razmyishl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010