стилистике, на них всегда присутствует К. с сыновьями (число местночтимых святых варьируется от 13 до 19). В одном из иконографических вариантов, написанном для муромского Благовещенского мон-ря в 1997 г., они занимают центральное место ( Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские. М., 2008. С. 156, 162). Св. князья представлены прямолично в традиц. княжеских одеждах и шапках; К.- в центре со свитком в правой руке, выше сыновей, стоящих немного впереди. Ф. положил руку на грудь и приподнял меч, М. держит поднятый крест и опущенный меч. Рядом с ним изображена блгв. кнг. Ирина, облаченная как женщина знатного рода. На 2 иконах из муромского Троицкого мон-ря (1996, тот же мастер, образ крупного размера находится в местном ряду иконостаса Троицкого собора) К., М. и Ф. представлены вместе с блгв. кнг. Ириной (Там же. С. 145, 147-148). Княжеское семейство написано в левой части композиции, правая рука каждого из них в одинаковом жесте приложена к груди. На меньшей по размеру иконе К. с сыновьями и супругой показаны в молитве пред Муромской иконой Божией Матери. По заказу Рязанской епархии в 1995 г. Суховым был также написан образ «Моление блгв. князей Муромских иконе Божией Матери Муромская» (Там же. С. 158, 162). Совр. иконы др. иконописцев с изображением Собора местных святых, где также представлен К. с сыновьями, имеются в храмах Мурома (в Спасо-Преображенском мон-ре, домовой ц. во имя прав. Иулиании при Муромском ин-те (филиале Владимирского гос. ун-та) и др.). В 2006 г. по частному заказу Суховым была создана мерная ростовая икона К. Святой представлен фронтально, с небольшим поворотом головы вправо, в виде старца с седыми волосами и бородой. Облачен в зеленовато-голубое препоясанное одеяние и красную из узорной ткани шубу, на голове - округлой формы княжеская шапка темно-синего цвета с меховой оторочкой, правая рука в жесте приятия благодати, в левой - развернутый свиток со словами: «Града Мурома люди…» Поясной вариант иконографии (К. в городчатом венце, в правой руке меч, аналогичная надпись на свитке) был выполнен в Сергиевом Посаде (2003).

http://pravenc.ru/text/2057094.html

В XIX - нач. XX в. почитались связанные с родом Осорьиных св. источники в Лазареве и около с. Дуброва (совр. Селивановский р-н Владимирской обл.). Над св. колодцем в Лазареве стояла надкладезная часовня, разрушенная в 1933 г. В наст. время молебны у источника совершаются в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Св. колодец около Дуброва образовался на месте, где крестьянка обрела чудотворную икону И. с житием. Икону перенесли в храм в Дуброво, но она вновь вернулась на прежнее место. Тогда образ переместили в храм на погосте Муська (Муськово, ныне пос. Новлянка). Храм был закрыт в 1933 г., вскоре разрушен, чудотворная икона И. утрачена. Позднее над источником около Дуброва была построена из кирпича часовня, разрушенная в 1941-1945 гг. По местному преданию, И. неск. раз являлась здесь молящимся. Св. колодец был восстановлен братией муромского Благовещенского мон-ря. В день Св. Духа совершается крестный ход к источнику от храма Св. Троицы в Дуброво (Пасхальный огонь. 2004. 4/5). Рака с мощами прав. Иулиании Лазаревской в ц. свт. Николая Чудотворца в Муроме. Фотография. 2010 г. Рака с мощами прав. Иулиании Лазаревской в ц. свт. Николая Чудотворца в Муроме. Фотография. 2010 г. В нач. XX в. почитание И. было местным, святая названа местночтимой в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями» (М., 1903. С. 5). Общецерковное почитание И. установлено включением ее имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380). Имя И. входит в Соборы Владимирских святых (празднование установлено в 1982), Рязанских святых (празднование установлено в 1987). В 1995 г. при Свято-Троицком храме в г. Осинники (Кемеровская обл.) было создано сестричество во имя И. В 2006 г. учреждено сестричество милосердия во имя И. при храме в честь Успения Божией Матери в Муроме, муромское сестричество входит в состав Георгиевского сестричества милосердия, основанного во Владимире в 1998 г. Подвижнице посвящены еще 3 сестричества Владимирской епархии - в Вязниках, Коврове и Александрове. В год празднования 400-летия преставления святой в ее честь была освящена часовня в с. Лазареве. Неподалеку в лесу находится источник И., освященный 12 дек. 1997 г. Действуют домовые храмы во имя И.: при Муромском ин-те (филиале) Владимирского гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (2004), при Ковровской гос. технологической академии им. В. А. Дегтярёва (2005).

http://pravenc.ru/text/1237859.html

1990). Вопросы, связанные с устройством ун-та и привилегиями преподавателей и студентов, были урегулированы буллой папы Николая IV «De statu regni Portugalie» (9 авг. 1290), в которой сообщалось, что в ун-те действовали юридический, медицинский фак-ты и фак-т свободных искусств; канцлером ун-та был епископ Лиссабона. Конфликты университетской корпорации с горожанами могли послужить причиной его перевода в К. (утвержден буллами папы Климента V «Profectibus publicis» и «Porrecta nuper» от 26 февр. 1308). В грамотах кор. Диниша I о привилегиях ун-та его перенесение в К. рассматривалось как повторное основание (о нахождении ун-та в Лиссабоне не упом.; см.: Brand ã o, Almeida. 1937. P. 50-51; Варьяш, Русанов. 2012). Основные привилегии ун-та изложены в «Великой хартии привилегий» (Carta Magna Privilegiorum, 1309). В отличие от др. европ. ун-тов в К. раздельно существовали фак-ты канонического (Canones) и гражданского (Leges) права. В 1338 г. ун-т был вновь перенесен в Лиссабон; в грамоте кор. Афонсу IV причиной этого названы конфликты между студентами и придворными (королевский двор часто находился в К.). Ок. 1354 г. из-за противостояния с горожанами и, вероятно, из-за эпидемии чумы (черная смерть) ун-т вернулся в К. При королях Педру I (1357-1367) и Фернанду I (1367-1383) ун-ту были подтверждены старые привилегии и дарованы новые (в основном экономические и судебные), что вызвало недовольство горожан. С этим был связан повторный перенос ун-та в Лиссабон в 1377 г. (в королевской грамоте говорилось о желании иностранных профессоров жить в богатом столичном городе - Coelho M. H. Coimbra trecentista - a cidade e o Estudo//A Universidade de Coimbra no seu 7. Centenário. 1993. P. 89-100); в 1380 г. это было одобрено антипапой Климентом VII (ун-т оставался в Лиссабоне до 1537). В 1400 г. в ун-те был создан богословский фак-т (ранее богословие преподавалось в школах при мон-рях францисканцев и доминиканцев, однако в сер. XIV в. могли существовать инкорпорированные в ун-т богословские школы; см.: Antunes J.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

В Англии система гос. церковности, сложившаяся поэтапно, оказалась особенно устойчивой. Происходившие в ней изменения касались гл. обр. статуса религ. меньшинств: диссидентские сектантские общины, а также католич. Церковь со временем пользовались все более широкой веротерпимостью со стороны гос. власти, а в ХХ в. получили полную религ. свободу, не затронувшую, однако, привилегий гос. англикан. Церкви. Своеобразие церковно-гос. отношений в Великобритании проявляется в том, что в Шотландии в отличие от Англии гос. статус имеет пресвитерианская церковь, но при этом ее главой также является брит. монарх, по вероисповеданию принадлежащий к англикан. Церкви. Суть системы гос. церковности заключается, т. о., в несимметричной взаимозависимости Церкви и гос-ва. Г. Ц. пользуется привилегиями, выражающимися в обязательном, как правило, исповедании главой гос-ва вероучения гос. конфессии; в использовании символики Г. Ц. в гос. актах, церемониях, гос. учреждениях; в обязательном преподавании в гос. учебных заведениях для детей, принадлежащих к Г. Ц., ее вероучения; в частичном финансировании церковных расходов из гос. казны; в признании юридической действительности браков, заключаемых в Г. Ц.; но обратной стороной этих привилегий является участие гос. инстанций в делах внутрицерковного управления вплоть до возможного усвоения главе гос-ва с монархическим титулом статуса главы Г. Ц. При этом система гос. церковности не предусматривает в отличие от симфонической модели церковно-гос. отношений (см. ст. Симфония властей ) широкого участия церковной иерархии в делах гос. управления. Это означает, что юридически регламентированное влияние главы гос-ва на церковную жизнь оказывается значительно более широким, чем легальное влияние первого епископа, а также коллегиальных органов церковной власти на гос. законодательство и управление. Такая ситуация создает проблемы канонического характера. Напр., принципиальное значение приобретает вопрос о правомерности участия гос-ва в церковном законодательстве (см. в ст. Государство ).

http://pravenc.ru/text/166357.html

Проявление нек-рых рудиментов гос. церковности наблюдается в принципиально иной системе церковно-гос. отношений, сформировавшейся в кон. XVIII в. под влиянием лозунга неограниченной свободы совести, именуемой режимом отделения Церкви от гос-ва. Так, во Франции до 1905 г., когда Церковь полностью была отделена от гос-ва, в отношении католич. Церкви, к к-рой принадлежит большинство французов, сохранялись элементы гос. церковности, уживавшиеся с притеснениями Церкви со стороны республиканских правительств Франции. Рудименты гос. церковности сочетались даже с дискриминацией Церквей в коммунистических странах в ХХ в. Так, в Чехословакии, где гос. власть руководствовалась атеистическими идеями правящей коммунистической партии, поддерживала атеистическую пропаганду, прибегала к прямым репрессивным мерам по отношению к духовенству разных исповеданий, Церкви не были совершенно отделены от гос-ва: священнослужители католич., правосл. Церквей и протестант. деноминаций получали жалованье из гос. казны. В современном мире в большинстве стран Церкви и др. религ. общины отделены от гос-ва, но есть и такие, где на конституционной основе существует гос. религия, в христ. странах - Г. Ц. Подобная система церковно-гос. отношений, особенно характерная для гос-в с монархической формой правления, представлена и в нек-рых республиках. В законодательстве отдельных гос-в Г. Ц. именуется господствующей (или официальной) Церковью . Система гос. церковности существует в наст. время в Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Норвегии и ряде др. стран. В Конституции Дании закреплен гос. статус лютеран. церкви; дат. «король должен быть членом Евангелической Лютеранской церкви» (цит. по: Конституции государств Европейского Союза. М., 1997. С. 303). Лютеран. церковь является офиц. и в Норвегии, имела гос. статус в Шведском королевстве, до 1995 г. в Конституции Исландии содержалось положение о том, что «Евангелическо-Лютеранская церковь является государственной церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства» (цит. по: Понкин И. В. Религия, образование и право. М., 2002. С. 8-9). В Финляндии до недавнего времени гос. статус имели одновременно и лютеран., и правосл. Церковь, к к-рой принадлежит незначительное число граждан.

http://pravenc.ru/text/166357.html

М., 2001. Лит.: Гос. дума и пастырь Церкви. СПб., 1905; Восторгов И. И. , свящ. Гос. дума и Правосл.-Рус. Церковь: К вопр. о положении Церкви в правовом гос-ве. М., 1906; он же. Гос. дума и церк. школы. СПб., 1911; Боиович М. М. Члены Гос. Думы: Созыв 1-4: Портреты и биографии. М., 1906-1913; Васильев Н. П. II Дума. М., 1907; Каменский П. В. Вероисповедные и церк. вопросы в Гос. думе 3-го созыва и отношение к ним «Союза 17 октября». М., 1909; Богданович С. Н. , свящ. Сельский священник в Гос. думе: (Сб. моих статей). СПб., 1911; Сендерко М. , свящ. Гос. дума и жизненные вопр. правосл. духовенства. СПб., 1912; Брусянин В. В. Указ. книг и ст. о Гос. Думе. М., 1913; Деев А. С. Указ. книг и брошюр о Гос. Думе: Опыт библиографии. СПб., 1913; Кадсон И. З. Депутаты из духовенства в III Гос. Думе//ИЗ. 1981. 106. С. 302-322; Гос. Дума в России (1906-1917 гг.): Обзор. М., 1995; Становление рос. парламентаризма нач. ХХ в. М., 1996; Смирнов А. Ф. Гос. дума Рос. империи, 1906-1917 гг.: Ист.-правовой очерк. М., 1998; Усманова Д. М. Мусульм. фракция и проблемы «свободы совести» в Гос. думе России (1906-1917). Каз., 1999; Циунчук Р. А. Гос. дума имперской России: Проявления этно-конфессиональных интересов и формирование новых полит. элит//ИЗ. 2001. 122. С. 240-250; Захаров Н. А. Система рус. гос. власти. М., 2002; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1890-х-1918 гг.). М., 2002. С. 343-390; Кудрина Т. А. , Пинкевич В. К. Вероисповедные реформы в России в нач. ХХ в. М., 2003; Дорская А. А. Гос. и церк. право Рос. империи: Проблемы взаимодействия и взаимовлияния. СПб., 2004; Рожков В. , прот. Церк. вопросы в Гос. думе. М., 2004. (МИЦ; Кн. 23). Г. д. Российской Федерации была образована в 1993 г. В соответствии с Конституцией РФ, принятой в результате всенародного голосования 12 дек. 1993 г., является нижней законодательной палатой, к-рая вместе с верхней палатой - Советом Федерации - составляет Федеральное собрание. В отличие от дореволюционной Г. д. избирается всеми правоспособными гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прямым и тайным голосованием. Согласно действующей Конституции, Г. д. избирается на 4-летний срок, но на переходное время после принятия Конституции 1993 г. предусматривалось, что полномочия Думы 1-го созыва будут сохраняться в течение 2 лет.

http://pravenc.ru/text/166321.html

В наст. время «О. D.» ведет деятельность на всех континентах в 67 гос-вах. К 2016 г. в орг-ции состояли ок. 100 тыс. чел., из них более 90% - миряне. Территориально прелатура делится на 13 регионов, имеющих представительства-делегации, 21 полурегион (квазирегион) и 15 представительств-делегаций, находящихся в непосредственном подчинении прелата. На территории бывшего СССР «О. D.» c 1994 г. ведет свою деятельность в Литве, позже начало работу в Эстонии, Казахстане, Латвии. В апр. 2006 г. прелат «О. D.» еп. Х. Эчеваррия Родригес посетил Россию, побывал в Москве и С.-Петербурге. С 2007 г. в РФ открыто представительство-делегация «О. D.», напрямую подчиняющееся прелату. «О. D.» ведет активную работу в сфере высшего католич. образования. В 1948 г. в Риме была открыта коллегия Св. Креста, где проходят подготовку буд. священники для «O. D.». С 1953 г. в Риме действует коллегия Пресв. Девы Марии для мирян - членов «O. D.». В 1952 г. в Памплоне (ныне столица испан. автономной обл. Наварра) было открыто высшее учебное заведение, получившее 6 авг. 1960 г. от Папского престола статус ун-та (An. Pont. 1961. P. 1080), с 1962 г. Наваррский ун-т имеет гос. аккредитацию. Созданный в 1964 г. по инициативе Эскривы де Балагера учебный центр «О. D.» в г. Пьюра (Перу) в 1969 г. также получил статус ун-та. 15 окт. 1984 г. в Риме прелатурой «О. D.» был открыт ун-т Св. Креста; 9 янв. 1985 г. Конгрегация католич. образования дала ему статус филиала Наваррского ун-та. С 1990 г. ун-т Св. Креста имел статус рим. атенеума, независимого от Памплоны. В 1995 г. папа Иоанн Павел II пожаловал атенеуму титул папского учебного заведения, а 15 июля 1998 г. официально преобразовал его в папский ун-т (Pontificia Universitas Sanctae Crucis - An. Pont. 2012. P. 1902). В 1989 г. в Сантьяго-де-Чили прелатура «О. D.» учредила Андский ун-т (Universidad de los Andes). Должности канцлеров во всех ун-тах занимает прелат «О. D.» (за исключением Андского ун-та, где он именуется почетным ректором). Идейные основы, принципы организации и деятельность «О.

http://pravenc.ru/text/2581453.html

Teologia//História da universidade em Portugal. 1997. Vol. 1. T. 1. P. 237-242). В это же время был решен вопрос о доходах ун-та: в 1411 г. антипапа Иоанн XXIII одобрил прошение кор. Жуана I о предоставлении ун-ту бенефициев (по 1 приходу в каждом диоцезе); впосл. нек-рым преподавателям назначались специальные выплаты. В 1431 г. были составлены университетские статуты о порядке присуждения степеней, тогда же покровитель (protector) ун-та инфант Энрике Мореплаватель подарил ему здания в Лиссабоне. В 1443 г. регент инфант Педру выдвинул идею создания 2-го ун-та в К. (не реализована). В 1447 г. по завещанию д-ра Дьогу Афонсу ди Манганши была основана коллегия для проживания бедных студентов. В XIII-XV вв. ун-т не пользовался авторитетом даже в Португалии: жители королевства предпочитали получать образование в ун-тах Саламанки, Болоньи, Парижа, Падуи, Монпелье. По-видимому, выпускники ун-та становились гл. обр. сотрудниками королевской канцелярии, но не занимали высоких должностей ( Norte A. Lentes, escolares e letrados: Das origens do Estudo Geral ao final do século XIV//Universidade Medieval em Lisboa. 2013. P. 120-122). В XV в. произошло сближение ун-та и королевского двора, увеличилось значение протектора ун-та (как правило, им был король, член правящей династии или высокопоставленный вельможа); университетская корпорация лишилась права самостоятельно разрабатывать статуты ( Oliveira A. R., de. A mobilidade dos Universitários//História da universidade em Portugal. 1997. Vol. 1. T. 1. P. 349). Высказывалось мнение, что ун-т фактически утратил автономию ( Brand ã o, Almeida. 1937. P. 118-121). «Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг. «Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг. В 1503 г. кор. Мануэл I даровал ун-ту новые статуты, в к-рых впервые упоминается об отдельных кафедрах естественной и моральной философии в составе фак-та свободных искусств. В связи с географическими открытиями и развитием мореплавания была учреждена кафедра астрологии. Оформилась структура богословского фак-та, состоявшего из 3 кафедр (Первой (Prima), Вечерней (Vespera) и Свящ.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

С ХХ в. формы церковно-гос. отношений представляют собой широкий спектр правовых статусов религ. общин. В порядке формального убывания прав религ. объединений это - теократия (Иран, Ватикан); гос. церковность; особое правовое положение отдельных религ. орг-ций; наделение отдельных религ. общин привилегиями; наличие у религ. общин статуса корпорации публичного права; радикальное отделение религии от гос-ва при полном равенстве религ. объединений; подавление гос-вом религ. объединений (отдельных или всех). В правовых гос-вах существование гос. Церкви уже не влечет за собой дискриминации религ. меньшинств; вмешательство светской власти во внутренние дела Церкви обычно минимизировано. В законодательстве таких гос-в нет ни прямых запретов отпадения от гос. Церкви, ни к.-л. вообще юридических затруднений для перемены вероисповедания. На практике реальное положение религ. общин в большинстве из совр. правовых гос-в несколько различается в зависимости от того, отделена или нет религия от гос-ва. При существовании гос. Церкви, напр. в совр. Великобритании, Дании, Греции, нет полного равноправия религ. общин; гос. Церковь имеет юридические привилегии, но при этом община, не имеющая статуса гос. Церкви, подчас реально может пользоваться большими возможностями в своей внутренней жизни. В Великобритании, напр., гос. англикан. Церковь в отличие от католич. поставлена в нек-рую зависимость от монарха. В то же время там практически нет дискриминации католиков, кроме того, что католику, равно как и всякому вообще лицу, не принадлежащему к англикан. Церкви, недоступен королевский престол. В. в России Воспринявшая Православие от Византии Русь усвоила и основополагающий принцип визант. отношений Церкви и гос-ва - принцип симфонии властей . При этом в отличие от Византии высшая церковная власть в допетровской Руси была более независима от гос-ва. Православие в России составляло народную святыню, и его защита была высшей обязанностью царя перед Богом. Соборное уложение 1649 г ., изданное при царе Алексее Михайловиче , содержит положения, направленные на защиту правосл. веры и неприкосновенности установлений Церкви под угрозой тяжких наказаний для покушающихся на святыни. 1-я глава Уложения, «О богохульниках и о церковных мятежниках», в частности, гласит: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т. 3. С. 85).

http://pravenc.ru/text/150455.html

5 нояб. 1804 г. имп. Александром I Павловичем был утвержден 1-й Общий устав ун-та, предоставивший ему автономию; управлял ун-том совет профессоров, к-рый избирал ректора, ведал замещением кафедр, определял порядок учебного процесса, являлся ученым советом и высшей инстанцией университетского суда. Первым выборным ректором стал Х. А. Чеботарёв, проф. истории и словесности. Вместо 3 фак-тов было образовано 4 отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных, или медицинских, наук и словесных наук - и 28 кафедр вместо прежних 10. В 1803 г. П. Г. Демидов пожертвовал ун-ту 100 тыс. р., часть доходов с капитала была использована на организацию кафедры натуральной истории, получившей по уставу 1804 г. название Демидовской. В 1805 г. открыта глазная больница, в авг. того же года - Клинический ин-т, 7 янв. 1806 г.- Повивальный ин-т и родильный госпиталь. В 1807 г. кнг. Е. Р. Дашкова передала в дар ун-ту кабинет натуральной истории и др. редкостей, экспонаты к-рого она собирала более 30 лет при участии августейших персон иностранных гос-в. В 1804 г. при ун-те было открыто Об-во истории и древностей российских, а также Об-во соревнования медицинских и физических наук (с 1845 Физико-медицинское об-во) и созданное Г. И. Фишером фон Вальдгеймом Московское об-во испытателей природы (МОИП). В 1811 г. учреждены Об-во математиков и Об-во любителей российской словесности, их почетными членами были И. В. Гёте , А. фон Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Б. Ламарк. К 1812 г. в ун-те было 215 студентов. Перед занятием Москвы франц. войсками ректор И. А. Гейм с профессорами выехал в Н. Новгород, куда перевезли наиболее ценные предметы из б-ки и музеев, а также сосуды, крест и Евангелие из университетской церкви. Удалось спасти лишь небольшую часть экспонатов из коллекций ун-та. Сгорели архив, б-ки профессоров, погибла коллекция рус. древностей, состоявшая из рукописей, старопечатных книг и монет. Ун-т остался без здания для занятий и без домовой церкви. Восстановление пострадавшего в огне корпуса началось в 1817 г. В том же году попечитель ун-та кн. А. П. Оболенский обратился к викарию Московской епархии архиеп. Августину (Виноградскому) с просьбой отдать под домовый храм вмч. Георгия на Красной Горке. В сент. 1817 г. под университетскую церковь был отдан только верхний придел во имя арх. Михаила, к-рый переосвятили во имя мц. Татианы и перенесли в него спасенную утварь из прежней Татианинской ц. Университетский храм располагался здесь до 1837 г.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010